"История Донского края и его культурные традиции".
классный час (4 класс) на тему
В этом году мы отмечаем 70-десятилетие Ростовской области и тема нашей сегодняшней игры «История Донского Края и его культурные традиции» посвящена этому событию
Мои юные друзья, вы родились и живёте на донской земле. Велика наша страна, и каждый её уголок имеет свою судьбу, свою историю. А из них складывается история всего нашего великого государства.
Вроде и немного места занимает донская земля на карте нашей Родины. Да ведь не так уж и мало. Но главное – в истории Дона происходили такие события, которые оказались важными для всего нашего государства. Известный русский писатель Лев Николаевич Толстой писал «Вся история России сделана казаками.
… Это было время, когда на Руси усилился гнёт помещиков, когда крестьяне не могли, как раньше переходить от одного господина к другому, их заставляли работать от зари до зари.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_donskogo_kraya_i_ego_kulturnye_tradicii.docx | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: История Донского края и его культурные традиции.
Цель: Познакомить с историей казачества Донского края
Задачи
Образовательные: формировать знания по истории донского казачества, его обычаях, традициях, культуре, воинской славе.
Коррекционно-развивающие: развитие познавательных и коммуникативных способностей, умения поддерживать беседу.
Воспитательные: привитие любви к родному краю, воспитание чувства гордости и глубокого уважения к проживающим здесь людям сплочение коллектива.
Оборудование
Тема игры на стенде.
Карта Росси
Карта Ростовской области.
Набор табличек со словами игры.
Барабан для игры с делениями: сектор +, шанс, игра, приз.
Набор табличек алфавита для участников
Две шкатулки
Ящик для приза.
Призы.
Содержание игры
В игре принимают участие учащиеся 3-4 классов тройками поочерёдно, зрители.
Ведущий (учитель) по итогам туров и финала проводит награждение
Перечень слов для игры
1. «он донец: и швец, и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец, и в бою молодец…» казак
2. «как же называлось по-казачьи мощное укрепление казачьих городков» раскат
3. «как же называлось жилище казака?» курень
4. «как назывался предводитель у казаков» атаман
5. «как назывался второй знак атаманской власти» булава
Ход игры
Казачья песня «Ой, при лужке, при лужке» - хор
ВЕДУЩИЙ: В этом году мы отмечаем 70-десятилетие Ростовской области и тема нашей сегодняшней игры «История Донского Края и его культурные традиции» посвящена этому событию
Мои юные друзья, вы родились и живёте на донской земле. Велика наша страна, и каждый её уголок имеет свою судьбу, свою историю. А из них складывается история всего нашего великого государства.
Вроде и немного места занимает донская земля на карте нашей Родины. Да ведь не так уж и мало. Но главное – в истории Дона происходили такие события, которые оказались важными для всего нашего государства. Известный русский писатель Лев Николаевич Толстой писал «Вся история России сделана казаками.
… Это было время, когда на Руси усилился гнёт помещиков, когда крестьяне не могли, как раньше переходить от одного господина к другому, их заставляли работать от зари до зари.
За свой тяжкий труд крестьяне получали так мало, что не могли прокормить ни себя, ни семью.
От голода и насилия крестьяне бежали на юг, на вольные земли, куда не доставала власть царя и помещиков.
На это решались только самые сильные и отважные. Ведь, чтобы добраться до желанной вольной земли и обрести свободу, надо было преодолеть сотни препятствий, ускользнуть от погони. Здесь они становились вольными людьми. Поскольку на Дону селились люди не только с Руси, но и с других земель, среди них можно было встретить украинцев и белоруссов, поляков и немцев, греков и персов, татар и грузин, калмыков и осетин. Однако выходцев из Руси всё же было больше, поэтому все они, независимо от того, откуда они пришли на Дон, считали себя русскими людьми и защитниками Руси.
К барабану приглашается первая тройка игроков:
1.
2.
3.
Вопрос.
Есть такая пословица: «он донец: и швец, и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец, и в бою молодец…» Кто он?
ВЕДУЩИЙ: Пока барабан будет крутиться, наши игроки расскажут, где они живут. Может быть, они расскажут нам что-то интересное о своём селе, мы с удовольствием послушаем.
