Программа воспитательной работы (ТВИС)
рабочая программа на тему

Лейман Елена Анатольевна

"Воспитывает всё: люди, вещи, явления , но прежде всего и дольше всего-люди. Из них на первом месте - родители и педагоги." А. С. Макаренко                                                                                                                       Воспитательная программа "ТВИС!" (Творчески, вместе, интересно, самостоятельно!.) создавалась как обобщение и систематизация опыта воспитательной работы с использованием эффективных педагогических технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_no_2013_god.doc798.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание программы.

1.        Пояснительная записка. Цель и задачи

программы         стр.

2.        Приоритетные направления воспитательной работы и их
характеристика        стр.

3.        Воспитательные технологии        стр.

4.Система внеклассных мероприятий с социумом        стр.

5.3ОЖ        стр.

6.        План-сетка работы по направлениям           стр.

  1. Работа классного самоуправления        стр.
  2. Работа с одарёнными детьми, «группы риска» класса        стр.
  3. Система работы с родителями        стр.

  1. Оценка результатов реализации программы        стр.
  2. Оценка системы работы классного руководителя        стр.
  3. Список используемой литературы         стр.

Приложение

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего -люди. Из них на первом месте -родители и педагоги.

                                                                                      А.С. Макаренко

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств, вплоть до наркотиков, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делает процесс воспитания еще более трудным.

Законом «Об образовании» и в рамках  российской образовательной реформы, целью которой является гуманизация образования, предусматривается не только создание нового поколения учебных пособий и учебников, ориентированных на ценности отечественной и мировой культуры, но и изменения , касающиеся приоритетов регионального содержания образования.

Отсюдя следует, что одним из важнейших напрвлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальности ребёнка.

Восприняв основные идеи и направления школьной воспитательной системы. Я выстроила в её русле и воспитательную деятельность в своём классном коллективе.

Воспитательная программа «ТВИС!» создавалась как обобщение и систематизация опыта воспитательной работы с использованием эффективных педагогических технологий.

Основные идеи нашедшие отражение в программе:

  1. содержание программы соответствует интересам, потребностям, возможностям
    возрастного и индивидуального развития ребёнка;
  2. программа ориентированна на воспитание детей интеллигентных ,порядочных,
    уважающих жизнь и других людей, ценящих человеческое достоинство в себе и других,
    способные самостоятельно и творчески решать поставленные задачи.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования   процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений. Но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Это позволяет выделить основные результаты воспитания , выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности:

4личностная культура 4 семейная культура + социальная культура

Личностная культура- это:

  1. готовность и способность к пониманию смысла своей жизни, индивидуально
    ответственному поведению;
  2. готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически
    оценивать свои мысли и поступки;

•        способность к самостоятельным поступкам и действиям на основе морального выбора;

•        осознание ценности других людей, трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм.

Семейная культура- это:

  1. осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к
    народу, Отечеству;
  2. понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь,
    взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за
    другого;
  3. бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.

Социальная культура- это:

  1. осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных
    духовных и нравственных ценностей;
  2. вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество;
  3. развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности.

В связи с выше сказанным в своей работе стараюсь чётко определить цели и задачи обучения и воспитания.

Цель моей программы:

-путем сочетания различных методов и приемов воспитательной педагогической деятельности способствовать становлению личности каждого школьника как гражданина Российской Федерации , способствовать духовно-нравственному развитию личности через систему «школа-семья-социум», формировать нравственные категории у обучающихся через принятие обучающимися   семейных традиций, ценностей.

•        свободное развитие личности, создание условий для самовыражения, самореализации
каждого учащегося.

Для реализации данной цели решаются следующие ЗсЩДЧИ программы:

  1. Воспитание граждан с ориентацией на общечеловеческие ценности, понимание и
    поддержание нравственных устоев семьи.
  2. Формирование у учащихся высокого патриотического сознания.
  3. Воспитание чувства верности к своему Отечеству.
  4. Воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа.

