Программа воспитательной деятельности "Живи, Земля!"
материал на тему

Программа направлена на воспитание экологической культуры младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vospitatelnoy_deyatelnosti.doc153 КБ

Предварительный просмотр:

Программа воспитательной деятельности классного руководителя «Живи, Земля!»

                                                               Два мира есть у человека:

                                                            Один, который нас творил,

                                                              Другой, который мы от века

                                                             Творим по мере наших сил.

                                                                                  (Н. Заболоцкий)

              Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.

Экологическая культура как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением младшему в виде нравственных императивов. В то же время экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и с самим собой. В детстве это умение формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с природой и социумом.

              Существенным моментом в воспитании культуры школьников является изменение в их сознании представления о приоритете человека над природой и формирование нового мироощущения, способствующего восприятию природы и человека во взаимной связи и зависимости.

Современный этап гуманизации образования ставит акцент на развитие экологической культуры детей младшего школьного возраста. Развитие экологической культуры — это развитие экологического сознания, экологической чувственности к природе при каждодневном общении с ней в педагогическом процессе.

Каждодневное познание природы, нахождение в ней способствуют развитию интеллектуальной, эмоциональной, действенно-практической деятельности, а также психической, физической и духовной. В психическом развитии совершенствуются восприятия, ощущения, представления. Процесс формирования детского восприятия как сложный биологический механизм возникает в связи с функцией памяти, речи и слова. На ранних ступенях развития процесс восприятия связан с моторикой. Это доказал известный психолог Л.С. Выготский.

Ученый Г. Фолькерт показал, что в раннем детстве восприятие неотделимо от эмоциональных реакций. Он предлагает называть восприятие раннего возраста «чувство-подобным». Отсюда следует, что, чем чаще дети выходят в природу, тем быстрее происходит развитие всех психических функций и сложных мозговых процессов личности.

Сегодня процесс экологического воспитания рассматривается с философских, психологических, физиологических позиций, с позиций целостности человеческой мысли, единства человека и природы. Эту проблему рассматривали многие ученые и великие педагоги. В социально-педагогическом аспекте большое внимание воспитанию человека уделяли Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо.

Я.А. Коменский говорил, что природное в человеке обладает самодвижущей силой, а воспитание как деятельностное освоение мира. Ж.-Ж. Руссо определил идеи «естественного развития», которые обеспечивают совокупность трех факторов воспитания: природа, люди, общество. И.Г. Песталоцци констатировал, что цель воспитания — это гармоничное развитие всех сил и способностей человека. В непосредственной связи с природой решал проблемы естественного воспитания Л.Н. Толстой. К.Д. Ушинскому принадлежит идея народности в воспитании, в отношениях человека с его родной природой.

Таким образом, идея природосообразности широко находит применение в экологическом развитии детей, которая включает в себя следующие положения: следование природе детей, учет их возрастных и индивидуальных особенностей; использование природной среды в целях развития детей, а также развития у них экологической культуры.

Рассмотренные идеи развивались как проблемы социального воспитания. В отечественной педагогике известен опыт использования природной среды в воспитании личности В.А. Сухомлинского. Он считал, что эмоционально-эстетические богатства, приобретенные в процессе общения с природой в годы детства, должны входить в духовную жизнь как одно из глубочайших человеческих потребностей, чтобы познание красоты способствовало познанию высокого в самом себе, утверждению человеческих достоинств.

Обоснование необходимости создания программы. 

        С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В 21 веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы имеют в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

         Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития ребенка, характеризующийся преобладанием эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют ее сущность в будущем. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе. Яркость и чистота эмоциональных реакций обуславливает глубину и устойчивость впечатлений, полученных ребенком. Ребенок младшего школьного возраста начинает также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений, его деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиций законов, принятых в обществе.

Концептуальные основы программы.

Цель программы:

 Формирование экологической культуры младших школьников.

Задачи:

- Ценностная ориентация учащихся на экологические знания;

- Создание условий для формирования технологий взаимодействия с окружающим миром;

- Создание условий для развития эмоциональной сферы учащихся.

Направления:

  1. «Я познаю природу»
  2. «Забота о природе»
  3. «Добро – миру»

Принципы:

  1. Общепедагогические принципы (научности, доступности, активности, иллюстративности, последовательности, системности, сознательности)
  2. Краеведческий принцип. Основан на восприятии природы родного края наиболее действенным эмоциональным способом.
  3. Принцип гуманизации. Программа формирует гуманные черты личности ребенка в процессе практической деятельности.
  4. Принцип интеграции. Он основывается на активном использовании межпредметных связей.

