Программа развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования «Я в мире, мир во мне»
рабочая программа по теме

Филинская Тамара Владимировна

 

Целесообразность принятия Программы «Я в мире и мир во мне» обусловлена особенностями младшего школьного возраста. Это время интенсивного формирования личности, познавательных потребностей, рост моральных и интеллектуальных сил и возможностей, готовность к овладению новыми знаниями, умениями, формированию внутренней позиции школьника, его самосознании и самооценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

“Гимназия при главе муниципального района “Сосногорск”

(МОУ “Гимназия г.Сосногорска”)

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Гимназия г.Сосногорска

________О.В.Кривенко

___  _____________ 2008г.

РЕКОМЕНДОВАНО

На заседании педагогического

совета №1 от 10 сентября 2008 г.

Программа

развития и воспитания

обучающихся

на ступени начального общего образования

«Я в мире, мир во мне»

                                      Составитель:

                   Учитель МОУ  «Гимназия г.Сосногорска»

                                    Т.В.Филинская

                                          г.Сосногорск

Пояснительная записка

Тенденция гуманизации в образовательной сфере ориентирует классного руководителя посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально-значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребенка.

Целесообразность принятия Программы «Я в мире и мир во мне» обусловлена особенностями младшего школьного возраста. Это время интенсивного формирования личности, познавательных потребностей, рост моральных и интеллектуальных сил и возможностей, готовность к овладению новыми знаниями, умениями, формированию внутренней позиции школьника, его самосознании и самооценки.

При входном мониторинге были выявлены как положительные стороны, так и недостатки.

В результате проведенных исследований (использовались методики А.Н.Лукошкина, О.С.Немова, О.В.Лешина и др.) установлено:

  1. Уровень развития на возраст 7-8 лет имеет такую динамику: 52%-высокий уровень, 33%-средний, 15%-низкий;
  2. Диагностика этики поведения показала: 81% учеников имеют положительный результат, 11% низкий уровень, 8%-слабо сформированы поведенческие навыки;
  3. Диагностика нравственной мотивации – 18% учеников высокий уровень, 61,2 – средний уровень и 20,8% -низкий уровень.

Поэтому очень важно объединить все усилия семьи, гимназии для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям нашего общества.

Основная цель программы: создание благоприятных условий для раскрытия способностей каждого маленького человечка.

Задачи:

  1. Создать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей;
  2. Создать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся;
  3. Развивать умение общаться и сотрудничать;
  4. Развивать эмоциональную и волевую сферы;
  5. Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития художественно-эстетических и трудовых стремлений, желаний, умений и навыков.

Актуальность программы заключается в том, что она предусматривает взаимодействия семьи, гимназии, классного руководителя и детей с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации возможностей детей.Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности и направлена на развитие положительных качеств личности ребенка. Программа разработана на основе «Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования для МОУ «Гимназия г.Сосногорска» (заместитель директора по ВР О.В.Фролова).

I – IV  класс

Работа запланирована по следующим направлениям:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

«Я и Россия» (любовь к России, своему народу, своему краю, городу, гимназии; правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, свобода личная и национальная, доверие к людям).

  1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

«Я и мой выбор» нравственный выбор; справедливость, милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

  1. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

«Я и труд». Уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию, целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

  1. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

«Я и мое здоровье». Здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое.

  1. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологического воспитания)

«Я и природа», «Я и моя земля». Родная земля; заповедная природа, планета Земля; экологическое сознание.

  1. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

«Я и прекрасное». Красота, гармония, духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Функции занятий с детьми следующие

  1. Обучающая функция – обучение овладению учебными действиями;
  2. Просветительная функция – стимулирование интереса к окружающей действительности, чтению, кинофильмам и др.;
  3. Коммуникативная функция – объединение детей в коллектив, установление эмоциональных контактов, организация творческого сотрудничества;
  4. Релаксационная функция – снятие напряжения;
  5. Развивающая функция – гармоничное развитие личностных качеств, расширение кругозора, развитие интеллекта, создание условий для самоутверждения и самореализации;
  6. Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы и организация личного досуга.

Инициативы учеников будут поддерживаться через разнообразные формы поощрения: вручение грамот, дипломов, благодарственных писем.

Поощряться обучающиеся будут по итогам проведенных мероприятий и по итогам года.

Содержание программы и механизмы реализации.

Содержание программы «Я в мире – мир во мне» представлено в виде шести направлений:

  1. Направление «Я и мир», «Я и Россия», «Я и Родина моя»

Задачи:

  1. Прививать любовь и уважение к России, своему народу, краю, городу, гимназии;
  2. Воспитать уважение, дать понятия о правовом государстве. Гражданском обществе, законе и правопорядке, свободе личной и национальной, доверии к людям.

Формы классной внеклассной работы:

  1. Предметные беседы (на уроках);
  2. Познавательные беседы (по предметам);
  3. Проектная деятельность;
  4. Туристко-краеведческая деятельность ;экскурсии; путешествия, походы;
  5. Творческая деятельность; конкурсы; выставки; фестивали;
  6. Игровая деятельность;
  7. Встречи с интересными людьми.
  1. Направление «Я и мой выбор»

Задачи:

  1. Развивать позитивный тон взаимодействия;
  2. Способность формированию основ культуры взаимопонимания, уважения, ответственности и чувство долга, толерантности, построению межличностных отношений;
  3. Развивать коммуникативные навыки.

Формы внеклассной работы:

  1. Классные часы;
  2. Посещение музеев, выставок;
  3. Проблемно-ценностное общение;
  4. Встречи с интересными людьми;
  5. Игровая деятельность;
  6. Проектная деятельность.
  1. Направление «Я и труд»

Задачи:

  1. Способствовать выработке учебного труда, системно и целенаправленно учить овладению учебными действиями, контролем и саморегуляцией;
  2. Развивать у обучающихся потребность к чтению, учить пользоваться книгой и учебником как источником знаний;
  3. Содействовать развитию познавательных интересов и интеллектуальных способностей ребенка;
  4. Прививать уважение к собственному труду других.

Формы внеклассной работы:

  1. Предметные декады (недели);
  2. Викторины, конкурсы;
  3. Устные журналы;
  4. Конкурсы чтецов;
  5. Предметные олимпиады, исследовательские работы;
  6. Интеллектуальные игры.
  1. Направление «Я и мое здоровье»

Задачи:  

  1. Воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств, свойств личности;
  2. Расширять знания о нравственном и психологическом здоровье;
  3. Формировать убеждение о здоровом образе жизни – занятиями спорта.
  4. Инструктировать детей по правилам безопасного поведения в окружающей среде;
  5. Сформировать интеллектуальную и коммуникативную подготовку учащихся к личной безопасной жизни и жизни тех кто рядом.

Формы работы:

  1. Дни здоровья;
  2. Спортивные праздники;
  3. Спортивные фестивали;
  4. Викторины, конкурсы ПДД;
  5. Уголки безопасности;
  6. Ролевые игры.
  1. Направление «Я и природа»

Задачи:

  1. Воспитать ценностное отношение к природе, окружающей среде;
  2. Воспитывать осознанное понимание экологической культуры;
  3. Прививать бережное отношение к заповедным местам, к планете Земля.

Формы работы:

  1. Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность);
  2. Творческая деятельность: конкурсы, выставки;
  3. Туристко-краеведческая деятельность: экскурсии, путешествия;
  4. Познавательные беседы, классные часы;
  5. Проектная деятельность.
  1. Направление «Я и прекрасное»

Задачи:

  1. Воспитывать ценностное отношение к прекрасному;
  2. Формировать представление об эстетических идеалах и ценностях;

Формы работы:

  1. Творческая деятельность: конкурсы, выставки, фестивали;
  2. Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность).

Этапы реализации программы

1 класс

2 класс

3 класс

  1. класс

I.Этап (диагностический)

1. формирование целевой установки, выработка главных ориентиров в организации воспитательного процесса.

2. диагностика личностных качеств, интересов обучающихся, родителей, состояние условий и постановка проблемы.

II.Этап (прогностический)

1.постановка целей и задач, отбор содержания деятельности, наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия.

2.предварительная работа классного руководителя: определение роли творческих дел в жизни класса, постановка задач, разработка вариантов творческих дел как примеров для выбора учеником построения перспективы возможного творческого дела.

III.Этап (организационный)

1.совместное с учениками планирование жизни класса на перспективу (учебный год);

2.реализация концепции программы;

3.развитие классного коллектива, создание классных традиций.

IV.Этап (практический)

1.создание системы воспитательной работы.

2.преодоление           несоответствий, реформирование компонентов данной программы.

3.укрепление и накопление классных традиций.

4.усиление внимания к развитию личности обучающихся.

5.отработка единой воспитательной системы класса.

6.анализ результатов мониторинга воспитательной работы.

V.Этап (обобщающий демонстрационный)

1.создание новой социальной среды во внеклассной работе, способной подвести всех субъектов воспитательной деятельности к самосовершенствованию.

- успешная адаптация к гимназической жизни;

- эмоциональная устойчивость обучающихся;

- создание предпосылок для формирования классного коллектива;

-активное участие родителей в жизни класса, гимназии.

- устойчивые положительные результаты обучения;

- активное участие детей в жизни класса, гимназии;

- негативное отношение к вредным привычкам;

- создание органов классного самоуправления.

- проявление интеллектуальных способностей на уровне гимназии, города, РФ;

- знание истории своей семьи, гимназии, достопримечательностей города;

- умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;

- ощущение ответственности за совершаемые поступки.

- овладение методами самовоспитания, самоконтроля;

- проявление самостоятельной творческой активности;

- умение самостоятельно организовать и проводить мероприятия разной направленности;

- готовность к самоопределению в социуме;

- создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации гимназии, педагогического коллектива обучающихся;

- обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и гимназии;

- мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС"

Презентация по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС" для ознакомления с основной образовательной программой начальн...

Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования (ФГОС второго поколения)

 Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени  начального общего образования  является частью основной образовательной программы начального общего образования Муниципального общеоб...

Статья "Особенности реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"

Приоритетным в процессе развития и социализации младших школьников является воспитание  нравственных качеств личности. Поэтому на базе МБОУ-лицей №10 города Белгорода разработана и внедряется в ж...

ПРОГРАММА духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования "В мире добра"

Цель программы: создание максимально благоприятных условий для воспитания нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.Задачи:       1. Создать ма...

ПРОГРАММА духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования "В мире добра"

Цель программы: создание максимально благоприятных условий для воспитания нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.Задачи:Создать максимально благоприятных услови...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ по математике при переходе со ступени начального общего образования на ступень основного общего образования

Цель предлагаемого образовательного проекта «Образовательный минимум для начальной школы» – обеспечение освоения всеми учащимися начальных классов минимального объема теоретиче...