Урок по ОРКСЭ "России колокольчики живые звонят о мире и весне"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
урок о толерантности, дружбе народов, мировых религиях, взаимоотношениях между представителями разных религиозных конфессий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ОРКСЭ урок о толерантности | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Уттинская СОШ им. В.А.Ширяева»
Октябрь, 2010 год
I. У: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мадина Абдуселимовна.
Тема нашего урока сегодня:
«России колокольчики живые,
Звонят о мире и весне…» (слайд)
У: Как вы думаете, ребята, о чём мы сегодня будем говорить?
Д: о России, о мире, о весне…
У: А чтобы понять, о чём будет идти речь, давайте еще раз, вдумчиво прочитаем тему нашего урока.
Д: (читает 1 ученик)
У: Хорошо! Ребята, а есть ли в этой стихотворной строке слова, употребленные в переносном значении?
Д: колокольчики
У: (записываю на доске в центре) А что это за колокольчики? Почему они живые?
Д: Это люди, народы, каждый человек, которые населяют нашу страну.
У: (записываю на доске) Хорошо! А еще, какие слова употреблены в переносном значении?
Д: звонят
У: Да, колокольчики звонят, а колокольчики мы выяснили, это народы, люди значит, что делают люди?
Д: мечтают, говорят…
У: Правильно! Какие еще слова, употреблены в переносном значении? (Если затрудняются: А что такое весна? (Время года). А что происходит с природой весной? оживает, пробуждается, цветёт…..и т.д.) А как вы думаете в нашей стихотворной строке весна употреблена как время года?
Д: нет
У: А что она символизирует?
Д: Пробуждение, оживление, процветание, жизнь.
У: (записывая на доске) Хорошо! А какое слово употреблено в прямом значении?
Д: Россия.
У: (записываю на доске) А какие слова относятся к слову «Россия»?
Д: колокольчики, звонят, о мире, о весне…
У: (делаю стрелки на доске) Правильно! Ребята, все эти слова употреблены в переносном значении. Давайте попробуем слово «Россия», тоже сказать в переносном значении.
Д: ….
У: А может мы сказать, что колокольчики звонят, и образуют оркестр.
Д: Да.
У: Значит Россия – оркестр (записывает на доске) А как вы понимаете, что такое оркестр?
Д: ….
У: Оркестр – это группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальные произведения на различных инструментах (слайд). А в нашем случае, наш оркестр играет на каком инструменте (записываю на доске)?
Д: на колокольчиках
У: Значит, мы можем сказать, что Россия – это оркестр и мы все люди – ее звонкие колокольчики (слайд).
- У: Наша страна называется Россия. А как называемся мы, люди, которые в ней живём?
Д: россияне (начинается демонстрация слайда - постепенно)
У: Правильно! Россия – это наша большая Родина. А есть у нас малая Родина?
Д: Калмыкия.
У: Вы, наверное, слышали, что время от времени население, т.е. людей в нашей стране пересчитывают, т.е. ведётся такая всероссийская компания «Переписи населения». Обратите внимание, по результатам переписи в России проживает более 140 млн. человек, а в Калмыкии чуть больше 290 тыс. человек. Давайте сравним эти два числа: намного ли больше людей проживает в России, чем в Калмыкии?
Д: Да
У: А вы представляете, ребята, в России проживает более 160 национальностей, а в Калмыкии – 90 национальностей. Давайте сравним и эти числа: намного ли больше в России национальностей, чем в Калмыкии.
Д: Нет
У: А как вы думаете, для нашей маленькой Калмыкии 90 национальностей это большое разнообразие?
Д: Да
У: А можно сказать, что у нас спокойный регион?
Д: Да
У: Почему?
Д: ...
У: Да, потому что мы, колокольчики, живем в мире и согласии, хотя мы разных национальностей и разных религиозных взглядов.
Кстати, кто мне может сказать, какие религии самые распространенные в России?
Д: буддизм, христианство, ислам, иудаизм (слайд)
У: Правильно, а теперь вспомним одно задание у доски. Ваша задача найти соответствия. В левой колонке я даю вам названия религий, а в правой – название людей, которые исповедуют ту или иную религию.
Д: Буддизм Христиане
Христианство Мусульмане
Ислам Буддисты
У: Правильно, ребята. Обратите внимание на написание слов. К сожалению, много людей, даже среди взрослых, делают ошибки в написании этих слов: Христианство исповедуют: христиане, ни в коем случае не кристиане, не христианцы и т.д., точно так же ислам исповедуют «мусульмане», никак ни исламцы, мусульманцы, точно также буддисты – а не буддийцы исповедуют буддизм.
У: Кстати, ребята, согласны ли вы с утверждением, что если человек христианин, он ни в коем случае не может дружить и общаться с буддистом, мусульманином, и наоборот.
Д: Нет…
У: Почему?
Д: Потому что в каждой религии говориться одно и тоже, только разными словами.
У: Да, ребята, каждая религия призывает к миру, добру, честности и т.д.
