Внеклассное занятие для 2 класса "Какой национальности Петербург?"
план-конспект занятия (2 класс) по теме
Занятие посвящено воспитанию толерантности у младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
scenariy_seminara_po_tolerantnosti_2.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по толерантности во 2-м классе
«Какой национальности Петербург?»
Автор-составитель Лаушкина А.В.
Ученик : И – майской ночью в белом дыме, Слайд 1
И – в завываньи зимних пург-
Ты – всех прекрасней,- несравнимый
Блистательный Санкт-Петербург
Коль живём мы с вами, дети,
В лучшем городе на свете,
В славном городе Петра
Нам узнать о нем пора.
На занятии кружка мы знакомимся с нашим родным городом. Но сегодня узнаем его еще с одной стороны. Мы – жители Петербурга, носим гордое имя – петербуржцы. А настоящий петербуржец не только много знает о своем городе, но является носителем культуры города, т.е. становится культурным воспитанным человеком.
Сегодня мы постараемся ответить на важный вопрос:
Какой национальности Петербург? Слайд 2
Этот вопрос сегодня горячо обсуждается. Между тем запутал его еще основатель Санкт-Петербурга,
Кто является основателем Санкт-Петербурга? Слайд 3
когда руками русских, украинских и иных других мастеровых — крестьян, казаков, под руководством итальянских архитекторов и «немецких», то есть иностранных, инженеров по образцу голландских городов возводились первые строения невской крепости и будущей столицы России на месте, где преобладали болота..
С чего же начинался наш город? Слайд 4
Конечно. Это Петропавловская крепость.
В честь кого названа крепость?(святых Петра и Павла)
Кто был первым архитектором Петропавловской крепости?
Сразу после окончания строительства дерево-земляной крепости её начали перестраивать в камне. План каменной крепости составил немецкий архитектор Иоганн Кирштейн. С 1704 года к Заячьему острову стали намывать дополнительное пространство, остров ушёл в Неву примерно на 30 метров. Под руководством Кирштейна началась перестройка сооружений в камень, однако 24 июня 1705 года он умер. В 1706 году строительство возглавил Доменико Трезини.( Итальянец Родившийся в Швейцарии)
Слайд 5
Петропавловская крепость была первой на территории нашего города? (Орешек, Ниеншанц) Кто строил эти крепости?
А имя нашего города означает?(город святого Петра)
Что же получается?
Имя города немецкое. Расположение у самой границы, где с одной стороны — Финляндия, с другой — Эстония, а вокруг живут чересполосно русские, ингерманландцы, вепсы, ижора, карелы, и каждый — коренной народ на этой территории. Названия на старинной и современной картах города — Охта, Лахта, Юкки, Оккервиль, Мойка (Мья), Енисаари (Заячий остров), Новая Голландия, Немецкая и Греческая слободы, Финские шхеры, Греческий проспект, Татарский, Шведский, Финский и Запорожский переулки, Английская набережная и Английский проспект, Старорусская, Итальянская, Эстонская, Ижорская улицы, Австрийская площадь, Армянский мост...
Наш город на всех этапах своей истории притягивал динамичные и мобильные слои населения из разных концов страны и из-за рубежа. Кто-то пребывал здесь временно, на заработках, службе или учебе, а кто-то оседал навсегда, создавал семью, укоренялся и независимо от национальности становился тем самым «коренным» петербуржцем-ленинградцем, статус которого во всей стране был синонимом высокой культуры и воспитанности и на каждом из которых был отблеск героической истории и славы великого города.
Петербург говорит на русском языке, но в городской речи много особенностей, вызванных постоянными тесными контактами с другими языками.
На улицах нашего города соседствуют храмы разных вероисповеданий — 40 из 53 конфессий, официально зарегистрированных в России, наличествуют в Петербурге. Основные из них — православие, католичество, лютеранство, ислам, иудаизм, буддизм. Наш город хранят святые покровители разных вероисповеданий: православные Александр Невский и Ксения Петербуржская, католики Рафал Калиновский, Адам Хмеловский, Юргис Матуляйтис, Августин Лещевич, Болеслава Ламент, Урсула Ледуховская, иудей Иосеф-Ицхак Шнеерсон. У нас действуют самые северные в Европе и мире мечеть и буддийский храм, построенные, кстати, по проектам архитекторов других вероисповеданий.
