Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kak_uchili_shkolnikov_na_rusi.docx | 25.01 КБ |
prezentaciya_0.ppt | 1.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Булдакова Наталья Владимировна
МОУ «СОШ № 73»
учитель начальных классов
Урок окружающего мира
«Как учили школьников на Руси»
в 3 «А» классе
( система Л.В.Занкова)
Тема урока: «Как учили школьников на Руси».
Цели: познакомить детей с первыми письменными источниками, сформировать представления об их значении в изучении жизни наших предков, развивать познавательную активность, монологическую речь, эмоциональную сферу, творческие способности, воспитывать бережное отношение к книгам, исторической памяти.
Оборудование для учителя: иллюстрации берестяных грамот и письменных источников, выставка книг, пословицы, презентация
Оборудование для учащихся: Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков «Мы и окружающий мир» 2 часть, раздаточный материал
Ход урока
- Организационный момент
- Подведение к проблеме. Слайд № 1
Чтение предложения: «С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь».
Что можете сказать об этом предложении? (пословица)
Объясните смысл данной пословицы.
Проходят годы, десятилетия, столетия, как вы думаете, меняется ли обучение школьников? Скажем, школьные годы ваших прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек, пап и мам отличаются от ваших? (Выслушать мнение учеников) Задумывались ли вы, как учили школьников раньше? О чём бы вы хотели спросить?
(Например)
- Когда появилась первая школа?
- Как учились наши сверстники?
- Какие были у них учебники?
- Какие предметы преподавались?
- Какие были портфели?
- Как долго продолжались уроки?
- Кто был учителем?
3. Формулирование проблемы. Слайд № 3
Итак, определите тему нашего урока.
- Как учились школьники на Руси.
4. Составление плана исследования. Слайд №5
- Где будем собирать информацию?
(Выслушиваем ответы учащихся)
- Подумаем сами.
- Посмотрим в компьютере.
- Понаблюдаем.
- Спросим у других людей.
- Проведем эксперимент.
- Посмотрим в книгах.
Учитель. Составим план исследования.
5. Проведение исследования.
1) Подумаем сами
2) Понаблюдаем. Слайды 6-11
Учитель. Сейчас мы с вами отправимся в музей.
Сегодня нашим экскурсоводом будет Фёдорова Анастасия.
- Ребята, я приглашаю вас совершить путешествие вместе со мной в далёкое прошлое.
(1 картинка) Перед вами русская азбука, вырезанная на оборотной стороне дощечки. Это новгородская восковая табличка 13 века. Очень удобно было обучать малышей письму на этих восковых страничках.
(2картинка) Буквы процарапывались писало. Их нашли в Киевской области. Они относятся к 10-12 векам. Неправильные записи или неровные буковки быстро стирались широким кончиком писало. Его называли скребло. Оно заменяло современный ластик.
(3 картинка) Сохранились берестяные грамоты мальчика Онфима, жившего в 13 веке. Эту грамоту, как и 900 остальных, археологи извлекли, когда разбирали мостовые в Новгороде. Улицы города в то время выкладывали толстыми брёвнами. Так археологам пришлось раскопать 25 слоев настила, чтобы извлечь грамоты. Перед вами грамота № 200. Сам Онфим верхом на коне и с мечом в правой руке, поражает копьем врага. Наверное, совсем маленьким был этот новгородский грамотей и рисовал-то он неважно. Конь вышел без головы, копье напоминает веревку, меч – булку или тряпку, а руки человечков похожи на грабли.
(4 картинка) А это страница из «Азбуковника» 16 века. «Азбуковник состоял из азбуки со слогами и прописями, сведениями по русской грамматике, арифметике, были написаны и религиозные поучения.
(5 картинка) Перед вами страница букваря Кариона Истомина, напечатанная в 1694 году. Это был первый иллюстрированный букварь. Каждой букве алфавита посвящена страница с рисунком на эту букву.
3) Посмотрим в книгах. Слайд №12
Учитель. Обратимся за помощью к нашему учебнику.
Чтение статьи «Как учили школьников» в учебнике «Мы и окружающий мир» стр. 21-23.
Зададим вопрос товарищу.
