Рабочая программа "Родничок" (для дополнгительного образования учащихся 1-4 классов)
рабочая программа по теме
Фольклор является богатейшим источником познавательного, нравственного развития учащихся и, конечно же, развития их творческих возможностей.
Приобщить детей к фольклору, к истокам русской народной культуры, к глубинному традиционному наследию народа и призвана программа «Родничок», которая предназначена для учащихся 1 – 4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа | 54.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
«Родничок»
(дополнительное образование)
для учащихся 1-4 классов
общеобразовательных школ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа рассчитана на реализацию в учреждениях дополнительного образования общеобразовательных школ и имеет художественно-эстетическую направленность.
Основой всестороннего развитие личности является единство обучения и воспитания. Причем в настоящее время назрела острая необходимость в процессе обучения детей в школе придать воспитанию приоритетную значимость, осознать его главенствующую роль в развитии и образовании школьников. Решать вопросы воспитания необходимо с начальной школы. Начальная школа призвана обеспечить овладение учащимися не только чтением, счетом, письмом, основными умениями и навыками учебной деятельности, но и донести до сознания своих учеников, то что они являются носителями народной культуры, воспитать детей в национальных традициях. Безграмотному в этой области человеку трудно познать культуру своего народа, понять свое место в мире природы и в мире людей.
В наше интересное и сложное время на многое мы начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, с которым мы, к сожалению, знакомы очень поверхностно. Как жили русские люди? Что их заботило, радовало и тревожило, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам?
Ответить на эти и подобные вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Помогает в этом фольклор. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.
Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные «жемчужины» - частушки, потешки, прибаутки, песенки и сказки, в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественно и, что очень важно, - понятно даже детям.
Фольклор является богатейшим источником познавательного, нравственного развития учащихся и, конечно же, развития их творческих возможностей.
Приобщить детей к фольклору, к истокам русской народной культуры, к глубинному традиционному наследию народа и призвана программа «Родничок», которая предназначена для учащихся 1 – 4 классов.
Кроме познавательного, она имеет важное воспитательное значение, т.к. показывает нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры, способствует формированию патриотизма, основ духовности и нравственности ребенка.
Данная программа может использоваться во внеклассной работе: при проведении классных часов, внеклассных мероприятий, праздников, а также как программу кружка или студии.
Цели программы.
- Освоение нравственных и эстетических ценностей народа.
- Развитие творческих способностей детей, мышления, воображения.
- Воспитание уважения к национальному наследию, стремление сохранять народные традиции.
В соответствии с поставленными целями определяются конкретные задачи программы:
- формировать представление о календарной обрядовой культуре народа как форме взаимоотношений человека и природы;
- дать конкретные сведения о сезонных приметах, жизни, быте, обрядах и обычаях русского народа;
- учить детей понимать красоту и ценность русского фольклора, его самобытность, уважать и ценить традиции и обычаи родной страны;
- обогащать словарный запас учащихся, расширять их кругозор, развивать речь, мышление, воображение, творческие способности;
- развивать наблюдательность, экологическую культуру, активизировать нравственно-эстетический и познавательный опыт детей;
- воспитывать основы нравственности, прививать любовь к Родине, Отчизне, русской земле;
- воспитывать стремление узнавать, сохранять и обогащать народные традиции.
Структура программы.
(на основе традиционной русской культуры)
Программа используется посредством тематических занятий, которые построены на освоении мировоззренческой проблемы «единство годового круга жизни природы и человека». Календарно-обрядовая деятельность народа предстает перед детьми как способ, которым люди раньше выстраивали свои взаимоотношения с природой, со всем огромным миром, в котором они живут. Дети узнают, какое место во Вселенной, по народным воззрениям, занимал человек на протяжении своей жизни и после нее; как эти воззрения отражаются в календарных обрядах, символике народного костюма и жилища. Таким образом, содержание программы «Человек и природа в народной культуре» предполагает два основных направления:
- Освоение ритмической последовательности традиционного народного календаря как способа взаимоотношений человека и природы. Знакомство с народным календарем.
