конспект по основам православной культуры в средней группе "Дорогою добра"
план-конспект занятия по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад «Ромашка»
г. Кирсанов
Тамбовская область
Воспитатель: Горовенко А.Г.
Сентябрь 2012 г.
Тема: «Дорогою добра»
Форма: беседа
Цель: воспитание духовно-нравственной культуры учащихся.
Комплекс воспитательных задач:
- познакомить детей с общечеловеческими ценностями;
- вызвать у детей среднего возраста интерес к смысловому значению речевого этикета;
- формировать навыки вежливого обращения друг с другом.
Комплекс образовательных задач:
- расширить представление детей о нравственных нормах поведения;
- обогатить словарь и правильное его словоупотребление;
Предварительная работа:
- просмотр мультфильма по басне Крылова «Скворец и кукушка»
- беседа о работе кружка «Дорогою добра»;
-
Литература:
- Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению». Ярославль -1997г.
Воспитатель:
Дети, сегодня мы поговорим о доброте. Есть люди добрые, есть злые,. Они не откликнутся на добро, но и не помешают злу.
Чтобы больше узнать о доброте, мы отправимся с вами в небольшое путешествие. И первая наша остановка так и называется «Доброта».
Первая станция «Доброта»
Дети читают стихи:
- Люди, я прошу вас ради Бога,
Не стесняйтесь доброты своей,
На земле людей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
- Стать добрым волшебником ну-ка, попробуй!
Тут хитрости вовсе не нужно особой:
Понять и исполнить желанье другого –
Одно удовольствие, честное слово.
Воспитатель: доброта – вещь удивительная, она тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать. Люди много сочиняли о доброте пословиц, поговорок, разных высказываний. Послушайте некоторые из них.
- Худо тому, кто добра не творит никому.
- Доброе дело питает и душу, и тело.
- Добрая слава летит, а худая бежит.
- Доброго чтут, а злого жалуют.
- Злой не верит, что есть добрый.
- Доброе слово лечит, а злое калечит.
- Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Ребята, в наше время всё чаще доброта уходит от нас, вернее, мы уходим от них. Поэтому много зла происходит вокруг нас. И порой всем нам не хватает дружбы, просто тёплого слова, доброго, искреннего совета.
Дети читают стихи:
1. Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно в любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет твоя доброта, улыбка твоя,
То день не напрасно был прожит, значит, живёшь ты не зря!
2. Кто любит собак или прочих животных,
Серьёзных котят и щенков беззаботных,
Кто может любить и козла, и осла,
Тот людям вовек не сделает зла.
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, кого можно считать добрым, а кого злым?
Вывод: для доброго человека нет чужого горя.
С давних пор и во все времена в разных концах земли, всегда и повсюду это было очень важным вопросом. Сейчас я вам расскажу один рассказ о Добре и Зле.
Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль. Добро попробовало солёный чай, но, ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Нате вам деньги, купите себе конфет к чаю».
Зло всё перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу за зло.
Вывод: добро всегда сильнее зла, люди ценят и долго помнят добрых людей, помогают им в трудную минуту, а злые люди всегда одиноки.
Воспитатель:
Доброта делает людей счастливыми, она сближает их, избавляет от одиночества, душевных ран и обид. Попробуйте вспомнить хоть один добрый поступок из своей жизни.
(Ответы детей).
Послушайте историю о добром докторе.
Давным-давно жил в Москве добрый доктор Фёдор Петрович Гааз. Он лечил бедных людей, кормил их, помогал им. И все свои деньги раздал тем, кто очень нуждался в помощи. Зато и любовь к нему бедных людей была велика.
Когда Фёдор Петрович умер, его хоронила вся Москва. И на собранные горожанами деньги ему поставили памятник. На этом памятнике выбиты слова, которые любил повторять добрый доктор: «Спешите делать добро».
Вывод: добрые умирают, а дела их живут.
Прежде чем мы отправимся на следующую станцию, хочу дать вам совет:
Давайте будем стараться относиться друг к другу добрее, искреннее, только тогда мы будем счастливыми и радостными.
Вторая станция «Вежливость»
Воспитатель:
Дети, каждый день мы по многу раз говорим друг другу слова приветствия, желаем здоровья. Важно, чтобы это происходило искренне, от души. Тогда человеку это будет приятно. У него даже может подняться настроение, как в этом стихотворении.
День был серый, непогожий
Над землёй густела тень.
«Добрый день!» - сказал прохожий.
Я ответил: «Добрый день!»
После этого мгновенья до конца большого дня
Почему-то настроенье было добрым у меня.
Стихи «Вежливость»
Наступила мышка на ногу слону.
Две минуты с лишком слон не мог шагнуть.
Мышка огорчилась: «Ах, какая жалость – то!»
