Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления "Волшебная палитра".
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Программа содержит пояснительную записку, основные направления работы изостудии "Волшебная палитра" и календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnaya_palitra.odt | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа с. Екатериновка
муниципального района Красноярский Самарской области
Программа художественно-эстетического направления
изостудия «Волшебная палитра»
Составитель программы:
учитель:
Погодина Н.П.
2015-2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Волшебная палитра » для 2-3 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования.
Цель программы:
Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.
Задачи:
- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в изобразительном искусстве и творческой деятельности.
- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
- освоение детьми основных правил изображения;
- овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;
- развитие стремления к общению с искусством;
Воспитательные задачи:
- формирование эстетического отношения к красоте окружающего
- развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
Творческие задачи:
- умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;
- развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Программа разработана как система введения в художественную культуру и включает в себя изучение основ живописи ,техники рисования, декоративно-прикладного искусства. В связи с этим выделяется следующие виды художественной деятельности:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
Постоянное практическое участие школьников в этих видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Занятия предполагают сотворчество педагога и воспитанника; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Программа изостудии «Волшебная палитра» предусматривает чередование занятий индивидуального практического творчества учащихся и занятий коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).
Художественная деятельность: изображение с натуры, по памяти, по представлению; декоративная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 часа в неделю , 68 часов в год.
Ценностные ориентиры содержания рабочей программы
Приоритетная цель дополнительного художественного образования— духовно-нравственное развитие ребенка.
Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать воспитанникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Требования к планируемым результатам освоения программы:
Личностными результатами» является формирование следующих умений:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с педагогом;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-адекватно воспринимать предложения и оценку педагогов, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные УУД:
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные УУД:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:
Обучающийся научится:
-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, коллаж;
- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
- способы и приёмы обработки различных материалов;
- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учётом замысла;
Обучающийся получит возможность научиться:
- усвоить основы художественной деятельности: изображение на плоскости; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;
-участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, дизайн, декоративно-прикладные формы искусства;
- развивать фантазию, воображение;
-приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
- научиться анализировать произведения искусства;
- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
Содержание программы.
Вводное занятие 1час.
Беседа о правилах поведения в кабинете изостудии. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с планом работы.
Уроки фантазии-15 часов.
Знакомство с различными видами нетрадиционных техник рисования. Монотипия, рисование набрызгом , акварель и соль. Создание композиций с их использованием.
Живопись-26 часов.
Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст теплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.
Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, рыб, растений, трав. Изображение поверхности земли, воды; неба. Изображение построек. Практическая работа: изображение сюжетных композиций, пейзажей, натюрмортов, природных объектов, сказочных персонажей. Ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых.
Азбука рисования — 9 часов.
Ознакомление с приёмами рисования различных животных: рыб, насекомых, птиц, зверей. Создание сюжетных композиций на основе полученных знаний и умений. Приём стилизации в живописи.
Декоративно-прикладное искусство — 6 часов.
Ознакомление с некоторыми видами декоративно-прикладного искусства: дымковская и филимоновская росписи игрушек, гжельская и хохломская росписи. Создание эскизов игрушек и посуды.
Секреты мультипликации — 10 часов.
Передача чувств на бумаге. Изображение различных форм головы в зависимости от характера героев (злодей, красавица, весёлый, задумчивый...) . Пропорции тела человека. Как подбирать форму тела в зависимости от персонажа. Создание мультипликационных образов, используя простые геометрические фигуры. Рисование персонажей мультфильмов с передачей характерных признаков.
Организация и обсуждение выставки детских работ -1час.
Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.
Календарно-тематическое планирование занятий изостудии «Волшебная палитра»
(68 часов)
№ п/п | Тема | Содержание | Дата | |||
Вводное занятие | ||||||
1 | «Знакомство с изостудией» | Беседа о правилах поведения в кабинете изостудии. Инструктаж по технике безопасности. Проведение рисуночного теста на выявление способностей к изодеятельности. | ||||
Уроки фантазии | ||||||
2-3 | «Чудеса монотипии» | Техника «Монотипия». Приемы выполнения работ в этой технике. "Обитатели морских глубин», «Динозавры». | ||||
