Кружок "Умелые руки"
рабочая программа (2 класс)

программа кружка "Умелые руки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx81.98 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА  КРУЖКА

        

(срок  реализации 4 года)  

        Возраст детей 7-11 лет.        

     Количество  детей -  15 человек.                                     

Руководитель: Горбатова Наталья Алексеевна,

   учитель начальных классов

МОУ «Костровская СОШ»

                                                         

                                                                   

                                         Пояснительная записка

В современном мире художественное мышление, связывающее нас с прошлым, с духовным наследием наших предков, является непреходящей ценностью. А воплощение этого мышления и есть декоративно-прикладное искусство. Оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Поэтому очень важно для детей видеть красоту предметов декоративно-прикладного искусства, пробовать изготовить их своими руками.

Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности. В программу введены и современные виды рукоделия, такие как свит-дизайн, квиллинг.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Для практической работы отводится большая часть времени – до 90%.Занятия проходят в комнате, в которой есть наглядные пособия, большой раздаточный материал, шкафы с образцами поделок, компьютер, проектор. Комната проветривается, имеет нормативное освещение, отвечает санитарно - гигиеническим требованиям. За каждым учеником закрепляется индивидуальное рабочее место и инструменты. Перечень и объём материалов следует предусмотреть заранее – сбор некоторых зависит от сезонных условий. Такие материалы, как листья, корни, веточки собираем с детьми во время экскурсии.

            Очень важно познакомить родителей с планом работы кружка.

Они помогут заранее приобрести нужные материалы к работе.

Тесная связь семьи и школы будет способствовать воспитанию школьников.

На занятиях с детьми необходимо акцентировать внимание учащихся не на изготовление конкретной поделки, а на её конструктивном построении, общей закономерности устройства изделия этого типа, показать варианты, чтобы дети смогли бы дома самостоятельно сделать нужную поделку. Такой подход, как свидетельствует  практика, значительно повышает интерес к знаниям. А это является главным отличием от уроков трудового обучения.

   

           В рабочей комнате у нас есть постоянно действующая выставка детских работ. Дети видят результаты своего труда, сравнивают сделанное, обсуждают изделия, выделяют наиболее интересные работы.  

Дети участвуют в конкурсах школы и конкурсах районного масштаба.

Цель программы кружка «Умелые руки» –  воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.

Задачи программы:

- развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);

- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;

- воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному населению - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;

- овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно – экономическими знаниями;

- расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта учащихся, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.

- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;

- раскрыть истоки народного творчества;

- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

- воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству, природе и окружающему миру.

В программу включены следующие разделы:

  • Работа с природным материалом.
  • Поделки из бросовых материалов.
  • Лепка из соленого теста, пластилина.
  • Работа с бумагой и картоном. Квиллинг.
  • Работа с тканью и нитками.
  • Бисероплетение.
  • Свит-дизайн.
  • Поделки из бросового материала.
  • Подготовка к праздникам:
  • Новый Год (символ года, мастерская елочных игрушек);
  • 23 февраля (открытка для папы, дедушки);
  • 8 марта (открытки, подарки);
  • Пасха (традиционная роспись яиц, пасхальные композиции).
  • Выставки, конкурсы.

Ожидаемые результаты:

В конце обучения дети должны получить знания:

  • о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  • в области композиции, формообразовании, цветоведения;
  • об особенностях лепных игрушек;
  • о праздничных традициях.

умения:

  • работать нужными инструментами и приспособлениями;
  • последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
  • лепить из соленого теста, пластилина;
  • применять разные формы лепки; расписывать игрушки;
  • мастерить открытки в различных техниках аппликации;
  • расписывать пасхальные яйца по традиционным мотивам.

Планируемые результаты освоения учащимися программы курса

 «Умелые руки»

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

•        интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

•        познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

•        адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

•        внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

•        выраженной познавательной мотивации;

•        устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

•        планировать свои действия;

•        осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

•        адекватно воспринимать оценку учителя;

•        различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

•        проявлять познавательную инициативу;

•        самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

•        допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

•        учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

•        формулировать собственное мнение и позицию;

•        договариваться, приходить к общему решению;

•        соблюдать корректность в высказываниях;

•        задавать вопросы по существу;

•        контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

•        учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

•        владеть монологической и диалогической формой речи;

•        осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

•        осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

•        высказываться в устной и письменной форме;

•        анализировать объекты, выделять главное;

•        осуществлять синтез (целое из частей);

•        проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

•        устанавливать причинно-следственные связи;

•        строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

•        осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

•        осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

•        использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

•        развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

•        расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

•        познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

•        использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

•        познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

•        совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

•        оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

•        достичь оптимального для каждого уровня развития;

•        сформировать навыки работы с информацией.

Применяемые педагогические технологии

п/п

Современные образовательные технологии и/или методики

Цель использования технологий и/или методик

Описание внедрения

технологий и/или методик в практической профессиональной деятельности

Результат использования технологий и/или методик

1.

Информационно-

компьютерные технологии

(Селевко Г.К., Роберт И.В.)

Цель: сбор, накопление, хранение больших объемов информации с возможностью легкого доступа к ней, её тиражирование, отбор материалов для обучения из раз-личных источни-ков, визуализация учебной инфор-мации, наглядная демонстрация видеоматериалов по учебным темам.

