Дополнительная образовательная программа «Я - артист» для 1 класса
рабочая программа (1 класс) по теме
Рабочая программа кружка «Я - артист» модифицированная, рассчитана на 1 год обучения и предназначена для учащихся 1-х классов начальной школы.
Возраст 7-9 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ya-artist_teatr.docx | 33.77 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Мурманска
средняя общеобразовательная школа № 11
Утверждаю
Приказ № _____ от ________
Директор___
Дополнительная образовательная программа «Я - артист»
Дополнительная образовательная программа рассчитана для детей 7-9 лет на 1 год
Срок реализации дополнительной образовательной программы: 2013-2014 учебный год
Год разработки дополнительной образовательной программы-2013
Программа составлена Принята на заседании
учителем начальных классов педагогического совета
МБОУ СОШ № 11 Бусол О.Б. Протокол №____ от____
Мурманск
2013 год
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Я - артист» модифицированная, рассчитана на 1 год обучения и предназначена для учащихся 1-х классов начальной школы.
Возраст 7-9 лет.
При разработке настоящей программы использованы примерные программы внеурочной деятельности (авторы-составители: Д. В Смирнов, А. А Тимофеев, В. А. Горский); авторская программа И.А. Генераловой «Мастерская чувств»; образовательная программа первого уровня обучения «Развивающие театральные игры» по методике З.Я. Корогодского; методические разработки по воспитанию речевого голоса Э. Чарелли и по сценическому движению В.М. Стеценко.
Организация театрального кружка «Артист» в начальной школе как одно из направлений дополнительного образования в свете внедрения ФГОС НОО.
Воспитание подрастающего поколения – многогранный процесс, включающий в себя различные виды влияния на формирование жизненных позиций у детей. Одной из важнейших форм влияния на личностное развитие детей является художественное воспитание, в частности воспитание посредством занятий по театральному творчеству.
Театр – это уникальный вид искусства, так, как он синтетический. Занимаясь театральным творчеством, ребенок развивается всесторонне. Театр развивает не только речь и такие качества, как внимание, фантазию, воображение, память, чувство ритма, пластичность тела, но и пробуждает в человеке разум и совесть, вовлекает в сотворчество.
Цель программы
Дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области театрального искусства.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Развивать физические природные задатки (мышечная свобода, пластика тела, дикция) и психические свойства
(память, внимание, воображение, фантазия и др.), помогающие достижению успеха в театральном виде творчества.
Научить слушать, понимать и анализировать литературный материал, на основе которого будет готовиться постановка.
Научить формулировать определения основных понятий и терминов по театральному искусству и использовать их на занятиях и репетициях.
Знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальные комедии, народный балаганный театр).
Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
Основные направления работы с детьми
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ПРОГРАММЕ
1. Сформированность у учащихся мотивации к творчеству
1. Пополнение словарного запаса учащихся.
2. Развитие речи учащихся.
3. Сформированность выразительных способностей
4. Сценическое раскрепощение – «публичное одиночество»
Учебно-тематический план кружка «Я-артист»
№ | Наименование темы | Кол-во часов |
1 | Ритмопластика | 4 |
2 | Культура и техника речи | 5 |
3 | Основы театральной культуры | 2 |
4 | Работа над спектаклем | 20 |
5 | Экскурсии | 3 |
Итого | 34 |
Содержание изучаемого курса
№ | Тема | Содержание занятия | Количество часов | Дата | |
Теория | Практика | ||||
1 | Вводное занятие. Познакомимся, мой друг! Знакомство с понятием «театр» | Знакомство друг с другом, с учителем. Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений Игра «Назови свое имя ласково» | 0,5 | 0,5 | |
2 3 | Изображение героев. Попробуем измениться. Работа над спектаклем «Осень» | Познакомить с понятиями «мимика», «жест». Упражнять в изображении героев с помощью мимики и жестов. Игра «Назови ласково соседа» Пантомимические загадки и упражнения Работа над дикцией. Учить пользоваться интонациями. Учить создавать образы с помощью жестов, мимики. | 1 | 1 | |
4 | Учимся четко говорить. | Отработать дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее. Погружение в сказочную ситуацию. Игра «Едем на паровозике» | 0,5 | 0,5 | |
5 6 | Сказка – миниатюра. Поздравляем учителей. | Способствовать объединению детей в совместной деятельности. Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки. Пантомимическая игра. Творческая игра «Что это за сказка?» | 1 | 1 | |
7 | Игра жестов, мимики лица. Управление голосом. | Развивать выразительность жестов, мимики, голоса. Активизировать словарь детей. Игры на выразительность жестов, мимики, голоса | 1 | ||
8 | Посещение драматического театра | 3 | |||
9 | Наши эмоции. Творческий пересказ сказки. | Развивать умение последовательно и выразительно пересказывать сказку. Учить передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижениями. Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов | 0,5 | 0,5 | |
