Воспитательная работа. "Земля -наш дом родной.Красная Книга Курганской области"
классный час (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Земля – наш дом родной. Красная Книга Курганской области.
1 уч.
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм-
С лесами ,тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
2уч.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
3уч.
Утром солнышко встаёт,
Всех на улицу зовёт.
Выхожу из дома я,-
Здравствуй, улица моя!
Я пою- и в вышине
Подпевают птицы мне.
4уч.
Травы шепчут мне в пути:
Ты скорей, дружок, расти.
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветрам я,
Отвечаю солнцу я,-
Здравствуй, Родина моя!
5уч.
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
6 уч.
В нас молчало безумное «стой»!
Нам казалось всё мало, всё мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обречённо глядел василёк,
Безнадёжно гвоздики глядели…
Сценка «Девочка- ромашка»
(девочка сидит с букетом лекарственных трав в руке)
Д-ромашка:
Много трав растёт полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
Травяная ведьма:
Я хочу тебе, дружок,
Дать в букет ещё цветок. (протягивает пучок дурмана)
Д-ромашка:
Разгадала твой обман!
Посмотрите, вот дурман –
Ядовитая трава.
Разболится голова
От подарка твоего
Забирай его назад!
(травяная ведьма убегает)
Д-ромашка:
Ох уж эта травяная ведьма! Так и норовит сделать гадость. То корешок ядовитый подсунет, то траву несъедобную.
(крадучись возвращается трав.ведьма)
Трав.ведьма:
Я одумалась ,ребята,
Лучше вместе в лес пойдём,
Соберём шалфей и мяту,
Нежных ландышей нарвём,
Дома их поставим в воду.
Д-ромашка:
Поняла я , братцы, сразу
Хитрый замысел её.
(Загораживает ребят от ведьмы. Та грозит Ромашке кулаками и убегает)
Д-ромашка:
Мы растенья эти знаем,
Бережом и охраняем
От таких лихих, как эта,
Собирательниц букетов.
В Книгу Красную они
Уж давно занесены.
Мы их рвём не на потеху,
Отнесём мы их в аптеку.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства.
Учитель:
Ребята, а кто знает ,что такое Красная Книга природы?
Много разных зверей и птиц истребили люди. На одних слишком усердно охотились, другим не оставили клочка леса или степи, где они могли бы жить, третьих выловили хищники. А растения либо срывали, не дав возможности созреть семенам, выкорчёвывали, распахивали, сжигали. Немало исчезло растений с лица Земли. В конце концов люди поняли: если не помочь природе, животных будет гибнуть всё больше и больше. Чтобы этого не случилось, учёные составили официальную книгу- Красную Книгу.
( показ слайдов Красная Книга)
Писатель Николай Сладков, написавший немало книг о животных, так рассказывает об этой удивительной книге: « Красный цвет книги – запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя! В Красную Книгу мира занесено уже 295 видов зверей, 312 видов птиц, которых уже нет на планете Земля или осталось очень мало – единицы. Но записать животное или растение в Красную Книгу – ещё не значит их сохранить, это пока только сигнал тревоги. Красная Книга сама по себе не охраняет, а только устанавливает, предупреждает.
Красная Книга состоит из цветных иллюстрированных страниц. На чёрных страницах – списки тех животных, кого мы уже никогда не увидим. На красных страницах записаны особо редкие животные. На жёлтых страницах те животные, которые до сих пор мало изучены. На зелёных страницах – самых обнадёживающих – те животные, численность которых удалось сохранить.»
Главные наши заботы, чтобы ни одно живое существо больше не попало в чёрные списки чёрных страниц. Идея Красной Книги – спасти весь животный и растительный мир Земли.
- В курганской области так же есть своя Красная Книга. Как вы думаете ,какие растения и животные занесены в неё и могут быть занесены, по вашему мнению.
( показ слайдов Кр.Книга Курганской области)
Стихи
- С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я : цветы, как люди плачут
И росу роняют на песок.
- Мы безмерно богаты.
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых –
Просто диву даёшься.
Но спросите иного,
Что он знает о птицах,
Пусть ответит толково –
И ,гляди, удивится:
Как же, фауна, дескать,
Как же , наше богатство –
На полях, в перелесках,
Так сказать, птичье царство…
- Птичье царство, и только?
Ну дрозды, ну синички…
Где запомнишь все клички,
Просто птички – и только!
А цветы разве знаем
На лугах? Разве ценим?
Все травой называем,
А подкошены – сеном.
И с деревьями то же:
Роща, в общем и целом…
Ель от пихты не можем
Отличить грешным делом.
- И, конечно, тревожно,
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим, не жалеем.
Ни за что не в ответе.
Словно самую малость
Нам на этой планете
Жить и править осталось.
