Планирование внеурочной деятельности "Умка" для начальных классов
рабочая программа по теме

Иванова Елена Валерьевна

планировае  внеурочной деятельности "Умка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umka_programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx41.88 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-тематический план

п.п.

Количество часов

1 клаcс

2 класс

3 класс

4 класс

1

Введение

1

2

1

1

2

Восприятие информации человеком

7

-

-

-

3

Развитие логического мышления

6

4

6

14

4

Развитие внимания и памяти

2

4

4

2

5

Развитие творческого воображения

12

14

8

14

6

Знакомство с основными понятиями ТРИЗ

4

9

12

19

7

Знакомство с теорией развития творческой личности

1

1

1

6

8

Азбука проектной деятельности. Моделирование.

-

-

2

12

33

34

34

68

Объем курса:

169 часов

1класс

п/п

Наименование разделов и тем.

Вид деятельности.

Введение 1ч

Нахождение различия и сходства предметов.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

Восприятие информации человеком 7ч

Конструирование фигур из счетных палочек.

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Конструирование предметов из геометрических фигур

Совершенствование воображения.

Рисование предметов по клеткам.

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Свойства предметов.

Выявление уровня развития внимания, восприятия.

Упражнение в нахождении предметов по одному признаку.

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Игра «Хорошо - плохо».

Развитие концентрации внимания.

Упражнение в нахождении отличий между предметами.

Развитие аналитических способностей.  Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

Развитие логического мышления 6ч

Группировка предметов.

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Решение задач.

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Математические задачи в стихах.

Совершенствование мыслительных операций.

Ребусы, разгадывание ребусов.

Тренировка зрительной памяти.  Развитие мышления.

Ассоциации, продолжи рисунок (круг, прямая, линия).

Тренировка зрительной памяти.  Развитие мышления.

Ассоциации, продолжи рисунок (кляксография).

Тренировка зрительной памяти.   Развитие мышления.

Развитие внимания и памяти 2ч.

Закономерности. Бусины.

Развитие логического мышления.

Совершенствование мыслительных операций.

Упражнение в нахождении закономерностей.

Развитие логического мышления.

Графический диктант.

Развитие творческого воображения 12ч.

Упражнение в нахождении закономерностей.

Тренировка зрительной памяти.   Развитие мышления.

Решение задач.

Развитие логического мышления.

Совершенствование мыслительных операций.

Решение задач.

Тренировка зрительной памяти. Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления

Группировка предметов по определенному признаку.

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

Группировка предметов по двум свойствам (цвет, форма)

Развитие аналитических способностей

Группировка предметов по двум свойствам (цвет, размер)

Развитие аналитических способностей

Нахождение лишнего.

Развитие концентрации внимания

Решение задач на логическое мышление.

Развитие логического мышления.

Загадки, составление загадок.

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Составление загадок.

Выявление уровня  развития  внимания, восприятия.

Нахождение предметов с заданными свойствами.

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Порядок предметов.

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Знакомство с основными понятиями ТРИЗ 4ч.

Упорядочивание предметов.

Развитие концентрации внимания.  Развитие мышления.

Упорядочивание предметов по нарастанию и убыванию.

Развитие концентрации внимания.  Развитие мышления.

Решение задач.

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

Решение задач.

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Знакомство с теорией развития творческой личности 1ч.

Решение задач.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

Итого 33 ч.

 

2 класс

п/п

Наименование разделов и тем.

Вид деятельности.

Введение 2ч

Назначение предметов и явлений. Принцип: «Не навреди».

Совершенствование мыслительных операций.

Влияние изобретательской деятельности на Мир природы, Мир Техники, Мир человека.

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.

Развитие логического мышления 4 ч

Загадка как объект изобретательства. Составление и отгадывание загадок.

Совершенствование мыслительных операций.

Составление загадок по опорным фразам.

Совершенствование мыслительных операций.

Метод отсекающих вопросов или искусство задавать вопросы. Игра «да – нет».

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.

Примеры ИКТ в сказках, жизненных ситуациях.