В течение учебного года часть учебного материала подаётся в виде презентаций, слайд-шоу, демонстрируются видеоматериалы по учебным темам, используются компьютерные программы для составления схем, компьютер исполь-зуется для полу-чения информации.

Этапы:

- подготовка учеб-ного материала, просмотр готовых и создание новых презентаций, слайд-шоу, видеороликов;

- демонстрация материалов, работа с программами;

- проверка знаний;

- организация коррекционной работы.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

- Развитие повышенного интереса у обучающихся к изучаемому учеб-ному материалу, к творчеству в выбранном виде деятельности.

- Развитие умения сбора информации по разделам про-грамммы.

2.

Технология индивидуального обучения

(Инге Унт, Якиманская И.С.)

Цель: раскрытие и учет индиви-дуальных особенностей и способностей детей, осуществление педагогического процесса с учетом этих особенностей и способностей, создание комфортных условий развития личности каждого ребенка в составе группы

Практические работы на этапе закрепления учебного материала подбираются каждому обучаю-щемуся индиви-дуально в зависи-мости от возраста, способностей учащегося и от наличия материалов и необходимости данного изделия для ребенка.

Для более способных и одарённых детей подбираются работы повышенной сложности.

Этапы:

- выявление способностей детей, скорости выполне-ния ими работ;

- подбор изделий для выполнения с учетом способностей ребенка;

- выявление трудностей при выполнении, проверка качества;

- организация коррекционной работы.

- Работа наиболее способных детей по отдельным услож-ненным заданиям

- Создание ситуации успеха для всех обучающихся независимо от их способностей.

3.

Технология сотрудничества

(Ш.А.Амонашвили, В.Ф.Шаталов)

Цель: реализация равенства в отно-шениях педагога и обучающихся, воспитания самостоятельнос-ти обучающее-гося, умения принимать собственные решения и отстаивать своё мнение во время обсуждения выполняемого изделия.

Педагог и обучающийся совместно разраба-тывают будущее изделие. Ребёнок имеет возможность высказать свое желание, выбирая цветовое решение, форму изделия, подобрать схему для его выполнения. Качество выполняе-мой работы педагог и обучающийся проверяют совмест-но.  

Этапы:

- совместный выбор изделия, подбор материалов, цвето-вого решения, поиск или составление схемы;

- совместная проверка качества исполнения;

- организация коррекционной работы.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

- Приобретение навыков принятия самостоятельного решения во время разработки изделия, защиты своего мнения.  

 - Умение подбирать материалы, инстру-менты, схемы для  выполнения изде-лия.

4.

Игровые технологии

(Эльконин Д.Б.)

Цель:

- раскрытие личностных способностей детей через актуализацию познавательного опыта в процессе игровой деятель-ности.

Использование игровых методик и приемов  для создания спокойной благоприятной обстановки,  для раскрепощения детей.

Игровая деятельность используется в следующих случаях:

-    в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела образовательной программы;

-    как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

-    в качестве заня-тия или его части (введения, объясне-ния, закрепления, упражнения, конт-роля);

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средст-ва, в учебную дея-тельность вводится элемент соревно-вания, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполне-ние дидактического задания связывается с игровым результа-том.

Занятие  как серия игр. Игра – диагност. Игра - терапевт. Игровые методы с элементами проблемности, творчества.  Игровые программы для детей и взрослых. Дидактические игры. Игры на развитие познавательных способностей, личностных качеств  ребенка. Подвижные и спортивные игры. Конкурсы. КВНы. Игры народов мира. Настольные игры. Сюжетно-ролевые игры. Игры-путешествия. Игры-сказки. Игры-драматизации.

Результат использования технологии соответствует  целевым ориентациям

- дидактическим:

 расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;

- воспитательным: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности

- развивающим: развитие качеств и структур личности; - социальным: приобщение к нормам и ценностям общества, адапта-ция к условиям среды.

Приподнятый эмоциональный фон, стойкое повы-шение интереса к процессу познания мира. Самореализация в игре. Развитие личностных характеристик ребенка. Развитие творческих и импровизационных способностей ребенка. Коррекция негативных проявлений. Овладение нормами человеческого общежития. Укрепление внутрисемейных связей.

5.

Технология коллективной творческой деятельности

(И.Волков, И.Иванов)

Цель:

- развитие у обучающихся познавательных интересов, заинтересован-ного отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективном поиске.

Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у детей таких качеств личности как:  стремление к познанию непознанного, целеустремлённость,  наблюдательность и любознательность, пытливость ума.

Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.

Структура каждого коллективного творческого дела определяется шестью стадиями коллективного творчества.

Первая стадия - предварительная работа коллектива. На этой стадии педагог  и члены объединения определяют конкретные задачи данного КТД , намечают свои исходные направляющие действия, необходимые для выполнения этих задач, и приступают к планированию

Вторая стадия - коллективное планирование. Коллективное планирование начинается в микро коллективах, постоянных или временных объединениях. Здесь каждый высказывает свое мнение, оно обсуждается, в результате вырабатывается мнение микро коллектива.

Третья стадия - коллективная подготовка КТД.

Проект КТД уточняется и конкретизируется сначала Советом дела, с участием  педагога, затем в микро коллективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.

Четвертая стадия - проведение КТД.

Педагог, опираясь на коллективный опыт подготовки КТД, выполняют задуманное дело. Действия воспитан-ников являются исходным, в них проявляется опыт, примерный и накопленный в процессе планирования и подготовки данного дела.

