Конспект занятия по теме одежда
план-конспект урока (1 класс) по теме

Пикалёва Екатерина Викторовна

Развивающее занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_teme_odezhda.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по теме: «Одежда и традиции русского народа»

Цели: Знакомство с культурой и традициями наших предков.

Задачи: Привитие эстетического вкуса. Учить детей высказывать замечания и отстаивать свою точку зрения. Учить детей работать в группе.

Материалы и оборудование:

- презентация с изображениями русского национального костюма;

- раздаточные карточки с контурными изображениями;

- цветные карандаши;

- иллюстрации узоров русского костюма;

- сарафан и кокошник

- колпак

Ход занятия.

 Орг. момент. Приветствие педагога.

 Педагог:

- Как назвать одним словом, что на вас надето? (одежда)

- Для чего человеку нужна одежда? (Ответы детей)

-  Какой должна быть одежда? (Ответы детей, выработка критериев)

- Итак, одежда должна быть удобной, красивой, практичной, желательно из экологических натуральных материалов, она должна быть прочной – долго носиться.

 Проблемная ситуация.

Педагог:

- Представьте себе, что вы пришли в школу в новой одежде – обновке: блузке, рубашке или джемпере, а ваши друзья стали делать вам замечания: кому-то понравилась ваша обновка, а кому-то нет. Иногда эти замечания могут быть очень обидными. Случалось вам быть в такой ситуации? Как вы реагировали на такие замечания? (ответы детей)

- А приходилось ли наоборот, вам делать такие замечания друзьям?

- Как они на них реагировали? (ответы детей)

- Сегодня мы с вами поговорим об одежде и попробуем научиться высказывать свои  замечания и достойно реагировать на них.

 Вводная диагностика.

Педагог:

- Как вы думаете, раньше люди носили такую же одежду, какую мы носим сейчас? (ответы детей)

(Педагог демонстрирует детям сарафан и кокошник)

Педагог:

- Кто из вас знает, как называется эта одежда? (Ответы детей)

Правильно, это старинная русская одежда. Когда-то, 200 и больше лет назад так одевались женщины на Руси.

- А знаете ли вы еще другие предметы старинной русской одежды? (слайдов с изображением русских народных костюмов, обсуждение)

- Чем интересна на ваш взгляд эта одежда? Как вы думаете, удобна ли она? А какие на ваш взгляд были недостатки у такой одежды, или, может быть, у нее не было недостатков? (ответы детей)

- Что, возможно, вы бы изменили в этой одежде? Почему? (ответы детей)

 Рассказ педагога (по презентации)

        - Одежду, которую люди носили раньше, называют национальной одеждой, она отражает характер народа. По традиционному русскому костюму легко определить, о чем думали и мечтали наши предки, во что они верили, а чего опасались.

Древнейшей, самой любимой и распространенной нательной одеждой древних славян была рубаха. История славянской рубахи началась в глубине веков с простого куска ткани, перегнутого пополам, снабженного отверстием для головы и скрепленного поясом. Потом спинку и передок стали сшивать, добавили рукава. Простой народ ходил в рубахах из льняного полотна. Богатые, знатные люди носили рубахи из привозного шелка, а к 18 веку на Русь стали привозить и хлопчатобумажные ткани. Традиционные русские рубахи, сарафаны, поневы (юбки) отличались экономичностью и простотой производства. Их покрой почти не требовал употребления ножниц, а отходы ткани были минимальны. Небольшое количество швов сокращало время изготовления, не требовало большого мастерства от швеи. Даже самая неумелая крестьянка могла сшить себе рубаху или сарафан. «Какова пряха – такова на ней и рубаха» - говорили в старину.

Мужская рубаха была примерно по колено длиной. Ее всегда подпоясывали. Женские рубахи кроились обычно до полу и тоже подпоясывались. Детская одежда древних славян была одинакова для девочек и мальчиков и состояла из одной длинной, до пят, полотняной рубахи. Эту рубаху старались шить из старой одежды родителей, чтобы уберечь ребенка от сглаза или порчи.

Мужчины под рубаху надевали порты (штаны). От этого названия позже появилась профессия «портной». Женщины на рубаху надевали сарафан или юбку-поневу.

         Важным элементом женского костюма был головной убор. Девушки украшали косу лентами и бусами, на голову надевали обручи или венцы. Замужние женщины носили кички и кокошники. Зимой знатные барышни носили меховые шапки. Мужчины носили картузы или колпаки, сделанные из войлока (скатанная шерсть).

