Формирование УУД у младших школьников, посредством развития познавательного интереса.
методическая разработка (3 класс)
Формирование УУД на уроках в начальной школе. Формы и технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад, формирование УУД, у младших школьников | 58.34 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование познавательных УУД у младших школьников при обучении русскому языку на основе технологии проблемного диалога»
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные перемены в представлении о целях образования и путях их реализации. Фактически, происходит переход от обучения как преподнесения системы знаний к активной деятельности над заданиями-проблемами с целью выработки определенных решений; от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.
В настоящее время наиболее перспективным путем признано формирование у школьников общеучебных умений, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения. Поэтому важно оценивать готовность школьников к обучению на новой ступени образования не только и не столько на основе знаний, умений навыков, сколько на базе сформированности основных видов универсальных учебных действий. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы становится ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться.
Формирование УУД это один из приоритетов современного начального образования. Действующие ранее стандарты акцентировали внимание на предметном содержании образования. В основу обучения был положен объём знаний, умений, навыков, который должен освоить ученик. Ученые и учителя определяли, что нужно знать ученику по тому или иному предмету. Однако становится очевидным, что требования к уровню подготовки ученика по конкретным предметам не означают его успешной социализации после окончания школы. Конкурентоспособность личности определяется не только предметными знаниями, а и надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности. Поэтому сегодня, когда информация так быстро обновляется, ученику школы важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить универсальные учебные действия .
Анализ литературы по теме исследования показал, что педагогикой и психологией накоплено достаточное количества материала, характеризующегося своим многообразием научных подходов в изучении проблемы формирования познавательных УУД, и позволяющих сделать его обобщение, и произвести переоценку сложившихся теоретических взглядов и технологических подходов. Однако, нельзя сказать, что научная проблематика внутри этой сложной проблемы исчерпана. Необходимо отметить, что, наряду с наличием научных и практических наработок, и признанием необходимости формирования познавательных УУД, было выявлено недостаточное использование в практике дидактического потенциала элементов проблемного обучения младших школьников при формировании компонентов познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка. Данные факты и обусловили актуальность выбранной темы исследования.
При изучении психолого-педагогической литературы было выявлено противоречие между необходимостью формирования познавательных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста на уроках русского языка и недостаточностью путей решения проблемы.
Выделенная проблема позволила определить тему исследования: "Формирование познавательных УУД у младших школьников при обучении русскому языку на основе технологии проблемного диалога ".
Цель исследования: выявить и экспериментально доказать эффективность использования технологии проблемного диалога при формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: процесс формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на основе технологии проблемного диалога.
Цель, объект и предмет исследования позволили сформулировать гипотезу, согласно которой эффективность формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка может быть обеспечена, если:
- на основе анализа практики современного начального образования, с учетом требований нового федерального государственного образовательного стандарта обозначены и внедрены в практику современной начальной школы технологии проблемного диалога, способствующие формированию универсальных учебных действий младших школьников;
- изучены и отобраны методы и формы проведения уроков русского языка, способствующие формированию познавательных универсальных учебных действий;
- дано экспериментальное обоснование процесса для объективной оценки уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий.
Цель и гипотеза определили задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть сущность и структуру познавательных универсальных учебных действий, дать теоретическое обоснование необходимости формирования познавательных универсальных действий на уроках русского языка в начальной школе
3. Изучить компоненты технологии проблемного диалога, способствующие формированию познавательных универсальных учебных действий.
4. Выявить критерии оценивания сформированности познавательных УУД у младших школьников.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретические (теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования); эмпирические (наблюдение за учебным процессом, эксперимент); статистический метод обработки данных.
Практическая значимость: в ходе исследования было рассмотрено использование технологии проблемного диалога на уроках русского языка, как средства формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. Были получены результаты, которые могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений и в работе педагогов начальной школы.
База исследования: МОУ СОШ № 6 Центрального района г. Волгограда.
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе
Общая характеристика познавательных универсальных учебных действий
Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимается совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию. Интегративный характер способности к саморазвитию позволяет нам определить систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию, обеспечивающую у учащихся «умение учиться». Е.В. Бондаревская определяет ключевую компетенцию, как личностно-осознаваемую, вошедшую в субъективный опыт, имеющую личностный смысл систему знаний, умений, навыков, которая имеет универсальное значение, т.е. может быть использована в различных видах деятельности при решении множества жизненно значимых проблем.
Универсальные учебные действия разработчиками федерального государственного образовательного стандарта второго поколения подразделяются на следующие виды: регулятивные, познавательные, личностные и коммуникативные действия.
В связи с формулированной ранее темой исследования, рассмотрим более подробно формирование познавательных универсальных учебных действий.
Познавательные УУД включают: общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблемы. Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее, осуществлять поиск недостающей информации, осмыслять тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; ставить и формулировать проблемы.