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.

Развитие внимания и памяти 4 ч.

Упражнения на развитие внимания.

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.

Интеллектуальные игры: «Танграм», игры Воскобовича.

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.

Упражнения по выявлению закономерностей в образовании слов, предложений.

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.

Работа над рифмой в стихотворениях. Придумывание двустиший по заданной рифме.

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие творческого воображения 14ч.

Виды функций: главная функция, полезные и вредные функции.

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей

Устранение вредной функции объекта - задача изобретателя.

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей

Составление загадок с описанием функции предметов.

Совершенствование воображения.

Придумывание новых объектов.

Совершенствование мыслительных операций.

Придумывание новых объектов.

Совершенствование мыслительных операций.

Волшебное слово «сам». Идеальный конечный результат.

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.

Приемы фантазирования, использующие ассоциации: в сказках. Игра «наоборот», «хорошо – плохо».

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.

Системные приемы фантазирования. Приемы противоречий в пословицах и поговорках.

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.

Системные приемы фантазирования: «матрица идей», «Ускорение - замедление».

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

Системные приемы фантазирования «метод Робинзона Крузо»

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

Формулировка «Елочка ассоциаций».

Развитие наглядно-образного мышления.

Использование рисунка для развития системного мышления.

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций

Идеальный конечный результат (ИКР). Примеры ИКР в сказках, жизненных ситуациях

Развитие концентрации внимания.

Использование рисунка для развития системного мышления.

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций

Знакомство с основными понятиями ТРИЗ 9 ч.

Понятие о системе.

Совершенствование мыслительных операций.

Биологические, технические системы.

Развитие концентрации внимания.

Подсистема, надсистема.

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.

Системный оператор-вертикаль и горизонталь (структура и время).

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций

Слово как система. Анаграммы.

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций

Рассказ как система. Построение рассказа по схеме «Домик».

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций

Система вопросов - один ответ. Игра «да - нет».

Развитие логического мышления.

Двойственный характер свойств и отношений предметов. Понятие о противоречии в  пословицах, поговорках.

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.

Использование ИКТ при решении задач.

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.

Знакомство с теорией развития творческой личности 1 ч.

Примеры ИКР в сказках, жизненных ситуациях.

Выявление уровня развития восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

Итого 34 ч.

3 класс

п/п

Наименование разделов и тем.

Введение 1ч

Особенности изобретательных задач. Переход от проблемной ситуации к задаче.

Развитие логического мышления.

Развитие логического мышления 6ч

Отношение между понятиями. Нахождение алгоритма построения шарад.

Совершенствование мыслительных операций.

Построение алгоритма заданного действия. Алгоритм проектной деятельности.

Совершенствование мыслительных операций.

Причина и следствие. Построение причинно-следственных цепочек.

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.

Взаимодействие предметов в пространстве и во времени. Разделение целого объединение частей в целое.

Развитие наглядно-образного мышления.

Согласование частей. Понятие о структуре.

Развитие наглядно-образного мышления.

Развитие мышления через игру. Подвижные, ролевые, интеллектуальные игры.

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие внимания и памяти 4 ч.

Приёмы запоминания информации.

Развитие наглядно-образного мышления.

Знакомство с дыхательными упражнениями, влияющими на память и внимание.

Тренировка слуховой памяти.

Игры на развития ассоциативного мышления.

Развитие логического мышления.

Упражнения на развития ассоциативного мышления.

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

Развитие творческого воображения 8 ч.

Парные приемы фантазирования. Фантограмма.

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.

Правила роботы с фантограммой.

Развитие наглядно-образного мышления.

Практика использования приемов для сказок и фантастических рассказов. Придумывание оригинального сюжета.

Совершенствование воображения.

Структура систем. Альтернативные системы и антисистемы.

Совершенствование мыслительных операций.

Объединение систем. Системно – функциональный анализ.

Развитие наглядно-образного мышления.

Понятие о конфликте и конфликтующей паре. Выявление противоречий.

