Кружок "Умелые руки"
рабочая программа (2 класс)
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КРУЖКА
(срок реализации 4 года)
Возраст детей 7-11 лет.
Количество детей - 15 человек.
Руководитель: Горбатова Наталья Алексеевна,
учитель начальных классов
МОУ «Костровская СОШ»
Пояснительная записка
В современном мире художественное мышление, связывающее нас с прошлым, с духовным наследием наших предков, является непреходящей ценностью. А воплощение этого мышления и есть декоративно-прикладное искусство. Оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Поэтому очень важно для детей видеть красоту предметов декоративно-прикладного искусства, пробовать изготовить их своими руками.
Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности. В программу введены и современные виды рукоделия, такие как свит-дизайн, квиллинг.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Для практической работы отводится большая часть времени – до 90%.Занятия проходят в комнате, в которой есть наглядные пособия, большой раздаточный материал, шкафы с образцами поделок, компьютер, проектор. Комната проветривается, имеет нормативное освещение, отвечает санитарно - гигиеническим требованиям. За каждым учеником закрепляется индивидуальное рабочее место и инструменты. Перечень и объём материалов следует предусмотреть заранее – сбор некоторых зависит от сезонных условий. Такие материалы, как листья, корни, веточки собираем с детьми во время экскурсии.
Очень важно познакомить родителей с планом работы кружка.
Они помогут заранее приобрести нужные материалы к работе.
Тесная связь семьи и школы будет способствовать воспитанию школьников.
На занятиях с детьми необходимо акцентировать внимание учащихся не на изготовление конкретной поделки, а на её конструктивном построении, общей закономерности устройства изделия этого типа, показать варианты, чтобы дети смогли бы дома самостоятельно сделать нужную поделку. Такой подход, как свидетельствует практика, значительно повышает интерес к знаниям. А это является главным отличием от уроков трудового обучения.
В рабочей комнате у нас есть постоянно действующая выставка детских работ. Дети видят результаты своего труда, сравнивают сделанное, обсуждают изделия, выделяют наиболее интересные работы.
Дети участвуют в конкурсах школы и конкурсах районного масштаба.
Цель программы кружка «Умелые руки» – воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
Задачи программы:
- развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
- воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному населению - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
- овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно – экономическими знаниями;
- расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта учащихся, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
- раскрыть истоки народного творчества;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству, природе и окружающему миру.
В программу включены следующие разделы:
- Работа с природным материалом.
- Поделки из бросовых материалов.
- Лепка из соленого теста, пластилина.
- Работа с бумагой и картоном. Квиллинг.
- Работа с тканью и нитками.
- Бисероплетение.
- Свит-дизайн.
- Поделки из бросового материала.
- Подготовка к праздникам:
- Новый Год (символ года, мастерская елочных игрушек);
- 23 февраля (открытка для папы, дедушки);
- 8 марта (открытки, подарки);
- Пасха (традиционная роспись яиц, пасхальные композиции).
- Выставки, конкурсы.
Ожидаемые результаты:
В конце обучения дети должны получить знания:
- о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- в области композиции, формообразовании, цветоведения;
- об особенностях лепных игрушек;
- о праздничных традициях.
умения:
- работать нужными инструментами и приспособлениями;
- последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
- лепить из соленого теста, пластилина;
- применять разные формы лепки; расписывать игрушки;
- мастерить открытки в различных техниках аппликации;
- расписывать пасхальные яйца по традиционным мотивам.
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса
«Умелые руки»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
• интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
• познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
• адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
• внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
• выраженной познавательной мотивации;
• устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• планировать свои действия;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
• проявлять познавательную инициативу;
• самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
• допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
• учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться, приходить к общему решению;
• соблюдать корректность в высказываниях;
• задавать вопросы по существу;
• контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
• владеть монологической и диалогической формой речи;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
• высказываться в устной и письменной форме;
• анализировать объекты, выделять главное;
• осуществлять синтез (целое из частей);
• проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
• развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
• расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
• познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
• использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
• познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
• совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
• оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
• достичь оптимального для каждого уровня развития;
• сформировать навыки работы с информацией.
