Познавательное занятие для разновозрастной группы по ознакомлению с окружающим «Мой любимый город Омск»
занимательные факты (1 класс) по теме
Цель: Обогащение представлений детей о родном крае, малой Родине, городе Омске.
Задачи:
1. Формировать уважение и любовь к Родине, к своему родному городу.
2. Развивать познавательный интерес и любовь к родному краю.
3. Учить детей называть название страны, свой город, достопримечательности города, уточнить и расширить знания о родном городе
4. Развивать правильную грамматическую речь, расширять словарный запас слов, игровые качества.
5. Воспитывать патриотические чувства и любовь к родному городу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_ob_omske.docx | 36.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство труда и социального развития Омской области
Казенное учреждение
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».
Открытое познавательное занятие
для разновозрастной группы
по ознакомлению с окружающим
«Мой любимый город Омск»
Подготовили и провели:
Ройтблат Т.Ф.
Омск 2011 г.
Конспект познавательного занятия в разновозрастной группе
Тема «Мой любимый город Омск»
Цель: Обогащение представлений детей о родном крае, малой Родине, городе Омске.
Задачи:
- Формировать уважение и любовь к Родине, к своему родному городу.
- Развивать познавательный интерес и любовь к родному краю.
- Учить детей называть название страны, свой город, достопримечательности города, уточнить и расширить знания о родном городе
- Развивать правильную грамматическую речь, расширять словарный запас слов, игровые качества.
- Воспитывать патриотические чувства и любовь к родному городу.
Тип занятия: углублённо – познавательное
Методы: словесные (используемые приёмы: рассказ, пояснение, вопрос, художественное слово); наглядные (используемые приёмы: просмотр слайдов, видео роликов).
Используемые формы познавательной деятельности детей: фронтальная, подгрупповая.
Оборудование:
Компьютер, фотоматериалы интернет – ресурсов по теме; карта мира; фотографии, рисунки детей, разрезные картинки с изображением города, маркеры.
Прогнозируемый результат:
Развитие у детей интереса к самостоятельному поиску информации по данной теме, используя разные источники.
Предварительная работа с детьми: Рассматривание иллюстраций о Омске и его достопримечательностей. Разучивание стихов о родном городе, пословиц о дружбе. Беседы о омском природном крае.
Ход занятия
Ведущий Т.Ф.:
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать
И то, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
Ведущий О.И.:
Родина. Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все то, что нас окружает.
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
Ребята, а как называется страна, в которой мы живем? (Россия.) Молодцы вы правильно ответили на вопрос. Россия большое государство. В нашей стране много городов, рек, лесов, полезных ископаемых. Мы гордимся нашей великой Родиной.
1-й ребенок:
Россия.… Как из песни слово,
Березок юная листва.
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа.
2-й ребенок:
Люблю тебя моя Россия,
За ясный свет своих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
3-й ребенок:
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть
Люблю все то, что называют
Одним широким словом “Русь”
Ведущий О.И.:
Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь, где твой родной дом, где ты родился. И где бы ты ни был, куда бы ни ездил, всегда будешь вспоминать свою малую родину, свой край, свой город Омск.
Ведущий О.И.:
У каждого из нас есть малая Родина – тот уголок земли, где мы родились. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Наша малая Родина – город, в котором мы живем! Как называется наш город?
(Омск)
Ведущий Т.Ф.:
Дорогие ребята! Мы предлагаем вам окунуться в историю нашего города.
Мы с вами любим наш город. Давайте узнаем, как он возник. Грандиозные преобразования Петра Великого потребовали огромных затрат.
Царь Пётр Великий направил на поиск золотых россыпей из Тобольска вверх по Иртышу отряд казаков под командованием подполковника И.Д. Бухгольца. Экспедиция потерпела неудачу, натолкнувшись на сопротивление кочевников.
В районе слияния Иртыша и Омь силы отряда Бухгольца были уже на исходе. Пришлось отступить, основав на обратном пути, на Иртыше, в устье реки Омь, Омскую крепость. 1716 году был заложен первый камень в основание Омской крепости.
Дети:
1 выступающий:
Она просуществовала более 50 лет. В 1768—1771 годах по инициативе командира Сибирского корпуса генерала И. И. Шпрингера была построена новая крепость на правом берегу Оми. Она имела более совершенные защитные инженерные сооружения.
2 выступающий:
В августе 1782 года Омская крепость становится одним из десяти уездных поселений Тобольского наместничества, а в октябре этого же года ей присваивается статус города.
Важным событием в истории Омска было создание в 1822 году на территории Сибири двух самостоятельных генерал-губернаторств: Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского. Местом постоянного пребывания генерал-губернатора был избран именно Омск.
