Творческий проект.
материал (3 класс) по теме

Творческий проект в рамках проведения заочного муниципального конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми младшего школьного возраста в контексте требований ФГОС второго поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_zaochnyy.docx47.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «Оленская основная общеобразовательная школа»

администрации муниципального образования

Киреевский район

Творческий проект в рамках проведения      заочного муниципального  конкурса

в области педагогики, воспитания и работы

с детьми  младшего школьного возраста  

в контексте требований ФГОС второго поколения

Учитель начальных классов

 Емельянова Елена Викторовна

Апрель 2012 г.

  1. Мини – исследование по выявлению уровня сформированности толерантности у младших школьников  в начальных классах

Цель:  выявление уровня сформированности толерантности у младших школьников в рамках подготовки к классному часу «Международный день толерантности», отмечаемому 16 ноября.

Участники: 1-4 классы

Состав участников:

1кл.- 1 чел., 2кл.- 3 чел., 3кл.- 1 чел., 4кл.- 2 чел.

Мальчики- 3 чел.

Девочки- 4 чел.

Дата проведения: 9 ноября

Диагностические методики:

-опрос (приложение №1);

-проективная методика исследования личности (приложение №2).

Результаты:

- обработка ответов учащихся;

- анализ рисунков учащихся;

- итоговая диаграмма «Уровень сформированности толерантности у младших школьников»

1. Опрос:        (Приложение №1)

1.Что такое «Я» и как ты это понимаешь?

2.У тебя есть друзья, как ты можешь объяснить понятие «Я и другие»?

3.Ты живёшь вместе с мамой и папой, братом, сестрой. А что по твоему означает слово «семья»?

4.Ты не слушаешь взрослых, а правильно ли такое поведение?

5.Кто в твоей семье главный?

6.Как нужно себя вести в школе, в общественных местах, среди сверстников?

7.Кто-то обижает слабого, как ты думаешь это злой, жестокий человек?

8.Ты не ссоришься со сверстниками, значит, боишься или проявляешь терпение, терпимость?

9.Представь, что в твоём классе будут ученики разных национальностей, как ты к ним будешь относиться, помогать им будешь?

10.Представь, к вам в класс пришёл новый человек, он чернокожий, подашь ли ты ему руку?

Обработка ответов учащихся проводится по следующим параметрам:

- полный ответ на вопросы 1,3,6,7,8,9,10 – высокий уровень;

- достаточно полный ответ на вопросы 1,3,6,7,8,9,10 – средний уровень;

- неполный  ответ на вопросы 1,3,6,7,8,9,10 – низкий уровень;

- неумение дать достаточно  полный или неполный  ответ на основные вопросы  – группа риска.

Результаты опроса:

- Количество детей, принимавших участие в опросе – 7ч.

- Количество детей, давших полный ответ на группу вопросов - 2ч.

- Количество детей, давших достаточно полный ответ -4 ч.

- Количество детей, давших неполный ответ на группу вопросов - 1  ч.

- Количество детей, не сумевших дать достаточно  полный ответ на группу вопросов - 0  ч.

2.  Проективная методика исследования личности «Проверка уровня сформированности толерантности по рисункам детей» (Приложение №2)

Детям предложено придумать и нарисовать на листке бумаги несуществующее животное и дать ему имя.

Анализ рисунков учащихся

 Дети с высоким уровнем толерантности – 3 человека.

(Рисуют мохнатых, улыбающихся животных)

Дети со средним уровнем толерантности - 2 человека.

(Их животные уже не улыбаются, имеют жесткие линии)

Дети с низким уровнем толерантности – 2человека.

(Изобразили животных с клыками, рогами, человекообразных монстров, таким образом, показывают тенденцию к агрессивному поведению)

Выводы: дети с низким уровнем толерантности

- обладают низким объёмом фактических представлений о ценностях межличностной толерантности, не умеют отличать границы толерантности и интолерантности;

- у них отсутствует выдержка, самообладание, терпение;

- при определённых условиях может возникнуть конфликт.

