Тематический вечер "Россия - всё, чем я живу..."
методическая разработка (4 класс) по теме

Тематический вечер для обучающихся 4-го класса.

Раскрываются понятия: государственные символы России, Конституция РФ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

г. Курчатова Курской области

Тематический вечер

«Россия - всё, чем я живу...»

Разработала и провела:

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №6»

г. Курчатова Курской области

Хардикова Надежда Ивановна

Курчатов

2013

Цели: развитие познавательного интереса учащихся истории своей страны; формирование уважительного отношения к государственным символам России; воспитание чувства патриотизма и гражданственности.

Оборудование:        герб России, государственный флаг России,

фонограмма гимна РФ, аудиозаписи песен о Родине, о России, выставка детских рисунков.

Ход мероприятия

Звучит музыка.

 Чтец

1.        Если крикнет  рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: Не надо рая,

Дайте Родину мою!

Ведущий

Добрый день, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас на открытом занятии «Россия - все, чем я живу», которое посвящаем нашей Родине.

Мы с вами поговорим об истории нашей страны, ее прошлом и настоящем, ее государственных символах и законах.

Чтец

1. Россия...!

Как из песни слово

Березок юная листва,

Кругом леса, поля и реки

Раздолье, русская душа -

Люблю тебя, моя Россия

За ясный свет твоих очей,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю

 Степей задумчивую грусть

Люблю все то, что называют

Одним широким словом - Русь!

Звучит песня «Ах ты Русь моя...»

Ведущий

Россия, Русь, родимый край, родная сторона, отчий дом - это самые дорогие слова для русского человека.

Русь «голубая» и «золотая», «деревянная» и «полевая», «задремавшая» и «буйственная». Это край «дождей» и «непогоды», «непознанная и загадочная», могущественная страна. Такая Россия представляется многим поэтам и писателям, да и просто человеку.

Русь и русский. Они чем-то похожи? А вы когда-нибудь задавали себе вопрос, откуда же они появились? Давайте послушаем.

  1. Некоторые исследователи полагают, что слово «Русь» происходит от слова «русло» - углубление, по которому течет река. Ведь на Руси много больших и малых рек. И города, и деревни, и села наши предки строили на берегах водоемов.
  2. Есть предположение, что слово «русский» появилось от названия древнего славянского племени «рось»

Звучит песня «С чего начинается Родина»

Чтец

Россия! - Радуга и синь,

Степная сизая полынь,

Полей разлет,

И снег, и лед,

И хоровод берез...

Россия! Родина моя!

Все, все она в себя впитала!

Россия - все, чем я живу

К чему во сне и наяву

Душа стремиться не устала.

Ведущий

Наверное, каждый человек, способный ощущать себя как частицу своей Родины, испытывает законное чувство гордости, слушая стихи и песни, посвященные родной земле, Родине. Скажите, а какая страна является для нас Родиной? Ребята! Вы часто слышите такие высказывания, как Родина, наше Отечество, Родина - мать. А как вы думаете, почему Россию мы называем Родиной, своим Отечеством, матерью?

  1. Родиной мы называем Россию потому, что в этой стране мы родились, говорим на родном языке, и все здесь для нас родное.
  2. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон века отцы, деды и прадеды наши.
  3. Матерью мы зовем Россию потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку.

Чтец

Великую землю, любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной нашей,

Мы Родиной милой зовем.

Ведущий

О любви к Родине в народе сложено немало мудрых пословиц. Давайте попробуем вспомнить некоторые из них.

  1. Родина краше солнца, дороже золота.
  2. Родная земля и во сне сниться.
  3. Кто Родиной торгует, того кара не минует.
  4. Родная сторона мать, чужая - мачеха.
  5. На чужой стороне Родина милей вдвойне.
  6. Одна у человека мать, одна у него Родина.

Молодцы!

Ведущий

Кто может ответить, а в каком государстве мы живем, как оно называется?

Назовите столицу нашего государства?

У каждой страны есть человек, который ею управляет. Как называется должность такого человека? (Президент)

Верно. А как зовут нашего Президента?

Наше государство большое и многонациональное. И жизнь в нем регулируется Конституцией.

Ученик

Конституция - это основной документ государства, где записаны все законы, определяющие жизнь страны, права и обязанности ее граждан.

Все граждане страны обязаны жить согласно конституции.

Ведущий

Каждый человек обладает правом, но каждый из нас должен помнить, что есть и обязанности. Даже самые маленькие дети имеют обязанности. Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей.

Обязанности бывают самые разные, они проявляются повсюду. А где именно? Вспомните и назовите.

А сейчас, ребята, представьте, что вы находитесь в городе, но в городе особом, который называется «Город Правовой культуры». В любом городе много чего...? Вот и мы с вами попробуем построить здание Правовой культуры. Дом состоит из чего? Фундамент мы будем закладывать из прав человека. Давайте вспомним шесть основных прав. Стены будем возводить из обязанностей... (дети называют)

Осталось построить крышу, на которой мы поместим основное правило: «Там, где заканчиваются твои права, начинаются твои обязанности». Эти два понятия неразделимы, друг без друга не могут существовать.

