Планирование внеурочной деятельности "Умка" для начальных классов
рабочая программа по теме
планировае внеурочной деятельности "Умка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umka_programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 41.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-тематический план
№ п.п. | Количество часов | ||||
1 клаcс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||
1 | Введение | 1 | 2 | 1 | 1 |
2 | Восприятие информации человеком | 7 | - | - | - |
3 | Развитие логического мышления | 6 | 4 | 6 | 14 |
4 | Развитие внимания и памяти | 2 | 4 | 4 | 2 |
5 | Развитие творческого воображения | 12 | 14 | 8 | 14 |
6 | Знакомство с основными понятиями ТРИЗ | 4 | 9 | 12 | 19 |
7 | Знакомство с теорией развития творческой личности | 1 | 1 | 1 | 6 |
8 | Азбука проектной деятельности. Моделирование. | - | - | 2 | 12 |
33 | 34 | 34 | 68 | ||
Объем курса: | 169 часов |
1класс
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Вид деятельности. |
Введение 1ч | ||
Нахождение различия и сходства предметов. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | |
Восприятие информации человеком 7ч | ||
Конструирование фигур из счетных палочек. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | |
Конструирование предметов из геометрических фигур | Совершенствование воображения. | |
Рисование предметов по клеткам. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | |
Свойства предметов. | Выявление уровня развития внимания, восприятия. | |
Упражнение в нахождении предметов по одному признаку. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | |
Игра «Хорошо - плохо». | Развитие концентрации внимания. | |
Упражнение в нахождении отличий между предметами. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | |
Развитие логического мышления 6ч | ||
Группировка предметов. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | |
Решение задач. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | |
Математические задачи в стихах. | Совершенствование мыслительных операций. | |
Ребусы, разгадывание ребусов. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | |
Ассоциации, продолжи рисунок (круг, прямая, линия). | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | |
Ассоциации, продолжи рисунок (кляксография). | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | |
Развитие внимания и памяти 2ч. | ||
Закономерности. Бусины. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | |
Упражнение в нахождении закономерностей. | Развитие логического мышления. Графический диктант. | |
Развитие творческого воображения 12ч. | ||
Упражнение в нахождении закономерностей. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | |
Решение задач. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | |
Решение задач. | Тренировка зрительной памяти. Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления | |
Группировка предметов по определенному признаку. | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | |
Группировка предметов по двум свойствам (цвет, форма) | Развитие аналитических способностей | |
Группировка предметов по двум свойствам (цвет, размер) | Развитие аналитических способностей | |
Нахождение лишнего. | Развитие концентрации внимания | |
Решение задач на логическое мышление. | Развитие логического мышления. | |
Загадки, составление загадок. | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | |
Составление загадок. | Выявление уровня развития внимания, восприятия. | |
Нахождение предметов с заданными свойствами. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | |
Порядок предметов. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | |
Знакомство с основными понятиями ТРИЗ 4ч. | ||
Упорядочивание предметов. | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | |
Упорядочивание предметов по нарастанию и убыванию. | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | |
Решение задач. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | |
Решение задач. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | |
Знакомство с теорией развития творческой личности 1ч. | ||
Решение задач. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | |
Итого 33 ч. |
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Вид деятельности. |
Введение 2ч | ||
Назначение предметов и явлений. Принцип: «Не навреди». | Совершенствование мыслительных операций. | |
Влияние изобретательской деятельности на Мир природы, Мир Техники, Мир человека. | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. | |
Развитие логического мышления 4 ч | ||
Загадка как объект изобретательства. Составление и отгадывание загадок. | Совершенствование мыслительных операций. | |
Составление загадок по опорным фразам. | Совершенствование мыслительных операций. | |
Метод отсекающих вопросов или искусство задавать вопросы. Игра «да – нет». | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | |
Примеры ИКТ в сказках, жизненных ситуациях. | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. | |