  1. Предоставить учащимся возможность реализовать себя в различных видах
    деятельности , ориентированных на общечеловеческие ценности.
  2. Создать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного,
    эстетического самовыражения личности младшего школьника.

Программа рассчитана на учащихся начального звена. Срок реализации программы- 4 года (1-4 класс)

Ожидаемые результаты: ЛИЧНОСТЬ

-активная жизненная позиция школьника;

-приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира;

-патриотическое и гражданское самосознание;

-уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим;

-эмпатическое и толерантное отношение к окружающим;

-представление о семье как о высшей ценности гражданского общества.

-умение думать, размышлять;

-сформированная привычка трудиться на благо людей;

-желание заниматься физ-рой и спортом;

-умение найти себя в творчестве;

-        умение формировать своё мнение по вопросам ,касающимся жизни класса и школы;
-дружный коллектив с развитой системой соуправления.

Для реализации воспитательной прграммы должны быть созданы следующие условия:

-        изучение мнений, интересов , возможностей детей и их родителей;
-изучение состава учащихся, выявление ученического и родительского актива;
-овладение новыми педагогическими технологиями воздействия на школьника;
-тесня связь семьи и школы;

-чёткое планирование прграммы педагогических действий с содержательной и временной

последовательностью;

-развитие внеурочной кружковоу работы - внеурочные творческие мероприятия, участие

в районных программах;

  1. творчество, инициатива детей, родителей, педагогов;
  2. создание материльно-технической базы;
  3. доброжелательный микроклимат в педагогическом и ученическом коллективах.

Приоритетные направления/воспитательной работы и их характеристика

При составлении плана воспитательной работы с классом планирую мероприятия в соответствии со следующими направлениями:

Направление I. «Моя семья»

Цель работы классного руководителя в этом направлении является максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности. Задачи работы классного руководителя в направлении «Моя семья »: -Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.

-        Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-
воспитательного процесса- педагогов, родителей, детей.

-Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и

взаимодействия с людьми.

Формы работы с классным коллективом в направлении « Моя семья »:

-        тематические классные часы «История нашей семьи», «Моя родословная», «История
моей фамилии», «Моя семья в воспоминаниях родных» и др.

-        Праздники семьи, спортивные состязания с участием бабушек и дедушек, мам и пап.
- Праздники, посвященные датам календаря ( 8 марта, 1 сентября, День учителя, день

Победы и др.)

-        Походы выходного дня, экскурсии.

Направление П. «Моё Отечество».

Цель работы классного руководителя в этом направлении является формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством. Задачи работы классного руководителя в направлении «Моё Отечество» -Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.

  1. Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного
    самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
  2. Формирование гуманистического мировоззрения.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Моё Отечество»:

  1. Тематические классные часы.
  2. Встречи с представителями правоохранительных органов.
  3. Посещение воинских частей.
  4. Конкурсы, праздники по правовой тематике.

Направление III. «Мой образ жизни»

Цель работы классного руководителя в этом направлении является обучение учащихся пониманию смысла жизни, ценности своего существования и ценности существования других людей, передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей (как позитивного, так и негативного) опыта поколений. Задачи работы классного руководителя в направлении

«Мой образ жизни»: -Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.

-        Формировать у учащихся осознание необходимости нравственного опыта прошлого и
будущего, и своей роли в нем.

-Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.

  1. Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-
    ученик», «взрослый-ребенок».
  2. Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса.
    Формы работы с классным коллективом в направлении

«Мой образ жизни»:

-        Тематические классные часы по нравственной тематике.

  1. Спецкурсы по нравственной тематике.
    - Дискуссии по нравственной тематике.
  2. Интерактивные игры, тематические классные часы
  3. Самопрезентация и самопредставление
  4. Праздники, конкурсы, ролевые игры.
  5. Изучение нравственного наследия мира.

