Проектная деятельность как одно из условий развития творческой активности младших школьников
статья
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Оборонинская средняя общеобразовательная школа
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
по теме
«Проектная деятельность как одно из условий развития творческой активности младших школьников»
Подготовила
Анохина Любовь Валентиновна
учитель начальных классов
2017 год
СОДЕРЖАНИЕ
1 | Актуальность темы | 3 |
2 | Условия становления опыта | 3 |
3 | Метод проектов как педагогическая технология | 5 |
4 | Технология опыта | 6 |
5 | Результативность опыта | 9 |
6 | Заключение | 10 |
7 | Приложения | 11 |
8 | Список информационных источников | 16 |
Актуальность темы
Современная начальная школа находится на этапе модернизации и обновления содержания образования. Она призвана дать возможность всем детям без исключения проявить и раскрыть свои способности, творческий потенциал, подразумевающий высокую социализацию детей в будущем. С внедрением ФГОС перед учителем встают новые задачи, которые предполагают и новые результаты школьного образования.
«В первую очередь, главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»).
Способность творчески мыслить, нестандартно видеть проблемы окружающего мира, очень важна для человека, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущей целью современного образования и воспитания. В качестве одного из способов активизации творческого потенциала личности является проектная деятельность учащихся. Считаю использование метода проектов в начальной школе актуальным и очень эффективным. Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности. Он любопытен, ему всё надо знать, всё интересно, всё хочется изучить, потрогать. А это и есть врождённые исследовательские качества! Поэтому развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества - значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу. Введение проектной деятельности в начальной школе дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации.
Условия становления опыта
Учителем начальных классов работаю 28 лет. Анализ результатов педагогической деятельности выявил следующие противоречия:
- С одной стороны между острой необходимостью государства в динамично-развивающейся, компетентной, предприимчивой творческой личностью и недостатком развития творческих способностей учащихся.
- Между требованиями к знаниям, умениям и навыкам, отраженных в действующей образовательной программе и не соответствием интересов учеников.
Следовательно, низкий уровень развития творческих способностей не дает возможности достичь планируемых результатов, определенных ФГОС НОО.
Целью моей деятельности является:
Выявить возможности развития творческих способностей учащихся и применить их через использование проектной деятельности.
Задачи: Изучить специфику метода проектов как одного из эффективных методов формирования творческой активности школьников.
2. Выявить педагогические условия, при которых метод проектов оказывает эффективное влияние на личностное развитие учащихся.
3. Повысить уровень познавательной, информационной, коммуникативной и других компетенций ученика.
4. Развитие самостоятельности, инициативности, творческих способностей, умения презентовать продукт своей деятельности.
5.Внедрить в практику технологию проектной деятельности, способствующей развитию творческой активности младших школьников.
В основу идеи моего проекта была положена гипотеза: включение младших школьников в проектную деятельность можно рассматривать в качестве одного из путей формирования творческой личности.
Прогноз ожидаемых результатов:
- повышение мотивации к учебной деятельности и воспитание потребности в самообучении и саморазвитии;
- развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
- выполнение проектных работ;
- активное участие в интеллектуальных и творческих конкурсах и проектах.
- Повышение уровня познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
Работу по данной проблеме начала с изучения литературы по теме опыта, занималась самообразованием с использованием ресурсов сети Интернет, педагогической и методической литературы, прошла курсы повышения квалификации по теме «Обеспечение современного качества начального общего образования в условиях реализации ФГОС». Осуществляя реализацию моего проекта, я пришла к выводу: проектная технология не может существовать отдельно от других новых педагогических технологий. Поэтому вместе с проектной технологией я использую:
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- личностно – ориентированное обучение;
- технологию использования в обучении игровых методов;
- обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа0
- компьютерные (информационные) технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Метод проектов как педагогическая технология
Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание».
Метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способов организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
Основной задачей обучения посредством проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни.
