"Я живу в большом мире"
методическая разработка (4 класс) по теме
Проектная работа по формированию толерантного сознания учеников начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_tolerantnost.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная работа
по формированию толерантного сознания учеников начальных классов
«Я живу в большом мире»
Учитель начальных классов Коваленко Н.П.,
педагог дополнительного образования Орнатский Ю.Л.
«Я живу в прекрасном, но сложном мире» - такая установка была дана в начале общения с детьми, учащимися 4 класса, на тему «Толерантность». Надо заметить, что этот слоган выработан на первой же встрече после определения основной темы проекта – «Толерантность» с учениками 4 класса школы № 662, классный руководитель Коваленко Наталия Петровна, педагог дополнительного образования Орнатский Юрий Львович.
Мир, в котором я живу – прекрасен, полон, содержателен, определен в своих границах и вместе с тем – безбрежен…
Но он и сложен, прежде всего взаимоотношениями между людьми, живущими в этом мире, живущими рядом со мной. «Я – ученик, и я познаю этот мир» – определяет настрой к началу поиска ответа на множество вопросов, которые возникают и требуют разрешения.
- Актуальность проблемы обозначается прежде всего различиями людей, которые должны быть вместе:
- жить на одной планете (все люди);
- общаться, чтобы не было войн и противостояний (мир и согласие);
- строить одно общее государство (свою страну – Россия);
- находиться в одном пространстве жизнедеятельности (город, село…);
- делать одно общее дело (коллектив – работа, учеба…);
- быть в согласии, чтобы жить в благополучии, в благоденствии (семья);
- вместе сохранять и преумножать, чтобы жизнь продолжалась – жизнь, достойная человека (культура, цивилизация…)
Эти и другие вопросы были открыты в общении педагогов и детей учеников.
Прежде всего определить, раскрыть, осознать, найти понятное ребенку значение слова «толерантность» в его многозначности, важности для сегодняшней жизни особенного, введенного в обиход современного общества. Что это такое? Как воспринимается на слух, как звучит это слово? Какой ассоциативный окрас обретает для каждого это слово-определение?
Из высказываний собеседников:
- важное слово, утвердительно звучит, возвышающее и вместе с тем напрягает, облагораживающее определение… пока непонятное в своём значении.
- в этом слове – культура, культура общения, борьба добра и зла, направлено на отбор,
- выражает стойкость, затрагивает этические и моральные нормы - как установка на общение… Это – выбор, выбор дороги!
- слово проблемное… В чём проблема? Выбор дороги добра и зла, а это всегда непросто.
- жить в обществе, в общении с другими людьми.
Таким образом, участники диалога фиксируют свое понимание слова, чтобы утвердиться в своей точке зрения или отказаться от прежнего взгляда, обогатить свое познания, получить возможность дальнейшего поиска в данной теме.
- Толерантность – взаимопонимание.
- Толерантность – дружба, любовь.
- Толерантность - терпимость.
- Толерантность – помощь.
- Толерантность – уважение к другим людям.
- Толерантность – договоренность с другими людьми.
- Толерантность – интерес к другому человеку… и т.п.
Здесь важно то, что ребенок-ученик, основываясь на своем жизненном опыте, ищет ответ на проблемный вопрос времени, тем самым определяет свою принадлежность к этой жизни и обретает новый опыт взрослеющего человека.
«Лаборатория слова» – методический приём работы со словом, который помогает раскрыть содержание и энергетику слова на основе ассоциаций, синонимического ряда слов… И обретаются новые слова, которые становятся для ребенка-ученика словарным запасом и могут быть использованы в дальнейших рассуждениях и при создании творческой работы учеником (высказыванием, эссе, поэтической строки, создание слогана и т.п.).
Краткое описание приёма.
Записывается слово - ТОЛЕРАНТНОСТЬ, предлагается «поиграть» с этим словом. Слово записывается так, чтобы каждая буква этого слова была видна – из этих букв ищутся, составляются и записываются новые слова. Можно найти большое количество новых слов, но важно предупредить, что выбираем и записываем только те из них, которые будут созвучны с темой нашего разговора.
Т О Л Е Р А Н Т Н О С Т Ь
– тон, транс, страна, роль, тора, ранен, летать, не летать, странен…
Будут и другие слова, выраженные разными частями речи, но надо объяснить их связь с основным «исследуемым» словом, в данном случае – «толерантность». Слово звучит, раскрывается, обретает объемность, и содержательность его расширяется. Такой настрой даёт «лаборатория слова».
