Классный час "Учись учиться"
классный час на тему
Предварительный просмотр:
Классный час
Тема: «Учись учиться »
СОДЕРЖАНИЕ:
- Методическая характеристика темы
- План классного часа.
- Тема классного часа
- Цели классного часа (развивающие, познавательные, воспитательные)
- Задачи, вытекающие из целей.
- Оформление классного часа.
- Место проведения.
- Используемые средства.
- Предварительная подготовка.
- Ход проведения классного часа
Методическая характеристика темы
В XIX веке Н.Г.Чернышевский писал о трех качествах образованного человека: обширные знания, привычка мыслить, благородство чувств.
Исключительно большую роль в жизни и деятельности человека играет его познавательная сфера.
Воспитатель и воспитанница связаны в процессе обучения взаимными интересами, поэтому мотивация к обучению должна исходить с обеих сторон: это готовность воспитанниц учиться и готовность воспитателя на самоподготовке организовать занятие и преподнести знания так, чтобы донести их до умов воспитанниц с правильным пониманием и значением.
Воспитанницу следует научать дисциплине и исполнительности, уважению к людям, умению общаться с другими и главное научить его такому навыку это как правильно учиться и быть организованной.
План классного часа
Тема: «Учись учиться »
Цели:
Развивающие:
- Развивать потребности в постоянном пополнении своих знаний.
Познавательная:
- Приобщение к духовно-нравственным ценностям.
Воспитательная:
- Воспитывать у воспитанниц культуру умственного труда.
Задачи классного часа:
На примерах известных ученных и людей показать, что «без труда не выловишь рыбку из пруда». А учеба это ежедневный труд воспитанницы, и от того как будет организован этот труд, будет зависеть и то как воспитанница будет мотивирована на учебу, и то какое качество знаний она покажет в результате своей учебы.
Подготовительная работа: дать задание воспитанницам класса подготовить краткое сообщение и презентацию « Детство К. Э. Циолковского», « страницы биографии М.В.Ломоносова», «Страницы биографии Д. С. Лихачёва»
Время занятия: 40 минут
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация.
Оформление: На сцене, на экране – кадр с надписью:
И помни, когда ты чего-нибудь хочешь,
вся Вселенная будет способствовать тому,
чтобы желание твое сбылось.
Коэльо Паоло
Классный час «Учитесь учиться»
Ход занятия
1 этап.
Вступительное слово воспитателя.
Классный час хочется начать с кратких тезисов из биографии известных ученных К.Э. Циолковского, М.В. Ломоносова
Первая половина детства у Кости Циолковского была обычной, как у всех детей. Уже находясь в преклонном возрасте, Константин Эдуардович вспоминал, как ему нравилось лазить по деревьям, забираться на крыши домов, прыгать с большой высоты, чтобы испытать чувство свободного падения. Второе детство началось, когда заболев скарлатиной, почти полностью потерял слух. Глухота причиняла мальчику не только бытовые неудобства и моральные страдания. Она грозила замедлить его физическое и умственное развитие.
Костю постигло еще одно горе: умерла его мать. В семье остались отец, младший брат и неграмотная тетка. Мальчик остался предоставленным сам себе.
Лишенный из-за болезни многих радостей и впечатлений, Костя много читает, постоянно осмысливая прочитанное. Он изобретает то, что изобретено давно. Но - изобретает сам. К примеру, токарный станок. Во дворе дома крутятся на ветру построенные им ветряные мельницы, бегают против ветра парусные тележки-самоходы.
Он мечтает о космических путешествиях. Запоем читает книги по физике, химии, астрономии, математике. Понимая, что его способного, но глухого сына не примут ни в одно учебное заведение, отец решает отправить шестнадцатилетнего Костю в Москву для самообразования. Костя в Москве снимает угол и с утра до вечера сидит в бесплатных библиотеках. Отец ежемесячно присылает ему 15 - 20 рублей, Костя же, питаясь черным хлебом и запивая его чаем, тратит в месяц на еду 90 копеек! На остальные деньги покупает реторты, книги, реактивы. Последующие годы также были нелегкими. Он много натерпелся от чиновничьего равнодушия к его трудам и проектам. Болел, падал духом, но вновь собирался, производил расчеты, писал книги.