Развитие внимания и памяти 4 ч. | ||
Упражнения на развитие внимания. | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | |
Интеллектуальные игры: «Танграм», игры Воскобовича. | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | |
Упражнения по выявлению закономерностей в образовании слов, предложений. | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | |
Работа над рифмой в стихотворениях. Придумывание двустиший по заданной рифме. | Совершенствование мыслительных операций. | |
Развитие творческого воображения 14ч. | ||
Виды функций: главная функция, полезные и вредные функции. | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей | |
Устранение вредной функции объекта - задача изобретателя. | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей | |
Составление загадок с описанием функции предметов. | Совершенствование воображения. | |
Придумывание новых объектов. | Совершенствование мыслительных операций. | |
Придумывание новых объектов. | Совершенствование мыслительных операций. | |
Волшебное слово «сам». Идеальный конечный результат. | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | |
Приемы фантазирования, использующие ассоциации: в сказках. Игра «наоборот», «хорошо – плохо». | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | |
Системные приемы фантазирования. Приемы противоречий в пословицах и поговорках. | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. | |
Системные приемы фантазирования: «матрица идей», «Ускорение - замедление». | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций | |
Системные приемы фантазирования «метод Робинзона Крузо» | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций | |
Формулировка «Елочка ассоциаций». | Развитие наглядно-образного мышления. | |
Использование рисунка для развития системного мышления. | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций | |
Идеальный конечный результат (ИКР). Примеры ИКР в сказках, жизненных ситуациях | Развитие концентрации внимания. | |
Использование рисунка для развития системного мышления. | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций | |
Знакомство с основными понятиями ТРИЗ 9 ч. | ||
Понятие о системе. | Совершенствование мыслительных операций. | |
Биологические, технические системы. | Развитие концентрации внимания. | |
Подсистема, надсистема. | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | |
Системный оператор-вертикаль и горизонталь (структура и время). | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций | |
Слово как система. Анаграммы. | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций | |
Рассказ как система. Построение рассказа по схеме «Домик». | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций | |
Система вопросов - один ответ. Игра «да - нет». | Развитие логического мышления. | |
Двойственный характер свойств и отношений предметов. Понятие о противоречии в пословицах, поговорках. | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | |
Использование ИКТ при решении задач. | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | |
Знакомство с теорией развития творческой личности 1 ч. | ||
Примеры ИКР в сказках, жизненных ситуациях. | Выявление уровня развития восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | |
Итого 34 ч. |
3 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем. | |
Введение 1ч | ||
Особенности изобретательных задач. Переход от проблемной ситуации к задаче. | Развитие логического мышления. | |
Развитие логического мышления 6ч | ||
Отношение между понятиями. Нахождение алгоритма построения шарад. | Совершенствование мыслительных операций. | |
Построение алгоритма заданного действия. Алгоритм проектной деятельности. | Совершенствование мыслительных операций. | |
Причина и следствие. Построение причинно-следственных цепочек. | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | |
Взаимодействие предметов в пространстве и во времени. Разделение целого объединение частей в целое. | Развитие наглядно-образного мышления. | |
Согласование частей. Понятие о структуре. | Развитие наглядно-образного мышления. | |
Развитие мышления через игру. Подвижные, ролевые, интеллектуальные игры. | Совершенствование мыслительных операций. | |
Развитие внимания и памяти 4 ч. | ||
Приёмы запоминания информации. | Развитие наглядно-образного мышления. | |
Знакомство с дыхательными упражнениями, влияющими на память и внимание. | Тренировка слуховой памяти. | |
Игры на развития ассоциативного мышления. | Развитие логического мышления. | |
Упражнения на развития ассоциативного мышления. | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | |
Развитие творческого воображения 8 ч. | ||
Парные приемы фантазирования. Фантограмма. | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. | |
Правила роботы с фантограммой. | Развитие наглядно-образного мышления. | |
Практика использования приемов для сказок и фантастических рассказов. Придумывание оригинального сюжета. | Совершенствование воображения. | |