Далее «родовое слово» записывается так, чтобы каждая буква этого слова начинала новые слова:
Т – товарищество, терпимость, творчество, территория…
О – окружение, основа жизни, отгороженность, одиночество…
Л – лад, ладонь в ладонь, любовь – дар любви, легкость, лояльность…
Е – единение, единственный-неповторимый, единое пространство жизни…
Р – радость жизни, равноправие, равенство, разность, родина, раскол, расизм…
А – атмосфера, агрессия, антагонизм, автономия…
Н – неповторимость, навык, неординарный, нация…
Т – тактичность, традиция, трагедия, тайна…
Н – неодинаковость, надежда, нелепость, ненависть, наглость…
О – общество, общие интересы, особенность, опасность, обособленность…
С – свобода, сила, самобытность, союз, сотрудничество, сосед, самостоятельность…
Т – труд души, твердость, тупость, тишина…
Ь – (слова не обозначит, но дает настрой) – мягкость, терпимость, внимательность, гибкость…
Внимательно присмотревшись к найденным словам, участвуя в поиске, помогая найти верное значение и яркое выражение тех чувств и мыслей, которые рождаются в процессе работы – мы можем заметить: в словах отражение общечеловеческих ценностей и тревог нашего времени, нашего общежития.
Находя такие слова с помощью учителя и в общении с товарищами, ребенок ученик невольно переносит их значение и значимость на себя, что становится важным для его жизнедеятельности в сообществе-классе, и будем надеяться – для его духовно-морального роста.
Предложенная работа в мастерской «лаборатория слова» помогает утвердиться в договоренностях между людьми, в предупреждении конфликтных ситуаций, к сожалению, неизбежных в любом человеческом общежитии, хотя бы на вербальном уровне.
Определение проблемы и поиск её разрешения – вот основное действие, которое выполняется на встречах-уроках, и ребенок-ученик может для себя найти ход поведения, отношения к себе и к другим людям: общение разных людей строится на уважении, терпении (не торопись, прислушайся, не обозляйся), открытости, преодолении страха, на основе установки – «ты мне интересен»…
«Лаборатория слова» в дальнейшем общении на уроках-встречах будет использоваться достаточно часто, поскольку этот ход продуктивен и вызывает интерес учеников.
На основе найденного словарного материала мы вновь обращаемся к нашему пониманию «толерантности» и готовы написать свой небольшой текст на эту тему. Форму изложения своих размышлений каждый выбирает по своим возможностям и желаниям.
Ученикам этой группы-класса предлагается составить слоган, который будет обращен к людям мира – призыв к толерантности в форме плаката, листовки, памятки и т.п.
Вот некоторые из обращений-плакатов:
- Артём – «Нам в конфликте жить нельзя – возьмемся за руки, друзья!»;
- Настя – «Дети – будущее нашей земли!»;
- Яна – «Люди разных народов – люди мира»…
Другие классы начальной школы № 662 получили задание: сделать стенд с рисунками, фотографиями, обращениями, в котором будет отражено отношение детей к проблеме взаимоотношений между людьми по одному из видов толерантности – «мальчики и девочки» (гендерная), «старики и дети» (возрастная), «люди с ограниченными возможностями – инвалиды» (физиологическая), «мы вместе – ученики класса» (социальная). С детьми, учениками этих классов, были проведены консультативные встречи-беседы, и материал, полученный в результате такой работы, представлен на выставке «Стена мира и согласия». Эту выставку посетили ученики всех классов школы, увидев и обсудив работы своих товарищей.
Всем классам было предложено разучить игры народов Росии. Педагоги разучивали их на переменах и в группах продлённого дня. Дети с удовольствием включились в этот процесс, сами находили новые игры, показывали другим ребятам, играли все вместе.
Так обозначился первый этап исполнения проекта «Я живу в большом мире».
Дальнейшее продвижение по осуществления проекта.
Все классы школы № 662 (8 классов) ведут подготовку к проведению фестиваля национальных культур народов России «Разноцветная карусель»:
- инсценировка и показ народной сказки,
- презентация в любой форме представления образа жизни и культуры данной нации:
- место жизни, природа, национальные особенности, костюм, обычаи, игры, кухня и др.
Организуется фестивальная неделя, на которой все ученики и учителя познакомятся с работами своих школьных товарищей.
А заключительный праздник-встреча «Роза ветров» подведет итог проделанной работы в осуществлении школьного проекта «Я живу в большом мире».
Ученики 4 класса (классный руководитель Коваленко Н.П) продолжают поиск на уроках-встречах «Толерантность» с педагогом дополнительного образования Орнатским Ю.Л.
Как продолжение темы ученики создают «Кодекс нашего класса», в котором отражается позиция каждого и всех вместе – договор о взаимоотношениях в коллективе. В процессе создания «документа» принимаются предложения, происходит обсуждение, высказываются мнения, позиции и точки зрения, делаются установки на организацию проекта текстовой части «Кодекса». Дети-ученики пробуют себя в законопроектной деятельности, тем самым получают возможность проявить себя и получить некий опыт социализации и гражданственности.
