Урок по окружающему миру "Как учили грамоте на Руси"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
урок по окружающему миру для 2 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по окружающему миру "Как учили грамоте на Руси" 2 класс | 15.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Как учили грамоте на Руси»
(урок по окружающему миру, 2 класс, программа «школа XXI века»
Цель урока: познакомить учащихся с историей возникновения школ Древней Руси, с историей возникновения письменности и алфавита.
Задача урока:
1)сформировать представление о жизни школьников во времена Древней Руси;
2)познакомить с первыми письменными источниками;
3)познакомить учащихся с изменениями в системе образования;
4)обогащать словарный запас, работать над развитием речи учащихся;
5)воспитывать бережное отношение к книгам;
6)развивать любознательность и воображение;
7)формировать умение работать в группах;
Планируемый результат: формирование понятия о школа Древней Руси
Формирование УУД:
Познавательные:
-Научиться сравнивать школу современную и школу древнюю
-Получить представление о возникновении русского алфавита
Регулятивные:
-Научиться ставить цели урока и определять тему урока основываясь на изученный материал
-Научиться определять свою самооценку в классе и оценивать проделанную работу
Коммуникативные:
-Продолжить учиться планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
-Полноценно и точно выражать свои мысли
-Продолжить умение работать в группе
Методы:
1)Словесные (фронтальный опрос, беседа)
2)Наглядной передачи и зрительного восприятия
3)Групповая работа
4)Практически(выполнение заданий)
-Картонные заготовки с использованием пластилина
Оборудование:
-Электронная доска
-Учебник
-Сундук с предметами
-Распечатки
-Карточки с заданиями
СЛАЙД №1
1.Орг. момент
Вступительное слово учителя(на доске слайд №1)Чтение стихотворения учиелем.
Оглянись на предков наших,
На героях прошлых дней,
Вспоминай их добрым словом-
Слава им борцам суровым!
Слава русской старине!
- Актуализация полученных знаний
а)беседа,игра.
Ребята, давайте вспомним, что мы уже узнали о жизни наших предков.
Необходимую информацию вы получили на наших уроках, а так же недавно вы посетили музей ремесел в городе Коломна, где вам провели увлекательную экскурсию и рассказали о том, как жили наши бабушки и дедушки.
Итак, внимание: сундук, в котором лежат различные вещи. По их описанию вы должны догадаться, что это за предмет.( Учитель достает по очереди предметы из сундука и читает их описание, а ребята должны их определить)
А) Предмет для зачерпывания жидкой, рассыпчатой пищи. Еще об этом предмете говорили так: «Символ сытости на Руси».Он может быть деревянным, но в современное время всегда металлический(Ложка)
Б) «Древний оберег».Женщины его носили на голове и по древнему поверью он защищал от болезней. Этим предметом пользуются и мальчики, и девочки. Обладательницам длинных волос без него не обойтись(Гребень)
В) В старину его носили на шее, на золотых цепочках или у пояса. В настоящее время есть в каждом доме и предназначен для отображения того что находится перед ним(Зеркало).
Г)Предмет является традиционным видом русской резьбы и росписи по дереву. На весь мир знаменита, пригожа, красива. Это русская.....(Матрешка).Именно такие игрушки были раньше у ребят.
Д) Этот предмет из легкой ткани, надевают его на верхнюю часть тела. В старину носили в основном мужчины и по моде тех времен для украшения этого предмета использовали яркий поясок(Рубаха).
Е) Этот предмет использовали в основном в сельской местности. Плели их из лыка, липы, вяза. Относится к обуви(лапти).
Молодцы, ребята. С этим заданием вы справились, но в сундуке еще лежит сверток. Давайте прочитаем, что здесь написано(Учитель достает сверток, разворачивает его и дети читают пословицу)
«С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь»
б)подведение к теме урока.
Давайте попробуем объяснить смысл пословицы(Ответы детей, обсуждение)
Каждый день сменяется другим и так проходят годы, десятилетия, столетия.
