Урок ОРКСЭ по теме "Дружба" 4класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Невзорова Оксана Геннадьевна

Урок ОРКСЭ по теме "Дружба" 4класс (Модуль: "светская этика")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_druzhba.docx39.64 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный модуль «Основы светской этики».
Тема: «Дружба»


Цели:
Личностные:
Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
Метапредметные:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Предметные:
Формирование понятий «друг», «дружба»; осознание ценности человеческой жизни.
Задачи: показать ценность и необходимость  дружбы, важность друзей в семейной и общественной жизни человека;

развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общими человеческими ценностями;

развивать навыки сотрудничества со сверстниками.

воспитывать у школьников чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Тип урока: Урок изучения нового материала.
Формы и виды деятельности:
Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, групповая деятельность, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

Оборудование: мультимедийная презентация,  памятка «Правила дружбы», разрезанные карточки с пословицами,  листы цветной бумаги, фломастеры, листы с надписями «Правила дружбы», записи двух песен «Песня о дружбе», «Если с другом вышел в путь».

Ход урока:

  1. Прослушивание песни «Настоящий друг» ( музыка Е. Крылатова, слова М. Пляцковского)

Работа с фотографиями. (на доске прикреплены фотографии, отражающие 4 вида отношений между людьми: семейные, учебные, соседские, дружеские, кроме этого фотографии подобраны так, чтобы можно было разделить учащихся на группы (если ты есть на фотографии группы отношений, значит, ты будешь работать в ней).


2. Создание проблемной ситуации.
Учитель зачитывает рассказ Валентины Александровны Осеевой «Три товарища»
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
- Почему ты не ешь? - спросил его Коля.
- Завтрак потерял...
- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба.
- До обеда далеко еще!
- А ты где его потерял? - спросил Миша.
- Не знаю... - тихо сказал Витя и отвернулся.
- Ты, наверное, в кармане нес, а надо в сумку класть, - сказал Миша.
А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
- Бери, ешь!

Беседа по содержанию.
- Какое настроение вы испытали, слушая произведение?
- В каких эпизодах при чтении вы испытали тревогу и почему?
- А когда настроение стало солнечным, светлым?
- Назовите героев рассказа.
- Кто из героев вам понравился? Почему?
- Кто не понравился? Почему?

Учитель. Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (о дружбе)

-Как думаете, что такое «дружба»?

Чтение стихотворения Измайлова «Монолог дружбе»

   (читает заранее подготовленный ученик)

Что такое дружба? Каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно.

Слово «Дружба» что обозначает?

Может быть, поход в кино,

Может быть, хороший пас в футболе,

Может быть, подсказку у доски,

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски?

Ну, а может быть, молчанье в классе,

Если друг плохое совершит?

Скажем, Коля стены разукрасил,

Михаил всё видел, и молчит.

Разве это дружба, если кто-то

Дроби дома не хотел решать:

Заниматься не было охоты,

А дружок даёт ему списать.

Разве это дружба, если двое

Вздумали уроки прогулять,

А спросила мама: «Вы не в школе?» -

Оба дружно начинают врать.

Ну, а может, дружба – это если

Друг приятно говорит всегда,

Речь свою, пересыпая лестью,

И не скажет резко никогда?

Что такое дружба, каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно.

Ну а всё же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

Беседа по тексту стихотворения:

Мозговой штурм «Дружба – это…» (дети передают друг другу мягкую игрушку)

(Предполагаемые ответы детей: дружба — это быть добрым; это, когда умеешь без крика и ссор договариваться; вежливо обращаться с просьбой; делиться игрушками; не хвастаться, т.е. быть скромным, сдержанным , разговаривать вежливо и не грубить, быть внимательным (заботливым) к другу; уметь посочувствовать другу (если радость у друга, то порадоваться вместе с ним, если беда, то вместе погрустить); не зазнаваться, не завидовать, если друг знает больше; стараться самому объяснить другу, если тот нарушил правило, а не жаловаться учителю; если у друга что-то не получается, то надо ему показать, объяснить, научить; если нечаянно обидел, то надо извиниться; быть справедливым в игре (не сваливать свою вину на другого); быть честным (говорить только правду, т.е. быть правдивым, искренним, добросовестным);заботиться о друге, стараться сделать что-то хорошее (нарисовать, сделать поделку, помочь с уроками).(слайд №3)

- Правильно, ребята. Тот, кто умеет дружить, тот заботится о товарищах, старается сделать хорошее не только другу, с кем особенно дружит, но и всем детям класса. Когда дети дружат, они заметят, кто заплакал или загрустил, придумают, как развеселить товарища, поиграют с ним. В песне о дружбе поётся:

Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит.
Вот, что значит
Настоящий верный друг

- А теперь посмотрите, как объясняется слово дружба в толковом словаре. (Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. По т.словарю С.И. Ожегова.)

-Послушайте, как о дружбе говорят поэты. ( Заранее подготовленный ученик читает стихотворение «Что такое дружба»)

              ***

« Что такое дружба?»

Спросила я у птицы.

-Это, когда коршун

Летит рядом с синицей.