- Освоение особого символического языка народной культуры. Знакомство с образами народного словесного и изобразительного искусства. Выяснение глубинного смысла символических образов природы в старинных орнаментах, в узорах и деталях народного костюма.
Программа «Родничок» по своей главной проблеме (единство жизни человека и природы) внутренне совершенно закончена, очень многогранна и актуальна в настоящее время. Поэтому, для того чтобы глубоко изучить проблему «Человек и природа в народной культуре», на основе данной программы можно работать в течение 2 лет. Углубление работы достигается следующими путями:
- введением разных вариантов календарных обрядовых праздников или введением праздников к другим датам народного календаря;
- выбором материала и методики работы с ним в зависимости от знаний, способностей интересов детей, от их возрастных особенностей;
- концентричностью построения программы, последовательным расширением и постепенным усложнением содержания материала;
- наполнением регионального компонента.
Занятия по данной программе ведутся на коммуникативно-познавательных и проблемно-поисковых основах. Используются методы обучения:
- проблемные
- поисково-конструктивные
- исследовательско-творческие
- объяснительно-иллюстративные
- репродуктивные (беседа, рассказ, работа с книгой)
Формы работы:
Программа рассчитана для работы с детьми 8-10 лет, прием осуществляется на основании желания детей заниматься изобразительным искусством.
Программа рассчитана на 2 учебных года 144 учебных часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часа (72 часа в год). Занятия проводятся в группах, группы смешанные (мальчики и девочки).
Форма организации занятий – групповая.
Формы проведения занятий:
- лекции
- практические занятия
- театрализованные занятия
- экскурсии
Методы организации занятий:
- объяснительно-иллюстративная
- репродуктивная
- частично-поисковая
- исследовательская
Знания и умения учащихся.
В результате освоения программы учащиеся должны знать:
- названия месяцев в старинном русском календаре;
- календарно-обрядовые праздники, отражающие традиции и обычаи русского народа;
- русские народные игры, потешки, частушки, прибаутки, песни, связанные с данными праздниками;
- некоторые народные приметы, характерные для разных времен года;
- старинные предметы быта, орудия труда, занятия крестьян, ремесленников в разные сезоны;
- элементы орнамента в народном костюме, их символическое значение и характерную цветовую гамму.
Учащиеся должны уметь:
- давать характеристику сезонным изменениям, происходящим в жизнедеятельности человека;
- вести наблюдения за природой и проверять правильность прогноза;
- рассказать о традиционных праздниках русского народа, их обрядах и обычаях;
- раскрывать смысл символических образов природы в орнаментах, узорах, деталях народного костюма;
- владеть народными инструментами.
Итогом работы по данной программе является проведение общешкольных праздников, открытых занятий (сценарии прилагаются), оформление фотовыставок. В ходе этих мероприятий учащиеся наглядно демонстрируют знания
- традиций и обычаев русского народа;
- русских народных игр, потешек, частушек, песен, прибауток;
- народных примет, связанных с разными временами года;
- старинных предметов быта, орудий труда, занятий крестьян, ремесленников в разные сезоны.
Показывают свои умения
- рассказывать о традиционных праздниках русского народа, их обрядах и обычаях;
- владеть народными инструментами.
При подготовке праздников, занятий учащиеся сами подбирают материал, учатся давать характеристику сезонным изменениям,
происходящим в жизнедеятельности человека; вести наблюдения за природой
и проверять правильность прогноза.
В качестве оценки деятельности по данной программе можно использовать:
- возрастающую год от года степень самостоятельности учащихся в подготовке мероприятия, уровень его проведения;
- желание детей участвовать в проведении того или иного праздника;
- положительные отзывы родителей и сверстников.
Способы мониторинга:
- ежегодное анкетирование;
- социальный опрос учащихся и родителей;
- видеозапись, фотоматериалы праздников, занятий и др. мероприятий.
