Роль внеурочной деятельности младшего школьника в развитии познавательного интереса и успешной социализации личности
по теме

Орлова Вера Васильевна

Из опыта работы  по внеурочной деятельности учителя начальных классов высшей категории МОАУ СОШ №4 г. Шимановска Орловой Веры Васильевны. В докладе представлен опыт работы по внеурочной деятельности за три года, определены цели изучаемых курсов, пути их реализации, результаты работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_doklad.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы

 по внеурочной деятельности учителя начальных классов высшей категории МОАУ СОШ №4 г. Шимановска Орловой Веры Васильевны.

Роль внеурочной деятельности младшего школьника в развитии познавательного интереса и успешной социализации личности.

        Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто, жить готовясь, не живёт.

С.Я. Маршак.

        «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В.А. Сухомлинский)

        Эти мысли В.А. Сухомлинского – яркая иллюстрация значимости внеурочной деятельности младшего школьника в воспитании и развитии познавательного интереса в его жизни и в его социализации.

        Что такое внеурочная деятельность? Обратимся к толковому словарю: «Внеурочная деятельность – интегративное понятие, которое определяет комплекс различных занятий учащихся, осуществляемых в свободное от учёбы время». Опираясь на трёхлетний опыт работы, утверждаю, что внеурочная деятельность – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации.

        Формы внеурочной деятельности различны и многообразны: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.  Занятия по направлениям внеурочной деятельности учащихся, позволяют в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

        Организовывая внеурочной деятельности, предполагаю получить результаты трёх уровне:

- приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;

        -формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);

        - получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

        В нашем учительском коллективе в организации внеурочной деятельности младших школьников участвуют не только учителя начальных классов, но и учителя-предметники: музыка, ИЗО, информатика. А также педагоги станции туристов, краеведческого музея, они на протяжении трёх лет ведут работу курсов: «Край, в котором я живу», «Основы хорового пения», «Юный скульптор», «Весёлая палитра», «Родной дом», «Инфознайка».

        Остановлюсь на кружках, которые провожу сама на протяжении трёх лет. В первом классе организовала деятельность ребят в кружках: «Азбука содержания животных», «Декоративно-прикладное искусство», «Час игры».

На занятиях по прикладному искусству дети получили возможность проявить себя, творчески раскрыться; познакомились с различными приёмами мастерства в этой области, учились видеть, понимать, анализировать произведения искусства. В конце года оформили выставку работ, которой очень гордились, т.к. её посетили не только ученики соседних классов, но и родители.

        На занятиях кружка «Азбука содержания животных» учились использовать уже имеющиеся знания о животных, которые живут в доме. Узнали о том, как животные оказались в доме у человека, об отношении первобытных людей к животным, о поклонении священным животным: познакомились с группами животных: животные, которыми можно любоваться; животные, за которыми можно наблюдать; животные – помощники. На занятиях дети презентовали своих домашних животных на слайдах презентаций, которые выполнили вместе с родителями; показывали фотографии. Особенно нравилось детям  рисовать своих питомцев. Выставка рисунков украшала класс. Ребята учились правильно ухаживать за домашними животными: хомяками, кошками, собаками, попугаями, свинками, рыбками. Не только учились культуре содержания, нои культуре взаимного общения с животными. Участие в работе кружка воспитывает в детях чувство ответственности за тех, кого они приручили.

        «Час игры» - кружок, который помог ребятам-первоклассникам приобрести навыки коллективного общения, культуры поведения в игре, команде. Игры развили внимательность, любознательность, ловкость, наблюдательность. Стали любимыми игры: «Вороны и воробьи», «Белки, орехи и шишки», «Счёт за 30», «Совушка», «Рыбы, птицы, звери», «Поход», «Назовись», «Математика» и др., разные: подвижные и спокойные, интеллектуальные и способствующие развитию актёрского мастерства.

        Уже во втором полугодии легче было организовать отдых первоклассников на переменках, т.к. дети стали использовать приобретённый игровой опыт.

         Во втором классе организовала работу театрального кружка «Театр и мы». Актуальность программы кружка обусловлена потребностью общества в развитии нравственных и эстетических качеств личности человека, т.к. именно средствами театральной деятельности возможно формирование творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, способной  к творческому труду, сочинительству, фантазированию. На занятиях второклассники знакомились с элементами сценической грамоты, развили творческие способности, приобретали речевые и сценические навыки, учились чувствовать и ценить красоту. Основными формами проведения занятий являлись игры, конкурсы, викторины, беседы, посещение спектаклей, выступление на классных и школьных праздниках, родительские собрания. В конце учебного года поставили спектакль «Путешествие по стране дорожных знаков» для первоклассников. Это был особенно актуальный спектакль перед летними каникулами. Ребята показали всё, чему они научились в кружке. Участниками этого спектакля –праздника, своеобразного творческого отчёта, стали нее только члены кружка, но и сами первоклассники, старшеклассники ЮИДовцы, учитель ОБЖ, администрация школы и родители, которые переживали за своих артистов и гордились ими.