4) Проведем эксперимент. Работа по картине Б.М.Кустодиева «Школа в Московской Руси». Слайды № 13-14
Учитель. Заглянем тихо-тихо в училище Московской Руси. Откроем дверь аккуратно, иначе рассердится старый дьяк. Поделитесь своими наблюдениями. (Высказывание детей)
Учитель. Присядем с краешку на лавку. Азбука нелегко давалась детям, обучающимся в 16 в. Целый год зубрили они названия букв. Читаем:
А - «Аз», Б- «Буки», В – «Веди», Г – «Глаголь», Д – «Добро», М – «Мыслите», Ш- “Ша», К- «Како». По правилам надо назвать «полным именем» каждую букву слова. Называть буквы учились на Руси дети целый год. Второй год учились складывать слоги. И лишь на третий год читали. Итак, дружина, вам задание: сложите из букв, которые лежат у вас на столах, слова. (Дом, мама, школа)
Сделайте вывод: легко ли было овладеть грамотой в Древнерусской школе?
5) Спросим у других людей. Слайд № 15
Наш класс превращается в телестудию. Готовы к съемке наши операторы. Приглашаю к разговору наших гостей. (Ведущий и гости занимают места за столиком)
Ведущий. - Здравствуйте, уважаемые гости нашей студии. В эфире передача «Не за тридевять земель» и я её ведущая Усова Анастасия. Представляю своих собеседников: историки – Атепаева Марина и Кузнецова Ксения, библиограф – Шумов Владислав.
Подтвердите или опровергните высказывание: «Было время, когда на Руси не было грамотных людей, а дети не ходили в школу».
Историк 1. – Да, верно. Такое время на Руси было. Ученые предполагают, что до X века в Древней Руси школ не было, дети учились дома.
Ведущий. - Позвольте вас спросить: чему учились дети и у кого?
Историк 2. - Дети учились у своих родителей, старших братьев и сестёр трудиться, умению проявлять уважение к старшим и заботиться о младших. Они учились тому ремеслу, которым владели их родители. Если отец был сапожником, то он учил сапожному ремеслу своих детей.
Ведущий. - Давайте поговорим о просвещении в Древней Руси. Может быть, есть вопросы у ребят в нашей студии?
.
1 гость.- Егорова Дарья , 3 «А» класс. Сегодня учителем может стать тот человек, который окончил университет или педагогический колледж. Скажите, пожалуйста, а раньше, где учился будущий учитель? Спасибо.
Историк 1. – В документе «Стоглав» говорится, что содержать училища могут только лица духовного звания, а учителем мог стать тот, кто получал разрешение у церкви. У учителя проверяли знания, у него должен быть поручитель, который мог рассказать о нем и о его поведении. Один учитель вёл все предметы. У него был помощник – староста. Это был второй человек по школе. Он мог заменять учителя, выслушивать уроки малышей, должен выдавать и собирать книги, следить за их сохранностью. Старосту учитель выбирал сам из числа старших учеников, которые хорошо учились и были благодушных душевных качеств. Староста никогда не доносил на детей. Приучали к товариществу, к коллективной жизни в дружине.
2 гость. – Филимонова Александра, 3 «А» класс. Сейчас девочки и мальчики обучаются в одном классе и учат их одинаково. Скажите, пожалуйста, а как было раньше? Спасибо.
Историк 2. – Школы создавались при церквах и монастырях. Принимали в школу только мальчиков. Коллектив учеников назывался «дружиной». Сидели ученики вместе, но занимался учитель с каждым учеником отдельно.
3 гость.- Самоша Виктория, 3 «А» класс. Учебный год в наших школах начинается 1 сентября. Скажите, пожалуйста, когда начинались занятия у школьников на Руси? Спасибо.
Библиограф.- Занятия чаще всего начинались 1 декабря, но мальчики могли поступить учиться в любое время. Определенного срока обучения тоже не было. Научился читать, писать, считать – значит, закончил школу. Всё зависело от способностей.
Ведущий.- А какие наказания были в древнерусской школе?
Библиограф. – За неаккуратность и школьные шалости детей секли розгами, ставили на несколько часов на горох, оставляли без обеда. А уж шлепков и подзатыльников во время урока было не счесть!
4 гость.- Пригода Дмитрий, 3 «А» класс. В нашем классе по расписанию ежедневно 5 уроков. Скажите, пожалуйста, как долго ученики находились в древнерусской школе? Спасибо.
Историк 2.- Посмотрите на иллюстрацию «В Древнерусской школе». Утром ученик приходил в школу, снимал шапку, клал её на полку, кланялся образам, учителю, всей дружине. Здесь ему предстояло провести целый день. Каждый ученик рассказывал урок. Потом совершалась молитва, в которой просили бога вразумить их на учебу. Затем подходили к старосте за книгами и рассаживались за одним длинным ученическим столом. Каждый садился на место, которое укажет учитель. При этом соблюдались наставления (то есть, правила поведения): все равны, не притесняй ближнего, не давай прозвища, тесно не садись друг к другу, не толкайся коленями и локтями. И как только зазвонят колокола к вечерней службе, значит, пора заканчивать занятия в школе.
