РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по новым образовательным стандартам по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Весёлая кисточка» для 1-4 классов
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме
Программа по изобразительному искусству художественно-творческой деятельности детского объединения предназначена для детей от 7 до 10 лет с разными возможностями (для одарённых детей и для детей с ограниченными возможностями здоровья) и рассчитана на 4 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesyolaya_kistochka1-4_kl.sheina.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нехаевский филиал
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большегнеушевская средняя общеобразовательная школа»
Принята на заседании Утверждена:
педагогического совета директор школы:__________ Т.В. Меринова
Протокол №_____ от________2013 г Приказ №____ от _________2013г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по новым образовательным стандартам
по внеурочной деятельности
художественно-эстетического направления
«Весёлая кисточка»
для 1-4 классов
на 2012-2016 учебный год
Разработала: Шеина С.А.
учитель начальных классов
первой категории.
2012г.
Программа кружка «Весёлая Кисточка»
Пояснительная записка
Послушай – и ты узнаешь,
Посмотри – и ты поймёшь,
Сделай – и ты научишься.
(китайская мудрость)
Актуальность
Изобразительное искусство – удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои умения, способности любому человеку. Перед обучающимися открываются двери в мир прекрасного, из которого потом не хочется выходить. И как отметил Сухомлинский: «Искусство – это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного…»
Программа по изобразительному искусству художественно-творческой деятельности детского объединения предназначена для детей от 7 до 10 лет с разными возможностями (для одарённых детей и для детей с ограниченными возможностями здоровья) и рассчитана на 4 года.
Неоспоримо значение искусства в формировании духовных и нравственных качеств личности.
Искусство развивает:
ум и наблюдательность,
воспитывает нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное,
выступает гарантией социализации личности ребенка в обществе.
21 век предполагает человека с творческими способностями. Занятия по изобразительному искусству имеют большое значение для умственного развития детей. Умственное развитие школьника определяется тем, что в изобразительной деятельности дети передают свои переживания, чувства, впечатления, полученные от взаимодействия с объектом.
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Вот такое творческое начало искусство воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.
Таким образом, особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, дома, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок.
Цель программы:
Развитие личностного творческого потенциала школьника, формирование его духовности и эстетической культуры.
Задачи:
1.Создание условий, способствующих развитию личностного творческого потенциала.
2.Формирование интереса к художественно-эстетической деятельности.
3. Развитие образного мышления и творческой активности учащихся.
4. Освоение в процессе деятельности различными приемами работы и художественными средствами.
5. Формирование общекультурных, коммуникативных, ценностно-смысловых компетенций.
Реализация по годам
2010-2011 учебный год (1 класс) –
«Кисточка и её друзья»
Цель: активизировать внимание, наблюдательность детей, формирование коммуникативной компетенции.
2011-2012 учебный год (2 класс) –
«Мир искусства»
Цель: развивать умения и навыки художественной деятельности, формирование общекультурной компетенции.
2012-2013 учебный год (3 класс) –
«Какого цвета Родина?»
Цель: развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию красоты родного края, формирование ценностно-ориентационной компетенции.
2013-2014учебный год (4 класс) –
«Глазами художника»
Цель: развивать умение выражать художественными средствами своё отношение к миру, формирование компетенции личностного самосовершенствования.
Формы занятий:
- игры;
- беседы;
- индивидуальные и групповые занятия;
- практические занятия;
- создание проектов;
- коллективная работа;
- праздники;
- походы;
- экскурсии
Формы организации внеурочной деятельности:
- работа по группам;
- работа в парах;
- индивидуальная;
Дети, пришедшие в школу, уже не те, что были 10 лет назад. Они более активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Они более практичные. Несомненно, для проведения занятий с такими детьми необходимо использовать активные, продуктивные, побуждающие к творчеству методы:
- вербальные;
- демонстрация; (картины, муляжи, рисунки детей)
- практические; (работа с бумагой, пластилином …)
- наблюдения; (экскурсии, походы)
- самостоятельная работа с литературой;
- конкурсы творческих проектов.
Современная школа стремится построить процесс обучения и воспитания наиболее эффективно, внедряя в свою деятельность различные инновационные технологии.
