программа кружок Умелые руки
рабочая программа по теме
Программу кружка "Умелые руки" можно использовать на внеурочной дееятельности. Программа содержит УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КРУЖОК УМЕЛЫЕ РУКИ С УУД | 35.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано на заседании Утверждаю
Методического Совета Директор школы
МАОУ «СОШ №120» Э.Н.Дубровина
«___»____________201_г. ______________
Протокол №__________ «___»___________201_г.
.
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №120»
Программа внеурочной деятельности
«Умелые руки»
2 класс
Автор
(адаптированная)
Составитель программы: Кузнецова Татьяна Михайловна,
Учитель начальных классов
г.Пермь, 2012 г.
Пояснительная записка
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.
По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста от 7-9 лет.
При обучении используется режим групповых занятий - по одному часу один раз в неделю.
Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ.
Актуальность программы «Умелые руки» заключается в том, что она предоставляет возможность учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус.
В зависимости от характера усвоения изучаемой темы, занятия проводятся в групповой, коллективной и индивидуальной формах.
Цели: развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
Задачи:
Познакомить с окружающим миром.
Изготовить поделки и сувениры, в том числе и из бросового и природного материала.
Использовать в работе различные материалы (ткань, мех, бумага, картон, пластилин, бисер, пряжа, бросовый материал, природный материал и т.д.)
Воспитывать эстетический вкус, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.
Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию “Я хочу это сделать сам”. В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, т.е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделии. Причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.
Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” учителя по принципу “ делай как я”, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения учащихся. Но задержка младших школьников на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: учащиеся становятся интеллектуально пассивными, часто беспомощными при самостоятельном решении самых простых заданий. Использование инструкционных и технологических карт и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя “работу ума с работой рук”, а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.
Индивидуальный труд учащихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога младшие школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных особенностей младших школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.
Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.
В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами.
Изготовление изделий строится на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.
Главной задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.
Для повышения и поддержания интереса учащихся к объектам труда, его процессам и результатам имеет организация для выполнения небольших по объему трудовых заданий бригад или звеньев с распределением между детьми разных функций (бригадир, рабочий и т.д.).
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.
Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, поселка), так и районные. Использование поделок-сувениров в качестве подарков; оформление зала для проведения праздничных утренников.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностные результаты:
формирование и развитие художественного вкуса, интереса к художественному искусству и творческой деятельности;
формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей национальной принадлежности в процессе изготовления художественных произведений;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре разных народов на основе знакомства с национальным творчеством разных стран и эпох;
формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование мотивации к художественному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности художественно-творческой деятельности учащихся.
Универсальные учебные действия
Познавательные:
Учащиеся научатся:
сознательно усваивать сложную информацию абстрактного характера и использовать её для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач;
находить необходимую для выполнения работы информацию в различных источниках; анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели);
сравнивать, характеризовать и оценивать возможности её использования в собственной деятельности;
анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме;
выполнять символические действия моделирования и преобразования модели.
Учащиеся получат возможность:
научиться реализовывать собственные творческие замыслы, подготавливая инсценировки и выступая перед зрителями;
удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, интеллектуально обогащающей личность, расширяющей и углубляющей знания о данной предметной области.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью, устанавливая причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатом и прогнозировать действия, необходимые для получения планируемых результатов;
осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;
самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы.
Учащиеся получат возможность:
формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе совместной деятельности;
действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск с учётом имеющихся условий.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
организовывать совместную работу в паре или группе: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь;
формулировать собственное мнение и варианты решения, аргументировано их излагать, выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы, комментировать и оценивать их достижения в доброжелательной форме, высказывать им свои предложения и пожелания.
Учащиеся получат возможность: совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретённый опыт в ходе занятий.
К концу обучения учащиеся должны знать:
название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
название и назначение ручных инструментов и приспособлений- ножницы, кисточка для клея, игла;
правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.
К концу обучения учащиеся должны уметь:
анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, вышивать стежками “вперед иголка”.