Для того, чтобы научить ребёнка ставить и формулировать проблемы, необходимо, во-первых, сформировать у него опыт, умение видеть проблемы; затем он должен узнать, что такое проблема, почему важно самому уметь ставить и формулировать её, как это делать; далее научиться сознательно формулировать проблемы; наконец, проконтролировать его.
Достижение ожидаемого результата - умения ставить и формулировать проблему дело не одного урока. Только планомерное систематическое использование деятельностного метода обучения, проблемно-диалогического метода на уроках, на мой взгляд, позволит сформировать это познавательное универсальное учебное действие у учащихся. А. И. Савенков в книге «Методика исследовательского обучения младших школьников» определяет проблему, как затруднение, неопределённость. Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные на исследование всего того, что связано с данной проблемной ситуацией. В книге предлагаются задания для развития умений видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, делать умозаключения и выводы. Учителю, очень важно продумывать задания, вопросы, упражнения к уроку.
Формирование познавательных УУД средствами учебного предмета «Русский язык»
Приоритетами содержания предмета начальной школы «Русский язык» в формировании познавательных УУД являются:
А) общеучебные - моделирование (перевод устной речи в письменную)
Б) логические - формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера
Типовыми задачами формирования познавательных универсальных учебных действий в образовательной системе «Школа 2100» являются:
- общеучебные - ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил, строения слова и предложения, ориентировка ребёнка в грамматической и синтаксической структуре родного языка;
- знаково-символические - усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв, разбор слова по составу, путём составления схемы), преобразования модели (видоизменения слова), звуко-буквенный анализ, замещение (например, звука буквой);
- информационные - извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания (энциклопедии, словари, справочники, СМИ, интернет-ресурсы и пр.), добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами (наблюдение, чтение, слушание), перерабатывать информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия) для получения необходимого результата – в том числе и для создания нового продукта, преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, таблица, схема, график, иллюстрация и др.) и выбирать наиболее удобную для себя форму, уметь передавать содержание информациит в сжатом или развёрнутом виде, составлять план текста, тезисы, конспект;
- логические - работа с текстом, осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме, поиск, сравнивание, классификация таких языковых единиц как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, письмо и проверка написанного.
Проведя анализ образовательной системы «Школа 2100» в области изучения предмета «Русский язык», были выявлены типовые задания, нацеленные на развитие познавательных универсальных учебных действий.
Это, прежде всего задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации.
- 4 класс, упр. 75. «Составь самостоятельно инструкцию (алгоритм) «Как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении». 1. Найти и подчеркнуть …2. Посчитать … 3. Если … 4. Найти границы … 5. Выделить … 6. Поставить … Сравни свою инструкцию с той, которая дана в конце учебника на с. 140-141. Пользуйся инструкцией при выполнении следующих упражнений»
- Правила, определения и т.п. в виде графических схем, таблиц, алгоритмов, разного рода визуальных подсказок и ключей, «иллюстративного» визуального ряда (даны в учебнике или составляются детьми). Например, 3 класс, упр.1. «Что ты можешь рассказать о словах …? Тебе поможет схема на стр. 5»; подобное упр. 208, 3 класс;
- Приёмы работы с правилами и определениями как учебно-научными текстами. Например, 3 класс, упр. 437, итог открытия знаний по теме «Простые и сложные предложения». После определений простого и сложного предложения даётся задание: «1. Ты прочитал учебно-научный текст. Из скольких частей он состоит? 2. На какой вопрос отвечает каждая часть? 3. Запиши эти вопросы под цифрами. У тебя получился план текста. 4. Перескажи этот текст по плану».
- Система работы с различными словарями. Например, 4 класс, упр. 12. «Прочитай слова. Объясни значение каждого слова. Воспользуйся толковым словарём, словарём иностранных слов»; упр.14. « …. Запиши слова в нужной последовательности и проверь по словарю С.И. Ожегова.»; 3 класс, упр. 221. «… В каких книгах можно встретить эти слова? А где можно уточнить, что означают эти слова?».
Вывод по главе 1
Рассмотрев теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий, можно сделать следующие выводы:
Стратегическим направлением оптимизации системы начального общего образования является формирование универсальных учебных действий (общих учебных умений, метапредметных умений, обобщенных способов действий, "ключевых" умений), обеспечивающих готовность и способность ребёнка к овладению компетентностью "уметь учиться".
Универсальные учебные действия (УУД) составляют систему в составе четырех видов: личностные – самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание; регулятивные – планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка; познавательные – общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия поиска и постановки проблем; коммуникативные – планирование сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свою позицию в соответствии с нормами родного языка, понимание языка соответствующей предметной области.
Глава 2. Описание педагогического опыта по проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников средствами проблемно-диалогической технологии
2.1.Особенности технологии проблемного диалога
Формированию познавательных УУД способствуют технология деятельностного типа, представленная в используемой в школе УМК «Школа 2100» - Проблемно-диалогическая технология.
Данная технология даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения.
Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
Поиск решения – этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.
В методическом аппарате учебников предусмотрено знакомство учащихся с этой технологией (общая для всех учебников вступительная статья «Как мы будем учиться»). Этапы технологии обозначены в учебниках плашками оранжевого цвета («Определяем проблему урока», «Решаем проблему, открываем новые знания», «Сравниваем свой вывод с авторским» и т.п.).
Проблемно-диалогическое обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учеников по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.
Именно проблемное обучение способствует решению задачи формирования универсальных учебных действий (особенно регулятивных и познавательных).
Структура проблемного урока выглядит следующим образом:
Цель урока: знание.
Этап урока: введение. Творческие звенья деятельности учащихся:
постановка учебной проблемы - формулирование вопроса или темы урока;
поиск решения - открытие субъективно нового знания.
Этап урока: воспроизведение. Творческие звенья деятельности учащихся: выражение решения - выражение нового знания в доступной форме; реализация продукта - представление продукта учителю и классу.
Существует 2 типа проблемных ситуаций:
• Проблемная ситуация с удивлением;
• Проблемная ситуация с затруднением.
Каждый тип предполагает определённые приёмы создания проблемной ситуации.
Тип проблемной ситуации: с удивлением.
Тип противоречия: между двумя (или более) положениями.
Приёмы создания проблемной ситуации:
1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.
2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.
Тип противоречия: Между житейским представлением учащихся и научным фактом
3.Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».
Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.
Тип проблемной ситуации:
Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.
Приёмы создания проблемной ситуации:
1.Дать практическое задание, не выполнимое вообще.
2.Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.
3.Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.
Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.
2.2. Описание опыта использования средств проблемно-диалогичной технологии на уроках русского языка
При создании проблемной ситуации необходимо было учитывать специфику преподаваемого предмета. Таким образом, на уроках русского языка я использовала противоречия между несколькими положениями и противоречия между необходимостью и невозможностью выполнить задание и приёмы создания проблемной ситуации, соответствующие данным типам противоречий.
Например, на уроке по теме «Глаголы-исключения» детям предлагала определить, какие окончания нужно написать в глаголах: слыш.шь, вид.шь, держ.т, смотр.т, ненавид.т. Ребята, действуя по изученному алгоритму, определяли спряжение по начальной форме глагола. Затем им предлагалось сравнить выполненное ими задание с записью в учебнике. Дети обнаруживали, что задание выполнили неверно. Возникало противоречие между изученным правилом и данным фактом.
При подготовке к уроку изучения нового материала необходимо было определить тип знания, которое вводится на этом уроке: Факт – единичная, не содержащая обобщения информация. К данному типу можно отнести следующие темы уроков: «Русский алфавит», «Несклоняемые имена существительные», «Глаголы-исключения».
Правило – алгоритм действия, указание к тому, как поступать.
К данному типу относится изучение различных орфограмм («Безударные гласные в корне слова», «Правописание парных согласных», «Правописание непроизносимых согласных», «Правописание предлогов и приставок» и т. д.) и пунктуационных правил («Знаки препинания в конце предложения», «Запятая в предложении с однородными членами», «Запятая в сложном предложении»).
Понятие – выделение существенных признаков предмета.
К этому типу относятся уроки знакомства с частями речи, частями слова, темы: «Признаки предложения», «Признаки текста», «Склонение имён существительных», «Спряжение глаголов» и т.д.
Закономерность – отражение связей между понятиями.
Закономерности изучаются на уроках по темам: «Связь слов в предложении», «Связь имён существительных и прилагательных», «Главные и второстепенные члены предложения», «Образование имён прилагательных» и т. д.
Если вводимое на уроке знание является фактом, то целесообразно после постановки проблемы сообщить его детям в готовом виде.
Если на уроке вводится понятие с единственным признаком, целесообразно использовать подводящий диалог. При введении правил, закономерностей и понятий с несколькими признаками можно применять побуждающий или подводящий к гипотезам диалог.
В ходе своей работы я использую разнообразные методы постановки учебной проблемы:
1.Побуждающий от проблемной ситуации диалог – это отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика.
При этом мысль ученика делает скачок к неизвестному, возможны неожиданные ответы детей. С помощью побуждающего диалога развиваются творческие способности учащихся. Данный метод предпочтителен для сильных учащихся.
2.Подводящий к теме диалог – это система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли.
При подводящем диалоге практически невозможны неожиданные ответы учеников, учитель «пошагово» ведёт мысль ученика.
При этом развивается логическое мышление учащихся. Данный метод предпочтителен для слабых учащихся.