Здесь также используется метод «лаборатории слова», когда ищутся слова-понятия, создаются слоганы, раскрывается значение и смысл определений, правил, позиций. Происходит творческое осмысление и организация жизни в коллективе.
Поиск путей формирования установок толерантного сознания у детей и молодежи чаще строится на воспитании в учащихся отношения к проблемным вопросам толерантности. Обращается внимание на негативные проявления. Безусловно, это важный аспект проблемы.
Сложность мира, его многообразие во всех проявлениях, требует искать пути и способы согласия между людьми. В эту проблему посвящены и мы, живущие в это непростое время – вот такая честь выпала на нашу долю.
Думается, что стоит говорить об этом с детьми – гражданами мира, будущим этого мира. И как путь к осознанию и поиску возможных ответов, обратиться к опыту и мыслям Николая Константиновича Рериха. Своим художественным творчеством, книгами, обращениями словом и делом к людскому сообществу, своей яркой подвижнической жизнью мудрого гражданина Земли Рерих открывает ход на дорогу мира и согласия. «Откуда придут мудрые взаимные отношения? Откуда придет единение?»и – задает вопрос Мудрец. «Путем вражды, грубости, поношения всё равно никуда не прийти, ничего не создать, но сущность человека всё же стремится к справедливому познанию», – так размышлял Рерих.
Известное выражение о спасении мира красотой, высказанное Достоевским, хотелось бы преломить мыслью Николая Рериха – осознание красоты спасительно для мира.
Культура, просвещение, воспитание – вот те ориентиры пути, по котором надо отправиться вместе с детьми.
Следующий ход в общении с учениками на тему толерантности
Обращаемся к выражению-слогану – «Должна быть гармония человека с природой, культурой, другими людьми и с самим собой», записываем его и размышляем о содержательности мысли, заложенной в нём. (вновь помогает разобраться в связях, закономерностях и значениях предложенного выражения «лаборатория слова»). Рассуждаем о слове ГАРМОНИЯ, пытаемся дать понятие, ясное детям, и раскрыть его в значении для данного выражения.
Слово «ЧЕЛОВЕК» раскрывается в осознании важности и значимости для рассуждения через «лабораторию слова», накапливается словарный запас, который помогает глубже и интереснее найти определение, записать его…
Далее рассматриваются взаимоотношения человека с ПРИРОДОЙ, КУЛЬТУРОЙ, ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ – ОБЩЕСТВОМ, и, очевидно, основным в этом направлении – согласия с САМИМ СОБОЙ.
Все размышления записываются, найденные слова и определения осознаются и накапливаются для создания творческих работ – сборников, эссе, рефератов, презентаций…
И рождается идея нового проекта - «ДОРОГА К ХРАМУ»:
- Природа – храм;
- Музей – храм культуры;
- Собор – храм собрания людей;
- Человек – храм души.
Безусловно, могут быть найдены и другие дороги, тропинки, способы, приёмы в движении и поиске вопросов и ответов в названной теме – толерантность. И стоит пожелать удачи, результативности и радости на этом пути.
Наталья Коваленко и Юрий Орнатский
Начальная школа – детский сад № 662
г. Кронштадт
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по ОРКСЭ "России колокольчики живые звонят о мире и весне"
урок о толерантности, дружбе народов, мировых религиях, взаимоотношениях между представителями разных религиозных конфессий...
Капелька света в большом мире
Викторина по направлению " Моя малая Родина"...
Особые дети в большом мире.
В статье приводится разъяснение природы и проявления умственной отсталости и возможности умственно отсталых детей обучению и развитию, которое имеет важное теоретическое и практическое значение....
Проектная работа : «Мир, в котором я живу…(большие проблемы маленького посёлка)»
Работа на конкурс исследовательских проектов младших школьников «ПроекториЯ» .Проект направлен на включение нас, юных граждан в общественную жизнь, формирование ...
План-конспект урока для 2 класса по окружающему миру на тему : "Живая и не живая природа"
План-конспект урока для 2 класса по окружающему миру на тему : "Живая и не живая природа"...
Рабочая программа кружка "Маленький человек в большом мире"
Рабочая программа кружка "Маленький человек в большом мире"...
Технологическая карта урока по литературному чтению «Маленькие и большие секреты страны Литературии. Люблю всё живое.» (УМК Перспектива, 2 класс)
Тема урока: «Маленькие и большие секреты страны Литературии. Люблю всё живое.»Тип урока: рефлексияЦель урока: углубление и расширение содержания изученных произведений раздела «Люблю...