Слайды храмов 6 - 12
Ну в самом деле, разве Пушкин родился в Петербурге? А прославивший Невский проспект Гоголь вообще приехал из Малороссии! А что уж говорить о плеяде великих зодчих — итальянцах, швейцарцах, французах, немцах и представителях других европейских стран!.. Примерам нет числа, и особый сюжет — защита Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Весь многонациональный Советский Союз был вместе с нашим городом. «Ленинградцы, дети мои! Ленинградцы, гордость моя!» — пел в 1941 году казахский старец Джамбул. Но о войне нельзя скороговоркой...
Сегодня в нашем городе проживает много людей других национальностей. Слайд 13
Наша задача научиться жить и быть терпимыми к особенностям и традициям других народов. Уважать людей других национальностей.
Как называется такое умение?
Слово толерантность взято из латинского языка. Так как мы с вами должны выяснить национальность нашего города, поговорим об этнической толерантности.
Что такое Этно? (народ), т.е. терпимость к народам.
Слайд 14
Этническая толерантность - способность человека проявлять уважение к малознакомому образу жизни представителей других народностей (их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям и т. д.).
Давайте попробуем описать портрет Этнически Толерантного Человека:
На столах лежат карточки, выберите те, которые на ваш взгляд больше всего подходят к этому понятию. (Дети отвечают по очереди по группам, на доску выкладывается цветок из лепестков.)
справедливый,
стремится жить в гармонии с окружающим миром;
умеет видеть в человеке, прежде всего, положительные черты,
умеет конструктивно выходить из конфликтов,
принимает СЕБЯ и других такими, какие они есть,
оценивает людей за их личные качества, а не за их цвет кожи, национальность, пол и т.д.,
уважает себя и окружающих.
Пробуем сделать вывод.
То есть, это личность, хорошо знающая себя и стремящаяся понять других людей.
Все ли лепестки вы использовали?
Всегда ли нам петербуржцам удается быть толерантными к окружающим нас людям?
Звучит стихотворение Андрея Усачева о гноме Слайд 15
У речки стоял удивительный домик.
В том домике жил удивительный гномик.
До пола росла у него борода,
А в той бороде проживала Звезда.
Не знал ни забот, ни тревог этот гном.
Звезда освещала собою весь дом
И печку топила, и кашу варила,
И сказки ему перед сном говорила…
И гном с восхищеньем чесал в бороде,
Что было, конечно приятно Звезде.
Кормилась она только крошками хлеба,
А ночью гулять улетала на небо.
Так шли потихоньку года и века…
Но кончилась в доме однажды мука.
И гном, распростившись с насиженной печкой,
С рассветом отправился в город за речкой.
А в городе том не носили бород.
- Ха-ха! Хо-хо-хо! – стал смеяться народ
- Вот чучело! – каждый ему говорил.
И гном испугался. И бороду сбрил.
И на пол упала его борода,
И тут же его закатилась Звезда.
У речки теперь есть обычнейший дом.
Живет в этом доме обычнейший гном.
Опять отросла у него борода,
Но больше к нему не вернулась Звезда.
Обсуждая с ребятами это стихотворение, задаю такие вопросы:
В чем оказались не правы жители города?,
Почему не вернулась Звезда к гному?
Что мы, петербуржцы, не должны делать?
Мы не должны делить людей по национальному признаку на своих и чужих!
Толковый словарь нам поможет разобраться с этими словами.
Слайд 16
«СВОЙ» - принадлежащий себе; являющийся личным имуществом, собственностью; родной, связанный близкими отношениями, совместной работой, общими убеждениями.
«ЧУЖОЙ» - принадлежащий другому, являющийся его собственностью; неродной, не связанный близкими отношениями; имеющий мало общего с кем-либо по духу, взглядам, интересам; чуждый, далекий.
Во многих народных сказках говорится о том, что люди должны уважать друг друга, быть терпимыми. Послушайте сказку, которую придумал узбекский народ, представители которого сейчас живут и работают в нашем городе.
