Классный час "Как учили школьников на Руси".
классный час (3 класс) по теме
Конспект классного часа с презентацией посвящённого православной книге..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
knigi.doc | 73 КБ |
prezentaciya_7.ppt | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект классного часа для учащихся 3-4 классов.
Составила : учитель ГБОУ СОШ №473 Бухарова Татьяна Александровна
Тема : «Как учили школьников на Руси».
Цели: познакомить детей с первыми письменными источниками, сформировать представления об их значении в изучении жизни наших предков, развивать познавательную активность, монологическую речь, эмоциональную сферу, творческие способности, воспитывать бережное отношение к книгам, исторической памяти.
Оборудование для учителя: иллюстрации берестяных грамот и письменных источников, выставка книг, пословицы, презентация
Ход урока.
- Организационный момент.
- Подведение к проблеме.
Чтение предложения: «С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь».
Что можете сказать об этом предложении? (пословица)
Объясните смысл данной пословицы.
Проходят годы, десятилетия, столетия, как вы думаете, меняется ли обучение школьников? Скажем, школьные годы ваших прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек, пап и мам отличаются от ваших? (Выслушать мнение учеников) Задумывались ли вы, как учили школьников раньше? О чём бы вы хотели спросить?
(Например)
- Когда появилась первая школа?
- Как учились наши сверстники?
- Какие были у них учебники?
- Какие предметы преподавались?
- Какие были портфели?
- Как долго продолжались уроки?
- Кто был учителем?
3. Формулирование проблемы.
Итак, определите тему нашего урока.
- Как учились школьники на Руси.
4. Составление плана исследования.
- Где будем собирать информацию?
(Выслушиваем ответы учащихся)
- Подумаем сами.
- Посмотрим в компьютере.
- Понаблюдаем.
- Спросим у других людей.
- Проведем эксперимент.
- Посмотрим в книгах.
Учитель. Составим план исследования.
5. Проведение исследования.
1) Подумаем сами
2) Понаблюдаем.
Учитель. Сейчас мы с вами отправимся в музей.
Сегодня нашим экскурсоводом будет………………..
- Ребята, я приглашаю вас совершить путешествие вместе со мной в далёкое прошлое.
(1 картинка) Перед вами русская азбука, вырезанная на оборотной стороне дощечки. Это новгородская восковая табличка 13 века. Очень удобно было обучать малышей письму на этих восковых страничках.
(2картинка) Буквы процарапывались писало. Их нашли в Киевской области. Они относятся к 10-12 векам. Неправильные записи или неровные буковки быстро стирались широким кончиком писало. Его называли скребло. Оно заменяло современный ластик.
(3 картинка) Сохранились берестяные грамоты мальчика Онфима, жившего в 13 веке. Эту грамоту, как и 900 остальных, археологи извлекли, когда разбирали мостовые в Новгороде. Улицы города в то время выкладывали толстыми брёвнами. Так археологам пришлось раскопать 25 слоев настила, чтобы извлечь грамоты. Перед вами грамота № 200. Сам Онфим верхом на коне и с мечом в правой руке, поражает копьем врага. Наверное, совсем маленьким был этот новгородский грамотей и рисовал-то он неважно. Конь вышел без головы, копье напоминает веревку, меч – булку или тряпку, а руки человечков похожи на грабли.
(4 картинка) А это страница из «Азбуковника» 16 века. «Азбуковник состоял из азбуки со слогами и прописями, сведениями по русской грамматике, арифметике, были написаны и религиозные поучения.
(5 картинка) Перед вами страница букваря Кариона Истомина, напечатанная в 1694 году. Это был первый иллюстрированный букварь. Каждой букве алфавита посвящена страница с рисунком на эту букву.
4) Работа по картине Б.М.Кустодиева «Школа в Московской Рус
Учитель. Заглянем тихо-тихо в училище Московской Руси. Откроем дверь аккуратно, иначе рассердится старый дьяк. Поделитесь своими наблюдениями. (Высказывание детей)
Учитель. Присядем с краешку на лавку. Азбука нелегко давалась детям, обучающимся в 16 в. Целый год зубрили они названия букв. Читаем:
А - «Аз», Б- «Буки», В – «Веди», Г – «Глаголь», Д – «Добро», М – «Мыслите», Ш- “Ша», К- «Како». По правилам надо назвать «полным именем» каждую букву слова. Называть буквы учились на Руси дети целый год. Второй год учились складывать слоги. И лишь на третий год читали.
Сделайте вывод: легко ли было овладеть грамотой в Древнерусской школе?
Наш класс превращается в телестудию. Готовы к съемке наши операторы. Приглашаю к разговору наших гостей. (Ведущий и гости занимают места за столиком)
Ведущий. - Здравствуйте, уважаемые гости нашей студии. В эфире передача «Не за тридевять земель» и я её ведущая………. Представляю своих собеседников: историки – ………….. и …………, библиограф – ...............
Ведущий. Подтвердите или опровергните высказывание: «Было время, когда на Руси не было грамотных людей, а дети не ходили в школу».
Историк 1. – Да, верно. Такое время на Руси было. Ученые предполагают, что до X века в Древней Руси школ не было, дети учились дома.
