Статья "Возможности внеурочной деятельности младших школьников для развития их учебно-познавательной мотивации"
статья по математике (1 класс)
В статье рассматриваются возможности реализации внеурочных занятий по математике в совокупности с освоением экономики, что способствует расширению математического и экономического кругозора и эрудиции младших школьников, формированию познавательных универсальных учебных действий. Автор отмечает, что в реальном процессе обучения вышеназванные цели, задачи и принципы обучения должны конкретизироваться в соответствии с особенностями класса, самого педагога и общешкольной внеурочной работой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 162.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Возможности внеурочной деятельности младших школьников
для развития их учебно-познавательной мотивации
В современной системе образования одной из ведущих новаций введения ФГОС выступила необходимость пересмотра процесса организации внеучебной работы школьников.
Внеурочная деятельность - комплекс видов активности (кроме обучения), реализация которых способствует успешному освоению детьми основной образовательной программы и дает возможность гарантировать достижение ряда задач, к числу которых относятся следующие (см. рис. 1):
Рис. 1. Задачи внеурочной деятельности
Взаимодействие с детьми во внеурочное время в начальной школе имеет особую значимость в виду необходимости приобщения младших школьников к всесторонней образовательной работе. По сути, именно от усилий ответственного учителя часто зависит уровень учебной мотивации и активности подрастающего поколения, открытость всему новому, готовность пускаться в образовательные эксперименты, пробовать себя в разных видах досуговой деятельности.
Специалисты службы психологической поддержки отмечают, что внеурочное время создает оптимальные условия для облегчения процесса адаптации младшего школьника к новым условиям жизни. В ходе участия в досуговых видах активности малыши знакомятся друг с другом и учителем, проявляют разные грани своего таланта, преодолевают скованность и стеснение. Поэтому важно, чтобы организация внеурочной досуговой деятельности в начальной школе была подчинена следующим принципам: принцип учета возрастных и индивидуальных факторов; принцип обеспечения коммуникативной активности; сохранение преемственности между основной и внеурочной образовательной работой; принцип сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм взаимодействия; принцип добровольности участия; принцип занимательности и новизны содержания учебного материала.
Досуговая работа в начальной школе отличается от базового компонента внеучебной активности простотой организационной структуры, что вызвано несформированностью интересов младших школьников. Практически занятия, которые проводятся вне базисного образовательного блока, можно разделить на две категории: организация активности в учебных кабинетах; выездные мероприятия. Смена обстановки благотворно сказывается на активности учащихся, поэтому работу в классе следует организовывать по принципам, качественно отличимых от урочных.
Использование нетрадиционных педагогических практик, новаторских образовательных решений позволяет создать атмосферу творчества, достичь базовых целей организации внеурочной деятельности и содержательного досуга младших школьников:
- Обеспечить процесс успешной адаптации детей в начальной школе.
- Повысить уровень мотивации к обучению, активному познанию окружающего мира, ведению творческих поисков.
- Сформировать положительные качества личности, обеспечить высокий нравственный и культурный уровень учащихся.
- Обеспечить положительный эмоциональный микроклимат в классном коллективе.
Таким образом, внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, позволяющая реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.
Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.
Действующий ФГОС трактует внеклассную работу как деятельность, организуемую с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать. Внеклассная работа в школе преследует следующую цель: повысить уровень владения определенным школьным предметом посредством привлечения учащихся к творческой деятельности или самосовершенствованию вне урочных занятий.
Формы внеклассной работы в условиях школы напрямую зависят от ряда факторов, в числе которых: численность посещающих внеклассное мероприятие, цель внеклассной работы, предполагаемая продолжительность внеклассного мероприятия. В целом формы внеклассной работы принято подразделять на: индивидуальные, объединяющие, массовые.
Отдельно следует обратить внимание на то, что в ряде педагогических трудов групповые и массовые формы внеклассной работы называются «объединяющие формы внеклассной работы». К объединяющим формам относят детские и юношеские клубы по интересам, школьные музеи, библиотеки, киностудии, кинотеатры и клубы весёлых и находчивых.