Сказка о злом сыне. Слайд 17
Однажды сын приходит к отцу:
- Отец, я очень злюсь на людей, что мне с этим делать?
- Вот дверь, вот гвозди. Каждый раз, когда поругаешься с человеком – забивай один гвоздь в дверь.
Когда сын забил все гвозди, он снова пришел к отцу.
- Отец, я забил все гвозди, но все равно продолжаю со всеми ругаться.
- А теперь вытаскивай по одному гвоздю всякий раз, как будешь ругаться с кем-то.
Сын сделал все, как сказал отец.
Когда же все гвозди были вытащены, он пришел к отцу:
- Я вынул все гвозди. Что дальше?
- Посмотри, какой уродливой стала дверь. Вот такие же страшные следы ты оставляешь в сердцах людей, с которыми ругаешься.
С тех пор сын понял, что люди не должны ссориться и обижать друг друга. Что нужно жить в мире и согласии.
Как вы поняли главную мысль сказки?
Обратите внимание на лепесток, где написано, что толерантный человек уважает и знает и себя.
Нельзя научиться уважать культуру других не зная своей истории.
Чтобы понять культуру других народов, надо знать свою историю и культуру.
Русские – самое большое по численности население Санкт-Петербурга. Что нужно знать о себе?
Слово Музыкальном у руководителю. СЛАЙД 18
Исполнение ансамбля музыкальных народных инструментов музыкальной композиции «Светит месяц, светит ярко».
Слайд 19
Изучению культуры народа помогут нам и национальные костюмы.
Можно ли ответить на вопрос:
Какой национальности Санкт-Петербург?
Он Многонационален!
В Санкт-Петербурге произошло смешение народов, их культур, традиций, так пусть мы петербуржцы будем соответствовать этому великому званию.
Слайд 20, 21
Санкт-Петербург – гранитный город,
Взнесенный славой над Невой,
Где небосвод давно распорот – Адмиралтейскою иглой!
Как явь, вплелись твои туманы
Виденья двухсотлетних снов,
О, самый призрачный и странный
Из всех российских городов!
Недаром Пушкин и Растрелли
Сверкнувши молнией в веках,
Так титанически воспели
Тебя в граните и в стихах!
Звучит песня «Чтобы солнышко светило» Слайд 22-32
Занятие закончилось, спасибо всем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по внеурочной деятельности «Умники и умницы» Тема занятия « Совершенствование воображения»
Занятие по теме « Совершенствование воображения». Цель: формирование интереса у обучающихся к математике посредством игрового и занимательного материала. Задачи: обучающая: создать условия для развити...
Конспект тематического занятия во II классе Групповое внеклассное занятие на тему «Таблица умножения».
Цель занятия - через занимательные упражнения содействовать поднятию интереса детей к математике, усвоению ими таблицы умножения, расширению их кругозора....
Внеклассное мероприятие « Старичок-боровичок» с презентацией к внеклассному занятию «36 занятий для будущих отличников».
конспект внеурочного занятия для 3 класса...
Внеклассное занятие по оригами "Голуби мира", Презентация к внеклассному занятию "Голуби мира"
Данное занятие посвящено памяти героев Великой Отечественной войны. Сделана подборка стихов о празднике День Победы для заучивания наизусть. В презентации к занятию раскрывается роль голубей-гер...
Конспект внеклассного занятия ТЕМА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ: Герои отечественной войны 1812 года
Конспект внеклассного занятия ТЕМА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ: Герои отечественной войны 1812 года...
Конспект внеклассного занятия для обучающихся с ОВЗ из цикла занятий «Славянская письменность, правда и вымысел» Занятие №1 «Как возникла письменность»
Тема происхождения русского народа продолжает оставаться малоизученной. Отсутствие ясных ответов делает проблему происхождения русского народа чрезмерно запутанной. Достижения современной этнологии и ...
Конспект внеклассного занятия для обучающихся с ОВЗ из цикла занятий «Славянская письменность, правда и вымысел» Занятие № 2 «Значение письменности»
Занятие "Значение письменности" помогает привить у учащихся с ОВЗ, любовь к Отечеству, гордость за его культуру. Показать значение письменности в развитии цивилизации народов мира и...