Ведущий. – Надеюсь, вам интересно было узнать, как учили в древнерусской школе. Мне остается поблагодарить наших гостей за увлекательную беседу. До свидания.
Физминутка. Учитель. - После занятий в школе дети отдыхали. Отдохнем и мы с вами. ( Дети исполняют русскую народную песню, играя на русских народных инструментах)
Учитель. Наш корреспондент Пронина Алина обратилась с вопросом к учителю истории Рудь Н.В. . Послушаем ее интервью.
- Пронина Алина, 3 «А» класс. Я учусь в МОУ «СОШ № 73». Скажите, пожалуйста, Наталья Васильевна, а как раньше назывались учебные заведения?
- Наталья Васильевна. Вместо слова «школа» употреблялось «училище», а вместо слова класс - «дружина». В документе «Стоглав» говорится: «В Новгороде, в Москве ив других городах учили грамоте, умению писать и петь». Писали гусиными перьями на очень дешевой рыхлой бумаге, о которую перо цеплялось, оставляя чернильные кляксы. Чтобы чернила не растекались, посыпали написанное песком из баночки.
Наш корреспондент, Подколзина Екатерина, побеседовала с библиотекарем нашей школы Федорцовой Ларисой Юрьевной. Послушаем её интервью.
- Подколзина Екатерина, 3 «А» класс. Лариса Юрьевна, книги, по которым мы занимаемся, получили у Вас в библиотеке. Скажите, пожалуйста, где брали книги школьники раньше?
- Лариса Юрьевна. Книги были собственность школы. Учитель воспитывал уважительное отношение к ним. Класть книгу на стол полагалось только печатью сверху, нельзя было книгу класть на сиденье, листов в ней не загибать, после занятий сдавали книгу старосте с поклонением. Считалось: «Кто книг не бережет, души своей не бережет»
6) Посмотрим в компьютере. Слайд №16
Детская энциклопедия «Кирилла и Мефодия», статья «Письменность славян»
6. Подведение итогов исследования. Слайд № 17
Учитель. – Трудно ли было учиться школьникам на Руси?
- Чему удивились на уроке?
- Что узнали нового?
7. Домашнее задание по выбору учащихся. Слайд № 18
1) Составьте ребусы и кроссворды по теме.
2) Подберите древние пословицы, загадки, в которых встречаются сведения о том, как учились школьники на Руси
3) Какие материалы использовали люди для письма и используют сейчас?
8. Слово учителя. Слайд № 19
Литература
1 . Ишимова А.О. История России в рассказах для детей.- М.: 1994
2. История России. Энциклопедия для детей. Том 5. История России и её ближайших соседей. Часть 1. От древних славян до Петра Великого.- ЗАО Издательский дом «Аванта+», М.: 1997.
3. Утевская П. Слов драгоценные клады. - Издательство «Детская литература», 1985.
4. Читаем, учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для школьных библиотек.- Выпуск 6, 2008.
5. Читаем, учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для школьных библиотек. - Выпуск 1, 2003.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание Подведение к проблеме Формулирование темы урока Составление плана исследования Экскурсия в музей Работа по учебнику Проведение эксперимента Интервью Посмотрим в компьютере Подведение итогов исследования Домашнее задание
Подведение к проблеме Прочитайте предложение. С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь. Что можете о нём сказать? Объясните смысл пословицы.
Тема урока. Как учили школьников на Руси.
Составим план исследования Подумаем сами ! Понаблюдаем Посмотрим в книгах Проведем эксперимент Спросим у других людей Посмотрим в компьютере
Понаблюдаем Русская азбука, вырезанная на оборотной стороне дощечки – Новгородской восковой таблички XIII-XIV веков
Бронзовые писала, найденные в Киевской области (Древняя Русь X-XII века)
По оценкам археологов под мостовыми Новгорода лежит около 20000 тысяч грамот.
Берестяная грамота мальчика Онфима, жившего в XIII веке
« Азбуковник» XVI века состоял из слогов, прописей, сведений по грамматике и арифметике.
Страница из букваря Кариона Истомина. 1694 год. Это был первый иллюстрированный букварь.