Направление IV. «Моё здоровье»

Цель работы классного руководителя: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения. Задачи работы классного руководителя в направлении «Моё здоровье»:

-        Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного
здоровья.

-        Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению
физического и психического здоровья.

Формы работы с классным коллективом в направлении « Моё здоровье»:

  1. спортивные конкурсы, соревнования внутри класса, спартакиады, олимпиады,
    -марафоны, турниры;
  2. походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;
  3. предметные утренники, спортивные викторины, тематические классные часы по
    спортивной тематике, конкурсы газет, устные журналы;
  4. беседы и дискуссии по темам: «Спорт в моей жизни», «Великие спортсмены моей
    страны и мира», «История видов спорта», «Древние виды спорта» и др.;
  5. психолого-педагогические консилиумы и тематические консультации по вопросам
    сохранения здоровья учащихся.

-посещение СОГ (ДЮСШ).

Направление V. « Моя учёба»

\

Цель работы классного руководителя в этом направлении является оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно. Задачи работы классного руководителя в направлении «Моя учёба»»:

  1. Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего
    развития
  2. Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии. (Кружок «Я
    исследователь!»)
  3. Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и
    любознательность.

-Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость. Формы работы с классным коллективом в направлении «Моя учеба»:

-        внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений
младших школьников;        /

  1. интеллектуальные марафоны внутри класса;
  2. интеллектуальные бои;
  3. школы интеллектуального развития.

Направление VI. « Мой досуг»

Цель работы классного руководителя в этом направлении является создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях. Задачи работы классного руководителя в направлении «Мой досуг»: -Создание условий для раннего проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.

  1. Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся,
    отвечающих их интересам и возможностям.
  2. Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим
    успехам и огорчаться за чужие неудачи.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Мой досуг»:

-        празднование памятных дат в жизни учащихся;

-        празднование памятных дат календаря;
-путешествие в(заочное)театры, музеи, выставки;
-театрализованные представления.;

-        фестивали, презентации, дискотеки, танцевальные вечера.

В процессе сотрудничества классного руководителя, учащихся, и их родителей сложилась система воспитательной работы, становление которой проходит в 3 этапа.

1-ый этап «Давайте познакомимся» (1 класс).

Задача: изучение интересов, потребностей, склонностей первоклассников.

Формы работы:

  1. часы общения «Давайте познакомимся», «Что мне интересно, что люблю»;
  2. анкетирование «мои увлечения», «Я и моя семья», и др..
    -Игра «Семицветик» (выявление лидера в классе).

2-ой этап «Давайте учиться жить дружно !»(2класс)

(деятельность по сплочению классного коллектива).

Задача:создание благоприятных условий для формирования нормального

психологического микроклимата в классе.

Создание классных традиций:

-походы, экскурсии по родному краю, организации;

-дни именинника;

-творческая мастерская;

-отчёт о работе класса на родительском собрании «Вместе весело шагать»;

3-ий этап «Что одному не под силу, то легко коллективу» 3-4 классы.

Задачагвоспитание      самострятельностафазвитие      умения      организовать

коллективное творчество.

Все учащиеся заняты в работе классных ученических групп.Каждая группа

выбирает  из   своего   состава  командира,а  остальные   2-3   человека  -его

члены.У каждого есть свои обязанности:

-командир группы отвечает за работу каждого члена группы,за выполнение

плана в конкретный промежуток времени;

-члены экипажа-за дела внутри класса;за общешкольные дела,в которых

принимает участие класс; за связь класса с внешкольной и социокультурной

средой.

Из командиров групп образуется Совет учащихся класса.Его Функции: -подготовка и проведение классных собраний; -анализ деятельности своих членов;

-подготовка ^составление плана воспитательной работы класса; -подготовка информации-отчета и предложений в вышестоящие органы.

Высший    орган    классного    соуправления-    собрание    класса,во    главе которогонаходится командир класса.Функции собрания: -заслушивание информации о решениях Совета учащихся класса; -принятие решений по вопросам деятельности класса;

Для реализации программы используются следующие воспитательные технологии.