Итоговая диаграмма «Уровень сформированности толерантности у младших школьников»

  1. Внеклассное мероприятие «Разные миры - одна планета»

Задачи

Воспитательные:

1)        формирование толерантных установок по отношению к разным людям;

2)        формирование основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой.

Развивающие:

3)        развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников;

4)        развитие творческого потенциала учащихся.

Обучающие:

5)        знакомство детей с понятием “толерантность”;

6)        стимулирование заинтересованности в поисках путей выхода из конфликтных ситуаций

Методы работы: беседа, игра, упражнения,   музыкотерапия, работа в группах, релаксация, творческие задания.

Возраст участников:  учащиеся 7-11 лет (ученики начальной школы)

Материалы и оборудование:

•        помещение с расставленными столами для групповой работы

 (2 группы – 2 стола);

•        мультимедийное оборудование, презентация;

•        CD-проигрыватель,  музыкальное оформление: песни "Дружба",  "Дети Земли",  музыка для релаксации;

•        тексты стихов для учащихся: С. Маршак  «Всемирный хоровод», Б.Заходер «Мы – друзья»;

•        карточки с творческими заданиями  для каждой группы;

Ход  мероприятия:

  1. (1 СЛАЙД) «Разные миры - одна планета»

Дети заходят в класс под музыку (песня «Дети Земли») и рассаживаются на свои места.

Учитель:  Здравствуйте, ребята. Сегодня наш классный час посвящен теме толерантности и будет проходить под девизом: «Разные миры - одна планета»

Учитель: Ребята, а как вы понимаете наш девиз: «Разные миры - одна планета?» (Ответы детей)

Учитель: Мы все жители планеты Земля. На нашей планете огромное количество стран. Все  люди, живущие на  планете Земля, отличаются цветом кожи, говорят на разных языках, у них разные обычаи и традиции. И все они  должны уважать друг друга и дружить.

2.  (2 СЛАЙД) Стихотворение

Дружба никогда границ не знает,

Нет преград для дружбы никаких.

Дружба на земле объединяет

Всех детей – и черных, и цветных.

3.Учитель: Ребята, а вы знаете,что16 ноября – Международный день толерантности.(3 СЛАЙД)

Учитель:  А кто мне скажет, что такое толерантность?(Ответы детей)

4. (4 СЛАЙД)

Учитель: ТОЛЕРАНТНОСТЬ – это уважение, принятие и понимание многообразия мира. Уважение, принятие и понимание разных людей, разных национальностей и религий, разного цвета кожи и образа жизни.  Но для того, чтобы понять различия надо, прежде всего, начать общение. А с чего обычно люди начинают общение?

Дети: С приветствия.

Учитель: Ребята, а когда люди приходят в гости друг к другу, или встречаются на улице, они что говорят? Здравствуйте!Конечно, нужно поздороваться. Каждый воспитанный человек должен здороваться. А ещё можно приветствовать друг друга без слов.И сейчас я хочу вас познакомить, какиемогут быть приветствия без слов    при встрече с людьми в разных странах.

5. (5 СЛАЙД) Упражнение "мировое приветствие".

Учитель:Я приглашаю в центр класса 2 ученика. Представьте себе, что вы встретили посла  из  другой страны и предлагаю  вам под звучащую музыку поздороваться друг с другом.Задание понятно?

(Остальные дети выполняют это упражнение на месте)

Россия - объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки.

Китай - легкий поклон со скрещенными на груди руками.

Франция - рукопожатие и поцелуй в обе щеки.

Индия - легкий поклон, ладони вытянуты по бокам.

Япония - легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам.

Испания - поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера.

Германия - простое рукопожатие и взгляд в глаза.

Малайзия - мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев.

Эскимосская традиция - потереться друг о друга носами.

6. (6 - 7 СЛАЙДЫ)

Учитель: А теперь давайте послушаем ваших товарищей.

Звучат стихи С. Маршака  «Всемирный хоровод»

Учитель: О ком это стихотворение?

