Рабочая программа "Родничок" (для дополнгительного образования учащихся 1-4 классов)
рабочая программа по теме

Павлова Татьяна Петровна

Фольклор является богатейшим источником познавательного, нравственного развития учащихся и, конечно же, развития их творческих возможностей.

            Приобщить детей к фольклору, к истокам русской народной культуры, к глубинному традиционному наследию народа и призвана программа «Родничок», которая предназначена для учащихся 1 – 4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа54.21 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

 «Родничок»

(дополнительное образование)

для учащихся 1-4 классов

общеобразовательных школ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Программа рассчитана на реализацию в учреждениях дополнительного образования общеобразовательных школ и имеет художественно-эстетическую направленность.  

         Основой всестороннего развитие личности является единство обучения и воспитания. Причем в настоящее время назрела острая необходимость в процессе обучения детей в школе придать воспитанию приоритетную значимость, осознать его главенствующую роль в развитии и образовании школьников. Решать вопросы воспитания необходимо с начальной школы. Начальная школа призвана обеспечить овладение учащимися не только чтением, счетом, письмом, основными умениями и навыками учебной деятельности, но и донести до сознания своих учеников, то что они являются носителями народной культуры, воспитать детей в национальных традициях. Безграмотному в этой области человеку трудно познать культуру своего народа, понять свое место в мире природы и в мире людей.

         В наше интересное и сложное время на многое мы начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, с которым мы, к сожалению, знакомы очень поверхностно. Как жили русские люди? Что их заботило, радовало и тревожило, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам?

       Ответить на эти и подобные вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Помогает в этом фольклор. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.

       Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные «жемчужины» - частушки, потешки, прибаутки, песенки и сказки, в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественно и, что очень важно, - понятно даже детям.

       Фольклор является богатейшим источником познавательного, нравственного развития учащихся и, конечно же, развития их творческих возможностей.

        Приобщить детей к фольклору, к истокам русской народной культуры, к глубинному традиционному наследию народа и призвана программа «Родничок», которая предназначена для учащихся 1 – 4 классов.

       Кроме познавательного, она имеет важное воспитательное значение, т.к. показывает нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры, способствует формированию патриотизма, основ духовности и нравственности ребенка.

       Данная программа может использоваться во внеклассной  работе: при проведении классных часов, внеклассных мероприятий, праздников, а также как программу кружка или студии.

Цели программы.

  1. Освоение нравственных и эстетических ценностей народа.
  2. Развитие творческих способностей детей, мышления, воображения.
  3. Воспитание уважения к национальному наследию, стремление сохранять народные традиции.

В соответствии с поставленными целями определяются конкретные задачи программы:

  • формировать представление о календарной обрядовой культуре народа как форме взаимоотношений человека и природы;
  • дать конкретные сведения о сезонных приметах, жизни, быте, обрядах и обычаях русского народа;
  • учить детей понимать красоту и ценность русского фольклора, его самобытность, уважать и ценить традиции и обычаи родной страны;
  • обогащать словарный запас учащихся, расширять их кругозор, развивать речь, мышление, воображение, творческие способности;
  • развивать наблюдательность, экологическую культуру, активизировать нравственно-эстетический и познавательный опыт детей;
  • воспитывать основы нравственности, прививать любовь к Родине, Отчизне, русской земле;
  • воспитывать стремление узнавать, сохранять и обогащать народные традиции.

Структура программы.

(на основе традиционной русской культуры)

        Программа используется посредством тематических занятий, которые построены на освоении мировоззренческой проблемы «единство годового круга жизни природы и человека». Календарно-обрядовая деятельность народа предстает перед детьми как способ, которым люди раньше выстраивали свои взаимоотношения с природой, со всем огромным миром, в котором они живут. Дети узнают, какое место во Вселенной, по народным воззрениям, занимал человек на протяжении своей жизни и после нее; как эти воззрения отражаются в календарных обрядах, символике народного костюма и жилища. Таким образом, содержание программы «Человек и природа в народной культуре» предполагает два основных направления:

  1. Освоение ритмической последовательности традиционного народного календаря как способа взаимоотношений человека и природы. Знакомство с народным календарем.
  2. Освоение особого символического языка народной культуры. Знакомство с образами народного словесного и изобразительного искусства. Выяснение глубинного смысла символических образов природы в старинных орнаментах, в узорах и деталях народного костюма.