М.В. Ломоносов
Родился в семье крестьянина в деревне Денисовка. Грамоте обучил Михайлу Ломоносова дьячок местной Дмитровской церкви С. Н. Сабельников. Он оказывал помощь односельчанам в составлении деловых бумаг и прошений, писал письма. Рано, по-видимому, зародилось в Ломоносове сознание необходимости «науки», знания. «Вратами учёности», по его собственному выражению, для него делаются «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Л. Ф. Магницкого, «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого. В четырнадцать лет юный помор грамотно и чётко писал. Жизнь Ломоносова в родном доме делалась невыносимой, наполненной постоянными ссорами с мачехой. И чем шире становились интересы юноши, тем безысходнее казалась ему окружающая действительность. Особенно ожесточала мачеху страсть Ломоносова к книгам.
Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение — оставить родной дом и отправиться в Москву. Узнав, что отец хочет женить его, Ломоносов решил бежать в Москву. Он прикинулся больным, женитьбу пришлось отложить.
В 1730 он приходит пешком в Москву. Ночью, когда в доме все спали, Ломоносов надел две рубахи, нагольный тулуп, взял с собой подаренные ему соседом «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого и отправился вдогонку за караваном. На третий день он настиг его и упросил рыбаков разрешить идти вместе с ними. Отъезд из дома Ломоносов тщательно продумал. Он узнал, что только в трёх городах России — в Москве, Киеве и Санкт-Петербурге — можно овладеть высшими науками. Свой выбор он остановил на Москве. Ломоносова ожидала долгая и нелёгкая зимняя дорога. Преодолев весь путь за три недели с рыбным обозом, Ломоносов в начале января 1731 года прибыл в Москву, где он никого не знал, где получает образование в Славяно-греко-латинской академии. В начале 1736 года как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук, а осенью того же года – в Германию, где он изучает философию, физику, химию, минералогию.
Удивительная целеустремлённость была присуща М. В. Ломоносову. В то время как многие его товарищи по Спасским школам свободные от занятий часы проводили беззаботно, в библиотеке Заиконоспасского монастыря он читал летописи, патристику и другие богословские книги, — издания светского содержания и философские, и даже — физические и математические сочинения.
Обращаю внимание на его непростую судьбу, рассказываю о неустанной работе по сохранению культуры прошлого, о его выступлениях в печати и широкой общественной деятельности. Вместе с воспитанницами вспоминаю в биографии каких еще ученных есть интересные факты об их стремлении учиться и добиться своих целей.
Но более всего в своём рассказе делаю акцент на то, что во мне всегда вызывало уважение к таким людям - на неистребимое и постоянное желание учиться, обогащать себя знаниями.
Переходя ко второму этапу мастерской, напоминаю воспитанницам о том, что в Пансионе они учатся последний год, что многие из них, очевидно, продолжат свою учёбу, а те, кто пойдёт работать, тоже не перестанут учиться, только это будет другая учёба.
Задаю вопрос: «Чему человек должен в жизни учиться?».
2 этап.
На доске пишу крупно слово «учиться», а воспитанницы начинают подбирать слова, отвечая на мой вопрос. Записываю названные слова на доске вокруг слова «учиться»: ходить, читать, общаться, любить, спорить, не пасовать перед трудностями, уважать чужое мнение, сохранять в себе человека, жить… Так много слов, их поток кажется нескончаемым. И наконец слышу: «Учиться учиться». После того, как слово выписано на доске, спрашиваю девочек: « А как считаете вы? Нужно учиться учиться? Может быть, умение учиться дано человеку с рождения?» Воспитанницы, отвечая на мой вопрос, говорят о том, что умение учиться не дано человеку в качестве «рефлекса», поэтому и учатся все по-разному: кто-то более успешно, кто-то менее, поэтому учиться, конечно же, необходимо.
3 этап.
После того, как выяснили, что «учиться учиться» необходимо, задаю ребятам новый вопрос: «Чему вы научились из того, что помогает вам в учении, что позволяет успешно учиться?» (Высказываются все по очереди:
- научились сравнивать,
- научились составлять план,
- научились работать с информацией,
- научились выделять главное…
- научились списывать.
4 этап.