3.Сообщение темы с мотивирующим приёмом:
• Приём «яркого пятна» (сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, загадки и т.д.) Например, урок по теме «Алфавит» я начинала с загадки:
Буквы – значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке поставлены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё… (алфавит)
В начале урока «Орфограмма. Орфографическое правило» предлагала детям решить кроссворд со словарными словами, ключевым словом которого является тема урока.
• Приём «актуальность» (обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для учащихся)
Например, при изучении темы «Алфавит» я просила одного ребёнка прочитать список учащихся из классного журнала. Затем задавала вопрос: «Случаен ли порядок фамилий?» Дети убеждались, что их фамилии записаны в алфавитном порядке. Далее спрашиваю: «Где ещё вам может понадобиться знание алфавита?» Ответив на этот вопрос, ученики осознавали важность изучения этой темы. Эти приёмы могут переплетаться между собой.
При использовании данного метода развивающий эффект отсутствует, но тема становится интересной и значимой для детей.
Пути решения учебной проблемы:
1.Побуждающий к гипотезам диалог.
Общее побуждение к любым гипотезам:
- Какие есть гипотезы?
Общее побуждение к аргументу/контраргументу:
- Согласны ли вы с этой гипотезой?
Почему?
Общее побуждение к плану проверки:
- Как можно проверить эту гипотезу?
Подсказка к решающей гипотезе.
Подсказка к аргументу/контраргументу.
Подсказка к плану проверки.
Сообщение решающей гипотезы.
Сообщение аргумента/контраргумента.
Сообщение плана проверки.
На уроке возможно последовательное и одновременное выдвижение гипотез. При последовательном выдвижении проверяется каждая выдвинутая гипотеза, и лишь затем выдвигается следующая. Процесс продолжается до выдвижения и проверки решающей гипотезы.
При одновременном выдвижении возможна фронтальная или групповая проверка каждой гипотезы отдельно или одна общая проверка всех гипотез.
2.Подводящий диалог – система посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят к открытию нового знания.
3.Подводящий без проблемы диалог.
Если вводимое на уроке знание является фактом, то целесообразно после постановки проблемы сообщить его детям в готовом виде.
Например, на уроке по теме «Глаголы-исключения» после осознания детьми противоречия между изученным правилом и частным случаем, я рассказывала о том, что в русском языке есть несколько глаголов, не подчиняющихся правилу определения спряжения. Это глаголы-исключения.
Если на уроке вводится понятие с единственным признаком, целесообразно использовать подводящий диалог.
Например, первый урок по теме «Сложное предложение».
Детям предлагалось прочитать предложения:
Порыв ветра налетел на дерево. Последние листья сорвались с веток.
Порыв ветра налетел на дерево, и последние листья сорвались с веток.
Затем давалось задание:
• Выделите грамматические основы.
• Что скажете о третьем предложении?
• Подумайте, как образовалось данное предложение?
• Как может называться такое предложение?
• Проверьте своё предположение по учебнику.
При введении правил, закономерностей и понятий с несколькими признаками можно применять побуждающий или подводящий к гипотезам диалог.
Например, урок по теме «Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме».
После того, как дети сформулировали проблемный вопрос (Как обозначить мягкость согласного звука на письме?), им предлагалось рассмотреть слова: Петя, соль, тип, пальто, лёд, крюк, рысь, зорька.
Задание к словам:
Спишите. Обозначьте мягкие согласные звуки зелёной точкой. Подчеркните следующую букву. Подумайте, на какие группы можно разделить эти слова. Сделайте вывод. Это подводящий диалог.
На уроке по теме «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком» я применяла побуждающий диалог. После выдвижения детьми проблемного вопроса (Когда в словах нужно писать разделительный твёрдый знак?) задавала вопрос:
- Может быть, у кого-то есть гипотеза? Сильные учащиеся предлагали несколько вариантов.
Если гипотеза предложена, задаю следующий вопрос:
- Как можно проверить это предположение? Дети вносили предложение понаблюдать над словами.
Я диктовала им набор слов с разделительным ъ и разделительным ь.
Если дети затруднялись в выдвижении гипотез и не предлагали никаких вариантов, я переходила к подводящему диалогу.
На этапе воспроизведения знаний эффективны дифференцированные задания.
Например, на уроке по теме «Роль предлогов в предложении» предлагала выполнить задания двух уровней трудности.
Первый уровень.
Выбери нужные предлоги. Запиши предложения, раскрыв скобки. Подчеркни пробел между предлогом и словом.
Дедушка приехал к нам в гости (из, с) (город).
Сегодня Илья рано вернулся (из, со) (школа).
Об извержении вулканов я узнал (из, с) (фильм).
Пальто достали (из, со) (шкаф).
Второй уровень.
Прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу предлоги и спиши. Озаглавь текст.
… нашего дома…лесу ведёт узкая тропинка. Сначала она бежит … лугу, пробирается … крапиву, взбирается … горку. Потом спускается … горки и исчезает … лесу.
На уроке по теме «Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме» детям предлагала дифференцированное задание трёх уровней трудности.