Пятая стадия - коллективное подведение итогов КТД.

Подведение итогов происходит на общем сборе, обсуждаются вопросы — задачи на размышление: Что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее?

Шестая стадия - стадия ближайшего последствия КТД.

На этой стадии в исходных направляющих действиях педагога непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы

Способствует развитию личности обучающихся. Дает возможность обучающемуся: - реализовать и развивать свои способности,

- расширить знания об окружающем мире,

- приобрести навыки проекти-рования,

-проявить организаторские умения;

 - закрепить коммуникативные навыки,

- формировать способности к рефлексии (анализу).

Педагог:

-изучает детский коллектив;

-объединяет  воспитанников и родителей;
- управляет  процессом развития;
личности воспитанника,

-развивает рефлексивные
возможности.

Методическое обеспечение программы

Средства обучения:

- инструменты – бисерные иглы, ножницы, салфетки, нитки, проволока;

крючки (короткий и длинный);

- средства наглядности – готовые изделия, образцы, фотографии, книги  с цветными фотографиями, система условных обозначений, схемы;

- компьютер и электронные носители с информацией по предмету.

Методы обучения: словесные, наглядно-практические, проблемно-поисковые

- объяснение материала;

- показ выполнения с акцентом на проблемные участки;

- практическая работа под контролем педагога;

- самостоятельная практическая работа;

- взаимообучение.

Формы занятий:

- групповые занятия в учебном кабинете, сочетающие теоретические и практические занятия;

- экскурсии.

Список пособий:

1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

4. Т.Н. Проснякова  Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

5. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006.

6. Барбара Рейд. Обыкновенный пластилин – М.: АСТ-ПРЕСС, 2006.

7. Л.В. Базулина, И.В. Новикова. Бисер – Ярославль: Академия развития, 2007.

8. Пищикова Н.Г. работа с бумагой в нетрадиционной технике – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

9. Л.Кулакова. Цветы и вазы из бумаги (оригами) – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008.

10. Сайт Страна Мастеров

http://stranamasterov.ru

11. Сайт Всё для детей

http://allforchildren.ru

12. Агапова И., Давыдова М. «Школа рукоделия: мягкая игрушка» - М., 2007.

13. Зайцева И.Г. Мягкая игрушка. Издательский Дом МСП, 2005.

14. Калинина Е. Вышивка от простого к сложному. – М.: «Лабиринт – Пресс», 2002.

15. Куликова О.П. Поделки из природных материалов. – М.: Издательский Дом МСП, 2004.

16. Лапеева Н. Шьём весёлый зоопарк. - М.: «Лабиринт – Пресс», 2005.

17. Силаева К.В. Солёное тесто. Украшения. Сувениры. Поделки. Издательство «Эксмо», 2004.

18. Черныш И.В. Заавные поделки к праздникам. – М.: «Айрис-Пресс», 2004.

19. Чижик Т.Б., Чижик М.Б. Рукоделие от безделья. – Ростов Н/Д, Феникс, 2004.

Форма подведения итогов программы дополнительного образования детей – выставки и конкурсы.

Программа рассчитана на 3 часа в неделю: 1 – 4 классы по 108 ч. (36 нед.)

Учебно-тематический

план первого года  обучения

Название темы

Всего часов

Теория

Практика

Форма

контроля

1. Вводное занятие.

1

1

2. Работа с природным материалом.

10

1

9

выставка работ

3. Лепка из различных материалов.

15

1

14

выставка работ

4. Поделки из бумаги и картона.

22

2

20

выставка работ

5. Работа  с тканью. Вышивание.

25

2

23

выставка работ

6. Бисероплетение.

22

1

21

выставка работ

7. Квиллинг.

12

1

11

выставка работ

8. Выставка работ за год, награждение детей дипломами.

1

1

-

просмотр работ и образцов

                                       Итого:                        

108

Содержание:

1. Вводное занятие – 1 ч. 

Ознакомление с программой. Правила безопасной работы с иголками, ножницами. Правила противопожарной безопасности. Инструктаж по правилам дорожного движения. Беседа «Дорога в школу и домой». Сведения о материалах, инструментах.

    2. Работа с природным материалом – 10 ч.

        Экскурсия. Сбор природного материала. Выполнение практических работ: аппликации из листьев и цветов, выполнение из природного материала «лесных» скульптур, поделок.

   3. Лепка из различных материалов – 15 ч.

        Беседа о видах лепки, пластичных материалов. Выполнение практических работ из пластилина: рисование пластилином, лепка животных, игрушек, овощей. Приготовление солёного теста. Лепка печенья, животных.

      4. Поделки из бумаги и картона – 22 ч.

        Беседа «Что делают из бумаги и картона?», свойства бумаги. Практические работы: обрывная аппликация, симметричное вырезание, оригами, коллаж, аппликации из геометрических фигур, открытки, украшения на ёлку.

      5. Работа с тканью. Вышивание – 25 ч.

        Учимся шить. Виды тканей и ниток. Аппликации из ткани, вышивка на салфетке с бахромой, шов «вперёд иголку», плетение из лент. Техника «изонить». Аппликации в технике «изонить». Поделки из ниток.

      6. Бисероплетение – 22 ч.

        Понятие о бисероплетении. Исторические сведения. Правила работы с бисером. Практические занятия: выполнение соединений, плетение различных цепочек, цветы из бисера, насекомые и животные.