Внеклассная работа не регламентирована жесткими временными и возрастными рамками. Продолжительность внеклассных занятий определяется в каждом отдельном случае руководителем этого занятия или руководителем учреждения. В группах могут быть объединены как одновозрастные, так и разновозрастные дети. Число детей в группе также определяется в каждом случае индивидуально. При этом учитывается содержание внеклассного занятия, его потребности в оборудовании и т. п.
Внеклассная работа в отличие от внеурочной не является обязательной. Она строится по интересам учащихся и на принципах полной добровольности. Вместе с тем, как и обязательная учебная деятельность, внеклассная работа должна учитывать возрастные особенности учащихся. Ведущей задачей внеклассной работы является расширение эрудиции школьников, развитие их личностных качеств с учетом индивидуальных интересов. Внеурочная работа как форма организации учебной деятельности учащихся обусловлена необходимостью решения обязательных учебных задач, заложенных в государственной программе, она, как и урок, является обязательной.
Анализ программ ВУД «Прикладной аспект математики» С. Кулигина М.Ивашова, свидетельствует о том, что математика учит строить и оптимизировать деятельность, вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки, различать аргументированные и бездоказательные утверждения. Именно процесс обучения математике формирует у младших школьников рационалистический стиль мышления.
Для создания новых технологий, изобретения новых механизмов, для управления современным производством нужен человек, обладающий необходимой системой знаний, определенным складом ума, развитым мышлением и умением принимать оптимальное решение в зависимости от возникшей ситуации. Основы такой подготовки и закладываются при изучении математики, именно на уроках математики формируются универсальные умения и навыки, являющиеся основой существования человека в социуме. И прикладной аспект математики заключается в развитии универсальных способностей, которые могут применяться в различных областях знаний и сферах деятельности.
Как известно, знаниевая парадигма в современной школе уступила место компетентностной. Математическая компетенция – это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математическая компетенция учащегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем. В настоящее время в международных исследованиях общеприняты три уровня математической компетентности: уровень воспроизведения, уровень установления связей, уровень рассуждений. Компетентность нельзя трактовать только как сумму предметных знаний, умений и навыков.
Учитывая мировые тенденции и выбранные в стране приоритеты в сфере образования, в стандарте общего образования по математике сделан большой шаг вперед в ориентации обучения математике на формирование знаний и умений, необходимых и востребованных в практической и повседневной жизни общества.
В современной школе сегодня несколько нарушилась пропорция между теорией и практикой: учащиеся недостаточно владеют навыками работы с литературой, не умеют использовать полученные знания в нестандартных новых ситуациях, не могут привести примеры математических моделей и т.д. Все это свидетельствует об ослабленной практической направленности обучения математике, выполняющей две взаимосвязанные функции: мировоззренческую и социально педагогическую.
Одним из основных средств, применение которых создает хорошие условия для достижения прикладной и практической направленности обучения математике, являются задачи с практическим содержанием (задачи прикладного характера).
Под задачей с практическим содержанием понимается математическая задача, фабула которой раскрывает приложения математики в окружающей нас действительности, в смежных дисциплинах, знакомит с ее использованием в организации, технологии и экономике современного производства, в сфере обслуживания, в быту, при выполнении трудовых операций.
Задачи с практическим содержанием представлены в школьных учебниках преимущественно в виде стандартных алгебраических и геометрических задач, зачастую не отвечающих сформулированным требованиям. Содержание этих задач нуждается в существенном обогащении. Это может быть достигнуто, в частности, включением в их число задач в начальной школе, на:
- вычисление значений величин, встречающихся в практической деятельности;
- составление расчетных таблиц;
Задачи с практическим содержанием целесообразно использовать в процессе обучения для раскрытия многообразия применений математики в жизни, своеобразия отражения ею реального мира и достижения таких дидактических целей как:
- мотивация введения новых математических понятий и методов;
- иллюстрация учебного материала;
- закрепление и углубление знаний по предмету;
- формирование практических умений и навыков.