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут стать девизом тех, кто берется за работу такого рода. Типология проектов очень обширна. По доминирующей деятельности: исследовательские, прикладные, творческие, информационные проекты и т.д., По количеству участников различаются монопроекты и коллективные проекты. По временной протяженности проекты могут быть самыми разнообразными (от одного урока до нескольких месяцев), в зависимости от поставленной задачи. В создании проекта может участвовать как один ученик, так и группа ребят Можно создавать межпредметные (на основе координации учебных предметов) и монопредметные проекты. Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора учебно-познавательной деятельности своих учеников.
Учебный проект для учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Проектная деятельность – это та среда, где каждый может себя проявить.
В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы — нет деятельности. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
Проект в начальной школе это не доклад, не сухой отчёт - это красочное действо, в основе которого лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Это метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность. В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы:
− мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный настрой; обучающиеся: обсуждают, предлагают собственные идеи);
– планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
– информационно-операционный (обучающиеся: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
– рефлексивно-оценочный (обучающиеся: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Проектная деятельность в начальной школе осуществляется под непосредственным руководством учителя или родителей. А дети, в рамках учебной и внеучебной деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования.
Технология опыта
В своей работе, при организации проектной деятельности учащихся, я учитываю психолого-физиологические особенности младших школьников.
У учащихся этого возраста наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета. Поэтому темы детских проектных работ я выбираю в зависимости от содержания учебных предметов или из близких к ним областей.
Учитываю длительность выполнения учебного проекта или исследования. В 1-2 классе целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3- 4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2 месяцев.
На этапе проектирования следует помнить, что в начальных классах учащиеся только приступают к поисково-исследовательской работе и еще не умеют работать с научно- познавательной литературой, самостоятельно выделять главное, систематизировать, делать обобщения, планировать свою деятельность. Задача учителя на этом этапе не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск.
Детям можно помочь с помощью вопросов: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)? Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта?
При организации проектной деятельности также необходимо знать степень активности и самостоятельности учеников и учителя на разных этапах различна и ее можно представить в следующей схеме:
1-й этап - УЧИТЕЛЬ ученик,
2-й - 5-й этап- учитель -УЧЕНИК,
Последний этап-УЧИТЕЛЬ ученик.
Роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.
Чтобы научить ребенка производить самооценку проектирования и результата проекта я задаю следующие вопросы:
- Почему вы начали разрабатывать этот проект?
- Правильно ли сформулировали задачу?
- Разнообразны ли были идеи?
-Соответствует ли выбранная идея первоначально выдвинутым требованиям?
- Удачно ли спланировали время?
Оцените свою работу: Была ли достигнута цель? Все ли задачи решены?
Результаты выполненных проектов "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию. Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Результатом проекта может быть газета, книжка - малышка, коллекция, гербарий, , макет, наглядные пособия, плакат, словарь, сценарий праздника, экскурсия, путешествие, инсценировка, соревнования, ролевая, деловая, спортивная, интеллектуально-творческая игра.
Особое внимание следует уделить этапу защиты проекта – презентация, где учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Задача учителя при проведении презентации - выработка умения демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения, анализировать ход поиска решения, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта, самоанализ успешности и результативности решения проблемы.
Защита проектов осуществляется рассказом о своём проекте, в составлении которого помогают вопросы
- Почему ты начал разрабатывать этот проект? Кому он предназначен?
- Было ли проведено предварительно исследование? Что было выявлено?
- Какова основная идея твоего проекта? Какими требованиями к проекту ты руководствовался?
- Какие использовались материалы? Сколько времени потребовалось на выполнение проекта? Кто тебе помогал?
После защиты проекта можно изделие подарить, оформить выставку проектных работ. Важно, чтобы дети ощутили потребность в изготовленных изделиях. Почувствовали атмосферу праздника за доставленную людям радость.
Оценка выполненных проектов носит стимулирующий характер. Поощряется каждый, кто участвовал в проекте.
