Внеклассное занятие «Как стать Неболейкой?»
план-конспект занятия на тему

Гордеева Ирина Валентиновна

Данное занятие было представлено на городском семинаре по теме "Здоровьесбережение". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_zanyatie.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие «Как стать Неболейкой?»

Цели: закрепить и углубить знания учащихся, полученные на уроках окружающего мира;

            формировать полезные привычки, интерес  и стремление к здоровому образу  

           жизни;

            активизировать память и внимание; развивать логическое мышление и речь

           учащихся

(На кабинете табличка ЗОЖ, помощники:  доктор Пилюлькин, врач Медуница, учитель-

профессор  Неболейка.)

Перед входом врач Медуница выдает ученикам мед. карты («регистратура»), доктор Пилюлькин рассаживает «пациентов» - учеников по группам здоровья.

Орг. момент:

-Добрый день. Давайте познакомимся (учитель представляется сам и представляет своих помощников).

-Неужели это все ко мне на прием пришли? На что жалуетесь? Здоровье беспокоит?

-Мы обязательно постараемся вам помочь. Только вот боюсь, что моим помощникам не справиться с таким объемом работы. Вряд ли они смогут быстро заполнить все ваши медкарты. А значит, отойдем сегодня от привычных правил. Пусть каждый из вас сам заполнит первые 2 графы в карте.

( У меня часто болит ------------. Это бывает, когда ---------------.)

-Посмотрим на общую картину. Есть ли среди вас те, у кого часто болит голова? Живот? Спина? Глаза, уши, горло? (ответы учеников)

-Полный комплект, как говорится. Когда это происходит?

-Теперь мне понятно, почему сегодня так много желающих записалось на прием. Это не совсем обычные больные. Скорее, это те, кто не желает болеть и хочет так же, как я стать Неболейкой. Я права?

1.Постановка цели.

-Что ж, мы постараемся найти для вас универсальный рецепт, который помогает человеку оставаться здоровым в любое время года, а точнее, все 365 дней в году. Ведь недаром наш кабинет называется ЗОЖ!

-Кто знает, что означают эти 3 буквы? Верно, здоровый образ жизни!

-Так что вы попали по адресу, здесь вам обязательно помогут.

-Природа одарила человека поистине безграничными возможностями, но человек при этом должен быть хозяином самого себя, т. е уметь управлять своим телом, умом, душой.

-Говорят, здоровье-это счастье.

-Здоровье не купишь ни за какие деньги, его можно только заработать своими собственными усилиями. Лучше болезнь предупредить, чем её лечить. К сожалению, многие об этом забывают  или не знают, а значит, не занимаются своим здоровьем и не задумываются над тем, от чего оно зависит. Не знают, как устроен их организм, а значит, и не умеют им управлять. Не умеют создавать и увеличивать резервы своего здоровья.

-Представьте, каждый человек имеет право и обязан жить до 120 лет и более (так утверждал великий Поль Брег).

-Итак, чтобы быть здоровым, следует заботиться о своём здоровье, в 1-ю очередь о здоровом образе жизни. Здоровье в ваших руках. Чтобы вести ЗОЖ, требуются определённые знания и желание. А человек так устроен: если он здоров, то здоровье его интересует меньше всего. А если заболеет.… Так быть не должно. Здоровье стоит того, чтобы приложить усилия и затратить на это время.

2.Повторение.

-Задумывались ли вы о том, что у нашего здоровья немало добрых и верных друзей? Давайте вместе подумаем, что помогает человеку быть здоровым? (ответы учеников)

-Всё это верно. А главное, и зарядка, и закаливание, и занятие спортом, и всё остальное-всё вместе взятое составляет одно большое целое. Что? Догадайтесь сами.

Загадка: Мы по часам гуляем, едим,

                 Мы каждый день соблюдаем …(режим)

-Что такое режим? Режим - это определённый распорядок дня. Верный помощник нашего здоровья. Он не только  задаёт правильный ритм нашей жизни, но и диктует, какое дело нужно делать и в какое время, чем и когда заниматься. Есть дети, которые думают, что соблюдать режим дня вовсе не нужно, это скучно. Они поздно ложатся спать, засиживаются перед телевизором или компьютером, поздно встают утром, чувствуют себя невыспавшимися и усталыми, не вовремя завтракают, обедают и ужинают, нанося вред своему здоровью.

-А вы как считаете, нужно соблюдать режим дня? В народе не зря говорят: «Рано в кровать, рано вставать - горя и хвори не будете знать». Это очень важно, сейчас вы сами поймёте, почему?

-В сутках 24 часа, из них 8ч – приходится на работу, 8ч – на сон, 8ч – на отдых. Самый верный путь к здоровью, красоте и долголетию – соблюдение правильного режима дня, где разумно сочетаются здоровый отдых, творческий труд, учёба, физические упражнения. Только надо найти в себе достаточно силы воли, не лениться.