10 | Игра в рифмы. | Развивать у детей дикцию. Упражнять в придумывании рифмы к словам. Дидактическая игра «Придумай рифму» | 1 | ||
11 | Пантомима. Узнай героя. | Учить узнавать героя по характерным признакам. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки. Игра «Угадай героя» Драматизация сказки | 1 | ||
12 13 14 15 | Работа над театрализованным музыкальным представлением «НОВОГОДНИЙ БАЛ В Простоквашино» | Развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить пользоваться интонацией, произносить фразы грустно, радостно, удивленно, сердито | 1 | 3 | |
16 | Замена интонации. Учимся говорить по - разному | Развивать интонационный строй речи у детей. Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией. Упражнения, игры на отработку интонационной выразительности | 0,5 | 0,5 | |
17 | Посещение театра | 1 | |||
18 19 20 | Работа над представлением к 8 Марта | Работа над дикцией. Учить пользоваться интонациями. Учить создавать образы с помощью жестов, мимики. | 1 | 2 | |
21 | Характеристика персонажей. Сказочные рисунки. | Дать понятие, что иллюстрации - важное средство выразительности Совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам Игра «Узнай сказку» Игра «Узнай героя» | 0,5 | 0,5 | |
22 | Правильное дыхание в речи. | Развивать правильное речевое дыхание Упражнения «Игры со свечой», «Мыльные пузыри» | 0,5 | 0,5 | |
23 24 25 | Сочиняем и драматизируем новую сказку. | Совершенствовать умение детей драматизировать сказку. Учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета. Совершенствовать навыки групповой работы. Упражнение у зеркала «Изобрази настроение» Драматизация сказки | 1 | 2 | |
26 | Если ты поссорился с другом подружись! | Показать детям как легко могут возникнуть конфликты. Учить находить выход из конфликтных ситуаций. Игра «Найди и покажи эмоцию» Упражнения на выразительность голоса, мимики, жестов | 1 | ||
27 28 29 30 | Работа над спектаклем к школьному вечеру | Работа над дикцией. Учить пользоваться интонациями. Учить создавать образы с помощью жестов, мимики. | 1 | 3 | |
31 32 | Театральная миниатюра. Посещение спектакля | Развивать речь и воображение Творческие игры со словами | 2 | ||
33 34 | Итоговое занятие «Я-артист» | Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок. Проведение викторины. Драматизация. Награждения. | 1 | 1 | |
12 | 24 | ||||
36 |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
В организации учебно-воспитательного процесса по реализации программы используются разнообразные формы работы:
1. Урок развивающих театральных игр как основная форма организации образовательного процесса (групповые занятия).
2. Беседы (индивидуальные и групповые занятия по содержанию программы или воспитательные).
3. Репетиции: застольные, в классе, на сценической площадке, технические (индивидуальные, мелкогрупповые, групповые занятия)
Групповые занятия проводятся для всей группы.
Мелкогрупповые занятия – для работы с 2- 4-мя учащимися.
Индивидуальные занятия – для работы с одним учащимся
Дидактический материал
- Учебная литература по теме «Развивающие театральные игры», «Творческие тетради».
- Художественные материалы ( наборы открыток, репродукции).
- Фотоматериалы.
- Групповые средства обучения как основа для проведения творческих тренингов: набор кубиков, скакалки, мячи, наборы цветной, белой бумаги, наборы цветных карандашей, фломастеров.
- Литературные произведения (скороговорки, басни, рассказы, драматургия) как основа этюдной работы.
Техническое оснащение
- Стулья.
- Столы.
- Ширмы.
- Звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура.
- Видеовоспроизводящая аппаратура.
Список литературы.
Горбачев И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003.
Игры, конкурсы, развлечения. – Волгоград, 2009.
Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе. – М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
Дополнительная образовательная программа "Юный эколог" по ФГОС с 1 по 4 класс.
Программа «Юный эколог» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процес...
Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)
Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...
Дополнительная образовательная программа «Волшебные пальчики» для учащихся 1-2 класса по программе VIII вида
Дополнительная образовательная программа «Волшебные пальчики»для учащихся 1-2 класса по программе VIII вида (кружковая работа)....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВЕСЕЛЫЙ АНГЛИЙСКИЙ» Возраст детей: с 1 класса Срок реализации программы: 1 год
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА«ВЕСЕЛЫЙ АНГЛИЙСКИЙ» Возраст детей: с 1 классаСрок реализации программы: 1 год...
«Хочу всё знать» (Дополнительная образовательная программа для 2-го класса)
Цели программы: создание условий для интеллектуального развития младшего школьника и формирования его коммуникативных компетентностей через игровую деятельность посредством английского языка; соде...
«Хочу всё знать» (Дополнительная образовательная программа для 3-го класса)
Цель программы кружка «Хочу всё знать»: 1.формирование интеллектуального, творческого развития личности 2.формирование нравственных качеств, 3.расширение круга интересов младшего школьника, кругозора,...