Применяемые педагогические технологии
№ п/п | Современные образовательные технологии и/или методики | Цель использования технологий и/или методик | Описание внедрения технологий и/или методик в практической профессиональной деятельности | Результат использования технологий и/или методик |
1. | Информационно- компьютерные технологии (Селевко Г.К., Роберт И.В.) | Цель: сбор, накопление, хранение больших объемов информации с возможностью легкого доступа к ней, её тиражирование, отбор материалов для обучения из раз-личных источни-ков, визуализация учебной инфор-мации, наглядная демонстрация видеоматериалов по учебным темам. | В течение учебного года часть учебного материала подаётся в виде презентаций, слайд-шоу, демонстрируются видеоматериалы по учебным темам, используются компьютерные программы для составления схем, компьютер исполь-зуется для полу-чения информации. Этапы: - подготовка учеб-ного материала, просмотр готовых и создание новых презентаций, слайд-шоу, видеороликов; - демонстрация материалов, работа с программами; - проверка знаний; - организация коррекционной работы. Формы работы: групповая, индивидуальная. | - Развитие повышенного интереса у обучающихся к изучаемому учеб-ному материалу, к творчеству в выбранном виде деятельности. - Развитие умения сбора информации по разделам про-грамммы. |
2. | Технология индивидуального обучения (Инге Унт, Якиманская И.С.) | Цель: раскрытие и учет индиви-дуальных особенностей и способностей детей, осуществление педагогического процесса с учетом этих особенностей и способностей, создание комфортных условий развития личности каждого ребенка в составе группы | Практические работы на этапе закрепления учебного материала подбираются каждому обучаю-щемуся индиви-дуально в зависи-мости от возраста, способностей учащегося и от наличия материалов и необходимости данного изделия для ребенка. Для более способных и одарённых детей подбираются работы повышенной сложности. Этапы: - выявление способностей детей, скорости выполне-ния ими работ; - подбор изделий для выполнения с учетом способностей ребенка; - выявление трудностей при выполнении, проверка качества; - организация коррекционной работы. | - Работа наиболее способных детей по отдельным услож-ненным заданиям - Создание ситуации успеха для всех обучающихся независимо от их способностей. |
3. | Технология сотрудничества (Ш.А.Амонашвили, В.Ф.Шаталов) | Цель: реализация равенства в отно-шениях педагога и обучающихся, воспитания самостоятельнос-ти обучающее-гося, умения принимать собственные решения и отстаивать своё мнение во время обсуждения выполняемого изделия. | Педагог и обучающийся совместно разраба-тывают будущее изделие. Ребёнок имеет возможность высказать свое желание, выбирая цветовое решение, форму изделия, подобрать схему для его выполнения. Качество выполняе-мой работы педагог и обучающийся проверяют совмест-но. Этапы: - совместный выбор изделия, подбор материалов, цвето-вого решения, поиск или составление схемы; - совместная проверка качества исполнения; - организация коррекционной работы. Формы работы: групповая, индивидуальная. | - Приобретение навыков принятия самостоятельного решения во время разработки изделия, защиты своего мнения. - Умение подбирать материалы, инстру-менты, схемы для выполнения изде-лия. |
4. | Игровые технологии (Эльконин Д.Б.) | Цель: - раскрытие личностных способностей детей через актуализацию познавательного опыта в процессе игровой деятель-ности. | Использование игровых методик и приемов для создания спокойной благоприятной обстановки, для раскрепощения детей. Игровая деятельность используется в следующих случаях: - в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела образовательной программы; - как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; - в качестве заня-тия или его части (введения, объясне-ния, закрепления, упражнения, конт-роля); Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средст-ва, в учебную дея-тельность вводится элемент соревно-вания, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполне-ние дидактического задания связывается с игровым результа-том. Занятие как серия игр. Игра – диагност. Игра - терапевт. Игровые методы с элементами проблемности, творчества. Игровые программы для детей и взрослых. Дидактические игры. Игры на развитие познавательных способностей, личностных качеств ребенка. Подвижные и спортивные игры. Конкурсы. КВНы. Игры народов мира. Настольные игры. Сюжетно-ролевые игры. Игры-путешествия. Игры-сказки. Игры-драматизации. | Результат использования технологии соответствует целевым ориентациям - дидактическим: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков; - воспитательным: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности - развивающим: развитие качеств и структур личности; - социальным: приобщение к нормам и ценностям общества, адапта-ция к условиям среды. Приподнятый эмоциональный фон, стойкое повы-шение интереса к процессу познания мира. Самореализация в игре. Развитие личностных характеристик ребенка. Развитие творческих и импровизационных способностей ребенка. Коррекция негативных проявлений. Овладение нормами человеческого общежития. Укрепление внутрисемейных связей. |
5. | Технология коллективной творческой деятельности (И.Волков, И.Иванов) | Цель: - развитие у обучающихся познавательных интересов, заинтересован-ного отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективном поиске. | Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у детей таких качеств личности как: стремление к познанию непознанного, целеустремлённость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума. Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела. Структура каждого коллективного творческого дела определяется шестью стадиями коллективного творчества. Первая стадия - предварительная работа коллектива. На этой стадии педагог и члены объединения определяют конкретные задачи данного КТД , намечают свои исходные направляющие действия, необходимые для выполнения этих задач, и приступают к планированию Вторая стадия - коллективное планирование. Коллективное планирование начинается в микро коллективах, постоянных или временных объединениях. Здесь каждый высказывает свое мнение, оно обсуждается, в результате вырабатывается мнение микро коллектива. Третья стадия - коллективная подготовка КТД. Проект КТД уточняется и конкретизируется сначала Советом дела, с участием педагога, затем в микро коллективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла. Четвертая стадия - проведение КТД. Педагог, опираясь на коллективный опыт подготовки КТД, выполняют задуманное дело. Действия воспитан-ников являются исходным, в них проявляется опыт, примерный и накопленный в процессе планирования и подготовки данного дела. Пятая стадия - коллективное подведение итогов КТД. Подведение итогов происходит на общем сборе, обсуждаются вопросы — задачи на размышление: Что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее? Шестая стадия - стадия ближайшего последствия КТД. На этой стадии в исходных направляющих действиях педагога непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы | Способствует развитию личности обучающихся. Дает возможность обучающемуся: - реализовать и развивать свои способности, - расширить знания об окружающем мире, - приобрести навыки проекти-рования, -проявить организаторские умения; - закрепить коммуникативные навыки, - формировать способности к рефлексии (анализу). Педагог: -изучает детский коллектив; -объединяет воспитанников и родителей; -развивает рефлексивные |
Методическое обеспечение программы
Средства обучения:
- инструменты – бисерные иглы, ножницы, салфетки, нитки, проволока;
крючки (короткий и длинный);
- средства наглядности – готовые изделия, образцы, фотографии, книги с цветными фотографиями, система условных обозначений, схемы;
- компьютер и электронные носители с информацией по предмету.
Методы обучения: словесные, наглядно-практические, проблемно-поисковые
- объяснение материала;
- показ выполнения с акцентом на проблемные участки;
- практическая работа под контролем педагога;
- самостоятельная практическая работа;
- взаимообучение.
Формы занятий:
- групповые занятия в учебном кабинете, сочетающие теоретические и практические занятия;
- экскурсии.
Список пособий:
1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
4. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
5. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006.
6. Барбара Рейд. Обыкновенный пластилин – М.: АСТ-ПРЕСС, 2006.
7. Л.В. Базулина, И.В. Новикова. Бисер – Ярославль: Академия развития, 2007.
8. Пищикова Н.Г. работа с бумагой в нетрадиционной технике – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
9. Л.Кулакова. Цветы и вазы из бумаги (оригами) – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008.
10. Сайт Страна Мастеров
http://stranamasterov.ru
11. Сайт Всё для детей
12. Агапова И., Давыдова М. «Школа рукоделия: мягкая игрушка» - М., 2007.
13. Зайцева И.Г. Мягкая игрушка. Издательский Дом МСП, 2005.
14. Калинина Е. Вышивка от простого к сложному. – М.: «Лабиринт – Пресс», 2002.
15. Куликова О.П. Поделки из природных материалов. – М.: Издательский Дом МСП, 2004.
16. Лапеева Н. Шьём весёлый зоопарк. - М.: «Лабиринт – Пресс», 2005.
17. Силаева К.В. Солёное тесто. Украшения. Сувениры. Поделки. Издательство «Эксмо», 2004.
18. Черныш И.В. Заавные поделки к праздникам. – М.: «Айрис-Пресс», 2004.
19. Чижик Т.Б., Чижик М.Б. Рукоделие от безделья. – Ростов Н/Д, Феникс, 2004.
Форма подведения итогов программы дополнительного образования детей – выставки и конкурсы.
Программа рассчитана на 3 часа в неделю: 1 – 4 классы по 108 ч. (36 нед.)
Учебно-тематический
план первого года обучения
Название темы | Всего часов | Теория | Практика | Форма контроля |
1. Вводное занятие. | 1 | 1 | ||
2. Работа с природным материалом. | 10 | 1 | 9 | выставка работ |
3. Лепка из различных материалов. | 15 | 1 | 14 | выставка работ |
4. Поделки из бумаги и картона. | 22 | 2 | 20 | выставка работ |
5. Работа с тканью. Вышивание. | 25 | 2 | 23 | выставка работ |
6. Бисероплетение. | 22 | 1 | 21 | выставка работ |
7. Квиллинг. | 12 | 1 | 11 | выставка работ |
8. Выставка работ за год, награждение детей дипломами. | 1 | 1 | - | просмотр работ и образцов |
Итого: | 108 |
Содержание:
1. Вводное занятие – 1 ч.
Ознакомление с программой. Правила безопасной работы с иголками, ножницами. Правила противопожарной безопасности. Инструктаж по правилам дорожного движения. Беседа «Дорога в школу и домой». Сведения о материалах, инструментах.
2. Работа с природным материалом – 10 ч.
Экскурсия. Сбор природного материала. Выполнение практических работ: аппликации из листьев и цветов, выполнение из природного материала «лесных» скульптур, поделок.
3. Лепка из различных материалов – 15 ч.
Беседа о видах лепки, пластичных материалов. Выполнение практических работ из пластилина: рисование пластилином, лепка животных, игрушек, овощей. Приготовление солёного теста. Лепка печенья, животных.
4. Поделки из бумаги и картона – 22 ч.
Беседа «Что делают из бумаги и картона?», свойства бумаги. Практические работы: обрывная аппликация, симметричное вырезание, оригами, коллаж, аппликации из геометрических фигур, открытки, украшения на ёлку.
5. Работа с тканью. Вышивание – 25 ч.
Учимся шить. Виды тканей и ниток. Аппликации из ткани, вышивка на салфетке с бахромой, шов «вперёд иголку», плетение из лент. Техника «изонить». Аппликации в технике «изонить». Поделки из ниток.
6. Бисероплетение – 22 ч.
Понятие о бисероплетении. Исторические сведения. Правила работы с бисером. Практические занятия: выполнение соединений, плетение различных цепочек, цветы из бисера, насекомые и животные.
7. Квиллинг – 12 ч.
Что такое квиллинг. Элементы квиллинга. Аппликации в технике квиллинг: цветы, композиции, открытки.
Основы поведения на улицах и автодорогах – 7 ч.
- Практическое занятие «Дорога в школу и домой»
- Дорожные знаки: история возникновения дорожных знаков. Светофор.
Виды знаков: запрещающие, предписывающие, знаки приоритета,
информационные, знаки сервиса. Перекресток. Просмотр мультфильмов.
- Практическое занятие «Рисуем дорожные знаки».
- Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах.
- Полезные советы для пешеходов
Участники дорожного движения. Дорога и её составные части. Может ли сразу остановиться транспортное средство. Пешеходные переходы.
Просмотр мультфильмов «Азбука безопасности».
- Поведение на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине, в общественном транспорте:
Правила при посадке и высадке в автобус и троллейбус, трамвай. Правила поведения пассажиров в транспорте: наземном, подземном,
электропоездах. Велосипед. Игры на улице. Просмотр мультфильмов
«Безопасность на дороге».
- Пешеходные переходы. Игра «вопрос-ответ» (веселые вопросы по ПДД)
- Итоговое практическое занятие «Я пешеход»
8. Итоговое занятие – 1 ч.
Выставка. Проверка теоретических знаний, коллективный анализ качества выполненных работ и образцов.