      7. Квиллинг – 12 ч.

        Что такое квиллинг. Элементы квиллинга. Аппликации в технике квиллинг: цветы, композиции, открытки.

  Основы поведения на улицах и автодорогах – 7 ч. 

- Практическое занятие «Дорога в школу и домой»

- Дорожные знаки: история возникновения дорожных знаков. Светофор.

Виды  знаков: запрещающие, предписывающие, знаки приоритета,          

      информационные, знаки сервиса. Перекресток. Просмотр мультфильмов.

       - Практическое занятие «Рисуем дорожные знаки».

         - Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах.

       - Полезные советы для пешеходов

      Участники дорожного движения. Дорога и её составные части. Может ли   сразу остановиться транспортное средство. Пешеходные переходы.    

      Просмотр мультфильмов «Азбука безопасности».

      - Поведение на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине, в общественном транспорте:

      Правила при посадке и высадке в автобус и троллейбус, трамвай. Правила поведения пассажиров в транспорте: наземном, подземном,

      электропоездах. Велосипед. Игры на улице. Просмотр мультфильмов

      «Безопасность на дороге».

      - Пешеходные переходы. Игра «вопрос-ответ» (веселые вопросы по ПДД)

      - Итоговое практическое занятие «Я пешеход»

8. Итоговое занятие – 1 ч.

Выставка. Проверка теоретических знаний, коллективный анализ качества выполненных работ и образцов.

Календарно –тематическое планирование

( 1 год обучения)

№ п/п

Раздел

Тема занятия

Количество часов

1

Вводное занятие

Беседа, знакомство с расписанием работы кружка. Техника безопасности при работе с ножницами, клеем. Беседа по п.д.д «Дорога в школу и домой»

1

2

Работа с природным материалом.

Экскурсия. Сбор природного материала.

1

3

4

Панно «Золотая осень»

1

Аппликация из листьев и цветов

Коллективная работа «Очей, очарованье!»

2

5

Аппликация из листьев «Корзинка с грибами»

1

6

Аппликация из листьев «Бабочка»

1

7

Аппликация из листьев «Птицы»

1

8

«Домик из веток»

1

9

«Домик из веток»

1

10

Лесная скульптура. «Сова»

1

11

Лесная скульптура. «Ёжик»

1

12-13

Лепка из различных материалов (пластилина, солёного теста)

Рисование пластилином.

Что означают дорожные знаки. Светофор.

2

14-15

«Печатаем» рисунки на пластилиновой основе

2

16

«Рисуем» жгутиками из пластилина

1

17

Лепка игрушек из отдельных частей

1

18

Игрушки из пластилина «Весёлый зоопарк»

1

19-20

Барельеф из пластилина

2

21-22

«Корзина с овощами»

2

23-24

Приготовление солёного теста.

Лепка из солёного теста «Солнышко»

2

25

Печенье из солёного теста.

1

26

Лепка животных из солёного теста

1

27

Поделки из бумаги и картона

Беседа «Что делают из бумаги и картона?» Опыты, наблюдения: свойства бумаги.

1

Обрывная аппликация «Дерево»

2

28-29

30-31

Симметричное вырезание «Листья»

1

Симметричное вырезание. Составление композиции.

2

32

Закладка из бумаги.

Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах.

1

33

Дикие животные. Коллаж.

1

34-35

Аппликация из геометрических фигур

2

36-38

Оригами. Коллективные композиции в технике оригами.

3

39-40

Открытие мастерской Деда Мороза. Поздравительные открытки.

2

41-42

Украшения на ёлку.

2

43-44

Украшения на окно.

2

45

Символ года.

1

46-47

Аппликация из ватных дисков.

2

48

Работа с тканью. Вышивание.

Учимся шить. Виды тканей.

1

49-50

Аппликация из ткани.

Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине.

2

51-52

«Шов вперёд иголку!

Вышивка «швом вперёд иголку».

2

53-55

Салфетка с бахромой.

Вышивка на салфетке.

3

56-57

Пришивание пуговиц с двумя отверстиями.

2

58-59

Плетение из ленточек.

2

60-62

Техника изонить. Заполнение круга, угла.

3

63-64

Аппликации в технике изонить.

2

65-66

Куклы из ниток

2

67-68

Поделки на основе нитяного кокона

Изготовление нитяных коконов.

2

69

Оформление объёмных поделок

1

70-71

Игрушка из нитяных коконов

2

72

Оформление выставки.

Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром. Что такое транспорт.

1

73-74

Бисероплетение

Понятие о бисероплетении. Исторические сведения. Правила работы с бисером.

2

75-76

Соединение в «колечко», в «капельку».

Практические занятия. Выполнение соединений.

2

77-78

Простые цепочки.

2

79

Цепочка с бугорками

1

80

Цепочка с петельками

1

81

Цепочка «Зигзаг»

1

82-85

Цветы из бисера

  • Подснежник
  • Мимоза

2

2

86-94

Насекомые и животные из бисера

  • Божья коровка
  • Стрекоза
  • Бабочка
  • Паук
  • Мышка
  • Ящерица

1

2

2

1

2

1

95-96

Квиллинг

Квиллинг-искусство бумагокручения на английском языке называется quilling — от слова quil (птичье перо). Возникло оно в средневековой Европе, где монахини создавали медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры.