Инновационные технологии:
- Проектная деятельность
- Частично-поисковая деятельность
- Создание презентаций
- Нетрадиционные техники рисования
ПРИНЦИПЫ:
- целостности и эмоционального освоения материала через художественные средства;
- связи искусства с окружающей действительностью;
- единства реальности и фантазии.
Принцип связи искусства с окружающей действительностью.
Явления искусства должны постепенно помогать ребенку глубже чувствовать и понимать собственную жизнь, свои связи с окружающим миром, семьей, друзьями, с обществом, с человечеством в целом.
Принцип единства реальности и фантазии.
Формирование творческой активности невозможно без формирования таких важнейших художественных навыков как наблюдательность и фантазия. Поразительная способность ребенка увидеть необычное в обыденном, удивляться там, где для многих взрослых нет ничего особенного, известна каждому родителю и педагогу.
Использование этих принципов в проектировании образовательной программы создают условия для:
- ориентации учителя на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
- возможности свободного самоопределения и самореализации в образовательном процессе как ребенка, так и учителя.
“Невозможно по-настоящему увлечь и заинтересовать детей, побудить их искать собственный творческий путь, не задавая себе вопросов “Зачем?”, “Почему?”, “Для чего?”, не понимая истинного смысла обучения искусством.
В своей работе я опираюсь на методику Бориса Михайловича Неменского, которая способствует развитию творчества, учит украшать и моделировать.
Занятия ориентированы на интересы и творческие возможности детей.
Программа состоит из 4 частей, часы разделены на теорию и практику.
В ходе реализации данной программы мои ученики должны сформироваться как активные личности с высоким эстетическим вкусом, умеющие выражать художественными средствами свое отношение к миру, выбирать правильную жизненную позицию, обладающие коммуникативными, познавательными, регулятивными и личностными универсальными действиями.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе занятий кружка «Весёлая Кисточка»
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
- Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач, выполнения творческих проектов, моделирования и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется на занятиях кружка:
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
Паспорт программы «Весёлая Кисточка»
Наименование программы | Авторская программа художественно- эстетического направления внеурочной деятельности в начальной школе«Весёлая Кисточка» |
Дата принятия решения о разработке программы, дата её утверждения. | Утверждена на педагогическом совете Протокол №2 от 5 сентября 2010 года. |
Основной разработчик программы | Учитель начальных классов I квалификационной категории Егорова Нина Сергеевна |
Основные исполнители программы | Детский коллектив |
Цели программы | Развитие личностного творческого потенциала школьника, формирование его духовности и эстетической культуры. |
Основные задачи | 1.Создание условий, способствующих развитию личностного творческого потенциала. 2.Формирование интереса к художественно-эстетической деятельности. 3. Развитие образного мышления и творческой активности учащихся. 4. Освоение в процессе деятельности различными приемами работы и художественными средствами. 5. Формирование общекультурных, коммуникативных, ценностно-смысловых компетенций. |
Этапы реализации программы | 2010-2011 учебный год-«Кисточка и её друзья» Цель: активизировать внимание, наблюдательность детей, формирование коммуникативной компетенции. 2011-2012 учебный год- «Мир искусства» Цель:развивать умения и навыки художественной деятельности, формирование общекультурной компетенции 2012-2013 учебный год – «Какого цвета Родина?» Цель: развивать способности к эмоционально- ценностному восприятию красоты родного края, формирование ценностно-ориентационной компетенции 2013-2014 учебный год- «Глазами художника» Цель: развивать умение выражать художественными средствами компетенции личностного самосовершенствования. |
Основные направления работы | -изображение -украшение -моделирование и конструирование |
