Рабочая программа музыкального руководителя ОСГБУСОССЗН "Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" "Музыкально-сценическая деятельность воспитанников как средство социальной реабилитации"Возрастная категория 3-18 лет
рабочая программа по музыке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno_-kult_dosug_prog.docx | 416.97 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
1.1 Актуальность программы
Социальная реабилитация детей «группы риска» - важнейшая задача работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Одной из наиболее эффективных, а главное, видимых по конечному результату форм реабилитации является социально-культурная, а именно та ее часть, которая включает творческую деятельность воспитанников в процессе подготовки и проведения различных праздничных и досуговых мероприятий.
У детей, поступающих в Центр, часто наблюдается социально-педагогическая запущенность, низкие интеллектуальные возможности, имеются проблемы в коммуникативной сфере – они не умеют общаться между собой, не могут контролировать свои поступки, адекватно выражать свои эмоции, у них занижена личностная самооценка, наблюдается комплекс неполноценности.
Для решения этих проблем и успешной социальной адаптации воспитанников Центра была разработана данная программа, которая позволяет оказать реабилитационную помощь в развитии, творческом самовыражении через все основные виды музыкально-сценической деятельности. В данной программе происходит синтез различных форм творческой деятельности (песенное исполнение, танец, чтение стихов, элементы театральной постановки, игры-драматизации) в одно целое - музыкально-сценическую деятельность. К разработке данной программы подтолкнуло понимание того, что форма проведения праздничных мероприятий в ОСРЦдН давно ушла от чисто концертной к более интересным формам, таким, например, как музыкальная сказка, мюзикл, музыкально-литературная композиция, предполагающим помимо пения, танца еще и актерское мастерство, работу над художественным образом, т.е. наличие тех компонентов, без которых невозможно обойтись при работе над сценическим произведением.
Именно музыкально-сценическая деятельность в качестве суммирующего результата различных видов творческой деятельности в процессе создания музыкального спектакля, доступная и увлекательная для детей, поднимает на новый уровень их творческое и личностное развитие, а значит и успешность их социальной адаптации в целом.
Любой вид творческой деятельности является спасительным при попадании в тяжелую жизненную ситуацию. Поисковая активность, проявляемая при этом, является залогом устойчивости человека в различных стрессовых ситуациях. Участвуя в музыкально-сценической деятельности, ребенок осваивает опыт различных жизненных явлений от природных до социальных, что, несомненно помогает ему лучше адаптироваться к условиям жизни в обществе. Участие в музыкальных сценических постановках не только способствует развитию творческих способностей, но и дает детям возможность осуществить опыт ролевого перенесения в образ иного эмоционального содержания и, находясь в нем, пережить те мысли и чувства, которые в силу их сложившегося жизненного опыта были им недоступны. Побывав в процессе исполнения в образе другого человека – здорового и счастливого, ребенок возвращается к самому себе уже другим, а это и есть залог его завтрашних позитивных изменений. Такие составляющие музыкально-сценической деятельности, как песенное исполнение, танец, музыкально-двигательные и пластические упражнения также обогащают внутренний мир ребенка, способствуют активизации коммуникативных качеств. Кроме того, все эти виды творческой деятельности хорошо снимает нервно-психическое напряжение, которое часто свойственно нашим воспитанникам.
В ходе изучения инновационных технологий в коррекционно-реабилитационной работе с детьми, был сделан вывод, что наиболее успешной социальной реабилитации воспитанников ОСРЦдН способствует использование методов и средств такого направления коррекционной педагогики, как артпедагогика.
Артпедагогика, являясь синтезом двух областей научного знания (педагогики и искусства), не рассматривает художественное творчество единственной целью деятельности, а использует его лишь как средство для решения коррекционных педагогических задач. Другими словами, сущность артпедагогики не сводится к обучению навыкам пения, танца и т.д., она состоит в гармонизации личностной сферы ребенка, его адаптации в современном мире в процессе воспитания, обучения и развития средствами искусства через художественно-творческую деятельность. Именно коррекционная направленность артпедагогики представляет наибольший интерес и огромный простор для изучения и использования в практической работе. Каждый вид музыкально-сценической деятельности имеет в этом контексте свою ценность. Например, песенное исполнение, как самый доступный ребенку вид музыкальной деятельности, помимо узких задач (накопление вокальных навыков — певческого дыхания, звукообразования, правильной артикуляции, формирование певческих умений), помогает решению познавательных, воспитательных задач, формированию нравственно-эстетической культуры ребенка. Исполнение песни позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других понимание и сочувствие.