Первый уровень.
Выпиши слова, в которых мягкость согласных обозначена буквой ь. Подчеркни орфограмму «Мягкий знак – показатель мягкости».
Я люблю мультфильм про трёх поросят.
Нам целый день играть не лень!
Коньки скользят по гладкому льду.
Игорь получил сегодня пять пятёрок!
Второй уровень.
Выпиши в одну группу слова, в которых мягкость согласных обозначена буквами е, ё, ю, я, и, в другую группу – буквой ь. Подчеркни буквы, обозначающие мягкость согласных.
Кончается осень. Осыпались красные и рыжие листики с клёнов. Скоро начнётся долгая зима. Весь город побелеет.
Третий уровень.
Спиши. Вставь, где это необходимо, букву ь. Обозначь орфограмму
«Мягкий знак – показатель мягкости».
Пис.мо, пис.ал, пис.менный.
Осен., осенн.ий.
Ран., ранн.ий.
Тетрад., тетрад.ка, тетрад.ный.
Мен.ше, мен.ший, мен.шинство.
Бол.шой, бол.ше.
Пол.за, пол.езный.
Выполнение продуктивных заданий на этапе воспроизведения знаний позволяло учащимся более глубоко понять новый материал, проявить творчество и фантазию.
Продуктивные задания на воспроизведение знаний:
1.Формулирование
• Темы (проводится сразу после введения знаний, если проблема прозвучала в виде вопроса);
• Вопросов (осуществляется в конце урока или в начале следующего).
2.Создание опорного сигнала:
• Символа;
• Схемы;
• Таблицы;
• Опорных слов.
Проводится в классе или дома, если опорный сигнал не составлялся учителем при введении знаний.
3.Создание художественного образа:
• Загадки;
• Сказки;
• Стихотворения.
Предлагается детям в качестве творческого домашнего задания, выполняемого по желанию учащихся.
2.3. Результативность опыта
Все исследование я подразделила на три этапа:
Констатирующий этап - диагностика уровня сформированности познавательных УУД. Показателями сформированности познавательных универсальных учебных действий являлись логические операции; определение количества слов в предложении; учет позиции собеседника; умение договариваться, аргументировать; взаимный контроль, взаимопроверка. На проведения диагностики я использовала 4 методики: Методика 1. Построение числового эквивалента или взаимно однозначного соответствия (Ж. Пиаже). Методика 2. Проба на определение количества слов в предложении (С.Н. Карпова) Методика 3. Задание "Отсутствующая буква"Методика 4. "Кто прав?" (методика Г.А. Цукерман и др.).
Полученные совокупные данные по всем четырем методикам свидетельствовали о том, что уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий у учащихся класса находится на среднем 35% и низком уровне 65%.
Поэтому для повышения эффективности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников проводила занятия по русскому языку на основе проблемно-диалогической технологии, способствующие формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся. (Приложение1)
Для выявления динамики сформированности познавательных универсальных учебных действий учащихся мы использовали те же методики что и на констатирующем этапе. Полученные данные свидетельствуют о положительной динамике формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Как показали результаты нашего исследования, в начале эксперимента на этапе констатации познавательные универсальные учебные действия на высоком уровне были выявлены у 6% (1) детей, средний у 44% (11) детей, низкий у 50% (13) детей. В результате проведенной формирующей работы показатели формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников значительно улучшились и на контрольном этапе составили: высокий уровень 18% (4) детей, средний уровень 54% (14) детей, низкий уровень 28% (7) детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что технология проблемного обучения оптимально соответствует современным целям образования и требованиям общества к обучению подрастающего поколения, способствует формированию познавательных УУД.
Вывод по главе 2
Социально-культурные требования к личности в современном мире вызывают необходимость развивать индивидуальность, адаптируемость ребёнка, личностный потенциал, способность самостоятельно решать и предупреждать жизненные проблемы.
Технология проблемно-диалогичного обучения имеет следующие преимущества:
• Создаёт возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности;
• Развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления;
• Нацелена на формирование познавательныъуниверсальных учебных действий;
• Обеспечивает прочность приобретаемых знаний, так как они добываются в самостоятельной деятельности.
В экспериментальной работе по формированию познавательных универсальных учебных действий средствами проблемно-диалогической технологии выделили три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Полученные результаты математической статистики подтвердили предположение, что внедрение в практику современной начальной школы технологии проблемного диалога способствует достижению наиболее высокого результата - повышению уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
Заключение
Проблема эффективного формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся – одна из сложных и противоречивых проблем современной педагогической науки. С одной стороны, она отражает потребность общества, выраженную в образовательном заказе на учащихся, способных к полноценной самореализации, самостоятельному добыванию знаний и эффективному осуществлению различного рода деятельности; показывает заинтересованность учёных в нахождении путей формирования надпредметных действий школьников. С другой стороны, отражено, что современная система школьного образования с традиционной организацией учебного процесса и соответствующим методическим обеспечением ещё не готова справиться с объективными факторами, которые определяют формирование общепознавательных действий учащихся, и грамотно, на научной основе, обеспечить формирование надпредметных действий младших школьников в оценочной деятельности.