1 выступающий:
Одновременно генерал-губернатор выступил с ходатайством перед правительством о переводе из Тобольска в Омск Главного управления Западной Сибири, в результате чего Омск становится практически главным городом Западной Сибири с подчинением ему Тобольской, Томской губерний и Семипалатинской области.
Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали послужило мощным импульсом для развития края, благодаря чему Омск стал крупным транспортным центром, имеющим выгодное географическое положение на перекрестке реки Иртыш и железнодорожной магистрали континентального значения. В марте 1896 года был построен мост через Иртыш и началось движение поездов от Челябинска до Новониколаевска (Новосибирска).
2 выступающий:
В конце XIX начале XX века Омск заметно меняет свой прежний облик, превращаясь в один из промышленных и общественно-культурных центров Западной Сибири.
В начале XX века в Омске появляются новые многоэтажные здания классических архитектурных форм. Это, например, здание Казенной палаты и губернского казначейства, возведенное по проекту архитектора Вараксина Н.Е. в 1900 году (улица Красный путь, 3). В 1903 году на Чернавинском (Любинском) проспекте были построены Московские торговые ряды (проект архитектора Дессина О.В.).
Фото-заставка «Старый-новый Омск»
1 выступающий:
В 1905 году на этой же улице было закончено строительство драматического театра (архитектор Хворинов И.Г.), напротив театра в 1914 году по проекту архитектора Крячкова А.Д. было возведено здание городского торгового корпуса. Были построены дом судебных установлений, Управление железной дороги и другие здания, придавшие Омску неповторимый облик.
После Октября 1917 года город становится политическим центром утверждения Советской власти в Западной Сибири.
2 выступающий:
В период с июня 1918 года по ноябрь 1919 года город Омск был резиденцией Верховного правителя России адмирала А.В. Колчака, объявившего Омск столицей Сибири.
В 1934 году была образована Омская губерния, и город Омск стал ее центром.
Ведущий Т.Ф.:
Омск, город в Российской Федерации, центр Омской обл., расположен при впадении реки Омь в реку Иртыш, в 2555 км к востоку от Москвы. Крупный порт на Иртыше. Узел железнодорожных линий и автомобильных дорог. Областной и районный центр. Население 1109,8 тыс человек (2004).
Ведущий О.И.:
Закрепление:
– Кто ребята запомнил: В каком году основана Омская крепость? Когда Омск получил статус «города»? (Основан в 1716. Город с 1782.)
– На каких реках стоит наш город?
(Омь, Иртыш)
– А как вы думаете, почему он так называется?
(Потому что находится на реке Омь.) Правильно.
Какие улицы нашего города вы знаете? На какой улице расположен наш Ценр?
(Камерный переулок)
Ответы детей.
Ведущий О.И.:
В нашем городе много больших и маленьких улиц. Некоторые носят имена известных писателей, например ул. Герцена, ул. Пушкина, известных композиторов, например ул. Чайковского, ул. Бетховена, ул. Глинки, известных политиков (ул. Ленина).
Другие улицы носят имена неизвестных нам людей, например ул. Бударина, ул. Карбышева, но мы так привыкли к этим названиям, что не задумываемся над тем, кому принадлежит это имя и чем известен этот человек.
Ведущий Т.Ф.:
Оказывается, за время своего существования наш город прошёл несколько
исторических эпох: создание города, развитие во времена царской России, революция, Великая Отечественная война, послевоенное развитие. И каждая из этих эпох подарила городу своих героев. Кто же они – Герои Великой Отечественной?
- ул. Михаила Берникова
- ул. Бархатовой
- ул . Бударина
- ул. Карбышева
- ул. Гуртьева
- ул. Петра Осминина
- ул. Алексея Романенко
- ул. Стрельникова
Дмитрий Карбышев
Пример исключительной стойкости и мужества проявил в годы войны наш земляк, доктор военных наук генерал-лейтенант Дмитрий Карбышев. Война застала Карбышева на западной границе, в городе Гродно. Под натиском вражеских войск советским войскам пришлось отходить. При переправе через Днепр он был тяжело контужен и попал в плен. Вместе с другими военнопленными его перевезли в концентрационный лагерь. Фашисты пытались привлечь Карбышева на свою сторону, но он всегда отвечал: «Родиной я не торгую». Тогда палачи вывели генерала на мороз, сняли с него одежду и обливали холодной водой до тех пор, пока тело его не превратилось в ледяной столб. За стойкость и мужество был ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
В честь Дмитрия Карбышева названа улица в Ленинском районе города Омска.