Важным средством достижения прикладной и практической направленности обучения математике служит планомерное развитие у школьников наиболее ценных для повседневной деятельности навыков выполнения вычислений и измерений, построения и чтения графиков, составления и применения таблиц, пользования справочной литературой. По мнению С. КулигинаМ.Ивашова возможны различные направления формирования подобных навыков. Один из них лежит через широкое внедрение в процесс обучения практических, проектных и лабораторных работ. В этой связи являются перспективными вычислительные практикумы, лабораторные работы по измерению величин, измерительные работы по местности, проектные задания с изготовлением презентаций.
Прикладная направленность обучения математике предполагает планомерную подготовку детей младшего школьного возраста к применению знаний и умений по предмету к решению практических задач, возникающих в различных областях человеческой деятельности.
Анализ программ ВУД на математическом содержании свидетельствует о том, что под внеурочной работой по математике понимают занятия, направленные на то, чтобы повысить интерес детей к математике, способствовать развитию у них наблюдательности, смекалки, занять их досуг интересными играми и развлечениями математического содержания. Умело организованная и методически грамотно построенная внеурочная работа по математике расширяет и углубляет знания учащихся по программному материалу, развивает у них математические способности и математическое мышление, формирует познавательные универсальные учебные действия. Внеурочные занятия по математике проводятся в разных целях. Как и по отношению к основным занятиям, проводимым на уроке, цель определяет и содержание, и характер, и организацию внеурочной работы с детьми. Следует различать: − внеурочную работу с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала (дополнительные занятия по математике); − внеурочную работу с учащимися, проявляющими интерес к математике (внеурочная работа в традиционном понимании). Внеурочная работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала, имеет следующую цель — оказание помощи в учебной работе тем учащихся, которые из-за болезни или по какой-либо иной причине испытывают затруднения при рассмотрении нового материала, отстают от общего темпа работы класса. Эта работа носит преимущественно индивидуальный характер. Для успеха в данном случае совершенно необходимо точное знание причин отставания того или иного ученика, учет допускаемых им ошибок. При занятиях с ребенком, в знаниях которого обнаружен тот или иной пробел, учителю чаще всего приходится обращаться к рассматривавшимся ранее способам рассуждения, приемам вычислений и пр., используя при этом различные средства наглядности. При этом очень важно провести ученика снова по всем основным ступеням в овладении соответствующим материалом. Это поможет выяснить, на которой из них он «спотыкается», что именно оказалось недостаточно усвоенным, чтобы обратить специальное внимание именно на эти вопросы. Большую ошибку допускает учитель, если, увидев, что ученик не справляется с каким-то новым видом упражнения, требующим, например, использования нового вычислительного приема, в ходе индивидуальной работы с ним предлагает ему лишь упражнения, аналогичные тем, которые выполнялись в классе. Как правило, гораздо больше пользы дает выполнение упражнений, которые являются подготовкой к пониманию нового. Лучшим результатом индивидуального занятия с ребенком в таких случаях будет, если он после соответствующей подготовки сможет уже сам справиться с той работой, которая оказалась для него непосильной на уроке.
Если речь идет о формировании какого-либо обобщения, которое ребенок не понял на уроке, то в данном случае, наоборот, потребуется в ходе индивидуальных занятий рассмотреть еще ряд примеров, аналогичных тем, которые разбирались в классе, чтобы подвести в конце концов ученика к соответствующему выводу. В проведении такой работы большую пользу могут принести различные дидактические материалы, карточки с математическими заданиями, наглядные пособия, которые содержат материал, дополняющий учебник. Занятия, направленные на восполнение пробелов в знаниях учащихся, могут иметь и групповой характер, но объединять детей в такие группы имеет смысл лишь после того, как обнаружено, что природа возникающих у них затруднений является общей. Индивидуальная работа с отдельными учащимися может быть направлена не только на устранение возникших уже пробелов в их знаниях, не только на дополнительную тренировку, но и на подготовку к рассмотрению нового материала на предстоящем уроке. Такая предупреждающая возникновение затруднений помощь во многих случаях оказывается значительно более продуктивной, чем