Ведущий

В Конституции также сказано, что все граждане нашей страны обязаны уважительно относиться к символам нашего государства. Скажите, какие государственные символы вы знаете? Познавательную экскурсию приготовили для вас наши юные экскурсоводы.

Ученик

  1. Государственный флаг России состоит из трех цветов.
  • Белый цвет - символ чистоты
  • Синий цвет - символ благородства
  • Красный цвет - символ мужества

Государственному флагу отдают воинские почести и чтят его как святыню.

Ученик

  1. На гербе изображен золотой двуглавый орел.

Двуглавый орел - это символ вечности России.

Две головы орла напоминает о необходимости для России обороны с запада на восток.

Три короны над ним - символ кровного братства и единой истории грех народов - русского, украинского и белорусского.

Ученица

  1. Гимн - это торжественная песня, которую слушают и исполняют стоя.

Исполняется гимн в особо торжественных случаях: во время поднятия флага, во время национальных спортивных соревнований. Когда звучит гимн, мужчины снимают головные уборы.

Чтец

Мы гордимся вами, символы Родины,

Что сумели в себя вы вобрать:

И просторы свои, и историю,

И любовь, что дала нам мать!

Ведущий

Скажите, какую годовщину победы в ВОВ, в этом году празднует наша страна?

Мы, как настоящие патриоты нашей Родины, должны и обязаны помнить о тех, кто погиб защищая Родину.

Так вот, в грозные годы войны символом непобедимой нашей Родины была русская береза. Сама природа даровала ей бессмертие.

Ученик

Березку милую, родную издавна считали символом России и Родины. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы.

Чтец

Затихли военные годы,

Свинцовый не цокает град,

Но горькие раны березы

Как память о прошлом хранят,

Их ливни целуют косые,

Ласкают их ветры, трубя,

Никто, никогда их, Россия,

Не в силах отнять у тебя.

Летела б во мраке планета

И трудно бы людям жилось

Без этого доброго света –

Исконных российских берез.

Ведущий

Я сейчас хочу обратить внимание на выставку ваших рисунков. Свою любовь к Родине вы выражали в любви к природе, к родному краю, к духовной жизни. И опять же задаю вопрос, что вы испытывали, когда творили красоту? Почему вы использовали такие яркие краски?

Ученица

Давайте будем бережно относиться к нашей Родине, защищать ее, чтобы и после нас люди могли с гордостью сказать: «Это моя Родина, моя Россия!»

Звучит песня «Признание России» Чтец

Родина моя!

Что будет и что было -

Все я пополам с тобой разделю

Вовсе не за то,

Что ты меня любила,

Просто потому,

Что я тебя люблю.

Ведущий

Любить Родину - это значит знать ее историю, культуру, гордиться ее прошлым и настоящим, беречь ее достояния, заботиться о будущем.

Чтец

Берегите Россию - нет России другой.

Берегите ее тишину и покой,

Это небо и солнце,

Это хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе...

Берегите Россию –

Без нее нам не жить

Берегите ее,

Чтобы вечно ей быть!

Ведущий

Дорогие друзья! Наше занятие подошло к концу. Я надеюсь, что вы сегодня не только пополнили свои знания, но и захотели узнать еще больше о своей стране.

Я хочу пожелать вам всего доброго и светлого, чтобы вы стали настоящими гражданами нашего государства. Закончить нашу встречу мне хочется словами поэтессы Ю. Друниной:

О, Россия! С нелегкой судьбою страна,

У меня ты, Россия, как сердце одна.

Я и другу скажу, я скажу и врагу -

Без тебя, как без сердца,

Я прожить не смогу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование урока Живой мир в 1 классе

Тема урокаКоличество уроковДатаНаглядностьПовторениеРазвитие речиЗнания и уменияПримечание1.      Первое сентября.1 экскурсия Составление  рассказа о лете...

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности"Мы живем в России"

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности 2 класс...

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Я живу в России" 1-4 класс

Календрно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Я живу в России" 1-4 класс содержит планируемые результаты и характеристику деятельности учащихся....

Календарно – тематическое планирование ФГОС НОО УМК Н. Б. Матвеева, М. С. Котина, Т. О. Куртова, Живой мир, 2 класс (домашнее обучение)

Календарно – тематическое планирование ФГОС НООУМК Н. Б. Матвеева, М. С. Котина, Т. О. Куртова, Живой мир, 2 класс,       М.: Просвещение 2016, под редакцией И...

Календарно-тематическое планирование "Живой мир" 2 класс 8 вид

Календарно-тематическое планирование "Живой мир" 2 класс 8 вид...

Календарно-тематическое планирование по курсу "Я живу в Прибайкалье" 4 класс

В материале представлено календарно-тематическое планирование по курсу "Я живу в Прибайкалье" для 4 класса...

Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Край, где я живу»

Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного курса внеурочной деятельности и возможность использования по этой теме электронных (циф...