Собственно инновационный педагогический опыт работы воспитателя ГКУ СО РМ социального реабилитационного центра для несовершеннолетних
опыты и эксперименты (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Собственно инновационный педагогический опыт
работы воспитателя ГКУ СО РМ социального реабилитационного центра для несовершеннолетних «Ясная Поляна» Кочетова Дмитрия Викторовича
Многолетние наблюдение и изучение проблем семьи воспитанников реабилитационного центра, поиск форм и методов семейного воспитания и дальнейшая социализация детей позволило нам разработать инновационный педагогический опыт.
Анализируя пути и этапы социализации в современном обществе, невольно приходишь к выводу о том, что вся работа социальных институтов направлены на формирование и становление человека как субъекта общества, самодостаточного, имеющего профессию и занимающего активную гражданскую позицию. На это направлены образование и школа. С этим трудно не согласиться, положение в обществе решает всё, и хорошая профессия никогда не помешает. Но обратим внимание, куда следует ребёнок после школы, и получивший профессию, состоявшийся гражданин, по сути в начале своего жизненного пути. Он создаёт свою собственную семью,
которая остаётся у него на всю жизнь. Иными словами, институт семьи- последний институт, который необходимо человеку пройти.
Тема инновационного опыта | «Проблемы семейного воспитания» |
Актуальность и перспективность опыта | Ребенок, попавший в трудную жизненную ситуацию- это следствие того, что его семья больна. Поэтому важнейшей задачей реабилитационного центра является возвращение ребёнка в нормальную здоровую семью. Однако ещё более важной задачей считаем воспитать в ребёнке способность к тому, чтобы он не только не повторил негативный опыт своих родителей, но и мог сам в будущем, создавая свою собственную семью, преодолевать трудности. |
Концептуальность (своеобразие и новизна) | Своеобразие и новизна этого опыта заключается в опоре при взаимодействии с воспитанниками, в первую очередь, на лучшие традиции семьи, передающиеся из поколения в поколение, а также на безграничную любовь ребёнка к его матери, передающуюся с молоком, любовь, которая не даст ему озлобиться и стать чёрствым. Через воспитание семейных ценностей воспитывается любовь к природе, патриотизм, справедливость, терпимость и взаимоуважение в обществе. Неслучайно, исторически сложилось созвучие таких понятий как Родина-мать, матушка природа, мать сыра земля и др. |
Наличие теоретической базы опыта | Ключевыми для данного исследования являются анализ и изучение историко-культурных традиций и документов, дошедших из глубины веков, имеющих неоспоримую и основополагающую ценность. Это поучения Владимира Мономаха и «Домострой», вмещающие в себя целую эпоху становления и развития традиций и ценностей русской семьи. А как богат потенциал произведений русских писателей: А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, А.Н. Островского, С.Т. Аксакова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.Г. Гарина-Михалковского, И.А. Гончарова, А.И. Герцена, Ф.М. Достоевского, Н.Г. Чернышевского, Л.Н. Толстого, А.И. Куприна, А.П. Чехова, А.М. Горького, - который помогает решать задачи семейного воспитания. Не обошли своим вниманием проблемы семейного воспитания: - отечественные педагоги К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Ш.А. Амонашвилли ; - представители отечественной научной школы М.И.Демков, Е.Н. Водовозова, Е.И. Конради, П.Ф. Лесгафт, В.М. Бехтерев, И.О. Фесенко, П.Ф. Каптерева, П.Д. Юдкевич, В.В.Розанов; - мыслители русского зарубежья В.В. Зеньковский, С.И. Четвериков, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, Н.А Бердяев; - исследователи настоящего Л.Г. Ионин, В.А. Сластенин, Л.С. Подымова и др. |
Ведущая педагогическая идея | Ведущая педагогическая идея опыта заключается в построении воспитательного процесса таким образом, чтобы воспитание семейных ценностей направляло ребёнка к его становлению как будущего семьянина. |
Оптимальность и эффективность средств | Важным акцентом в воспитании семейных ценностей является приобщение к традициям, возможно и возвращение к ним. Неисчерпаем практический потенциал наших традиций. Именно их практическая сторона обуславливает эффективность воспитательного процесса, социализации ребёнка, приобретение социальной компетенции. |
Результативность опыта | Оценивая нашу деятельность, приведём в пример следующее наблюдение: каждый, кто имеет собственного ребёнка или детей пусть сравнит как воспитывали его и как он воспитывает своих детей..., а теперь откроем заключение книги «Домострой» - «Послание и наказание ото отца к сыну». Мы с удивлением увидим, что с 1547 года практически ничего не меняется. То есть, из поколения в поколение сохраняются преемственность основополагающих ценностей, определяющих, несмотря на бурные изменения в мире, культуру сознания. Ребёнок, находящийся в системе этих ценностей, осознаёт себя субъектом социализации, способным преодолевать трудности, быть самостоятельным и целеустремлённым, наращивая свою компетентность в становлении себя как будущего семьянина, гражданина и справедливого человека. |
Возможность тиражирования | |
Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с детьми | Процесс функционирования педагогической деятельности сопровождается формированием следующего комплекта документации, который служит основой для развития, совершенствования и пополнения методического уровня педагога: -рабочая программа, -план воспитательной работы, -план самообразования, -календарно – тематический план, -план работы с родителями, -методические разработки, сценарии мероприятий выставлены на сайте http://nsportal.ru/ -дополнительная методическая литература по воспитанию семейных ценностей, -фото и видео материалы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Гармония», направленная на решение социальных проблем по духовно-нравственному воспитанию.
Описание работы нашего учреждения, опыт работы воспитателя по авторской программе....
Программа коррекционно-развивающей работы с воспитанниками младшей группы социально-реабилитационного центра
Программа коррекционно-развивающей работы с воспитанниками младшей группы социально-реабилитационного центра...
2012 г. Развивающая программа "Познание" по формированию познавательной активности младших школьников во внеурочной деятельности в условиях социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних "Зина"
Преобразование познавательной сферы, происходящие в младшем школьном возрасте, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития. Специальные исследования...
Организация самоподготовки в условиях Социально- Реабилитационного Центра для несовершеннолетних.
Организация самоподготовки Цель: привить воспитанникам навыки самообразовательной работы.Задачи:Образовательные:1. Расширение, закрепление и систематизация знаний, углубление со...
2013 г. Организация самоподготовки в казённом учреждении ХМАО - Югры "Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних "Зина" в условиях отделения дневного пребывания несовершеннолетних.
В основе самоподготовки лежит самостоятельный учебный труд каждого воспитанника группы и оказание ему индивидуальной помощи в случае необходимости со стороны воспитателя....
Подвижные игры как средство физического воспитания детей в условиях социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних
Подвижные игры представляют одно из признанных средств физического воспитания детей и подростков, а также являются обязательным компонентом практически каждого занятия. Главным содержанием подвижных и...
Рабочая программа музыкального руководителя ОСГБУСОССЗН "Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" "Музыкально-сценическая деятельность воспитанников как средство социальной реабилитации"Возрастная категория 3-18 лет
Программа позволяет оказать реабилитационную помощь в развитии, творческом самовыражении через все основные виды музыкально-сценической деятельности. В данной программе происходит синтез различн...