Программа воспитательной деятельности "Живи, Земля!"
материал на тему
Программа направлена на воспитание экологической культуры младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitatelnoy_deyatelnosti.doc | 153 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа воспитательной деятельности классного руководителя «Живи, Земля!»
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
(Н. Заболоцкий)
Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.
Экологическая культура как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением младшему в виде нравственных императивов. В то же время экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и с самим собой. В детстве это умение формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с природой и социумом.
Существенным моментом в воспитании культуры школьников является изменение в их сознании представления о приоритете человека над природой и формирование нового мироощущения, способствующего восприятию природы и человека во взаимной связи и зависимости.
Современный этап гуманизации образования ставит акцент на развитие экологической культуры детей младшего школьного возраста. Развитие экологической культуры — это развитие экологического сознания, экологической чувственности к природе при каждодневном общении с ней в педагогическом процессе.
Каждодневное познание природы, нахождение в ней способствуют развитию интеллектуальной, эмоциональной, действенно-практической деятельности, а также психической, физической и духовной. В психическом развитии совершенствуются восприятия, ощущения, представления. Процесс формирования детского восприятия как сложный биологический механизм возникает в связи с функцией памяти, речи и слова. На ранних ступенях развития процесс восприятия связан с моторикой. Это доказал известный психолог Л.С. Выготский.
Ученый Г. Фолькерт показал, что в раннем детстве восприятие неотделимо от эмоциональных реакций. Он предлагает называть восприятие раннего возраста «чувство-подобным». Отсюда следует, что, чем чаще дети выходят в природу, тем быстрее происходит развитие всех психических функций и сложных мозговых процессов личности.
Сегодня процесс экологического воспитания рассматривается с философских, психологических, физиологических позиций, с позиций целостности человеческой мысли, единства человека и природы. Эту проблему рассматривали многие ученые и великие педагоги. В социально-педагогическом аспекте большое внимание воспитанию человека уделяли Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо.
Я.А. Коменский говорил, что природное в человеке обладает самодвижущей силой, а воспитание как деятельностное освоение мира. Ж.-Ж. Руссо определил идеи «естественного развития», которые обеспечивают совокупность трех факторов воспитания: природа, люди, общество. И.Г. Песталоцци констатировал, что цель воспитания — это гармоничное развитие всех сил и способностей человека. В непосредственной связи с природой решал проблемы естественного воспитания Л.Н. Толстой. К.Д. Ушинскому принадлежит идея народности в воспитании, в отношениях человека с его родной природой.
Таким образом, идея природосообразности широко находит применение в экологическом развитии детей, которая включает в себя следующие положения: следование природе детей, учет их возрастных и индивидуальных особенностей; использование природной среды в целях развития детей, а также развития у них экологической культуры.
Рассмотренные идеи развивались как проблемы социального воспитания. В отечественной педагогике известен опыт использования природной среды в воспитании личности В.А. Сухомлинского. Он считал, что эмоционально-эстетические богатства, приобретенные в процессе общения с природой в годы детства, должны входить в духовную жизнь как одно из глубочайших человеческих потребностей, чтобы познание красоты способствовало познанию высокого в самом себе, утверждению человеческих достоинств.
Обоснование необходимости создания программы.
С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В 21 веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы имеют в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития ребенка, характеризующийся преобладанием эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют ее сущность в будущем. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе. Яркость и чистота эмоциональных реакций обуславливает глубину и устойчивость впечатлений, полученных ребенком. Ребенок младшего школьного возраста начинает также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений, его деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиций законов, принятых в обществе.
Концептуальные основы программы.
Цель программы:
Формирование экологической культуры младших школьников.
Задачи:
- Ценностная ориентация учащихся на экологические знания;
- Создание условий для формирования технологий взаимодействия с окружающим миром;
- Создание условий для развития эмоциональной сферы учащихся.
Направления:
- «Я познаю природу»
- «Забота о природе»
- «Добро – миру»
Принципы:
- Общепедагогические принципы (научности, доступности, активности, иллюстративности, последовательности, системности, сознательности)
- Краеведческий принцип. Основан на восприятии природы родного края наиболее действенным эмоциональным способом.