Календарно –тематическое планирование
( 1 год обучения)
№ п/п | Раздел | Тема занятия | Количество часов |
1 | Вводное занятие | Беседа, знакомство с расписанием работы кружка. Техника безопасности при работе с ножницами, клеем. Беседа по п.д.д «Дорога в школу и домой» | 1 |
2 | Работа с природным материалом. | Экскурсия. Сбор природного материала. | 1 |
3 4 | Панно «Золотая осень» | 1 | |
Аппликация из листьев и цветов Коллективная работа «Очей, очарованье!» | 2 | ||
5 | Аппликация из листьев «Корзинка с грибами» | 1 | |
6 | Аппликация из листьев «Бабочка» | 1 | |
7 | Аппликация из листьев «Птицы» | 1 | |
8 | «Домик из веток» | 1 | |
9 | «Домик из веток» | 1 | |
10 | Лесная скульптура. «Сова» | 1 | |
11 | Лесная скульптура. «Ёжик» | 1 | |
12-13 | Лепка из различных материалов (пластилина, солёного теста) | Рисование пластилином. Что означают дорожные знаки. Светофор. | 2 |
14-15 | «Печатаем» рисунки на пластилиновой основе | 2 | |
16 | «Рисуем» жгутиками из пластилина | 1 | |
17 | Лепка игрушек из отдельных частей | 1 | |
18 | Игрушки из пластилина «Весёлый зоопарк» | 1 | |
19-20 | Барельеф из пластилина | 2 | |
21-22 | «Корзина с овощами» | 2 | |
23-24 | Приготовление солёного теста. Лепка из солёного теста «Солнышко» | 2 | |
25 | Печенье из солёного теста. | 1 | |
26 | Лепка животных из солёного теста | 1 | |
27 | Поделки из бумаги и картона | Беседа «Что делают из бумаги и картона?» Опыты, наблюдения: свойства бумаги. | 1 |
Обрывная аппликация «Дерево» | 2 | ||
28-29 | |||
30-31 | Симметричное вырезание «Листья» | 1 | |
Симметричное вырезание. Составление композиции. | 2 | ||
32 | Закладка из бумаги. Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах. | 1 | |
33 | Дикие животные. Коллаж. | 1 | |
34-35 | Аппликация из геометрических фигур | 2 | |
36-38 | Оригами. Коллективные композиции в технике оригами. | 3 | |
39-40 | Открытие мастерской Деда Мороза. Поздравительные открытки. | 2 | |
41-42 | Украшения на ёлку. | 2 | |
43-44 | Украшения на окно. | 2 | |
45 | Символ года. | 1 | |
46-47 | Аппликация из ватных дисков. | 2 | |
48 | Работа с тканью. Вышивание. | Учимся шить. Виды тканей. | 1 |
49-50 | |||
Аппликация из ткани. Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. | 2 | ||
51-52 | «Шов вперёд иголку! Вышивка «швом вперёд иголку». | 2 | |
53-55 | Салфетка с бахромой. Вышивка на салфетке. | 3 | |
56-57 | Пришивание пуговиц с двумя отверстиями. | 2 | |
58-59 | Плетение из ленточек. | 2 | |
60-62 | Техника изонить. Заполнение круга, угла. | 3 | |
63-64 | Аппликации в технике изонить. | 2 | |
65-66 | Куклы из ниток | 2 | |
67-68 | Поделки на основе нитяного кокона Изготовление нитяных коконов. | 2 | |
69 | Оформление объёмных поделок | 1 | |
70-71 | Игрушка из нитяных коконов | 2 | |
72 | Оформление выставки. Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром. Что такое транспорт. | 1 | |
73-74 | Бисероплетение | Понятие о бисероплетении. Исторические сведения. Правила работы с бисером. | 2 |
75-76 | Соединение в «колечко», в «капельку». Практические занятия. Выполнение соединений. | 2 | |
77-78 | Простые цепочки. | 2 | |
79 | Цепочка с бугорками | 1 | |
80 | Цепочка с петельками | 1 | |
81 | Цепочка «Зигзаг» | 1 | |
82-85 | Цветы из бисера
| 2 2 | |
86-94 | Насекомые и животные из бисера
| 1 2 2 1 2 1 | |
95-96 | Квиллинг | Квиллинг-искусство бумагокручения на английском языке называется quilling — от слова quil (птичье перо). Возникло оно в средневековой Европе, где монахини создавали медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры. Элементы квиллинга. Пешеходные переходы. | 2 |
97-106 | Аппликации в технике квиллинг.
| 2 2 2 2 2 | |
107-108 | Выставка работ за год, награждение детей дипломами Экскурсия «Я – пешеход» | 2 | |
ИТОГО: | 108 |
Учебно-тематический план второго года обучения
Название темы | Всего часов | Теория | Практика | Форма контроля |
1. Вводное занятие. | 1 | 1 | ||
2. Работа с природным материалом. | 9 | 1 | 8 | выставка работ |
3. Лепка из различных материалов. | 16 | 2 | 14 | выставка работ |
4. Поделки из бумаги и картона. | 19 | 2 | 17 | выставка работ |
5. Работа с тканью. Вышивание. | 26 | 2 | 24 | выставка работ |
6. Бисероплетение. | 19 | 1 | 18 | выставка работ |
7. Квиллинг. | 5 | 1 | 4 | выставка работ |
8. Поделки из бросового материала. | 12 | 2 | 10 | выставка работ |
9. Выставка работ за год, награждение детей дипломами. | 1 | 1 | - | просмотр работ и образцов |
Итого: | 108 |
Содержание:
1. Вводное занятие – 1 ч.
Ознакомление с программой. Правила безопасной работы с иголками, ножницами, клеем, электроприборами. Правила противопожарной безопасности. Инструктаж по правилам дорожного движения. Беседа «Почему дети попадают в дорожные аварии». Сведения о материалах, инструментах.
2. Работа с природным материалом – 9 ч.
Экскурсия. Сбор природного материала. Выполнение практических работ: аппликации из листьев и цветов, выполнение из природного материала «лесных» скульптур, поделок.
3. Лепка из различных материалов – 16 ч.
Беседа о видах лепки, пластичных материалов. Выполнение практических работ из пластилина: рисование пластилином, лепка животных, игрушек. Приготовление солёного теста. Лепка кукольных пирогов, животных, цветов, композиций по мотивам сказок.
4. Поделки из бумаги и картона – 19 ч.
Беседа «Что делают из бумаги и картона?». Практические работы: оригами, коллаж, аппликации, открытки, игрушки из полосок, «мягкие» игрушки из бумаги. Знакомство с техникой папье-маше, изготовление и роспись миски. Знакомство с хохломой, городцом.
5. Работа с тканью. Вышивание – 26 ч.
Учимся шить. Как получаются ткани. Аппликации из ткани, вышивка на салфетке швом «вперёд иголку», тамбурным швом. Аппликации в технике «Изонить». Поделки из ниток. Макраме. Пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями.
6. Бисероплетение – 19 ч.
Правила работы с бисером. Практические занятия: выполнение соединений, плетение различных цепочек, фенечек, цветов из бисера, куколок.
7. Квиллинг – 5 ч.
Аппликации в технике квиллинг: цветы, композиции, открытки.
8. Поделки из бросового материала – 12 ч.
Что можно сделать из бросового материала? Конструирование игрушек из коробок, игрушки из пластмассовых бутылок. Знакомство с чеканкой. Изготовление чеканки.
Основы поведения на улицах и автодорогах – 7 ч.
- Почему дети попадают в дорожные аварии? Встреча с сотрудником ГИБДД.
- Правила перехода железной дороги. Полезные советы для пешеходов
Просмотр фильма «Азбука безопасности».
- Что такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС.
- Новое о светофоре и дорожных знаках.
- Правила перехода перекрёстка.
- Правила поведения в транспорте. Игра «Мы пассажиры»
Правила при посадке и высадке в автобус и троллейбус, трамвай. Правила поведения пассажиров в транспорте: наземном, подземном, электропоездах.
- Итоговое практическое занятие. Игра «Городок»
9. Итоговое занятие – 1 ч.
Выставка. Проверка теоретических знаний, коллективный анализ качества выполненных работ и образцов.
Календарно –тематическое планирование
( 2 год обучения)
№ п/п | Раздел | Тема занятия | Количество часов |
1 | Вводное занятие | Беседа, знакомство с расписанием работы кружка. Техника безопасности при работе с ножницами, клеем. Беседа по пдд «Почему дети попадают в дорожные аварии?» | 1 |
2 | Поделки из природных материалов | Осенний букет (аппликация из листьев) | 1 |
3 | Аппликация из листьев | 1 | |
4-5 | Мозаика с использованием семян, камешек, листьев | 2 | |
6 | «Роза» из кленовых листьев | 1 | |
7-8 | Животные из шишек | 2 | |
9-10 | Создание композиции из природных материалов | 2 | |
11-12 | Лепка из солёного теста | Как приготовить тесто. Основные приемы работы. Лепка кукольных пирогов. Правила перехода железной дороги. | 2 |
13-14 | Лепка цветов, животных | 2 | |
15 | Лепка домовенка | 1 | |
16-17 | Лепка совместной композиции по мотивам сказок | 2 | |
18-19 20-21 | Лепка из пластилина | Пластилин – вместо карандашей и красок. Рисуем рыбку. «Что такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС» | 2 |
Рисуем цветы «Ромашкова поляна» | 2 | ||
Кошки-мышки | 1 | ||
22 | |||
23-24 | Корзинка с цветами | 1 | |
Рамка для фотографии | 1 | ||
25-26 | Лепка вазы из жгутов. Украшение вазы. | 2 | |
27 | Поделки из бумаги и картона | Оригами «Собачка» | 1 |
28 | Оригами «Сова» | 1 | |
29 | Оригами «Бабочка» | 1 | |
30-31 | Оригами «Цветы» | 2 | |
32 | Оригами «Рыбка» | 1 | |
33 | Оригами. Композиция «Аквариум» | 1 | |
34 | «Мягкая» игрушка из бумаги «Птичка» | 1 | |
35 | «Осьминожек» | 1 | |
36 | «Зайчик» из салфетки | 1 | |
37-39 | Техника папье-маше. «Миска» Золотая хохлома. Роспись «миски» | 3 | |
40-41 | Городецкая роспись. Аппликация из цветного картона. | 2 | |
42-43 | Игрушки из бумажных полосок. | 2 | |
44-45 | Плетение «Коврик» | 2 | |
46 | Работа с тканью. Вышивание. | Аппликация из ткани. «Мышонок» Новое о светофоре. | 1 |
47-48 | Аппликация «Дюймовочка» | 2 | |
49-50 | Коллаж «Гномик» | 2 | |
51 | Мозаика из кусочков ткани. | 1 | |