1. «Любознайка»-один из вариантов организационного общения одноклассников,наполнением которого является интеллектуальное содержание.

Цель-формирование опыта интеллектуального общения в процессе совместного обсуждения познавательных проблем. Этапы технологии: 1 .Мотивационный этап: -создание интереса; -це л епо л агание; 2.Основной этап:

-постановка познавательной проблемы; -обмен информацией; -создание «поля вопросов»;

-обсуждение вопросов (проходит в разных формах) -выдвижение и обсуждение гипотез;

-«Мостик в будущее»-связующее звено между завершившимся обсуждением и последующей работой «Любознайки».

3.Рефлексия-подведение итогов,обсуждение и анализ вклада каждого ученика в общее дело.

Темы «Любознайки» («Существует ли жизнь во Вселенной», «Как вести себя в общественных местах», «Деловой этикет» и т.др.) могут обсуждаться неоднократно,согласно принципу усложнения со держания.При этом каждый раз тема может рассматриваться все более подробно и глубоко с учетом развивающего мышления и кругозора ребят.

Правила общения «Любознаек»:

-слушаем друг друга внимательно,общаемся доброжелательно;

-каждую мысль подкрепляй фактами и аргументами;

-не бойся фантазировать;

-будь точен и краток.

2.        «Путь истины»-это путь познания истины через согласование
мыслей,решений,действий.

Цель: получение школьниками позитивного социального опыта объединения (сравнение,согласование ,дополнение,принятие) идей,предложений,мнений.

Этапы технологии: 1 .Формирование индивидуального продукта.

Каждый учащийся на этом этапе в произвольной форме отвечает на поставленные руководителем вопросы: -Что это ? -Из чего состоит? -Зачем это?

2.Согласование в парах ответов на поставленные вопросы,создание дуэтов, (не должна потеряться индивидуальность). 3.Согласование пар в четверках,создание квартетов.

Работа над созданием нового продукта начинается с оргмомента,где проговаривается ход работы и распределяются роли(координатор-хранитель законов игры-регламентатор-хранитель времени,гармонизотор).

На этом этапе вводится закон «трех П»:принять,поддержать,понять. 4.Выступление команд(результаты согласования ответов на поставленные вопросы).

5.Рефлексия-выяснение ответов на следующие вопросы: -Что изменилось в моем настроении,соетоянии? -Что мне дала игра для жизни в целом,для учебы?

-Какое правило в поступках,какой закон жизни я хочу предложить для себя и для всех нас?

Темы для обсуждений могут быть самыми различными: «Что такое дружба»(совесть,честь,красота), «Отчего прибавляется счастья?». «Царство Закон,царство Беззаконие» и др.

3.        «Мысль есть есть творящая сила»-осознание своей готовности к решению
жизненных задач.

ПОТРЕБНОСТЬ (хочу)

ГОТОВНОСТЬ

СПОСОБНОСТЬ (умею)


РЕШИМОСТЬ (буду)

Этапы технологии:

1 .Самоопределение.

Каждый участник отвечает на вопросы:

-Что я хочу по отношению...?

-Что я хочу по отношению к..?

-Что я буду делать по отношению к...?

2.Работа в парах.:

За 2 минуты участники согласовывают свои версии и готовят общий ответ на вопросы:

-Что мы хотим(можем) будем делать? 3.Работа в четверках:

Командиры обсуждают и согласовывают свои потребности и решимость делать намеченное. 4.Выступление команд. 5.Анализ деятельности.

Осуществляется как ответы на вопросы: -Какие изменения произошли во мне за время игры? -Что и как я делал? -Что я узнал и чему научился? -Что я буду использовать? -Какие новые вопросы у меня возникли?

Темы для обсуждения: «Я и мои друзья», «Здоровье мое и твое» , «Самые дорогие слова» и др.

