Программа воспитания класса "Живая старина"
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
1. Паспорт программы
Наименование программы |
« Живая старина» |
Основания для разработки программы |
|
Государствен - ный заказчик | Совет школы |
Основные разработчики | Левицкая Светлана Степановна |
Исполнители |
|
Обоснования необходимости программы |
|
Цель и задачи программы | Стратегическая цель:
Стратегические задачи:
|
Разделы программы | 1.Паспорт программы 2. Задачи деятельности класса 3. Организация воспитывающей деятельности |
Оценка эффективности программы | По показателям, характеризующим уровень: - организации досуга учащихся; - социальной активности (участие школьников в общественной жизни и мероприятиях класса, школы, села, района, страны и реализации детских социальных проектов); - снижение уровня правонарушений среди учащихся; - состояние физического, психического и социального здоровья учащихся; - состояние работы по соблюдению и защите прав учащихся |
Источники и объемы финансирова ния | Финансирование программы осуществляется за счет средств школы и внебюджетных средств |
Контроль над реализацией программы | Контроль над реализацией программы осуществляют администрация школы, Совет школы, органы управления образованием. |
2. Добиться соответствия модели выпускника начальной школы, разработанной и принятой Советом школы, позволяет решение следующих задач:
Задачи деятельности программы «Живая старина»
- формирование положительной мотивации к учению;
- формирование личности школьника, ориентированной на высокие нравственные качества русского человека;
- фактическое накопление знаний по этнической культуре, получение дополнительных знаний при интеграции основ этнической культуры в предметные курсы, умение применять полученные знания на практике;
- приобщение учащихся и их родителей к знаниям о здоровом образе жизни.
Модель выпускника начальной школы в контексте программы
«Живая старина»
- знает свои « корни», лучшие традиции народной культуры;
- уважительно относится к себе, к старшим и ко всем окружающим людям;
- умеет понимать других сверстников и готов помочь любому человеку, если он в этом нуждается;
- умеет быть гуманным ко всему живому;
- умеет жить в гармонии с окружающим миром;
- умеет уважительно относиться к культурным ценностям, воспринимать положительный опыт, накопленный человечеством;
- умеет вести здоровый образ жизни;
- умеет отвечать за свои поступки и слова;
- умеет вершить «чудеса» своими руками, а не ждать чуда со стороны.
3. Организация воспитывающей деятельности.
3.1.Введение
Воспитание - это целенаправленное управление процессом развития личности, в ходе которого происходит обогащение человека всеми достижениями человеческой культуры. Духовные и материальные ценности, созданные за всю историю человечества, в основе своей следует передать детям за короткий период их детства. Передача эта не совершается прямым путем. Ценности "присваиваются" в ходе духовных усилий самой личности. Эти усилия должны быть направлены, организованы, облегчены и методически разработаны - все это предстоит делать классному руководителю.
Практика последних лет доказала, что современное общеобразовательное учреждение - важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения. Приоритет в образовании отдается воспитанию. Необходимость мер, направленных на повышение воспитательного процесса в классе, обусловлена позитивными и негативными тенденциями развития российского общества. С одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур, Россия включается в мировое сообщество. Все это повышает социальный запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную, развивающуюся личность. С другой стороны, нарастают негативные явления: бездуховность, социальное расслоение, социальная незащищенность граждан, криминализация общества, пропаганда насилия в средствах массовой информации. Как следствие этих процессов - рост подростковой преступности и безнадзорности, наркомания, снижение общей культуры молодежи. Решая обозначенные проблемы, усилия классного руководителя направлены на поиск оптимальных путей воспитания детей:
- как научить ребенка чувствовать и понимать истоки родной земли, сердцем и душой ощущать вечные ценности российской цивилизации?
- как уйти от разрыва познавательного и нравственного начал в образовании?
- как помочь ребенку увидеть духовные основы и смысл окружающего мира и собственной личности?
Один из таких путей воспитания - возрождение народных традиций, использование принципов народной педагогики. У человека, не имеющего истинного национального воспитания, искажается понятие "национальность". Нация, потерявшая свое прошлое, не имеет будущего. Исходя из главной цели школьной, краевой воспитательной программы - формирование самосознания гражданина России и приоритетных задач:
- приобщение к духовности;
- возрождение и развитие национальных чувств, национального образа жизни;
- формирование уважения к предкам;
- формирование привязанности к месту жизни, любви к России;
- стремление изучать самобытную национальную культуру.