52 | Плетёный человечек. | 1 | |
53 | Шитьё и вышивание. Как получаются ткани. | 1 | |
54-55 | Вышивание по криволинейному контуру. Шов «вперёд иголку» | 2 | |
56 | Строчка косых стежков. | 1 | |
57 | Тамбурный шов | 1 | |
58-59 | Салфетка. Вышивка тамбурными стежками. | 2 | |
60-61 | «Портрет» куклы | 2 | |
62-63 | Работа с нитками «Корзина с цветами» | 2 | |
64 | Аппликация «Русский костюм» | 1 | |
65-66 | Изонить «Золотая рыбка» | 2 | |
67 | Узелковое плетение. Макраме. «Беседочный узел» | 1 | |
68-69 | «Узел счастья» «Турецкий узел» | 2 | |
70-71 | Пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями. «Грибок», «Дождик» | 2 | |
72 | Бисероплетение | Цепочка «крестик» в одну нить. Правила перехода перекрёстка. | 1 |
73 | Цепочка «Цветы» | 1 | |
74-75 | Цепочка «Цветы с листочками» | 2 | |
76-78 | Цветы из бисера. | 3 | |
79-80 | Корзина с цветами. | 2 | |
81-84 | Куколки. | 4 | |
85-86 | Брелок «Крокодил» | 2 | |
87-90 | Плетение «Фенечек» | 4 | |
91-95 | Квиллинг | Открытки в технике квиллинг. Правила поведения в транспорте. Игра «Мы пассажиры» | 5 |
96-98 | Поделки из бросового материала | Конструирование игрушек из коробков | 3 |
99-102 | Игрушки из пластмассовых бутылок. | 4 | |
103-104 | Карандашница из бросового материала. | 2 | |
105-107 | Изготовление чеканки. | 3 | |
108 | Выставка работ за год, награждение детей дипломами. Практическое занятие по правилам дорожного движения. Игра «Городок» | 1 |
Учебно-тематический план третьего года обучения
Название темы | Всего часов | Теория | Практика | Форма контроля |
1. Вводное занятие. | 1 | 1 | ||
2. Работа с природным материалом. | 16 | 2 | 14 | выставка работ |
3. Лепка из различных материалов. | 16 | 2 | 14 | выставка работ |
4. Поделки из бумаги и картона. | 25 | 3 | 22 | выставка работ |
5. Работа с тканью. Вышивание. | 26 | 2 | 24 | выставка работ |
6. Бисероплетение. | 14 | 1 | 13 | выставка работ |
7. Поделки из бросового материала. | 9 | 1 | 8 | выставка работ |
8. Выставка работ за год, награждение детей дипломами. | 1 | 1 | - | просмотр работ и образцов |
Итого: | 108 |
Содержание:
1. Вводное занятие – 1 ч.
Ознакомление с программой. Правила безопасной работы с иголками, ножницами, клеем, электроприборами. Правила противопожарной безопасности. Инструктаж по правилам дорожного движения. Беседа «Одна секунда – много это или мало? Тормозной путь транспортных средст». Сведения о материалах, инструментах.
2. Работа с природным материалом – 16 ч.
Экскурсия. Сбор природного материала. Флористика. Составление композиций. Аппликация из бересты. Поделки из корней деревьев, веток. Аппликация из соломки, крупы.
3. Лепка из различных материалов – 16 ч.
Из истории глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Лепка сложных форм разными способами. Современные игрушки из пластилина. Композиции из солёного теста. Лепка людей, мультипликационных героев.
4. Поделки из бумаги и картона – 25 ч.
Объёмная аппликация. Знакомство с книгопечатанием. Изготовление книжки-ширмы. Архитектура. Практические работы: «Дом», «Детская площадка». Какие бывают обереги. Оберег «Птица счастья». Игрушки из картона с подвижными деталями. Игрушки «Петух», «Клоун», «Медвежонок». Объёмное плетение из бумаги «Человечек».
5. Работа с тканью. Вышивание – 26 ч.
Выпуклая контурная аппликация. Украшение одежды «Буквами». Аппликация из ткани «Матрёшка». Изонить. Узоры в треугольнике и квадрате. Плетение – путанка. Вышивание: строчка стебельчатых стежков, петельных стежков. Украшение фартука вышивкой. Гобелен. Вязание крючком «Воздушные петли». Куклы для кукольного спектакля. Роспись на ткани.
6. Бисероплетение – 14 ч.
Поделки из бисера. Плетение брошек по схемам. Плетение кулонов, браслетов, бус.
7. Поделки из бросового материала – 9 ч.
Вторая жизнь фантика. Поделки из фантиков. Игрушки из пластмассовых бутылок. Аппликации и поделки из кожи.
Основы поведения на улицах и автодорогах – 7 ч.
- «Одна секунда - много это или мало? Тормозной путь транспортных средств»
Эстафета зелёного огонька.
- Что надо знать о перекрёстках и опасных поворотах. Игра «Перекрёсток»
- Технические средства регулирования движения. Регулировщик.
Встреча с сотрудником ДПС.
- Железная дорога. Просмотр мультфильма.
- Ответственность пешеходов за нарушение ПДД. Игра «А знаешь ли ты…»
- Правила езды на велосипеде. Загадки «Азбука дороги».
- Викторина «Как ты знаешь правила дорожного движения»
8. Итоговое занятие – 1 ч.
Выставка. Проверка теоретических знаний, коллективный анализ качества выполненных работ и образцов.