Все вокруг меняется. Многие предметы, которые мы сегодня доставали из сундука заменены на современные. А задумывались ли вы меняется ли с годами обучение школьников и сама школа? Как вы думаете чему учили детей раньше?
Ребята, спрашивайте чтобы вы хотели узнать об обучении в прошлом?
ВОПРОСЫ ДЕТЕЙ
А теперь посмотрите запись на доске.
На доске вопросы.
-Когда и почему появилась школа?
-Как учились школьники?
-Какие были учебники?
-Какой был учитель?
в)определение темы урока
Определим тему нашего урока.(Дети определяют тему урока).
Молодцы, вы правильно догадались. Сегодня мы поговорим о том, как и чему учили в древнерусской школе.
Ученые предполагают, что на Руси до XX века не было школ.
Каким же образом дети учились и у кого?
3.Изучение нового материала
Внимание на экран
СЛАЙД №2
(учитель читает текст)
Возникает вопрос: трудолюбию, уважению, ремеслу ребята учились у старшего поколения. Каким же образом получили все остальные знания люди?Как и чем они писали?
Сейчас вы прочитаете текст на распечатке №1 и попробуете ответить на эти вопросы.(Дети читают текст, затем идет обсуждение)
Внимание на экран
СЛАЙД №3
Посмотрим поэтапно какими шагами письменность дошла до нас:
-Узелки на веревках
-Рисунки на песке, стенах
-Условные знаки
-Письмо на глине палочками
В каждой группе учитель заранее попросил ребят приготовить стихотворение о возникновении письменности.(5 человек читают стихотворения)
-Алфавит
Вот наконец мы и дошли о письме с помощью букв и поговорим о возникновении алфавита.
Когда же и где родился алфавит?
Перед вами распечатка №2
Сейчас мы прочитаем текст и узнаем всю необходимую информацию(чтение текста детьми и обсуждение)
Внимание на экран
СЛАЙД №4
Посмотрим на буквы, которые люди использовали для написания писем раньше и сейчас наше с вами привычные буквы. Давайте их сравним(Ребята сравнивают современные буквы и буквы древнерусского алфавита).
А на чем писали буквы?!Это тоже целая история.
Бумажного листа, который привычный нам раньше не было. Писали на специальной дощечках, залитых воском.
Сейчас я вам покажу такие дощечки(Показ дощечек, обсуждение).
Сегодня мы попробуем на уроке написать древнерусские буквы, но не на бумаге, а на специальных заготовках, которые вы сделали на уроках технологии. Они очень напоминают ту самую дощечку.
У каждого на парте распечатка с древнерусским алфавитом. Найдите 1ую букву своего имени и фамилии, запишите ее на своих заготовках.(заготовки сделанные их картона и пластилина на уроках технологии)
Ребята записывают буквы.
Трудно ли было ее писать?
Чем легче писать ручкой на бумаге или на дощечках палочкой?
Раньше ребята учились не только писать, но и читали текст, записанный на таких дощечках.
Наши современные книги яркие и красочные, а к каждому тексту есть картинка.
А вот в прошлом ребята были лишены такой радости, нужно помнить об этом и беречь свои книги.
Ребята, вы наверное устали и сейчас мы с вами отдохнем.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
(танцевальные упражнения под музыку «Эх, яблочко»)
Отдохнули, а теперь приступаем за работу.
Давайте сравним нашу школу и древнюю.
Как же раньше выглядела школа?
Откроем учебники на стр.158.Рассмотрим репродукцию картины художника Н.П.Богданова-Бельского и сравним нашу школу и древнюю школу(Дети рассматривают иллюстрацию и обсуждают ее).
Вопросы:
-Что особенного в этом классе?
-Что делают ученики?
-Сколько их?А в нашем классе?
Посмотрите на лицо ребят. Как вы думаете, как они относятся к учению?
-Это школа сельская или городская?