Элементы квиллинга.

Пешеходные переходы.

2

97-106

Аппликации в технике квиллинг.

  • Цветы
  • Поздравительная открытка
  •  «Стрекоза»
  • «Жар – птица»
  • «Рыбка»

2

2

2

2

2

107-108

Выставка работ за год, награждение детей дипломами

Экскурсия «Я – пешеход»

2

ИТОГО:

108

Учебно-тематический план второго года  обучения

Название темы

Всего часов

Теория

Практика

Форма

контроля

1. Вводное занятие.

1

1

2. Работа с природным материалом.

9

1

8

выставка работ

3. Лепка из различных материалов.

16

2

14

выставка работ

4. Поделки из бумаги и картона.

19

2

17

выставка работ

5. Работа  с тканью. Вышивание.

26

2

24

выставка работ

6. Бисероплетение.

19

1

18

выставка работ

7. Квиллинг.

5

1

4

выставка работ

8. Поделки из бросового материала.

12

2

10

выставка работ

9. Выставка работ за год, награждение детей дипломами.

1

1

-

просмотр работ и образцов

                                       Итого:                        

108

Содержание:

1. Вводное занятие – 1 ч. 

Ознакомление с программой. Правила безопасной работы с иголками, ножницами, клеем, электроприборами. Правила противопожарной безопасности. Инструктаж по правилам дорожного движения. Беседа «Почему дети попадают в дорожные аварии». Сведения о материалах, инструментах.

    2. Работа с природным материалом – 9 ч.

        Экскурсия. Сбор природного материала. Выполнение практических работ: аппликации из листьев и цветов, выполнение из природного материала «лесных» скульптур, поделок.

   3. Лепка из различных материалов – 16 ч.

        Беседа о видах лепки, пластичных материалов. Выполнение практических работ из пластилина: рисование пластилином, лепка животных, игрушек. Приготовление солёного теста. Лепка кукольных пирогов, животных, цветов, композиций по мотивам сказок.

      4. Поделки из бумаги и картона – 19 ч.

        Беседа «Что делают из бумаги и картона?». Практические работы: оригами, коллаж, аппликации, открытки, игрушки из полосок, «мягкие» игрушки из бумаги. Знакомство с техникой папье-маше, изготовление и роспись миски. Знакомство с хохломой, городцом.

      5. Работа с тканью. Вышивание – 26 ч.

        Учимся шить. Как получаются ткани. Аппликации из ткани, вышивка на салфетке швом «вперёд иголку», тамбурным швом. Аппликации в технике «Изонить». Поделки из ниток. Макраме. Пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями.

      6. Бисероплетение – 19 ч.

        Правила работы с бисером. Практические занятия: выполнение соединений, плетение различных цепочек, фенечек, цветов из бисера, куколок.

      7. Квиллинг – 5 ч.

        Аппликации в технике квиллинг: цветы, композиции, открытки.

 8. Поделки из бросового материала – 12 ч.

        Что можно сделать из бросового материала? Конструирование игрушек из коробок, игрушки из пластмассовых бутылок. Знакомство с чеканкой. Изготовление чеканки.

   Основы поведения на улицах и автодорогах – 7 ч. 

 - Почему дети попадают в дорожные аварии? Встреча с сотрудником ГИБДД.

 - Правила перехода железной дороги. Полезные советы для пешеходов

      Просмотр фильма «Азбука безопасности».

 - Что такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС.

         - Новое о светофоре и дорожных знаках.

- Правила перехода перекрёстка.

- Правила поведения в транспорте. Игра «Мы пассажиры»

      Правила при посадке и высадке в автобус и троллейбус, трамвай. Правила поведения пассажиров в транспорте: наземном, подземном, электропоездах.

         - Итоговое практическое занятие. Игра «Городок»

9. Итоговое занятие – 1 ч.

Выставка. Проверка теоретических знаний, коллективный анализ качества выполненных работ и образцов.

Календарно –тематическое планирование

( 2 год обучения)

№ п/п

Раздел

Тема занятия

Количество часов

1

Вводное занятие

Беседа, знакомство с расписанием работы кружка. Техника безопасности при работе с ножницами, клеем.  Беседа по пдд «Почему дети попадают в дорожные аварии?»

1

2

 Поделки из природных материалов

Осенний букет (аппликация из листьев)

1

3

Аппликация из листьев

1

4-5

Мозаика с использованием семян, камешек, листьев

2

6

«Роза» из кленовых листьев

1

7-8

Животные из шишек

2

9-10

Создание композиции из природных материалов

2

11-12

Лепка из солёного теста

Как приготовить тесто. Основные приемы работы. Лепка кукольных пирогов. Правила перехода железной дороги.

2

13-14

Лепка цветов, животных

2

15

Лепка домовенка

1

16-17

Лепка совместной композиции по мотивам сказок

2

18-19

20-21

 Лепка из пластилина

Пластилин – вместо карандашей и красок. Рисуем рыбку. «Что такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС»

2

Рисуем цветы «Ромашкова поляна»

2

Кошки-мышки

1

22

23-24

Корзинка с цветами

1

Рамка для фотографии

1

25-26

Лепка вазы из жгутов.

Украшение вазы.

