Календарно-тематическое планирование внеурочных занятий "Учимся общаться" (3 класс) .Использование программы Т. Ладыженской "Детская риторика"
календарно-тематическое планирование (3 класс) на тему

купцова наталья григорьевна

В данном календарно-тематическом планировании представлены 34 темы внеклассных занятий. состоящие из  2 разделов: 1раздел- "Общение" (15ч), 2 раздел- "Речевые жанры (19ч).

В планировании указаны формы проведения занятий, деятельность учителя и учащихся, а также формируемые знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Внеурочная деятельность106 КБ

Предварительный просмотр:

                             ΥΙΙ    Календарно-тематическое планирование внеурочных занятий «Учимся общаться»

     Тема занятия

Форма проведения

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

              Формируемые умения

Дата

Коррек. дата

                                                                                                   Общение (15ч.)

    1

Твои речевые роли

Беседа

Показать детям значение риторики, мотивируя ее изучение в школе

Познакомятся с профессиями, где большое значение имеет владение речью

Реализовывать простое высказывание на заданную тему

2

С какой целью, зачем?

Конкурс устных высказываний

Уточнить понятие речевой ситуации

Научится  анализировать и восстанавливать речевую ситуацию

Приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов

3

Неподготов-ленная речь

Деловая игра

Познакомить с понятием неподготовленная устная речь

Научится самоконтролю за своей речью

Знать особенности неподготовленной речи

4

Подготовлен-ная речь. Приемы подготовки

Инсценирование

Учить определять речевые роли адресата и адресанта

Познакомится с приемами подготовки речи

Учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

5

Приемы подготовки: вопросы, рисунок

Конкурс рисунков

Познакомить с приемами подготовки речи при помощи вопросов и рисунков

Научится отличать подготовленную и неподготовленную речь.

Знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать вопросы, представлять рисунок

6

Приемы подготовки: ключевые слова, схема

Разыгрывание речевых ситуаций

Познакомить с приемами подготовки речи при помощи ключевых слов и схемы

Научится готовить пересказ текста при помощи ключевых слов и схемы.

Знать и  учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, составлять  схемы

7

Приемы подготовки: план, репетиция

Практическая работа в группах

Познакомить с приемами подготовки речи при помощи плана и репетиции

Научится осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план.

Знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации,  план; репетировать выступление

8

Говорим подробно, кратко.

Деловая игра

Формировать установку на учет ситуации для определения мы говорим подробно или кратко

Научится перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста

Перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста

9

Похвала (комплимент)

Разыгрывание речевых ситуаций

Формировать умения говорить комплименты и отвечать на них.

Научится различать искреннюю и неискреннюю похвалу

Соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности

10

Слушаем, вдумываемся

Конкурс устных высказываний

Формировать  приемы активного слушания, уважительного отношения к говорящему

Познакомится с приемами хорошего слушателя

Учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия

11

Читаем учебные тексты

Инсценирование

Познакомить с понятием учебных текстов и его особенностями

Познакомится с приемами работы с учебным текстом

Анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в текстах

12

Учимся писать, редактировать

Практическая работа в группах

Познакомить с некоторыми приемами правки текста

Научится пользоваться основными способами правки текста

Пользоваться основными способами правки текста

13

Что такое вежливость

Устный журнал

Познакомить детей с понятиями вежливое общение, вежливая речь.

Научится оценивать свою вежливость.

Соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности

14

Вежливо, невежливо, грубо

Разыгрывание речевых ситуаций

Учит различать понятия вежливо-невежливо-грубо

Научится определять степень вежливости при общении людей (вежливо-невежливо – грубо)

Соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности

15

Добрые дела – добрые слова

Разыгрывание речевых ситуаций

Учить различать вежливость на слова и добрые дела

Познакомится со значением вежливости для установления и поддержания контакта.

Критически оценивать соответствие вежливых слов добрым делам

 

                                                                          Текст. Речевые жанры.  (19 часов)

16

Что мы знаем о тексте

Инсценирование

Актуализировать знания детей о тексте

Научится различать типы текстов

Учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия

17

Типы текстов

Конкурс устных высказываний

Познакомить детей с типами  и особенностями разных текстов

Научится осознавать разнообразие жанров для решения коммуникативных задач.

Осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач

18

Диалог, монолог

Устный журнал

Познакомить с понятиями диалог и монолог, их структурными особенностями

 Научится определять по речи коммуникантов их речевую задачу

Осознавать разнообразие текстов, продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач

19

Пиши правильно!

