Конспект урока ОРКСЭ на тему "Дружба".
план-конспект урока (4 класс) по теме
Конспект содержит стихотворения, пословицы и проблемные ситуации по теме "Дружба".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok_orkse.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по курсу
«Основы религиозных культур и светской этики»
(модуль «Основы светской этики»)
на тему «Дружба»
Выполнила учитель
начальных классов
МБОУ «СОШ № 9»:
Гурова Т.А.
Алексин
2014
Тема « Дружба»
Технологии: личностно-ориентированная, сотрудничества,
здоровьесберегающая, деятельностный подход.
Цель: развитие представлений о дружбе, друге, добродетельности, понимания их значения в жизни общества.
Задачи:
- показать ценность и необходимость дружбы, важность друзей в общественной жизни;
-развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общими человеческими ценностями;
-развивать навыки сотрудничества со сверстниками;
-воспитывать умения сопереживать людям, проявлять такие качества характера, как тактичность, культура общения.
Планируемые результаты.
Личностные
Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; акцентировать внимание на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
Предметные
Формирование понятий «друг», «дружба». Становление внутренней установки личности поступать согласно совести.
Метапредметные
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; анализировать свои мнения, черты характера, собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями; прогнозировать последствия поступков; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий.
Формы и виды учебной деятельности: беседа, самостоятельная работа с источниками информации.
Оборудование: мультимедиа, художественная литература, фотовыставка, индивидуальные листочки для самооценки, толковый словарь.
Ход урока
1.Организация класса
Организация внимания всех учащихся, настрой на работу.
- Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и, думаю , что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
2. Проверка домашнего задания:
-Скажите, какую тему вы обсуждали дома с родителями? ( Ответы детей).
-Какие термины усвоили?
-Как поняли что такое альтруизм? Эгоизм?
-Чем отличается эгоизм от разумного эгоизма?
-И какие примеры разумного эгоизма можете привести?
3. Введение в новую тему.
-Тему урока, о которой мы будем говорить сегодня, узнаете, если внимательно прослушаете следующее стихотворение.
Отрывок из стихотворения о дружбе
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба — это если друг твой болен
И не может в школу приходить, —
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот.
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год...
Если друг твой что-то, к сожаленью.
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг.
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей — и белых, и цветных.
Дружба - это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба — это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.
-О чем это стихотворение?
-Как вы думаете, почему прозвучало именно это стихотворение?
-Вы догадались верно, мы будем говорить о дружбе.
- А как вы понимаете, что такое дружба?
4. Работа со словарём.
- А теперь посмотрите, как объясняется слово дружба в толковом словаре.
(Дружба- это близкие отношения, основанные на взаимном доверии,
привязанности, общности интересов. По толковому словарю С.И.Ожегова.)
5. Работа с учебником
- Обратимся к учебнику и узнаем, что такое дружба.
- Какие отношения существуют между людьми?
- Найдите и прочитайте определение понятия дружбы. Запишите в тетрадь
( 2 определения).
6. Физминутка(под песню «Дружба» группы «Барбарики»)
7. Работа в парах.
- О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок.
-Кто из вас знает пословицы или поговорки о дружбе.
-А сейчас мы разделимся на три группы и посмотрим, кто из Вас больше знает пословиц.
Игра « Сложи пословицу»
I группа
Крепкую дружбу и водой…. (… не разольешь).
Лучше хорошо поступить, чем…(…хорошо говорить).
Друзья познаются…(… в беде).
Не имей сто рублей, а…(… имей сто друзей.)
Нет друга – ищи, … (…а нашел – береги).
II группа
Один за всех … (… и все за одного).
Человек без друзей … (… что дерево, без корней).
Дружба – как стекло :.. (… разобьёшь – не сложишь).
Старый друг … (… лучше новых двух).
Скажи мне, кто твой друг, … (… и я скажу, кто ты).
III группа
Вместе тесно,… (… а врозь скучно).
Хороший друг –… (… отрада для души).
Дружбу помни,… (… а злобу забывай).
Будь с другом и в горе,… (… и в радости).
Недруг поддакивает, …( … а друг спросит).
Проверка задания .
-Каждая группа выберите одну пословицу и объясните её.
-Чему же учат нас эти пословицы, по каким правилам строится дружба?
- Ребята, а вы знаете, что самое главное в дружбе? (Хранить секреты и помогать друг другу). Настоящая дружба - это когда можешь рассказать человеку любые даже самые сокровенные тайны, и уверен, что кроме этого человека ни одна душа этого не узнает... и этот человек никогда не будет насмехаться над твоими ошибками...
- Друзья на то и существуют, чтобы помогать друг другу, ничего не требуя за это взамен, не предавать друг друга.