2

27

Поделки из бумаги и картона

Оригами «Собачка»

1

28

Оригами «Сова»

1

29

Оригами «Бабочка»

1

30-31

Оригами «Цветы»

2

32

Оригами «Рыбка»

1

33

Оригами. Композиция «Аквариум»

1

34

«Мягкая» игрушка из бумаги «Птичка»

1

35

«Осьминожек»

1

36

«Зайчик» из салфетки

1

37-39

Техника папье-маше. «Миска»

Золотая хохлома. Роспись «миски»

3

40-41

Городецкая роспись. Аппликация из цветного картона.

2

42-43

Игрушки из бумажных полосок.

2

44-45

Плетение «Коврик»

2

46

Работа с тканью. Вышивание.

Аппликация из ткани.

«Мышонок»

Новое о светофоре.

1

47-48

Аппликация «Дюймовочка»

2

49-50

Коллаж «Гномик»

2

51

Мозаика из кусочков ткани.

1

52

Плетёный человечек.

1

53

Шитьё и вышивание. Как получаются ткани.

1

54-55

Вышивание по криволинейному контуру. Шов «вперёд иголку»

2

56

Строчка косых стежков.

1

57

Тамбурный шов

1

58-59

Салфетка. Вышивка тамбурными стежками.

2

60-61

«Портрет» куклы

2

62-63

Работа с нитками «Корзина с цветами»

2

64

Аппликация «Русский костюм»

1

65-66

Изонить «Золотая рыбка»

2

67

Узелковое плетение. Макраме. «Беседочный узел»

1

68-69

«Узел счастья»

«Турецкий узел»

2

70-71

Пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями.

«Грибок», «Дождик»

2

72

Бисероплетение

Цепочка «крестик» в одну нить.

Правила перехода перекрёстка.

1

73

Цепочка «Цветы»

1

74-75

Цепочка «Цветы с листочками»

2

76-78

Цветы из бисера.

3

79-80

Корзина с цветами.

2

81-84

Куколки.

4

85-86

Брелок «Крокодил»

2

87-90

Плетение «Фенечек»

4

91-95

Квиллинг

Открытки в технике квиллинг.

Правила поведения в транспорте. Игра «Мы пассажиры»

5

96-98

Поделки из бросового материала

Конструирование игрушек из коробков

3

99-102

Игрушки из пластмассовых бутылок.

4

103-104

Карандашница из бросового материала.

2

105-107

Изготовление чеканки.

3

108

Выставка работ за год, награждение детей дипломами.

Практическое занятие по правилам дорожного движения. Игра «Городок»

1

Учебно-тематический план третьего года  обучения

Название темы

Всего часов

Теория

Практика

Форма

контроля

1. Вводное занятие.

1

1

2. Работа с природным материалом.

16

2

14

выставка работ

3. Лепка из различных материалов.

16

2

14

выставка работ

4. Поделки из бумаги и картона.

25

3

22

выставка работ

5. Работа  с тканью. Вышивание.

26

2

24

выставка работ

6. Бисероплетение.

14

1

13

выставка работ

7. Поделки из бросового материала.

9

1

8

выставка работ

8. Выставка работ за год, награждение детей дипломами.

1

1

-

просмотр работ и образцов

                                       Итого:                        

108

Содержание:

1. Вводное занятие – 1 ч. 

Ознакомление с программой. Правила безопасной работы с иголками, ножницами, клеем, электроприборами. Правила противопожарной безопасности. Инструктаж по правилам дорожного движения. Беседа «Одна секунда – много это или мало? Тормозной путь транспортных средст». Сведения о материалах, инструментах.

    2. Работа с природным материалом – 16 ч.

        Экскурсия. Сбор природного материала. Флористика. Составление композиций. Аппликация из бересты. Поделки из корней деревьев, веток. Аппликация из соломки, крупы.

   3. Лепка из различных материалов – 16 ч.

        Из истории глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Лепка сложных форм разными способами. Современные игрушки из пластилина. Композиции из солёного теста. Лепка людей, мультипликационных героев.

      4. Поделки из бумаги и картона – 25 ч.

        Объёмная аппликация. Знакомство с книгопечатанием. Изготовление книжки-ширмы. Архитектура. Практические работы: «Дом», «Детская площадка». Какие бывают обереги. Оберег «Птица счастья». Игрушки из картона с подвижными деталями. Игрушки «Петух», «Клоун», «Медвежонок». Объёмное плетение из бумаги «Человечек».

      5. Работа с тканью. Вышивание – 26 ч.

        Выпуклая контурная аппликация. Украшение одежды «Буквами». Аппликация из ткани «Матрёшка». Изонить. Узоры в треугольнике и квадрате. Плетение – путанка. Вышивание: строчка стебельчатых стежков, петельных стежков. Украшение фартука вышивкой. Гобелен. Вязание крючком «Воздушные петли». Куклы для кукольного спектакля. Роспись на ткани.

      6. Бисероплетение – 14 ч.

        Поделки из бисера. Плетение брошек по схемам. Плетение кулонов, браслетов, бус.

7. Поделки из бросового материала – 9 ч.

        Вторая жизнь фантика. Поделки из фантиков. Игрушки из пластмассовых бутылок. Аппликации и поделки из кожи.

 Основы поведения на улицах и автодорогах – 7 ч. 

 - «Одна секунда - много это или мало? Тормозной путь транспортных средств»

Эстафета зелёного огонька.

 - Что надо знать о перекрёстках и опасных поворотах. Игра «Перекрёсток»

- Технические средства регулирования движения. Регулировщик.

Встреча с сотрудником ДПС.