1 год реализации программы (1 класс):

1) Дать представление учащимся об основных экологических понятиях и представлениях;

2) Обеспечить положительный эмоциональный настрой учащихся на активную преобразовательную деятельность;

3) Познакомить родителей с программой и вовлечь их в процесс ее реализации.

2 год реализации программы (2 класс):

1) Создать условия для расширения экологических представлений младших школьников;

2) Формировать потребность учащихся в деятельности по изучению и охране окружающей среды;

3) Воспитывать коммуникативную культуру младших школьников в совместной деятельности.

3 год реализации программы (3 класс):

1) Способствовать углублению теоретических знаний учащихся в области экологии, формированию ряда основополагающих экологических понятий;

2) Поддерживать интерес учащихся к экологически ориентированной деятельности с проявлением элементов самостоятельности и творчества;

3) Содействовать личностному развитию учащегося и наиболее полной его самореализации.

4 год реализации программы (4 класс):

1) Учить пользоваться справочно-энциклопедической литературой, самостоятельно добывать знания;

2) Способствовать формированию нового взгляда на место и роль человека на Земле, системы нравственных ценностей;

3) Обеспечить формирование активной жизненной позиции.

Участники программы:

Учащиеся, классный руководитель, педагоги, работающие в классе, школьный фельдшер, педагоги дополнительного образования.

Прогнозируемый результат реализации программы:

  1. Учащиеся соблюдают нормы и правила поведения в окружающей среде;
  2. Умеют анализировать состояние окружающей среды и вносить посильный вклад в улучшение её состояния;
  3. Используют полученные знания, умения в экологически ориентированной деятельности;
  4. Воплощают свои впечатления об окружающем мире в различных видах творчества;
  5. Заинтересованность и активное участие родителей в формировании экологической культуры своих детей, учащихся класса.

Связи, устанавливаемые для реализации программы:

- внутренние: педагоги, работающие в классе, школьный фельдшер;

- внешние: МКОУ ДОД ДДТ «Созвездие», детская библиотека, музей, МКОУ ДОД ДЮСШ.

Критерии результативности:

  1. Уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы;
  2. Активность учащихся в экологически ориентированной деятельности;
  3. Уровень сплоченности детского коллектива;
  4. Уровень воспитанности учащихся.

Показатели результативности:

  1. Высокий уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы;
  2. Активное участие в экологически ориентированной деятельности;
  3. Высокий уровень сплоченности детского коллектива;
  4. Учащиеся овладели навыками контроля за собственными действиями, соотносят свои поступки с последствиями для окружающих людей, природы;
  5. У учащихся сформирована потребность заботиться о ком-либо;
  6. Учащиеся проявляют эмпатическую впечатлительность, доброту и внимание к тем, кто нуждается в поддержке и помощи.

Диагностические средства:

  1. Методика Е.Н.Степанова «Удовлетворенность детей и родителей жизнедеятельностью общеобразовательного учреждения»
  2. Емельянова М. Тест «Изучение опыта общения воспитанников с природой» (Приложение 5)
  3. Методика А.М. Лутошкина «Какой у нас коллектив?»
  4. Методика Н.П.Капустина «Изучение уровня воспитанности учащихся»
  5. Щуркова Н.Е. Тест «Размышляем о жизненном опыте»
  6. Наблюдение.

Управление программой осуществляет классный руководитель. В основу программы положена коллективная деятельность учеников, классного руководителя, педагогов дополнительного образования, родителей, педагогов-предметников, работающих в классе, классного самоуправления, старшей вожатой, школьного фельдшера.

Деятельность по реализации программы:

Учебная деятельность:

  1. Учебный курс «Мир вокруг нас» (автор – А.А. Плешаков). Имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях.
  2. Межпредметные связи (использование материала экологической направленности на различных этапах урока, задания из книги В. Дзябашевски «Зеленые задания»)

Внеурочная деятельность:

1. Кружок «Школа Докторов Природы» [7]

2. Клуб «Мой край родной» (1-4 класс), проводит педагог дополнительного образования при МКОУ ДОД ДДТ «Созвездие» (Приложение 1)

  1. Экологический кружок «Дом под крышей голубой» (4 класс), проводит заведующая сектором массовой работы Кирсинской детской библиотеки (Приложение 2)
  2. Классные часы (Приложение 3)
  3. Встречи с интересными людьми:

1 класс – ветеринар

2 класс – лесничий

3 класс – химик-лаборант бюро охраны окружающей среды ОАО «Кирскабель»

4 класс – инспектор комитета по охране природы администрации района

  1. Экскурсии

Класс

В природу

В музей

На производство

1 класс

В городской парк.