Структура систем. Альтернативные системы и антисистемы. | Совершенствование мыслительных операций. | |
Объединение систем. Системно – функциональный анализ. | Развитие наглядно-образного мышления. | |
Понятие о конфликте и конфликтующей паре. Выявление противоречий. | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | |
Проблема как наличие противоречия в системе. Переход от проблемы к задаче. | Совершенствование мыслительных операций. | |
Понятие о ресурсах. Ресурсы человека. | Совершенствование мыслительных операций. | |
Знакомство с основными понятиями ТРИЗ 12ч | ||
Решение изобретательских задач. С помощью инструментов ТРИЗ. | Совершенствование мыслительных операций. | |
Формулирование задач. | Развитие концентрации внимания. | |
Предмет логики. Отношение между понятиями. | Совершенствование мыслительных операций. | |
Понятие и слово. Суждение, умозаключение. | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | |
Решение задач с помощью приемов. | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций | |
Решение задач с помощью приемов. | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций | |
Метод маленьких человечков. | Развитие логического мышления. | |
Решение изобретательских задач. | Совершенствование мыслительных операций. | |
Улучшение качества одного элемента за счет другого. | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | |
Противоположные требования к элементу системы. | развитие аналитических способностей. | |
Правила формирования противоречия. | Развитие аналитических способностей. | |
Типовые приемы разрешения противоречий. | Развитие быстроты реакций. | |
Знакомство с теорией развития творческой личности 1ч | ||
Качества творческой личности. Жизнь замечательных изображений. | Развитие быстроты реакций. | |
Азбука проектной деятельности. Моделирование. 2 ч | ||
Моделирование. | Совершенствование мыслительных операций. | |
Моделирование. Модель и прототип. | Развитие аналитических способностей. | |
Итого 34 ч. |
4 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем. | |
Введение 1ч | ||
Понятие об идеальности. Идеальная система. | Развитие аналитических способностей. | |
Развитие логического мышления 6ч | ||
Противоречия как признак изобретательской задачи. | Совершенствование мыслительных операций. | |
Способы разрешения противоречий: во времени и в пространстве, в структуре, в воздействиях, в отношениях. | Развитие аналитических способностей. | |
Символьное изображение противоречия. | Тренировка зрительной памяти. | |
Знакомство с алгоритмом решения изобретательских задач. | Развитие аналитических способностей. | |
Решение изобретательских задач. | Совершенствование мыслительных операций. | |
Решение задач по алгоритму «Аризенок». | Совершенствование мыслительных операций. | |
Развитие внимания и памяти 2 ч. | ||
Игры на развития ассоциативного мышления. | Развитие логического мышления. | |
Упражнения на развития ассоциативного мышления. | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | |
Развитие творческого воображения 14 ч. | ||
Системные приемы фантазирования: «оператор РВС», «метод снежного кома». | Совершенствование мыслительных операций. | |
Системные приемы фантазирования: «метод золотой рыбки», «фантастическое сложение, вычитание». | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций | |
Приемы мнемотехники: метод мультфильма, метод пары, говорящий рисунок. | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. | |
Придумывание фантастических рассказов. | Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций. | |
Придумывание сказок. | Совершенствование воображения. | |
Придумывание нелепиц в стихах. | Совершенствование воображения. | |
Системные приемы фантазирования. Приемы противоречий в пословицах и поговорках. | Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций. | |
Системные приемы фантазирования: «матрица идей», «Ускорение - замедление». | Совершенствование мыслительных операций. | |
Придумывание «страшилок». | Совершенствование воображения. | |
Придумывание новых объектов. | Совершенствование воображения. | |
Упражнения на развитие творческих способностей. | Совершенствование мыслительных операций. | |
Упражнения на развитие творческих способностей. | Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций. | |
Развитие логического мышления 8 ч | ||
Решение изобретательских задач. | Развитие аналитических способностей. | |
Решение задач по алгоритму. | Совершенствование мыслительных операций. | |
Интеллектуальные упражнения: "25 букв", "Мыслеголики". | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | |
Интеллектуальные упражнения: "Аналогия не доказательство", "Иероглифы". | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | |
Интеллектуальные упражнение "Новые понятия". | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | |
Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков. | Совершенствование мыслительных операций. | |
Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков. | Совершенствование мыслительных операций. | |