всю воспитательную работу класса направляю на улучшение духовного и нравственного климата, изучение и сохранение культурных и национальных традиций, пропаганду здорового образа жизни.
Без специально организованного процесса, направленного воздействия классного руководителя на систему ценностных ориентаций и установок детей младшего школьного возраста, невозможно формирование подлинно культурной личности. Создание в школе пространства этнической культуры идёт через реализацию школьной программы воспитания, так как она является школой русской культуры - школой воспитания на традициях русского народа, школой духовного возрождения. По своей природе народные традиции гуманистичны, обращены к человеку: в них потребность в труде, гармония человека с природой, гуманистическое общение, проявление талантов и лучших качеств человека – достоинства, совести, милосердия, терпимости, заботы о сохранении окружающей среды, снисхождение к слабому, отвращения к насилию. Они оказывают нормативно – регулятивное воздействие, способствуют закреплению ценностных ориентиров, выступают важнейшим средством личностного развития детей, поэтому и возникла программа «Живая старина», которая позволит воспитать у детей исконно русские черты как почитание старших, уважение к женщине-матери, чувство собственного достоинства, трудолюбие, патриотизм. Работая по этой программе, я хочу вернуть в русские семьи забытые традиции, обряды, обычаи. Содержание работы слито с условиями, традициями, жизненным укладом села. А ведь давно известно: «что совпало с жизнью, что востребовано ею, то и прорастёт живыми корнями, даст добрые всходы».
3.2.Возрастные и психологические особенности детей.
Программа «Живая старина» рассчитана на учащихся начальных классов 6,6 – 10 лет, по составу может быть как одновозрастной, так и разновозрастной. Реализовывать программу можно с детьми разного уровня образовательной, психологической и физической подготовки.
3.3.Основные принципы и подходы воспитательного процесса:
Кроме общепедагогических принципов научности, систематичности, доступности в программу заложены и другие:
- природосообразности;
- целостности учебно – воспитательного процесса;
- гармонии человека с природой;
- гармонии человека с культурой;
- гуманизма и демократизации жизнедеятельности класса;
- защищённости, комфортности, сотрудничества;
- интеграции воспитательно – образовательных усилий семьи и школы;
- воспитания учащихся на духовных и материальных ценностях народной культуры;
- деятельностный подход (в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками, меняется отношение к самому себе – растёт самоуважение);
- личностно ориентированный подход (уважение личности ребёнка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыс лям, чувствам, ожиданиям, к его духовной жизни, к мотивам его поведения).
3.4.Функции воспитательной системы класса:
- развивающая - развитие творческой личности, способной к самовыражению, самореализации;
- интегрирующая - расширение и углубление внутриклассных, внутришкольных и внешкольных связей;
- корректирующая - коррекция поведения и общения ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности;
- компенсирующую - создание в классе условий для самовыражения, демонстрации творческих способностей, развития коммуникабельности, обеспечивающей успешность совместной деятельности детей и взрослых;
- управленческая - оптимизация функционирования и развития класса, взаимодействие всех участников воспитательной системы.
3.5. Организация воспитывающей деятельности через основные предметные курсы:
- литература (фольклор в литературных произведениях);
- физкультура (народные игры);
- технология (традиционные домашние ремесла, русская кухня);
- математика (старинные русские задачи);
- окружающий мир (народные промыслы и ремесла, старинный быт, семейные обряды, народная медицина);
- изобразительное искусство (знакомство с разными видами искусств, живописью, музыкой, архитектурой)
3.6. Организация воспитывающей деятельности через специализированный курс «основы культуры» и «краеведение».
3.7. Организация воспитывающей деятельности через кружковую работу по традиционным ремеслам:
- вышивка;
- вязание;
- народный костюм;
- традиционная игрушка;
- лоскутное шитье;
- плотницкое дело.
3.8. Организация воспитывающей деятельности через внеурочную деятельность:
Название праздника | Дата проведения |
Праздник «Осенины» | сентябрь |
Покровские посиделки с рукоделием, сказками, песнями и играми | октябрь |
Праздник «Синичкины именины». Конкурс скворечников, развешивание кормушек для птиц. | ноябрь |
«Кузьминки», девичий праздник, выставка работ рукодельниц | ноябрь |
Праздник «Молодецкие забавы», состязание мальчиков. | декабрь |
Святочные посиделки и праздники встречи Нового года. | декабрь |
Колядки. «Тихий вечер» для участников обряда колядования. | январь |
Масляная неделя. | март |
«Вербный базар», ярмарка поделок, выполненных на уроках, кружках и с помощью родителей. | апрель |
Пасха. Праздничный концерт с приглашением гостей. | май |
Троица. | июнь |
Проект «Родник», участие школьников в исследовательской работе. Фольклорная этнографическая экспедиция по селу. | июнь |
3.9. Система отслеживания результатов включает в себя приёмы и методики:
- педагогическое наблюдение;
- использование методов специальной диагностики;
- тестирование;
- анкетирование;
- микроисследования.