В процессе движения под музыку решаются задачи развития музыкального восприятия, умения передавать различные средства музыкальной выразительности, в свободных движениях отражать жанры музыки (марш, танец, напевную песню, вальс, народный танец и т. д.), при этом посредством музыкально-двигательной деятельности осуществляется коррекция отклонений в развитии психических функции (внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления) и эмоционально-волевой сферы.
Музыкально-сценическая деятельность занимает особое место среди видов художественного творчества. Ее синтетический характер (взаимосвязь художественного слова, музыки, декорационно-художественного оформления) обладает возможностями не только развития и коррекции познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка, но и становления личности ребенка в целом, поскольку участие в этой деятельности создает условия и возможности для социальной адаптации воспитанников, а также приобщения их к художественной культуре.
В ходе занятий с применением артпедагогических технологий удовлетворяется актуальная потребность воспитанников в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Ребенок начинает чувствовать себя спокойно, комфортно. Агрессия и тревожность уступают место активности и творчеству, он начинает получать удовольствие от своей деятельности. Необходимая составляющая занятия – полное принятие и поддержка со стороны педагога, создание им ситуации «успеха» для каждого ребенка.
Данная программа была разработана для того, чтобы облегчить социальную адаптацию ребенка, сделать ее максимально успешной. Программа позволит детям развить творческие способности, даст каждому ребенку возможность почувствовать себя артистом независимо от его способностей и повысит тем самым его социальную значимость, благодаря чему избавит от многих комплексов, обогатит внутренний мир, поможет увереннее ориентироваться в окружающей действительности и успешнее реализовать себя в жизни, вселит уверенность в завтрашнем дне.
1.2 Цели и задачи программы
Цель: социальная адаптация несовершеннолетних посредством развития их творческих способностей в процессе музыкально-сценической деятельности
Задачи:
- Максимально раскрыть творческие способности каждого ребенка средствами музыкально-сценической деятельности.
- Развивать коммуникативные качества.
- Обогащать эмоциональную сферу, учить передавать различные эмоциональные состояния выразительными средствами.
- Расширить кругозор детей, повысить уровень культуры и воспитания.
- Сформировать морально-нравственные ориентиры.
- Формировать позитивное мировоззрение.
1.3 Методы реализации программы
В работе по программе используются методы и приемы артпедагогики, т.к. они с одной стороны, максимально способствуют художественно-эстетическому развитию (формированию художественной культуры, художественно-творческих способностей, художественно-творческой деятельности), с другой — отвечают специфике коррекционно-реабилитационной работы:
1. Репродуктивные методы (основаны на показе, подражании образцу педагога) помогают сформировать необходимые навыки творческой деятельности — восприятия музыки, пения, движений под музыку, игры на музыкальных инструментах, чтения стихов, драматизации, сценического мастерства.
2. Методы стимулирования и мотивации творческой деятельности:
-игра, игра-драматизация как средство активизации процессов непроизвольного запоминания у детей, повышения их интереса к окружающему, к различным видам творческой деятельности;
-творческие задания, этюды, импровизации во всех видах творческой деятельности (например, предложение сочинить загадку, композицию танца, передать пластическими движениями образ какого-либо персонажа и т. д.);
-создание «ситуации успеха», как фактора развития, когда ребенок с помощью педагога преодолевает робость, страх перед новой деятельностью, новым заданием, порожденный неуверенностью в себе.
1.4 Этапы реализации программы
- Диагностический – комплексная диагностика, определение приоритетов в работе и выбор репертуара в зависимости от индивидуальных особенностей детей и их психологического склада.
- Коррекционно-развивающий – коррекция эмоционально-волевой сферы, развитие психических функций: внимания, памяти, речи, эмоционально-образного восприятия. Развитие творческих способностей.
- Образовательный – восполнение кругозора воспитанников, работа по овладению практическими умениями и навыками.
- Воспитательный – эстетическое воспитание, развитие коммуникативной сферы, познавательной деятельности, коррекция поведенческих навыков.
- Социально-реабилитационный – формирование социальной компетентности.
1.5 Сроки реализации программы: программа реализуется ежегодно в течение года.
1.6 Участники реализации программы: программа рассчитана на всех воспитанников «ОСРЦдН» от 3-х до 18 лет. В зависимости от возраста детей решаются разные задачи программы.