Экологическая операция

«Сделаем поляну еще чище».

По цветочной

оранжерее.

Роспотребнадзор

2 класс

На водоем (пруд).

Операция «Чистый берег».

Экскурсия-

викторина

«Ребятам о

зверятах».

Метеостанция

3 класс

В осенний лес.

 Выставка «Осенний букет», конкурс народных примет

об осени.

Урок-экскурсия «Экологическая мельница».

Телевизионный ретранслятор

4 класс

Лес – природное сообщество.

Чем богат наш

край.

Фильтровальная станция

  1. Досуговая деятельность (Приложение 4)
  1. КВНы
  2. Викторины
  3. Конкурсы
  4. Игровые программы
  5. Участие в месячнике природоохранной деятельности под девизом «Наш дом – Земля»
  1. Работа с родителями
  1. Родительские собрания:

1 класс – Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром.

2 класс – Эстетическое воспитание в семье – школа высококультурного человека.

3 класс – Воспитание экологической культуры младших школьников.

4 класс – Совместная  экологически ориентированная деятельность детей и родителей.

  1. Походы:

1 класс – В пригородный лес. Игра по станциям «Тайны лесного царства».

2 класс – В Заречный парк на горку. Проект «Почемучкина поляна».

3 класс – На реку Вятку. Игра «Тропой туриста».

4 класс – Однодневный поход «По экологической тропе».

  1. Классные семейные праздники:

1 класс – Осенний бал

2 класс – Весна красна

3 класс – Фестиваль цветов

4 класс – Земля – наш общий дом

  1. Экологические акции
  1. Озеленение кабинета. Проект «Знакомые незнакомцы» (о комнатных растениях)
  2. «Кормушка у моего окна»
  3. «Огород на окне» (выращивание зеленого лука)
  4. «Встреча птиц» (изготовление скворечников)
  5.  «Сад на окошке» (выращивание рассады для школьного цветника)
  6. «Аллея выпускников» (посадка цветов в школьном дворе) – 4 класс.

Циклограмма работы класса.

Еженедельно:

* кружок «Школа Докторов Природы»

* клуб «Мой край родной»

*классный час

Ежемесячно:

*кружок «Дом под крышей голубой»

*досуговая деятельность

Один раз в четверть:

*классный семейный праздник

*родительское собрание

*экскурсия

*диагностирование

*экологическая акция

Один раз в полугодие:

*день открытых дверей для родителей

*поход

Один раз в год:

*встречи с интересными людьми

*участие в месячнике природоохранной деятельности

Приложение 1.

Клуб «Мой край родной»

1 год обучения.

Моя семья.

1. Мои родители, бабушки и дедушки.

2. Где работают мои родители.

3. Профессии моих родителей.

4. Любимые занятия родителей.

5. Моё имя.

6. Моя родословная.

Наша школа.

  1. Дом, в котором я учусь.
  2. Традиции школы.

Мой город.

  1. Мой дом.
  2. Как украшен мой дом.
  3. Улицы моего города.
  4. Микрорайон, в котором я живу.
  5. Мой красивый город.
  6. Письмо моим родителям.
  7. Предприятия моего города.
  8. Учреждения моего города.
  9. Экскурсия в Дом культуры.
  10. Памятники города.
  11. Итоговое занятие.

Природа нашего края.

  1. Что такое листопад.
  2. «Мозаика природы», прогулка в Клубный сад.
  3. Лесная аптека.
  4. Наше солнышко.
  5. Растения зимой.
  6. Рыбы наших водоёмов.
  7. Птицы нашего леса.
  8. Птичьи домики.
  9. Перелётные птицы.
  10. Животные нашего леса.
  11. Лесные домики.
  12. Комнатные растения.
  13. Ядовитые растения.
  14. Зимняя экскурсия в парк.
  15. Весенняя экскурсия в парк.
  16. Итоговое занятие.