Программа «Родничок» по своей главной проблеме (единство жизни человека и природы) внутренне совершенно закончена, очень многогранна и актуальна в настоящее время. Поэтому, для того чтобы глубоко изучить проблему «Человек и природа в народной культуре», на основе данной программы можно работать в течение 2 лет. Углубление работы достигается следующими путями:

  1. введением разных вариантов календарных обрядовых праздников или введением праздников к другим датам народного календаря;
  2. выбором материала и методики работы с ним в зависимости от знаний, способностей интересов детей, от их возрастных особенностей;
  3. концентричностью построения программы, последовательным расширением и постепенным усложнением содержания материала;
  4. наполнением регионального компонента.

Занятия по данной программе ведутся на коммуникативно-познавательных и проблемно-поисковых основах. Используются методы обучения:

  • проблемные
  • поисково-конструктивные
  • исследовательско-творческие
  • объяснительно-иллюстративные
  • репродуктивные (беседа, рассказ, работа с книгой)

Формы работы:

Программа рассчитана для работы с детьми 8-10 лет, прием осуществляется на основании желания детей заниматься изобразительным искусством.

Программа рассчитана на 2 учебных года 144 учебных часа. Занятия проводятся  2 раза в неделю по 1 часа (72 часа в год). Занятия проводятся в группах, группы смешанные (мальчики и девочки).

Форма организации занятий – групповая.

Формы проведения занятий:

  • лекции
  • практические занятия
  • театрализованные занятия
  • экскурсии

Методы организации занятий:

- объяснительно-иллюстративная

- репродуктивная

- частично-поисковая

- исследовательская

Знания и умения учащихся.

В результате освоения программы учащиеся должны знать:

  • названия месяцев в старинном русском календаре;
  •  календарно-обрядовые праздники, отражающие традиции и обычаи русского народа;
  • русские народные игры, потешки, частушки, прибаутки, песни, связанные с данными праздниками;
  • некоторые народные приметы, характерные для разных времен года;
  • старинные предметы быта, орудия труда, занятия крестьян, ремесленников в разные сезоны;
  • элементы орнамента в народном костюме, их символическое значение и характерную цветовую гамму.

Учащиеся должны уметь:

  • давать характеристику сезонным изменениям, происходящим в жизнедеятельности человека;
  • вести наблюдения за природой и проверять правильность прогноза;
  • рассказать о традиционных праздниках русского народа, их обрядах и обычаях;
  • раскрывать смысл символических образов природы в орнаментах, узорах, деталях народного костюма;
  • владеть народными инструментами.

Итогом работы по данной программе является проведение общешкольных праздников, открытых занятий (сценарии прилагаются), оформление фотовыставок. В ходе этих мероприятий учащиеся наглядно демонстрируют знания

  • традиций и обычаев русского народа;
  • русских народных игр, потешек, частушек, песен, прибауток;
  • народных примет, связанных с разными временами года;
  • старинных предметов быта, орудий труда, занятий крестьян, ремесленников в разные сезоны.

Показывают свои умения

  • рассказывать о традиционных праздниках русского народа, их обрядах и обычаях;
  • владеть народными инструментами.

При подготовке праздников, занятий учащиеся сами подбирают материал, учатся давать характеристику сезонным изменениям,

происходящим в жизнедеятельности человека; вести наблюдения за природой

и проверять правильность прогноза.

        В качестве оценки деятельности по данной программе можно использовать:

  • возрастающую год от года степень самостоятельности учащихся в подготовке мероприятия, уровень его проведения;
  • желание детей участвовать в проведении того или иного праздника;
  • положительные отзывы родителей и сверстников.

Способы мониторинга:

  • ежегодное анкетирование;
  • социальный опрос учащихся и родителей;
  • видеозапись, фотоматериалы праздников, занятий и др. мероприятий.

1 год обучения

Учебно-тематический  план

№ п/п

Кол-во часов

Формы контроля

Кол-во практических часов

Кол-во теоретических часов

Вводное занятие.

Правила техники безопасности.

1 ч.

Инструктаж по технике безопас-

ности(зачет)

1

 «В сентябре лето кончается, осень начинается»

8 ч.

Праздники встречи осени

6

2

«В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печи подбирайся».

9 ч.

6

3

«Ноябрь зиме дорожку торит»

8 ч.

Праздник

5

3

«Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст».

8 ч.

Тест, срезы

5

3

«Месяц январь – зимы государь».

7 ч.

Праздники рождества

6

1

«У февраля два друга: метель да вьюга»

8 ч.

Праздник Масленицы

6

2

«Март не весна, а предвесенье»

8 ч.

Праздники встречи весны

6

2

«Апрель, апрель на дворе звенит капель»

8 ч.

5

3

«Ай, ай, месяц май».

5 ч.

4

1

Итоговые занятия.

Выставка работ учащихся.

Вручение грамот.

2 ч.

Презентация творческих работ

2

Итого

72 часа

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятий

элемент содержания

дата

1

Тема: «В сентябре лето кончается, осень начинается» (9 ч )

1

Вводное занятие.

Правила техники безопасности.

Введение в содержание занятий. Инструктаж по технике безопасности при работе с колющими и режущими предметами.

2

Характеристика месяца на основе присловий о нем, традиционных работ, обычных для этого месяца. Народные пословицы, приметы сентября.

Загадки, приметы, заклички, рожден-ные народным опытом общения с природой.

3

Осеннее новолетие – новые новины. Особенности народных обрядов и обычаев дня Симеона-Столыпника как осеннего новолетия. Календарная обрядовая культура народа как форма взаимоотношений человека и природы. Русская народная песня «Осенушка-осень», народные игры.

Взаимозависимость явлений – народ и народная культура.

4

Осенины – вторая встреча осени. Обряды и обычаи жатвы. Загадки о злаках, хлебе, снопе. Пословицы о труде, хлебе. Обрядовая песня «Ох, и слава богу…». Первые осенние праздники народного календаря. Осеннее равноденствие. Работа с Древом суток.

Две большие области народной художественной культуры: рукотворные, материальные виды культуры и нерукотворные.

5

Воздвижение – третья встреча осени. А у нас капустник! Занятие-праздник. Гармоничное соотношение сезонного труда и развлечений – нравственная норма в народной жизни. Русская народная игра «Колышки», хоровод «Я сажу, сажу капустку», частушки.  

Важнейшие свойства народной культуры – устность; анонимность; кол-лективность; тра-диционность; вари-ативность; импро-визационность.

2.

Тема: «В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печи подбирайся» ( 9 ч. )

1

Октябрь — зазимник. Характеристика месяца и традиционных работ, обычных для этого месяца. Пословицы и поговорки октября. Особенности деревенского быта в осеннее и уже близкое зимнее время. Начало посиделок.

Формирование представления о тех изменениях, которые зависят от особенностей и потребностей исторического времени, когда сделана рукотворная вещь.

2

Матушка Покрова, покрой сыру землю и меня молоду. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы в народной традиции. Идея о значительности  роли женского начала в мире. Народные обычаи и приметы праздника. Символические образы природы в узорах, орнаментах женского костюма.

Соотношение старого и нового в народной культуре на материале не рукотворного произведения народного творчества.

3

Мать-природа. Представление об образе женщины в народном изобразительно-прикладном искусстве, загадках, волшебных сказках. Рассмотрение образцов вышивок, старинных женских орудий труда.

Выявление одинакового уважительного отношения всех народов земли к природе.

3.

Тема: «Ноябрь зиме дорожку торит» ( 8 ч.)

1

Характеристика месяца, старинные названия ноября. Традиционные работы, обычные для этого месяца. Пословицы, поговорки и приметы ноября.

