Занятие по внеурочной деятельности "Я исследователь"
план-конспект занятия (3 класс) на тему
Тема: "Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bud_samostoyatelnym_no_ostorozhnym_i_vnimatelnym.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным
Практическая работа
Цели: уточнить представления об особенностях профессии службы спасения (милиция, скорая помощь, пожарная охрана) и особенностях жизнеобеспечения современного жилища; формировать умение принимать решение в экстремальной ситуации, защищающее жизнь и здоровье человека; практическое освоение правил безопасного поведения ребенка одного в квартире.
Оформление: часть кабинета оформлена как кухня и комната. Слева – кухня, закрытая ширмой. На кухне стол, электроплита, на ней кастрюля, набор прихваток, гладильная доска, утюг, бытовая химия, телевизор с цветочным горошком на нем, гирлянда с оголёнными проводами. Справа – комната, закрытая ширмой. Стол, на нём ножницы, кнопки (бутафорские), иголки (бутафорские), спицы, таблетки, на полу разбросаны игрушки. На полке телефон.
Оборудование: памятки, медали за правильный ответ, две ширмы, на которых плакат с тремя основными правилами безопасности, дверной глазок (бутафорский), кроссворд, плакат по пожарной безопасности.
Примечание для учителя.
На практическое занятие кружка приглашаются учащиеся начальной школы. Занятие инсценированное.
Действующие лица: Незнайка, милиционеры – ученики 5 класса. «Бабушка», «Врач», «Почтальон» - ученики 2 класса. Герои стихотворения С. Маршака «Пожар» - ученики 2 класса.
1. Вводная часть.
Ведущий. Что такое ОБЖ? (Основы безопасности жизнедеятельности.)
Назовите три основных правила безопасности. (Предвидеть опасность; по возможности избегать её; если не удалось избежать, то действовать.)
2. Сообщение темы. Мотивация.
Ведущий. Тема сегодняшней работы «Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным». Мы повторим всё, что знаем о безопасности дома, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье, жизнь и здоровье своих близких, жильё, в котором мы живём, для этого мы побываем в одной из квартир.
3. Основная часть (инсценировки).
1. Безопасность в комнате.
Из-за ширмы слышна песня «В траве сидел кузнечик».
Ведущий. В чью квартиру мы попали? (Незнайки.)
Сдвигается ширма. За столом сидит Незнайка и что-то вырезает. На полу разбросаны игрушки.
Ведущий. Незнайка, что у тебя случилось? Был на квартиру налёт?
Незнайка. Нет.
Ведущий. К тебе заходил бегемот?
Незнайка. Нет.
Ведущий. Может быть, дом не твой?
Незнайка. Мой.
Ведущий. А что тогда случилось?
Незнайка. Просто все малыши и малышки ушли по своим делам, и я решил им сделать сюрприз: приготовить обед, а пока варится суп, я делаю игрушки для новогодней елки.
Ведущий. Да, хороший «сюрприз» ты приготовил для своих друзей. В такой квартире их на каждом шагу подстерегают опасности.
Незнайка. Это дома-то? Да что же здесь опасного? Тараканы, что ли?
Ведущий. Ребята, давайте покажем Незнайке все опасности и поможем их устранить.
Ученики по одному выходят, называют опасность, объясняют, чем опасен предмет, и убирают его на место.
- Ножницы – закрыть, убрать в футляр (несчастный случай).
- Спицы – убрать в корзину (несчастный случай).
- Иголки – убрать в игольницу (несчастный случай).
- Таблетки – в аптечку (отравление).
- Кнопки – в коробочку (несчастный случай).
- Игрушки – на свои места (несчастный случай).
Ведущий. Вот сколько опасностей подстерегало тебя, Незнайка! Помни правило простое:
Ученик.
Дом в порядке содержи:
Вилки, ножницы, ножи,
И иголки, и булавки
Ты на место положи!
2. Безопасность на кухне
Ведущий. Вот теперь в комнате порядок. Но ты говорил, что готовишь обед.
Незнайка. Ай, ой! Заставили меня порядок наводить, а обед – то, сгорел!
Ведущий. И ты оставил без присмотра плиту? Ты подвергаешь себя и других опасности. Быстрее на кухню!
- Что сделать, если несчастный случай все-таки произошёл, а вы дома одни и вам некому помочь?
Ученик.
Если вдруг ты дома сильно захворал,
Простудился или ногу поломал,
В тот же миг по телефону набери
Этот номер скорой помощи – «03».
Ведущий. Ты все понял, Незнайка?
Незнайка. Да.
Ведущий. А вот сейчас мы это проверим.
Кроссворд
1 | 2 | |||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||
По горизонтали:
1. Почему не надо дотрагиваться до чайника, который стоит на огне? (Горячий.)
