Донской край - мой край
план-конспект занятия (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
donskoy_kray_-_moy_kray.docx | 19.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект внеурочного занятия по Донскому краю в 3 классе на тему «Донской край – мой край».
Цель: Создать условия для формирования у детей интереса к истории донского края.
Задачи: - Формировать представление детей об истории своей малой Родины;
- Развивать познавательный интерес к истории своего народа;
- Закрепить представление детей о быте и укладе жизни казаков;
- Воспитывать чувство гордости за свой родной край;
- Развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями;
- Воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков.
Ход занятия:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность детей |
I. Организационный момент. | Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться! Доброе утро! Доброе утро, солнцу и птицам! Доброе утро! Приветливым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым! Доброе утро длится до вечера! -Ребята, давайте нашим гостям пожелаем доброго утра. -Ребята, я вам предлагаю отправиться в путешествие, а куда мы с вами отправимся, вы узнаете из стихотворения, которое я вам прочитаю (чтение стихотворения о Донском крае). -Ребята, о чем говорится в этом стихотворении? | -Доброе утро! -О Донском крае. |
II. Основная часть | -А кто знает, как называется земля, на которой мы живем? -Правильно. А почему возникло такое название? - Ребята, а какие стихи вы знаете о Донском крае? (чтение стихов) - Ребята, а как назывались дома, которые в далеком прошлом строились на берегу реки Дон? - Правильно, но курени были разные, чем они отличались друг от друга? - От чего это зависело?
-Ребята, кто сможет описать конструкцию двухэтажного куреня? -Спасибо. Все верно. А кто желает сделать описание второго этажа куреня? -Спасибо. Осталось описать последнюю часть куреня – крышу. -Ребята, а что означает слово курень? - Значит, дом должен быть круглым? -Как говорят казаки : «Печь – царица в доме». -Ребята, а давайте поиграем в игру «Забытые слова», познакомим гостей с особыми казачьими словами, которые в наше время немного подзабылись. Игра «Забытые слова» (со словами: командир – атаман, очень – дюже, полотенце – рушник, дом – курень, говорят – гутарят, отец – батя, компот – узвар, плетка – нагайка, часы – ходики, балкон – балясины). -Замечательно, ребята, вспомнили мы забытые слова. | -Донская земля. -Потому что мы живем в Ростове-на-Дону, а наша главная река Дон. -Казачий курень. -Курени были двухэтажные и одноэтажные. -От места жительства, там, где Дон разливался, строили двухэтажные курени. А куда воды Дона не доходили, строили одноэтажные курени. -Первый этаж куреня строили из камня, так как при разливе реки он оказывался в воде, а камень не размокал и не гнил как дерево. На первом этаже никто не жил, его использовали как кладовую для хранения продуктов, а зимой пускали животных. -Второй этаж строили из дерева. Он был жилой. Мы видим окна со ставнями, в жару и непогоду ставни закрывали. Вокруг куреня делали деревянный балкончик «балясник». Летом на нем можно было пить чай. Также на нем хранили лодку, на которой плавали во время разлива рек от дома к дому, а балясник служил причалом. -Крышу крыли камышом, иногда соломой. -Курень значит круглый. -Все комнаты были построены вокруг печки по кругу. |
III. Основная часть. | -Ребята, а как назывались люди, которые жили на берегу Дона? - А кто такие казаки? -А чем занимались казаки? -Ребята, а как вы думаете, где большую часть жизни находились казаки? -Верно, главная задача казаков – оберегать границу государства, ведь термин «казак» означает «защитник», «воин». - А кто у казака верный друг? - Верно, у казаков была особенная любовь к лошадям. Лошади были их самыми верными друзьями. Они не расставались ни в бою, ни в труде. - Ребята, а какие вы знаете пословицы о казаках и конях? -Молодцы! Ребята, а чем занимались женщины казачки? -Правильно, а чем занимались дети казачата? -Ребята, давайте представим, что нас попросили присмотреть за малышом. Чему бы вы хотели научить малыша, чтобы он вырос сильным, отважным, уверенным в себе казаком? Вы говорите свои пожелания и бросайте в мешочек эти красивые шарики. -Спасибо вам за такие замечательные пожелания. | -Донские казаки. (ребенок, одетый в костюм казака) Кто такие казаки? Не простые мужики. В голове у казака Бог, Отечество, семья. Поле, поле – воля, воля. Не легка казачья доля. Но лучше нет на свете боле Доли казака. -Казаки были воинами – защищали Родину, строили дома, работали на кузнице, ловили рыбу, занимались плетением (плели из прутьев камыша корзины, лукошки, колыбели, стулья). -На службе, в боях, в походах. -Конь. - Казак и в беде не плачет. - Атаман из плохого казака не получится. - Казак без службы – не казак. - Казак голоден, а конь сыт. - Казак без коня, что дом без огня. -Женщины занимались домашними делами: убирали, стирали, готовили кушать, воспитывали детей. Весной и осенью работали в поле, а зимой вязали, пряли шерсть, шили, вышивали. -Мальчики помогали деду, отцу по хозяйству. С раннего возраста обучались езде на лошади, владеть казачьим оружием – шашкой. Девочки помогали матери, бабушке, вязать, шить, занимались рукоделием, нянчили младших братьев, сестер. (Дети бросают шарики в мешочек, проговаривая казачьи заповеди): По обычаям казачьим Всегда в жизни поступай, Тверд будь в Вере Православной, Ее в сердце укрепляй! Верно ты служи Отчизне И народу своему, А творить себе кумиров Непотребно никому! По традиции казачьей, Даже если гибнешь сам, Оказать ты должен помощь Своим братьям – казакам! Презирать обязан праздность, Тунеядство, негу, лень, Чтоб твоя семья в достатке Проживала каждый день! Ты семью беречь обязан, Почитать отца и мать, Честь, достоинство казачки Должен ты оберегать! Чтя казачий кодекс чести, Православие защищай. Береги свою Отчизну И семью не забывай! Старших мудрые советы Ты обязан почитать, Потому они помогут Самому мудрее стать! |
IV. Заключение | -Ребята, вот и закончилось наше путешествие. Скажите, пожалуйста, о чем мы сегодня говорили? Что нового узнали? -Я вижу, что вы знаете историю своих предков – казаков, чтите их традиции. Так будьте их достойны! Напутствие: И хорошо, чтоб в наши дни Традиции с тобой мы берегли, В чудном крае, где живем мы у Дон – реки, Где жили здесь когда-то наши предки казаки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Донской край - казачий край. Доноведение, 3 класс. Занятие
Конспект занятия по доноведению...
авторская программа внеурочной деятельности "Природа, история и литературное творчество донского края"
Авторская программа внеурочноой деятельности "Природа, история и литературное творчество донского края" предназначена для учащихся младших классов, способствует развитию учащихся, их социализации в ок...
Урок на тему "Горные породы и минералы нашей Родины и Донского края"
Разработка урока + презентация...
"История Донского края и его культурные традиции".
В этом году мы отмечаем 70-десятилетие Ростовской области и тема нашей сегодняшней игры «История Донского Края и его культурные традиции» посвящена этому событию Мои юные друзья, вы р...
Рыбы донского края.
Презентация знакомит детей с промысловыми рыбами реки Дон и Азовского моря.Цель: Познакомить с промысловой ихтиофауной родного донского края.Задачи:Пополнить знания о ценных рыбах родного ...
Разработка открытого мероприятия "Донской край-мой край"
Разработка открытого мероприятия "Донской край-мой край"...