3.10. Формы проведения мероприятий:
- беседа
- классный час
- праздник
- экскурсия
- рассказы детей
- игра
- спортивный праздник
- исследовательская работа
- игра – путешествие
- ярмарка
- викторина
- театрализованное представление
- посиделки
- КВН
- акция
- фото – выставка
- выставка
- посещение музеев
- концерт
- импровизация
- встреча
- фестиваль
- посещение передвижных театров
- конкурсы песен, рисунков, поделок, стихов, сочинений
3.11. Воспитательное пространство программы «Живая старина»
можно представить в виде следующей схемы:
3.12. Литература:
1. Барадулина В.А. « Основы художественного ремесла» М.,1978
2. Богуславская И.Я. «Русское народное искусство». Л., 1968
3. Вишневская В.М. «Хохлома». М.,1980
4. Воронов В.С. «О крестьянском искусстве». М., 1972
5. Гилярова Н.Н. «Хрестоматия по русскому народному творчеству»М., 1996
6. Дереклеева Н.И. «Справочник классного руководителя» М., «Вако» 2003
7. Дереклеева Н.И. «Родительские собрания» М., «Вербум» 2001
8. Караковский В.А. «Пути формирования школьного ученического
колектива» М., «Знамя» 1978
9. «Классный руководитель» Научно – методический журнал. Главный
редактор Лизинскй В.М. «Педагогический поиск»
10. Лизинский В.М. «Практическое воспитание в школе» Ч.1, 2 М., ОЦ
«Педагогический поиск» 2002
11. Мельников М.Н. «Русский фольклор». М., Просвещение 1997
12. Митрофанов В.В. «Русские народные загадки». Л.,1978
13. Некрылова А.Ф. «Круглый год». М., 1989
14. Нечаев М.П. «Практика управления воспитанием в школе» М., 2003
15. «Русское декоративное искусство». «Творческий центр».1965
16. Сазонов В.П. «Организация воспитательной работы в классе» М.,
«педагогический поиск» 2000
17. Степанов Е.Н. «Классному руководителю о воспитательной системе
класса» М., «Педагогический поиск» 2001
18. Степанов Е.Н. «Планирование воспитательной работы» (Методическое
пособие) М., «Творческий центр» 2001
19. «Православный и народный календарь». М., 1995
20. «Церковно-народный мясецеслов на Руси». М., 1997
21. Энциклопедия российских праздников. СПТ «Роспекс» 1997
22. Яровая Л.Н. «Внеклассные мероприятия» М., «Вако» 2004
Программа разработана Утверждаю:
учителем начальных классов, Директор МОУ КСОШ №1
классным руководителем _____Хлебова В.Н.
Левицкой С.С.
Авторская программа воспитания
«Живая старина»
на 2011-2015гг.
(программа предназначена для учащихся младшего школьного возраста)
Кулунда -2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы как способ реализации духовно-нравственного воспитания.
Как правильно и интересно организовать воспитательный процесс в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитате...
Программа воспитания учащихся начальных классов МБОУ СОШ с. Панино «Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста»
воспитание культуры толерантности с самых первых дней обучения в школе...
Программа воспитания "Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста"
Данная программа воспитания разработана для учащихся 1-4 классов. Срок реализации программы 4 года. Представленная программа воспитания позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в шко...
Программа воспитания и социализации ФГОС ООО на 2016-2019г. (воспитательная программа 3-4 классов)
Цель воспитательной программы – воспитание, социально – нравственная поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного г...
программа воспитания и социализации ( программа воспитательной работы 3 класс)
Программа воспитания и социализациии составлена в соответствии снормативно- правовой базой.Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной...
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» с учетом рабочей программы воспитания для начального общего образования(1-4 класс)
Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" с учетом рабочей программы воспитания для начального образования (1-4 класс)Данный материал будет полезен учителям по физической кул...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОДГОТОВЛЕНА НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ) с КАЛЕНДАРНЫМ ПЛАНОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая программа с календарным планом предназначены для планирования и организации системной воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностных результатов образования, определённ...