Использование указанных технологий(авторы В.Р.Ясницкая,П.Ф.Акбашов, Н. М. Филиппова) дает двойной эффект:для учителя это гармонизация отношений в коллективе;чувство удовлетворения,радость, здоровье;конкретная методическая помощь; для детей-умение общаться,понимать и принимать другого раскрытие своего творческого потенциала и способностей;самоорганизация (упорядоченность действий ^распределение функций,экономия времени).

СИСТЕМА ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С СОЦИУМОМ

Д. О.ССемшщ

ВЫХОД В ДРУГИЕ КЛАССЫ

УЧАЩИЕСЯ КЛАССА

дюсш

1

музыкаль:

ШКОЛА

Газета «Школьный Меридиан», Р.Г «Родная Земля»

ОБЩЕШКОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

КРУЖКИ ДДТ

Одним из важных направлений является работа по формированию здорового образа жизни.

УЧАСТИЕ В СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ

ЭКСКУРСИИ

походы

СОРЕВНОВАНИЯ ИГРЫ

ВЕДЕНИЕ КАРТЫ

ФИЗИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ

ФИЗМИНУТКИ ГИМНАСТИК ДЛЯ ГЛАЗ ОСАНКИ


БЕСЕДЫ (МУЗ) КЛ.ЧАСЫ

АКТИВНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ЧАС

Идеальный и самый продуктивный вариант – равноправое дружеское взаимодействие классного руководителя, родителей и ребенка, направленное на благополучие и развитие последнего.

План-сетка по направлениям

(Срок реализации 4 года) Направление «Моя семья»

Примечания ( вносятся по мере необходимости)

Сентябрь

«Я, ты, он, она- вместе-целая страна!»

Подготовка материалов к проекту «Моя родословная»

Проведение совместно с родителями экскурсии «Улицы родного села»

Классный час «Пойми меня правильно»

Октябрь

Беседа «Дорогие мои старики» ( ко Дню пожилого человека) Исследовате-льская работа «Моя родословная» Участие в акции «Ветеран живет рядом» «За что уважают в семье и обществе?»

Ноябрь

Конкурс рисунков «Кем работает моя мама?»( ко Дню матери) Кл. час «Самые дорогие для нас слова : мама, Родина, мир» Кл. час «Я песню милой маме пою»

Декабрь

«Что означает моё имя?»

Устный журнал «Загляните в семейный альбом»

Беседа «Что означает моя фамилия?»

Кл. час «А у нас в семье»

Январь

Беседа «Новый год в моей семье» Беседа «Семья- это семь «Я» Устный журнал «Семейные ценности» Анкетирование «Главное в семье- это...»

Февраль

Конкурс рисунков «Кем служил мой папа?»

«Папа, мама, я- спортивная семья»

Поисковая операция «Как образовалась моя семья»

Сбор экспонатов для школьного краеведческого музея

Март

Подготовка открыток для мам, бабушек , сестёр

Утренник для мам «Мамин день»

Встреча с бабушками и мамами «Как трудно быть мамой»

Устный журнал «История одного ордена (медали)»

Апрель

Организация похода по местам родного края(заочного) Гончар М.С.(фильм)

Семейные посиделки «Мы за чаем не скучаем»

Семейный вечер «Классный звездопад»

Май        '

«Во имя любви» ( Ко Дню   семьи, любви и верности)

Праздник «Прощание с начальной школой»

Направление «Моё Отечество» Примечания( вносятся по мере необходимости)

Сентябрь

Кл час «С чего начинается Родина»

Праздник «Родина любимая моя»

«С любовью к России»

Кл. час «Символы нашей страны»(вожатые)

Октябрь

Экскурсия «Люблю тебя, моё село»(приглашение ветерана пед. Тр. Томских Н.В.) Заочное путешествие «Чем богат наш край» Фольклорный праздник «Русские потешки, небылицы, загадки»(вожатые)

Ноябрь

Утренник «Дары осени»

«Живем в мире и согласии»

Конкурс сочинений «Я -человек и гражданин»

Декабрь

Игра -викторина «Знаю ли я свою страну»

Праздник «Русские посиделки»

Беседа «Символы Российского государства»

Кл. час «Ими славен наш край».