2 год обучения.

1. Вводное занятие.

Крестьянские промыслы.

  1. История возникновения промыслов.
  2. Вятские промыслы.
  3. Плетюшечное дело.
  4. Плетение из соснового корня и бересты.
  5. Плетение из соломки.
  6. Ткацкий промысел.
  7. Дымковская игрушка.
  8. Вязальный и вышивальный промыслы.
  9. Кружевной промысел.
  10. Промыслы в нашем районе.
  11. Экскурсия в музей.

Фольклор и народные праздники.

  1. Устное народное творчество.
  2. Старинные детские игры.
  3. Старинные песни.
  4. Русские народные сказки.
  5. Положительные и отрицательные герои сказок.
  6. Празднование Нового года.
  7. Святочные вечера.
  8. Широкая масленица.

Вятские писатели – детям.

  1. Дьяконов Л.В. – собиратель вятского фольклора.
  2. «Жила-была царевна» Л.Дьяконов.
  3. Творчество Н.Русиновой.
  4. «Сказки Вятки» Н.Русиновой.
  5. Творчество Е.Чарушина.
  6. «Джунгли – птичий рай» Е.Чарушин.

Кировская область.

  1. Россия.
  2. Кировская область.
  3. Народы, проживающие на территории Кировской области.
  4. Соседи Кировской области.

Природа.

  1. Приметы осени.
  2. Приметы зимы.
  3. Приметы весны.
  4. Приметы лета.
  5. Охраняй родную природу.
  6. Итоговое занятие.

3 год обучения.

1. Вводное занятие.

Первобытная Вятка.

  1. Появление людей на вятской земле.
  2. Первые племена (Ананьицы, Азелинцы).
  3. Развитие жизни 9 т.л.назад.
  4. Русские на Вятской земле.
  5. Вятские города: Котельнич, Орлов, Слободской, Хлынов.
  6. Хлынов – Вятка – Киров.

Деревянная Вятка.

  1. История вятской деревни.
  2. Вятская деревня.
  3. Планировка жилья.

Деревенский быт.

  1. Крестьянская утварь.
  2. Обряды и обычаи.
  3. Костюмы, украшения прабабушек.
  4. Мои родственники.
  5. Роль имени моего.
  6. История фамилий.
  7. Устаревшие слова.
  8. Итоговое занятие.

История моего города.

  1. Село Екатерина.
  2. Железоделательный завод.
  3. Первые улицы рабочего поселка Кирс.
  4. Современный город.
  5. Завод «Кирскабель».
  6. Памятные места моего города.
  7. итоговое занятие.

История Кайского края.

  1. Экскурсия в музей.
  2. История моего края.
  3. Первые населенные пункты.
  4. Населенные пункты Верхнекамского района.
  5. Природа нашего края.
  6. Соседи нашего района.
  7. Кирс во время гражданской войны.
  8. «Подвиг в веках» - экскурсия в музей.
  9. Кирс во время Великой Отечественной войны.
  10. Дети войны.
  11. Итоговое занятие.

4 год обучения.

1. Вводное занятие.

Исследовательская деятельность.

  1. Структура работы над сочинением.
  2. Определение темы исследования.
  3. Работа над вводной частью.
  4. Работа над основной частью.
  5. Работа в библиотеке.
  6. Изучение литературы по теме.
  7. Последовательное изложение материала.
  8. Работа над заключительной частью.
  9. Оформление титульного листа и введения исследовательской работы.
  10. Оформление основной части.
  11. Оформление заключительной части.
  12. Подготовка демонстрационного материала.
  13. Подготовка докладов.
  14. Выступление на конференции.

Достопримечательные места.

  1. Для чего строились православные храмы.
  2. Храмы нашего района.
  3. Экскурсия в Покровскую церковь.
  4. Экскурсия на завод «Кирскабель».

Наши земляки.

  1. Поэт Леонид Сафронов.
  2. Поэт Александр Скорняков.
  3. Поэт Овидий Любовиков.
  4. Писатель Елена Наумова.
  5. Писатель Анатолий Устюгов.
  6. Писатель Борис Порфирьев.
  7. Художники Аполинарий и Василий Васнецовы.
  8. Итоговое занятие.

Азбука туризма.