- Железная дорога. Просмотр мультфильма.

- Ответственность пешеходов за нарушение ПДД. Игра «А знаешь ли ты…»

- Правила езды на велосипеде. Загадки «Азбука дороги».

- Викторина «Как ты знаешь правила дорожного движения»

8. Итоговое занятие – 1 ч.

Выставка. Проверка теоретических знаний, коллективный анализ качества выполненных работ и образцов.

Календарно –тематическое планирование

( 3 год обучения)

№ п/п

Раздел

Тема занятия

Количество часов

1

Введение. Правила техники безопасности.

Беседа, знакомство с расписанием работы кружка. Техника безопасности при работе с ножницами, клеем. Беседа по пдд «Одна секунда - много это или мало? Тормозной путь транспортных средств»

1

2-4

Работа с природным материалом.

Флористика. Составление композиций.

3

5-6

Панно «Очей, очарованье»

2

7-8

Аппликация из бересты.

2

9-10

Фантазии из корней.

2

11-12

Поделки из веток. Старичок-лесовичок.

2

13-15

Технология подготовки соломки. Золотистая соломка. Аппликация.

3

16-17

Аппликация из крупы.

2

18

Лепка.

Из истории глиняной игрушки. Дымково. Что надо знать о перекрёстках и опасных поворотах

1

19-21

Дымковская игрушка.

3

22-24

Лепка сложных форм разными способами. Современные игрушки из пластилина.

3

25-26

Городской парк.

2

27-29

Композиции из солёного теста.

3

30-31

Лепка людей.

2

32-33

 «Мультипликационные герои»

2

34-35

Поделки из бумаги и картона

Объёмная аппликация. Аппликация из скрученной бумаги. Технические средства регулирования движения. Регулировщик.

2

36-38

39-40

Книгопечатание. Книжка-ширма.

3

Архитектура.

« Дом».

2

41-42

«Детская площадка»

2

43-44

Упаковка для подарков.

2

45-48

Модульное оригами.

4

49-51

Папье-маше. «Воздушный шар»

3

52

Оберег. «Птица счастья»

1

53-56

Игрушки из картона с подвижными деталями. «Петух», «Клоун», «Медвежонок»

4

57-58

Объёмное плетение. «Человечек»

2

59-60

Работа с тканью. Вышивание.

Выпуклая контурная аппликация. Панно. Железная дорога.

2

61-62

Украшение одежды. «Пришитые буквы»

2

63-66

Изонить. Узоры в треугольнике и квадрате. Плетение – путанка.

«Цыплёнок», «Бабочка», «Котик»

4

67-68

Аппликация «Матрёшка»

2

69-71

Куклы для спектакля.

3

72

Вышивание. Строчка стебельчатых стешков.

1

73

Строчка петельных стежков.

1

74-75

Украшение фартука.

2

76-77

Гобелен.

2

78-80

Вязание крючком. Воздушные петли.

Узор из воздушных петель.

3

81-82

Игольница.

2

83-84

Роспись на ткани.

2

85

Бисероплетение

Поделки из бисера «Дерево счастья». Ответственность пешеходов за нарушение ПДД.

2

86-88

Плетение брошек по схемам.

3

89-91

Плетение кулонов.

3

93-95

Ажурные браслеты.

3

96-98

Бусы.

3

99-100

Поделки из бросового материала.

Вторая жизнь фантика. Правила езды на велосипеде.

2

101-103

Игрушки из пластиковых бутылок.

           3

104-105

Аппликация из кожи.

2

106-107

Способы соединения кожи. Оформление изделий из кожи.

2

108

Выставка работ за год, награждение детей дипломами. Викторина «Как ты знаешь правила дорожного движения»

1

Учебно-тематический план четвёртого года  обучения

Название темы

Всего часов

Теория

Практика

Форма

контроля

1. Вводное занятие.

1

1

2. Лепка из различных материалов.

11

1

10

выставка работ

3. Поделки из бумаги и картона.

13

1

12

выставка работ

4. Работа  с тканью. Вышивание.

27

2

23

выставка работ

5. Бисероплетение.

23

2

20

выставка работ

6. Поделки из бросового материала.

22

2

20

выставка работ

7. Свит-дизайн

10

1

9

8. Выставка работ за год, награждение детей дипломами.

1

1

-

просмотр работ и образцов

                                       Итого:                        

108

Содержание:

1. Вводное занятие – 1 ч. 

Ознакомление с программой. Правила безопасной работы с иголками, ножницами, клеем, электроприборами. Правила противопожарной безопасности. Инструктаж по правилам дорожного движения. Сведения о материалах, инструментах.

   2. Лепка из различных материалов – 11 ч.

        Композиция «Пластилиновый град». Что такое интерьер? Интерьер комнаты. Лепка чайного сервиза. Лепка украшений из солёного теста.

      3. Поделки из бумаги и картона – 13 ч.

        Объёмные цветы из бумаги «Лилия», «Ирис», «Подсолнух». Оригами: «Китайская ваза», «Корзиночка». Открытки в технике квиллинг.

      4. Работа с тканью. Вышивание – 27 ч.

        Швейная фабрика. Изделия: прихватка, сумка-мешок, игольница, мягкие игрушки. Куклы разных народов. Куклы из чулок. Вышивка крестиком.

      5. Бисероплетение – 23 ч.

        Вышивание бисером. Плетение бус, воротничков. Плетение пасхального яйца.

