Программа развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования «Я в мире, мир во мне»
рабочая программа по теме
Целесообразность принятия Программы «Я в мире и мир во мне» обусловлена особенностями младшего школьного возраста. Это время интенсивного формирования личности, познавательных потребностей, рост моральных и интеллектуальных сил и возможностей, готовность к овладению новыми знаниями, умениями, формированию внутренней позиции школьника, его самосознании и самооценки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
“Гимназия при главе муниципального района “Сосногорск”
(МОУ “Гимназия г.Сосногорска”)
УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Гимназия г.Сосногорска ________О.В.Кривенко ___ _____________ 2008г. |
РЕКОМЕНДОВАНО
На заседании педагогического
совета №1 от 10 сентября 2008 г.
Программа
развития и воспитания
обучающихся
на ступени начального общего образования
«Я в мире, мир во мне»
Составитель: Учитель МОУ «Гимназия г.Сосногорска» Т.В.Филинская |
г.Сосногорск
Пояснительная записка
Тенденция гуманизации в образовательной сфере ориентирует классного руководителя посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально-значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребенка.
Целесообразность принятия Программы «Я в мире и мир во мне» обусловлена особенностями младшего школьного возраста. Это время интенсивного формирования личности, познавательных потребностей, рост моральных и интеллектуальных сил и возможностей, готовность к овладению новыми знаниями, умениями, формированию внутренней позиции школьника, его самосознании и самооценки.
При входном мониторинге были выявлены как положительные стороны, так и недостатки.
В результате проведенных исследований (использовались методики А.Н.Лукошкина, О.С.Немова, О.В.Лешина и др.) установлено:
- Уровень развития на возраст 7-8 лет имеет такую динамику: 52%-высокий уровень, 33%-средний, 15%-низкий;
- Диагностика этики поведения показала: 81% учеников имеют положительный результат, 11% низкий уровень, 8%-слабо сформированы поведенческие навыки;
- Диагностика нравственной мотивации – 18% учеников высокий уровень, 61,2 – средний уровень и 20,8% -низкий уровень.
Поэтому очень важно объединить все усилия семьи, гимназии для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям нашего общества.
Основная цель программы: создание благоприятных условий для раскрытия способностей каждого маленького человечка.
Задачи:
- Создать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей;
- Создать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся;
- Развивать умение общаться и сотрудничать;
- Развивать эмоциональную и волевую сферы;
- Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития художественно-эстетических и трудовых стремлений, желаний, умений и навыков.
Актуальность программы заключается в том, что она предусматривает взаимодействия семьи, гимназии, классного руководителя и детей с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации возможностей детей.Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности и направлена на развитие положительных качеств личности ребенка. Программа разработана на основе «Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования для МОУ «Гимназия г.Сосногорска» (заместитель директора по ВР О.В.Фролова).
I – IV класс
Работа запланирована по следующим направлениям:
| «Я и Россия» (любовь к России, своему народу, своему краю, городу, гимназии; правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, свобода личная и национальная, доверие к людям). |
| «Я и мой выбор» нравственный выбор; справедливость, милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике. |
| «Я и труд». Уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию, целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие. |
| «Я и мое здоровье». Здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое. |
| «Я и природа», «Я и моя земля». Родная земля; заповедная природа, планета Земля; экологическое сознание. |
| «Я и прекрасное». Красота, гармония, духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве. |
Функции занятий с детьми следующие
- Обучающая функция – обучение овладению учебными действиями;
- Просветительная функция – стимулирование интереса к окружающей действительности, чтению, кинофильмам и др.;
- Коммуникативная функция – объединение детей в коллектив, установление эмоциональных контактов, организация творческого сотрудничества;
- Релаксационная функция – снятие напряжения;
- Развивающая функция – гармоничное развитие личностных качеств, расширение кругозора, развитие интеллекта, создание условий для самоутверждения и самореализации;
- Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы и организация личного досуга.
Инициативы учеников будут поддерживаться через разнообразные формы поощрения: вручение грамот, дипломов, благодарственных писем.
Поощряться обучающиеся будут по итогам проведенных мероприятий и по итогам года.
Содержание программы и механизмы реализации.
Содержание программы «Я в мире – мир во мне» представлено в виде шести направлений:
- Направление «Я и мир», «Я и Россия», «Я и Родина моя»
Задачи:
- Прививать любовь и уважение к России, своему народу, краю, городу, гимназии;
- Воспитать уважение, дать понятия о правовом государстве. Гражданском обществе, законе и правопорядке, свободе личной и национальной, доверии к людям.
Формы классной внеклассной работы:
- Предметные беседы (на уроках);
- Познавательные беседы (по предметам);
- Проектная деятельность;
- Туристко-краеведческая деятельность ;экскурсии; путешествия, походы;
- Творческая деятельность; конкурсы; выставки; фестивали;
- Игровая деятельность;
- Встречи с интересными людьми.
- Направление «Я и мой выбор»
Задачи:
- Развивать позитивный тон взаимодействия;
- Способность формированию основ культуры взаимопонимания, уважения, ответственности и чувство долга, толерантности, построению межличностных отношений;
- Развивать коммуникативные навыки.