Ведущий. - Позвольте вас спросить: чему учились дети и у кого?
Историк 2. - Дети учились у своих родителей, старших братьев и сестёр трудиться, умению проявлять уважение к старшим и заботиться о младших. Они учились тому ремеслу, которым владели их родители. Если отец был сапожником, то он учил сапожному ремеслу своих детей.
Ведущий. - Давайте поговорим о просвещении в Древней Руси. Может быть, есть вопросы у ребят в нашей студии?
.1 гость.- ученица………класса…... Сегодня учителем может стать тот человек, который окончил университет или педагогический колледж. Скажите, пожалуйста, а раньше, где учился будущий учитель? Спасибо.
Историк 1. – В документе «Стоглав» говорится, что содержать училища могут только лица духовного звания, а учителем мог стать тот, кто получал разрешение у церкви. У учителя проверяли знания, у него должен быть поручитель, который мог рассказать о нем и о его поведении. Один учитель вёл все предметы. У него был помощник – староста. Это был второй человек по школе. Он мог заменять учителя, выслушивать уроки малышей, должен выдавать и собирать книги, следить за их сохранностью. Старосту учитель выбирал сам из числа старших учеников, которые хорошо учились и были благодушных душевных качеств. Староста никогда не доносил на детей. Приучали к товариществу, к коллективной жизни в дружине.
2 гость. – ......... Сейчас девочки и мальчики обучаются в одном классе и учат их одинаково. Скажите, пожалуйста, а как было раньше? Спасибо.
Историк 2. – Школы создавались при церквах и монастырях. Принимали в школу только мальчиков. Коллектив учеников назывался «дружиной». Сидели ученики вместе, но занимался учитель с каждым учеником отдельно.
3 гость………………... Учебный год в наших школах начинается 1 сентября. Скажите, пожалуйста, когда начинались занятия у школьников на Руси? Спасибо.
Библиограф.- Занятия чаще всего начинались 1 декабря, но мальчики могли поступить учиться в любое время. Определенного срока обучения тоже не было. Научился читать, писать, считать – значит, закончил школу. Всё зависело от способностей.
Ведущий.- А какие наказания были в древнерусской школе?
Библиограф. – За неаккуратность и школьные шалости детей секли розгами, ставили на несколько часов на горох, оставляли без обеда. А уж шлепков и подзатыльников во время урока было не счесть!
4 гость………………. В нашем классе по расписанию ежедневно 5 уроков. Скажите, пожалуйста, как долго ученики находились в древнерусской школе? Спасибо.
Историк 2.- Посмотрите на иллюстрацию «В Древнерусской школе». Утром ученик приходил в школу, снимал шапку, клал её на полку, кланялся образам, учителю, всей дружине. Здесь ему предстояло провести целый день. Каждый ученик рассказывал урок. Потом совершалась молитва, в которой просили бога вразумить их на учебу. Затем подходили к старосте за книгами и рассаживались за одним длинным ученическим столом. Каждый садился на место, которое укажет учитель. При этом соблюдались наставления (то есть, правила поведения): все равны, не притесняй ближнего, не давай прозвища, тесно не садись друг к другу, не толкайся коленями и локтями. И как только зазвонят колокола к вечерней службе, значит, пора заканчивать занятия в школе.
Ведущий. – Надеюсь, вам интересно было узнать, как учили в древнерусской школе. Мне остается поблагодарить наших гостей за увлекательную беседу. До свидания.
Физминутка.
Учитель. - После занятий в школе дети отдыхали. Отдохнем и мы с вами. ( Русская народная песня)
У читель: А, где брали книги школьники раньше?
- Ученица :. Книги были собственность школы. Учитель воспитывал уважительное отношение к ним. Класть книгу на стол полагалось только печатью сверху, нельзя было книгу класть на сиденье, листов в ней не загибать, после занятий сдавали книгу старосте с поклонением. Считалось: «Кто книг не бережет, души своей не бережет»
Рубрика «Это интересно»
Учитель: Кто придумал русский алфавит?
Ученица читает доклад о Кирилле и Мефодии
Учитель. Подвиги святых – это по сути качества необходимые каждому христианину, потому что в них послушание ,смирение, вера А, сейчас. мы с вами посмотрим мультфильм сюжет которого был взят из старой православной книги.
6. Подведение итогов урока .
Учитель. – Трудно ли было учиться школьникам на Руси?
- Что узнали нового?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси"
Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...
Классный час "Учись учиться".
Классный час с целью привития уважения к любому виду труда и воспитанию стремления детей к самосовершенствованию и саморазвитию....
Классный час "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться"
Классный час разработан для учащиххся 3-4 классов. Он направлен на формирование представлений об истоках юмора в народном фольклоре; обзорно знакомит учащихся с современными...
Классный час "Учись учиться"
Классный час "Учись учиться"...
Урок по окружающему миру "Как учили грамоте на Руси"
урок по окружающему миру для 2 класса...
Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме
Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...
конспект классного часа "Куклы в Древней Руси"
Показана связь времён, знакомство с куклами Древней Руси, их роль в воспитании детей....