Продолжая разговор с воспитанницами, говорю им следующее: «В XIX веке Н.Г.Чернышевский писал о трех качествах образованного человека: обширные знания, привычка мыслить, благородство чувств». Разговор о необходимости образования для человека продолжается и в XX веке. В 1985 году академик Д.С.Лихачев написал «Письма о добром и прекрасном». Эти письма адресованы вам, молодым. Вас часто раздражают назидания взрослых. Думаю, что эти письма не вызовут у вас подобного чувства, потому что Д.С.Лихачев ведёт в них доверительную беседу, так разговаривают с близкими людьми, к которым относятся с большим уважением. Среди этих писем – письмо «Учитесь учиться». Прочитаем это письмо уже в XXI веке, поразмышляем над ним, посмотрим, насколько оно актуально, насколько близкими и приемлемыми для вас кажутся советы замечательного учёного и человека. А может быть, в них найдётся то, с чем вы захотите поспорить или категорически не захотите согласиться. Предлагаю воспитанницам разделиться на группы, чтобы уже в группах продолжить работу над письмом «Учитесь учиться».
Работа в группах.
Задание первое.
Прочитайте письмо Д.С.Лихачёва и ответьте на вопросы.
- Согласны ли вы с тем, что в XXI веке знания будут играть одну из определяющих ролей в жизни человека? Аргументируйте ответ.
- Почему только общее образование, а не узкоспециальное, по мнению академика, создаёт человека будущего, созидателя? Согласны ли вы с этой точкой зрения?
После обсуждения вопросов в группах ребята озвучивают результат.
Задание второе.
Прочитайте письмо Д.С.Лихачёва. Представьте себе, что вам предложено сделать краткую памятку для каждой воспитанницы нашего Пансиона, в которую бы вошли самые важные мысли академика из этого письма; выберите сами вид и форму этой этой памятки, название для неё. Ориетируйтесь на то, что поместить её вы сможете в дневник каждой воспитанницы на внутреннюю сторону обложки. (Озвучиваются памятки каждой группой и, выполненные в увеличенном виде на листе формата А4, вывешиваются на доске).
Один из образцов такой памятки.
«Будущему академику».
Хочешь стать академиком или просто образованным и культурным человеком? Тогда нам с тобой по пути! К достижению цели приступаем уже сегодня. Вот программа–минимум от Д.С.Лихачёва, одного из образованнейших людей XX века.
- «Учиться нужно всегда».
- «Самое благоприятное время для учения – юность. Именно… в юности ум человека наиболее восприимчив…к изучению языков, к математике, к усвоению просто знаний и развитию эстетическому…».
- «Умейте не терять время,…не заполняйте …разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения новых знаний и навыков».
- «Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить…».
- «Попробуйте любить все предметы…Если вам что-то не нравится в каком–либо предмете – напрягитесь и постарайтесь найти в нём источник радости – радости приобретения нового».
- «Читайте стоящие книги, а не просто чтиво».
- «Изучайте историю и литературу...Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость».
- «Учитесь любить учиться».
Дерзайте, будущие академики! В ваших руках собственная судьба и судьба планеты!
Задание третье.
Подготовьте материал для информационного листа с нашего классного часа. Включите в него 5 наиболее важных, на ваш взгляд, рекомендаций Д.С.Лихачева, которые помогут каждому сделать процесс учёбы успешным и интересным. Добавьте к ним 5 своих рекомендаций
Воспитанницы оформляют информационный лист с классного часа на листе формата А8 или А16. Каждая группа оформляет информационный лист по-своему: придумывает интересный заголовок, обращение к читающим; на некоторых листах освещается тема и идея занятия…Информационные листы вывешиваются на стену, воспитанницы знакомятся с их содержанием. После занятия эти листы будут вывешены на стенды в комнатах спального корпуса.
Рекомендации учеников, которые показались наиболее интересными.
- Не отвлекайтесь на уроках по пустякам и не отвлекайте других, так как услышанное и понятое на уроке во многом облегчит усвоение материала урока и подготовку домашнего задания.
- Задавайте вопросы преподавателю, если вам что-то не понятно или если вы хотите получить дополнительную информацию; будьте «соучастником» учебного процесса.
- Работая на самоподготовке с информацией учебника, выделяйте главное, можно даже записывать на листочек то, что вы выделили. Эти знания прочнее закрепятся в памяти.