1 год обучения
Учебно-тематический план
№ п/п | Кол-во часов | Формы контроля | Кол-во практических часов | Кол-во теоретических часов | |
Вводное занятие. Правила техники безопасности. | 1 ч. | Инструктаж по технике безопас- ности(зачет) | 1 | ||
«В сентябре лето кончается, осень начинается» | 8 ч. | Праздники встречи осени | 6 | 2 | |
«В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печи подбирайся». | 9 ч. | 6 | 3 | ||
«Ноябрь зиме дорожку торит» | 8 ч. | Праздник | 5 | 3 | |
«Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст». | 8 ч. | Тест, срезы | 5 | 3 | |
«Месяц январь – зимы государь». | 7 ч. | Праздники рождества | 6 | 1 | |
«У февраля два друга: метель да вьюга» | 8 ч. | Праздник Масленицы | 6 | 2 | |
«Март не весна, а предвесенье» | 8 ч. | Праздники встречи весны | 6 | 2 | |
«Апрель, апрель на дворе звенит капель» | 8 ч. | 5 | 3 | ||
«Ай, ай, месяц май». | 5 ч. | 4 | 1 | ||
Итоговые занятия. Выставка работ учащихся. Вручение грамот. | 2 ч. | Презентация творческих работ | 2 | ||
Итого | 72 часа |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятий | элемент содержания | дата |
1 | Тема: «В сентябре лето кончается, осень начинается» (9 ч ) | ||
1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности. | Введение в содержание занятий. Инструктаж по технике безопасности при работе с колющими и режущими предметами. | |
2 | Характеристика месяца на основе присловий о нем, традиционных работ, обычных для этого месяца. Народные пословицы, приметы сентября. | Загадки, приметы, заклички, рожден-ные народным опытом общения с природой. | |
3 | Осеннее новолетие – новые новины. Особенности народных обрядов и обычаев дня Симеона-Столыпника как осеннего новолетия. Календарная обрядовая культура народа как форма взаимоотношений человека и природы. Русская народная песня «Осенушка-осень», народные игры. | Взаимозависимость явлений – народ и народная культура. | |
4 | Осенины – вторая встреча осени. Обряды и обычаи жатвы. Загадки о злаках, хлебе, снопе. Пословицы о труде, хлебе. Обрядовая песня «Ох, и слава богу…». Первые осенние праздники народного календаря. Осеннее равноденствие. Работа с Древом суток. | Две большие области народной художественной культуры: рукотворные, материальные виды культуры и нерукотворные. | |
5 | Воздвижение – третья встреча осени. А у нас капустник! Занятие-праздник. Гармоничное соотношение сезонного труда и развлечений – нравственная норма в народной жизни. Русская народная игра «Колышки», хоровод «Я сажу, сажу капустку», частушки. | Важнейшие свойства народной культуры – устность; анонимность; кол-лективность; тра-диционность; вари-ативность; импро-визационность. | |
2. | Тема: «В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печи подбирайся» ( 9 ч. ) | ||
1 | Октябрь — зазимник. Характеристика месяца и традиционных работ, обычных для этого месяца. Пословицы и поговорки октября. Особенности деревенского быта в осеннее и уже близкое зимнее время. Начало посиделок. | Формирование представления о тех изменениях, которые зависят от особенностей и потребностей исторического времени, когда сделана рукотворная вещь. | |
2 | Матушка Покрова, покрой сыру землю и меня молоду. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы в народной традиции. Идея о значительности роли женского начала в мире. Народные обычаи и приметы праздника. Символические образы природы в узорах, орнаментах женского костюма. | Соотношение старого и нового в народной культуре на материале не рукотворного произведения народного творчества. | |
3 | Мать-природа. Представление об образе женщины в народном изобразительно-прикладном искусстве, загадках, волшебных сказках. Рассмотрение образцов вышивок, старинных женских орудий труда. | Выявление одинакового уважительного отношения всех народов земли к природе. | |
3. | Тема: «Ноябрь зиме дорожку торит» ( 8 ч.) | ||
1 | Характеристика месяца, старинные названия ноября. Традиционные работы, обычные для этого месяца. Пословицы, поговорки и приметы ноября. | Сравнение пословиц разных народов мира о терпении, настойчивости, сдержанности в речах, трудолюбии. | |