Данное исследование было разработано, внедрёно в практику и в настоящее время завершёно.
В ходе опытно-экспериментальной работы были решены следующие задачи.
На основе анализа литературы по изучаемой проблеме и изучения современного состояния практики образования были определены теоретические предпосылки формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. Проведённое исследование доказало наличие рассматриваемой проблемы и указало на её недостаточную изученность в теории, в практике современного образования.
Анализ научной литературы по проблеме исследования позволил уточнить содержание понятия "познавательные универсальные учебные действия младших школьников на уроках русского языка".
Русский язык как учебный предмет выполняет особую роль, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения всем школьным дисциплинам. Ни одна школьная проблема не может быть решена, если ученик плохо или недостаточно хорошо владеет русским языком, поскольку именно родной язык – это основа формирования и развития мышления, интеллектуальных способностей учащихся; навыков самостоятельной учебной деятельности.
В частности на уроках русского языка есть возможность эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательных универсальных учебных действий.
В ходе экспериментальной работы было доказано предположение того, что познавательные УУД успешно формируются при использовании средств технологии проблемного диалога. Таким образом, выдвинутая ранее гипотеза доказана.
Литература
- Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка. - М.: Академия, 2010. – 498 с.
- Бархаев, Б. П. Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов. - СПб.: Питер, 2009. - 443 с.
- Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Академия, 2010. – 328 с.
- Волина, В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. - М.: АСТ, 1996. - 462 с.
- Волков, А. Е. Модель "Российское образование - 2020"// Вопросы образования. - 2008., № 1. - С. 32-63.
- Зайцева, И. И. Технологическая карта урока. // Педагогическая мастерская. Всё для учителя.- 2011.,Пилотный выпуск. - С. 4-6
- Климанова, Л. Ф. Инновационные технологии в обучении грамоте // Начальная школа. – 2010. - № 9. – С. 10.
- Кузнецов, А. А. О школьных стандартах второго поколения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2. - С. 3-6.
- Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования // Вопросы психологии. - 2007. - № 4. -С. 16-24.
- Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - Гриф МО. - М.: Академия, 2008. - 462 с.
- Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании // Начальная школа плюс до и после. – 2011. - № 11. – С. 59.
- Осмоловская, И. М. Формирвание универсальных учебных действий у учащихся начальных классов // Начальная школа. – 2012. - № 10. – С. 6.
- Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Академия, 2009. – 194 с.
- Примерные программы начального общего образования: (Стандарты второго поколения). /Сост. Е.С. Савинов. – М., 2009. -– 209 с.
- Программа формирования универсальных учебных действий: Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Линка-Пресс, 2009. – 284 с.
- Тихомирова, Е. М. Занимательный материал по русскому языку / Е. М. Тихомирова // Начальная школа. – 2010. - № 7. – С. 29.
Приложение
Конспект урока по русскому языку
Тема: " Второстепенные члены предложения. Определение"
Цели:
- дать понятие об определении, его основных свойствах;
- развивать навык самостоятельной работы при обобщении материала;
- продолжить работу над развитием речи учащихся, воспитывать толерантность, чувство взаимопомощи.
Тип урока: проблемный, постановочный.
Оборудование: учебники, тетради, опорный материал, карточки для работы в группах, карточки - подсказки разных уровней сложности, мультимедийные картинки в качестве наглядного материала.
I. Организационный момент.
Учащиеся сидят группами по 5 человека в каждой. Таким образом, в классе получилось 5 столов - групп.) На данном этапе происходит планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия - коммуникативные УУД.
Речь учителя:
У нас сегодня необычный урок русского языка. Нам предстоит решить проблему, которая касается темы нашего урока. Открываем тетради и приступаем к работе (число, классная работа). Ребята, пропустите одну строку, чтобы дописать позже тему нашего урока. А чтобы справиться с этой задачей, давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно - регулятивные УУД
II. Проверка домашнего задания.
1. Начнем повторение с теории.
- Скажите, как называется второстепенный член предложения, который мы изучали на прошлом уроке? (Дополнение)
- Что обозначает дополнение? (Предмет)
- На какие вопросы отвечает дополнение? (Вопросы косвенных падежей)
- А какие падежи мы называем косвенными? (Все, кроме именительного)
- Какие слова в предложении поясняет дополнение? (Главные и второстепенные члены предложения)
- Какими частями речи оно может быть выражено? (Существительными).
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство - Логические УУД
2. Проверим домашнее задание.
Вы дома составили предложения к схемам. Прочитайте, пожалуйста, что получилось. (2-3 чел.).