- Принцип гуманизации. Программа формирует гуманные черты личности ребенка в процессе практической деятельности.
- Принцип интеграции. Он основывается на активном использовании межпредметных связей.
1 год реализации программы (1 класс):
1) Дать представление учащимся об основных экологических понятиях и представлениях;
2) Обеспечить положительный эмоциональный настрой учащихся на активную преобразовательную деятельность;
3) Познакомить родителей с программой и вовлечь их в процесс ее реализации.
2 год реализации программы (2 класс):
1) Создать условия для расширения экологических представлений младших школьников;
2) Формировать потребность учащихся в деятельности по изучению и охране окружающей среды;
3) Воспитывать коммуникативную культуру младших школьников в совместной деятельности.
3 год реализации программы (3 класс):
1) Способствовать углублению теоретических знаний учащихся в области экологии, формированию ряда основополагающих экологических понятий;
2) Поддерживать интерес учащихся к экологически ориентированной деятельности с проявлением элементов самостоятельности и творчества;
3) Содействовать личностному развитию учащегося и наиболее полной его самореализации.
4 год реализации программы (4 класс):
1) Учить пользоваться справочно-энциклопедической литературой, самостоятельно добывать знания;
2) Способствовать формированию нового взгляда на место и роль человека на Земле, системы нравственных ценностей;
3) Обеспечить формирование активной жизненной позиции.
Участники программы:
Учащиеся, классный руководитель, педагоги, работающие в классе, школьный фельдшер, педагоги дополнительного образования.
Прогнозируемый результат реализации программы:
- Учащиеся соблюдают нормы и правила поведения в окружающей среде;
- Умеют анализировать состояние окружающей среды и вносить посильный вклад в улучшение её состояния;
- Используют полученные знания, умения в экологически ориентированной деятельности;
- Воплощают свои впечатления об окружающем мире в различных видах творчества;
- Заинтересованность и активное участие родителей в формировании экологической культуры своих детей, учащихся класса.
Связи, устанавливаемые для реализации программы:
- внутренние: педагоги, работающие в классе, школьный фельдшер;
- внешние: МКОУ ДОД ДДТ «Созвездие», детская библиотека, музей, МКОУ ДОД ДЮСШ.
Критерии результативности:
- Уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы;
- Активность учащихся в экологически ориентированной деятельности;
- Уровень сплоченности детского коллектива;
- Уровень воспитанности учащихся.
Показатели результативности:
- Высокий уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы;
- Активное участие в экологически ориентированной деятельности;
- Высокий уровень сплоченности детского коллектива;
- Учащиеся овладели навыками контроля за собственными действиями, соотносят свои поступки с последствиями для окружающих людей, природы;
- У учащихся сформирована потребность заботиться о ком-либо;
- Учащиеся проявляют эмпатическую впечатлительность, доброту и внимание к тем, кто нуждается в поддержке и помощи.
Диагностические средства:
- Методика Е.Н.Степанова «Удовлетворенность детей и родителей жизнедеятельностью общеобразовательного учреждения»
- Емельянова М. Тест «Изучение опыта общения воспитанников с природой» (Приложение 5)
- Методика А.М. Лутошкина «Какой у нас коллектив?»
- Методика Н.П.Капустина «Изучение уровня воспитанности учащихся»
- Щуркова Н.Е. Тест «Размышляем о жизненном опыте»
- Наблюдение.
Управление программой осуществляет классный руководитель. В основу программы положена коллективная деятельность учеников, классного руководителя, педагогов дополнительного образования, родителей, педагогов-предметников, работающих в классе, классного самоуправления, старшей вожатой, школьного фельдшера.
Деятельность по реализации программы:
Учебная деятельность:
- Учебный курс «Мир вокруг нас» (автор – А.А. Плешаков). Имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях.