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.

Проблема как наличие противоречия в системе. Переход от проблемы к задаче.

Совершенствование мыслительных операций.

Понятие о ресурсах. Ресурсы человека.

Совершенствование мыслительных операций.

Знакомство с основными понятиями ТРИЗ 12ч

Решение изобретательских задач. С помощью инструментов ТРИЗ.

Совершенствование мыслительных операций.

Формулирование задач.

Развитие концентрации внимания.

Предмет логики. Отношение между понятиями.

Совершенствование мыслительных операций.

Понятие и слово. Суждение, умозаключение.

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.

Решение задач с помощью приемов.

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций

Решение задач с помощью приемов.        

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций

Метод маленьких человечков.

Развитие логического мышления.

Решение изобретательских задач.

Совершенствование мыслительных операций.

Улучшение качества одного элемента за счет другого.

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.

Противоположные требования к элементу системы.

развитие аналитических способностей.

Правила формирования противоречия.

Развитие  аналитических способностей.

Типовые приемы разрешения  противоречий.

Развитие быстроты реакций.

Знакомство с теорией развития творческой личности 1ч

Качества творческой личности. Жизнь замечательных изображений.

Развитие быстроты реакций.

Азбука проектной деятельности. Моделирование. 2 ч

Моделирование.

Совершенствование мыслительных операций.

Моделирование. Модель и прототип.

Развитие  аналитических способностей.

Итого 34 ч.

4 класс

п/п

Наименование разделов и тем.

Введение 1ч

Понятие об идеальности. Идеальная система.

Развитие  аналитических способностей.

Развитие логического мышления 6ч

Противоречия как признак изобретательской задачи.

Совершенствование мыслительных операций.

Способы разрешения противоречий: во времени и в пространстве, в структуре, в воздействиях, в отношениях.

Развитие  аналитических способностей.

Символьное изображение противоречия.

Тренировка зрительной памяти.

Знакомство с алгоритмом решения изобретательских задач.

Развитие  аналитических способностей.

Решение  изобретательских задач.

Совершенствование мыслительных операций.

Решение задач по алгоритму «Аризенок».

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие внимания и памяти 2 ч.

Игры на развития ассоциативного мышления.

Развитие логического мышления.

Упражнения на развития ассоциативного мышления.

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

Развитие творческого воображения 14 ч.

Системные приемы фантазирования: «оператор РВС», «метод снежного кома».

Совершенствование мыслительных операций.

Системные приемы фантазирования: «метод золотой рыбки»,  «фантастическое сложение, вычитание».

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций

Приемы мнемотехники: метод мультфильма, метод пары, говорящий рисунок.

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.

Придумывание фантастических рассказов.

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций.

Придумывание сказок.

Совершенствование воображения.

Придумывание нелепиц в стихах.

Совершенствование воображения.

Системные приемы фантазирования. Приемы противоречий в пословицах и поговорках.

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций.

Системные приемы фантазирования: «матрица идей», «Ускорение - замедление».

Совершенствование мыслительных операций.

Придумывание «страшилок».

Совершенствование воображения.

Придумывание новых объектов.

Совершенствование воображения.

 Упражнения  на развитие творческих способностей.

Совершенствование мыслительных операций.

Упражнения  на развитие творческих способностей.

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие логического мышления 8 ч

Решение  изобретательских задач.

Развитие  аналитических способностей.

Решение задач по алгоритму.

Совершенствование мыслительных операций.

Интеллектуальные упражнения: "25 букв", "Мыслеголики".

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.

Интеллектуальные упражнения: "Аналогия не доказательство", "Иероглифы".

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.

Интеллектуальные упражнение "Новые понятия".

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.

Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Совершенствование мыслительных операций.

Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Совершенствование мыслительных операций.

Упражнение на развитие словесно-логического мышления.

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций.

Упражнения на развитие мыслительной операции.

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.

Решение  нестандартных задач.

Совершенствование мыслительных операций.