Не хозяева вроде,
Так добро своё губим.
А гордимся природой
И отечество любим.
- Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок.
Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы –
Опустеют все поляны и не будет красоты!
- Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушёл, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр.
И, сыпля искры впереди поляны,
Багровые лохмотья распростёр.
- Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес пошёл,
Как вспуганная стая белок рыжих,
Он заме6тался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И ,как, снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
Ученица:
-Люди! Задумайтесь! Мгновение!
Что вы есть без природы? Без воздуха? Воды, пения птиц? Аромата лугов, шелеста листьев? Всё это щедро даёт людям природа и не просит взамен никакой платы, только ждёт от вас бережного, доброго отношения к себе. Однако вы уже многое успели загубить навсегда.
Ученик:
Человек! Ты творец природы! И жизнь на земле - великое, чудо! Человек - ты часть Вселенной! Часть живого на Земле! Наша первая потребность, наша первая человеческая функция - творить гармонию, единство, сохранить целостность природы!
Ученица:
Наша планета - человеческий дом.
Ну, как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава - океан,
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: больше не могу!
Вот она летит, маленькая, какая!
Вот она грустит, в думы свои вникая,
Вот она плывёт! Всё ещё людям верит!
Всё ещё живёт! Всё ещё людям верит!
Вот она плывёт сквозь грозовую полночь,
Всех людей зовёт, просит прийти на помощь,
Просит прийти на помощь!
(показ слайдов "Экологическая катастрофа")
Учитель:
-Вот, во что может превратиться наша Земля.
- Вы уже знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют даже в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, т.к. они разлагаются 2 года, то консервные банки и пластиковые бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу - они разложатся только через 90 лет, алюминиевая банка из под колы, разложится только через 500 лет, об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные.
Учитель:
- Прости, Земля, прости, прости, прости:
Мы люди так тебя обидели,
Груз совести за это нам нести:
На многое смотрели:и не видели.
Завещано беречь нам этот мир -
Такой неповторимый на рассвете.
Он с детства очень дорог нам и мил,
За будущее мира мы в ответе.
-Я призываю вас, ребята:
Спасти мир,
Спасти природу!
( звучит весёлая музыка)
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит
Когда над головою,
Как вечность лес шумит.
- К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте леса люди строят завод или роют карьер, на месте луга устраивают ферму. Много дикорастущих растений при этом погибает. Так постепенно человек наступает на природу.
Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их для красивых букетов. Такие растения не дадут плодов и семян, а значит и потомства. Сорванные растения быстро погибают, а в природе они могли бы радовать нас ещё долгое время. Букеты можно составлять только из тез растений, которые выращены человеком.
Вырубая лес или загрязняя воду в реке, люди невольно губят многих диких животных, для которых лес и река - дом.
Но беречь нужно не только редких животных. Беречь нужно и тех, которых ещё много, которые ещё не занесены в Красную книгу. Это хорошо известные тебе белка и ёж, синица и дятел, лягушка и жаба: Их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе. Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин - дуб и лось.
И покой побереги.
Ведь они нам не враги!
- Каждый из вас был в поле и в лесу, У речки и у озера. Мы хорошо знаем тот уголок, где живём.
Учитель:
Мне бы очень хотелось, чтобы во время прогулок и экскурсий вы более внимательно смотрели на чудесный зелёный мир, На каждую травинку и букашку, чтобы вы умели любоваться их красотой, почувствовали бы себя частицей окружающей природы и старшим братом, всех существ, живущих рядом и нуждающихся в твоей защите, в твоей заботе.
Ролевая игра "Лечебница"
(врач, пациенты)
Врач:
- Приглашаем первую пациентку .
_ А вы, ребята, пожалуйста, отгадывайте наших пациентов по описанию.
Берёза:
- Помогите мне, пожалуйста, уважаемый доктор!
Каждую весну приходят в лес люди и режут острыми ножами мою кору. Я так и трепещу от боли. Из ранок вытекают мои соки. Я слабею, с трудом стою под ветром. А в ранки так и норовят попасть бактерии разных древесных болезней.
Два врача:
- Конечно, мы тебе поможем! (Врач пишет диагноз, который подходит в данном случае)
Ель:
- Я самая несчастное дерево в лесу! Людям нравятся мои мохнатые, душистые веточки. Они так и норовят их обломать. А веточки мои гибкие, сразу не ломаются. Так нет же! Всё равно люди пытаются их выкрутить, оторвать с корой. Если бы они знали, как это больно!
Но ещё хуже мне зимой, в канун Новогоднего праздника. Каждый год жду своей гибели от острой пилы или топора. Людям, видите ли, хочется свой праздник пушистой ёлочкой украсить.