- Межпредметные связи (использование материала экологической направленности на различных этапах урока, задания из книги В. Дзябашевски «Зеленые задания»)
Внеурочная деятельность:
1. Кружок «Школа Докторов Природы» [7]
2. Клуб «Мой край родной» (1-4 класс), проводит педагог дополнительного образования при МКОУ ДОД ДДТ «Созвездие» (Приложение 1)
- Экологический кружок «Дом под крышей голубой» (4 класс), проводит заведующая сектором массовой работы Кирсинской детской библиотеки (Приложение 2)
- Классные часы (Приложение 3)
- Встречи с интересными людьми:
1 класс – ветеринар
2 класс – лесничий
3 класс – химик-лаборант бюро охраны окружающей среды ОАО «Кирскабель»
4 класс – инспектор комитета по охране природы администрации района
- Экскурсии
Класс | В природу | В музей | На производство |
1 класс | В городской парк. Экологическая операция «Сделаем поляну еще чище». | По цветочной оранжерее. | Роспотребнадзор |
2 класс | На водоем (пруд). Операция «Чистый берег». | Экскурсия- викторина «Ребятам о зверятах». | Метеостанция |
3 класс | В осенний лес. Выставка «Осенний букет», конкурс народных примет об осени. | Урок-экскурсия «Экологическая мельница». | Телевизионный ретранслятор |
4 класс | Лес – природное сообщество. | Чем богат наш край. | Фильтровальная станция |
- Досуговая деятельность (Приложение 4)
- КВНы
- Викторины
- Конкурсы
- Игровые программы
- Участие в месячнике природоохранной деятельности под девизом «Наш дом – Земля»
- Работа с родителями
- Родительские собрания:
1 класс – Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром.
2 класс – Эстетическое воспитание в семье – школа высококультурного человека.
3 класс – Воспитание экологической культуры младших школьников.
4 класс – Совместная экологически ориентированная деятельность детей и родителей.
- Походы:
1 класс – В пригородный лес. Игра по станциям «Тайны лесного царства».
2 класс – В Заречный парк на горку. Проект «Почемучкина поляна».
3 класс – На реку Вятку. Игра «Тропой туриста».
4 класс – Однодневный поход «По экологической тропе».
- Классные семейные праздники:
1 класс – Осенний бал
2 класс – Весна красна
3 класс – Фестиваль цветов
4 класс – Земля – наш общий дом
- Экологические акции
- Озеленение кабинета. Проект «Знакомые незнакомцы» (о комнатных растениях)
- «Кормушка у моего окна»
- «Огород на окне» (выращивание зеленого лука)
- «Встреча птиц» (изготовление скворечников)
- «Сад на окошке» (выращивание рассады для школьного цветника)
- «Аллея выпускников» (посадка цветов в школьном дворе) – 4 класс.
Циклограмма работы класса.
Еженедельно: | * кружок «Школа Докторов Природы» * клуб «Мой край родной» *классный час |
Ежемесячно: | *кружок «Дом под крышей голубой» *досуговая деятельность |
Один раз в четверть: | *классный семейный праздник *родительское собрание *экскурсия *диагностирование *экологическая акция |
Один раз в полугодие: | *день открытых дверей для родителей *поход |
Один раз в год: | *встречи с интересными людьми *участие в месячнике природоохранной деятельности |
Приложение 1.
Клуб «Мой край родной»
1 год обучения.
Моя семья.
1. Мои родители, бабушки и дедушки.
2. Где работают мои родители.
3. Профессии моих родителей.
4. Любимые занятия родителей.
5. Моё имя.
6. Моя родословная.
Наша школа.
- Дом, в котором я учусь.
- Традиции школы.
Мой город.
- Мой дом.
- Как украшен мой дом.
- Улицы моего города.
- Микрорайон, в котором я живу.
- Мой красивый город.
- Письмо моим родителям.
- Предприятия моего города.
- Учреждения моего города.
- Экскурсия в Дом культуры.
- Памятники города.
- Итоговое занятие.
Природа нашего края.
- Что такое листопад.
- «Мозаика природы», прогулка в Клубный сад.
- Лесная аптека.
- Наше солнышко.
- Растения зимой.
- Рыбы наших водоёмов.
- Птицы нашего леса.
- Птичьи домики.
- Перелётные птицы.
- Животные нашего леса.
- Лесные домики.