- Настоящий друг всегда поддержит и поможет своему другу, не оставит его в трудную минуту.
(Стихотворение читает подготовленный ученик).
Друг поймет, и друг простит.
Он поддержит, защитит.
Будет рядом он всегда,
Если вдруг придет беда,
Будет рядом он сидеть,
И в глаза твои глядеть.
Скажет слова простые,
Но зато родные.
- Как вы считаете, интереснее жить — с друзьями или без друзей? (С друзьями весело, друг не выдаст секрет, защитит. Когда друзья вместе, то им весело, а когда врозь — грустно).
- А есть ли у вас друг?
- А какими качествами обладают ваши друзья? Какие они – ваши друзья? Расскажите о них. (Добрые, веселые, умные и т. д.)
- Друг - это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга, т. е. несет ответственность за другого.
- Только ли с людьми можно дружить?
- А может дружба распасться? А по каким причинам?
- Если мы хотим иметь друзей, мы должны твердо представлять, что нужно другому человеку. Дружба - это всегда серьезно. Тот, кто хочет дружить, должен в себе найти ответ на вопрос: «Готов ли он встретить друга?» Многие не хотят понять, что друзей у них нет, потому что они сами не готовы стать настоящим другом, требуют от друга много, ничего не давая взамен.
Все живут, не тужат,
А со мной не дружат!
Бант у Кати расписной,
Красные колготки
И характер кроткий.
Я шепчу: - Дружи со мной. . .
Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти,
Мы как две голубки
Из одной скорлупки.
Я шепчу: - Но ты учти:
Ты во всем должна идти
Другу на уступки.
Предлагаю Ильиной:
- Ты дружи со мной одной!
Есть разряд у Ильиной,
И спортивный свитер,
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной -
Стану знаменита!
Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: - Ты со мной
Подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать -
Дашь контрольную списать.
А девчонки на дыбы!
Говорят: - Молчала бы!
Не вставать же на колени,
Уговаривать подруг. . .
Напишу я объявленье:
Срочно требуется друг!
- Встречались ли вы с такими «друзьями» в жизни?
- Почему у девочки возникли проблемы с друзьями?
8. Обсуждение проблемных ситуаций с классом.
– А сейчас, ребята, обсудим ситуации: “Как бы я поступил?”.
1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать.
2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
3. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.
4. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.
5. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
6.Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду
9. Итог урока.
Ребята, обратите своё внимание на магнитную доску. На доске изображено сердце, а ниже список слов. Это слова, обозначающие качества, необходимые для дружбы и слова, обозначающие качества, которые нужно “изживать” в себе.
Предлагаю Вам заполнить сердце теми словами, которые обозначают качества необходимые для дружбы.( Слова : доброжелательность, грубость, доверчивость, лживость, терпимость, уступчивость, отзывчивость, равнодушие, забота, вредность, внимательность, леность, щедрость, скупость, честность, щедрость, драчливость, жадность, бескорыстность, зависть, ответственность, подлость, доброта, эгоизм, хвастовство, вежливость, трусость, преданность).
- Был ли наш классный час полезным для каждого из вас?
-О чём заставил задуматься?
(Раздаю детям вырезанные из бумаги голубей. Дети дарят голубей своему лучшему другу в классе; тому, с кем хотели бы подружиться; с кем находятся в ссоре и хотели бы помириться).
10. Домашнее задание.
Написать небольшой рассказ про своего друга
Список литературы
- Учебник для общеобразовательных учреждений. Основы светской этики. 4-5 классы. Москва «Просвещение», 2012
- Агния Барто. Большая книга стихов. Издательство: Machaon, Азбука-Аттикус. 2011г.
- Н. Н. Дробинина Классные часы. –М.: ВАКО, 2013
- С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. Издательство "Азъ", 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26
Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...
конспект урока ОРКСЭ
Тема урока "Добро и зло" (1-й из 2-х)....
Конспект урока ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"
Конспект урока "Основ религиозных культур и светской этики", модуль "Светская этика", тема урока "Золотое правило нравственности", к конспекту прилогается презентация...
Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"
В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...
План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"
Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...
КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Тема урока: «Дружба и порядочность»
КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Тема урока: «Дружба и порядочность» Дата: 9 октября, 2018 г.Школа: № 148Класс: 4 «д»Урок: 3Кабинет: 224 Учитель: Кейзер.А.ВСтуде...
Конспект урока ОРКСЭ "Жизнь протекает среди людей", 4 класс + презентация к уроку
Цели деятельности учителя: формирование понятий душа, дух, духовность человека и духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностей.Планируемые результаты:Предметные:знать: -определение по...