Дети: О детях разных стран и народностей.О том, что дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.

Учитель: Почему все дети, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно?

Дети: Чтобы не было войны на Земле и все жили счастливо.

7. Учитель: Мы ходим с вами в одну школу, учимся в одном классе, отмечаем вместе праздники, любим конфеты. А всегда ли мы дружны?

(8-9 СЛАЙДЫ) Звучит  стихотворение Б.Заходера «Мы – друзья»

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, отчего это такие закадычные друзья повздорили?

Дети: Мы все разные, даже друзья, и поэтому мы должны научиться  слышать, понимать и чувствовать друг друга. (Песня «Дружба»)

Учитель: Ну что ж, а сейчас давайте поиграем.

Игра «Ты хороший»

Дети стоят  в кругу, у ведущего в руке мяч. Ведущий подбрасывает мяч вверх и называет свое положительное качество. Затем кидает мяч другому и называет положительное качество этого человека. Мяч должен побывать у всех.

8.Учитель: Ребята, а вы любите сказки?

Послушайте сказку о вечной Любви. (Слайды 10-13)

Жила-была девочка. Звали ее красивым именем - Любовь. У девочки было все, но не было друзей, поэтому девочка постоянно скучала. Решила девочкапойти к старому, седому, 100-летнему волшебнику. И обратилась она к нему с просьбой:

– Помоги мне выбрать, дедушка, выбрать хорошую подругу, чтобы интересно было с ней дружить.

-  Волшебник ответил:

-Приходи завтра, когда птицы запоют, и роса еще не просохнет ко мне в сад.

- Любовь так и сделала. Рано утром она пришла в условленное место. Там уже стояли 5 прекрасных девушек.

- Вот, выбирай - Радость - Удача - Красота - Печаль - Доброта.

- Не знаю, кого. Они все прекрасны.

-Правда, твоя. Но тебе нужно выбрать только одну.

Учитель: А кого бы вы, ребята, выбрали? (Ответы учеников)

Подошла  девочка к  Доброте и протянула руку.

Учитель: Почему девочка выбрала Доброту? (Ответы детей)

Учитель: потому что доброта главная черта толерантности.

9. Учитель: А сейчас задание в группах. Закончить сказку. (Слайд 14)

"Подъехал Богатырь на коне в чистом поле к камню, а на нем написано: направо пойдешь - голову сложишь, налево пойдешь - коня потеряешь, а прямо пойдешь - озвереешь. Была, ни была, решил Богатырь прямо поехать. Едет он на своем богатырском коне, солнце палит, жажда мучит, нигде ни ручейка, ни колодца. Вдруг видит Богатырь - озеро, а вода в нем голубая - голубая, чистая да прозрачная. А посреди озера - остров, и сидит на том острове Змей-Горыныч о девяти головах. Ринулся Богатырь через озеро к змею поганому, махнул своим богатырским мечом один раз - слетели у змея три головы, махнул другой - еще три головы слетели.

Вопрос: что могли сказать Богатырю оставшиеся три головы?

Каждая группа озвучивает свой ответ.

(Ответ примерно такой: "Ты что, озверел? Да пей, сколько хочешь!"). Ребята догадываются, что здесь сработали стереотипы: раз Змей, то надо его рубить.

Учитель:А может, это добрый Змей… Можно ли богатыря назвать толерантным?

Дети: Этого Богатыря вряд ли можно назвать толерантным!"

Учитель: Попробуйте переделать сказку так, чтобы богатырь поступил толерантно.  (Ответы детей)

 10. (Слайд 15)

  Учитель: Вот мы с вами сегодня поговорили о толерантности и давайте сделаем вывод о том, что значит проявлять толерантность? (Ответы детей)

Учитель:

Проявлять толерантность - это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, стремиться к мирному будущему.

11.Учитель: Ребята, большое спасибо всем вам за сегодняшнюю работу, мы надеемся, что вы будете терпимее относиться друг к другу.

Будьте толерантны!