помощь, которую учитель вынужден оказывать уже после того, как возникло непонимание. Она способствует не только лучшему усвоению материала ребенком, но и создает лучшие условия для работы на самом уроке, на котором разбирается новый материал. Тот вид внеурочных занятий, о котором сейчас идёт речь, не должен носить систематического характера для кого-либо из учеников класса. Занятия проводятся лишь в случае крайней необходимости и целенаправленно, с учетом индивидуальных различий в подготовке детей к рассмотрению каждого конкретного вопроса. Иначе это может привести лишь к перегрузке ребенка учебными занятиями, утомлению, которое может помешать нормальной его учебе. Основная работа со всеми учениками класса должна проводиться на уроке. Совершенно отличной по содержанию и характеру будет внеурочная работа под руководством учителя с учащимися, проявляющими интерес к математике. В таком случае в качестве основных целей проведения внеурочной работы могут быть установлены следующие цели: − пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике; − расширение и углубление математических знаний учащихся по программному и сверхпрограммному материалу; − развитие у учащихся математических способностей, наблюдательности, смекалки; − воспитание культуры математического мышления. В качестве специальной цели обучения нужно рассматривать обучение детей применению приобретаемых знаний, умений и навыков при выполнении разнообразных учебных упражнений. Вместе с тем применение знаний также является одним из важнейших средств повышения эффективности самой учебной работы детей. Психологами доказано, что полноценное усвоение знаний, умений и навыков может быть достигнуто только в условиях активного самостоятельного их применения в изменяющихся условиях. Если учитель не обратит специального внимания на разнообразие условий, в которых дети должны мобилизовать накопленные знания, а приучит их к однотипным вопросам, заданиям, формулировкам, задачам, то это усугубит сложность перехода к предметному обучению в 5 классе. Этот вопрос неразрывно связан с более общей задачей развития познавательных способностей у детей. Уже в начальной школе должно быть многое сделано для развития у детей умения наблюдать и сравнивать, выделять черты сходства и различия в сравниваемых явлениях, выполнять такие мыслительные операции, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация.
В неразрывной связи с задачей формирования у детей умения логически мыслить находится и вопрос развитии у них правильной, тонкой, лаконичной математической речи. Это также одна из важных задач начального обучения может быть реализована в процессе работы по занимательной внеурочной математике.
В соответствии с формулированными выше целями, определим приоритетные задачи внеурочной деятельности младших школьников по математике:
− изучение и выявление учебных, познавательных интересов учащихся;
− выявление и поддержка математически одаренных учащихся;
− пробуждение потребности у школьников к самостоятельному приобретению новых знаний;
− формирование положительной мотивации участия во внеурочных занятиях по математике;
− углубление представления о практической направленности математических знаний;
− развитие умения применять математические методы при разрешении сюжетных ситуаций.
Принципы обучения носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения. Принципы рождаются на основе научного анализа обучения и соотносятся с закономерностями процесса обучения. Для повышения результативности проведения внеурочной работы сформулируем основополагающие принципы, в соответствии с которыми необходимо строить эту работу:
- Принцип охвата всех учащихся. В начальных классах, где учатся дети 7–9 лет, рано ещё говорить о каких-либо сложившихся у детей интересах в той или иной области. Поэтому выделять для внеурочной работы «более интересующихся математикой», «проявляющих большие способности» к ней, было бы неправильным. Задача этой работы - повысить интерес к математике у всех детей. Внеурочные занятия могут способствовать пробуждению интереса к математике и у тех детей, которые сначала его не проявляют. Отсутствие интереса в этом возрасте чаще всего связано просто с недостатком знаний, с трудностями, возникающими при выполнении предлагаемых заданий. Нередко бывает и так, что ученик, не всегда успешно справляющийся с учебной работой на уроках математике, на занимательной математике проявляет завидную смекалку, находчивость. Это укрепляет в нем веру в свои силы, у ребенка появляется желание проявить себя не хуже и на уроках, он лучше начинает заниматься вообще. В связи со сказанным внеурочные занятия по математике в начальных классах школы лучше проводить в основном в форме одновременных занятий со всеми учениками класса.