Спросила я у зверя:

« Что такое дружба?»

- Это, когда зайцу

Лисицы бояться не нужно.

А после спросила я у девочки:

« Дружба что такое?»

- Это что-то огромное,

Радостное, большое.

Это, когда ребята все сразу,

Вместе играют.

-А считаете ли вы что дружить должны все на свете?

А кто это все на свете?
- Почему должны дружить все на свете?

-Действительно, как сказал древний философ Цицерон « Без истинной дружбы жизнь - ничто»

4. Групповая деятельность.

1. Приём «Кластер» : на доске слово «дружба», детям предлагается назвать  слова по данной теме (н-р: товарищ, приятель, знакомый, одноклассник и другие). Дети доказывают, обоснованность своего выбора.

2. Вспомните слова с корнем друж- (дружить, дружок, дружелюбие,…)

3.Игровое упражнение «найди себе подобного».

Ученики встают в круг. Учитель просит их закрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Учитель прикалывает им на спину маленькие рисунки (солнышко, облако, цветок, сердце)

Учитель даёт задание детям: Найти «себе подобного»

Обсуждение.

- Какие трудности вы испытывали во время выполнения упражнения?

- Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки?

  1. Основные понятия.
    Работа по иллюстрации в учебнике на с. 32.
    Чтение текста. С. 32-33

Существует две отличительных черты дружбы.

Избирательность. Человек не выбирает своих одноклассников, соседей. Он не обязан с ними дружить, достаточно ровных и спокойных отношений. Избирательность заключается в том, что человек сам себе выбирает друзей.

Бескорыстность. Это отсутствие стремления к личной выгоде, наживе. Настоящие друзья  сами предлагают свою помощь, не дожидаясь когда их об этом попросят. Так как же выбирать себе друзей? Ведь не будешь же устраивать конкурс «Самый бескорыстный друг».

- Давайте обратимся к народной мудрости.

- Что же говорил народ о дружбе и о друзьях. Прочтите на странице учебника. Как понимаете?

- Какие знаете пословицы и поговорки? ( Поясняется смысл этих пословиц учащимися.)
Игра «Найди вторую половинку»
Друга ищи, …(а найдешь, береги)
Старый друг -… (лучше новых двух)
Один за всех,…(а все –за одного)
Доброе братство -… (лучше богатства)              

Сам пропадай, …..(а товарища выручай.)

           Друга за деньги …………………(не купишь).

           Друзья познаются……………….(в беде.)

Крепкую дружбу  …….и водой не разольешь.
Лучше хорошо поступить, ……..чем хорошо говорить.
Не имей сто рублей, …….а имей сто друзей.

А сейчас я хочу вам зачитать легенду о возникновении пословицы “Не имей сто рублей, а имей сто друзей”.
Легенда.
К стенам старого города подходят два путника. Встречает их мудрец, который прожил долгую жизнь. Он говорит им:
- Спасибо, что пришли в мой старый город и в благодарность за это я хочу вам сделать подарок. У меня есть 100 рублей и 100 друзей. Кто что выбирает?
Один путник сразу выбрал деньги, а другому достались друзья. На прощание мудрец-старик пожелал им счастья и встречу через три года.
- Вот и посмотрю я, кто из вас как стал жить?
Прошло три года и у того, у кого были деньги, они давно разошлись, одежда стала старой, превратилась в лохмотья, еды не было, и он кочевал из стороны в сторону, ища покой.
А у того, у кого были друзья по - настоящему разбогател. Друзья помогли ему построить дом, весной вспахать поле, осенью собрать богатый урожай. Урожай был настолько богат, что он мог и семью прокормить, и с друзьями поделиться и кое-что продать. Счастлив не тот, у кого много денег, а тот, у кого есть друзья, которые могут во всём помочь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

6. Разбор ситуаций в группах, дискуссия. (Двум группам раздаются карточки с текстом .)

Ситуация № 1 (для первой группы.)

Аня была лидером в классе. Ее любили все, потому что она была веселой и очень общительной. А Вера была тихой и застенчивой. Заговорить в присутствии многих ребят  ей было очень трудно. Если она заболеет, ребята и не заметят, что ее нет. Но у нее было много других достоинств: она могла быстро и без суеты решать задачи, много читала, коллекционировала редкие и красивые марки. Удивительным было то, что эти девочки дружили, были, что называется «не разлей вода».

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему непохожие люди становятся неразлучными друзьями?
  2. Знаете ли вы такие примеры?         
  3. Какие качества вы цените в друге?  

Ситуация № 2 (для второй группы.)

Их везде можно было увидеть вместе: в библиотеке,  в школьной столовой, на улице. Олег и  Миша были друзьями уже три года. Вместе они посещали научное общество учащихся и были отличниками. Однажды, когда проходила городская олимпиада по математике, участниками  которой были оба мальчика, Олег занял первое место. В этот  день многие восхищались им и поздравляли его. И только Миша молчал и был спокоен, как будто ничего не произошло. А дня через два Миша пересел от Олега на другую парту, ссылаясь на то, что ему не очень хорошо видно классную доску. Олег не понял, что произошло с другом.