Петр Осминин
Родился в селе Калачинск (сейчас это город) Омской области, в семье крестьянина. На фронтах Великой отечественной войны с июля 1941. механик – водитель самоходной артиллерийской установки, старшина. 7 августа 1944 года при отражении вражеской контратаки первым выдвинулся вперёд. Экипаж самоходки подбил вражеский танк и несколько противотанковых орудий противника. При удержании занятого рубежа в районе города Елгава (в Литве) погиб в бою. За проявленный героизм Петру Ермолаевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
В городе Омске в честь Петра Осминина названа улица в Чкаловском посёлке Октябрьского района.
Алексей Романенко
Родился в деревне Крупянка Горьковского района Омской области. Окончил семь классов, работал пахарем в колхозе. В 1942 году был призван на фронт. Младший сержант, командир стрелкового отделения. За боевые заслуги был награжден орденом Ленина и медалью «За отвагу». Участвовал в форсировании Днепра. Его отделение одним из первых форсировало Днепр и закрепилось на берегу. Гитлеровцы обрушили по нему огонь артиллерии. Младший сержант обнаружил вражеские огневые точки и сообщил координаты в штаб. Вскоре по этим целям точно ударила наша артиллерия, прикрывая переправу войск через Днепр. Погиб в бою в июле 1944 года.
За подвиг, совершенный при форсировании Днепра, Алексею Романенко было присвоено звание Героя Советского Союза.
В Чкаловском посёлке Октябрьского района есть улица, носящая имя Алексея Федосеевича Романенко.
Леонтий Николаевич Гуртьев
Леонтий Николаевич родился в городе Шемахе Азербайджанской республики. С 1936 года работал помощником по учебно-строевой части начальника Омского пехотного училища. С августа 1939 года начальник Омского военного пехотного училища имени Фрунзе. На базе училища в марте 1942 года сформировал и подготовил к боям 308-ю стрелковую дивизию, с которой прошел героический путь от Сталинграда до Орла. 3 августа 1943 года на подступах к Орлу генерал-майор Гуртьев пал смертью храбрых. За храбрость и умелое командование дивизией генерал-майору Гуртьеву Леонтию Николаевичу посмертно присвоено Звание Героя Советского Союза.
Благодарные омичи в честь отважного генерала назвали улицу в Ленинском районе города Омска.
Валентина Бархатова
Её Родина – Иркутская область. Позже семья Бархатовых переехала в Омскую область. В школе Валя училась легко, с желанием и трудолюбием. Мечтала об учебе в авиационном институте, но война всё изменила. Летом 1942 года Валентина Бархатова ушла на фронт механиком-водителем танка. Она отважно сражалась с врагом. На её боевом счету значились десятки уничтоженных фашистов и несколько танков. Но весной 1944 года танк, в котором находилась Валентина Бархатова подорвался на мине.
Так погибла бесстрашная омичка. За отвагу и мужество, проявленные в боях, Валентина была награждена медалью «За отвагу», орденом Красной Звезды и орденом Славы 3 степени.
В Омске имя Валентины Сергеевны Бархатовой присвоено улице в Первомайском районе.
Николай Петрович Бударин
Улица им Н.П.Бударина, - одна из самых бойких и оживленных в Центральном районе Омска. А когда-то здесь мальчишки играли в футбол. И среди них весёлый и озорной заводила ребячьих игр Коля Бударин. Он страстно любил спорт – увлекался лёгкой атлетикой, лыжами, стрельбой, игрой в футбол и хоккей, был призёром Сибирского военного округа по фигурному катанию на коньках.
Николай Петрович Бударин (1910-1943) Когда началась война Николай в первый же день написал прошение об отправке его на фронт. Защищал Москву, Сталинград. В 1943 году, за умелую организацию переправы полка через Днепр и обеспечение форсирования водной преграды другими частями соединения и проявленный при этом личный героизм Николаю Петровичу Бударину присвоено звание Героя Советского Союза. В те дни полк вёл ожесточённые бои недалеко от Киева. 6 ноября 1943 года, во время отражения контратаки он был смертельно ранен.
И.И. Стрельников ( названа в честь героя нашего времени)
Стрельников Иван Иванович - начальник пограничной заставы "Нижне-Михайловская" Уссурийского ордена Трудового Красного Знамени пограничного отряда Тихоокеанского пограничного округа, старший лейтенант.
Родился 9 мая 1939 года в семье потомственных хлеборобов села Большой Хомутец Добровольского района Липецкой области.
Весной 1940 года, когда ему исполнилось полгода, семья переехала на родину матери в Сибирь. Поселились в селе Любчино Оконешниковского района Омской области. Окончив четыре класса в Любчино, Иван продолжал учебу в Оконешниковской средней школе. Трудовую жизнь начал в полеводческой бригаде колхоза "Знамя Ильича" учетчиком и помощником бригадира. В 1958 году был призван на действительную службу в пограничные войска.