2 | Синичкин праздник. Сегодня синичка – именинница. Забота о птицах-зимниках. Мастерим и вешаем кормушки для птиц. Птицы, зимующие в родном крае. | Изготовление кормушек для птиц из бросового материала. Составление правил по уходу за птицами домашними и дикими. | |
3 | Кузьминки – первый зимний праздник. Характер народного праздника, его обычаи. Понятие о смешном и условном. Небылицы-перевертыши. Художественная условность, творящая перевернутый мир. Слово – творец особой, художественной реальности. Русская народная игра «Сиди, сиди Яша». | Знакомство с последовательностью образов природы и человека в круге Зодиака. Сравнение загадок и легенды о петухе как о существе, жизнедеятельность которого зримо и убедительно связана с ритмом Солнца. | |
4 | Матрена зимняя. На зимнюю Матрену зима на ноги встает, налетают морозы. Наблюдение за установлением зимней погоды. | Умение пользоваться опытом традиционной культуры в разнообразных жизненных ситуациях. | |
4. | Тема:«Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст» (8 ч.) | ||
1 | Характеристика месяца и его роль в годовом круге. Традиционные работы, обычные для этого месяца. Старинные названия месяца. Пословицы, поговорки и приметы декабря. Работа с Древом суток. | Этапы человечес-кой жизни (детство, зрелость, старость), периоды в сутках (утро, день, вечер) и времена года (весна, лето, осень). | |
2 | Екатерина – санница. Значение имени. Народные обычаи и приметы праздника. Частушки. Использование народных инструментов. | Знакомство с разными календарями мира как с универсальным древним явлением человеческой культуры | |
3 | Наум наставит на ум. Начало обучения грамоте на Руси. Пословицы, поговорки о грамоте, учении, уме. Загадки. Головоломки. | Знакомство со счетом времени по старому и новому стилям (юлианский и григорианский календари). | |
4 | Хвали зиму после Николина дня. Знакомство с образом св. Николая по русским народным легендам, былинам, духовным стихам. Народные обычаи и приметы праздника. | Умение пользоваться опытом традиционной культуры в разнообразных жизненных ситуациях. | |
5 | Спиридон-поворот, солнцеворот. Знакомство с народными присловиями на день св. Спиридона. Зимнее солнцестояние. Пословицы, поговорки, загадки, зимние приметы. Наблюдение за погодой в течение 12 дней. Русская народная песня «Ах ты, зимушка-зима», «Ой, жги, жги». Использование народных инструментов. Народная игра «Два Мороза». | Загадки, приметы, заклички, рожден-ные народным опытом общения с природой. | |
5. | Тема: «Месяц январь – зимы государь» ( 7 ч.) | ||
1 | «Месяц январь – зимы государь Что такое Зимние святки? Главный зимний праздник. Сложный состав праздника. Народные обряды и обычаи зимних святок. Праздничное ряженье на святках. Народные игры, характерные для данного праздника. | Сравнение пословиц разных народов мира о терпении, настойчивости, сдержанности в речах, трудолюбии. | |
2 | Колядки, колядки! Праздничные поздравления, подарки. Обрядовые действия – хождение со звездой. Символические образы праздника. Разучивание колядок. | Загадки, приметы, заклички, рожден-ные народным опытом общения с природой. | |
6. | Тема: «У февраля два друга: метель да вьюга» ( 8 ч.) | ||
1 | Хоть февраль злится, но весну чует. Характеристика месяца и традиционных работ, обычных для этого месяца. Двойственный характер февраля. Загадки о явлениях природы (метель, вьюга). Приметы месяца. | Сравнение пословиц разных народов мира о терпении, настойчивости, сдержанности в речах, трудолюбии. | |
2 | Сретение – первая встреча весны. Особенность народных присловий и обычаев на Сретение как выражение мысли о встрече старого и нового. Песенки-заклички. | Умение пользоваться опытом традиционной культуры в разнообразных жизненных ситуациях. | |
3 | Широкая Масленица. Образ праздника в русской народной традиции. Разучивание масленичных песен, приговоров, игр. Календарь Масленицы. Праздник, посвященный проводам Зимы. Символические образы в ходе праздника. | Развитость познавательных процессов и интересов. Знание основ традиционной культуры. | |
7. | Тема: «Март не весна, а предвесенье» ( 8 ч.) | ||