6. Поделки из бросового материала – 22 ч.

        Цветы из кожи: «Роза», «Ромашка». Аппликации из кожи. Фигурки из гипса. Роспись на ткани, по дереву. Поделки из пластмассовых бутылок.

7. Свит-дизайн – 10 ч.

        Искусство делать подарки. Правила работы с горячим клеем. Изделия: «Ёжик», «Божья коровка», цветы. Композиции по выбору учащихся.

Основы поведения на улицах и автодорогах – 7 ч. 

 - «Причины дорожно-транспортных происшествий». Просмотр видеофильма.

- Отряд ЮИД. Роль и участие ЮИД в обеспечении безопасности дорожного движения. Презентация «ЮИД Костровской СОШ»

-   Первая мед. помощь при ДТП. Практическое занятие.

- Светофорное регулирование. Проезд специальных транспортных средств. Встреча с сотрудником ДПС.

-   Дорожные знаки и их группы. Игра «сдаём на права шофёра».

- «Знай правила движенья, как таблицу умноженья». Викторина «Знаешь ли ты…»

- Итоговое занятие. Игры по правилам безопасного поведения на улице, дороге.

8. Итоговое занятие – 1 ч.

Выставка. Проверка теоретических знаний, коллективный анализ качества выполненных работ и образцов. Вручение дипломов.

Календарно –тематическое планирование

( 4 год обучения)

№ п/п

Раздел

Тема занятия

Количество часов

1

Введение. Правила техники безопасности.

Беседа, знакомство с расписанием работы кружка. Техника безопасности при работе с ножницами, клеем. Беседа по пдд «Причины дорожно-транспортных происшествий»

1

2-4

Лепка.

Пластилиновый град.

3

5-6

Что такое интерьер? Интерьер комнаты.

2

7-8

Малахитовая шкатулка.

2

9

Чайный сервиз.

2

10-11

Украшения из солёного теста.

2

12

Поделки из бумаги и картона

Объёмные цветы из бумаги (оригами).  Отряд ЮИД. Роль и участие ЮИД в обеспечении безопасности дорожного движения.

1

13

14

«Лилия»

1

«Ирис»

1

15

«Подсолнух»

1

16

«Китайская ваза»

1

17

«Корзиночка»

1

18-19

Шкатулка-сувенир

3

20-23

Открытки в технике квиллинг.

4

24

Работа с тканью. Вышивание.

Швейная фабрика.

Первая мед. помощь при ДТП

1

25-26

Прихватка.

2

27-28

Мягкая игрушка «Птичка»

2

29-32

Мягкая игрушка (по выбору)

4

33-34

Игольница «Грибок»

2

35-36

Игольница «Ромашка»

2

37

История народной куклы. Куклы разных народов.

1

38-40

Народная кукла. Русские обряды и традиции.

3

41-42

Куклы из чулок.

2

43-44

Кукла «Кубышка-травница»

2

45-46

Сумка-мешок под сменную обувь

2

47-50

Вышивка крестиком (рисунок по выбору)

4

51

Бисероплетение

Вышивание бисером. Светофорное регулирование. Проезд специальных транспортных средств.

1

52-56

Вышивание бисером картин.

5

57-59

Плетение пасхального яйца.

3

60-61

Бусы «весна»

2

62-65

Комплект «Водопад»

4

66-68

Воротничок «Кружевница»

3

69-73

Воротнички с уголками.

5

74-76

Поделки из бросового материала.

Дорожные знаки и их группы.

Цветы из кожи «Роза», «Ромашка»

3

77-79

Аппликация из кожи.

3

80-84

Фигурки из гипса.

Роспись фигурок из гипса.

           3

85-88

Батик.

Роспись на ткани.

4

89-90

Роспись по дереву «Матрёшка»

2

91-94

Роспись по дереву «Кухонный набор»

4

95-97

Поделки из пластиковых бутылок.

3

98

Свит-дизайн

Искусство делать подарки. Правила работы с горячим клеем. «Знай правила движенья, как таблицу умноженья»

1

99-100

«Ёжик»

2

101-102

«Божья коровка»

2

103-104

Цветы «Роза», «Тюльпан»

2

105-107

Композиции «Корзинка с цветами», «Кораблик»

3

108

Выставка работ за год, награждение детей дипломами.

Игры по правилам безопасного поведения на улице, дороге.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание: "Отец и ребенок - рука в руке, ладонь в ладони"

"Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты, пансионы" - Н.М. Карамзин. На родительском собрании - встретились  отцы и дети. Совместная деятельность еще более сбл...

Эссе "Твоя рука в моей руке"

Размышления о роли педагога в жизни и воспитании его учеников....

Почему нужно чистить зубы и мыть руки Практическая работа Как правильно чистить зубы и мыть руки.

Технологическая карта к уроку окружающего мира в 1 классе  "Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа: Как правильно чистить зубы и мыть руки"....

Презентация к уроку окружающего мира " Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа. Как правильно чистить зубы и мыть руки".

Презентация к уроку окружающего мира: " Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа:Как правильно чистить зубы и мыть руки"....

Воспитательский час "Мамины руки" ; презентация к воспитательскому часу "Мамины руки"

В конспекте содержится материал о роли матери в жизни ребёнка. Практическая часть занятия строится на игре-инсценировке теневого театра по мотивам рассказа Б.Емельянова "Мамины руки"....