Где вы живёте? Как называется ваша улица? Что интересного есть в вашем селе? Есть ли памятники, посвящённые Великой Отечественной войне? Ухаживают ли за ними? А что вы можете рассказать о природе вашего села? Есть ли в вашем селе какой либо водоём, речка, лес? Как они называются? Любите ли вы ходить на речку, в лес? А какие дикие животные есть в ваших краях? Какие места в вашем селе больше всего нравятся и почему? А не нравятся и почему?
(идёт диалог с игроками)
ВЕДУЩИЙ: Прошу вручить призы игрокам первой тройки
Победивший в первом туре выходит в финал.
ВЕДУЩИЙ: На Дону казаки селились сначала на островах, чтобы враги, а их было немало – не могли незаметно подкрасться и напасть на них. Такие поселения назывались казачьими городками.
Казаки укрепляли их земляным валом, на котором ставили деревянный частокол с острыми кольями. Позже казаки стали обносить свои городки крепкими и высокими и высокими, метра три или даже пять, стенами. По углам этих стен строили специальные укрепления - бастионы. Они имели вид трёх-, четырёх-, или шестиугольника. Строились они на углу крепостной стены из самых толстых и тяжёлых брёвен. Поднять их трудно и чтобы установить в нужном месте, приходилось раскатывать и катить. На них всегда стояли мощные чугунные пушки. Их казаки отбивали у своих врагов, а позже, когда стали получать жалованье от Московского правительства, пушки присылали на Дон из Москвы. Позже их строили из камня, казачье название сохранилось.
К барабану приглашается вторая тройка игроков:
1.
2.
3.
Вопрос.
«как же называлось по-казачьи мощное укрепление казачьих городков?» раскат
ВЕДУЩИЙ: Пока барабан будет крутиться, наши игроки тоже расскажут, где они живут и что интересного они могут рассказать о своём селе.
Где вы живёте? Как называется ваша улица? Что интересного есть в вашем селе? Есть ли памятники, посвящённые Великой Отечественной войне? Ухаживают ли за ними? А что вы можете рассказать о природе вашего села? Есть ли в вашем селе какой либо водоём, речка, лес? Как они называются? Любите ли вы ходить на речку, в лес? А какие дикие животные есть в ваших краях? Какие места в вашем селе больше всего нравятся и почему? А не нравятся и почему?
(идёт диалог с игроками)
ВЕДУЩИЙ: Прошу вручить призы игрокам второй тройки
Победивший во втором туре выходит в финал.
ВЕДУЩИЙ:
Для жилья внутри городка казаки строили сначала землянки, а потом дома из дерева и камня. Они были исключительно удобными для донского климата с жарким летом и недлинной зимой. Жилище казаки строили по берегам Дона, который иногда разливался, поэтому дом имел высокий фундамент (каменный). Его называли «подклеть» или «низы». Летом использовали как жильё. В жару там прохладно, а зимой, когда казаки жили «в верхах», используется для хранения продуктов.
Второй этаж – из деревянных пластин, которые обшивались досками и окрашивались в зелёный, синий, жёлтый.
Крыли крышу обычно камышом.
Иногда вместо досок жилище обмазывали глиной. Второй этаж снабжался крытой верандой, куда вела внешняя лестница с парадным резным крыльцом с навесом наверху. Окна занавешивались ставнями, которые запирались изнутри. На окнах, украшенных резными наличниками, стояли горшки с цветами. Верхний этаж имел простую горницу, залу, небольшие спальные помещения и кухню с печью, но не русской, а типа голландской печи. Стены зала украшались коврами и были увешаны сбруей и оружием: ружья, сабли (шашки), кинжалы, пояса с серебряными пряжками.
Из залы дверь вела в спальни. В хозяйской спальне стояла большая кровать с горой перин и подушек из приданого хозяйки.
Донские жилища отличались чистотой и нарядностью и утопали в цветах, которые выращивали казачки.
К барабану приглашается третья тройка игроков:
1.
2.
3.
Вопрос.
« как же называлось жилище казака?» ( курень)
ВЕДУЩИЙ: Пока барабан будет крутиться, наши игроки тоже расскажут, где они живут, и что интересного они могут рассказать о своём селе.
Где вы живёте? Как называется ваша улица? Что интересного есть в вашем селе? Есть ли памятники, посвящённые Великой Отечественной войне? Ухаживают ли за ними? А что вы можете рассказать о природе вашего села? Есть ли в вашем селе, какой либо водоём, речка, лес? Как они называются? Любите ли вы ходить на речку, в лес? А какие дикие животные есть в ваших краях? Какие места в вашем селе больше всего нравятся и почему? А не нравятся и почему?