Вопросы для обсуждения:

Что случилось с Мишей?

Почему он повел себя так?

А как бы вы повели себя в такой ситуации?

Были ли в вашей жизни подобные ситуации?

    Можно ли назвать отношения этих ребят дружбой?

Истинная дружба проходит испытание не только горем, бедой,  но и радостью. Настоящий дуг никогда не будет завидовать успехам товарища, наоборот, он искренне разделит его радость.

Часто дружба,

К своей устремившись звезде, вдруг замрет на каком- то градусе.

Кто сказал:

Человек познается в беде?

Человек раскрывается в радости!

7. Вывод

- Какими же личными качествами, по вашему, должен обладать настоящий друг?

Игра, в которую я предлагаю сейчас сыграть, называется “Ромашка”. Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Но не просто словами, а напишите на каждом лепестке по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может. Перед вами слова, обозначающие качества, необходимые для дружбы и слова, обозначающие качества, которые нужно “изживать” в себе.

 Слова на карточках: доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, уступчивость, отзывчивость, равнодушие, забота, вредность, скупость, честность, щедрость, драчливость, жадность, бескорыстность, зависть, ответственность, подлость, эгоизм, хвастовство, вежливость.

-Перечислите, какими качествами обладает настоящий друг.

-А нужно ли вам самим обладать такими же нравственными качествами, как и ваш друг? Почему?

- Действительно, народная мудрость гласит: «Найти хорошего друга – это только половина дела: нужно еще самому быть таким».

Притча «Дружба».

(название не говорить)

Как-то два друга много дней шли по пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча он написал на песке: "Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину". Друзья продолжали идти и через много дней нашли оазис с озером, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и  друг его спас. Когда он пришёл в себя, то высек на камне: "Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь". Первый спросил его:

- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

И друг ответил:

- Что мог  ответить друг?

- Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-то хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это. Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.

- Чему учит эта притча?

8. Домашнее задание.

- Ребята, а вы знаете, что самое главное в дружбе? (хранить секреты и помогать друг другу). Настоящая дружба - это когда можешь рассказать человеку любые даже самые сокровенные тайны, и уверен, что кроме этого человека ни одна душа этого не узнает... и этот человек никогда не будет насмехаться над твоими ошибками...

- Друзья на то и существуют, чтобы помогать друг другу, ничего не требуя за это взамен, не предавать друг друга.

- Настоящий друг всегда поддержит и поможет своему другу, не оставит его в трудную минуту.

Задание: Составьте памятку для тех, кто стремится стать хорошим другом «Правила дружбы».  Выслушать мнение каждой группы.  На экране появляется обобщённая памятка.  Подарите памятку, кому бы вы хотели. Одна остаётся в классном уголке.

  • 1. Помогай другу в беде.
  • 2. Умей с другом разделить радость.
  • 3. Не смейся над недостатками друга.
  • 4. Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.
  • 5. Не обманывай друга.
  • 6. Умей признать свои ошибки, помириться с другом.
  • 7. Не предавай своего друга.
  • 8. Относись к другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
  • 9. Основа дружбы –  взаимоуважение.
  • 10. Прочная дружба – это забота о друге, готовность прийти на помощь,  ничего не требуя взамен.

Оборудование:  мультимедийная презентация, записи детских песен «Если с другом вышел в путь», « От улыбки станет всем светлей»; карточки со словами-нравственные качества человека, кейсы, индивидуальные листочки для самооценки.

9. Рефлексия.

- Давайте, каждый для себя сделает вывод, насколько он обладает качествами настоящего друга.

- Возьмите листочек и напишите то качество, которое вам мешает быть настоящим другом. Выбросьте эти листочки, будем верить, что вы сможете искоренить в себе то, в чем признались только себе.

Предлагаю закончить наш урок дружным чтением  стихотворения В. Можной  «Дружба – это…»

        Дружба – это теплый ветер,

        Дружба – это светлый мир,

        Дружба – солнце на рассвете,

        Для души веселый пир.

        Дружба – это только счастье,

        Дружба у людей одна.

        С дружбой не страшны ненастья,

        С дружбой жизнь весной полна.

        Друг разделит боль и радость,

        Друг поддержит и спасет.

        С другом -  даже злая слабость

         Вмиг растает и уйдет.

        Верь, храни, цени же дружбу,

        Это высший идеал,

        Тебе она сослужит службу.

        Ведь дружба – это ценный дар!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26

Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...

Разработка урока ОРКСЭ Тема урока: «Хранители предания в религиях мира»

Данный материал адресован учителям, ведущим  в 4-х классах предмет Основы мировых религий и светской этики по модулю "Основы мировых религиозных культур". Разработка содержит подробный ...

Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"

В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

Нравственные уроки притчи. Урок ОРКСЭ в 4 классе

Презентация используется к уроку по теме "Добро и зло"...

Разработка урока ОРКСЭ Модуль: Основы мировых религиозных культур Урок 14 : «Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)» автор: учитель начальных классов Резаева Т.М,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАС УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103   Курс ОКРСЭМодуль: Основы мировых религиозных культ...

Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).

Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ  в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...