1 | Характеристика марта как месяца старинного весеннего новогодья и весеннего равноденствия. Пословицы, поговорки марта, загадки о признаках весны. Работа с Древом суток. | Загадки, приметы, заклички, рожден-ные народным опытом общения с природой. | |
2 | Евдокия Весновка – весеннее новогодье. Обычаи и приметы праздника. Народные прогнозы погоды по особенностям 1/14 марта – дня старинного весеннего новогодья. Весенние детские заклички. | Отличие традиций и обрядов. Составление народного календаря по приметам. Самостоятельные наблюдения и фиксирование их в календаре наблюдений. | |
3 | Жавороночки, прилетите к нам! Особенности народных обычаев второй встречи весны в день св. Сорока мучеников Севастийских – 22 марта. Обычаи закликания весны в этот день. Весеннее равноденствие. Работа с Древом суток. | Умение пользоваться опытом традиционной культуры в разнообразных жизненных ситуациях. | |
8. | Тема: «Апрель, апрель на дворе звенит капель» ( 8 ч.) | ||
1 | «Апрель, апрель на дворе звенит капель»Благовещение — третья встреча весны. Особенности народных обычаев ранней весны. Обычаи и обряды праздника Благовещения. Песенка-обращение к птицам. Забота о птицах. | Развитость познавательных процессов и интересов. Знание основ традиционной культуры. | |
2 | Верба – вестница весны. Обряды и обычаи вербного воскресенья в народной традиции. Традиция детского подарка на Вербное воскресенье. | Изучение народных традиций. Изготовление традиционных подарков. | |
3 | Светлое воскресенье. Радостная неделя. Знакомство с народными обрядами и обычаями Пасхальной недели. Идея обновления жизни в народной христианской традиции. Искусство колокольного звона на Руси. Загадки о празднике Пасхи. Русская народная игра «Карусели». | Умение пользоваться опытом традиционной культуры в разнообразных жизненных ситуациях. | |
9. | Тема: «Ай, ай, месяц май» ( 7 ч.) | ||
1 | Характеристика месяца и традиционных работ, обычных для этого месяца. Народные присловия мая. Май – время первых трав. | Изучение народного календаря. Наблюдение за весенними изменениями в природе. Высаживание весенних перврцветов. | |
2 | День Святого Георгия Победоносца. Значение имени Георгий. Символический образ св.Георгия в русской культуре. Обряды и обычаи Егорьего дня. Наблюдения за погодой. | Развитость познавательных процессов и интересов. Знание основ традиционной культуры. | |
3 | Зеленые Святки. Народные обряды и обычаи весеннее-летнего периода, связанные с традицией поминания предков, прославления расцветающей растительности, заботой об урожае. | Развитость познавательных процессов и интересов. Знание основ традиционной культуры. | |
4 | Итоговые занятия. Выставка работ учащихся. Вручение грамот. |
2 год обучения
Цели:
- начать знакомство с культурой русского народа через мир русских игр и игрушек;
- формировать привычку быть доброжелательным и приветливым;
- формировать культуру умственного труда, отношение к книге как источнику знаний.
- показать учащимся русский дом как социальную среду русского человека;
- формирование умений относиться к окружающему миру как предмету познания, сопоставлять известное в опыте жизни и узнанное;
- формирование патриотизма учащихся через любовь к русскому дому.
- показать учащимся русского человека как потомка древних славянских народов;
- пробудить у учащихся интерес к изучению своих родословных, происхождению и значению имен и фамилий;
- расширить знания учащихся об истории своей семьи, ее жизненному укладу;
- формировать умение вести исследовательскую работу и анализировать материалы.
- формирование культуры поведения учащихся через культуру русского народа;
- формирование умений воспринимать себя как человека с самостоятельным мышлением и самостоятельным выбором;
- развивать умение анализировать материалы и вести исследовательскую работу.
Задачи:
- познакомиться с наиболее распространенными русскими игрушками, узнать историю их происхождения;
- познакомиться с различными играми русского народа, показать их ценность, изучить их, ввести в свою практику;
- посетить различные выставки русских игрушек.