Родители моих учеников являются активными участниками проектной деятельности, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий, занимает длительный период. Особенно, если это учащиеся 1-2 классов. Предварительно на родительском собрании, я разъясняю суть, значимость проектной деятельности для развития личности детей, знакомлю с этапами работы над проектом. Даю памятки для детей и родителей по организации работы. При этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение работы над проектом, иначе губится сама идея метода проекта, а помогали советом, информацией, организацией работы в оформлении проекта, помогали в индивидуальном планировании. Проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности, организованности
Совместная проектная деятельность в воспитании занимает особое место, обеспечивает сотрудничество взрослых и детей, способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, инициативности. Она помогает избежать отрицательных моментов, связанных с возрастными особенностями. Педагогическое сопровождение учителей и родителей позволяет младшим школьникам чувствовать себя субъектами деятельности, ставит каждого ребенка в позицию активного участника, ведет к сплочению детско-взрослого союза. Создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, обстановку общей увлеченности и творчества, способствует формированию у ребенка положительной самооценки, творческое сотрудничество учителя, ученика и родителя.
Типы реализованных детских проектов.
1. Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы. Проекты: «Безопасные дороги для веселой детворы»; «Золотая волшебница осень», выставка « Дары осени» .
2.Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, исследование, моделирование, социологический опрос, интервьюирование. ( «История моей семьи», «Условия выращивания лука»)
- Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. (« Мое имя», «Моя семья»)
4.Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть театрализации, спортивные игры, видеофильмы. («Мои первые книжки», «Зимние забавы», «По страницам начальной школы», инсценирование «Репка»)
Результативность опыта
Проектная деятельность младших школьников, будучи одной из основных структурных единиц процесса обучения, способствует:
обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания обучающихся;
развитию познавательных и творческих способностей, активности и организованности, самостоятельности и целеустремленности учащихся;
формированию проектного мировоззрения и мышления, обеспечению единства опредмечивания и распредмечивания знаний;
адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
Заключение
Анализ полученных результатов работы по проектной деятельности показывает, что у учащихся повышается уровень сформированности таких ключевых компетентностей как: постановка проблемы, целеполагание, планирование и оценка результата, поиск и обработка информации, письменная коммуникация, устная презентация, работа в группе. Что является важными требованиями реализации ФГОС.
Проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует умения поиска информации, учит слаженно работать в команде. Это ведет к сплочению классного коллектива, развитию коммуникативных навыков, создается обстановка общей увлеченности и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, значит, берет на себя ответственность за производимое действие.
Реализация проектного метода развивает способность обучающегося самостоятельно усваивать новые знания, формировать умения и навыки самостоятельной организации учебного процесса, т. е. умение учиться. Что также является важным требованием реализации ФГОС.
Проектная деятельность направлена на ученика с целью научить его учиться. А учить учиться учит учитель.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Памятка для ученика начальной школы по созданию творческого проекта
Разберёмся в значении некоторых слов:
Проект - это «продукт», созданный как результат проектной деятельности; разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций.
Алгоритм разработки проекта таков: проблема – цель – результат.
После того как выявлена проблема и намечена цель, необходимо сделать следующее:
-Установить наличие имеющихся ресурсов и определить недостающие ресурсы. (Что уже есть для выполнения предстоящей работы – информация, умения. Чего пока нет, но нужно иметь: найти информацию, научиться делать.)
- Поставить задачи. (Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта.)
- Наметить этапы работы. (Разделить всю работу на части)
- Выбрать способы решения задач на каждом этапе.
- Определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом).
Структура проекта такова: введение, основная часть, заключение.
1. Выбор темы. Тема – предмет рассмотрения; это то главное, о чём сообщается, что обсуждается, исследуется, изображается. Возможно, на помощь придут следующие вопросы: Что мне интересно больше всего?
Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
2. Формулировка темы проекта.
Примеры тем: «Мое имя», «Моя семья», «Какими были школы в древности?», «Что может компьютер?» и др.
3. Определение цели проекта.
Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достичь, что нужно осуществить, решить; это главная задача. Но для того, чтобы была решена эта главная задача (то есть была достигнута цель), нужно много всего выполнить, нужно решить много разных задач.
Формулировка цели - это одно предложение, являющееся ответом на вопрос: зачем нам нужен этот проект?