- Комнатные растения.
- Ядовитые растения.
- Зимняя экскурсия в парк.
- Весенняя экскурсия в парк.
- Итоговое занятие.
2 год обучения.
1. Вводное занятие.
Крестьянские промыслы.
- История возникновения промыслов.
- Вятские промыслы.
- Плетюшечное дело.
- Плетение из соснового корня и бересты.
- Плетение из соломки.
- Ткацкий промысел.
- Дымковская игрушка.
- Вязальный и вышивальный промыслы.
- Кружевной промысел.
- Промыслы в нашем районе.
- Экскурсия в музей.
Фольклор и народные праздники.
- Устное народное творчество.
- Старинные детские игры.
- Старинные песни.
- Русские народные сказки.
- Положительные и отрицательные герои сказок.
- Празднование Нового года.
- Святочные вечера.
- Широкая масленица.
Вятские писатели – детям.
- Дьяконов Л.В. – собиратель вятского фольклора.
- «Жила-была царевна» Л.Дьяконов.
- Творчество Н.Русиновой.
- «Сказки Вятки» Н.Русиновой.
- Творчество Е.Чарушина.
- «Джунгли – птичий рай» Е.Чарушин.
Кировская область.
- Россия.
- Кировская область.
- Народы, проживающие на территории Кировской области.
- Соседи Кировской области.
Природа.
- Приметы осени.
- Приметы зимы.
- Приметы весны.
- Приметы лета.
- Охраняй родную природу.
- Итоговое занятие.
3 год обучения.
1. Вводное занятие.
Первобытная Вятка.
- Появление людей на вятской земле.
- Первые племена (Ананьицы, Азелинцы).
- Развитие жизни 9 т.л.назад.
- Русские на Вятской земле.
- Вятские города: Котельнич, Орлов, Слободской, Хлынов.
- Хлынов – Вятка – Киров.
Деревянная Вятка.
- История вятской деревни.
- Вятская деревня.
- Планировка жилья.
Деревенский быт.
- Крестьянская утварь.
- Обряды и обычаи.
- Костюмы, украшения прабабушек.
- Мои родственники.
- Роль имени моего.
- История фамилий.
- Устаревшие слова.
- Итоговое занятие.
История моего города.
- Село Екатерина.
- Железоделательный завод.
- Первые улицы рабочего поселка Кирс.
- Современный город.
- Завод «Кирскабель».
- Памятные места моего города.
- итоговое занятие.
История Кайского края.
- Экскурсия в музей.
- История моего края.
- Первые населенные пункты.
- Населенные пункты Верхнекамского района.
- Природа нашего края.
- Соседи нашего района.
- Кирс во время гражданской войны.
- «Подвиг в веках» - экскурсия в музей.
- Кирс во время Великой Отечественной войны.
- Дети войны.
- Итоговое занятие.
4 год обучения.
1. Вводное занятие.
Исследовательская деятельность.
- Структура работы над сочинением.
- Определение темы исследования.
- Работа над вводной частью.
- Работа над основной частью.
- Работа в библиотеке.
- Изучение литературы по теме.
- Последовательное изложение материала.
- Работа над заключительной частью.
- Оформление титульного листа и введения исследовательской работы.
- Оформление основной части.
- Оформление заключительной части.
- Подготовка демонстрационного материала.
- Подготовка докладов.
- Выступление на конференции.
Достопримечательные места.
- Для чего строились православные храмы.
- Храмы нашего района.
- Экскурсия в Покровскую церковь.
- Экскурсия на завод «Кирскабель».
Наши земляки.
- Поэт Леонид Сафронов.
- Поэт Александр Скорняков.
- Поэт Овидий Любовиков.
- Писатель Елена Наумова.
- Писатель Анатолий Устюгов.
- Писатель Борис Порфирьев.
- Художники Аполинарий и Василий Васнецовы.
- Итоговое занятие.
Азбука туризма.
- Атлас.
- План и карта.
- Топографические знаки.
- Компас.
- Расстояние на местности и карте.
- Ориентирование на местности по местным признакам.
- Ориентирование по солнцу.