  1. Атлас.
  2. План и карта.
  3. Топографические знаки.
  4. Компас.
  5. Расстояние на местности и карте.
  6. Ориентирование на местности по местным признакам.
  7. Ориентирование по солнцу.
  8. Итоговое занятие.

Приложение 2.

Экологический кружок для младших школьников

 «Дом под крышей голубой»

 «Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая  любовь, несомненно, закладывается в нас с детства»

( И.Соколов – Микитов)

Цель экологического кружка:

- Знакомство детей с миром живой природы

- Воспитание бережного отношения к ней

План работы:

Октябрь

Мы в ответе за свою планету: Экологическое путешествие. Будем знакомы – журнал «Свирелька»

Ноябрь

Бег с препятствиями по передачам ТВ: познавательная игра

Декабрь

В лесу родилась елочка: Заочная прогулка в лес

Январь

Почемучкин портфель: Экологический конкурс

Февраль

Они должны жить: Беседа-диалог о Красной книге природы

Март

Удивительный мир растений: Путешествие в лес. Прекрасное своими руками. Выставка работ учащихся школы фитодизайна

Апрель

По лесным дорожкам: Итоговая игра-путешествие

Приложение 3.

Классные часы

1 класс:             * Осенняя пора – очей очарованье

* Сюрпризы лесной полянки

* Животные нашего края

* Стань другом природы

2 класс:             * Бережное отношение к природе

* Что такое экология?

* Красота русской природы

*1 апреля – Международный День птиц. Пернатые друзья

3 класс:             * Заочное путешествие по заповедникам нашей страны и мира

* Экология и здоровье

* Летопись природы родного края

* Проблемы загрязнения окружающей среды. Как я их вижу

4 класс:             * Экологические катастрофы. Что будет, если…

*  Берегите землю, берегите…

* Судьба природы – наша судьба…

*  22 апреля – День Земли

Приложение 4.

Досуговая деятельность

*КВНы:      1 класс – В мире животных

                    2 класс – В мире растений

                    3 класс – Знатоки природы

                    4 класс – Птичьи разговоры

* Викторины:    1 класс – Зимушка-зима

                            2 класс – Родная природа

                            3 класс – Экология устами младенца

                            4 класс – Растительный и животный мир земного шара

* Конкурсы:      1 класс  – стихов «Урожай у нас хорош»

                                          - рисунков «Береги природу!»

                            2 класс – стихов «Радужная осень»    

                                          - Коллективных рисунков «Краски осени»

                                          - стихов «Зимняя сказка»

                            3 класс – стихов кировских поэтов о природе

                                          - панно из природных материалов «Портрет осени»                    

                            4 класс – стихов «Осенние краски деревьев»

                                           - рисунков «Люблю тебя, мой край родной»

* Игровые программы:

        1 класс – Брейн-ринг «Знаешь ли ты животных?»

        2 класс – Звездный час «Природа и мы»

        3 класс – Экологическая сказка «Лесная история»

        4 класс – Экологическая сказка-игра «Случай в лесу»

* Участие в месячнике природоохранной деятельности:

Игра-соревнование «Мы строим город Экоград»

  1. Город художников – олимпиада художников «Как прекрасен этот мир»
  2. Город моей мечты – конкурс стихов собственного сочинения «Мой мягкий и пушистый»
  3. Город знатоков – игра «Экологический звероскоп»
  4. Город здоровья – классные часы по ЗОЖ
  5. Чистый город – генеральная уборка кабинета; уборка школьной территории
  6. Город фоторепортеров – фотоколлаж «Экологический зоопарк»
  7. Город мастеров – поделки из отходов
  8. Зеленый город – выставка редких, экзотических цветов «Весенний сад»

Приложение 5.

Тест

 «Изучение опыта общения воспитанников с природой»

Какие из перечисленных ниже дел являются для тебя:

5) самыми интересными;

4) очень интересными;

3) в значительной степени интересными;

2) мало интересными;

1) наименее интересными.