Инсценирование

Познакомить с понятием нормы литературного языка, с нарушением норм.

Научится работать с различными словарями русского языка

Осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово

20

Произноси правильно!

Деловая игра

Познакомить с понятием нормы литературного языка, с нарушением норм.

Познакомится с нормами письменной речи

Осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово

21

Употребляй слова правильно!

Разыгрывание речевых ситуаций

Формировать установку на осознание значения соблюдения норм языка  для успешного общения

Научится подбору правильных речевых средств для успешного общения

Осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово

22

Пересказ

Устные пересказы

Познакомить с видами пересказа текста, сохраняя основную мысль и стиль.

Научится пользоваться способом исключения и обогащения при создании краткого пересказа

Перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста

23

Выборочный пересказ

Конкурс устных высказываний

Познакомить с особенностями выборочного пересказа

Научится выбирать нужную информацию для создания текста на определенную тему

Перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста

24

Цитата в пересказе

Познакомить с понятием цитаты.

Научится определять необходимость и уместность цитаты в пересказе.

Учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия

25

Кратко о книге

Устный журнал

Познакомить с аннотацией как разновидностью текста

Научится определять в аннотации элементы сжатого пересказа при выборе книги для чтения.

Осознавать разнообразие текстов, продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач

26

Поздравляю кого? С чем? Как?

Разыгрывание речевых ситуаций

Познакомить с поздравлением как с разновидностью текста и его структурой.

Научится составлять поздравление в устной и в письменной речи.

Реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом  ситуации

27

Желаю кому? Чего? Как?

Конкурс рисунков

Познакомить с разными средствами выражения поздравления.

Научится внимательно относится к адресату, учитывать его интересы, характер и т.д.

Реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом  ситуации

28

Рассуждение Вывод в рассуждении

Беседа

Познакомить со структурой рассуждения и ролью цитаты в рассуждении

Научится анализировать структуру текста рассуждения, выявлять уместность и правомерность выводов

Продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод

29

Правило в доказательстве

Практическая работа в группах

Научить детей использовать правило, точные истинные доказательства в рассуждении

Научится аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты.

Анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов

30

Цитата в доказательстве

Конкурс устных высказываний

Познакомить со значением цитаты в доказательстве.

Научится вводить цитату в объяснительную часть текста-рассуждения

Аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты

31

Что общего – чем отличаются

Беседа

Познакомить с понятием и правилами сравнения

Научится создавать на основе готовых текстов сравнительное высказывание.

Осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план

32

Правила сравнения

Беседа

Формировать общеучебное умение, важное для интеллектуального развития детей.

Научится определять роль сравнительного текста в некоторых речевых произведениях

Осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план

33

Как строятся сравнительные тексты

Практическая работа в группах

Познакомить со структурой построения сравнительных текстов при различных видах  сравнения

Научится продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения

Осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план

34

Праздник «Риторический фестиваль»

Праздник

Убедить детей в том, что они овладели многими риторическими умениями

Повторит приобретенные риторические умения

Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование внеурочная деятельность 2 класс русский язык

"Занимательная грамматика" календарно-тематическое планирование. Внеурочная деятельность 2 класс...

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности (2 класс,ФГОС)

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности (2 класс,ФГОС)- занимательная математика...

Календарный тематический план по Классному часу 1 класса по программе КР

Классный час – время продуктивного общения учителя с учениками, возможность для каждого ученика проявить себя, осознать правильность своих действий, реализовать свое коммуникативное намерение лу...

Календарный тематический план по Русскому языку 1 класса. по программе КР

: воспитывать внимательность отношения к тем с кем общаются, знакомить с приятными в обществе устойчивыми выражениями, которые употребляются при общении, сотрудничество учителя и ученика, создание атм...

Календарный тематический план по Классному часу 2 класса по программе КР

Классный час – время продуктивного общения учителя с учениками, возможность для каждого ученика проявить себя, осознать правильность своих действий, реализовать свое коммуникативное намерение лу...

Календарный тематический план по Русскому языку 2 класса по программе КР

воспитывать внимательность отношения к тем с кем общаются, знакомить с приятными в обществе устойчивыми выражениями, которые употребляются при общении, сотрудничество учителя и ученика, создание атмос...

Календарный тематический план по Физическому воспитанию 2 класса по программе КР

укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;совершенствование жизненно важных навыков и умений п...