-И в 1-м, и во 2-м классе на уроках окр. мира мы уже говорили о режиме дня и его составляющих. Но повторять не стыдно, повторять полезно! Проверим, какая группа быстрее справится с заданием «Правильно расставь все по местам» (ученикам выдаются наборы карточек с режимными моментами). А мы с помощниками проверим, как вы выполните работу.

-Обсуждение, проверка.

-Я уверена, что ваши знания, плюс сила воли и желание помогут вам оставаться здоровыми. И на вопрос «Как живешь?», каждый ответит: «Вот так!»

*Физминутка «Как живешь?» (проводят помощники)

-А сейчас внимательно  посмотрите  на таблички на столах (пословицы). Получите свой «талончик» на прием к специалисту (карточки). Объединитесь в 4 группы.

- На доске  и столиках пословицы:

  1. Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья.
  2. Движения - кладовая жизни.
  3. Чистота-залог здоровья.
  4. Чем тоньше талия - тем длиннее жизнь.

-На табличках  надписи: «правильное питание», «витамины», «занятие спортом», «водные процедуры», «личная гигиена», «физкультура», «солнечные ванны», «закаливание». Каждый должен определиться с выбором столика, к которому имеет отношение надпись на табличке. Отдельно взятая группа будет специалистами в какой-то определенной области знаний.

3. Знакомство с новым материалом.

-Их называют тремя великими «китами» здоровья. А еще добавляют «солнце, воздух и вода -…наши лучшие друзья». С незапамятных времен человек использовал для укрепления своего здоровья теплые солнечные лучи, живительную воду морей и рек, свежий воздух. Особенно полезный воздух в хвойных, сосновых и еловых борах. Этот воздух настоящий целительный настой, благоухающий ароматами смолы и хвои. И в лиственных лесах, и в горах в воздухе содержится много фитонцидов – особых летучих веществ, убивающих вредных микробов. Фитонциды – тоже наши друзья!

-Ученики, выбравшие 1 группу, на своих листочках прочитали «закаливание». А что означает это слово? (ответы учеников)

-В народе говорят: «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит». Само слово пришло в медицину из техники, где оно означает увеличение твердости металла. Но когда мы слышим призыв: «Закаляйся!», то подчас не знаем, с чего начать. Что это значит? Бегать босиком по снегу? В сильный мороз есть на улице мороженое? Или стоять под проливным дождем?

-Закаливание – это всё, что направлено на повышение устойчивости организма к неблагоприятным условиям окружающей среды – холоду, ветру, болезнетворным микробам.

-С чего же начать? Может быть, среди вас есть те, кто уже закаляется?

-Расскажите, как вы это делаете?

-Умывание прохладной водой, полоскание горла водой комнатной температуры закаливают наш организм. Закаливающие процедуры могут быть разными. Можно обтираться специальной махровой рукавичкой. Для этого в таз наливают прохладную воду, растворяют в ней щепотку морской соли и, смочив рукавицу в воде, обтирают плечи, руки, ноги, шею и грудь. Это очень полезно, ведь к коже приливает кровь, кожа слегка краснеет, улучшается кровообращение. Вы сразу чувствуете себя бодрым и веселым. После обтирания нужно насухо растереть кожу махровым полотенцем.

-Можно принимать по утрам душ. Какую воду выбрать: теплую или прохладную? И умывание, и обтирание, и прохладный душ, и мытье ног прохладной водой (особенно на ночь - будете крепче спать) – прекрасное закаливание. Но запомните, что у закаливания есть 2 важных  правила: постепенность и постоянство.

-Что означают эти правила? Начинать водные процедуры надо с температуры 28-30 градусов и постепенно снижать её каждые 2-3 дня на 1 градус, доведя, в конце концов, до температуры 15-18 градусов. В этом и заключается постепенность закалки. А постоянство означает, что делать водные процедуры нужно каждый день, без пропусков. Для этого нужна немалая сила воли. Выходит, что водные процедуры закаляют не только организм, но и волю человека. Как врач добавлю, что у каждого человека должен быть «свой» индивидуальный режим закаливания, то есть посоветуйтесь прежде с врачом. Постарайтесь разнообразить закаливающие средства, пусть это будет и купание в речке или озере летом, хождение босиком, воздушные и солнечные ванны на свежем воздухе. И даже нетрадиционные методы: «моржевание» (купание в холодной и ледяной воде), обтирание снегом, хождение босиком по снегу, закаливание воздухом на морозе. Уверена, что болеть вы перестанете совсем.

-Что помогает человеку сохранять свое здоровье? ( Ответы учеников 1 группы.)