     Поставь против каждого пункта оценку в соответствии со степенью твоей заинтересованности в данном занятии:

  1. чтение книг, журналов, газет на экологическую тему;
  2. просмотр и обсуждение телепередач, кинофильмов на экологическую тему;
  3. участие в экологических викторинах, олимпиадах, конкурсах;
  4. сбор и проверка народных примет, наблюдение за явлениями природы;
  5. сбор материала о природе родного края, наблюдение за ростом и развитием комнатных растений;
  6. сбор материала о животном мире, наблюдение за повадками домашних животных;
  7. сбор материала о птицах родного края, наблюдение за их жизнью;
  8. сбор материала об обитателях водоемов, наблюдение за аквариумными рыбками;
  9. сбор материала о реках, озерах, других водных источниках родного края;
  10. очистка улиц, парков, скверов, пришкольного участка от загрязнения;
  11. охрана птиц, заготовка корма, подкормка зимующих птиц, изготовление кормушек;
  12. охрана диких животных (подкормка зверей);
  13. охрана леса (расчистка леса от сушняка, мусора);
  14. охрана водных источников (очистка родников, берегов водоемов от загрязнений);
  15. озеленение территории школы, улицы, города;
  16. сбор семян лекарственных растений и их посадка;
  17. посадка деревьев, кустарников и уход за ними возле своего дома, на даче;
  18. закладка и уход за цветником возле своего дома, на даче;
  19. выступление перед сверстниками на экологическую тему;
  20. оформление выставок книг, рисунков, фотографий о природе;
  21. выпуск газет, журналов на экологическую тему;
  22. создание поделок из природного материала;
  23. фотографирование;
  24. участие в концертах, спектаклях на экологическую тему;
  25. участие в конкурсах плакатов, рисунков на экологическую тему.

Обработка полученных данных.

Обработка данных по каждому блоку позволит определить уровень готовности воспитанников к выполнению экологически значимых видов деятельности.

Анализ результатов удобно проводить, используя таблицу.

Виды экологической деятельности

5

4

3

2

1

1. Познавательная деятельность (1 – 3)

2. Исследовательская деятельность (4 – 9)

3. Природоохранная деятельность (10 – 14)

4. Деятельность по восстановлению природы (15 – 18)

5. Пропагандистская деятельность (19 – 21)

6. Творческая деятельность (22 – 25)

Используемая литература:

  1. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
  2. 2. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Начальная школа. 1 – 4 классы. + Новые собрания. М.: «ВАКО», 2005. – (Педагогика. Психология. Управление).
  3. 3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя (1 – 4 классы)/ Под ред. И.С.Артюховой. – М.: ВАКО, 2006. – (Педагогика. Психология. Управление).
  4. 5. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Кисилева Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
  5. 6. Журналы «Начальная школа», «Завуч начальной школы».
  6. 7. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы, или 135 уроков здоровья (1 – 4 классы). Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: ВАКО, 2005.
  7. 8.  Пашнина В.М. Сказка в гости к нам идет. Праздники, конкурсы, викторины для 1 – 4 классов. – Ярославль: Академия развития, 2005.
  8. Природа родного края: Метод. рекоменд. для учителей нач. кл. / Авторы-составители Г.Н.Ковина, Л.Д.Кондакова. – Киров. Изд-во ИУУ,2000.
  9. Формирование здорового образа жизни у младших школьников/ авт.-сост. Т.Н. Захарова и др. – Волгоград: Учитель, 2007.
  10. Цветкова И.В. Экология для начальной школы: игры и проекты. – «Академия развития», Ярославль, 1997.
  11. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы. – М.: Педагогическое общество России, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная работа. "Земля -наш дом родной.Красная Книга Курганской области"

В разработке говорится о сохранении окружающей среды....

Программа воспитательной деятельности и план воспитательной работы в 4 классе

Программа воспитательной деятельности составлена на 4 года, и в данном случае завершает реализащию.  Соответственно план воспитательной работы разработан для 4 класса....

Урок окружающего мира с использованием программы Google Планета Земля 4 класс. Тема: “Первопроходцы и первооткрыватели земли Амурской”.

Авторы: С.А. Бунина, Н.П. СакриеваУрок  окружающего мира с использованием  программы Google Планета Земля4 класс.Тема: “Первопроходцы и первооткрыватели земли Амурской”.Цели:- Ученик научить...

Рабочая программа экологического клуба "Земля - мой дом"

Рабочая программа внеурочной деятельности: кружок по экологии для начальной школы. Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственн...

Программа воспитательной работы "Формирование ценностных ориентиров личности воспитанника через систему воспитательной деятельности"

Воспитание - это создание условий для развития личности. На сегодняшний момент огромную воспитательную роль в жизни ребенка играет школа.Школа - это место, где до ребенка и его проблем хоть кому- то е...