_____ ===== _ _ _ _ _ _ _ _. (Ребята ждали прилёта скворцов).
_ _ _ _ ====== _______. (В зоопарке живут медведи). Моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (знаково-символические УУД).
- А как определили в предложении, что данное слово - дополнение? Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); установление причинно-следственных связей - Логические УУД.
III. Словарная работа.
1. Игра-соревнование "Кто больше запомнит?"
Нам предстоит сегодня на уроке совершить новые открытия, узнать много интересного, а для этого вы должны быть очень наблюдательны и иметь хорошую память. Проверим, хорошая ли у вас память? Сейчас узнаем, как вы запомнили словарные слова.
Переходим к словарно-орфографической работе.
…птека, в…гон, к…стрюля, кв…ртира, зап…д, завтр…к, к…ртина, н…зад, р…кета, р…стение. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности - Общеучебные универсальные действия.
Обозначьте склонение существительных.
2. Взаимопроверка - способ формирования коммуникативных УУД.
Обменяйтесь тетрадями и проверьте записанные слова друг у друга. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона - регулятивные УУД.
3. Знакомство с новым словом.
1) Мы сегодня познакомимся еще с одним словарным словом "хороший".
Спишите его, поставьте ударение, подчеркните "опасные места". Назовите ударный и безударные слоги.
2) Как вы понимаете значение этого слова? (В словаре Ожегова) Выдвижение гипотез и их обоснование (Логические УУД).
Хороший - вполне положительный по своим качествам, такой, как следует, например, работник, голос, характер.
3) Это слово древнерусское, имело значение "красивый" или "чистый", известно с XI века. Существует несколько версий относительно происхождения данного слова. Согласно одной из них, слово образовалось на базе общеславянского корня "чистый", "убранный". Согласно другой - оно было заимствовано из языков жителей Кавказа. В современном языке слово употребляется в значении "то, что не приносит вреда, то, что внушает доверие". Положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства - личностные УУД.
4) Подберите однокоренные слова, синонимы и антонимы к данному слову.
5) Вспомните пословицы, в которых употребляется это слово. Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем - коммуникативные УУД.
Хорошее дело само светится. Хорошая книга - лучший друг. Хорошая речь лучше меда.
- Какая подойдет нам?
IV. Чистописание.
1. Переходим к минутке чистописания.
1) Отгадайте загадку: Красная девица по небу ходит. (Солнце).
Орфограмма?
2) Сейчас мы с вами определим, какую букву будем писать на минутке чистописания. Эта буква обозначает в слове "солнце" согласный, глухой, парный, твёрдый звук. Выдвижение гипотез и их обоснование (Логические УУД).
(Буква "С") Мы напишем её с буквами, которые являются в алфавите её соседями.
На экране запись: с р т СС р т с Р р. Найдите закономерность и продолжите запись. Какими элементами дополнили цепочку? Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, рисунков на уроке русского языка - регулятивные УУД.
Хорошо, справились с заданием. А сейчас мы приступим к самому главному: вы должны подумать и сказать, какая тема сегодняшнего урока. Для этого выполним следующее задание.
V. Новый материал.
Внимание на экран.
Я к нашему слову "солнце" добавила ещё 3. Прочтите их.
Доска: солнце, весенний, аллея, осветило?
1) Что объединяет все слова? (есть орфограмма)
Назовите орфограммы, подберите, если возможно, проверочные слова (комментирование).
2) Чем различаются слова? (разные части речи).
- Докажите.
3) Посмотрите на доску и составьте предложение к этой схеме (она состоит из вопросов):
1. Какое?... 2. Что?... 3. Что делало?... 4. Что?...Давайте его запишем в тетради и на доске. (Под схемой) - 1 ученик у доски.
- Разберите предложение по членам предложения и частям речи (объяснение после выполнения).
- Назовите номера, под которыми стоят главные члены предложения (2,3).
- Как еще мы называем их? (Грамматическая основа предложения).
- Как, одним словом назвать все остальные члены? (Второстепенные).
- Какой известный второстепенный член нам встретился? (Дополнение)
- А есть ли здесь ещё второстепенный член? Это дополнение?
- С каким второстепенным членом мы недостаточно знакомы? Кто знает, как он называется? Подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство - Логические УУД.
- Какая тема урока? Запишем ее в тетради. Формирование темы учениками
(Второстепенные члены - определение)
2) Нам необходимо собрать все сведения об определении. Работаем в группах. Группа получит предложение. Каждый из вас поработает в карточке с ним, разберет синтаксически. Поучите друг друга, посовещайтесь. Затем обменяйтесь тетрадями для взаимопроверки. Подайте сигнал, когда будете готовы. Планирование учебного сотрудничества со сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий
Схемы записаны на доске с обратной стороны. Открываю доску, ученики по очереди выходят и делают вывод. Контроль деятельности по ходу или результатам выполнения задания (система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, рисунков)
1. Пришла долгожданная весна!
