Воспитательная система класса
материал по теме

Етеревская Людмила Владимировна

Воспитательная система составлениа на 4 года обучения детей в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_sistema_klassa.rar30.02 КБ

Предварительный просмотр:

«Никто не становится хорошим человеком случайно»

Платон

На протяжении исторического развития педагогической мысли вышеозначенный процесс находился в фокусе внимания ученых и практиков. Поэтому и в наше время воспитание остается основной категорией педагогики.

Воспитательная система  1 – а класса

«Я и общество».

(социально – ориентированная модель)

Психолого – педагогическая характеристика класса

           1 – а класс образован в 2010 учебном году, является общеобразовательным, обучается по программе «Начальная школа 21 века». В классе 10 мальчиков 14 девочек.

Классный руководитель 1 – а  класса Етеревская Людмила Владимировна, имеет высшее педагогическое образование. Педагогический стаж  17 лет. С данным классом работа начата 1сентября 2010 года.

       В 2010 – 2011 учебном  году в 1 – а  классе обучается 24 ученика. Из них 11 мальчиков, 13 девочек. Возраст детей 6 – 7  лет.

       18 учеников воспитывается в полной семье, 5 учеников  воспитывается мамой в неполной семье, 1 ученик воспитывается в неполной семье  опекуном (тетя). Многодетная семья одна (Мельниковой Ани). 1 ребёнок является инвалидом (Ефросинин Данила), ему рекомендовано избегать подвижных игр и физических нагрузок.

        В основном все дети класса посещают школу с удовольствием, имеют положительную мотивацию к обучению. Это выражается в том, что они  успевают по предметам, делают успехи в обучении, каждый в меру своих способностей. Большинство детей со средним уровнем развития. Есть дети с высоким уровнем развития. Это Стекольникова Мария,  Шатурный Артём,  Егоршина Вика, Кувакова Настя, Верзилина Влада. Они активны на уроках.  На переменах дети класса  более активны, любят подвижные игры, общаются друг с другом по интересам. Иногда возникают конфликты, которые дети стараются решить с помощью учителя, используя метод объяснения и убеждения.

        Но есть дети, которые трудно сходятся с другими детьми в силу своего характера  и особенностей семейного воспитания. Такие,  как Евдошенко Илья, Загузов Никита, Ефросинин Данил. Эти дети предпочитают  находиться в тени, очень скромны и застенчивы,  не проявляют инициативы, но если им даёшь задания, то  стараются выполнить всё и очень старательно.

         В основном все дети класса  вежливы, воспитаны, доброжелательны, с удовольствием идут в школу, общительны, на требования учителей реагируют адекватно. Но есть дети,  вступающие в конфликты с одноклассниками, агрессивные  (Сопляченко Саша, Карпов Артём). Работа по коррекции поведения данных детей ведётся совместно с родителями.

       Многие дети занимаются во внеурочное время в кружках, секциях, находящихся в школе и на территории микрорайона.        

       Родители класса активны, много времени уделяют воспитанию детей, интересуются их успехами в школе, поведением своих детей, кругом их общения.

Уровень развития классного коллектива ещё низок, поэтому работа по его повышению ещё предстоит.

В воспитании обучающихся класса большую роль играют учителя – предметники (по предметам музыка и ИЗО) и педагоги дополнительного образования (английский язык, преподаватель кружка «Шахматы» и др.)

      Система внеклассной работы обеспечивает разнообразные потребности личности ребенка. Системный подход к воспитанию реализуется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом. Ученическое самоуправление обеспечивает формирование активной жизненной позиции учащегося, приучает его к анализу и самоанализу, контролю и самоконтролю. Важной частью воспитательной системы класса является формирование и укрепление школьных традиций. Системный и деятельный подход к воспитанию диктует необходимость выйти за рамки класса, активно участвовать в школьных, районных, краевых, республиканских мероприятиях.

     Таким образом, воспитание строится с опорой на следующие виды деятельности:

- познавательную;                                            - коммуникативную;

- игровую;                                                           - досуговую;

- спортивную;                                                    - общественно- организаторскую;

- творческую;                                                     - профориентационную.

     Воспитательная система в классе охватывает весь педагогический процесс: учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, в социуме, влияние социальной, природной, предметно- эстетической среды, непосредственно расширяющее воспитательное пространство.

      В цели воспитательной системы класса отмечено поэтапное создание условий для развития личности ребёнка.

Этапы функционирования воспитательной системы:

  • Подготовительный

 /сентябрь –октябрь 2010 года/

  • Проектно – диагностический

 / октябрь  -декабрь 2010 года/.

  • Практический

 / декабрь 2010 – 2014 год/

  • Обобщающий

 / 2013-2014 годы/

Воспитательное пространство.

Механизм построения и функционирования

воспитательной системы

     Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно – ориентированный и творческий характер.

Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса являются "индивидуальность", "самостоятельность", "доброта", "творчество", "активность", "коллектив", которые одновременно выполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества. Необходимо сделать так, чтобы эти ценности пронизывали все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, стали составляющими его "духа", а затем превратились в ценностные личности каждого ребенка.

В основе воспитательной работы лежит методика коллективных творческих дел. Воспитательная система реализуется через технологию содружества и  самоуправления: протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности. Чтобы осуществляемая деятельность и ее влияние на развитие личности учащегося носили более целенаправленный характер, я систематизировала воспитательные дела и мероприятия по направлениям, связанным с развитием таких потенциалов личности ребенка, как духовно-нравственный, патриотический, экологический, эстетический, воспитание здоровых привычек (разработано на основе концепции М. Г. Кагана).

Главное средство воспитания - заряд доброты. Дети должны научиться уважать и любить всех, делать добро.

Я планирую помочь ребенку на каждом возрастном этапе решить   задачи в пяти основных сферах жизнедеятельности:

  1. Познавательная деятельность (учёба, информация, знания).
  2. Практическая деятельность (трудовое воспитание, умения, навыки).
  3. Игровая деятельность (игровая активность, реализация творческих и природных возможностей и способностей).
  4. Физкультурно-оздоровительная деятельность (реализация физических возможностей).
  5. Культура личности (познание себя, людей, взаимодействие с ними).

     Таким образом, создание в классе условий для развития личности ребенка - это процесс создания системы отношений, помогающей ребенку на каждом возрастном этапе успешно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельности.

Исходя из этого я ставлю следующие цели и задачи:

Цель воспитательной работы – создание условий для полноценного развития индивидуальных способностей ребенка; для сохранения и укрепления здоровья учащихся;

 формирование у детей младшего школьного возраста активной жизненной позиции, интереса к общественной, познавательной и трудовой деятельности, развитию коммуникативных и организаторских способностей, умений самооценки и самоконтроля.

  Задачи:

  • способствовать организации положительной атмосферы, позволяющей  легкой адаптации детей к школе;
  • способствовать развитию детей на основе принципов гуманизма, личностно-ориентированного и деятельностно - отношенческого подхода к  воспитанию;
  • построение отношений на основе добра, справедливости, гуманности, признания индивидуальности каждого члена коллектива;
  • создать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности младшего школьника;
  • воспитание духовно-нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении через чтение  художественной литературы, семейных традиций, народных праздников и обычаев;
  • воспитание художественного и эстетического вкуса у  учащихся;
  • формирование здорового образа жизни учащихся;
  • создание  и развитие дружного классного коллектива.

В основу системы были положены следующие принципы и подходы:

  • принцип природосообразности – надо принимать ребенка таким, каков он есть;
  • принцип целостности охватывает образ окружающего мира, образ себя, урочную  и внеурочную деятельность;
  • принцип сотрудничества – работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия;
  • принцип успешности - оптимистический настрой жизни ребенка должен опираться не только на коллективные успехи класса, но и на собственные достижения.
  • деятельностно-отношенческий подход – в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками;
  • личностно ориентированный подход – уважение личности ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.
  • учет возрастных особенностей учащихся.
  • взаимосвязь с учебной деятельностью.
  • внимание – каждому ребенку.
  • не навредить – заметить  и помочь в раскрытии  индивидуальности.

Условием эффективной реализации вышеперечисленных принципов является опора на принцип сотрудничества, делового партнерства учащихся, учителей-предметников, классного руководителя, педагогов дополнительного образования, родителей, старшей вожатой.

Занимаясь проблемой организации воспитания в классном коллективе, осознаешь необходимость обновления и совершенствования  не отдельных элементов работы классного руководителя, а системы в целом.

Авторская программа «Начальная школа 21 века» позволяет не только работать по какому-то определенному направлению, а создает условия для развития индивидуальных способностей ребенка через воспитательную систему класса. Такой путь преобразований системного подхода позволяет рационально  распределить свои усилия при организации воспитательного процесса в классе, сформировать лицо класса, его неповторимый  облик, что имеет немаловажное значение в развитии индивидуальности членов классного сообщества.

Педагог должен профессионально владеть новыми  технологиями воспитания, уметь организовать воспитательный процесс в конкретной педагогической ситуации, совершенствовать свое профессиональное мастерство.                        

Созданная модель помогает мне более целенаправленно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. Это способствует повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов. При такой организации классных дел дети живут интересной и наполненной жизнью. Все ориентировочные мероприятия исходят из детских желаний, предложений, советов. В  сентябре ребята высказывают пожелания (мы записываем их на доске), что они хотят увидеть в этом году, куда сходить, что сделать, какие праздники или беседы их интересуют. Затем дома каждый из детей вместе с родителями обсуждают и записывают свои пожелания о проведении того или иного мероприятия. Суммируя все желаемое, я привожу это в систему и определяю направление. Сама я только корректирую эти пожелания и придаю им форму реального дела. Система воспитательной работы разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам и увлечениям.

                                        Используемые педагогические технологии:

  • исследовательская работа;
  • метод проектов;
  • утренники;
  • игровые программы;
  • познавательные программы;
  • конкурсы;
  • соревнования;
  • экскурсии;
  • коллективные походы  по театрам и музеям города;
  • предметные недели;
  • устный журнал;
  • викторина;
  • митинги;
  • акции;
  • турниры

Пути формирования социально – активной

личности.

  1. Здоровым быть – счастливым жить.

(Воспитание навыков  ЗОЖ)

Цели и задачи:

  • формировать  здоровый образ жизни, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;

  • способствовать воспитанию аккуратности и потребности к личной гигиене;
  • способствовать укреплению здоровья детей через подвижные игры, конкурсы, соревнования;
  • сформировать правила личной безопасности человека;
  • проводить профилактику травматизма на дорогах;
  • формирование негативного отношения к алкоголю, курению, одурманивающим веществам;

Внеклассные мероприятия.

Спортивно – оздоровительные мероприятия:

  1. Походы  на природу
  2. «Веселые старты» (спортивные соревнования).
  3. «День здоровья» (спортивные соревнования).
  4. КВН «Наше здоровье»
  5. Цикл мероприятий по правилам дорожного движения
  6. Цикл классных часов по правилам безопасного поведения дома, на улице, на воде, в лесу.
  7. Кл. часы в 4 классе «Злой волшебник табак», «Злой волшебник алкоголь», «злой волшебник наркотик»
  8. Кл. час «Режим дня учащегося»
  9. Кл. час «Секреты здорового питания»

  1. Духовно - нравственное воспитание

Цели и задачи:

  • определить принципы (правила) жизнедеятельности в классном коллективе

             и в коллективе вообще;

  • развивать коммуникативные возможности учащихся, умения правильного общения в обществе;
  • развивать способность анализировать поступки других и свои, опираясь на духовный эталон, воспитывать этические нормы поведения, нравственные качества личности;
  • воспитывать любовь к труду, уважение к книге, к природе, к окружающим людям;
  • воспитывать нравственные ценности, уважение девочек к мальчикам, мальчиков к девочкам, детей к взрослым;

                                                    Внеклассные мероприятия

  1. Праздник знаний. Торжественная линейка.
  2. Кл. час «Правила этикета. Мы идем на день рождения»
  3. Кл. час «Правила поведения в школе»
  4. Кл. час «Настроение в школе»
  5. Кл. час «Нехорошие слова и недобрые шутки»
  6. Утренник, посвященный Дню матери.
  7. Конкурсная программа «Праздник девочек и мам»
  8. Развлекательно – игровая программа «Коляда! Коляда! Отворяй ворота!»
  9. Развлекательная программа «Проводы зимы»
  10. Праздничный концерт « День учителя»

  1. Я гражданин России.

Цели и задачи:

  • осуществлять патриотическое, нравственное и эстетическое воспитание, формировать у детей чувство родины, национального самосознания, развивать основы исторического мышления;
  • воспитывать чувство гордости за свою Родину, готовность ее защищать;
  • дать представления о государственных символах(герб, флаг, гимн) и о традиционных символах русского народа;
  • чтить героические подвиги своих предков, ценить историю своей земли, дорожить ее памятниками;
  • дать детям первоначальные правовые знания;
  • прививать любовь  к своему городу, поселку, деревне, знать их историю;
  • понимать красоту родной природы, чувствовать радость общения с ней;

                                                    Внеклассные мероприятия

  1. Конкурсная программа «День защитника Отечества»
  2. Конкурс строя и песни, посвященный Дню защитника Отечества.
  3. День Победы. Участие в праздничном концерте для ветеранов, митинге, возложение цветов к памятнику погибшим солдатам.
  4. Конкурсно - игровая программа « Вперед, мальчишки!»
  5. Конкурс рисунков» Никто не забыт, ничто не забыто»
  6. Познавательная программа «Мой край родной»
  7. Классный час «Мы не хотим войны»
  8. Конкурс рисунков «День победы», «Освоение космоса»

  1. В мире прекрасного.

Цели и задачи:

  • формировать духовные качества, высокие эстетические чувства;
  • способствовать формированию эстетического отношения к действительности и интереса к народному искусству;
  • развивать творческую самостоятельность и способности;
  • вовлекать детей в художественную творческую деятельность.

Внеклассные мероприятия

  1. Экскурсия в музеи и театры города
  2. Конкурс рисунков «Золотая осень»
  3. Экскурсии «Зимние пейзажи»
  4. Конкурс на изготовление поделок  для мамы и украшений для школы.

  1. Трудиться в жизни пригодится.

Задачи:

  • воспитание сознательного отношения к труду;
  • формирование у детей трудолюбия;
  • прививать детям любовь и уважение к людям разных профессий

Внеклассные мероприятия

  1. Экскурсии на предприятия города
  2. Кл. час «Все работы хороши»
  3. Трудовые десанты и акции
  1. Направления работы  с родителями:
  1. Установление и поддержка постоянной связи с родителями.
  2. Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребенка.
  3. Привлечение родителей к организации работы  с классом.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Процесс становления личности - процесс сложный. Без союза с родителями не обойтись самому опытному педагогу. Задача совместной деятельности учителя и родителей – создание воспитывающей среды, обеспечение единства требований школы и семьи. Я придерживаюсь следующих принципов:

  • полное взаимопонимание и согласованность действий;
  • постоянный контакт с родителями;
  • опора на положительные черты в каждом ребенке.

Взаимодействие школы и семьи – решающее условие обновления системы воспитания в наше время. Учитель – ученик – родитель – вот что поможет сохранить желание учиться, укрепит веру в себя, позволит строить педагогический процесс на принципах гуманно-личностного подхода к детям.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

«Трудности адаптации первоклассников к школе»

сентябрь

Етеревская Л.В.

«Первые успехи достижения».

октябрь

Етеревская Л.В.

3.

«Телевизор в жизни семьи и первоклассника»

(Н.И. Дереклеева «Родительские собрания» стр.98

ноябрь

Етеревская Л.В.

4.

«Итоги обучения во 2 четверти»

декабрь

Етеревская Л.В.

5.

«Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребёнка   с окружающим миром»   Н.И. Дереклеева «Родительские собрания» стр.100

март


Етеревская Л.В.

6.

«Нетрадиционные формы работы с родительской общественностью»

апрель

Етеревская Л.В.

7.

«Итоги  учебного года»

май

Етеревская Л.В.

8.

Оказание помощи в подготовке и проведении заседаний родительского комитета:

  • Совместно с классным руководителем составление плана работы на год;
  • Организация помощи нуждающимся детям и семьям;
  • Организация  питания детей на уровне класса;
  • Анкетирование родителей с целью выяснения их претензий, советов, предложений  школе;

в течение года

Етеревская Л.В.

9.

Проведение индивидуальных консультаций родителей

еженедельно

Етеревская Л.В.

10.

Участие родителей в совместных делах класса:

  • Проведение экскурсионно-туристической работы;
  • Организация участия учащихся в конкурсах и соревнованиях;
  • Организация и участие в однодневных походах;
  • Оказание помощи и участие во внеклассных мероприятиях;
  • Помощь в оформительской работе;

ежемесячно

Родительский комитет

9.

Посещение семей с целью изучения бытовых условий проживания детей (по списку)

сентябрь

Етеревская Л.В.

10.

Участие родителей в деятельности по благоустройству кабинета

в течение года

Род. комитет

Формы работы с родителями.

Основные формы работы с семьей: групповые и индивидуальные.

 Групповые формы работы с родителями:

  • организационные
  • тематические
  • итоговые 
  • участие родителей  класса в работе «Малой академии родителей» школы

Индивидуальные формы работы с родителями:

  • беседы с родителями
  • консультации
  • посещение семьи

Для приобщения родителей к проблемам воспитания и превращения их в партнеров учителя успешно зарекомендовали себя следующие формы работы с родителями:

  • различные наглядные формы повышения педагогической культуры родителей (информационные стенды, печатные памятки);
  • совместные с родителями внеклассные мероприятия (праздники, турпоходы, соревнования, поездки в театр);
  • семейные праздники и традиции, конкурсы.

Развитие органов самоуправления,

организация коллективной деятельности

               Ведущим замыслом воспитательной системы является развитие самоуправления в коллективе класса, способствующего становлению  самостоятельной и творческой личности младшего школьника. Воплощение такого плана предполагает целенаправленнее и поступательное освоение  учащимися азбуки организаторского навыка, формирование реально действующего самоуправления в классе. Ключевым принципом организации самоуправления является идея сотрудничества детей и взрослых. Главным условием подготовки и проведения любого дела  - делать вместе с ребятами, а не за них.

Воспитательная система класса строится на основе содружества и самоуправления, т. е. через совместное переживание факта или явления, создающего напряжение и яркий эмоциональный выход, на основе формирования отношений содружества классного руководителя и детей, содружества между самими детьми. Содержание работы определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий.

Организационную структуру ученического самоуправления в классе можно представить в виде общей схемы.  

Самоуправление. Здесь главное – не органы самоуправления, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. Использую метод чередования организационных поручений. Сущность метода заключается в создании гибких, мобильных, часто обновляющихся по составу органов самоуправления с целью обучить всех участников коллективной деятельности организаторскому мастерству.

Органы самоуправления создаются для проведения конкретного дела. Как только оно заканчивается, подводим итог, органы самоуправления считаются распущенными. На следующее дело вновь создаются органы самоуправления, в них входят другие участники.

Соуправление. Младшие школьники очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. Но так как житейского опыта у детей ещё недостаточно, то вся  работа ведётся вместе с учителем.

Высший орган классного самоуправления – собрание класса.

Совет коллектива класса – главный исполнительный орган, избираемый на классном собрании на один год. Его члены, как правило,  руководят работой микрогрупп, создаваемых для организации в классе разнообразных видов деятельности. Наряду с постоянными в классе могут действовать и временные органы самоуправления (совет дела, временные  творческие группы).

Первый шаг   – обсуждение на собрании класса того, что будем делать, для кого, с кем вместе. Намечаем интересные и полезные дела. Этап коллективного планирования сменяется этапом организации коллективных творческих дел, на котором задача классного руководителя – помочь  в выполнении конкретных поручений. Инициативы, желания у ребят всегда много, а опыта коллективных дел мало. Тут важно, чтобы ребята в группах увидели в лице классного руководителя доброжелательного союзника, чтобы могли помочь друг другу. Ведь в организационной работе рождается коллективное, общественно направленное творчество.

В процессе подготовки коллективных творческих дел ярко проявляется и межличностная система взаимоотношений, симпатии и антипатии. Эти отношения отражают принятие или неприятие микрогруппой той или иной личности, степень того уважения и авторитета, которым она пользуется. Поэтому в создании содружества между детьми классного руководителя должен видеть свою задачу в том, чтобы при формировании групп учитывать сложившиеся привязанности, симпатии и антипатии, а также помочь утвердиться в коллективе каждому ребенку. Что касается этапа проведения то здесь самое главное совместное переживание, создающее напряжение и яркий эмоциональный выход. Одной из важных задач на этом этапе – подготовиться и подвести итоги.

Заключительный этап очень важен в формировании отношений содружества, самоуправления в коллективных творческих делах. Задача классного руководителя  – способствовать тому, чтобы ребята размышляли о причинах успехов и неудач, учились видеть влияние отношений на результативность общего дела. Коллективное подведение итогов способствует выработке общественного мнения. Отношение содружества между классного руководителя и детьми являются предпосылкой того, что педагогическая оценка классного руководителя является для детей личностно значимой и способна оказывать воздействие на формирование их оценки и самооценки.

Критерии и способы изучения эффективности

воспитательной системы класса.

Ожидаемые результаты:

  •  повышение  уровня воспитанности учащихся класса;
  • создание сплоченного классного коллектива;
  • проявление инициативы и  ответственности за порученное дело;
  • наличие положительной динамики роста духовно-нравственных качеств личности  ребенка;
  • участие в конкурсах, концертах, утренниках,  спортивных соревнованиях;
  • посещение спортивных секций, кружков по интересам;
  • уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса.

         Вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы класса направляется на то, чтобы учащийся в течение четырех лет смог развить личностные качества, соответствующие сформированному педагогом, учениками и родителями образу выпускника начальной школы. Образ выпускника складывается из пяти потенциалов личности:

  • нравственный (ценностный) потенциал: восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «Родина», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим», потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила уличного движения;
  • познавательный потенциал: наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию;
  • коммуникативный потенциал (овладение простейшими коммуникативными навыками): умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе; сформированность   первичных навыков саморегуляции;
  •  художественный потенциал: эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального  эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства;
  • физический потенциал : соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать (быть) сильным быстрым, ловким и закаленным.

Критериями эффективности воспитательной системы класса являются следующие:

1)  сформированность нравственного, познавательного коммуникативного, художественного и физического   потенциала личности младшего школьника;

2)  развитость креативных способностей учащихся;

3)  проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;

4)   сформированность классного коллектива.

      В соответствии с данными критериями предполагается  использование традиционных и нетрадиционные методик изучения результативности учебно-воспитательногo процесса, таких, как:

1.   Методики для исследования развития познавательных процессов личности младшего школьника.

2.   Методика «Герб класса»

3.   Анкета «Я и ценности моей жизни», «Я и моя школа».

4.    Краткий тест творческого мышления.

5.    Тест «Цветок настроения».

6.    Сочинение-рассуждение «Каким я стал за этот год и почему».

7.  Творческая мастерская «Я и класс, в котором я живу».

8.  Сбор - коллективный разговор об итогах прошедшего месяца (четверти, полугодия, года).

Перечисленные методики позволят получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества, использовать ее при планировании и организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса.

           

Литература:

  1. Справочник классного руководителя. Н. И. Дерекаева -  Москва, 2005г, «ВАКО»
  2. Научно-методический журнал «Классный руководитель» №5 2005г.
  3. Поговорим о воспитанности. Б. В. Бушелева – Москва, «Просвещение» 1980г.
  4. Внеклассная работа в школе. Классные часы. 1 -4 классы. И. В. Персидская -  г.Волгоград,  «Учитель», 2006г.
  5. Лучшие внеклассные мероприятия:  «Праздник – ожидаемое чудо!»

 Москва, «ВАКО»,  2006г.

  1. Воспитательная система класса. Теория и практика. Под редакцией Е.Н.Степанова. Творческий Центр, Москва 2005г.
  2. Классному руководителю о самоуправлении в классе.

М.А. Александрова, Е.И. Баранова Творческий Центр, Москва 2006г.

                                                         

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

В мире прекрасного.

Задача:

воспитание художественного и эстетического вкуса  у учащихся;

развитие творческих способностей и интересов

Трудиться в жизни пригодится.

Задача: воспитание сознательного отношения к труду; формирование у детей трудолюбия; прививать детям любовь и уважение к людям разных профессий

Я гражданин России

Задача:

 знакомить с историей государственной символики страны, области, района; воспитывать любовь к Родине

Здоровым быть – счастливым жить.

Задача:

 укрепление здоровья, формирование представления о здоровом образе жизни как основе существования человека на Земле.

личность

Общее собрание

класса

Совет класса

Постоянные

поручения

Временные

поручения

Микрогруппы

по поручениям

Духовно-нравственное воспитание.

Задача: 

воспитание духовно- нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении через чтение художественной литературы, семейных традиций, народных праздников и обычаев;

Социально активная личность

Школы искусств

№ 1, № 3, № 4

Д/к Строитель

Библиотека

СОШ № 18

Социум (театры, музеи и т.д.)

Наш класс кабинет № 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель воспитательной системы класса

Структура модели воспитательной системы класса...

Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)

Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...

Воспитательная система класса

Воспитательный  процесс - серьезный кропотливый труд.  В данной системе представлена тематика классных часов по ПДД, ППБ, ОБЖ, нравственно - духовному воспитанию, прописана циклограмма работ...

Формирование экологической культуры школьников в рамках воспитательной системы класса

Целью воспитательной системы класса является воспитание социально - активной, нравственной, творческой личности, обладающей чувством гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и своё б...

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса. Игровая модель "В солнечном городе"...

Модель воспитательной системы класса.

Создание для учащихся здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе является актуальнымобоснованием модели воспитательной системы «Новое поколение»....

Воспитательная система класса, 3 класс, автор Давлетшина З.Г.

Система работы с классом, где преобладают учащиеся из неблагополучных семей. Проблемы класса, цель работы, направления работы, зона взаимодействия  (круг специалистов, коллектив родителей и педаг...