Отлично закончил экстерном десятилетку, высшие офицерские курсы в Москве и в звании младшего лейтенанта был назначен заместителем начальника заставы по политической части. Вскоре Стрельникова назначили начальником Нижне-Михайловской заставы. Стремясь стать офицером высокого класса, готовился к поступлению в военную академию.
2 марта 1969 года вооруженный китайский отряд перешел советскую государственную границу в районе заставы Нижне-Михайловской (остров Даманский) Уссурийского ордена Трудового Красного Знамени пограничного отряда Тихоокеанского пограничного округа. Старший лейтенант Стрельников И.И. смело вышел навстречу к нарушителям границы с мирным предложением покинуть территорию Советского Союза, но был зверски убит из засады, устроенной китайскими провокаторами.
Указом Президиума Верховного Совета СССР 21 марта 1969 года И.И. Стрельникову присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Вместе с Иваном Стрельниковым погибли семеро его боевых товарищей, но оставшиеся в живых пограничники держались до последнего и выстояли. Похоронен с воинскими почестями в городе Иман (ныне г. Дальнереченск) Приморского края. Заставе, командиром которой был Герой Советского Союза Стрельников И.И., присвоено его имя. Награждён орденом Ленина (посмертно).
Ведущий О.И.: Ведущий Т.Ф.:
В нашем городе есть много улиц, которые названы именами Героев Великой Отечественной войны в том числе и наших земляков.
Неувядаемой славой на полях сражений Великой Отечественной войны покрыли себя воины-сибиряки. В дни войны слово «сибиряк» звучало как символ мужества, стойкости, выносливости.
135 уроженцев земли омской и тех, кто здесь жил и трудился, удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
Мы гордимся тем, что живем в городе, где помнят своих героев.
Ведущий О.И.:
– Чем вам нравится наш город?
– Какие достопримечательности города вы знаете?
Фото – сессия «Памятники и архитектурные сооружения города»,
Ребенок:
"На карте мира не найдёшь,
Тот дом, в котором ты живёшь.
И даже улицы родной
Ты не найдёшь на карте той.
Но мы всегда на ней найдём,
Свою страну – наш общий дом".
Ребенок:
Омск – любимый город,
Омск – зеленый сад,
Я в любое время года
С Омском встрече рад!
Игра: "Я и мой дом":
Из частей собрать картинку с изображением города.
Назвать, что изображено на ней, и рассказать всё, что известно.
Видео ролик
Ведущий О.И.:
Пройдет немного времени, вы подрастете и продолжите работу своих родителей по улучшению жизни в нашем городе.
Ребенок:
"В городе любимом мы живем,
Станем мы большими
Быстро подрастем.
Новыми садами украсим город свой,
Будет он чудесный,
Город твой и мой!"
Ведущий Т.Ф.:
Ребята, а вы любите мечтать? О чем ваша мечта? Чтобы вы хотели видеть в родном городе? Хочется пожелать вам, чтобы в вашем сердце всегда жила мечта путешествовать. Не важно : по морю, по горам, на поезде или автомобиле, самолёте, велосипеде. Главное чтобы над головой всегда было мирное небо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуально - коллективное занятие в разновозрастной группе "Жило-было дерево"
Материалл представляет собой индивидуально-коллективное занятие для учащихся начальных классов (1 и 3 класса). Данное занятие - один из этапов реализации долгосрочного экологического проекта "Жило-был...
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром
Цель:Знакомство с качествами предметов.Образовательные задачи:1. Продолжать учить детей характеризовать предметы по их качествам: цвету, форме, фактуре, вкусу. 2....
Открытое занятие в разновозрастной группе «И по тому, как люди ценят хлеб, себе друзей в дорогу выбираю»
Цель: · познакомить детей с заповедями русского народа о хлебе;· показать, что во все времена хлеб был и остае...
Открытое познавательное занятие для разновозрастной группы по ознакомлению с окружающим «Народно-прикладное искусство»
Задачи:· закрепить знания о видах декоративно-прикладного творчества;· рассказать о традиционных символа...
Открытое познавательное занятие для разновозрастной группы “День девочек или фестиваль кукол”
Конспект занятия “День девочек или фестиваль кукол ” Цель: Расширить и уточнить представления детей об истории создания кукол, познакомить с коллекциями различных кукол, с куклами...
Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя на занятиях по развитию речи и ознакомления с окружающим.
При взаимодействии учителя-дефектолога и воспитателя на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим коррекционно-развивающая работа строится в рамках лексических тем , что дает возмож...
Открытое познавательное занятие для разновозрастной группы по основам безопасности жизнедеятельности на тему: "Огонь – друг или враг"
Цели и задачи: · формировать у детей понятие “пожарная безопасность”;· дать общее представление назначения (функций)...