Знакомство с основными понятиями ТРИЗ 19ч

Экраны системного мышления.

Совершенствование мыслительных операций.

Системное конструирование текста.

Развитие концентрации внимания.

Системное конструирование текста.

Совершенствование мыслительных операций.

Закономерности развития технических систем.

Развитие концентрации внимания.

Слово как система. Анаграммы.

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций

Слово как система. Анаграммы.

Совершенствование мыслительных операций.

Рассказ как система. Построение рассказа по схеме «Домик».

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций.

Приемы мнемотехники: метод сокращения, метод цифробуквенного кода.

Совершенствование мыслительных операций.

Типовые тестовые логические задания.

Развитие логического мышления.

Типовые логические задачи, подходы к решению.

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.

Решение  творческих задач

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций

Решение  творческих задач

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.

Решение изобретательских задач.

Совершенствование мыслительных операций

Решение изобретательских задач.

Совершенствование мыслительных операций

Решение логических задач.

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

Решение логических задач.

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

Использование ИКТ при решении задач.

Развитие концентрации внимания.

Упражнения  на анализ “Хорошо - плохо”. Решение житейских задач.

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций.

Упражнения  на анализ “Хорошо - плохо”. Решение житейских задач.

Развитие быстроты реакции.

Знакомство с теорией развития творческой личности 6ч

Примеры ИКР в сказках.

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций.

Примеры ИКР в  жизненных ситуациях.

Совершенствование мыслительных операций.

Использование рисунка для развития системного мышления.

Развитие наглядно-образного мышления.

Использование рисунка для развития системного мышления.

Развитие наглядно-образного мышления.

Качества творческой личности. Жизнь замечательных изображений.

Совершенствование воображения.

Жизненная стратегия творческой личности.

Совершенствование мыслительных операций.

Азбука проектной деятельности. Моделирование. 12 ч

Модель и моделирование объекта.

Развитие концентрации внимания.

Модель и моделирование объекта.

Развитие концентрации внимания.

Графическое моделирование пригласительной открытки.

Совершенствование мыслительных операций.

Графическое моделирование пригласительной открытки.

Развитие  аналитических способностей.

Моделирование из бумаги. Дизайн автомобиля.

Совершенствование воображения.

Техническое моделирование. Самолеты.

Развитие наглядно-образного мышления.

Моделирование бесшовных кукол.

Развитие наглядно-образного мышления.

Примеры моделей задач.

Развитие концентрации внимания.

Примеры моделей задач, объектов, процессов.

Совершенствование мыслительных операций.

 Проект: « Азбука дорожного движения».

Совершенствование мыслительных операций.

Проект: «Игры наших дедушек и бабушек».

Совершенствование мыслительных операций.

Итоговое занятие.

Выявление уровня развития восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

Итого 68 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование внеурочная деятельность 2 класс русский язык

"Занимательная грамматика" календарно-тематическое планирование. Внеурочная деятельность 2 класс...

тематическое планирование внеурочной деятельности 1 класс

занятия по внеурочной деятельности в 1 классе...

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности (2 класс,ФГОС)

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности (2 класс,ФГОС)- занимательная математика...

Тематическое планирование внеурочная деятельность 4 класс

Тематические планы курсов "Мастерим игрушки сами", "Мир профессий", "Весёлая палитра", "Уроки здоровья" для 4 класса...

Календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности 3 класс

КТП  Кружок  «Интеллектуальные  игры»КТП  Кружок  «Поиграй со мной»КТП  Кружок  «Театральный»КТП  Кружок  «Уроки здоровья»КТП  Кружок  «Я и мои д...

Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности 2 класс

КТП  Кружок  «Интеллектуальные  игры»КТП  Кружок  «Мы и окружающий мир»КТП  Кружок  «Поиграй со мной»КТП  Кружок  «Театральный»КТП  Кружок  «Урок...

Календарно тематическое планирование внеурочной деятельности 3 класс физкультура

Календарно тематическое планирование "Чемпион" 3 класс....