Незнайка (отвечает). Красивый, его можно замарать.
4. Вызывать ли скорую помощь, если произошел, какой случай? (Несчастный.)
Незнайка. Весёлый.
5. Вода и электричество вместе – это что? (Опасность.)
Незнайка. Радость, салют, Фейерверк!
6. Почему не надо брать стиральный порошок? (Ядовитый.)
Незнайка. Не вкусный.
7. Что тебе нужно для разрезания бумаги? (Ножницы.)
Незнайка. Ничего мне не надо.
По вертикали:
2. Нож – это какой предмет? (Острый.)
Незнайка. Тяжёлый
3. Какой человек старается уберечь себя от опасности? (Осторожный.)
Незнайка. Я, Незнайка!
Незнайка даёт свои неправильные ответы, ребята исправляют его, называют правильный ответ. Незнайка записывает их. Пока дети отгадывают кроссворд, можно приготовить для сценки печку.
3. Причины возникновения пожара и действия во время пожара.
Ведущий. Ничего ты, Незнайка, не понял.
Незнайка. Да что вы все – опасности, опасности! Жизни радоваться спокойно не даёте. Смотрите лучше, что я приобрёл для Нового года (достаёт из кармана бенгальские огни). Сейчас такой салют устроим!
Ведущий. Что вы, ребята, можете сказать Незнайке? (Бенгальские огни могут быть причиной пожара.)
Ведущий. А ещё какие причины пожара вы знаете?
- Не балуйся со спичками.
- Выключай электроприборы, выходя из комнаты.
- Не суши бельё над плитой.
- Не открывай печку без взрослых.
Ведущий. Посмотри, Незнайка, что может произойти, если не выполнять эти правила.
Инсценировка стихотворения. С, Маршака «Пожар».
Ведущий. А что ты, Незнайка, сделаешь, если начнётся пожар?
Незнайка. Открою дверь балкона, ветер задует огонь!
Ведущий. Правильно, ребята? (Нет. Надо позвонить по телефону «01».)
Ученик.
Знает каждый гражданин
Этот номер – «01».
Если дома появился сильный дым,
Набери по телефону «01».
Ведущий. Почему нельзя открывать дверь балкона?
Дети отвечают.
Ведущий. А вы знаете, что нужно сделать в первую очередь, если в доме начался пожар?
- Если огонь небольшой, попробовать затушить его, набросив плотную ткань или вылив воды.
- Если огонь сразу не погас, то немедленно убегай из квартиры, а потом звони по телефону «01».
Ведущий. Всё ли можно тушить водой? (Нельзя тушить электроприборы.)
Ведущий сообщает правильный ответ после высказываний детей.
Ведущий. Только ли огонь опасен при пожаре? (Дым. Надо опуститься на корточки или покидать помещение ползком – внизу дыма меньше.)
Незнайка. Я понял.
Если дома появился сильный дым,
Набери по телефону «01».
Если нету телефона,
Позови людей с балкона.
4. Личная безопасность дома.
Раздаётся звонок в дверь.
Незнайка. Звонят в дверь, побегу открывать.
Ведущий. Подожди, Незнайка, опять ты торопишься. Ребята, подскажите Незнайке, что ему надо сделать, прежде чем открыть дверь? (Посмотреть в глазок или спросить, кто там.)
Незнайка. Ну, ладно, ладно. Смотрю. Там какая-то бабушка,
Что она мне сделает? Я открою.
Ведущий. Стой, Незнайка, не торопись! Сначала отгадай загадку. Кому из этих трёх людей ты откроешь дверь?
Незнайка. Всем.
Ведущий. Правильно, ребята?
В дверь стучится «Врач». Ведущий спрашивает Незнайку, можно ли открыть дверь. Незнайка согласен, потому что врач лечит, а ученики – нет, так как без взрослых дверь нельзя открывать никому.
Снова стук в дверь.
Незнайка. Кто там?
Голос за ширмой («Почтальон»). Малыш, позови, пожалуйста, маму.
Незнайка. А дома никого нет.
Ведущий. Правильно ответил Незнайка?
Дети. Нет.
Ведущий. А как надо правильно? (Мама занята, подойти не может.)
«Почтальон». Тогда открой дверь, я принесла тебе билеты на новогоднюю елку.
Незнайка. Ура! Я пойду на новогоднюю елку! Сейчас открою.
Ведущий. Сначала спроси у ребят, можно ли открывать дверь. (Нет. Если тебя не предупредили о приходе визитёра.)
Начинают ломать дверь.
Незнайка. Что делать, меня сейчас украдут?!
Ученик.
Если вдруг в квартиру ломится чужой,
Говорит плохие, странные слова,
Угрожает и ломает дверь ногой,
Ты в милицию звони быстрей – «02».
Незнайка (в телефон). Помогите! Помогите! Меня хотят украсть!