Календарно –тематическое планирование
( 3 год обучения)
№ п/п | Раздел | Тема занятия | Количество часов |
1 | Введение. Правила техники безопасности. | Беседа, знакомство с расписанием работы кружка. Техника безопасности при работе с ножницами, клеем. Беседа по пдд «Одна секунда - много это или мало? Тормозной путь транспортных средств» | 1 |
2-4 | Работа с природным материалом. | Флористика. Составление композиций. | 3 |
5-6 | Панно «Очей, очарованье» | 2 | |
7-8 | Аппликация из бересты. | 2 | |
9-10 | Фантазии из корней. | 2 | |
11-12 | Поделки из веток. Старичок-лесовичок. | 2 | |
13-15 | Технология подготовки соломки. Золотистая соломка. Аппликация. | 3 | |
16-17 | Аппликация из крупы. | 2 | |
18 | Лепка. | Из истории глиняной игрушки. Дымково. Что надо знать о перекрёстках и опасных поворотах | 1 |
19-21 | Дымковская игрушка. | 3 | |
22-24 | Лепка сложных форм разными способами. Современные игрушки из пластилина. | 3 | |
25-26 | Городской парк. | 2 | |
27-29 | Композиции из солёного теста. | 3 | |
30-31 | Лепка людей. | 2 | |
32-33 | «Мультипликационные герои» | 2 | |
34-35 | Поделки из бумаги и картона | Объёмная аппликация. Аппликация из скрученной бумаги. Технические средства регулирования движения. Регулировщик. | 2 |
36-38 | |||
39-40 | Книгопечатание. Книжка-ширма. | 3 | |
Архитектура. « Дом». | 2 | ||
41-42 | «Детская площадка» | 2 | |
43-44 | Упаковка для подарков. | 2 | |
45-48 | Модульное оригами. | 4 | |
49-51 | Папье-маше. «Воздушный шар» | 3 | |
52 | Оберег. «Птица счастья» | 1 | |
53-56 | Игрушки из картона с подвижными деталями. «Петух», «Клоун», «Медвежонок» | 4 | |
57-58 | Объёмное плетение. «Человечек» | 2 | |
59-60 | Работа с тканью. Вышивание. | Выпуклая контурная аппликация. Панно. Железная дорога. | 2 |
61-62 | Украшение одежды. «Пришитые буквы» | 2 | |
63-66 | Изонить. Узоры в треугольнике и квадрате. Плетение – путанка. «Цыплёнок», «Бабочка», «Котик» | 4 | |
67-68 | Аппликация «Матрёшка» | 2 | |
69-71 | Куклы для спектакля. | 3 | |
72 | Вышивание. Строчка стебельчатых стешков. | 1 | |
73 | Строчка петельных стежков. | 1 | |
74-75 | Украшение фартука. | 2 | |
76-77 | Гобелен. | 2 | |
78-80 | Вязание крючком. Воздушные петли. Узор из воздушных петель. | 3 | |
81-82 | Игольница. | 2 | |
83-84 | Роспись на ткани. | 2 | |
85 | Бисероплетение | Поделки из бисера «Дерево счастья». Ответственность пешеходов за нарушение ПДД. | 2 |
86-88 | |||
Плетение брошек по схемам. | 3 | ||
89-91 | Плетение кулонов. | 3 | |
93-95 | Ажурные браслеты. | 3 | |
96-98 | Бусы. | 3 | |
99-100 | Поделки из бросового материала. | Вторая жизнь фантика. Правила езды на велосипеде. | 2 |
101-103 | Игрушки из пластиковых бутылок. | 3 | |
104-105 | Аппликация из кожи. | 2 | |
106-107 | Способы соединения кожи. Оформление изделий из кожи. | 2 | |
108 | Выставка работ за год, награждение детей дипломами. Викторина «Как ты знаешь правила дорожного движения» | 1 |
Учебно-тематический план четвёртого года обучения
Название темы | Всего часов | Теория | Практика | Форма контроля |
1. Вводное занятие. | 1 | 1 | ||
2. Лепка из различных материалов. | 11 | 1 | 10 | выставка работ |
3. Поделки из бумаги и картона. | 13 | 1 | 12 | выставка работ |
4. Работа с тканью. Вышивание. | 27 | 2 | 23 | выставка работ |
5. Бисероплетение. | 23 | 2 | 20 | выставка работ |
6. Поделки из бросового материала. | 22 | 2 | 20 | выставка работ |
7. Свит-дизайн | 10 | 1 | 9 | |
8. Выставка работ за год, награждение детей дипломами. | 1 | 1 | - | просмотр работ и образцов |
Итого: | 108 |
Содержание:
1. Вводное занятие – 1 ч.
Ознакомление с программой. Правила безопасной работы с иголками, ножницами, клеем, электроприборами. Правила противопожарной безопасности. Инструктаж по правилам дорожного движения. Сведения о материалах, инструментах.
2. Лепка из различных материалов – 11 ч.
Композиция «Пластилиновый град». Что такое интерьер? Интерьер комнаты. Лепка чайного сервиза. Лепка украшений из солёного теста.
3. Поделки из бумаги и картона – 13 ч.
Объёмные цветы из бумаги «Лилия», «Ирис», «Подсолнух». Оригами: «Китайская ваза», «Корзиночка». Открытки в технике квиллинг.
4. Работа с тканью. Вышивание – 27 ч.
Швейная фабрика. Изделия: прихватка, сумка-мешок, игольница, мягкие игрушки. Куклы разных народов. Куклы из чулок. Вышивка крестиком.
5. Бисероплетение – 23 ч.
Вышивание бисером. Плетение бус, воротничков. Плетение пасхального яйца.
6. Поделки из бросового материала – 22 ч.
Цветы из кожи: «Роза», «Ромашка». Аппликации из кожи. Фигурки из гипса. Роспись на ткани, по дереву. Поделки из пластмассовых бутылок.
7. Свит-дизайн – 10 ч.
Искусство делать подарки. Правила работы с горячим клеем. Изделия: «Ёжик», «Божья коровка», цветы. Композиции по выбору учащихся.
Основы поведения на улицах и автодорогах – 7 ч.
- «Причины дорожно-транспортных происшествий». Просмотр видеофильма.
- Отряд ЮИД. Роль и участие ЮИД в обеспечении безопасности дорожного движения. Презентация «ЮИД Костровской СОШ»
- Первая мед. помощь при ДТП. Практическое занятие.
- Светофорное регулирование. Проезд специальных транспортных средств. Встреча с сотрудником ДПС.
- Дорожные знаки и их группы. Игра «сдаём на права шофёра».
- «Знай правила движенья, как таблицу умноженья». Викторина «Знаешь ли ты…»
- Итоговое занятие. Игры по правилам безопасного поведения на улице, дороге.
8. Итоговое занятие – 1 ч.
Выставка. Проверка теоретических знаний, коллективный анализ качества выполненных работ и образцов. Вручение дипломов.
Календарно –тематическое планирование
( 4 год обучения)
№ п/п | Раздел | Тема занятия | Количество часов |
1 | Введение. Правила техники безопасности. | Беседа, знакомство с расписанием работы кружка. Техника безопасности при работе с ножницами, клеем. Беседа по пдд «Причины дорожно-транспортных происшествий» | 1 |
2-4 | Лепка. | Пластилиновый град. | 3 |
5-6 | Что такое интерьер? Интерьер комнаты. | 2 | |
7-8 | Малахитовая шкатулка. | 2 | |
9 | Чайный сервиз. | 2 | |
10-11 | Украшения из солёного теста. | 2 | |
12 | Поделки из бумаги и картона | Объёмные цветы из бумаги (оригами). Отряд ЮИД. Роль и участие ЮИД в обеспечении безопасности дорожного движения. | 1 |
13 | |||
14 | «Лилия» | 1 | |
«Ирис» | 1 | ||
15 | «Подсолнух» | 1 | |
16 | «Китайская ваза» | 1 | |
17 | «Корзиночка» | 1 | |
18-19 | Шкатулка-сувенир | 3 | |
20-23 | Открытки в технике квиллинг. | 4 | |
24 | Работа с тканью. Вышивание. | Швейная фабрика. Первая мед. помощь при ДТП | 1 |
25-26 | Прихватка. | 2 | |
27-28 | Мягкая игрушка «Птичка» | 2 | |
29-32 | Мягкая игрушка (по выбору) | 4 | |
33-34 | Игольница «Грибок» | 2 | |
35-36 | Игольница «Ромашка» | 2 | |
37 | История народной куклы. Куклы разных народов. | 1 | |
38-40 | Народная кукла. Русские обряды и традиции. | 3 | |
41-42 | Куклы из чулок. | 2 | |
43-44 | Кукла «Кубышка-травница» | 2 | |
45-46 | Сумка-мешок под сменную обувь | 2 | |
47-50 | Вышивка крестиком (рисунок по выбору) | 4 | |
51 | Бисероплетение | Вышивание бисером. Светофорное регулирование. Проезд специальных транспортных средств. | 1 |
52-56 | |||
Вышивание бисером картин. | 5 | ||
57-59 | Плетение пасхального яйца. | 3 | |
60-61 | Бусы «весна» | 2 | |
62-65 | Комплект «Водопад» | 4 | |
66-68 | Воротничок «Кружевница» | 3 | |
69-73 | Воротнички с уголками. | 5 | |
74-76 | Поделки из бросового материала. | Дорожные знаки и их группы. Цветы из кожи «Роза», «Ромашка» | 3 |
77-79 | Аппликация из кожи. | 3 | |
80-84 | Фигурки из гипса. Роспись фигурок из гипса. | 3 | |
85-88 | Батик. Роспись на ткани. | 4 | |
89-90 | Роспись по дереву «Матрёшка» | 2 | |
91-94 | Роспись по дереву «Кухонный набор» | 4 | |
95-97 | Поделки из пластиковых бутылок. | 3 | |
98 | Свит-дизайн | Искусство делать подарки. Правила работы с горячим клеем. «Знай правила движенья, как таблицу умноженья» | 1 |
99-100 | «Ёжик» | 2 | |
101-102 | «Божья коровка» | 2 | |
103-104 | Цветы «Роза», «Тюльпан» | 2 | |
105-107 | Композиции «Корзинка с цветами», «Кораблик» | 3 | |
108 | Выставка работ за год, награждение детей дипломами. Игры по правилам безопасного поведения на улице, дороге. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание: "Отец и ребенок - рука в руке, ладонь в ладони"
"Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты, пансионы" - Н.М. Карамзин. На родительском собрании - встретились отцы и дети. Совместная деятельность еще более сбл...
Эссе "Твоя рука в моей руке"
Размышления о роли педагога в жизни и воспитании его учеников....
Почему нужно чистить зубы и мыть руки Практическая работа Как правильно чистить зубы и мыть руки.
Технологическая карта к уроку окружающего мира в 1 классе "Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа: Как правильно чистить зубы и мыть руки"....
Презентация к уроку окружающего мира " Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа. Как правильно чистить зубы и мыть руки".
Презентация к уроку окружающего мира: " Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа:Как правильно чистить зубы и мыть руки"....
Конспект урока «А.Л. Барто, Р.В. Зеленая «Ах, руки, руки!» 4 класс УМК "Гармония"
: «А.Л. Барто, Р.В. Зеленая «Ах, руки, руки!»...
Воспитательский час "Мамины руки" ; презентация к воспитательскому часу "Мамины руки"
В конспекте содержится материал о роли матери в жизни ребёнка. Практическая часть занятия строится на игре-инсценировке теневого театра по мотивам рассказа Б.Емельянова "Мамины руки"....