-К трем великим «китам» здоровья следует непременно добавить движение. «Жизнь требует движений»,- говорили древние мудрецы.

-Давайте подумаем, может ли быть здоровым человек, который ведет неподвижный образ жизни и большую часть времени сидит в кресле или лежит на диване?

-Верно, не может. А почему? Его мышцы, сердце не тренируются. Он не дышит свежим воздухом, ему не хватает солнечных лучей и кислорода. Малая подвижность ослабляет здоровье! (рассказ об эксперименте в Москве с животными) Нужно беречь наше сердце, ведь оно - наш самый лучший и преданный друг. Его необходимо постоянно тренировать: как можно больше двигаться. Движение, особенно на свежем воздухе, делает нас сильными, ловкими, закаленными!

-Велосипед, самокат, роликовые коньки, лыжи, подвижные веселые игры на улице, занятия физкультурой в школе, посещение спортивных секций помогают укреплять здоровье, закаляют тело и волю.

-«Физические упражнения можно заменить множеством лекарств, но  ни одно лекарство в мире не может заменить физического упражнения». «Не хочешь бегать пока здоров, будешь бегать, когда заболеешь». Для самых ленивых совет: начните свой день с простого: с утренней зарядки в хорошо проветренной комнате (полезно дважды: движение и закаливание). Ведь после утренней гимнастики повышается настроение, появляется аппетит, зарядка регулирует работу всех органов, помогает включиться в дневной ритм.

-Кто из вас сегодня утром делал зарядку? Какие упражнения вы выполняли? Делаете ли вы зарядку каждое утро или иногда пропускаете занятия? Почему?

-Какую пользу приносит зарядка?

-Зарядка прогоняет сон, дарит нам бодрое настроение, укрепляет мышцы, закаляет наше здоровье.

-Мы тоже предлагаем вам поднять настроение, снять накопившуюся усталость. И в этом нам помогут веселые упражнения (для рук, корпуса, ног).

*Физминутка (проводят помощники).

-Поприветствуем друг друга как настоящие спортсмены: «Физкульт.привет!»

1. «Здравствуй, солнце».

2. «Учусь летать».

3. «Берегись простуды!»

4. «Флюгер».

5. «Дровосек».

6. «Какая в реке вода?»

7. «Веселые пружинки»

8. «Браво, браво!»

-Есть специальные упражнения на коврике, со спортивными предметами (мячом, гантелями, скакалкой, палкой). Главное, не лениться, не пропускать занятия.

-Что значит вести активный образ жизни? ( Ответы учеников 2 группы.)

-Наверное, вам часто приходилось слышать выражение: «Чистота- залог здоровья»?

-Как вы думаете, связаны ли чистота и здоровье?

-Чтобы быть здоровым, нужно следить за чистотой, умываться и мыть руки с мылом, чистить зубы и стричь ногти. Убирать свою комнату и мыть посуду, содержать в порядке свои вещи.

-Если человек чист и опрятен, вокруг него царит чистота,- он соблюдает одно из важных жизненных правил, позволяющих быть здоровым.

-Представьте себе лентяя, который редко моет руки, не стрижет ногти. Дома у него пыльно и грязно. На кухне- горы немытой посуды, крошки и объедки. Вокруг них вьются мухи- грязнухи.

-Заботится ли этот человек о своем здоровье?

-Конечно, нет. Ведь и немытые руки, и грязь под ногтями могут стать причиной многих опасных заразных болезней- желтухи или дизентерии. Эти болезни так и называют- «болезнями грязных рук».

-А мух в старину не зря величали «вредными птичками». Летая по помойкам, свалкам, а потом, залетая в дома, они переносят на своих лапках опасных микробов, которые могут вызвать болезни.

-Давайте назовем все случаи, когда необходимо мыть руки с мылом.

-Запомните несколько простых правил:

*Следите за тем, чтобы ваша одежда всегда была чистой и опрятной.

*Убирайте сами свою комнату или свой детский уголок. Это вам по силам. Протереть пыль, расставить на полке книги, игрушки, проветрить комнату. У каждой вещи - своё место. Цените своё время и время ваших близких.

-Так от чего еще зависит здоровье человека? ( Ответы учеников 3 группы.)

-Вы обратили внимание, что в режиме дня важное место занимает приём пищи? Боли в животе, на что жаловались некоторые из вас в мед. карте, часто вызваны тем, что забывается: здоровое питание - одно из условий ЗОЖ.

-Что значит здоровое питание?

-«Человек ест для того, чтобы жить, а не живет для того, чтобы есть. А еще говорят: «Чем тоньше талия, тем длиннее жизнь».