4-6 | «Приём рисования «набрызгом» | Знакомство с приёмом рисования «набрызгом». Выполнение работ в этой технике: «Сивка-Бурка», «Вперёд, в Лапландию», «Полевые цветы». | ||||
7 | «Ночное небо» | Изображение ночного неба с применением техники «набрызгом». | ||||
8-10 | «Витраж» | Выполнение декоративной композиции: "Рыбки в аквариуме», «Сказочные птицы». | ||||
11-14 | «Силуэт» | Изображение силуэтов людей, танспорта с помощью трафаретов. Композиция «В Космосе», «Среди морских просторов», «По дорогам Земли». | ||||
15-16 | «Акварель и соль» | Рисование пейзажа по замыслу в технике рисования акварелью и солью. | ||||
Живопись | ||||||
17-20 | Пейзаж. Способы изображения деревьев. | Обучение приёмам рисования деревьев. Техника рисования «по мокрому», «примакивание». Рисование с помощью поролона. Зигзагообразные деревья. Рисование различных деревьев(берёза, сосна, дуб). Использование полученных умений при выполнении пейзажей : «Берёзовая роща», «Осень в лесу», «Ели»... | ||||
21-22 | Пятно в живописи. | Получение живописного пятна. «Поздняя осень», «Золотая осень». | ||||
23 | Пишем небо. | Техника рисования «живопись в размывку». Летнее небо. |
| |||
24-26 | Приёмы изображения воды. | Знакомство с различными способами изображения воды. Как нарисовать волны, рябь. Мыльная живопись. «Морской пейзаж». | ||||
27-28 | Теплые и холодные цвета и оттенки | Контраст теплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или черной краской.Выполнение тематической композиции «На Антарктиде», "В пустыне», используя для этого теплую и холодную гамму цветов и оттенков акварели. | ||||
29-30 | Осенний дуб. | Выполнение изображений в технике «пуантизм». | ||||
31-32 | Зимний пейзаж. | Рисование белой гуашью на тонированном картоне. | ||||
33 | В волшебном лесу. | Выполнение рисунка средствами графического изображения – линией и пятном. Материалы: акварель, фломастеры. | ||||
34 | Натюрморт | Особенности жанра. Отличие от других жанров изобразительного искусства. Композиционное построение натюрморта на цветном картоне. Расположение перекрывающих друг друга предметов, путем частичного перекрытия. Выполнение натюрморта с фруктами. | ||||
35 | «Постройки вокруг нас» | Передача фактуры материалов (кирпич, камень, черепица, дерево). Стены и башни. | ||||
36-37 | "Старинный замок» | Изображение средневекового замка. | ||||
38-39 | «Дворцы» | Изображение чудесного дворца. | ||||
40-42 | «Сказочный замок». | Изображение замка. Для сказочного героя. Передача в постройке характера персонажа. Замок Снежной королевы. Замок Чародея. Замок прекрасной принцессы. | ||||
Азбука рисования. | ||||||
43-44 | Рисуем рыб. | Приёмы рисования рыб. Жители аквариума. В морских просторах. | ||||
45 | Рисуем насекомых. | Простейшие приёмы рисования насекомых (жуки, бабочки…) | ||||
46-47 | Рисуем птиц. | Как рисовать птиц. Птицы вокруг нас. | ||||
48-49 | Рисуем животных. | Изображение животных на основе простейших геометрических форм. | ||||
50-51 | Приём стилизации. | Рисование иллюстраций к сказкам, используя приём стилизации («Сорока- белобока», «Теремок», «Курочка Ряба»…). | ||||
Декоративно-прикладное искусство | ||||||
52-53 | Русская игрушка. Дымковская и филимоновская глиняные игрушки. | Знакомство с дымковской и филимоновской росписью. Создание эскизов глиняных игрушек и их роспись. | ||||
54-55 | Голубая гжель. | Знакомство с гжельской росписью 2.Составление простого узора из элементов гжельской росписи. Создание эскизов посуды и роспись по мотивам гжельских мастеров. | ||||
56-57 | Золотая хохлома. | Знакомство с хохломской росписью. Составление простого узора из элементов хохломской азбуки. Создание эскизов посуды. | ||||
Секреты мультипликации | ||||||
58 | Рисуем лицо. Эмоции. Мимика. | Передача чувств на бумаге. | ||||
59-60 | Рисуем персонажа мультфильма (пчела, комар, паук, лягушка, гусеница, цветы...) | Рисование персонажей мультфильмов с передачей характерных признаков.
| ||||
61 | Рисуем голову. | Изображение различных форм головы в зависимости от характера героев (злодей, красавица, весёлый, задумчивый...) | ||||
62-63 | Рисуем туловище. Пропорции тела. | Пропорции тела человека. Как подбирать форму тела в зависимости от персонажа. | ||||
64-65 | Создание мультипликационных образов. | Создание мультипликационных образов, используя простые геометрические фигуры. | ||||
66-67 | Выполнение иллюстраций к мультфильмам. | |||||
68 | Итоговое занятие | Подведение итогов работы. Выставка работ. |
Литература.
Большой самоучитель рисования /Пер.с англ. О.Солодовниковой, Н.Веденеевой, А.Евсеевой. - М.:ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС».
Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева. — М., 2009.
Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления. Студия «Театральная»
Пилотная площадка 1 класс. Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления. Студия «Театральная»...
Рабочая программа внеурочной деятельности (Художественно-эстетическое направление) 1 класс
«Волшебный мир оригами»...
Образовательная программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления. Кружок "Волшебная иголочка"
Образовательная программа разработана для организации кружка по вышивке ....
Программа внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности «Умелые руки»
Программа рассчитана на 1 год обучения для детей 7 - 8 лет. Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная...
Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Фантазии из бумаги» .
Программа внеурочной деятельности "Фантазии из бумаги" художественно-эстетического направления....
Программа внеурочной деятельности художественно - эстетического направления. «Друзья Самоделкина»
В программу входит пояснительная записка и КТП. Успешно реализуется в 1-4 классах....
Программа внеурочной деятельности художественно - эстетического направления "Кукольный театр"
Программа внеурочной деятельности художественно - эстетического направления "Кукольный театр" реализуется в начальной школе с целью приобщения младших школьников к творчеству, выявление...