Формы внеклассной работы:
- Классные часы;
- Посещение музеев, выставок;
- Проблемно-ценностное общение;
- Встречи с интересными людьми;
- Игровая деятельность;
- Проектная деятельность.
- Направление «Я и труд»
Задачи:
- Способствовать выработке учебного труда, системно и целенаправленно учить овладению учебными действиями, контролем и саморегуляцией;
- Развивать у обучающихся потребность к чтению, учить пользоваться книгой и учебником как источником знаний;
- Содействовать развитию познавательных интересов и интеллектуальных способностей ребенка;
- Прививать уважение к собственному труду других.
Формы внеклассной работы:
- Предметные декады (недели);
- Викторины, конкурсы;
- Устные журналы;
- Конкурсы чтецов;
- Предметные олимпиады, исследовательские работы;
- Интеллектуальные игры.
- Направление «Я и мое здоровье»
Задачи:
- Воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств, свойств личности;
- Расширять знания о нравственном и психологическом здоровье;
- Формировать убеждение о здоровом образе жизни – занятиями спорта.
- Инструктировать детей по правилам безопасного поведения в окружающей среде;
- Сформировать интеллектуальную и коммуникативную подготовку учащихся к личной безопасной жизни и жизни тех кто рядом.
Формы работы:
- Дни здоровья;
- Спортивные праздники;
- Спортивные фестивали;
- Викторины, конкурсы ПДД;
- Уголки безопасности;
- Ролевые игры.
- Направление «Я и природа»
Задачи:
- Воспитать ценностное отношение к природе, окружающей среде;
- Воспитывать осознанное понимание экологической культуры;
- Прививать бережное отношение к заповедным местам, к планете Земля.
Формы работы:
- Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность);
- Творческая деятельность: конкурсы, выставки;
- Туристко-краеведческая деятельность: экскурсии, путешествия;
- Познавательные беседы, классные часы;
- Проектная деятельность.
- Направление «Я и прекрасное»
Задачи:
- Воспитывать ценностное отношение к прекрасному;
- Формировать представление об эстетических идеалах и ценностях;
Формы работы:
- Творческая деятельность: конкурсы, выставки, фестивали;
- Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность).
Этапы реализации программы
1 класс | 2 класс | 3 класс |
| |
I.Этап (диагностический) 1. формирование целевой установки, выработка главных ориентиров в организации воспитательного процесса. 2. диагностика личностных качеств, интересов обучающихся, родителей, состояние условий и постановка проблемы. II.Этап (прогностический) 1.постановка целей и задач, отбор содержания деятельности, наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия. 2.предварительная работа классного руководителя: определение роли творческих дел в жизни класса, постановка задач, разработка вариантов творческих дел как примеров для выбора учеником построения перспективы возможного творческого дела. III.Этап (организационный) 1.совместное с учениками планирование жизни класса на перспективу (учебный год); 2.реализация концепции программы; 3.развитие классного коллектива, создание классных традиций. IV.Этап (практический) 1.создание системы воспитательной работы. 2.преодоление несоответствий, реформирование компонентов данной программы. 3.укрепление и накопление классных традиций. 4.усиление внимания к развитию личности обучающихся. 5.отработка единой воспитательной системы класса. 6.анализ результатов мониторинга воспитательной работы. V.Этап (обобщающий демонстрационный) 1.создание новой социальной среды во внеклассной работе, способной подвести всех субъектов воспитательной деятельности к самосовершенствованию. | - успешная адаптация к гимназической жизни; - эмоциональная устойчивость обучающихся; - создание предпосылок для формирования классного коллектива; -активное участие родителей в жизни класса, гимназии. | - устойчивые положительные результаты обучения; - активное участие детей в жизни класса, гимназии; - негативное отношение к вредным привычкам; - создание органов классного самоуправления. | - проявление интеллектуальных способностей на уровне гимназии, города, РФ; - знание истории своей семьи, гимназии, достопримечательностей города; - умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия; - ощущение ответственности за совершаемые поступки. | - овладение методами самовоспитания, самоконтроля; - проявление самостоятельной творческой активности; - умение самостоятельно организовать и проводить мероприятия разной направленности; - готовность к самоопределению в социуме; - создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации гимназии, педагогического коллектива обучающихся; - обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и гимназии; - мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС"
Презентация по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС" для ознакомления с основной образовательной программой начальн...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования (ФГОС второго поколения)
Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования является частью основной образовательной программы начального общего образования Муниципального общеоб...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ и ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОУ СОШ №6
Выступление на РМО...
Статья "Особенности реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"
Приоритетным в процессе развития и социализации младших школьников является воспитание нравственных качеств личности. Поэтому на базе МБОУ-лицей №10 города Белгорода разработана и внедряется в ж...
ПРОГРАММА духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования "В мире добра"
Цель программы: создание максимально благоприятных условий для воспитания нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.Задачи: 1. Создать ма...
ПРОГРАММА духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования "В мире добра"
Цель программы: создание максимально благоприятных условий для воспитания нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.Задачи:Создать максимально благоприятных услови...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ по математике при переходе со ступени начального общего образования на ступень основного общего образования
Цель предлагаемого образовательного проекта «Образовательный минимум для начальной школы» – обеспечение освоения всеми учащимися начальных классов минимального объема теоретиче...