(идёт диалог с игроками)
ВЕДУЩИЙ: Прошу вручить призы игрокам третьей тройки
Победивший в третьем туре выходит в финал.
ВЕДУЩИЙ: Когда надо было обсудить какой – нибудь вопрос, казаки сходились на общее собрание. Проходило оно в главном казачьем городке на площади, по-казачьи майдан. При этом казаки становились в большой круг, потому и собрания свои они называли Кругами.
Традиционная форма сбора в круг сохранялась во всех случаях жизни. В море казаки сплывались на лодках, образуя широкий круг; в походах становились в круг, поворачивая лошадей головами к центру. Смысл сбора в круг заключался в том, чтобы каждый участник видел лица своих товарищей.
На Кругу решались самые важные вопросы казачьей жизни: кому объявить войну, с кем заключить мир, когда выступать в поход, куда отправлять послов, где заложить новый казачий городок. На Кругу принимали в казаки, женили и разводили. На Кругу казаки выбирали себе предводителя, вожака. Выборы проходили очень просто. Есаул по очереди называл кандидатов и при этом спрашивал казаков.
- Любо ль, вам, братцы?
За кого большинство казаков крикнет «Любо!», тому, а быть вожаком. И если уж избрали вожака, подчинялись ему все - даже те, кому он был «не люб». Таковы нерушимые законы казачества: меньшинство подчинялось большинству.
ВЕДУЩИЙ: объявляется игра со зрителями.
. «как назывался предводитель у казаков» атаман
ВЕДУЩИЙ: Прошу вручить приз самому активному игроку зрительного зала.
ВЕДУЩИЙ: Вы все знаете, что каждое государство имеет свои отличительные знаки: государственные символы.
Имеет их и казачество: герб Всевеликого Войска Донского, Флаг Всевеликого войска Донского был принят в мае 1918 года на Кругу. Он состоит из трёх продольных полос равной ширины синего, жёлтого и красного цвета. В постановлении Круга по этому поводу было сказано: «Три народности издревле живут на Донской земле – донские казаки, калмыки и русские крестьяне. Национальными цветами их были: у донских казаков – синий, олицетворяющий реку Дон, у калмыков – жёлтый, как степь и у русских – алый». Сегодня это флаг и Ростовской области.
Символом казачьей вольницы был бунчук: древко с позолоченным шаром на конце. Из шара выпускались конские хвосты или хвост волка, что должно было символизировать волю. Бунчук выносили в торжественных случаях перед выходом атамана, в том числе и на собрание казачьего Круга.
У атамана были свои знаки атаманской власти.
Это насека: жезл крепкого дерева, на котором делась насечки по числу избранных атаманов. Держал атаман его в левой руке и опирался на него.
А в правой руке у атамана был второй символ сделанный из ореховой палки, отделанной серебром, на конце серебряный шар с позолотой.
ВЕДУЩИЙ: к барабану приглашаются финалисты.
Вопрос: «как назывался второй знак атаманской власти»
булава
Награждение победителя игры
В нашей игре, ребята, вы узнали сегодня много интересного о наших предках и, если вас это заинтересовало, вы хотите узнать больше о яркой истории донского казачества, обращайтесь в кабинет истории или в библиотеку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Донской край - казачий край. Доноведение, 3 класс. Занятие
Конспект занятия по доноведению...
авторская программа внеурочной деятельности "Природа, история и литературное творчество донского края"
Авторская программа внеурочноой деятельности "Природа, история и литературное творчество донского края" предназначена для учащихся младших классов, способствует развитию учащихся, их социализации в ок...
Презентация "История Донского края"
Знакомство учащихся с историей Донского края....
Презентация "История Донского края".
Презентация "История Донского края"....
"История моей семьи в истории родного края". Номинации : "Семейная традиция " и "Вместе в одной профессии ":служение отечеству".
В 2013 году в школах Воронежской области проходил конкурс ""История моей семьи в истории родного края." В нём участвовала и наша школа . Одну из лучших работ в подготовке которой и я прини...
Донской край - мой край
Технологическая карта внеурочного занятия "Донской край - мой край"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КРАЯ» Основное общее образование (базовый уровень), 5 класс
Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, ув...