Мышка извинилась: «Простите, пожалуйста!»
Слон сказал: «ну что же, ладно уж, бывает.
Вежливость тоже от боли помогает.
Вежливое приветствие может выражаться по-разному, в зависимости от ситуации. Давайте разберём некоторые ситуации:
- Если кто-то ест, что ему говорят?
- «приятного аппетита!»;
- «хлеб да соль!»;
- «чай да сахар».
2. Если кто-то куда-то уезжает.
- «доброго пути!»;
- «до скорой встречи!»;
- «храни тебя бог!»;
- «благослови тебя в пути!».
3. Ели кто-то занят работой.
- «труд на пользу!»;
- «бог в помощь!».
4. Если кто-то болеет.
- «скорейшего выздоровления!»;
- «поправляйся!»;
- «не падай духом!».
5. Если кто-то ложиться спать.
- «доброй ночи!»;
- «приятных сновидений!»;
- «спокойной ночи!».
Воспитатель:
Дети, давайте подумаем и скажем, кто же должен здороваться первым.
(Ответы детей)
Понятное дело, что младший со старшим, мальчик с девочкой. А вообще, кто первый заметит – тот и здоровается. Ничего зазорного в этом нет. Куда бы ни пришёл вежливый человек – в школу, домой, в гости, он всегда скажет слова приветствия. Послушайте стихи, которые мы нашли в одной старой книге.
Кто не стучит, коль войти хочет?
Лишь злодей во мраке ночи.
Входишь в дом – долой шапку
Только гриб не снимает шляпку.
Кто не встал, гостей не встретил?
Прадед Сергий на портрете.
Кто не здоровается, молчит?
Только тюльпан, что в вазе стоит.
Третья станция «Волшебные слова»
Мы знаем много разных сказок, где встречали добрых и злых волшебников. А добрые волшебники, между прочим, живут не только в сказках! Каждый человек с помощью волшебных слов может стать волшебником и совершать чудеса. А какие «волшебные слова» можете назвать вы?
Дети отвечают: здравствуйте, извините, спасибо, простите.
С помощью этих слов можно даже очень грустному человеку помочь вернуть хорошее настроение, подбодрить его в трудную минуту, даже избавить от боли. Но одних слов мало, надо чтобы и поступки наши были такими, за которые не приходилось бы стыдиться.
Простите. В.Юсупов.
Папа разбил драгоценную вазу.
Бабушка с мамой нахмурились сразу.
Но папа нашёлся: взглянул им в глаза
И робко и тихо «Простите», - сказал.
И мама молчит, улыбается даже:
«Мы купим другую, есть лучше в продаже…»
«Простите!». Казалось бы, что в нём такого?
А вот ведь какое чудесное слово!
Ссора. А.Кузнецова.
Мы поссорились с подружкой и уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я её не обижала, только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!».
Я пойду и помирюсь, дам ей мишку, извинюсь.
Дам ей куклу, дам трамвай и скажу: «Играть давай!».
Воспитатель:
Давайте подведём итог нашей беседы. Скажите, что вы поняли и какие выводы сделали для себя?
(Ответы детей, высказывание мнений.)
Воспитатель:
Добрым человеком должен быть каждый из нас. Потому что доброта необходима каждому, кто рядом с нами. Только доброжелательное, уважительное и почтительное поведение и общение принесёт людям радость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Основы православной культуры" по теме "Православное учение о человеке"
Задачи занятия: Дать понятие о душе человека, о внутреннем мире человека. Учить детей «думать о душе». Закреплять умения работать в группе, составлять кластеры, презентовать свои работы. Воспита...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» НА ТЕМУ: «НАШ УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР. ТВОРЕНИЕ МИРА И ЧЕЛОВЕКА»
Представление о происхождении мира; развивать нравственные качества личности; воспитывать бережное отношение к природе...
Урок ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры. "Тема: "Зачем творить добро"
Урок ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры. "Тема: "Зачем творить добро"...
«Основы религиозных культур и светской этики», модуль :«Основы православной культуры» Тема : «Зачем творить добро» 4 класс
Предмет - «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» Класс - 4 Тема и номер ...
Внеклассное занятие по основам православной культуры "Человек рожден для добра"
Внеклассное занятие по ОПК проводилось в рамках недели православной культуры в школе-интернате. Данное занятие направленно на формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению,...
Конспект урока Основ православной культуры Тема: «Зачем творить добро»
Цель: формирование у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании православных культурных и религиозных традиций, уважении к ним, любви к вере и ист...
Технологическая карта ОРКСЭ «Добро и зло» («Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры». 4 класс О.Ю. Васильева)
Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: формирование у обучающихся представлений о том, как менялось добро и зло в ходе исторического развитияЗадачи урока:Дидактические:1....