1.7 Формы реализации программы:
- Групповые и индивидуальные занятия в ходе подготовки к праздничному мероприятию.
- Открытые праздничные мероприятия согласно годовому плану «ОСРЦдН».
1.8 Ожидаемые результаты:
- Развитие творческого потенциала каждого ребенка.
- Преодоление ребенком страха перед выступлением на сцене.
- Положительная динамика в развитии психики ребенка: развитие познавательных интересов, повышение самосознания.
- Развитие коммуникативных способностей детей как важнейшего условия успешной социальной адаптации к жизни в современном обществе.
2.Содержание программы и пути ее реализации
В основе программы лежат занятия по подготовке и проведению различных праздничных и досуговых мероприятий, полностью или частично построенных в жанре музыкально-сценических произведений – музыкальная сказка, театрализованное представление, мюзикл, музыкально-литературная композиция и др., поэтому содержание программы согласовывается с планом мероприятий «ОСРЦдН».
2.1Праздничные открытые мероприятия, проводимые в ОСГБУСОССЗН «ОСРЦдН».
№ п/п | Месяц | Название мероприятия | Ответственный |
1. | Сентябрь | День знаний. | Плохих Е.Ф. Деревянкина А.А. Аверкина В.Н. |
2. | Сентябрь | День рождения Центра. | Новоченко С.Ю. Трифильева Н.П. |
3. | Ноябрь | Осенняя звезда | Новоченко С.Ю. Антонова Л.И. |
4. | Декабрь | Новогоднее представление. | Новоченко С.Ю. Стецюра Н.Н Высторобская И.Н. |
5. | Январь | Рождество. | Трушина Е.И. Смычкова Г.А. Кононова Е.А. |
6. | Февраль | День защитника Отечества. | Новоченко С.Ю. Агафонова О.Н. |
7. | Март | Международный Женский день. | Новоченко С.Ю. Галуцких М.Л. Кожевникова М.Н. Солдаткина М.А. |
8. | Март | Масленица. | Малащенко В.В. Тимченко Е.В. |
9. | Май | Праздник Великой Победы. | Новоченко С.Ю. Антонова Л.И. |
10. | Май | Всемирный день Семьи. | Кохан О.Н. Агафонова О.Н. |
11. | Июнь | День защиты детей. | Орлов Е.Е Норцова Л.И. |
12. | Июнь | День социального работника. | Новоченко С.Ю. |
2.2 Подготовка каждого мероприятия проводится в несколько этапов:
1. Подбор репертуара, подготовка сценария.
2. Разучивание с детьми песенного материала, танцевальных движений, текста ролей, диалогов персонажей, работа над сценической речью, интонацией.
3. Драматизация музыкально-сценического произведения, работа над художественным образом, над средствами художественной выразительности каждого вида творческой деятельности.
4. Подготовка костюмов, декораций, подбор атрибутов.
5.Проведение мероприятия.
2.3Тематическое планирование подготовки каждого мероприятия:
Содержание занятия. | |
Занятие 1. | 1. Упражнение дыхательной гимнастики «Насос», тонизирует и очищает от негативных эмоций, формирует навыки певческого дыхания. 2. Разучивание песен: а) знакомство с новой песней в исполнении педагога; б) пропедевтическая беседа (определение характера песни, художественного образа, работа с текстом, объяснение значения непонятных слов); в) разучивание песни по методу «Музыкальное эхо», когда педагог исполняет мелодическую линию, а дети эхом повторяют её, заучивание текста по методу ритмизации. 3. Музыкально-двигательные упражнения «Буратино и Пьеро», «Снежная королева», направленные на развитие артистизма, умения напрягать и расслаблять мышцы тела. 4. Подведение итогов. Рефлексия. |
Занятие 2. | 1.Упражнения дыхательной гимнастики «Рок-н-ролл» помогает справиться с неуверенностью и способствует эмоциональной разрядке. 2. Разучивание новой песни (по методу, описанному в предыдущем занятии). 3. Продолжение работы над ранее разученными песнями: а) точность интонирования; б) дыхание между фразами; в) синхронность в исполнении окончания фраз; г) запоминание текста (ритмизация текста, опережающее напоминание педагогом, игра «Цепочка», сопровождение исполнения детьми показом педагогом определенных символов, облегчающих запоминание). 3. Игра «Ритмическое эхо», в ходе которой дети повторяют предложенный педагогом двух- или трехтактовый ритмический рисунок, хлопая в ладоши или на шумовом инструменте. 4.Музыкально-двигательное упражнение-импровизация «Праздничный марш» (Н. Римский-Корсаков. Вступление к первому акту оперы «Сказки о царе Салтане». 5. Подведение итогов. Рефлексия. |
