ПРОГРАММА по гражданственно-патриотическому воспитанию учащихся 1 и 2 классов «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ».
творческая работа учащихся (1 класс) по теме

Анохина Юлия Леонидовна

«В ком нет любви к стране родной, те сердцем низшие калеки»

                                                                                                                       Т. Г. Шевченко

                                                     ВВЕДЕНИЕ:

         Образовательный процесс в современной школе состоит из обучения, воспитания, формирования и развития личности ребенка.  Гражданственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство – самая благоприятная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Итог патриотического воспитание школьников заключается в том, чтобы повседневным смыслом каждого подрастающего человека стало наполненное благородством и уважением отношения к России.                                                                                                               Воспитание гражданина – одно из условий национального возрождения. Гражданин – человек любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие гражданственности предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Главное в этой работе – системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. Программа призвана заложить основы целенаправленного процесса воспитания молодого поколения как сознательного и достойного восприемника отечественной культуры и истории.  Воспитательная работа в рамках данной программы организуется с учетом воспитательных возможностей школы, возрастных особенностей и реального уровня воспитанностей детей. В начальной школе в силу особенностей и возможностей психики ребенка происходит закладывание нравственных ценностей, в данной программе это патриотизм и гражданственность. Направления представленные в программе рассчитаны на весь период обучения в начальной школе, но каждый последующий год происходит расширение и углубление представлений по данным базовым нравственным ценностям, т. е. меняется уровень проводимых мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_grazhdanstvenno.docx1020.95 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА по гражданственно-патриотическому воспитанию учащихся 1 и 2 классов «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ».                                                                                                                  

                       «В ком нет любви к стране родной, те сердцем низшие калеки»

                                                                                                                       Т. Г. Шевченко

                                                     ВВЕДЕНИЕ:

         Образовательный процесс в современной школе состоит из обучения, воспитания, формирования и развития личности ребенка.  Гражданственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство – самая благоприятная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Итог патриотического воспитание школьников заключается в том, чтобы повседневным смыслом каждого подрастающего человека стало наполненное благородством и уважением отношения к России.                                                                                                               Воспитание гражданина – одно из условий национального возрождения. Гражданин – человек любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие гражданственности предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Главное в этой работе – системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. Программа призвана заложить основы целенаправленного процесса воспитания молодого поколения как сознательного и достойного восприемника отечественной культуры и истории.  Воспитательная работа в рамках данной программы организуется с учетом воспитательных возможностей школы, возрастных особенностей и реального уровня воспитанностей детей. В начальной школе в силу особенностей и возможностей психики ребенка происходит закладывание нравственных ценностей, в данной программе это патриотизм и гражданственность. Направления представленные в программе рассчитаны на весь период обучения в начальной школе, но каждый последующий год происходит расширение и углубление представлений по данным базовым нравственным ценностям, т. е. меняется уровень проводимых мероприятий.

                                   «Быть человеком – это чувствовать свою ответственность».                                                                                                   

                                 Ц Е Л И      П Р О Г Р А М М Ы:

Формирование личностных, нравственных и гражданских качеств учащихся                                 Воспитание любви и уважения к своему Отечеству

                                 З А Д А Ч И    П Р О Г Р А М М Ы :

-Изменение ценностного отношения детей к жизни, формирование личной ответственности за свое поведение.                                                                                                                                                                 -Воспитание гражданских качеств и толерантности через организацию социально значимой деятельности.                                                                                                                                                                              -Раскрытие содержания понятия толерантности.                                                                                                                  -Способствовать осознанию себя как личности.                                                                                                                                        

                  Программа реализуется в 1 и 2 классах. Разработанные мероприятия проводятся как в 1 классе, так, на более сложном уровне, во 2 классе.

                                 Ф О Р М Ы    Р А Б О Т Ы   были выбраны следующие:                                                                       1.Классные часы, беседы.                                                                                                                                         2.Внеклассные мероприятия разного плана.                                                                                                               4.Выпуск плакатов, рисунков, стенгазет.                                                                                                                        5.Участие в спортивных мероприятиях.                                                                                                                6.Участие в различных акциях.                                                                                                                7.Коллективные Творческие Дела.                                                                                                                              8.Различные творческие игры.                                                                                                                                              9.Анкетирование, диагностика.                                                                                                                      10.Уроки – проекты.                                                                                                                               11.Мониторинг результатов воспитательной деятельности по комплекту А.А.Логиновой, А.Я.Данилюк «Книга моих размышлений».

