Классный час , внеурочная деятельность "Алфавит"
план-конспект занятия (1 класс) по теме
Практическое применение алфавита детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_konspekt_zanyatiya_po_vneur.deyat_._po_teme_alfavit.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
Тема: Проект «Алфавит» (3ч)
Организация выставки книг в алфавитном порядке, азбука в картинках.
Цель: Систематизация знаний о знакомых детям буквах, знакомство с практическим применением алфавита в жизни людей, развитие творческих способностей учащихся.
1ч - История русской азбуки. Алфавит. Азбука. Каталог. Организация выставки книг.
2-3 ч - Практическая работа «Живая азбука в картинках»
Оборудование: Карточки С.Маршак, А.Барто, В.Бианки, А.Пушкин, Ш.Перро), детские энциклопедии , классный журнал.
Ход занятия:
I. Формулирование учащимися темы и цели занятия:
На доске изображение
Учитель: Внимательно посмотрите на данное изображение. Проследите путь стрелочек и назовите написанные здесь буквы в обозначенном порядке.
Дети: А Б В Г Д Е
У. Скажите, что у вас получилось, и сформулируйте тему сегодняшнего занятия.
Д. Мы назвали буквы в алфавитном порядке. Значит, тема сегодняшнего занятия – «Алфавит».
У. Ребята, а что вы хотели бы узнать на уроке об алфавите? (Учащиеся высказывают свои предложения- суждения)
Учитель подводит итог:
-узнать, как образовалось слово «алфавит»,
-для чего нужен алфавит,
- где применяют алфавит;
Физминутка: (раздает детям буквы) Буквы! По порядку алфавита рассчитайтесь!
(Дети строятся по порядку и произносят обозначаемые звуки).
II. Работа над новым.
1)Учитель: что же такое алфавит? Дети высказывают свои предположения. Учитель обобщает и делает вывод.
(Алфавит- это последовательность букв русского языка.)
Учитель: – Попробуйте объяснить, почему её так назвали «азбука»?
– Слово «азбука» появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв.
– Прочитайте, как назывались буквы А и Б (Аз, Буки)
Из этих названий и получилось слово «азбука». Раньше каждая буква азбуки имела своё наименование. Не просто буква А, а АЗ, не Б, а БУКИ. Так дети и заучивали:
АЗ, БУКИ, ВЕДИ, ГЛАГОЛЬ, ДОБРО, ЕСТЬ, ЖИВЕТЕ, ЗЕЛО, ЗЕМЛЯ, ИЖЕ, КАКО, ЛЮДИ, МЫСЛЕТЕ, НАШ, ОН, ПОКОЙ, РЦЫ, СЛОВО, ТВЕРДО, УК, ФЕРТ и так далее.
А, вот слово «алфавит» пришло из греческого языка. Первые буквы назывались «альфа» и «вита». Из этих двух названий получилось слово «алфавит».
– Прочитайте буквы русской азбуки, правильно их называя, а поможет вам в этом наш алфавит.
Учитель: А сколько же букв в алфавите?
Практическая работа. Учащиеся считают количество букв в алфавите.
Учитель: Для чего же нужен алфавит?
2)Анализ ситуаций.
Ситуация 1.При помощи алфавита можно поставить слова в определённом порядке,т.е. по алфавиту, найти быстро слово в энциклопедии. Попробуйте найти слова по алфавиту в энциклопедиях.
Ситуация 2.Ребята, а если мы не знаем, как правильно пишется слово? Как поступить в этом случае? (Обратиться за помощью в словарь).
Учитель: Да, действительно. Попробуйте найти быстро в словаре слово «картофель».
( Трудно быстро выполнить задание). Для того, что бы быстро найти слово, в словаре слова записаны в алфавитном порядке.
Ситуация 3.Обратимся сейчас к классному журналу. Вы часто наблюдали, как учитель берёт журнал, чтобы поставить оценку ученику. Быстро находит фамилию ученика. Как вы думаете: почему? (Дети высказывают свои предположения. Конечно, уже опираются на «алфавит»).
Аникеев, Аксюта. Проблемная ситуация: две фамилии начинаются на одну букву. (Предположения учащихся, объяснение учителя).
Ситуация 4.Ребята, посещая библиотеку, вы заметили, что библиотекари быстро находят ту или иную книгу. Почему?
Сейчас, вы будете исполнять роль библиотекаря. Вам нужно поставить книги в алфавитном порядке. (У детей на парте карточки с фамилиями авторов. Карточки правильно разложить. С.Маршак,А.Барто, В.Бианки,А.Пушкин,Ш.Перро).
Проверка с доски.
III. Итог занятия.
Что нового узнали ? ( Опираясь на план, подводят итог.) С каким настроением вы уйдете с занятия? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность. Классный час в 4 классе « ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»
Классный час по теме "Права и обязанности" с использованием художественной литературы....
Работа классного руководителя в рамках внеурочной деятельности
Работа классного руководителя 1 класса Байловского филиала МОУ Пичаевской СОШ Живорыкиной М.В. в рамках внеурочной деятельности 2011-2012 учебный год Напра вление...
Особенности планирования внеурочной деятельности по кубановедению в системе работы классного руководителя.
В нашей школе п.Кучугуры проводится большая работа по охране природы и экологическому воспитанию школьников.Ежегодно проводятся акции «Чистый школьный двор», «Чистый посёлок», «Чистые берега», «...
Программа внеурочной деятельности "Классные праздники"
Программа кружка "Классные праздники"...
Роль классного руководителя в обеспечении внеурочной деятельности учащихся. Работа по программе классного руководителя.
Роль классного руководителя в обеспечении внеурочной деятельности учащихся. Работа по программе классного руководителя....
ПРОЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА (ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ) "Защита Отечества"
Разработка выполнена в разделе ОРКСЭ. Целью данной работы является продолжение работы по формированию патриотического сознания учащихся....