Занятие 3. | 1.Упражнение дыхательной гимнастики, тонизирующее дыхание «Пробуждающийся гейзер», формирует навыки певческого дыхания. 2. Эмоциональный тренинг на развитие образного мышления, а также певческих способностей на примере скороговорки «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор» с разным эмоциональным наполнением – грусть, радость, страх и т.д. 3. Исполнение ранее разученных песен, работа над художественным содержанием песен. 4. Разучивание движений танца: а) беседа, в ходе которой определяется художественный образ и средства его воплощения в танце; б) показ танца; в) разучивание отдельных движений; г) объяснение структуры танца; д) исполнение с педагогом по методу «Зеркало». 5. Подведение итогов. Рефлексия. |
Занятие 4. | 1.Упражнения дыхательной гимнастики «Аромат роз» на формирование певческого дыхания, настраивает на позитивное мироощущение. 2. Эмоциональный тренинг на развитие образного мышления, а также певческих способностей - звукообразования, правильной артикуляции «Две подружки в лесу». 3. Исполнение ранее разученных песен, работа над выразительным исполнением 4. Продолжение разучивания танца (обращать внимание детей на технику исполнения, осанку, учить согласовывать движения с музыкальным сопровождением). 5. Музыкально-двигательные импровизации в этюдах «Карнавал животных» на музыку К.Сен-Санса «Карнавал животных» на развитие образного мышления, творческого воображения, актерского мастерства. 6. Подведение итогов. Рефлексия. |
Занятие 5. | 1.Упражнение дыхательной гимнастики «Сытая лошадь», направленное на расслабление мышц лица и головы. 2. Речевая гимнастика на основе скороговорок по схеме игры «Испорченный телефон», формирует культуру и технику речи. 3. Исполнение ранее разученных песен, работа над музыкальными фразами, динамическими нюансами, выразительностью исполнения. 4. Музыкально-пластическая импровизация «Подарок», цель которой передать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений «Новая кукла», муз. П.И. Чайковского («Детский альбом»), «Вальс-шутка», муз. Д. Шостаковича. 5. Продолжение разучивания танца, закрепление знания структуры и содержания танца, работа над выразительностью движений, умением координировать движения с музыкой. 6. Подведение итогов. Рефлексия. |
Занятие 6. | 1.Упражнения дыхательной гимнастики «Недоеная корова» на формирование певческих навыков, помогает отреагированию отрицательных эмоций, снимает мышечные зажимы на уровне шеи и горла. 2. Игра со скороговоркой «Главное слово» - дети произносят скороговорку по очереди, каждый раз выделяя новое слово, делая его главным по смыслу. Скороговорки можно разучивать в движении, в различных позах, с мячом или со скакалкой. 3. Музыкально-пластическая импровизация «Утро», игра, в которой нужно в пластических свободных образах передать ощущения просыпающегося человека на музыку «Утро», Э.Грига, «Рассвет на Москве-реке», муз. М. Мусоргского. 4. Исполнение песен. 5. Исполнение танца. Работа над синхронностью движений, выразительностью исполнения. 6. Подведение итогов. Рефлексия. |
Занятие 7. | 1.Речевая гимнастика. Игра «Фраза по кругу» - дети, сидя по кругу, произносят одну и ту же фразу или скороговорку с различной интонацией; цель – свободное владение различными интонациями, формирование культуры и техники речи. 2. Музыкально-пластическая импровизация «Осенние листья», в которой детям предлагается в свободных движениях передать танец кружащихся на осеннем ветру и плавно опускающихся на землю листьев на музыку «Вальса-фантазии» М.И. Глинки. 3. Разучивание ролей. В ходе беседы для каждого актера определяется содержание художественного образа и средства выразительности для его раскрытия. 4. Исполнение танца. 5. Подведение итогов. Рефлексия. |
Занятие 8. | 1.Речевая гимнастика. Игра со скороговоркой «Главное слово» - дети произносят скороговорку по очереди, каждый раз выделяя новое слово, делая его главным по смыслу. Направлена на формирование умения находить главные по смыслу слова и выделять их интонационно. 2. Исполнение песен. 3. Театральная игра «Волшебные перевоплощения», в которой дети по команде педагога превращаются в деревья, цветы, грибы, игрушки, бабочек, змей и т.д., развивает воображение, фантазию. 4. Разучивание ролей. Работа над разными эпизодами. Научить детей работать с диалогами. Выполнение актерских задач, поставленных педагогом. 5. Подведение итогов. Рефлексия. |