Ожидаемый результат | В ходе реализации данной программы мои ученики должны сформироваться как активные личности с высоким эстетическим вкусом, умеющие выражать художественными средствами свое отношение к миру, выбирать правильную жизненную позицию. |
Система организации контроля за ходом исполнения программы | Тестирование, диагностика осуществляется методическим советом школы |
Формы работы |
|
Учебно-тематический план занятий
1 год занятий
Кисточка и её друзья
№ | Раздел | Тема занятий | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Знакомимся с Кисточкой и её другом - Солнечным гномиком. | Рабочее место. 1.Знакомимся с Кисточкой. Упражнения для пальцев. 2.Куда смотрит Кисточка? Купаем Кисточку! 3.Две подружки - Толстая и Тонкая Кисточки. Кисточки танцуют! Осеннее небо и листопад. 4.Кисточка бегает по лужам. 5-6.Подготовка и участие в креатив-фестивале «Надежда» Номинация «Мастер Бум». 7. Как Кисточка пьёт, чтобы нарисовать море. 8. Конкурсы рисунков. | 8 | 2 | 6 |
2 | Знакомство Кисточки с Мастером Украшения. | 1. Новые упражнения для нашей Кисточки. Путешествие в страну цвета. Игры. 2.Украшения в природе. Экскурсия. 3. Работа с природным материалом (крылатки клена, листья, шишки, мох…) 4. Идёт Волшебница-Зима. 5. Морозные узоры на окне. 6. Причудливые снежинки. 7-8. Праздничные украшения. Бумажные ангелочки. Открытки. Коллективное панно. | 8 | 2 | 6 |
3 | Мастер Постройки и Кисточка. | 1. Весёлый поезд. Кисточка путешествует. 2. Фантастический замок. 3. Лепка сказочных домиков. 4. Городской пейзаж. 5-8. Тренировочные занятия по включению детей в проектную деятельность. Групповые краткосрочные проекты: Село, в котором мы живём. Город Чудес Сказочный город Постройки в природе | 8 | 2 | 6 |
4. | Три брата и Кисточка. | 1-2. Кисточка в сказках «Петушок-Золотой гребешок», «Сивка - Бурка». 3.Бумагопластика. Сказочные деревья: Петушиный хвост Говорящее дерево… 4. Экскурсия в природу. Экология. 5. Как Кисточки играли с цветами. 6-8. Тренировочные занятия по включению детей в проектную деятельность. Групповые краткосрочные проекты: «Фея Экология» «Хлебное солнце». «Какого цвета лето? 9. Игра «Принцессы и разноцветные гномы». 10.Театрализованный праздник «В гости к Солнышку». | 10 | 3 | 7 |
2 год Мир искусства | |||||
1 | В мастерской художника | В мастерской художника. 2. Процарапанная краска и пастель. 3.Пруд из гофрированной бумаги и водоплавающие птицы. 4. Поход «В гости к Осени». 5-6. Пейзаж. Способы изображения деревьев: Листья, нарисованные губкой. Зигзагообразные деревья. Как нарисовать дерево соломинкой 7-8. Работа с солёным тестом. «Смешарики». | 8 | 2 | 6 |
2 | Страна Вообразилия | Причудливый мир животных. Фантастические образы из музыкальных произведений. Презентация «Страна волшебная». 3-8. Тренировочные занятия по включению детей в проектную деятельность. Групповые краткосрочные проекты: Цветы для мамы. Несуществующие животные. Город Чудес. Страна Вообразилия 9-10.Креатив-фестиваль «Вернисаж Мастера Бума». | 10 | 2 | 8 |
3 | Краски раскрывают характер | 1. Поход в музей. Какие новые открытия сделали. 2. Выражение характера изображаемых животных:
3. Отчего зависит моё настроение. Когда мне грустно или весело. 4.Сказка- игра «Красота и доброта». 5.Кроссворды и ребусы:
| 8 | 1 | 7 |
4 | Волшебная радуга |
Презентация «Радуга»
6-9.Подготовка к празднику. Праздник «Волшебная радуга». Презентация. | 9 | 2 | 7 |
3 год Какого цвета Родина? | |||||
1 | Наш дом. | 1.Игрушки. «Бабушкин сундучок».
2-3. Посуда из папье - маше с росписью по белой грунтовке. Гжель. 4.Поделки из яичной скорлупы ( толчёной или цельной). 5-8 Краткосрочные проекты:
| 9 | 2 | 7 |
3 | Улицы нашего села. | 1. Самое красивое место в моём селе. 2. С днём рождения, любимое село! 3. Творческий конкурс «Родной край». 4. Моя улица 5-6 . Проект: «Спичечный городок» 7.Изготовление транспортных моделей без построения развёрток. 8. Белая красавица - берёзка. 9.Фотовыставка «Моё село». | 9 | 2 | 7 |
2 | Зрелище | 1. Поход в цирк. 2.Аппликация в технике «жатка» - «Клоуны» 3.Игра «В кукольном театре». Создание кукол к кукольному спектаклю. 4.Создание афиши и плаката. 5-7. Оформление классной комнаты и школы к новогоднему празднику:
8. Праздник «Чудеса волшебного леса» | 8 | 2 | 6 |
4 | Художник и музей. |
Презентация.