- Итоговое занятие.
Приложение 2.
Экологический кружок для младших школьников
«Дом под крышей голубой»
«Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается в нас с детства»
( И.Соколов – Микитов)
Цель экологического кружка:
- Знакомство детей с миром живой природы
- Воспитание бережного отношения к ней
План работы:
Октябрь
Мы в ответе за свою планету: Экологическое путешествие. Будем знакомы – журнал «Свирелька»
Ноябрь
Бег с препятствиями по передачам ТВ: познавательная игра
Декабрь
В лесу родилась елочка: Заочная прогулка в лес
Январь
Почемучкин портфель: Экологический конкурс
Февраль
Они должны жить: Беседа-диалог о Красной книге природы
Март
Удивительный мир растений: Путешествие в лес. Прекрасное своими руками. Выставка работ учащихся школы фитодизайна
Апрель
По лесным дорожкам: Итоговая игра-путешествие
Приложение 3.
Классные часы
1 класс: * Осенняя пора – очей очарованье
* Сюрпризы лесной полянки
* Животные нашего края
* Стань другом природы
2 класс: * Бережное отношение к природе
* Что такое экология?
* Красота русской природы
*1 апреля – Международный День птиц. Пернатые друзья
3 класс: * Заочное путешествие по заповедникам нашей страны и мира
* Экология и здоровье
* Летопись природы родного края
* Проблемы загрязнения окружающей среды. Как я их вижу
4 класс: * Экологические катастрофы. Что будет, если…
* Берегите землю, берегите…
* Судьба природы – наша судьба…
* 22 апреля – День Земли
Приложение 4.
Досуговая деятельность
*КВНы: 1 класс – В мире животных
2 класс – В мире растений
3 класс – Знатоки природы
4 класс – Птичьи разговоры
* Викторины: 1 класс – Зимушка-зима
2 класс – Родная природа
3 класс – Экология устами младенца
4 класс – Растительный и животный мир земного шара
* Конкурсы: 1 класс – стихов «Урожай у нас хорош»
- рисунков «Береги природу!»
2 класс – стихов «Радужная осень»
- Коллективных рисунков «Краски осени»
- стихов «Зимняя сказка»
3 класс – стихов кировских поэтов о природе
- панно из природных материалов «Портрет осени»
4 класс – стихов «Осенние краски деревьев»
- рисунков «Люблю тебя, мой край родной»
* Игровые программы:
1 класс – Брейн-ринг «Знаешь ли ты животных?»
2 класс – Звездный час «Природа и мы»
3 класс – Экологическая сказка «Лесная история»
4 класс – Экологическая сказка-игра «Случай в лесу»
* Участие в месячнике природоохранной деятельности:
Игра-соревнование «Мы строим город Экоград»
- Город художников – олимпиада художников «Как прекрасен этот мир»
- Город моей мечты – конкурс стихов собственного сочинения «Мой мягкий и пушистый»
- Город знатоков – игра «Экологический звероскоп»
- Город здоровья – классные часы по ЗОЖ
- Чистый город – генеральная уборка кабинета; уборка школьной территории
- Город фоторепортеров – фотоколлаж «Экологический зоопарк»
- Город мастеров – поделки из отходов
- Зеленый город – выставка редких, экзотических цветов «Весенний сад»
Приложение 5.
Тест
«Изучение опыта общения воспитанников с природой»
Какие из перечисленных ниже дел являются для тебя:
5) самыми интересными;
4) очень интересными;
3) в значительной степени интересными;
2) мало интересными;
1) наименее интересными.
