Презентация педагогического опыта воспитателей ГПД Тема: Духовно-нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста как важнейший аспект формирования личности гражданина России.
методическая разработка по теме
Обобщение и распространение педогогического опыта воспитателя ГПД по духовно нравственному воспитанию учащихся младшего школьного возраста на примере праздников, как одной из составляющих духовно нравственного воспитания и формирования личности гражданина России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
winrar_zip_archive.zip | 1.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №146
Презентация
Тема: Духовно-нравственное воспитание учащихся
младшего школьного возраста как важнейший аспект
формирования личности гражданина России
Чагина Жанна Эдуардовна
воспитатель группы
продленного дня
г. Санкт-Петербург
2015 г.
Слайд 2.
Воспитание ребёнка – одна из главных функций общеобразовательной школы.
«Семья и школа - это берег и море, писал Л.Кассиль. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в это море прокладывает школа. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега».
Слайд 3.
Целью духовно – нравственного воспитания в школе является: развитие нравственных общечеловеческих качеств детей, сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей, идей преемственности поколений.
Задачи, которые я ставлю в своей работе можно сформулировать так, это:
- развитие духовно - нравственного потенциала личности ребёнка;
- формирование чувства ответственности за свои поступки;
- создание условий для нравственного и эмоционального самовыражения
Слайд 4.
В процессе духовно-нравственного воспитания формируются такие ценности как:
МИР- настоящий гражданин должен занимать активную позицию в борьбе за сохранение мира.
ДОБРО- помогать попавшим в беду людям, не требуя награды за добрые дела.
ЖИЗНЬ- вести здоровый образ жизни.
ЦЕННОСТИ ПРИРОДЫ- воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде.
СВОБОДА ВЫБОРА- право на свободу выбора будущей профессии, свободу слова и т. д.
ДАР СЛОВА- правильно использовать дар слова, т. к. оно может оказывать не только положительное, но и отрицательное влияние на окружающих.
ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ- это любовь к месту где ты родился, сказал первое слово, сделал первый шаг и шагнул во взрослую жизнь.
И конечно же, ценность СЕМЬИ, тесная связь поколений
Слайд 5.
Сегодня, на мой взгляд, одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является задача воспитания у ребёнка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Вот на этом я остановлюсь более подробно.
Слайд 6.
Необходимо актуализировать у детей чувство сопричастности с семьёй, родом, родственниками; дать возможность осознать правила регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, народных традиций и обычаев.
Слайд 7.
Я думаю, что формированию у детей младшего школьного возраста интереса к семейным традициям и обычаям способствуют народные праздники с использованием фольклора как средства этнопедагогики, поскольку элементы, составляющие их основу, остаются неизменными. Воспитательная работа по приобщению детей к истокам народной культуры через народные обрядовые праздники даёт возможность сохранить национальные особенности и традиции наших предков, адаптировать эти традиции с учётом современных условий, зародить в душе детей любовь и глубокое уважение к традиционной культуре своего народа. А так как сейчас в школах много детей других национальностей, то в процессе подготовки и проведения таких праздников происходит ознакомление таких детей с традициями той страны, где они сейчас живут, уважение традиций чужой страны, воспитание толерантности у детей разных национальностей.
Слайд 8.
Каков же алгоритм проведения праздника?
1 этап – это подготовительная работа.
Она включает в себя:
- знакомство детей с историей зарождения того или иного народного праздника, чему он был посвящён, как его праздновали традиционно
- подбор подходящего к теме праздника фольклорного материала: народные приметы, стишки, песенки, поговорки, загадки, считалки, пословицы, потешки
- чтение с детьми сказок, разучивание народных игр и танцев
- проведение конкурсов рисунков и поделок по теме праздника
- ознакомление детей с предметами декоративно – прикладного искусства
- обсуждение, какие костюмы будут использованы на празднике
- можно посетить «Российский Этнографический музей» и «Государственный русский музей»
Слайд 9.
Затем пишем сценарий, в котором все компоненты подчинены основной идее, не забываем о композиционном построении, наличии приёмов активизации и «удивления».
Обязательно должно быть соблюдение единства стиля (художественно – эстетическая целостность) и, конечно же, проектируем зрелищность праздника.
Затем проводим праздник и подводим его итоги. Для этого я чаще всего использую проективный метод рисунка «Я на празднике». Делаю это так. Для детей даётся инструкция «У вас уникальная возможность создать рисунок «Я на празднике». Проведение задания осуществляется до и после каждого праздника. С целью уточнения содержания рисунка выборочно можно задавать вопросы о названии рисунков и настроении.
На всех этапах праздника мне помогают родители. При привлечении родителей к подготовке и проведению праздников наблюдается их заинтересованность, проявление активности и собственной инициативы в формировании у детей интереса к народным обычаям и традициям. Только совместное сотрудничество и заинтересованность педагогов и родителей способствует сохранению у подрастающего поколения возможности сохранить и приумножить семейные ценности.
Слайд 10.
В своей группе я работаю по разным направлениям таким как: «Моя школа, мои друзья», «Будем жить в ладу с природой», «Мы петербуржцы».
Сегодня я остановилась более подробно на цикле «Моя страна, мой дом, мои родные и близкие». На мой взгляд, этот цикл призван воспитывать в детях гражданское самосознание, чувство патриотизма и гордости за историю родной страны, осознания причастности ко всему, что происходит в Отчизне, чувство уважения к различным национальностям, внимательное отношение к членам семьи, понимание своих чувств и чувств близких людей.
В этом цикле я стараюсь проводить такие обрядовые праздники как: Кузьминки, Святки, Масленица, Вербное воскресенье.
Слайд 11.
Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что праздник является частью культуры, одним из видов социальной среды, несущий в себе эмоционально – творческое начало для освоения ценностных отношений и как следствие, помогающий культурному самоопределению.
Слайд 12.
И закончить своё выступление я хочу словами знаменитого педагога А.С. Макаренко «Правильное воспитание – это наша счастливая старость,
плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"
Статья "Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательном процессе" подготовлена для выступления и публикации в рамках проведения I Епархиальных Рож...
Толерантность в детских сказках советских писателей как средство воспитания учащихся младшего школьного возраста.
Данный классный час был проведен в 2012 году....
Обобщение опыта на тему "Гражданско-патриотическое воспитание учащихся младшего школьного возраста"
В работе представлено обобщение опыта учителя начальных классов с презентацией, рассказывающее об основных аспектах гражданско-патриотического воспитания учащихся младших классов....
Экологическое воспитание учащихся младшего школьного возраста
В данной статье представлен и обобщен опыт работы по воспитанию экологической культуры младших школьников. Эта культура базируется на трех основных принципах: систематичность, непрер...
презентация педагогического опыта по теме Духовно-нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста.
цель формирование нравственных чувств...
Воспитание духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста
Тезисы доклада "Воспитание духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста"...
Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста
Материал предназначен для учителей начальных классов. ...