Презентация «Третьяковская галерея». Викторина 5.Лицо- основа портрета.
6.В стране кривых зеркал. 7.Весенний натюрморт. 8.Наш вернисаж- выставка. | 8 | 3 | 5 |
4 год | |||||
1 | Родной край | 1.Пейзаж любимого уголка природы. 2.Объёмная аппликация деревни. Коллективная работа. 3.Землю солнце красит, а человека труд. 4.Праздник Доброты. | 8 | 1 | 7 |
2 | Иллюстрации | 1. Правила, приемы и средства композиции. 2. Сказочная тема в ИЗО. 3. Иллюстрации к сказкам «Синяя птица», «Аленький цветочек» «Щелкунчик и Мышиный король». 4.Иллюстрации к стихотворениям «классного» поэта Аверина Романа. .5. Знакомство с творчеством (стихи, рисунки) тюменского поэта А. Шестакова 6.Обложки к сборникам стихов А.Шестакова. 7-10.Декорации для настольного театра. | 10 | 3 | 7 |
3 | Рисуем счастье. |
Рисуем счастье.
3.Кроссворды и ребусы:
5.Неделя творчества. | 9 | 3 | 6 |
4 | Дизайнерское мастерство. | 1.Пасхальные украшения.
2-3.Работа с природным материалом. Проекты:
4.Рисование на пластинках. 5-6.Изонить 7-8.Украшения 8.Итоговое занятие для родителей. Обсуждение детских работ. | 9 | 2 | 7 |
Итого: | 136 |
Список литературы:
1. Программа, разработанная под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. Н. Неменского. Изобразительное искусство и художественный труд. Издательство «Просвещение» 2010.
2. Большой самоучитель рисования. Москва. 2010. Росмэн.
3. Шалаева Г. П. Учимся рисовать - М.: Издательство «Эксмо», 2006. – 223 с., ил.
4. Неменская Л. А. Искусство и ты, учебник для 1 класса. – М.: Издательство «Просвещение», 2010.
5. Поль Левейлль Эмоциональный портрет, Методика рисования и построения, Минск, 2010.
6. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Игры с пальчиками – М.: АСТ: Астрель, 2007.–124с.
7. Искусство вокруг нас. Методическая разработка к программе "Изобразительное искусство и художественный труд". - М.:Ротапринт НИИ школ МНО РСФСР, 2011.
8. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. /Под ред. Неменского Б.М., - М.: Просвещение, 2008. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства - М.: Просвещение, 2008.
9. Искусство вокруг нас: Учеб. Для 3 кл. четырехлет. Нач. шк. / Под ред. Неменского Б.М., - М.: Просвещение, 2010. Горяева Н.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Художественно-эстетическое направление «Пластилиновая фантазия» 2 класс .
В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит...
Рабочая программа внеурочной деятельности (Художественно-эстетическое направление) 1 класс
«Волшебный мир оригами»...
Рабочая программа и календарное планирование внеурочной деятельности художественно-эстетического направления для учащихся 1-4 классов.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС....
Образовательная программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления. Кружок "Волшебная иголочка"
Образовательная программа разработана для организации кружка по вышивке ....
Рабочая программа по внеурочной деятельности (художественно-эстетическое направление) Маленький мастер 1 – 4 классы
Актуальность Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся...
Рабочая программа по курсу «Волшебная кисточка» (внеурочная деятельность) Художественно – эстетическое направление.
Рабочая программапо курсу «Волшебная кисточка»(внеурочная деятельность)Художественно – эстетическое направление....
Рабочая программа по курсу «Волшебная кисточка» (внеурочная деятельность) Художественно – эстетическое направление. Уровень общего образования – начальное общее образование, 3 класс
Рабочая программапо курсу «Волшебная кисточка»(внеурочная деятельность)Художественно – эстетическое направление. Уровень общего образования – начальное общее...