(Подходит к врачу)
Ландыш:
- Я красивый цветок и очень душистый. От этого все мои несчастья. Рвут нас люди без счета. Продают букетики и ставят их дома, А надолго ли хватит нашей красоты и запаха, если мы без основы нашей. Без корневища, без питания стоим в затхлой воде. А ведь, сколько пользы от нас, ландышей, как от лекарственных растений!
Бабочка:
- Я легкокрылая бабочка. Весело мне порхать по опушке леса, собирая нектар с цветков, помогать опылять их для продолжения рода. Но с тревогой порхаю я с сёстрами, если на опушке появляются дети. Они стремятся поймать нас, во что бы то ни стало. А для чего мы им? Своими жёсткими пальцами мнут дети наши нежные крылышки, осыпают с них яркие чешуйки, хватают нас за ножки и усики. Потом некоторых отпускают. Но гибнут они с помятыми крылышками, не могут больше летать. А других уносят домой, и делают из них коллекцию:
У врачей на столе следующие карточки-диагнозы:
- Ребята, помогите отгадать, какой диагноз каждому пациенту прописал доктор.
Нельзя рвать цветы!
Не ломайте ветки деревьев!
На Новогодний праздник лучше наряжать искусственную ёлку!
Нельзя ловить бабочек!
Не уничтожайте насекомых, лягушек и жаб!
Не разоряйте гнёзда птиц!
Не трогайте птенцов руками, их покинет мать.
Не берите животных из леса домой!
Не делайте надрезов на коре дерева, не срывайте её!
(Показ слайдов охрана окружающей среды)
1уч: Послушайте!
Речушка вдоль околицы текла.
Негромкая:
Но мы её любили -
Она ведь первою была для нас
И значит лучшею на свете.
Сейчас в ней всякий хлам и ржавь,
И слизь зелёная,
И хвощ болотный вылез:
Как будто люди целью задались убить её -
И своего добились.
2уч:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных,
Птичьего гнезда
Разорять не будем - Никогда!
Пусть птенцам
И маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом!
3 уч.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло:
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
4 уч.
Всё-таки на свете, все нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете.
Нужны все подряд -
Кто делает мед, и кто делает яд.
5уч.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны,
Мы всё-таки очень друг другу нужны!
Давайте, люди, дружить друг с другом,
Как птицы с небом, как ветер с лугом.
Как парус с морем, трава с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами.
6 уч
Ты, дружок, смотри, не подкачай!
Правдивым быть и добрым обещай!
Не обижай ни птахи, ни сверчка.
Не покупай для бабочки сачка.
Люби цветы, леса, простор полей -
Всё, что зовётся Родиной твоей!
7уч
Берегите Землю, берегите,
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите:
Берегите Землю! Берегите!
Ученик:
Я обнял глобус – шар земной.
Один над сушей и водой.
В руках моих материки
Мне тихо шепчут: «Береги».
В зеленой краске лес и дол.
Мне говорят: «Будь с нами добр».
Не растопчи ты нас, не жги,
Зимой и летом береги».
Журчит глубокая река,
Свои лаская берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги».
И птиц, и рыб я слышу всех:
«Тебя мы просим, человек.
Ты обещай нам и не лги.
Как старший брат нас береги».
Я обнял глобус – шар земной,
И что-то сделалось со мной.
И вдруг шепнул я:
«Не солгу. Тебя, родной мой, сберегу»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Красная книга Тюменской области (птицы)
Несколько лет назад по просьбе делала страницы Красной книги. Материал брала из Красной книги Тюменской области, фотографии из Интернета (к сожалению, сайты указать не могу). Страницы наклеили на карт...
Странички Красной книги Ростовской области. Практические рекомендации по проведению урока в начальной школе " Окружающий мир"
Презентация. Странички Красной книги Ростовской области. Практические рекомендации по проведению урока в начальной школе " Окружающий мир"...
Проектный урок по краеведению "Красная книга Астраханской области"
Проектный урок по краеведению в 3 классе "Красная книга Астраханской области"...
Красная книга Кемеровской области
Познакомить с животными Кемеровской области, занесёнными в Красную книгу...
Интегрированный урок по математике и окружающему миру во 2 классе “Умножение. Редкие и исчезающие растения и животные Ростовской области (Красная книга Ростовской области)”
Перспектива экологического воспитания весьма широка, т.к. проблема экологии – это проблема существования человека на Земле, поэтому знания, полученные в школе, будут востребованы и необходимы каждому ...
Конспект урока по окружающему миру «Заповедные места Курганской области» (УМК "Перспектива" , 4 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений у учащихся понятие о заповедных местах родного края, формирование о растениях и животных охраняемых в заповедных местах Курганск...
Презентация по теме "Красная книга (Красная книга Челябинской области)"
Млекопитающие и рептилии, занесённые в красную книгу Челябинской области, история создания...