                    Большей частью работа в данном направлении ведется внеурочно на различных мероприятиях, смысл которых заключается в формировании реальных понятий добра и зла, высокой себестоимости нравственных ценностей, в обращении сознания школьников к высоким идеалам, которые имели место в отечественной истории, и создания у них тем самым самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России. Очень важно в мероприятиях, чтобы развлекательная составляющая не оттеснила в сознании ребенка содержательную, чтобы после проведенного мероприятия ребенок бы помнил не костюмы, танцы и призы, а то, ради чего все это делалось, т.е. нельзя допустить размытости сути.

                    Реализация программы включает в себя пять направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России.

1 НАПРАВЛЕНИЕ. «Я и Я». ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ.

                                             ЗАДАЧИ:

1.Формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность.                                            2.Воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах.

                                           МЕРОПРИЯТИЯ:                                                                                                        1.«Мой режим дня», беседа.                                                                                                                                       2.Конкурс плакатов, посвященных здоровому образу жизни.                                                                                             3. «Мы за безопасную жизнь (правила дорожного движения)», внеклассные мероприятия                                                                                                                                                         4.Спешите делать добро (акция «Чистая школа»).                                                                                              5.Цикл бесед по Правилам для учащихся.                                                                                                  6. «Мы против курения (наркотиков)», конкурс плакатов и рисунков.                         7.Классный час «Губительная сигарета».                                                                                               8.Комиксы «Страшная сказка про Ал-Коголь»                                                                                                                                                  9.Цикл занятий «Ежели вы вежливы».                                                                                                      10.Уроки - проекты по теме «Я – гражданин»: «Здорово то, что здорово!»

                     Предполагаемый результат деятельности:                                                                        высокий уровень самосознания, самодисциплина, понимание уч-ся ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия,  доброжелательности, способности с  сопереживанию.

2 НАПРАВЛЕНИЕ «Я и СЕМЬЯ». ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К  СЕМЬЕ.

                                             ЗАДАЧИ:

1.Воспитывать семьянина, любящего своих родителей.                                                                                  2.Формировать уважение к членам семьи.

                                        МЕРОПРИЯТИЯ:

1.  «День Матери» (классный вечер с участием наших мам).                                           2.Конкурс рисунков «Моя мама лучше всех!».                                                                             2.Родительские собрания по темам:                                                                                                                                           а) «Что нужно знать родителям о младшем  школьнике»                                                                                                           б) Памятка для родителей «Создание благоприятной семейной атмосферы»                                                                                                                               в) Памятка для родителей «Как преодолеть неуверенности ребенка»                                                                                                                                       г) Памятка «Как научить ребенка ответственности»                                                                                         д) «Чтобы ребенок учился».                                                                                                                             3.  «Новый год» (выпуск стенгазет, украшение класса, изготовление маскарадных костюмов).                                                                                                                                                      4.»23 февраля» (выпуск газет, изготовление открыток для пап, поздравление мальчиков класса).                                                                                                                                                                  5.Праздник – соревнование «Великолепная девятка», поздравление мальчиков.                                                                                                                                                           6. «Мамин день» (газета, изготовление открыток мамам, поздравления девочкам).                                                                                                                                                7. Праздник-соревнование «Лучшая хозяюшка», поздравление девочек.                                                         8.Уроки – проекты по теме «Я – гражданин»: «Моя родословная».                  

                         Предполагаемый результат деятельности:                                                              сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством, настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью детям,  умением прощать, настоящие сын или дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

3 НАПРАВЛЕНИЕ. «Я и ПЛАНЕТА». ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ  К  ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ.

                                                  ЗАДАЧИ:

1.Воспитывать у уч-ся чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы.                                                                                                                             2.Формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина                                                                                                                                     3. Воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, природой, обществом.                                                                                                                                    4. Формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей

                                                 МЕРОПРИЯТИЯ:

1.Проведение библиотечных часов, экскурсия в библиотеку.                                                                 2.Культпоходы в гастролирующие цирк, театры.                                                                                    3.Организовывать посещение кружков, муз.школы во внеурочное время.                                                       4. «Береги природу – наш дом», конкурс рисунков и плакатов по экологии.                                                                        5. «Мы в ответе за тех, кого приручили» (беседы, рассказы детей о домашних животных).                                                                                                                                       6. Участие в викторинах, играх и олимпиадах по природоведению.                                                      7.Уроки – проекты по теме «Я – гражданин»: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

                        Предполагаемый результат деятельности:                                                           умение видеть прекрасное в окружающей жизни, правильно себя вести в культурных местах. Учащиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

4 НАПРАВЛЕНИЕ.  «Я и ШКОЛА». ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К  ШКОЛЕ.

                                               ЗАДАЧИ:

1.Формирование у детей осознания принадлежности к школьному коллективу. Стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.                                                                                                                                           2.Воспитывать сознательное отношение к учебе.                                                                                            3.Воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения.                                                            4.Воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.                                                  5.Вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья.

                                                        МЕРОПРИЯТИЯ:

1.Праздник первого звонка (линейка).                                                                                                                                                                                                                       2. «Необсуждаемые правила поведения» (организация дежурств, распределение поручений).                                                                                                                                                    3. «Поздравление учителям» (выпуск стенгазет, подготовка номеров художественной самодеятельности).                                                                                                                                                4.Праздник Последнего звонка (линейка).                                                                                                               5.Создание классной библиотеки.                                                                                                  6.Цикл занятий «Весёлый этикет».                                                                                          7.Участие в общешкольных делах.                                                                                                                              8.  Акция по озеленению «Укрась свой класс».                                                                               9.Участие в творческих играх, викторинах и олимпиадах.

                       Предполагаемый результат деятельности:                                                                          осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений « ученик – учитель «, « ученик – ученик «, выполнение распорядка работы  школы и возложенных на уч-ся обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.

5 НАПРАВЛЕНИЕ.  «Я и МОЕ ОТЕЧЕСТВО». ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДИНЕ.

                                            ЗАДАЧИ:

1.Развивать общественную активность уч-ся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости

2.Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну

                                            МЕРОПРИЯТИЯ:

1.Государственная символика РФ, РС(Я), классные часы, викторина.                                                                          2. «Выше, быстрее, сильнее» (участие в спортивных соревнованиях школы).                                                       3.Участие в мероприятиях «Вахта памяти», посвященных  9 Мая (конкурс рисунков  «Война глазами детей», конкурс чтецов, концерт, минута молчания, викторина по истории ВОВ, возложение цветов к памятнику Победы, участие в кроссе)                                                                                                                                    4.Классные часы, посвященные памятным датам истории России                                                                                5. «Мой Чернышевский на карте Родины», игра – путешествие                                                                                                 6. Встречи  с интересными людьми «Люди, строившие ГЭС»                                                                         7.Посещение виртуального школьного музея (рук. музея Шидаков С. С.-М.)                                            8.Уроки – проекты по теме «Я -  гражданин России»: «Милая сердцу старина» - устное народное творчество.

                  Предполагаемый результат деятельности:                                                                     убежденность уч-ся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает  ее  историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите  Отечества.

                                            При успешной реализации проекта  создается база для последующего формирования развития в подростковом и юношеском возрасте достойного гражданина и патриота России, а это значит –человека,  обладающего широкими правами, соответствующими  Международным правам человека, знающего свои права и умеющего их защищать, нетерпимого к любым проявлениям насилия и произвола, человека чувствующего неразрывную связь со своим Отечеством, его прошлым, настоящим и будущим, и берущим на себя ответственность за его судьбу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности Курса «Гражданско – патриотическое воспитание» для 3 класса «Я- ГРАЖДАНИН РОССИИ»

Рабочая программа по внеурочной деятельностиКурса «Гражданско – патриотическое воспитание» для 3  класса«Я- ГРАЖДАНИН РОССИИ»...

Авторская рабочая программа по литературному чтению для учащихся 1 класса УМК "Школа России".

Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование с УУД  по литературному чтению для  1класса автор Л.Ф. Климанова  ФГОС  УМК"Школа России"....

Адаптированная программа по окружающему миру для учащегося 3 класса УМК "Школа России"

Адаптированная программа написана в соответствии с ФГОС. Указана деятельность учащихся. УМК "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 4 класса (УМК "Школа России")

Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 4 класса (УМК "Школа России")...

Рабочая программа по литературному чтению для учащихся 4 класса (УМК "Школа России")

Рабочая программа по литературному чтению для учащихся 4 класса (УМК "Школа России")...

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 4 класса (УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 4 класса (УМК "Школа России")...

Рабочие программы по внеурочной деятельности для учащихся 4 класса (УМК "Школа России")

Рабочие программы по внеурочной деятельности для учащихся 4 класса (УМК "Школа России")...