В старину люди до самого снега ходили босиком, и только зимой обували традиционную русскую обувь – лапти (демонстрация лаптей). Лапти плелись из коры дерева липы – лыка, а иногда и из бересты и даже из кожаных ремешков. Плетение лаптей считалось легкой работой, которой занимались мужчины «между делом». Специальных мастерских по производству лаптей не было очень долгое время, мужчина обеспечивал обувью всю семью. Лапти крепились к ноге с помощью длинных завязок – кожаных или веревочных. Завязки несколько раз перекрещивались на голени, прихватывая онучи, которые носили вместо современных носков. Лапти имели короткий срок службы. Зимой они истирались за 10 дней, после оттепели – за 4 дня, а летом, в страдную пору и вовсе за 3 дня. Собираясь в дальнюю дорогу, брали с собой несколько пар лаптей, в зависимости от того, сколько дней человек намеревался провести в пути. Позже из кожи начали шить сапоги.

Национальная одежда была не только удобной и практичной, она была очень красивой. Традиционный костюм украшали узоры – символы. Искажать, дополнять узор не разрешалось. Каждый элемент узора что-то обозначал: круг – солнце, квадрат – поле, пашню, землю, волны – воду, реку, треугольник - дерево, лес, горы; спираль – развитие, движение и др. (Демонстрация изображений узоров)

Расположение цветов в русском костюме тоже не случайно. Считается, что нижняя часть одежды символически связана с землей и поэтому должна быть темной. Верхняя часть символизирует небо и должна быть светлой.

В давние времена ткани окрашивали только растительными красками. В русском костюме преобладает красный цвет. Его связывают с солнцем, плодородием. Общее значение слов «красный» и «красивый» сохраняется до наших дней. Красную краску получали из растения марена, которое сорняком росла практически в любом огороде. А вот зеленой краски на Руси почти не было, так как ее получали из растений, которые росли только в Китае. Поэтому зелеными могли быть только ткани, привезенные оттуда.  Часто использовался и белый цвет – цвет неокрашенной ткани.

 Физкультминутка.

Педагог:

- А сейчас мы с вами поиграем в русскую народную хороводную игру. А кто из вас умеет водить хоровод? Покажите всем остальным, как встают в хоровод (дети встают в круг).

Русская народная игра «Колпачок (паучок)».

Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга. На голову водящему одевают колпак. Остальные играющие ходят вокруг него. Взявшись за руки и поют:

Колпачок, колпачок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки.

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг. Хлопая в ладоши, поют:

Танцевать заставили.

Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами. Все поют:

Танцуй, танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами и отдает ему колпак.

 Самостоятельная работа.

Педагог:

- Для дальнейшей работы предлагаю вам разделиться на группы (по 3 человека)

 А теперь представьте себя древнерусскими дизайнерами по одежде. Вам поручили разработать узор и расцветку мужского и женского костюмов. В своей работе постарайтесь учесть все требования, которые предъявляла старинная мода – то, о чем я сегодня рассказывала. А по завершению работы мы устроим выставку национального костюма и обсудим ваши работы.

(Каждой группе учащихся раздаются цветные карандаши и раскраски)

 Выставка работ учащихся

На доску вывешиваются все работы  (они должны быть подписаны)

Педагог:

- На праздник (гулянье) пришли мужчины и женщины в нарядной одежде. Они водят хороводы, играют и поглядывают, кто краше.

- Давайте попробуем посмотреть на  костюмы глазами древних русичей и попытаемся оценить нашу работу.

( По очереди представитель от каждой группы выходит к доске на «защиту своего костюма». Учащиеся оценивают каждую работу, высказывают, с помощью педагога, свои замечания. Авторы работ отстаивает свою точку зрения).

- Все ли требования соблюдены?

- Посмотрите внимательно на рисунки. Может быть, кто-то заметил неточности в оформлении костюмов и может нам их показать?

- А что на это ему ответят «Дизайнеры» этой модели?

- Давайте выберем самую удачную работу и поместим их в центр нашего «Хоровода» (Выбираются  работы, по которым не было критических замечаний).

9. Итог. Педагог благодарит детей за проделанную работу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Одежда "

Конспект урока по теме "Одежда " в 4-ом классе....

План-конспект урока по теме Одежда

Этот материал может помочь в подготовке к урокам в 4 ласса по теме Одежда...

3 класс. Конспект урока на тему "Одежда для карнавала. Изготовление карнавального костюма для девочек и мальчиков с использованием одной технологии".

Одежда для карнавала. Изготовление карнавального костюма для девочек и мальчиков с использованием одной технологии....

#кубановедение#Конспект урока на тему: "Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем"

Технологическая карта урока содержит сведения о костюмах казаков и котюмах других народов, населявших территорию Кубани в прошлом инастоящем...

Конспект логопедического занятия по теме "Одежда" с применением нейропсихологических упражнений

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Одежда»Цель: актуализация словаря по лексической теме «Одежда»Коррекционно-образовательные задачи:Активизировать словарь п...

Конспект урока на тему "Одежда"

Конспект занятия с детьми с нарушением слуха. Направлен на закрепление знаний об одежде....