- Готовьтесь ко всем предметам. Почувствуйте, насколько комфортно и спокойно будет вам на уроках. Оцените это.
- Постарайтесь не списывать. Списанное – это чужие знания, не твои, ты их «украл». Это интеллектуальное «воровство».
5этап.
После того, как представлены плоды работы всех групп, беседую с воспитанницами о том, что сегодня мы не только говорили о пользе знаний, но получили заочный мастер-класс на тему «Учитесь учиться» у академика Лихачёва, сами разрабатывали рекомендации для успешной учёбы, отмечаю, что, на мой взгляд, процесс этот не был бесполезным. В итоге занятия предлагаю воспитанницам написать синквейн на тему «Учение», отражающий идею занятия. После написания синквейнов ребята их зачитывают.
Примеры написанных синквейнов.
А) Учение,
Увлекательное, постоянное.
Учиться, познавать, совершенствоваться.
Не переставать учиться никогда.
Жизнь.
Б) Учение,
Интересное, радостное.
Читать, думать, открывать.
Учение должно приносить радость.
Радость.
Можно предложить другое задание: пусть каждая воспитанница создаст и озвучит свою формулу успешной учебы.
В конце занятия благодарю всех за интересную работу и сотрудничество и говорю ещё раз: «Помните главные слова из письма Д.С.Лихачёва: «Учитесь любить учиться».
Приложение:
1. Письмо Д.С.Лихачева «Учитесь учиться»
УЧИТЕСЬ УЧИТЬСЯ!
Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, все усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы. Даже вычисления будут делаться компьютерами, так же как чертежи, расчеты, отчеты, планирование и т. д. Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого все больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина. Этика, простая в предшествующие века, бесконечно усложнится в век науки. Это ясно. Значит, на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком нравственно отвечающим за все, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за все, что будет создаваться.
Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Восприимчив к изучению языков (что крайне важно), к математике, к усвоению просто знаний и развитию эстетическому, стоящему рядом с развитием нравственным и отчасти его стимулирующим.
Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжелая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.
И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодежи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же нам, и не радоваться?
Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни.
А если не нравится учиться? Быть того не может. Значит, вы просто не открыли той радости, которую приносит ребенку, юноше, девушке приобретение знаний и навыков.
Посмотрите на маленького ребенка – с каким удовольствием он начинает учиться ходить, говорить, копаться в различных механизмах (у мальчиков), нянчить куклы (у девочек). Постарайтесь продолжить эту радость освоения нового. Это во многом зависит именно от вас самих. Не зарекайтесь: не люблю учиться! А вы попробуйте любить все предметы, какие проходите в школе. Если другим людям они нравились, то почему вам они могут не понравиться! Читайте стоящие книги, а не просто чтиво. Изучайте историю и литературу. И то и другое должен хорошо знать интеллигентный человек. Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость. Если вам что-то не нравится в каком-либо предмете – напрягитесь и постарайтесь найти в нем источник радости – радости приобретения нового.
Учитесь любить учиться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час Учись быть здоровым и успешным.
Материал для классного часа о вреде курения: повторение правил поведения с целью сохранения здоровья, разговор о пагубной привычке человека - курении, научное обоснование вреда табака....
Классный час "Учимся жить без конфликтов"
Данный классный час предназначен для учащихся 4,5,6 классов. Рассматриваются пути преодоления конфликтных сиитуаций....
Классный час "Учитесь любить труд" (4 кл.)
Материалы для классного часа о труде....
Классный час "Учусь взаимодействовать".
Классный час подводит детей к выводу: чтобы успешно взаимодействовать, нужно вести себя неагрессивно, уметь выслушивать партнёра и относиться к мнению других людей уважительно....
Классный час "Учись учиться".
Классный час с целью привития уважения к любому виду труда и воспитанию стремления детей к самосовершенствованию и саморазвитию....
Классный час "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться"
Классный час разработан для учащиххся 3-4 классов. Он направлен на формирование представлений об истоках юмора в народном фольклоре; обзорно знакомит учащихся с современными...
Классный час "Учись быть вежливым!" (из цикла классных часов воспитательной направленности для первоклассников)
Целями данного мероприятия являються : воспитание в детях этических норм поведения. Обучение употреблению в речи различных словесных форм вежливости....