Поставь против каждого пункта оценку в соответствии со степенью твоей заинтересованности в данном занятии:
- чтение книг, журналов, газет на экологическую тему;
- просмотр и обсуждение телепередач, кинофильмов на экологическую тему;
- участие в экологических викторинах, олимпиадах, конкурсах;
- сбор и проверка народных примет, наблюдение за явлениями природы;
- сбор материала о природе родного края, наблюдение за ростом и развитием комнатных растений;
- сбор материала о животном мире, наблюдение за повадками домашних животных;
- сбор материала о птицах родного края, наблюдение за их жизнью;
- сбор материала об обитателях водоемов, наблюдение за аквариумными рыбками;
- сбор материала о реках, озерах, других водных источниках родного края;
- очистка улиц, парков, скверов, пришкольного участка от загрязнения;
- охрана птиц, заготовка корма, подкормка зимующих птиц, изготовление кормушек;
- охрана диких животных (подкормка зверей);
- охрана леса (расчистка леса от сушняка, мусора);
- охрана водных источников (очистка родников, берегов водоемов от загрязнений);
- озеленение территории школы, улицы, города;
- сбор семян лекарственных растений и их посадка;
- посадка деревьев, кустарников и уход за ними возле своего дома, на даче;
- закладка и уход за цветником возле своего дома, на даче;
- выступление перед сверстниками на экологическую тему;
- оформление выставок книг, рисунков, фотографий о природе;
- выпуск газет, журналов на экологическую тему;
- создание поделок из природного материала;
- фотографирование;
- участие в концертах, спектаклях на экологическую тему;
- участие в конкурсах плакатов, рисунков на экологическую тему.
Обработка полученных данных.
Обработка данных по каждому блоку позволит определить уровень готовности воспитанников к выполнению экологически значимых видов деятельности.
Анализ результатов удобно проводить, используя таблицу.
Виды экологической деятельности | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
1. Познавательная деятельность (1 – 3) | |||||
2. Исследовательская деятельность (4 – 9) | |||||
3. Природоохранная деятельность (10 – 14) | |||||
4. Деятельность по восстановлению природы (15 – 18) | |||||
5. Пропагандистская деятельность (19 – 21) | |||||
6. Творческая деятельность (22 – 25) |
Используемая литература:
- Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
- 2. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Начальная школа. 1 – 4 классы. + Новые собрания. М.: «ВАКО», 2005. – (Педагогика. Психология. Управление).
- 3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя (1 – 4 классы)/ Под ред. И.С.Артюховой. – М.: ВАКО, 2006. – (Педагогика. Психология. Управление).
- 5. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Кисилева Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
- 6. Журналы «Начальная школа», «Завуч начальной школы».
- 7. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы, или 135 уроков здоровья (1 – 4 классы). Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: ВАКО, 2005.
- 8. Пашнина В.М. Сказка в гости к нам идет. Праздники, конкурсы, викторины для 1 – 4 классов. – Ярославль: Академия развития, 2005.
- Природа родного края: Метод. рекоменд. для учителей нач. кл. / Авторы-составители Г.Н.Ковина, Л.Д.Кондакова. – Киров. Изд-во ИУУ,2000.
- Формирование здорового образа жизни у младших школьников/ авт.-сост. Т.Н. Захарова и др. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Цветкова И.В. Экология для начальной школы: игры и проекты. – «Академия развития», Ярославль, 1997.
- Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная работа. "Земля -наш дом родной.Красная Книга Курганской области"
В разработке говорится о сохранении окружающей среды....
Программа воспитательной деятельности и план воспитательной работы в 4 классе
Программа воспитательной деятельности составлена на 4 года, и в данном случае завершает реализащию. Соответственно план воспитательной работы разработан для 4 класса....
Урок окружающего мира с использованием программы Google Планета Земля 4 класс. Тема: “Первопроходцы и первооткрыватели земли Амурской”.
Авторы: С.А. Бунина, Н.П. СакриеваУрок окружающего мира с использованием программы Google Планета Земля4 класс.Тема: “Первопроходцы и первооткрыватели земли Амурской”.Цели:- Ученик научить...
Программа внеурочной деятельности "Земля - наш общий дом"
Программа внеурочной деятельности...
Рабочая программа экологического клуба "Земля - мой дом"
Рабочая программа внеурочной деятельности: кружок по экологии для начальной школы. Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственн...
Программа воспитательной работы "Формирование ценностных ориентиров личности воспитанника через систему воспитательной деятельности"
Воспитание - это создание условий для развития личности. На сегодняшний момент огромную воспитательную роль в жизни ребенка играет школа.Школа - это место, где до ребенка и его проблем хоть кому- то е...