Давайте сравним заповеди (правила) мировых религий. Я буду называть заповедь, которая есть и в христианстве, и исламе, а вы дополните ее заповедью из буддизма. Например, в христианстве есть заповедь «не убий», в исламе та же заповедь, но только звучит иначе: «никто не имеет право лишать жизни другого человека». А что на это говорит буддизм?
Д: Нельзя причинять страдание живым существам
У: Молодцы! Попробуем еще раз, в христианстве и в исламе есть заповедь: «не укради», только звучит по-разному. А в буддизме?
Д: Буддизм также призывает отказу от воровства.
У: И какую бы заповедь мы не взяли, из какой бы религии она не была, мы обязательно найдем ее отражение и в других мировых религиях. Мы можем сказать, что каждая из мировых религий призывает только к хорошим поступкам, имеет общие цели развития своего народа.
Д: Да….
У: А давайте докажем, что у всех нас, есть что-то общее и поиграем в игру «Чем мы похожи». Игру начну я, а вы продолжите. Выйдите ко мне те, из вас , кто так же как и я любит играть в шахматы, (те кто вышел, говорят свои сравнения (например, один цвет волос, национальная принадлежность, рост, чтение книг и т.д.)). (В конце игры все у доски).
У: Вот видите ребята мы все разные, но все-таки смогли найти что-то общее: это и цвет волос, и общие интересы, и цели и т.д.). Ну все, ребята, спасибо, присаживайтесь.
Обратите внимание на экран.
(презентация)
У: Что вы увидели в презентации?
Д: красивые уголки природы, дети в национальных костюмах, красивые здания и т.д.
У: А все ли рисунки были радостными?
Д: Нет
У: Как вы думаете почему?
Д: потому что не везде царит мир и весна. И у этих людей «колокольчиков», не получается влиться в оркестр под названием Россия им мешает их боль, печаль.
У: А почему это происходит ребята?
Д: Потому что не все хотят жить по общим правилам и своими поступками делают жизнь окружающих грустной и мрачной.
У: Ребята, а как вы думаете, что самое главное нужно уметь делать людям, чтобы оркестр звучал красиво и мелодично.
Д: Самое главное правило – умение слышать, слушать и понимать друг друга.
У: Вот мы сейчас и проверим, умеете ли вы слушать друг друга, и поиграем в старую добрую игру «Глухой телефон». Сейчас я попрошу вас выйти к доске. Начну игру я. Первому игроку я скажу слово на ушко, а он соседу тоже слово и так до последнего игрока. И мы посмотрим, удастся ли вам это слово донести до последнего игрока. (разыгрывается слово»Дружба»). И какое же слово услышал последний игрок?
Д: Дружба
У: Правильно, это – Дружба. Ребята, а что вам помогло правильно донести слово.
Д: умение слушать.
У: А вы хотели услышать? Старались?
Д: Да
У: Ребята, вообще по правилам игры «Глухой телефон» в конце игры мы должны были услышать какое-то новое слово, и тогда было бы смешно и всем весело, и можно было бы сказать, что игра не получилась, но с другой стороны мы хотели доказать, что мы умеем слышать, вот мы и доказали. Так как вы думаете, ребята, игра получилась?
Д: и да, и нет.
У: Молодцы, ребята, а сейчас я предлагаю вам стать настоящими колокольчиками. (раздаю колокольчики). Сейчас мы с вами образуем маленький оркестрик, но не забывайте о том, что вы должны не только звонить, но и слушать друг друга. Давайте, приготовились, я начну, вы поддержите.
Д: (звонят в колокольчики)
У: Хорошо, ребята. Из вас получился отличный оркестр. И я надеюсь, что вы всю свою жизнь будете теми самыми колокольчиками России, которые будут звонить о мире и весне.
(читаю стихотворение)
Если останется время
У: Ребята, я знаю, что вы приготовили песню, давайте ее споём.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент урока окружающего мира "Три весны в природе"
Конкурсное задание: мастер-класс "Как прекрасен этот мир"....
Интегрированный урок по окружающему миру /ФГОС/ "Весна - пробуждение природы"
Современный урок в начальной школе. Это использование индивидуальных компьютеров и интерактивной доски. Это интегрированный урок.Это урок - конференция. Работа в парах, группах. Подготовка...
Урок окружающего мира тема: "Весна в мире насекомых"
Урок по окружающему миру. который я планирую провести 13 апреля...
урок во 2-ом классе по окружающему миру "Кто как весну встречает"
В ходе урока учащиеся знакомятся с жизнью диких животных с приходом весны....
Конспект открытого урока по окружающему миру "Приход весны" 4 класс
Конспект открытого урока по окружающему миру Тема: «Приход зимы»....
Конспект интегрированного урока по ИЗО и живому миру во 2 классе для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Тема урока: "Рисуем фрукты"
Цель: научить детей раскрашивать фрукты нужным цветом, закрепить понятие «фрукты», названия фруктов.Задачи: - повторить признаки осени, - закрепление названий...
Конспект интегрированного урока по ИЗО и живому миру во 2 классе для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Тема урока: "Грибная поляна"
Тема: «Грибная поляна»Цель: научить детей раскрашивать грибы акварельными красками, закрепить понятие «грибы».Задачи: - повторить признаки осени, - закрепление названий цветов,...