2. Мелькнул лисий хвост.
3. Зелёным ковром покрылась земля?
Есть что сказать? Дополнить?
- С каким членом предложения согласуется определение в 1 и 2 предложениях? (С подлежащим)
- С каким еще членом предложения может согласоваться определение? (Дополнение).
- Вот какое ещё мы знание для себя открыли. А сейчас соберите все сведения об определении и попытайтесь сделать вывод о том, что же называется определением? Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения - регулятивные УУД.
Физкультминутка.
- А сейчас разминка. Я буду называть словосочетание. Если в нем есть дополнение, все приседаем; если определение - хлопаем. Процесс саморегуляции.
Растёт в саду, густая трава, тонкий лёд, освободиться ото льда, греться на солнышке, хороший день.
- Потянулись все, вдох-выдох. Мы сделали вывод об определении, давайте познакомимся с теорией в учебнике. Откроем стр. 83, почитаем правило и подумаем, правы ли были мы.
- Что ещё нового вы для себя узнали о второстепенном члене предложения - определении?
Признак предмета или явления.
Обозначает определение.
"Чей?" и "Какой?" вопросы просты.
Лишь не хватает волнистой черты.
VI. Закрепление.
1) Упражнение 438, найдите предложение, в котором определение отвечает на вопрос "чьи?". Запишите его (с комментированием).
Остальные предложения по рядам.
1 ряд - 1
2 ряд - 2
3 ряд - 3
Обменяйтесь тетрадями для взаимопроверки.
2) Скажите, пожалуйста, нужны ли нам определения в речи? Будет ли понятен смысл предложения без определений?
Давайте поработаем с упр. 443 и убедимся, для чего нужны определения. Читаем без определений и с ними. Работа с текстовым материалом в учебнике, контроль и оценка действий в работе с текстами при сотрудничестве с учителем, формулирование выводов - регулятивные УУД
Сделаем вывод, какой текст точнее рисует картину: с определениями или без них? А как называется определение, создающее образное представление о предмете, рисующее картину? (Эпитет)
3) Запишем под диктовку предложение. Письмо как один из способов общения людей - коммуникативные УУД
Наступила долгожданная многоголосая весна.
- Найдем определения. Чем они выражены? Какое слово поясняют? Есть ли среди них эпитет? Назовите.
4) А теперь творческая работа. Напишите мини-сочинение из 3 предложений, используя определения. Первое предложение у вас уже есть. Творческое отношение к процессу создания письма - личностные УУД. Подумайте, кто по какому варианту будет работать: 1 вар - пишу сам, 2 вар - прошу помощи, 3 вар - прошу большой помощи. Кто пойдет по 3 варианту? Возьмите подсказки. Кто по 2 вар? Формирование своих мыслей с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации (письмо)
VII. Итоги.
- С каким второстепенным членом мы сегодня познакомились?
- Чем, кроме прилагательного, может быть выражено определение?
- Для чего нужны определения в речи?
- Как называются образные определения?
Дети оценивают свою работу, используя кружки трёх цветов: хотят знать больше; знают, но могут больше; затрудняются. Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения (регулятивные УУД)
VIII. Дом. задание.
С. 83 правило, упр. 445. Либо написать миниатюру о пробуждении весенней природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья по теме: " Формирование универсальных логических действий младших школьников через развитие познавательного интереса на уроках математики.
В статье рассмотрены практические аспекты формирования логических универсальных действий младших школьников....
Статья "Формирование навыков устных вычислений, как средство развития познавательных интересов на уроках математики"
В статье рассказывается о формировании у школьников начальных классов вычислительных навыков на уроках математики; об использовании с первого класса на уроках математики комплектов индивидуальных нагл...
Формирование УУД у младших школьников посредством интерактивных методов обучения. Метод проектов.
презентация к теоретической части мастер-класса для учителей начальных классов по данной теме....
Формирование информационной культуры младших школьников посредством метода проектов.
Актуальность данной проблемы в том, что в настоящее время так много информации и поступает она из различных источников, что возникает необходимость научить детей ориентироваться в этом информационном ...
Презентация к докладу на тему "Формирование информационной культуры младших школьников посредством метода проектов".
Данная презентация относится к теме "Формирование иформационной культуры младших школьников посредством метода проектов"....
Роль внеурочной деятельности младшего школьника в развитии познавательного интереса и успешной социализации личности
Из опыта работы по внеурочной деятельности учителя начальных классов высшей категории МОАУ СОШ №4 г. Шимановска Орловой Веры Васильевны. В докладе представлен опыт работы по внеурочной деятельно...
Использование современных образовательных технологий: Комплекс занятий по формированию способности к вариативности как средство развитие познавательных интересов
Комплекст из 10 занятий из Магистерской диссертации на тему Формирование способности к вариативности как средство развития познавательных интересов у младших школьников....