-Чем она отличается от современной?
(Ответы детей, обсуждение)
Внимание на экран
СЛАЙД №5
(картинка с изображением «Древнерусской школы»)
А теперь рассмотрите иллюстрацию на экране. Здесь показана уже другая школа(Городская).
Задание в группах. Рассмотрите 2 иллюстрации и сравните их.
Чем они отличаются?Обсудите в группе.
(Далее идет обсуждение в группах и ответы на вопрос)
Давайте обратим внимание: а как наказывали детей?
А какие меры принимают сейчас учителя, если ученик не выучил урок?
Как выглядит учитель в древнерусской школе и в современной?
Далее стихотворение « И в старину учились дети»
Что еще нового узнали об обучении в прошлом их стихотворения?
Работа в группах.
Вам предлагается несколько ответов. Вы должны выбрать на свой вопрос соответствующий ответ.
Вопросы:
-Сейчас девочки и мальчики обучаются в одном классе и учат их одинаково.
Скажите, пожалуйста, а как было раньше?
-Учебный год в наших школах начинается 1 сентября.
А когда начинаются занятия у школьников на Руси?
-Где брали школьники книги? И как к ним относились?
-Как долго ученики находились в древнерусской школе?
-Как раньше назывались учебные заведения?
(Дети находят соответствующий ответ из распечатки №3 на свой вопрос).
Ребята скажите, а откуда мы все это узнали?
Как называется книга, в которой изложены события прошлых лет?(Летопись)
Внимание на экран
СЛАЙД №6
Посмотрим в словаре Ожегова, что означает слово «летопись»(учитель читает лексическое значение слова).
Как зовут человека, который составляет летопись?
Именно летописцы помогли нам узнать все то, о чем мы говорили сегодня на уроке.
Подведем итог своей работы.
4. Обобщение материала. Подведение итогов.
Внимание на экран
СЛАЙД №7
(на экране вопросы, ребята читают и обсуждают их)
А сейчас вы оцените свою работу на уроке.
Внимание на экран
СЛАЙД №8
(выберите смайлик который вы считаете соответствует вашей работе и нарисуйте его на желтом кружке, который есть у каждого на парте)
:) -Отлично поработал, многое узнал
:?) -Необходимо доработать, получил не всю информацию, которую хотелось бы узнать
:( -Ничего не понял, не узнал новой информации
5.Домашнее задание.
Домашнее задание (по группам)
Вытяните билет и получите задание, выполните своей группой.
Задание 1
Составить 5 ребусов по теме урока.
Задание 2
Составить кроссворд по теме урока.
Задание 3
Нарисовать иллюстрацию «Древнерусская школа»
Задание 4
Составить 2-3 загадки по теме урока.
Задание 5
Записать 5 пословиц по теме урока.
Внимание на экран
СЛАЙД №9
(Пожелания для ребят. Читаем хором)
Спасибо всем за проделанную работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси"
Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...
конспект урока 1класс окружающий мир "Учимся быть самостоятельными"
конспект урока . Окружающий мир. 1класс Тема "Учимся быть самостоятельными" Трошина Нина Вячеславовна...
Урок по окружающему миру "Учимся быть пешеходами" 1 класс ФГОС
На уроке ребята формируют навыки правильного поведения на улицах города...
Фрагмент урока по окружающему миру "Во времена Древней Руси"
Фрагмент урока отражает работу учащихся в группах для поиска важной информации о Древней Руси из различных источников: былины, картины, стихотворения, "Слово о полку Игореве", исторические карты, учеб...
Конспект урока по окружающему миру "Во времена Древней Руси", 4 класс
Конспект урока разработан в соответсвии с требованиями ФРОС НОО....
Конспект урока по окружающему миру «Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси» 4 класс (УМК «Школа России»)
Тема: «Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси.»Цели деятельности учителя: формирование представлений о Древней Руси, первых князьях, о крещении Руси и значении принятия хр...
Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме
Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...