Упражнение на развитие словесно-логического мышления. | Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций. | |
Упражнения на развитие мыслительной операции. | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | |
Решение нестандартных задач. | Совершенствование мыслительных операций. | |
Знакомство с основными понятиями ТРИЗ 19ч | ||
Экраны системного мышления. | Совершенствование мыслительных операций. | |
Системное конструирование текста. | Развитие концентрации внимания. | |
Системное конструирование текста. | Совершенствование мыслительных операций. | |
Закономерности развития технических систем. | Развитие концентрации внимания. | |
Слово как система. Анаграммы. | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций | |
Слово как система. Анаграммы. | Совершенствование мыслительных операций. | |
Рассказ как система. Построение рассказа по схеме «Домик». | Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций. | |
Приемы мнемотехники: метод сокращения, метод цифробуквенного кода. | Совершенствование мыслительных операций. | |
Типовые тестовые логические задания. | Развитие логического мышления. | |
Типовые логические задачи, подходы к решению. | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | |
Решение творческих задач | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций | |
Решение творческих задач | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. | |
Решение изобретательских задач. | Совершенствование мыслительных операций | |
Решение изобретательских задач. | Совершенствование мыслительных операций | |
Решение логических задач. | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | |
Решение логических задач. | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | |
Использование ИКТ при решении задач. | Развитие концентрации внимания. | |
Упражнения на анализ “Хорошо - плохо”. Решение житейских задач. | Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций. | |
Упражнения на анализ “Хорошо - плохо”. Решение житейских задач. | Развитие быстроты реакции. | |
Знакомство с теорией развития творческой личности 6ч | ||
Примеры ИКР в сказках. | Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций. | |
Примеры ИКР в жизненных ситуациях. | Совершенствование мыслительных операций. | |
Использование рисунка для развития системного мышления. | Развитие наглядно-образного мышления. | |
Использование рисунка для развития системного мышления. | Развитие наглядно-образного мышления. | |
Качества творческой личности. Жизнь замечательных изображений. | Совершенствование воображения. | |
Жизненная стратегия творческой личности. | Совершенствование мыслительных операций. | |
Азбука проектной деятельности. Моделирование. 12 ч | ||
Модель и моделирование объекта. | Развитие концентрации внимания. | |
Модель и моделирование объекта. | Развитие концентрации внимания. | |
Графическое моделирование пригласительной открытки. | Совершенствование мыслительных операций. | |
Графическое моделирование пригласительной открытки. | Развитие аналитических способностей. | |
Моделирование из бумаги. Дизайн автомобиля. | Совершенствование воображения. | |
Техническое моделирование. Самолеты. | Развитие наглядно-образного мышления. | |
Моделирование бесшовных кукол. | Развитие наглядно-образного мышления. | |
Примеры моделей задач. | Развитие концентрации внимания. | |
Примеры моделей задач, объектов, процессов. | Совершенствование мыслительных операций. | |
Проект: « Азбука дорожного движения». | Совершенствование мыслительных операций. | |
Проект: «Игры наших дедушек и бабушек». | Совершенствование мыслительных операций. | |
Итоговое занятие. | Выявление уровня развития восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | |
Итого 68 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование внеурочная деятельность 2 класс русский язык
"Занимательная грамматика" календарно-тематическое планирование. Внеурочная деятельность 2 класс...
тематическое планирование внеурочной деятельности 1 класс
занятия по внеурочной деятельности в 1 классе...
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности (2 класс,ФГОС)
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности (2 класс,ФГОС)- занимательная математика...
Тематическое планирование внеурочная деятельность 4 класс
Тематические планы курсов "Мастерим игрушки сами", "Мир профессий", "Весёлая палитра", "Уроки здоровья" для 4 класса...
Календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности 3 класс
КТП Кружок «Интеллектуальные игры»КТП Кружок «Поиграй со мной»КТП Кружок «Театральный»КТП Кружок «Уроки здоровья»КТП Кружок «Я и мои д...
Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности 2 класс
КТП Кружок «Интеллектуальные игры»КТП Кружок «Мы и окружающий мир»КТП Кружок «Поиграй со мной»КТП Кружок «Театральный»КТП Кружок «Урок...
Календарно тематическое планирование внеурочной деятельности 3 класс физкультура
Календарно тематическое планирование "Чемпион" 3 класс....