- познакомиться с особенностями постройки русского дома, выявить причины такого построения;
- познакомиться с основными предметами русского дома, их основным предназначением, изучить их историю.
- познакомить учащихся с историей славянских народов – наших предков;
- познакомиться с основными правилами составления родословной и принять участие в конкурсе «Родословная моей семьи»;
- познакомиться с основными принципами имянаречения русского народа;
- определить значение своих имен и принять участие в конкурсе «Мое имя».
- познакомиться с произведениями разных жанров устного народного творчества русского народа;
- определить специфику каждого вида устного народного творчества;
- попробовать свои силы в устном народном творчестве.
Учебно-тематический план
№ п/п | Кол-во часов | Формы контроля | Кол-во практических часов | Кол-во теоретических часов | |
Вводное занятие. Правила техники безопасности. | 1 ч. | Инструктаж по технике безопас- ности(зачет) | 1 | ||
«Игры и игрушки русского народа». | 15 ч. | Праздники, игры, составление рассказов | 10 | 5 | |
«В гостях у русского дома». | 22 ч. | Праздники, разучивание , конкурсы, зачеты | 14 | 8 | |
«Разговор о родословной». | 21 ч. | Презентации, поисковая работа, составление рассказов | 16 | 5 | |
«Устное народное творчество русского народа». | 12 ч. | 5 | 7 | ||
Итоговые занятия. Выставка работ учащихся. Вручение грамот. | 1 ч. | Презентация творческих работ | 1 | ||
Итого | 72 часа |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Элемент содержания | дата |
1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности. | Введение в содержание курса. Инструктаж по технике безопасности. | |
Тема: «Игры и игрушки русского народа» (15ч.) | |||
1 | Моя любимая игрушка. | Рассказ, описание, возможные игры с представленной игрушкой. | |
2 | «Игрушки друзей». | Рассказ, обсуждение | |
3-4 | Общее знакомство с русскими народными игрушками. | Презентация, рассказ, демонстрация народных игрушек, изготовление | |
5-6 | «Страна Кукляндия» | Знакомство с кукольным театром, театрализация народной сказки «Колобок», «Репка» | |
7-9 | Русские народные игры: игры-ловишки, игры – загадки. | Разучивание игр | |
10-12 | Учим народные игры: игры-состязания, игры – забавы, игры – прятки. | Разучивание игр | |
13-15 | Разучивание народных игр: образные игры, хороводные игры. | Разучивание игр | |
Тема: «В гостях у русского дома» (22 ч.) | |||
1 | Первые поселения русских. | Презентация, рассказ | |
2 | Русская изба. | Презентация, рассказ | |
3 | «Посиделки в русском доме». | Презентация, рассказ | |
4 | Узоры русского дома. | Рисование русских узоров | |
5 | Хозяйственные постройки: (амбар, мельницы, колодцы). | Изготовление хозяйственных построек из разверток | |
6 | Русский скворечник. | Рассказ, демонстрация | |
7-8 | «Помоги пернатому». | Изготовление скворечников из бросового материала | |
9 | Русская печь. | Презентация, рассказ | |
10 | «Русской печке посвящается…» | Чтение сказок, обсуждение | |
11-12 | Русская гармошка. «Играй, гармонь». | Презентация, рассказ, слушание музыки, знакомство с музыкой ансамбля народных инструментов | |
13-14 | «Веселая ярмарка». | Демонстрация товаров, которые являлись традиционными для русской ярмарки. Знакомство с работой «зазывал». | |
15 | Русская одежда. | Рассказ, презентация | |
16-17 | «Русский народный костюм». | Знакомство с народным орнаментом, рисование русского национального женского и мужского костюма. | |
18 | «В волшебном мире живописи: мир вещей». | Чтение, обсуждение | |
19-20 | «В бабушкином сундуке…» | Поисковая работа, оформление выставки | |
21 | Предметы русского стола. | Рассказ, презентация | |
22 | «Традиции русского чаепития». | Инсценировка | |
Тема: «Разговор о родословной»( 21 ч.) | |||
1 | Истоки слова «Русь». | Чтение, обсуждение | |
2 | Понятие о родословной. | Рассказ, презентация | |
3 | «В гостях у прабабушки». | Заочное путешествие в прошлое | |
4 | Имянаречение. | Рассказ о происхождении имен на Руси | |
5 | Значение имен. | Чтение, обсуждение | |
6 | «Мое имя». | Презентация | |
7 | Составление родословной. | Практическая работа | |