Обычно формулировка цели начинаться с таких слов: «узнать», «выяснить», «обобщить», «разработать» (например, разработать алгоритм …), «расследовать», «создать», «сравнить», «нарисовать», «сочинить».
4. Постановка задач проекта.
Задача – это то, что необходимо решить, выполнить. В задачах определяется, как достичь цели.
В формулировках задач выражается то, что надо сделать по порядку, чтобы достичь цели.
Обычно формулировка задач начинаться с таких слов: «изучить», «собрать информацию», «выяснить», «выявить особенности», «подготовить», «придумать», «рассказать», «найти», «составить», «создать», «нарисовать», «определить роль (значимость)», «освоить алгоритм…», «сделать вывод».
5. Высказать одну или несколько гипотез.
Гипотеза (греч.) – это предположение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом. Обычно гипотезы начинаются такими словами: «предположим, что …», «допустим, что…», «возможно, что…», «что, если …».Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную поставит на первое место, менее важную - на второе и т.д.
Варианты гипотез к проекту «Как возник язык».
- Предположим, что прилетели инопланетяне и научили людей разговаривать.
- Допустим, что люди нашли волшебный говорящий камень.
- Возможно, что в джунглях люди встретили говорящего попугая.
- Люди договорились друг с другом дать названия разным предметам.
Образец
Тема проекта: «Мир слов».
Цель: Выяснить, как толковый словарь помогает в жизни.
Задачи:
- Изучить строение словаря.
- Определить, когда и где можно использовать словарь.
Придумать рекламу для толкового словаря.
Гипотеза: В наше время невозможно обойтись без толкового словаря.
6. Работа с информацией.
Информация – это сведения об окружающем мире, сообщения о чём - либо.
1) Сбор информации.
Постараться узнать как можно больше о предмете исследования.
Может быть устная информация. Например, вам кто – то о чём – то рассказал, сообщил (родители, одноклассники, учителя, соседи, продавец в магазине и т.д.).
Но может быть и письменная информация, или текстовая информация (статья в журнале или газете, рекламные листы, книги и др.)К информации относятся не только устные сообщения и тексты, но и изображения – фотографии, картинки, графика. Это визуальная информация.
2) Методы исследования.
Зададим себе вопрос: как мы можем узнать что – то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку.
Метод (греч.) – способ, приём познания явлений окружающего мира; способ действия. Методов много. Для своего исследования выбирайте только те, которые нужны.
Методы исследования:
- Эксперимент – это опыт, ставится для изучения, исследования чего – либо.
- Изучение источника исследования.
- Опрос.
- Интервью.
- Поиск информации (в книгах, словарях, энциклопедиях, интернете и т.д.).
- Анализ информации.
- Наблюдение. Наблюдение может включать в себя три возможных действия: описание, измерение, сравнение, а также сравнение явлений между собой.
- Мозговой штурм.
- Фонетический анализ (размышление: какие звуки мы слышим, какова их характеристика), морфемный анализ (анализ частей слова).
Анализ – всесторонний разбор, рассмотрение явления.
Синтез – это обобщение данных, добытых анализом.
Сравнение.
3) Результаты исследования.
Все проекты предполагают создание информационного или творческого продукта.
Творческий продукт – это всё, что придумано и сделано, создано, изготовлено .Виды творческого продукта: сказка, песня, стихотворение, конспект, плакат, поделка, алгоритм, презентация.
4) Вывод. Вывод - это логический итог рассуждений, умозаключение.
7. Защита проекта. Теперь проект нужно оформить и представить публично, то есть показать, ознакомить с ним других. Но ведь вы не только продемонстрируете, покажете, представите собравшимся свою работу. Вы будете рассказывать, чтобы всех убедить: ваши исследования верные, ваши выводы правильные. Вы будете защищать то, что сделали.
Текст выступления
Даю вам начало каждой фразы, а вы, дополнив предложения, получите текст своего выступления. Если проект групповой, для своей группы вам необходимо составить речь и затем распределить, кто какую часть будет произносить.