- Принцип добровольности. Согласно данному принципу внеурочные занятия (хотя они и будут проводиться в принципе со всем классом) - дело добровольное. Принуждать детей к участию в этой работе было бы большой педагогической ошибкой. Чтобы не происходило отсева учащихся, привлеченных к этим занятиям, важно, чтобы эти занятия были действительно интересными, чтобы они увлекли детей, понравились им. Это не значит, что внеурочная работа должна носить исключительно развлекательный характер, не требующий от детей никакого умственного напряжения. Напротив, простой развлекательности, шуток и игр, не имеющих никакого отношения к математике, на этих занятиях не должно быть вовсе. Вся работа должна строиться на таком материале, на котором можно вызвать живой интерес у детей, желание «поломать голову» над поставленными вопросами, желание поиграть в предложенные игры не только во время занятий, проводимых учителем, но и дома, желание понять «секрет» показанных математических фокусов для того, чтобы показать их потом своим товарищам, родителям, братьям, сестрам и т. п. Непременным условием для этого является доступность проводимых занятий. Дети располагают ещё очень небогатым запасом математических знаний, но именно его и следует считать опорой в такой работе. Отсюда возникает требование неразрывной связи внеурочной работы с той, которая проводится в классе на уроках.
Если содержание внеурочно работы будет прочно связано с программой обучения, то это, с одной стороны, создаст условия для успешного выполнения заданий, предлагаемых в ходе внеурочной работы, а с другой - обязательно окажет положительное влияние и на усвоение программы.
- Принцип разнообразия. Чтобы пробудить и поддержать интерес к занятиям по занимательной математике, необходимо разнообразить эту работу. Разнообразие это должно проявляться и в содержании отобранного материала, и в формах организации занятий, и в используемых в ходе этих занятий средствах наглядности, технических средств обучения. Все вышеназванные принципы дополняют друг друга и в комплексе обеспечивают целенаправленное, последовательное, систематическое и вместе с тем разностороннее влияние на развитие личности обучающегося.
Анализ программ по экономике свидетельствует о том, что программы такого типа разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Основной целью в данном случае выступает формирование у обучающихся начальных классов первичных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.
Круг задач включает: формирование у учащихся представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей; обеспечение осознания младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности; развитие основ потребительской культуры; расширение активного словаря учащихся, включая в него экономические термины; освоение на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей - «покупатель», «потребитель» - и функций, их характеризующих; формирование бережливости, экономности, трудолюбия, щедрости; понимание необходимости человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества и создания инновационной экономики.
В процессе изучения программы по экономике у младших школьников закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных экономических представлений, на базе которых в основной и старшей школе формируются основные экономические понятия.
Таким образом, реализация внеурочных занятий по математике в совокупности с освоением экономики, способствует расширению математического и экономического кругозора и эрудиции учащихся, формированию познавательных универсальных учебных действий. Необходимо отметить, что в реальном процессе обучения вышеназванные цели, задачи и принципы обучения должны конкретизироваться в соответствии с особенностями класса, самого педагога и общешкольной внеурочной работой.
Информационные источники:
1. Смирнов С.А., Котова И. Б., Шиянов Е. Н. и др. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2004. - 512 c.
2. Степанов В.К. Активизация внеурочной работы в начальной школе. - М.: Просвещение, 1991. – 48 с.
3. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование примеров умственной деятельности и умственного развития учащихся. - М.: Просвещение, 2008. – 288 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие самостоятельной учебно-познавательной деятельности на уроках.
Организация самостоятельно-познавательной работы, руководство ею это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную ча...
Развитие навыков учебно-познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР на уроках математики
Развитие навыков учебно-познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР на уроках математики...
Роль внеурочной деятельности в языковом развитии младшего школьника
Образовательная программа внеурочной деятельности " В царстве слов" позволяет показать учащимся начальной школы как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое зна...
«Организация внеурочной деятельности младших школьников по теме «Знакомство с профессией» с проведением мастер - класса как механизм развития познавательной деятельности»
Приобщение родителей к участию в мероприятиях по теме "Знакомство с профессией" с проведением мастер - класса....
Буклет «Развитие мотивации в учебной и внеурочной деятельности младших школьников посредством создания ситуации успеха».
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отде...
Методическая разработка на тему: Формирование у младших школьников навыка самостоятельной учебно-познавательной деятельности на уроках математики
СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ. 3ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.. 81.1. Формирование н...