8-9 | Сбор материала о родственниках по линии отца. | Исследовательская работа | |
10-11 | Сбор материала о родственниках по линии матери. | Исследовательская работа. Выставка работ | |
12 | «Фотографии из старого альбома». | Исследовательская работа. Выставка работ. | |
13 | Фотографии из семейного архива. | Исследовательская работа. Выставка работ. | |
14-15 | Занятия моих предков. | Заочное путешествие в прошлое. Чтение, обсуждение. | |
16 | «Сказка в лаковой миниатюре». | Чтение, обсуждение. | |
17-18 | Традиции моей семьи. | Исследовательская работа. Оформление собранного материала | |
19-20 | Оформление собранного материала. | ||
21 | «История моей семьи». | Презентация лучших работ | |
Тема: «Устное народное творчество русского народа» (13 ч.) | |||
1 | Понятие фольклора. | Чтение, обсуждение | |
2 | Театр фольклора «Разгуляй». | Разучивание произведений фольклора. | |
3 | Русская народная сказка. | Чтение, обсуждение | |
4 | Моя любимая сказка. | Чтение, обсуждение | |
5-6 | Инсценированные сказки. | Подготовка, инсценирование. | |
7-8 | Я сочиняю сказки… | Практические занятия | |
9 | Русская народная песня. | Знакомство с русской народной песней, слушание песен ансамбля «Русской народной песни» | |
10 | Мастера русской народной песни (знакомство с фольклором нашего города) | Знакомство с фольклорными коллективами нашего города | |
11-12 | «Споем «по-русски»». | Разучивание русских народных песен | |
13 | Итоговые занятия. Выставка работ учащихся. Вручение грамот. | Выставка работ учащихся. Вручение грамот. | |
Итог | 72 часа |
Литература.
1. Времена года. Православный народный календарь. Пермь: Урал-Пресс,1992.
2. Даль В.И. Пословицы русского народа. Сборник в двух томах. М.: Художественная литратура, 1984.
3. Загоруля Г.А., Мазурик А.М. Путешествие в мир фольклора. Ханты-Мансийск: Полиграфист,1999.
4. Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. СПб: Детство-Пресс, 2004.
5. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М.: Правда, 1991.
6. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Родная земля. Книга для учителя. М.: Дрофа, 1998.
7. Пшеницына Н.А. Времена года. Песни, пословицы, приметы, загадки. М.: Владос,2001
8. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. М.: Российский Раритет, 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (начальное общее образование) по технологии 1 класс
Рабочая программа предназначена для реализации в 1 классе общеобразовательной четырёхлетней начальной школы.Срок реализации программы – 1 год.Начальное технологическое образование должно обеспечить че...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (начальное общее образование) по математике 1 класс
Программа предназначена для обучающихся начальной ступени общего образования, рассчитана на 4 года освоения.Основная цель обучения математике состоит в формировании всесторонне образованной и инициати...
Программа дополнительного образования учащихся 1-4 классов "Основы музыкальной культуры"
На современном этапе наиболее остро ощущается социальная потребность в воспитании человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью. Будучи проводником музыкальной ...
Реализация этнокультурного содержания образования учащихся 1-4 классов через проектно-исследовательскую деятельность в различных предметных областях.
В данной работе рассматривается, как проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует решению проблемы реализации этнокультурного содержания образования в различных п...
Рабочая программа для внеурочной деятельности «Экологическое образование учащихся 3-4 классов на основе краеведческого материала»
Целью рабочей программы для внеурочной деятельности «Экологическое образование учащихся 3-4 классов на основе краеведческого материала» явилось формирование ответственного отношения ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования «Литературное чтение» 4 класс
Рабочая программа разработана на основе Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразовательных организаций / ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования «Окружающий мир» 4 класс
Рабочая программа разработана на основе Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / А. А...