Условия реализации программы
Инструменты и приспособления:
простой карандаш
линейка
фломастеры
цветные карандаши
ножницы канцелярские с закругленными концами
кисточка для клея и красок
иголки швейные
доски для работы с пластилином
Материалы:
пластилин
бумага цветная для аппликаций
двухсторонняя цветная бумага для оригами, квилинга
картон белый и цветной
ткань: ситец однотонный и цветной
мех
вата
нитки швейные – белые, черные и цветные
мулине
шерстяная пряжа
клей ПВА
ватные диски
Тематическое планирование и содержание программы
№ | Тема | Всего часов | Теоретических | Практических |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Работа с пластилином | 4 | 0,5 | 3,5 |
3 | Работа с бумагой и картоном. | 15 | 2 | 13 |
4 | Работа с тканью | 8 | 1 | 7 |
5 | Работа с соленым тестом | 2 | 0,5 | 1,5 |
6 | Работа с бросовым материалом | 3 | - | 3 |
7 | Итоговое занятие | 1 | 1 | - |
| Всего | 34 | 6 | 28 |
№ | Тема | Содержание | Часы | Примечание |
1 | Вводное занятие | Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля.
| 1 |
|
2 |
Работа с пластилином | История про пластилин. Техника безопасности. Приемы работы. Лепка по замыслу детей. | 1
|
|
| 1
1 |
Работа в группах | ||
Пластилиновая аппликация на картоне с использованием природного материала. | 1 |
| ||
3 |
Работа с бумагой и картоном. | Свойства бумаги и картона. Виды бумаги. Техника безопасности. Закладка. | 1 |
|
Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей, фруктов, листьев. | 1 |
| ||
Изготовление аппликаций. Использование дырокола. | 1 | Работа в парах | ||
Плетёные листья. | 1 |
| ||
| 1
1 1 |
Работа в группах Коллективная творческая работа | ||
| 1
2 |
| ||
Изготовление елочных гирлянд, игрушек. | 1 |
| ||
| 1
1 2
|
Коллективная творческая работа | ||
4 | Работа с тканью и нитками | Введение в тему. Кукла из ниток. | 1 |
|
Знакомство со сметочным швом. Салфетка. | 2 |
| ||
Панно «Снеговик» (из ватных дисков) | 1 |
| ||
Изготовление пальчиковых кукол. | 2 | Коллективная работа «Сказка своими руками» | ||
Знакомство и шитье мягкой игрушки «Смешарики».
| 2 |
| ||
5 | Работа с соленым тестом |
|
2 |
|
6 | Работа с бросовым материалом | Конструирование дома для сказочных героев. | 1 | Работа в группах |
«Фантиковая фантазия» | 2 | Коллективная творческая работа | ||
7 | Итоговое занятие. | Подведение итогов. | 1 | Защита творческих проектов. |
Литература
- Интернет-ресурс: http://stranamasterov.ru
- Т.М. Геронимус “150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий”. 1997 г.
- М.А.Гусакова “Аппликация”, Просвещение, 1987 г.
- М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”, ТЦ "Сфера", 1999 г.
- Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
- Н.В. Волкова, Е.Г. Жадько «100 замечательных поделок из всякой всячины», Росто-на-Дону, 2009 г.
- В.А. Хоменко «Солёное тесто: шаг за шагом», Харьков, 2007 г.
- Т.Б. Сержантова «366 моделей из оригами», Айрис-пресс, 2006 г.
- В.В. Выгонов «Трехмерное оригами», Издательский Дом МСП, 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности в начальной школе. Кружок "Умелые руки"
Актуальность изучаемой деятельности. Программа объединения «Умелые руки» носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение учащимися основными приемами и техникой работы с природн...
Рабочая программа. Кружок «Умелые руки»
Задачи:- учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов;- - развивать у детей воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родн...
кружок умелые руки 1 класс
Рабочая программа кружка "Умелые руки" для 1 класса, расчитанная на 33 часа...
кружок "Умелые руки"
рабочая программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ кружок «Умелые руки»
Данная программа призвана научить детей основным приемам работы с бумагой, красками, карандашами, природными материалами, пластилином, тканью и чертежными принадлежностями, побудить творче...
Кружок "Умелые руки"
Образовательная программа кружка "Умелые руки"...
Кружок "Умелые руки"
программа кружка "Умелые руки"...