Введение
Тема моего / нашего проекта …Цель моей / нашей работы …Задачи моего / нашего исследования: …Я / Мы выдвинул(и) гипотезу: …Творческим продуктом будет …Моя / Наша работа актуальна, потому что …
- Оценка проекта
Примерный оценочный лист проектной работы учащегося
Критерий | Уровень сформированности навыков проектной деятельности | Кол-во баллов | Полученный результат в баллах | ||||
Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем | Базовый - Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения. В ходе работы над проектом продемонстрирована способность приобретать новые знания, достигать более глубокого понимания изученного. | 1 | |||||
Повышенный - Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения. В ходе работы над проектом продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить, формулировать выводы, обосновывать и реализовывать принятое решение. Учащимся продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы | 2 | ||||||
Повышенный высокий - Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения. В ходе работы над проектом продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления; умение самостоятельно мыслить, формулировать выводы, обосновывать, реализовывать и апробировать принятое решение. Учащимся продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы, прогнозировать. | 3 | ||||||
Знание предмета | Базовый - Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки. | 1 | |||||
Повышенный - Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют. Грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой(темой) использовал имеющиеся знания и способы действий. | 2 | ||||||
Повышенный высокий - Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют. Автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы. | 3 | ||||||
Регулятивные действия | Базовый - Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося. | 1 | |||||
Повышенный - Работа самостоятельно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно. | 2 | ||||||
Повышенный высокий - Работа самостоятельно спланирована и последовательно реализована. Автор продемонстрировал умение управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно | 3 | ||||||
Коммуникация | Базовый - Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы | 1 | |||||
Повышенный - Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Работа/сообщение вызывает некоторый интерес. Автор свободно отвечает на вопросы. | 2 | ||||||
Повышенный высокий - Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Автор владеет культурой общения с аудиторией. Работа/сообщение вызывает большой интерес. Автор свободно и аргументировано отвечает на вопросы. | 3 | ||||||
Итого | 4-12 | ||||||
Критерии выставления отметки | Итоговая отметка | ||||||
баллы | 4-6 | 7-9 | 10-12 | ||||
отметка | удовлетворительно | хорошо | отлично | ||||
Подпись учителя | Расшифровка |
Список информационных источников
Нормативно-правовая база
- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа": утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.
«О развитии системы поддержки талантливых детей».
- Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012
Основная литература
1. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. - М. : АРКТИ, 2004. - 76,[3]с.
2. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, — М.: Издательский центр «Академия», 2007.
3. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Нач. школа. - 2005. - № 9. – с.55 - 58
4. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, -2000 - № 1,— с. 41-45
5. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004, - №2. –с.96.
6. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004, - №2. –с.96.
7. Шлинке Т. Н.Метод проектов как одно из условий повышения творческой активности учащихся. М.,Просвещение, 2012..
8. Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. // Учитель, - 2000 - №1.
9. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, - 2004 -№1, . – с. 42.
Интернет-ресурсы
1) http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/14/
2) http://proektoriya.siteedit.su/page10
3) http://ru.wikipedia.org/wiki
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как способ развития творческой активности младших школьников
Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Педагоги призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, умеющую находить...
Передовой и инновационный опыт в муниципальной системе образования. Информационный вестник. Выпуск №3. Развитие творческой активности младших школьников в процессе проектной деятельности.
http://mu-idc.edusite.ru/p16aa1.html...
Проектная деятельность как условие развития творческих способностей младших школьников
Актуализация знаний о применении проектного метода обучения для развития творческой активности учащихся...
Проектная деятельность как способ развития творческой активности младших школьников. Текст к презентации.
Данный материал является сопроводительным текстом к презентации на тему: "Проектная деятельность как способ развития творческой активности младших школьников". Раскрываются основные цели и задачи мето...
Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в проектно-исследовательской деятельности
Основные задачи образования на сегодняшний день – это не просто научить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способ...
Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в проектно-исследовательской деятельности
Основные задачи образования на сегодняшний день – это не просто научить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способ...
Доклад опыта работы по теме: «Проектная деятельность как условие развития творческих способностей младших школьников ».
Как делать проектные работы с учениками начальных классов....