Спасибо всем! До новых встреч! (музыка)

11. (Слайд 16) Фотография  «Ученики начальной школы»


Ш. Практические рекомендации по формированию уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

1.Не  подавлять инициативу ученика, его склонность к фантазии.

2.Формировать уверенность в своих силах и способность успешно решать поставленные задачи.

3.Поощрять стремление ученика самостоятельно находить пути позитивного решения возникших ситуаций, в том числе и конфликтных.

4. Не быть безразличным и равнодушным.

5. Убеждать ребенка, что результат в любой коллективной деятельности зависит от: мотивов и устойчивых установок, от четкого и слаженного взаимодействия, проявления выдержки и ответственности, способности терпеть, преодолевая усталость, умения взаимодействовать с партнерами, подчинять свои интересы интересам команды.

6. Учить ребенка уважительно относиться к своим сверстникам, признавать и понимать их неповторимую индивидуальность, не зазнаваться при выигрыше, не унывать при проигрыше, сохранять дружеские отношения к проигравшим.

7. Стимулировать стремление ребёнка к согласованным решениям, к взаимопомощи и честному поведению.

8. Учить принимать человека таким, какой он есть.

9.Уважать права другого человека.

10.Уважать человеческое достоинство.

11Учить сотрудничеству.

12.Учить уважать и уметь выслушать чужое мнение.

13.Учить поставить себя на место другого человека.

        

Список литературы:

  1.  Бойбородова Л.В., Рожков М.И., Ковальчук М.А.“ Воспитание толерантности у школьников”
  2. Брунько С., Педагогический вестник, 2008 год, “Будь толерантен – попросту терпим”
  3. Воспитание школьников. - 2005. - N 2. - С. 71-74

Методическая разработка сценария сказки о любви и доброте

  1. Классный руководитель №4, 2008 год “Воспитание толерантности”;

Начальная школа плюс до и после “ Воспитание толерантности в начальных классах” (из опыта работ педагогов школы №1120, г. Москва.)

Психологические игры – тренинги

  1.  Маршак С. «Всемирный хоровод», Заходер Б. «Мы – друзья». Стихи.
  2. http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/igrovoi-trening-dlya-mladshikh-shkolnikov-planeta-tolerantnost Игровой тренинг для младших школьников "Планета Толерантность"

7)  http://stud24.ru/pedagogy/issledovanie-urovnya-tolerantnosti-u-detej/28999-90405-page1.html

        

Приложение №2

Проективная методика исследования личности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...

Групповой творческий проект учащихся 1 класса "Я-мультипликатор", продукт проекта - "Мультфильм "Зубастый друг"

Данный творческий проект 1-классников в 2011 году на городском конкурсе проектов среди учащихся 1-9 классов стал Лауреатом 1 степени.  http://www.youtube.com/watch?v=nCyxy2ScFOo...

Творческие проекты (примеры простейших детских проектов из опыта работы Семиковой Надежды Леонидовны

В настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность.Метод про...

Творческий проект "В гости к осени". Творческое название "Унылая пора, очей очарование..."

В проект «Унылая пора, очей очарованья…»  раскрывается эстетическое, практическое, оздоровительное, познавательное значение природы для людей. Вместе с тем дети узнают об изменениях в природе в с...

Творческий проект учащихся по курсу ОРКСЭ. Защита проектов "Мой дом. Моя семья", Наша малая родина"

Итоговый оценочный урок по ОРКСЭ предусматривает презентацию творческих проектов на основе изученного материала. На презентацию проектов прилашаются учителя, родители....

Использование возможностей творческой и проектной деятельности на уроках ОРКиСЭ. На примере творческого проекта «Преподобный Сергий Радонежский – духовный маяк Земли Русской»

Представление  творческого проекта «Преподобный Сергий Радонежский – духовный маяк Земли Русской». Проект посвящён 700-летию преподобного Сергия Радонежского в рамках школьного курса по духовно-н...

Творческий проект: "Развитие творческих способностей дошкольников в нетрадиционной работе с нитками"

Использование нетрадиционных техник работы с нитками в процессе   развития художественного творчества детей...