Занятие 9. | 1.Речевая гимнастика. Игра «Ворона», в которой дети учатся растягивать согласные звуки. Формирует правильное произношение, артикуляцию. 2.Исполнение танца. 3. Театральная игра на действие с воображаемыми предметами «Угадай, что я делаю?», развивает творческую фантазию, воображение, координацию движений. 4. Репетиция отдельных эпизодов, работа над средствами воплощения художественного образа. 5. Подведение итогов. Рефлексия. |
Занятие 10. | Репетиция, в ходе которой делаются замечания по исполняемым песням, танцам, технике речи, актерской игре. Проверяется знание текста. Выполняются сценические задачи, поставленные педагогом, дети учатся свободно перемещаться в пространстве, координировать свои действия с товарищами. |
Занятие 11. | Итоговая репетиция в костюмах, в декорациях, с атрибутами. Проводится без остановок. Сводная репетиция требует от детей концентрации внимания, дисциплины, педагог комментирует выполнение поставленных сценических задач, отмечает удачные моменты. |
Занятие 12. | Проведение праздника. Непременное условие – присутствие зрителей (сотрудников ОСРЦН, родителей, социальных партнёров, гостей). Подведение итогов, обсуждение – что получилось, над чем еще нужно работать, обязательно отмечается вклад каждого ребенка, тем самым создается «ситуация успеха» как стимул к участию в новых постановках. |
Список литературы
- Программа средней образовательной школы «Музыка» (под ред. Кабалевского Д.Б.) (1- 7 классы)
- Программа для средних общеобразовательных учебных заведений «Музыка» (1 - 8 классы) (под ред. Алиева Ю.Б.) М., «Просвещение», 1990
- Программа общеобразовательных учреждений «Театр» (1 – 11 классы) (ред.-сост. Панфилов А.Ю., Букатов В.М.) М., «Просвещение», 1995
- Кладовая радости: развивающая система дополнительного образования в детском доме (под ред. Шамаховой Н.Н., Трофимовой Г.А.) Вологда, 2002
- Кононова Н.Т. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. М., «Просвещение», 1982
- Мошкова Е.И. Ритмика и бальные танцы (программа для начальной и средней школы). М., «Просвещение», 1997
- Секрет танца (сост. Васильева Т.К.). С-Пет., «Диамант», «Золотой век», 1997
- Радынова О.П. «Слушаем музыку». М., «Просвещение», 1990
Метлов Н.А. Музыка детям. М., «Просвещение», 1985
Дзержинская И.Л. Муз воспитание младших дошкольников. М., «Просвещение», 1985
- Музыка начинается с детства (под ред. Мерзляковой С.И.) М., 1997
- Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. М., 1997
- Караманенко Г.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. М. «Просвещение», 1973
- «Театр Круглый год», выпуск №1, №4, 2004
- «Искусство в школе», №6, 2000; №1, 2003; №2, 2004
- Ведрова Т.Е. Пусть музыка звучит. М., «Просвещение», 1990
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа классного руководителя по воспитательной работе программы «Родник» для 2 класса на 2012 - 2013учебный год
Содержание Страницы Пояснительная записка 3Таблица основных направлений5Ожидаемые результаты проделанной работы6Социальный паспорт класса...
Пояснительная записка к рабочей программе музыкальных занятий в группе подготовки к школе.
Разработка программы музыкальных занятий для детей дошкольного возраста....
Рабочая программа музыкального кружка "Музыкальная капель"
Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительн...
Рабочая программа музыкального развития
программа музыкального развития для детей с ограниченными возможностями...
Рабочая программа классного руководителя
Воспитание полноценной всесторонне развитой личности – одна из главных задач современной школы. Маленький гражданин России должен чувствовать себя нужным, востребованным обществом. Очень в...
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «В стране Знаек» Возрастная категория 1-4 классы
Кружок "В стране Знаек"...
Рабочая программа Музыкального руководителя МБДОУ ДС №366 2017-2018 учебный год.
Содержание программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования....