ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья

Помыткина Надежда Владимировна

В данной заметке освещается система организации проектной деятельности на I ступени обучения. Представлены классификация проектов, требования к проектам, этапы работы. Рассматривается принципы реализации проектной деятельности в рамках УМК «Планета знаний».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Автор: Н.В. Помыткина 

МОУ «Миасская СОШ №1», село Миасское, Красноармейский район, Челябинская область

Краткая аннотация статьи

В данной заметке освещается система организации проектной деятельности на I ступени обучения. Представлены классификация проектов, требования к проектам, этапы работы. Рассматривается принципы реализации проектной деятельности в рамках УМК «Планета знаний».

Современное общество предъявляет образованию социальный заказ на формирование развитой, свободно и творчески мыслящей личности, способной результативно использовать всё наработанное человечеством. Приоритетным становится учёт внутреннего потенциала учащегося, развитие его индивидуальности и ориентирование на активное освоение школьником не столько знаний, умений и навыков, сколько способов познавательной деятельности.

В основе нового Государственного образовательного Стандарта лежит «системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям». 

Новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение «обязательного минимума содержания образования», а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом. Так, в частности, Концепция и требования Стандарта второго поколения указывают, что «к результатам, которые подлежат оценке в ходе индивидуальной итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, относится способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основании:

— системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;

— умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенных способов деятельности;

— коммуникативных и информационных умений».

Однако мой опыт работы показал, что у школьников наблюдается дефицит умений: давать развёрнутые ответы, работать с текстом, сопоставлять, сравнивать материал разноплановых текстов (удерживать информацию, реферировать её), осуществлять поисковый вид чтения, анализировать материал и т. д. Я считаю, что это связано с неумением работать с информацией. Учащиеся не умеют перерабатывать полученную информацию в знания, не умеют анализировать, структурировать, выделять главное, т.е. не владеют элементарными навыками поисковой работы и исследовательской деятельности.

В.А.Сухомлинский писал: «… у школьника ещё нет умений, представляющих инструмент овладения знаниями, а ему учитель преподносит всё новые и новые знания: усваивай, не зевай. Такой ученик – всё равно, что человек без зубов: вынужденный глотать не пережёванные куски, он сначала чувствует недомогание, а потом заболевает…». Я вижу проявления этих заболеваний в падении интереса к изучаемым дисциплинам, низкой мотивации обучения и, как результат, понижение качества знаний учащихся.

Свою задачу как учителя я вижу в использовании новых педагогических технологий, которые способствовали бы передаче знаний   не в готовом виде, а в процессе познавательной, исследовательской деятельности.

Сегодня всё большее признание получают методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения. [1]

Понятие о проекте и проектной деятельности

Метод проектов возник ещё в 20 – е годы XX века в США. Американский философ и педагог Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где, и как я могу эти знания применить – вот основной тезис метода проектов, который привлекает современного педагога, стремящегося найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Проект” переводится с латыни как “брошенный вперёд”.

Проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая школьниками работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности.

        В дидактике под методом проектов понимают совокупность учебно–познавательных приёмов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определённых практических заданий с обязательной презентацией результатов. [2]

        В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

        Метод проектов всегда предполагает решение какой – то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т. е., если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

         Основные требования к проекту:

  • наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения;
  • практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
  • самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
  • структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
  • использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стала», творческих отчётов, пр.).

        Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях тема выдвигается учителем с учётом учебной ситуации по своему предмету, интересов и способностей учащихся. В других, тематика проектов может предлагаться самими учащимися, которые ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

        Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения.

        Существует сложная классификация проектов: от мини-проектов для изучения одной конкретной темы до межпредметных, внешкольных; индивидуальные, групповые и разновозрастные, общешкольные, межшкольные и международные проекты. Е.С. Полат предлагает пять основных критерий, по которым различают типы проектов:    

1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентированные.

2. По признаку предметно – содержательной области: моно проекты, межпредметные проекты.

3. По характеру контактов: внутренние или региональные, международные

4. По количеству участников проекта: личностные, парные, групповые.

5. По продолжительности проекта: краткосрочные, средней  продолжительности, долгосрочные.

В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационные и практикоориентированные проекты. Рассмотрим особенности каждого из них.

Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Примером являются работы, выполненные в рамках школьного экологического мониторинга.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах и т.д.

Ролево-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации. Участники выбирают себе определенные роли. Результаты таких проектов чаще вырисовываются только к моменту завершения действия.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов.

Практикоориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.

        Саймон Хайнес выделяет следующие типы проектов:

1. Проекты-сообщения или исследовательские проекты  

2. Проекты-интервью        

3. Проект-производство
4. Проекты - ролевые игры и драматические представления

Организация проектной деятельности

Принципы проектной деятельности:

  • вариативность (использование индивидуальной, парной, групповой форм работы, выбор темы и различных упражнений, изучение текстов таких, как диалоги, таблицы, письма, комиксы, карты, анкеты);
  • решение проблемы (проблема заставляет учащихся думать, а значит – учиться);
  • самостоятельность (уточнение формулировки задачи, выбор формы проекта, распределение заданий в группе, систематизация промежуточных материалов);
  • создание комфортной обстановки на уроке (отсутствие страха перед общением, помогает лучше усваивать трудные темы программы);
  • учение с увлечением (усвоение материала идёт легче, если процесс учащимся нравится);
  • личностный фактор (проектная работа предоставляет ребятам возможность думать и говорить о себе, своей жизни, своих интересах, увлечениях);
  • адаптация заданий (нельзя предлагать ученику задание, с которым он не сможет справиться, при выборе задания следует учитывать возрастные особенности, учебные возможности, этап работы над проектом).

Этапы работы над проектом:

I. Начальный этап (определение широкой темы, выбор рабочих тем, объединение в группы, составление плана проектной работы и формулировка цели, сбор материала).
II. Основной этап (анализ способов и целей работы в группах, поиск источников необходимой информации и сбор материала, анализ , возможных трудностей).
III. Заключительный этап (подготовка защиты готовых проектов и их защита, обсуждение полученных результатов).

Перед проведением работы по каждому из проектов руководителем должна быть четко выстроена логическая схема:

  • Задачи: создать, провести, обеспечить, привлечь, подготовить, выполнить...
  • Методы-виды деятельности.
  • Результат.

При организации работы над проектом особое внимание следует обратить на следующие моменты:

  • баланс ролей;
  • четкость целей;
  • согласованность задач, поставленных перед каждым членом;
  • выработка единой системы ценностей;
  • формирование умения выходить из конфликтных ситуаций;
  • воспитание поддержки и взаимного доверия;
  • разработка подходящей методики работы;
  • обеспечение успешного руководства со стороны учителя;
  • регулярный отчет о проделанной работе;
  • ориентация на индивидуальное развитие каждого ребенка;
  • развитие навыков общения.

Отчет должен содержать следующие разделы:

  • Введение, в котором следует четко сформулировать цель исследования (она должна быть отражена и в названии проекта) и указать проблему, на решение которой направлено исследование, место, сроки и продолжительность его выполнения, состав исследовательской группы.
  • Отчет о проведенных исследованиях: описание объекта исследования, методика работы, полученные результаты. Результаты должны быть систематизированы в соответствии с целью исследования и представлены в наиболее удобном для интерпретации виде: в таблицах, графиках, диаграммах, тезисах.
  • Выводы и прогноз: на основании полученных результатов оценивается состояние объекта на момент проведенного исследования. Можно спрогнозировать изменение этого состояния в ближайшее время и в отдаленном будущем при сохранении существующей ситуации.
  • Программа действий: описать мероприятия, выполненные самими ребятами, и рекомендации – перечень дел, которые дети планируют выполнить, в том числе совместно с кем-то.
  • Список использованной литературы.

Что является критериями успеха работы над проектом?

  • Достигнут конечный результат.
  • Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.
  • Результат проекта может быть использован другими коллективами.
  • Информация о проекте широко распространена.
  • Затронуты все аспекты: природный, социальный, экономический.
  • Получено удовольствие от своей деятельности. [3]

Реализация проектной деятельности в рамках УМК «Планета знаний»

Структурирование учебного материала в учебниках и рабочих тетрадях формирует дидактическую систему, обеспечивающую:

  • личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
  • предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств и пр.;
  • ориентирование педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);
  • создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
  • формирование учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка;
  • сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.

    Основная особенность этого комплекта заключается в его целостности: единстве структуры учебников и рабочих тетрадей по всем классам и предметам; единстве сквозных линий типовых заданий; единстве подходов к организации учебной и внеурочной деятельности.

В учебники УМК включены специальные развороты проектной деятельности учащихся. Проектная деятельность, с точки зрения авторов УМК, предполагает, как групповую, так и индивидуальную деятельность младших школьников. Под словом «проект» авторами понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта). [4]

В учебниках представлены творческие, информационные и практико-ориентированные проекты. Проектная деятельность предлагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность и носит исключительно добровольный характер.

          Такое структурирование материала задает в учебнике несколько уровней дифференциации и индивидуализации обучения: первый уровень - разделение учебного материала на инвариантную и вариативную части; второй уровень - в вариативной части распределение заданий по видам деятельности (творческой, интеллектуальной и поисковой); третий уровень - блоки дифференцированных заданий; четвертый уровень - проектная деятельность, выполняемая учащимися на добровольный основе и развивающая познавательную деятельность ребенка с учетом его индивидуальных интересов.

В комплекте учебников «Планета знаний» проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Предполагается, что по мере освоения работы над проектами во внеурочное время в более старших классах проектная деятельность может использоваться как одна из форм учебной деятельности.

В учебно-методическом комплекте «Планета знаний» проектная деятельность организована в виде двух взаимосвязанных блоков работы:

1) сбор сведений по теме проектной деятельности;

2) работа над самими проектами.

Эти два блока относительно независимы. По выбранной теме собираются все сведения, которые интересны детям. После сбора сведений идёт работа над проектом. Авторами комплекта разработаны памятки работы над проектами.

        Для учащегося, учебный проект - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе, или самому, это поисковая деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои силы, свои знания и публично показать свой результат.

Данная форма организации обучения способствует формированию положительной мотивации учащихся, позволяет значительно повысить эффективность обучения. Она обеспечивает систему действенных связей, что способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагога, принимающего участие в работе над проектом.

Литература

  1. Рожина В.А. Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности младших школьников //Журнал «Начальная школа», 2006 №12.
  2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
  3. Далингер, В.А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения математики //Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета». - 2007.
  4. Программа общеобразовательных учреждений  Начальная школа 1-4 классы . УМК «Планета знаний». – М.: АСТ: Астрель, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество классного руководителя и родителей как одно из условий повышения творческой активности младших школьников

Сотрудничество классного руководителя и родителей как одно из условий повышения творческой активности младших школьников...

Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся.

Работая над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их творческих способностей, убедилась, что особое внимание в процессе обучения  надо направлять на активное исполь...

«Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся»

Обобщение работы по теме «Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся»....

Личностный рост как одно из условий повышения уровня воспитанности младших школьников.

Обобщение опыта работы  развития нравственных качеств младших школьников....