Посмотрим в книгах Чтение статьи из учебника «Мы и окружающий мир» на страницах 21-23 Задай вопрос товарищу по содержанию текста. Вот как учились в старину считать . Раз - два – голова. Три- четыре – прицепили. Пять – шесть – в ряд сесть. Семь – восемь – сено косим. Девять – десять – сено весить. Первый учебник по математике «Арифметика» Л.Ф.Магницкого.
Б.М.Кустодиев «Школа в Московской Руси»
Проведем эксперимент А – «Аз» М –«Мыслите» Б- «Буки» Ш – «Ша» В – «Веди» К – «Како» Г – «Глаголь» Д – «Добро» Прочитайте: «Добро» «Он» «Мыслите» «Ша» «Како» «Он» «Люди» «Аз» «Мыслите» «Аз» «Мыслите» «Аз»
Спросим у других людей ТЕЛЕПЕРЕДАЧА « Не за тридевять земель» Ведущий Историки Библиограф Гости в студии ИНТЕРВЬЮ Учитель истории Школьный библиотекарь
ПОСМОТРИМ В КОМПЬЮТЕРЕ Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия: статья «Письменность»
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИССЛЕДОВАНИЯ Трудно ли было учиться школьникам на Руси? Чему ты удивился? Что открыл для себя нового? Обучение грамоте. Миниатюра из «Жития Антония Сийского». XVII век
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Ребусы и кроссворды по теме. Подберите древние пословицы, загадки, в которых встречаются сведения о том, как учили школьников. Какие материалы использовали люди для письма и используют сейчас? Выполните одно задание по выбору.
Заключение Хорошо вы потрудились! Знаете, как на Руси учились, И на ложках поиграли, В колотушку постучали, И стиральная доска Тоже в музыке нужна. А теперь всем - отдыхать, широкую масленицу встречать, Как тогда на Руси, приглашаю на блины.
Список литературы 1 . Ишимова А.О. История России в рассказах для детей.- М.: 1994 2. История России. Энциклопедия для детей. Том 5. История России и её ближайших соседей. Часть 1. От древних славян до Петра Великого.- ЗАО Издательский дом «Аванта+», М.: 1997. 3. Утевская П. Слов драгоценные клады. - Издательство «Детская литература», 1985. 4. Читаем, учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для школьных библиотек.- Выпуск 6, 2008. 5. Читаем, учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для школьных библиотек. - Выпуск 1, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по развитию речи на тему: «Учимся составлять текст-описание» 1 класс
В данном материале представлен конспект урока по обучению тексту-описанию. Условно обучение описанию можно разделить на 2 периода. Первый - это до введения понятия "имя прилагательное". Второй - это п...
Презентация к уроку окружающий мир 1 класс. Тема: "Учимся быть самостоятельными"
Данная презентация создана к уроку окружающий мир в 1 классе УМК "Школа 2100". Тема урока: "Учимся быть самостоятельными". Презентация содержит необходимый дидактический и иллюстративный материал к ур...
План-конспект урока математики "Сравнение, сложение и вычитание величин", тип урока - рефлексия. 1 класс "ОС Школа 2100"
КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ ПО УЧЕБНИКУ Т. Е. ДЕМИДОВОЙ, С.А. КОЗЛОВОЙ (ОС ШКОЛА 2100). ПО ТЕМЕ "СРАВНЕНИЕ, СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ВЕЛИЧИН". ТИП УРОКА - РЕФЛЕКСИЯ (ЗАКРЕПЛЕНИЕ, ПОВТОРЕНИЕ ЗНАНИЙ, ОТРАБОТК...
План конспект урока по окружающему миру по учебнику А.А. Плешакова в первом классе на тему "Что вокруг нас может быть опасным?" учителя начальных классов МБОУ "Хучельская ООШ" д. Хучель Канашского Района Чувашской Республики Григорьевой Ренаты Валерьевны.
Научить детей видить потенциальную опасность окружающих предметов и соблюдать осторожность при обращении с ними. Закрепление знаний основных правил перехода улицы. Развитие понимание....
Конспект урока окружающего мира "Учимся читать карту" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс).
Цели деятельности учителя: формирование умения ориентироваться на карте полушарий, физической карте России, с помощью условных обозначений находить и показывать на карте физические объекты.Планируемые...
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе, в котором учится ребенок с ОВЗ. Тема «Разнообразие животных»
Класс: 3 классБазовый учебник: А.А. Плешаков «Окружающий мир» в 2-х частях- / М., Просвещение, 2017 г.Учебно-методическое обеспечение: Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабо...