РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ кружок «Умелые руки»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Данная программа призвана научить детей основным приемам работы с бумагой, красками, карандашами, природными материалами, пластилином, тканью и чертежными принадлежностями, побудить творческую деятельность ребенка, найти себя в мире творчества и раскрыть свои возможности. Данная программа предполагает соединение труда и творчества, что обеспечивает решение практических, познавательных и воспитательных задач. Все поделки детей функциональны: ими можно украсить интерьер, их можно использовать в качестве подарка, ими можно играть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r._pr.kruzhok_um.ruki_.doc | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Тбилисский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №1
от 31. 08 .2016 года
Председатель педсовета
_____________ Е. М. Власова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
кружок
«Умелые руки»
Срок реализации программы - 4 года
Возраст обучающихся – 6,5-10 лет
Учитель: Беблова Елена Васильевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа призвана научить детей основным приемам работы с бумагой, красками, карандашами, природными материалами, пластилином, тканью и чертежными принадлежностями, побудить творческую деятельность ребенка, найти себя в мире творчества и раскрыть свои возможности.
Средний возраст учащихся 6,6 – 10 лет. Дети этого возраста любят рисовать, вырезать из бумаги, клеить. В процессе этой деятельности происходит развитие психики детей, внимания, памяти, аккуратности, формируются личностные качества.
Духовное развитие человека совершенствуется всю его жизнь. В школьные годы этот процесс наиболее интенсивен, так как происходит развитие и становление личности. У ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие красивого, формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству.
Работа с разными материалами имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться, обладает эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.
Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому так важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Программа "Умелые руки" вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Она предусматривает развитие у учащихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности, фантазии и интуиции. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, и с окружающим миром. Ребенок здесь имеет дело с самыми различными материалами и процессами. Перед ним не только краски, карандаши, пластилин, но и картон, бумага, ткань, природные материалы. Во время работы дети режут, клеят, придают форму, рисуют.
Цель данной программы: создать условия для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Задачи программы :
Обучающие:
* закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, природоведения, литературы и т.д., способствовать их систематизации;
* знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
* продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
* совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;
* приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Воспитательные:
* осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
* воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
* добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
Развивающие:
* пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
* развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
* формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности;
* развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях.
Все задания и упражнения предполагают развитие у детей чувство ритма, равновесия, четкой организации своей работы. Это поможет учащимся выявить собственные задатки и способности, поскольку такие занятия стимулируют их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
Важнейшим условием эстетического воспитания является приобщение детей к народному искусству. Все занятия должны проводиться в приятной атмосфере творческого созидания.
Народное искусство обладает сильным эмоциональным воздействием на психику ребенка. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира.
Покидая детство, ребенок должен унести с собой во взрослую жизнь вечно живую тайну природы, добрый мир животных и растений, тайный мир сказок и легенд. На это и направлена данная программа.
ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ:
Обучение младших школьников по программе «Умелые руки» осуществляется естественным путем, в процессе творческой деятельности.
Данная программа предполагает соединение труда и творчества, что обеспечивает решение практических, познавательных и воспитательных задач.
Все поделки детей функциональны: ими можно украсить интерьер, их можно использовать в качестве подарка, ими можно играть.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с учителем, а так же их самостоятельной творческой деятельности.
Основу организации образовательного и воспитательного процессов составляет принцип:
– спиралевидности, в соответствии с которым формирование у учащихся метапредметных умений происходит последовательно, постепенно, с каждым разом усложняя вид деятельности.
Все задания соответствуют по сложности детям младшего школьного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и воспитывает уверенность в себе.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ:
Программа рассчитана на 135 часов: 33 часа- 1 класс, 34 часа- 2 класс, 34 часа- 3 класс, 34 часа- 4 класс. Режим работы – 1 занятие в неделю по 1 часу.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:
□ мини-лекции;
□ практические занятия с элементами исследования;
□ самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по обработке литературных источников/материалов из Интернета;
□ тренировочные упражнения;
□ практическая творческая работа;
□ выставка работ учащихся.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ.
- Развивающее обучение;
- Интернет - технологии;
- Технология креативности;
- Технология обучения в сотрудничестве.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
В результате обучения учащиеся получают следующие основные знания и умения:
♦ знакомятся со свойствами и возможностями красок, бумаги, пластилина, соленого теста, ткани, природных материалов;
♦ знакомятся с основами знаний в области композиции, цветоведения, декоративной отделки;
♦ знакомятся с архитектурой и зодчими;
♦ научатся последовательно вести работу (замысел, выбор модели работы (изделия), выбор способов изготовления образца, оформление готового изделия);
♦ научатся работать с нужными инструментами;
♦ научатся самостоятельно работать над изделием, вести поиск по подбору книг, рассказов о декоративно-прикладном творчестве.
Формы контроля – выставки работ учащихся для учащихся школы, родителей; участие в конкурсах (различного уровня) творческих работ.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№ | Название темы | Количество часов | ||
Всего | Теоретич. | Практич. | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Подарки осени | 6 | 1 | 5 |
3 | Дела бумажные | 20 | 1 | 19 |
4 | Превращения ниточки | 5 | 1 | 4 |
5 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
Итого: | 33ч |
Второй год обучения
№ | Название темы | Количество часов | ||
Всего | Теоретич. | Практич. | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Что в лесу родилось, то нам и пригодилось | 7 | 1 | 6 |
3 | Что умеет бумага | 9 | 2 | 7 |
4 | Швейная мастерская | 12 | 2 | 10 |
5 | Для умелых ручек нет ненужных штучек | 4 | 1 | 3 |
6 | Итоговое занятие | 1 | ||
Итого: | 34 |
Третий год обучения.
№ | Название темы | Количество часов | ||
Всего | Теоретич. | Практич. | ||
1 | Вводное занятие | 1 | ||
2 | Прогулка по осеннему парку | 6 | 2 | 4 |
3 | Бумажное королевство | 9 | 2 | 7 |
4 | Путешествие по Тряпландии | 7 | 1 | 6 |
5 | В стране фантазёров | 10 | 2 | 8 |
6 | Итоговое занятие | 1 | ||
Итого: | 34 |
Четвёртый год обучения.
№ | Название темы | Количество часов | ||
Всего | Теоретич. | Практич. | ||
1 | Вводное занятие | 1 | - | |
2 | Учимся у природы | 8 | 2 | 6 |
3 | Бумажных дел мастера | 15 | 3 | 12 |
4 | Швейных дел мастера | 9 | 2 | 7 |
5 | Итоговое занятие | 1 | ||
Итого: | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Первый год обучения
1. Вводное занятие (1ч.)
Введение. Чему мы научимся на наших занятиях.
2. Подарки осени (6ч.)
С каких деревьев слетели листья? Каких зверушек можно сделать из шишек?
Экскурсия в природу. Знакомство с растительным миром местности.
Пр. р. Аппликация из сухих листьев.
Пр. р. Поделки из шишек.
Пр. р. Осенняя мозаика
Изделия: аппликация «Рыбка», «Бабочка»; животные из шишек (гусь, цапля, пингвин,
ёж и др.); панно из семян растений.
3. Дела бумажные (20ч)
Работа с бумагой и картоном. Картинки из геометрических фигур. Что можно сделать
из мятой бумаги?
Пр. р. Аппликация из геометрических фигур.
Пр. р. Сгибание, резание и склеивание бумаги.
Изделия: аппликация «Клоун», «Цыплёнок», «Кошка», «Снеговик», «Одуванчик»;
сумочка, бабочка, осьминог, ёлочка, улитка, гусеница, фонарик, цепочка, домик,
кувшинка; танцующие фигурки «Слон», «Лягушка», «Кот».
4. Превращения ниточки (6 ч.)
Пр. р. Изготовление кисточек из цветных ниток.
Пр. р. Украшение закладок кисточками.
Пр. р. Рисование нитками.
Изделия: закладка с кисточкой; аппликация «Паутинка», «Львёнок», «Букет».
5. Итоговое занятие (1 ч)
Чему научились за год?
Второй год обучения.
1.Вводное занятие (1)
Знакомство с программой. Инструктаж по ТБ.
2.Что в лесу уродилось, то нам и пригодилось (7 ч.)
Работа с природным материалом. Использование дикорастущих растений и их семян в изготовлении поделок.
Пр. р. Аппликация из семян клёна, ясеня.
Пр. р. Составление композиции
Изделия: аппликация «Цветок», «Ёжик», «Лев», «Гнездо с птенцами»; композиция «Муравьи», «Грибок».
3. Что умеет бумага (9 ч.)
История возникновения бумаги. Виды бумаги. Свойства бумаги и картона. Способы разметки.
Пр. р. Сгибание, резание и склеивание бумаги.
Пр. р. Упражнения на развитие глазомера.
Изделия: Аппликация «Аквариум»; аппликация из геометрических фигур; еловая лапка, поздравительная открытка, новогодние украшения (гирлянда, снежинка).
4. Швейная мастерская (12 ч.)
Правила ТБ при работе с иглой. Виды ниток. Виды тканей. Работа с тканью.
Пр. р. Изготовление кукол из вязальных ниток.
Пр. р. Аппликация из ткани.
Пр. р. Пришивание пуговиц.
Пр. р. Вышивание
Пр. р. Изготовление мягкой игрушки
Изделия: кукла из ниток; аппликация из ткани «Сервируем стол», «Грибок»; салфетка; мягкая игрушка «Цыплёнок»
5. Для умелых ручек нет ненужных штучек (4 ч.)
Что такое «бросовый материал». Виды бросового материала (БМ). Использование БМ.
Пр. р. Учимся работать со скорлупой.
Пр. р. Аппликация из пластмассовых соломинок
Пр. р. Изготовление печати из поролона.
Изделия: пасхальное яйцо; аппликация «Дерево»; печать
6. Итоговое занятие (1)
Третий год обучения.
1.Вводное занятие (1ч.)
Цель и задачи. Знакомство с программой занятий для 3 класса; знакомство с используемыми для работы материалами; показ образцов выполненных работ; назначение выполняемых работ. Инструктаж по ТБ.
2. Прогулка по осеннему парку (6 ч.)
Заготовка материалов для творческих практических работ. Памятка безопасности при обработке природных материалов. Поделки из желудей, шишек.
Пр. р. Составление композиции «В гостях у гнома», «Иван – царевич и Змей Горыныч»
3. В стране фантазёров (10 ч.)
Как превратить самые обычные вещи в необычные. Изготовление поделок из бросового материала (яичная скорлупа, полимерная плёнка, ткань и др.)
Изделия: композиция «Новогодняя», человечки из яичной скорлупы, игрушка «Жар-птица», композиция «Крепость».
4. Бумажное королевство (9 ч.)
Виды и свойства бумаги; способы скрепления бумаги; изготовление поделок из бумаги. Оригами. Папье – Маше.
Пр.р. оригами «Божья коровка», «Ворона»
Изделия: Санки Деда Мороза», композиция «»Домик в деревне», чайный сервиз из папье – маше.
5. Путешествие по Тряпландии (7 ч.)
Откуда берутся ткани? Правила ТБ при работе с иглой. Виды ниток и тканей. Работа с нитками и тканью. Виды швов для вышивания и шитья.
Пр. р. Изготовление игольницы.
Изделия: Игрушка из ниток «Домовёнок», «Салфетка», «Кармашек для мелочей»
6. Итоговое занятие ( 1 ч.)
Четвёртый год обучения.
1.Вводное занятие (1 ч.)
Цель и задачи. Знакомство с программой занятий для 3 класса; знакомство с используемыми для работы материалами; показ образцов выполненных работ; назначение выполняемых работ. Инструктаж по ТБ.
2. Учимся у природы (8 ч.)
Заготовка материалов для творческих практических работ: сучки и корни. Памятка безопасности при обработке природных материалов. Правила засушивания растений. Составление икебаны. Инкрустация соломкой. Составление узора из геометрических форм. Приёмы обработки соломки. Поиск цветовой и композиционной гармонии. Аппликация из соломки.
Изделия: композиция «Рождественский подсвечник», барометр, поделки из сучков и корней, . аппликация из соломки.
3. Бумажных дел мастера (15 ч.)
Виды бумаги. Правила работы с циркулем и линейкой. Чтение чертежей, правила перевода чертежа на разлинованную бумагу. Совершенствование навыков разметки бумаги способом сгибания и складывания. Развитие образного мышления. Знакомство с новыми техниками работы с бумагой: квиллинг. Изготовление панно в технике квиллинг (коллективная работа).
Пр. р. Изготовление шара из бумаги, чтение и перевод чертежа собачки, изготовление коробочки по чертежу, панно в технике квиллинг (коллективная работа).
Изделия: «Собачка», животные из цилиндров, коробочка, карнавальная маска, игрушка – дергунчик «Мишка».
4. Швейных дел мастера (9 ч.)
Составление узора из растительных форм для квадратной салфетки под чайный прибор. Вышивание швами: «тамбурный», «ёлочка», «вперед иголку с перевивом». Краевые отделочные швы. Изготовление предметов для дома (прихватка для горячих предметов, подстилка для стульчика и т.п.). Ткачество.
Изделия: салфетки, коврик, прихватка, мягкая игрушка «Собачка»
5. Итоговое занятие.(1 ч.)
Подведение итогов. Творческий отчет.
С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы
1. Т. Н. Тисленкова. «Эстетическое воспитание». Волгоград, « Учитель», 2007.
2. Н. В. Назарова. « Художественно – эстетическое воспитание в школе».
Волгоград, «Учитель», 2008.
3.О. В. Горнова. «Студия декоративно- прикладного творчества». Волгоград,
« Учитель», 2008.
4. Г. И. Маркелова « Технология. Организация деятельности кружков эстетического направления». Волгоград, «Учитель», 2005.
5. С. В. Колесник. Азбука мастерства. 1 класс. – Саратов: Лицей, 2004.
6. С. В. Колесник. Азбука мастерства. 2 класс. – Саратов: Лицей, 2004.
7. С. В. Колесник. Азбука мастерства. 3 класс. – Саратов: Лицей, 2004.
8. С. В. Колесник. Азбука мастерства. 4 класс. – Саратов: Лицей, 2004.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
на заседании МО учителей Заместитель директора поУВР
начальных классов __________ _____________.
протокол заседания МО № _ от _____201_г. подпись Ф.И.О.
Руководитель МО __________________ 201_ г.
_______________ ___________________
подпись руководителя МО Ф.И.О.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности Умелые руки
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки" разработана в соответствии с ФГОС. Расчитана на два года....
Программа внеурочной деятельности "Умелые руки, не знают скуки"
Эстетические отношения человека к миру охватывают все, с чем ему приходится соприкасаться: явления природы, предметы быта, произведения искусства, человеческие поступки и т.д. У детей и молодежи...
программа внеурочной деятельности "Умелые руки"
Внеурочная деятельность "Умелые руки", 1 год обучения...
программа внеурочной деятельности "Умелые руки"
Внеурочная деятельность "Умелые руки", 1 год обучения...
Педагогический проект:Программа внеурочной деятельности «Умелые руки»
Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народно...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки" 1-4 класс ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки"...