        Постепенно во внеурочную деятельность стали включаться и другие учителя младших классов, зародилась хорошая традиция: устраивать творческий отчёт кружковой деятельности в конце учебного года. Участники творческого отчёта демонстрируют свои успехи и достижения, даря праздник всей школе.

        В третьем классе (продолжаю и в четвёртом) была организована работа кружков «Азбука нравственности» и «Азбука безопасности». Целями кружка «Азбука нравственности» являются:

- выработка основных этических понятий;

- усвоение нравственных норм, правил, требований;

-ознакомление с культурными традициями родного края;

-формирование культуры нравственного поведения;

-выработка нравственных основ мировоззрения и навыков самовоспитания.

        Занятия проводятся с яркой эмоциональной окраской, используются игровые элементы и ситуации, наглядность, известные детям художественные образы в искусстве и литературе. Через художественное произведение открывается окно во внутренний мир человека, народная мудрость используется как обобщение, выраженное кратко и назидательно, как своеобразная формула нравственной нормы. Важно обеспечить активность учащихся: рисование, сочинение, отгадывание загадок, инсценирование. В конце года проводили итоговые занятия. На них организовываем выставку творческих работ (сказки, сочинённые детьми, о добре, зле, рисунки), инсценирование сочинённых сказок. На итоговых занятиях присутствуют родители, они помогают украсить помещение, сделать костюмы и атрибуты для инсценировки.

         В настоящее время возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан РФ привычки ЗОЖ. Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовать в специальной отдельной образовательной области «Азбука безопасности».

        В 3-м классе изучение ОБЖ направлено на достижение следующих целей:

-воспитание ответственности за личную безопасность и безопасность общества, ответственного отношения к своему здоровью, к сохранению окружающей среды;

-развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

-освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;

-формирование умений: оценивать опасные ситуации, безопасного поведения в них, использование средств индивидуальной и коллективной защиты, оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

         На занятиях кружка использую беседы, экскурсии: «Дорога в школу», «Светофоры города», экскурсия в пожарную охрану, в отделение полиции, на посты ГИБДД. Члены кружка – активные пропагандисты правил поведения школьников в быту, правил дорожной и пожарной безопасности. В течение года были подготовлены две антибригады, которые провели встречи с первоклассниками, второклассниками по темам: «Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения», «Осторожно- огонь!», где использовали стихи, загадки, рисунки, конкурсы, викторины. Награждали сладкими призами тех, кто активно отвечал на вопросы викторины.

В четвёртом классе работа кружка продолжается.

Экскурсия – средство внеурочной деятельности, реализовывающее ФГОС. Мои ученики (3А класс) в течение 2012-2013гг. были частыми посетителями городского краеведческого музея, городской библиотеки, побывали на местной метеорологической станции, станции по обезжелезыванию воды, а в конце учебного года посетили село Албазино, познакомились с историей амурского казачества, с деятельностью школьного объединения «Казачата».

        Таким образом я организую внеурочную деятельность моих воспитанников, с глубоким осознанием того, что  в своё время высказал В. Сухомлинский об ученике: «Он должен быть не только школьником, но и прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями».

        

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья по теме: " Формирование универсальных логических действий младших школьников через развитие познавательного интереса на уроках математики.

В статье рассмотрены практические аспекты формирования логических универсальных действий младших школьников....

Активизация познавательной деятельности младших школьников с применением ИКТ, как условие успешности обучения

Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному "творчеству", к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока. На таких уроках ...

Активизация познавательной деятельности младших школьников с применением ИКТ, как условие успешности обучения

Активизация познавательной деятельности младших школьников с применением ИКТ, как условие успешности обучения...

« Внеурочная деятельность младших школьников как условие социализации личности »

Прежде, мы сами должны четко знать и понимать, что мы хотим  и можем дать ребенку для его безболезненного вхождения во взрослую жизнь, какими качествами личности он должен для этого обладать....

Формирование УУД у младших школьников, посредством развития познавательного интереса.

Формирование УУД на уроках в начальной школе. Формы и технологии....

Статья "Возможности внеурочной деятельности младших школьников для развития их учебно-познавательной мотивации"

В статье рассматриваются возможности реализации внеурочных занятий по математике в совокупности с освоением экономики, что способствует расширению математического и экономического кругозора и эрудиции...