Статья "Формирование этнотолерантной культуры на уроках музыки"
статья (музыка, 4 класс) на тему

В статье затрагивается о важнейших проблем в современном музыкальном искусстве-формирование этнотолерантной культуры на уроках музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc27.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                               Вольнова Наталья Анатольевна

                                                                               учитель музыки СОШ №8

                                                                               г. Рузаевка

Формирование этнотолерантной культуры на уроках музыки

Формирование этнотолерантной культуры – одна из важнейших проблем педагогической науки, оно должно осуществляться как на индивидуальном, так и на государственном уровне. Это означает необходимость не только мириться с существованием другой расы, национальности, религии или мировоззрения, но и воспринимать их как естественное явление, как богатство и уникальность человеческой цивилизации.

Каждый народ имеет свои культурные традиции, отражающие характер его труда, культуры, быта, взаимодействия с другими людьми. В них выражаются только присущие данному народу стиль, приемы, методы отражения действительности. В национальном характере отражается история конкретного народа, его связи и отношения с другими народами. Национальные традиции через язык, искусство, характер людей выражают национальное своеобразие, неповторимость данного народа, поэтому изучение этого наследия способно формировать этнотолерантную культуру.

На мой взгляд, одним из наиболее эффективных средств воспитания и формирования этнокультурной толерантности является музыкальное образование. Музыкальное наследие является отражением духовной сущности создавших его народов, поэтому, изучая особенности их музыкальной культуры, можно понять специфику национальной души, национальных эмоций, которые, отражаясь в культуре, показывают отношение народа к тем или иным нормам, ценностям. Так, понимая и принимая культуру другого народа, мы становимся более толерантными по отношению к этому народу.

В общем музыкальном образовании этнокультурный компонент всегда входил в содержание уроков музыки в виде фрагментарного обращения к народным песням. А в программе, созданной  Д. Б. Кабалевским, В.В. Алеевым, Т.Н. Кичак содержание уроков музыки в 4-м классе целостно выстроено на этнокультурном принципе. Дети постигают музыку народов разных стран, расширяя границы изучения от родной культуры к охвату всех континентов земного шара. Данный подход соответствует развитию дружбы народов, взаимосвязи национального и интернационального, и он достаточно эффективно воспитывает чувство этнотолерантности.

Первый этап – изучение музыкальной культуры своего народа. Второй этап – знакомство и освоение музыкальной культуры разных этнических традиций через выявление в каждой из них «общего» и «особенного»; осознание единства общечеловеческих ценностей, межкультурных различий и сходства культур на духовно-нравственных основах.

Так, например, на уроках с учениками 4-х классов, мы отправляемся в заочные путешествия в страны, такие как Украина, Белоруссия, Грузия, Франция, Италия, Норвегия, Польша, Германия и другие. Во время этих путешествий мы слушаем музыку разных народов, а также узнаем много нового и интересного о музыкальных инструментах, популярных в этих странах; своеобразии национальных костюмов и традиций; особенностях национальной кухни. Большую помощь в подготовке таких уроков оказывают и сами ребята: они находят увлекательный дополнительный материал и выступают со своими сообщениями. Песни, которые мы разучиваем и поем с большим удовольствием, тоже способствуют воспитанию толерантности. Так, в одной из них, есть замечательные слова:

«Словно крыша над землей - голубые небеса,

А под крышей голубой - реки, горы и леса,

Океаны, пароходы, и поляны, и цветы,

Страны все и все народы,

И конечно, я и ты!

Чтобы жили мы на свете

Не ругаясь, не грозя,

Как хорошие соседи

Или добрые друзья!»

Я очень надеюсь, что мои уроки вносят лепту в воспитании и формировании этнотолерантной культуры  в подрастающем поколении!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок музыки и изо в 4 классе "Музыка и культура Японии"

Разработка интегрированного урока музыки и изо для 4 класса  о музыке и культуре Японии....

презентация на урок музыки .Тема "Культура народов мира" "Цыганские танцы"

детям было очень интересно узнавать новое про культуру разных народов. Они с интересом ждали. что-же я приготовила на урок. Каждый урок- новое открытие....

Урок музыки в 6 классе по теме четверти «Сила музыки» Тема урока: «Музыка и война»

Художественно-педагогическая идея урока. Музыка военных лет - как неотъемлемая часть патриотического гражданского воспитания учащихся.   «Какой дьявол может победить народ, способн...

Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»

Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...

Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)

Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...

Интегрированный урок музыки и физической культуры во 2-ом "Б" классе по теме "Эти разные марши"

Тематическое построение среднего звена предполагает знакомство школьников с жанрами маршевой музыки;Содержание урока адекватно педагогическим требованиям, теме и целям урока. Структура урока соответст...

Формирование музыкально-эстетической культуры школьников на уроке музыки средствами креативности

Музыкальное образование является важнейшим разделом эстетического воспитания. В данной работе рассмотрены и изложенны причины формирования музыкально-эстетической культуры школьников....