-Каждый из нас должен потреблять ежедневно такое количество пищи, которое восполнит расход энергии. Чаще всего допускаются 3 ошибки в питании:

-поспешность во время еды (глотаем, не прожевав, при этом переваривается только 1/3 пищи);

-неправильный режим питания ( едим от случая к случаю) ;

- переедание («вечная дыра» в желудке)

- Запомните  3 важные  правила культурного питания:

1.Есть надо не спеша, тщательно пережевывая пищу. Если время ограничено, еды надо потреблять столько, сколько можно спокойно прожевать.

2.Более здоровый режим питания-3-4 раза в день (редкие приемы пищи-2 раза в день приводят к повышенному аппетиту и последующему перееданию).

3.Старайтесь избегать употребления больших объемов пищи (не переедайте).

-Какие продукты следует употреблять?

-Те, в которых содержится много витаминов («вита» - жизнь).

-Где они содержатся? (В овощах, фруктах, ягодах.)

-У нас в гостях братья-витамины. Пришли они со страниц «Азбуки питания». В ней пока 3 буквы: А, В, С. Каждый из них готов рассказать о себе.

Витамин А:

-Меня найдешь в моркови, капусте, помидорах, сливочном масле. Не будет витамина А, начнешь хуже видеть. Помни об этом!

Витамин В:

-А я встречаюсь в свёкле, репе, зелёном салате, чёрном хлебе, яблоках, редиске. Хочешь быть сильным, иметь хороший аппетит и не огорчаться? Тогда не забывай обо мне. Не будет витамина В, будешь плохо спать и много плакать.

Витамин С:

 -Ищи меня в лимоне, смородине, яблоке и луке. Со мной  станешь реже простужаться, быстрее выздоравливать при болезни, станешь бодрым. Не будет витамина С, станешь слабым, выпадут зубы.

Вместе:

-Ешьте больше овощей - будете вы здоровей!

-В меню здорового человека должны входить и мясо, и рыба, и молоко, и яичные блюда, и мучные продукты, и различные жиры. Питание должно быть сбалансированным. А вот сладостей ешьте меньше, берегите зубы.

-Какие правила здорового питания следует соблюдать? ( Ответы учеников 4 группы.)

4. Итог занятия.

-Помните, в каких группах вы были в начале нашей встречи? Первая была малочисленной (6 человек), а  вторая и третья состояли из 13 человек. Открою вам врачебный секрет: медицинская группа - важный показатель вашего здоровья. Мне очень хочется, чтобы после разговора о здоровом образе жизни слова не остались бы просто словами, а воплотились в конкретные поступки каждого из вас. Ведь здоровыми хотят быть абсолютно все!

-Верю, что спустя время, когда вы вновь посетите наш кабинет, все дружно сядут за один общий стол, на котором будет красоваться цифра 1.

-Здоровый человек - счастливый человек. Так каков же универсальный рецепт здоровья?

-Мои помощники вклеят рецепт вам в карту. Почаще заглядывайте в неё и старайтесь соблюдать рекомендации профессора Неболейки. Тогда вы точно позабудете о всяких докторах, ведь в картах у вас будет единственная запись: «здоров» (табличка вклеивается в карту).

-Будьте здоровы и счастливы! Примите сладкие пилюли для хорошего настроения (витамины).

-И напоследок, запомните 3 важные истины:

1. Болеть плохо! (Доктор Пилюлькин)

2. Быть здоровым хорошо! (врач Медуница)

3. Лишних знаний не бывает! (профессор Неболейка)

-Прием окончен. До свидания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Внеклассное занятие - современный "двигатель" в создании дружного коллектива"

Статья и конспект внеклассного занятия по теме: "Дружба" + презентация...

Внеклассное занятие по литературному чтению в 3-ем классе. Игра "Кто хочет стать сказочником"

Занятие проводится в рамках недели литературного чтения для учащихся 3-го класса...

Статья "Творческая игра как способ развития одарённости". Внеклассное занятие по теме "Обучение совместному творчеству".

Современное состояние общества характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности. В этой связи на пер...

Внеклассное занятие на тему: «Людям забота как воздух нужна — стать здоровее поможет она».

Внеклассное занятие на тему " Людям забота как воздух нужна- стать здоровее поможет она", которая включает в себя беседу, разнообразные этюды, чтение и анализ сказки, упражнения на расслабление......

Статья: Использование подвижных игр в группе продленного дня и внеклассных занятиях

Данный материал может помочь организовать прогулку в группе продленного дня или организовать игры на внеклассном мероприятии в начальной школе....

Статья "Способы развития самостоятельности у учеников младшего школьного возраста на внеклассных занятиях".

Одним из качеств современного успешного  человека является самостоятельность, умение  находить и принимать решение в различных ситуациях. Поэтому одной из задач воспитателя и учителя являетс...