Ведущий. Сможет ли милиция помочь Незнайке (Нет, Незнайка неправильно вызывает помощь.)
Дети демонстрируют, как правильно вызвать помощь. Звонок по телефону в милицию: нужно представиться, назвать причину вызова, точный адрес, номер квартиры.
Снова звонок в дверь квартиры Незнайки.
Незнайка. Я бо-боюсь.
Ведущий. Хорошо, Незнайка, я сама узнаю, кто там. (Подходит к двери.) Кто там?
Милиционер. Милицию вызывали?
Ведущий. Ребята, мы вызвали милицию? (Да, значит можно открыть дверь.)
Ведущий открывает дверь. Входит милиционер.
Милиционер. Что у вас произошло?
Незнайка. Меня украсть хотели!!!
Милиционер. За дверями никого нет. Наверно, преступники услышали ваш разговор и ушли. Вы поступили совершенно верно.
Ребята, запомните! Вашим помощником в трудной ситуации может быть телефон, только нужно правильно им пользоваться. Если ты один дома, ты всегда сможешь задать трудные вопросы маме, папе, дедушке, бабушке по телефону. Набрав определенный номер, ты всегда сможешь позвать на помощь милицию, скорую помощь, пожарных, соседей, друзей. Запомни, что тебе смогут помочь, если ты точно назовёшь свой адрес, телефон, как тебя зовут. Для того, чтобы не забывать номера телефонов, взрослые придумали записные книжки. И я вам (достаёт из кармана памятку) советую сделать такую же. Впишите в неё самые нужные номера. Посоветуйтесь с родителями, какие это будут номера. Потом эту памятку можно будет носить с собой как записную книжку или положить около телефона, чтобы она всегда была под рукой.
Итак, запомните:
Если вдруг ты дома сильно захворал,
Простудился или ногу поломал,
В тот же миг по телефону набери
Этот номер скорой помощи – «03».
Этот номер – «01».
Если дома появился дым,
Набери по телефону «01».
Если вдруг в квартиру ломится чужой,
Говорит плохие, страшные слова,
Угрожает и ломает дверь ногой,
Ты в милицию звони быстрей – «02».
Ведущий. Незнайка, помоги раздать памятки. Прочитаем, что там написано.
Чтение и анализ памятки. Даётся домашнее задание: заполнить памятку вместе с родителями.
Главные правила безопасного поведения
- Предвидеть опасность.
- По возможности её избегать.
- При необходимости – действовать.
Памятка
Учени___ 3 класса
Бабушка
____________________
Мамина работа
____________________
Папина работа
__________________
Бабушкина работа
__________________
Дедушкина работа
____________________
Соседи
____________________
Служба спасения
Милиция____________
Твое отделение милиции
____________________
+ Скорая помощь
____________________
Твоя поликлиника
____________________
Служба газа
Детский телефон доверия
____________________
Твой адрес:
_______________________________
_______________________________
Твой телефон
____________________ ____________________
Ведущий. Спасибо, уважаемый милиционер, за помощь и совет. Наши ребята тоже уже много знают. За урок они заработали много медалей за правильные ответы.
Милиционер. Надеюсь, что каждый из этих ребят сумеет сохранить здоровье и жизнь. А мне пора. Служба.
Ведущий. До свидания! А я ещё раз повторю домашнее задание: заполнить памятку и вложить её в дневник.
- -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса в учётом реализации требований ФГОС.
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" составлена с учётом реализации требований ФГОС начального общего образования...
Занятие по внеурочной деятельности по программе "Юный исследователь" 2 класс. Игра-исследование "Конструирование детского кафе".
Это занятие по основам проектной деятельности. Конспект занятия, технологическая карта, слайды и приложения....
Занятие по внеурочной деятельности «Я - исследователь» на тему «Будь природе другом»
Занятие по внеурочной деятельности «Я - исследователь» на тему «Будь природе другом»Цели: дать представление о взаимосвязи человека и природы, учить детей выполнять законы природы; воспиты...
Конспект занятия по внеурочной деятельности "Я - исследователь" на тему "Сбор информации для проекта "Аквариум и его обитатели".
В течении 2013/2014 учебного года мы с группой ребят 2 Д класса, в рамках внеурочной деятельности, работали над проектом "Аквариум и его обитатели". В ходе работы над проектом мы с ребятами дали откры...
Занятие по внеурочной деятельности курса "Юный исследователь"
Занятие по внеурочной дечтельности по теме "Измерение громкости звука". Курс "Юный исследователь"...
Система занятий по внеурочной деятельности "Школа исследователей" 3 класс
Создание условий для развития у детей познавательных интересов, формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывать у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллек...
открытое занятие по внеурочной деятельности "Я- исследователь"
материал исследует культуру и традиции разных стран и народов....