Сравнение пословиц разных народов мира о терпении, настойчивости, сдержанности в речах, трудолюбии.

2

Синичкин праздник. Сегодня синичка – именинница. Забота о птицах-зимниках. Мастерим и вешаем кормушки для птиц. Птицы, зимующие в родном крае.

Изготовление кормушек для птиц из бросового материала. Составление правил по уходу за птицами домашними и дикими.

3

Кузьминки – первый зимний праздник. Характер народного праздника, его обычаи. Понятие о смешном и условном. Небылицы-перевертыши. Художественная условность, творящая перевернутый мир. Слово – творец особой, художественной реальности. Русская народная игра «Сиди, сиди Яша».

Знакомство с последовательностью образов природы и человека в круге Зодиака. Сравнение загадок и легенды о петухе как о существе, жизнедеятельность которого зримо и убедительно связана с ритмом Солнца.

4

Матрена зимняя. На зимнюю Матрену зима на ноги встает, налетают морозы. Наблюдение за установлением зимней погоды.

Умение пользоваться опытом традиционной культуры в разнообразных жизненных ситуациях.

4.

Тема:«Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст» (8 ч.)

1

Характеристика месяца и его роль в годовом круге. Традиционные работы, обычные для этого месяца. Старинные названия месяца. Пословицы, поговорки и приметы декабря. Работа с Древом суток.

Этапы человечес-кой жизни (детство, зрелость, старость), периоды в сутках (утро, день, вечер) и времена года (весна, лето, осень).

2

Екатерина – санница. Значение имени. Народные обычаи и приметы праздника. Частушки. Использование народных инструментов.

Знакомство с разными календарями мира как с универсальным древним явлением человеческой культуры

3

Наум наставит на ум. Начало обучения грамоте на Руси. Пословицы, поговорки о грамоте, учении, уме. Загадки. Головоломки.

Знакомство со счетом времени по старому и новому стилям (юлианский и григорианский календари).

4

Хвали зиму после Николина дня. Знакомство с образом св. Николая по русским народным легендам, былинам, духовным стихам. Народные обычаи и приметы праздника.

Умение пользоваться опытом традиционной культуры в разнообразных жизненных ситуациях.

5

Спиридон-поворот, солнцеворот. Знакомство с народными присловиями на день св. Спиридона. Зимнее солнцестояние. Пословицы, поговорки, загадки, зимние приметы. Наблюдение за погодой в течение 12 дней. Русская народная песня «Ах ты, зимушка-зима», «Ой, жги, жги». Использование народных инструментов. Народная игра «Два Мороза».

Загадки, приметы, заклички, рожден-ные народным опытом общения с природой.

5.

Тема: «Месяц январь – зимы государь» ( 7 ч.)

1

«Месяц январь – зимы государь Что такое Зимние святки? Главный зимний праздник. Сложный состав праздника. Народные обряды и обычаи зимних святок. Праздничное ряженье на святках. Народные игры, характерные для данного праздника.

Сравнение пословиц разных народов мира о терпении, настойчивости, сдержанности в речах, трудолюбии.

2

Колядки, колядки! Праздничные поздравления, подарки. Обрядовые действия – хождение со звездой. Символические образы праздника. Разучивание колядок.

Загадки, приметы, заклички, рожден-ные народным опытом общения с природой.

6.

Тема: «У февраля два друга: метель да вьюга» ( 8 ч.)

1

Хоть февраль злится, но весну чует. Характеристика месяца и традиционных работ, обычных для этого месяца. Двойственный характер февраля. Загадки о явлениях природы (метель, вьюга). Приметы месяца.

Сравнение пословиц разных народов мира о терпении, настойчивости, сдержанности в речах, трудолюбии.

2

Сретение – первая встреча весны. Особенность народных присловий и обычаев на Сретение как выражение мысли о встрече старого и нового. Песенки-заклички.

Умение пользоваться опытом традиционной культуры в разнообразных жизненных ситуациях.

3

Широкая Масленица. Образ праздника в русской народной традиции. Разучивание масленичных песен, приговоров, игр. Календарь Масленицы. Праздник, посвященный проводам Зимы. Символические образы в ходе праздника.

Развитость познавательных процессов и интересов. Знание основ традиционной культуры.

7.

Тема: «Март не весна, а предвесенье» ( 8 ч.)

1

Характеристика марта как месяца старинного весеннего новогодья и весеннего равноденствия. Пословицы, поговорки марта, загадки о признаках весны. Работа с Древом суток.

Загадки, приметы, заклички, рожден-ные народным опытом общения с природой.

2

Евдокия Весновка – весеннее новогодье. Обычаи и приметы праздника. Народные прогнозы погоды по особенностям 1/14 марта – дня старинного весеннего новогодья. Весенние детские заклички.

Отличие традиций и обрядов. Составление народного календаря по приметам. Самостоятельные наблюдения и фиксирование их в календаре наблюдений.

3

Жавороночки, прилетите к нам! Особенности народных обычаев второй встречи весны в день св. Сорока мучеников Севастийских – 22 марта. Обычаи закликания весны в этот день. Весеннее равноденствие. Работа с Древом суток.

Умение пользоваться опытом традиционной культуры в разнообразных жизненных ситуациях.

8.

Тема: «Апрель, апрель на дворе звенит капель» ( 8 ч.)

1

 «Апрель, апрель на дворе звенит капель»Благовещение — третья встреча весны. Особенности народных обычаев ранней весны. Обычаи и обряды праздника Благовещения. Песенка-обращение к птицам. Забота о птицах.

Развитость познавательных процессов и интересов. Знание основ традиционной культуры.

2

Верба – вестница весны. Обряды и обычаи вербного воскресенья в народной традиции. Традиция детского подарка на Вербное воскресенье.

Изучение народных традиций. Изготовление традиционных подарков.

3

Светлое воскресенье. Радостная неделя. Знакомство с народными обрядами и обычаями Пасхальной недели. Идея обновления жизни в народной христианской традиции. Искусство колокольного звона на Руси. Загадки о празднике Пасхи. Русская народная игра «Карусели».

Умение пользоваться опытом традиционной культуры в разнообразных жизненных ситуациях.

9.

Тема: «Ай, ай, месяц май» ( 7 ч.)

1

Характеристика месяца и традиционных работ, обычных для этого месяца. Народные присловия мая. Май – время первых трав.

Изучение народного календаря. Наблюдение за весенними изменениями в природе. Высаживание весенних перврцветов.

2

День Святого Георгия Победоносца. Значение имени Георгий. Символический образ св.Георгия в русской культуре. Обряды и обычаи Егорьего дня. Наблюдения за погодой.

Развитость познавательных процессов и интересов. Знание основ традиционной культуры.

3

Зеленые Святки. Народные обряды и обычаи весеннее-летнего периода, связанные с традицией поминания предков, прославления расцветающей растительности, заботой об урожае.

Развитость познавательных процессов и интересов. Знание основ традиционной культуры.

4

Итоговые занятия.

Выставка работ учащихся.

Вручение грамот.

2 год обучения

Цели:

-   начать знакомство с культурой русского народа через мир русских игр и игрушек;  

-   формировать привычку быть доброжелательным и приветливым;

- формировать культуру умственного труда, отношение к  книге как источнику знаний.

- показать учащимся русский дом как социальную среду русского человека;

- формирование умений относиться к окружающему миру как предмету познания, сопоставлять известное в опыте жизни и узнанное;

- формирование патриотизма учащихся через любовь к русскому дому.

- показать учащимся русского человека как потомка древних славянских народов;

- пробудить у учащихся интерес к изучению  своих родословных, происхождению и значению имен и фамилий;

- расширить знания учащихся об истории своей семьи, ее жизненному укладу;

- формировать умение вести исследовательскую работу и анализировать материалы.  

- формирование культуры поведения учащихся через культуру русского народа;

- формирование умений воспринимать себя как человека с самостоятельным мышлением и самостоятельным выбором;

- развивать умение анализировать материалы и вести исследовательскую работу.

Задачи:

- познакомиться с наиболее распространенными русскими игрушками, узнать историю их происхождения;

- познакомиться с различными играми русского народа, показать их ценность, изучить их, ввести в свою практику;

-  посетить различные выставки русских игрушек.

- познакомиться с особенностями постройки русского дома, выявить причины такого построения;

- познакомиться с основными  предметами русского дома, их основным предназначением, изучить их историю.

- познакомить учащихся с историей славянских народов – наших предков;

- познакомиться с основными правилами составления родословной и принять участие в конкурсе «Родословная моей семьи»;

-  познакомиться с основными принципами имянаречения русского народа;

- определить значение своих имен и принять участие в конкурсе «Мое имя».

-  познакомиться с произведениями разных жанров устного народного творчества русского народа;

-  определить специфику каждого вида устного народного творчества;

- попробовать свои силы в устном народном творчестве.

Учебно-тематический  план

№ п/п

Кол-во часов

Формы контроля

Кол-во практических часов

Кол-во теоретических часов

Вводное занятие.

Правила техники безопасности.

1 ч.

Инструктаж по технике безопас-

ности(зачет)

1

«Игры и игрушки русского народа».

15 ч.

Праздники, игры, составление рассказов

10

5

«В гостях у русского дома».

22 ч.

Праздники, разучивание , конкурсы, зачеты

14

8

«Разговор о родословной».

21 ч.

Презентации, поисковая работа, составление рассказов

16

5

«Устное народное творчество

русского народа».

12 ч.

5

7

Итоговые занятия.

Выставка работ учащихся.

Вручение грамот.

1 ч.

Презентация творческих работ

1

Итого

72 часа

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Элемент содержания

дата

1

Вводное занятие.

Правила техники безопасности.

Введение в содержание курса. Инструктаж по технике безопасности.

Тема: «Игры и игрушки русского народа» (15ч.)

1

Моя любимая игрушка.

Рассказ, описание, возможные игры с представленной игрушкой.

2

«Игрушки друзей».

Рассказ, обсуждение

3-4

Общее знакомство с русскими народными игрушками.

Презентация, рассказ, демонстрация народных игрушек, изготовление

5-6

«Страна Кукляндия»

Знакомство с кукольным театром, театрализация народной сказки «Колобок», «Репка»

7-9

Русские народные игры: игры-ловишки, игры – загадки.

Разучивание игр

10-12

Учим народные игры: игры-состязания, игры – забавы, игры – прятки.

Разучивание игр

13-15

Разучивание народных игр: образные игры, хороводные игры.

Разучивание игр

Тема: «В гостях у русского дома» (22 ч.)

1

Первые поселения русских.

Презентация, рассказ

2

Русская изба.

Презентация, рассказ

3

«Посиделки в русском доме».

Презентация, рассказ

4

Узоры русского дома.

Рисование русских узоров

5

Хозяйственные постройки: (амбар, мельницы, колодцы).

Изготовление хозяйственных построек из разверток

6

Русский скворечник.

Рассказ, демонстрация

7-8

«Помоги пернатому».

Изготовление скворечников из бросового материала

9

Русская печь.

Презентация, рассказ

10

«Русской печке посвящается…»

Чтение сказок, обсуждение

11-12

Русская гармошка.

«Играй, гармонь».

Презентация, рассказ, слушание музыки, знакомство с музыкой ансамбля народных инструментов

13-14

«Веселая ярмарка».

Демонстрация товаров, которые являлись традиционными для русской ярмарки. Знакомство с работой «зазывал».

15

Русская одежда.

Рассказ, презентация

16-17

«Русский народный костюм».

Знакомство с народным орнаментом, рисование русского национального женского и мужского костюма.

18

«В волшебном мире живописи: мир вещей».

Чтение, обсуждение

19-20

«В бабушкином сундуке…»

Поисковая работа, оформление выставки

21

Предметы русского стола.

Рассказ, презентация

22

«Традиции русского чаепития».

Инсценировка

Тема: «Разговор о родословной»( 21 ч.)

1

Истоки слова «Русь».

Чтение, обсуждение

2

Понятие о родословной.

Рассказ, презентация

3

«В гостях  у прабабушки».

Заочное путешествие в прошлое

4

Имянаречение.

Рассказ о происхождении имен на Руси

5

Значение имен.

Чтение, обсуждение

6

«Мое имя».

Презентация

7

Составление родословной.

Практическая работа

8-9

Сбор материала о родственниках по линии отца.

Исследовательская работа

10-11

Сбор материала о родственниках по линии матери.

Исследовательская работа.

Выставка работ

12

«Фотографии из старого альбома».

Исследовательская работа.

Выставка работ.

13

Фотографии из семейного архива.

Исследовательская работа.

Выставка работ.

14-15

Занятия моих предков.

Заочное путешествие в прошлое. Чтение, обсуждение.

16

«Сказка в лаковой миниатюре».

Чтение, обсуждение.

17-18

Традиции моей семьи.

Исследовательская работа. Оформление собранного материала

19-20

Оформление собранного материала.

21

«История моей семьи».

Презентация лучших работ

Тема: «Устное народное творчество

русского народа» (13 ч.)

1

Понятие фольклора.

Чтение, обсуждение

2

Театр фольклора «Разгуляй».

Разучивание произведений фольклора.

3

Русская народная сказка.

Чтение, обсуждение

4

Моя любимая сказка.

Чтение, обсуждение

5-6

Инсценированные сказки.

Подготовка, инсценирование.

7-8

Я сочиняю сказки…

Практические занятия

9

Русская народная песня.

Знакомство с русской народной песней, слушание песен ансамбля «Русской народной песни»

10

Мастера русской народной песни (знакомство с фольклором нашего города)

Знакомство с фольклорными коллективами нашего города

11-12

«Споем «по-русски»».

Разучивание русских народных песен

13

Итоговые занятия.

Выставка работ учащихся.

Вручение грамот.

Выставка работ учащихся.

Вручение грамот.

Итог

72 часа

Литература.

1.        Времена года. Православный народный календарь. Пермь: Урал-Пресс,1992.

2.        Даль В.И. Пословицы русского народа. Сборник в двух томах. М.: Художественная литратура, 1984.

3.         Загоруля Г.А., Мазурик А.М. Путешествие в мир фольклора. Ханты-Мансийск: Полиграфист,1999.

4.        Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. СПб: Детство-Пресс, 2004.

5.        Круглый год. Русский земледельческий календарь. М.: Правда, 1991.

6.        Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Родная земля. Книга для учителя. М.: Дрофа, 1998.

7.        Пшеницына Н.А. Времена года. Песни, пословицы, приметы, загадки. М.: Владос,2001

8.        Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. М.: Российский Раритет, 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (начальное общее образование) по технологии 1 класс

Рабочая программа предназначена для реализации в 1 классе общеобразовательной четырёхлетней начальной школы.Срок реализации программы – 1 год.Начальное технологическое образование должно обеспечить че...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (начальное общее образование) по математике 1 класс

Программа предназначена для обучающихся начальной ступени общего образования, рассчитана на 4 года освоения.Основная цель обучения математике состоит в формировании всесторонне образованной и инициати...

Программа дополнительного образования учащихся 1-4 классов "Основы музыкальной культуры"

На современном этапе наиболее остро ощущается социальная потребность в воспитании человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью. Будучи проводником музыкальной ...

Реализация этнокультурного содержания образования учащихся 1-4 классов через проектно-исследовательскую деятельность в различных предметных областях.

В данной работе рассматривается, как  проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует решению проблемы реализации этнокультурного содержания образования в различных п...

Рабочая программа для внеурочной деятельности «Экологическое образование учащихся 3-4 классов на основе краеведческого материала»

Целью рабочей программы для внеурочной деятельности «Экологическое образование учащихся  3-4 классов на основе краеведческого материала» явилось формирование ответственного отношения ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования «Литературное чтение» 4 класс

Рабочая программа разработана на основе Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразовательных организаций / ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования «Окружающий мир» 4 класс

Рабочая программа разработана на основе Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / А. А...