Январь

Кл. час «Города Забайкалья»

Экскурсия в редакцию «Газетное слово »

Кл.ч. «История родного села» (Томских Н.В.)

Февраль

Игровая программа «Служу России»

Инф.чаС «Чем живет планета Земля»

Утренник «Юные герои»( ко дню памяти Героя -антифашиста)(Вожатые)

Встреча с воинами-земляками « И я буду солдатом!»

Март

Утренник «Мы- земляне»

Кл. час «Весенний праздник »

«Кем и чем прославлено моё село»

Апрель

«Человек- хозяин природы»

«Праздник русской березки»(Вожатые. Отв. Каргина П.)

Беседа «И вот он, дом, в котором мы живем»

Кл. час «Природа и мы»((Выпуск групп. газет.)(С привлеч. вожатых)

Май

/

Утренник «Давно закончилась война» Встреча с ветераном «О чем рассказал орден?» Кл. час «Поговорим о земляках!» Игра-викторина»Сохраним нашу Землю голубой и зеленой!»

Направление «Мой образ жизни» Примечания ( вносятся по мере необходимо-сти) Сентябрь

«Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики!» Кл. час «Чтение- вот лучшее учение» Кл. час «Дружба крепкая» Кл. час «Встречают по одежке, провожают по уму»

Октябрь

Кл. час «Правила поведения в школе» Игра-викторина «Мои четвероногие друзья» «Правила поведения в транспорте» Беседа «Мир моих увлечений»

Ноябрь

Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо»

«Ярмарка талантов»

Путешествие в страну «Именинник»

Кл. час «Поговорим о наших мамах»

Декабрь

Праздник «Откуда берутся грязнули?»

Беседа «Спешите делать добро»

Концертное представление «Я и мои таланты»

Час доверительного разговора «Моё «хочу» и «надо»

Январь

Кл. час «Ежели вы вежливы...»

Музыкальная гостиная «Времена года»

Круглый стол «Поговорим о вежливости»

Урок благотворительности «Кому нужна моя помощь?»

Февраль

Беседа «Слово огорчает, веселит, утешает»

Кл. час «Делу- время, потехе-чае»

Беседа «Считаете ли вы себя культурным человеком»

Устный журнал «Мы в ответе за тех, кого приручили» (Вожатые .Чижова А.)

Март

Доверительная беседа- «Друг- это..» (Вожатые)

Праздник «Мамочка, милая мама»

Конкурс «Коса-девичья краса»

Кл. час «Все работы хороши»

Апрель

Ролевая игра «Разговор о честности»

Экологичес-кая беседа «Человек- хозяин природы» Кл. час «Праздник -проказник»

Игра-викторина «Мы- девочки, мы- мальчики!»

Май

Игра-путешествие «На волшебном поезде» Утренник «Праздник цветов»

Познаватель-ная программа«Скуку, лень из жизни вон» Кл. час «Благодарность- это...»

Направление «Моё здоровье» Примечания ( вносятся по мере необходимости) Сентябрь

День здоровья ( поход)

Кл.ч. История игр. Правила честной игры, (вожатые) Уроки здоровейки. Правильно ли мы едим?

Октябрь

Игры на свежем воздухе «Веселые старты»

Кл. час «Режим дня»

Кл. час «Здоровье сгубишь- новое не купишь»

Беседа «Азбука безопасного поведения»

Ноябрь

Утренник «Откуда берутся грязнули?»

«История возникновения Правил дорожного движения»(Приглашение раб. ГИБДД.)

«Тормозной путь автомобиля»

Кл. час «Привычки, которые мешают нам жить»

Декабрь

«Дорога и её главные составные части» Праздник «В гостях у Мойдодыра» Кл. час «Огонь- друг и враг человека» Игра-викторина «Почему важно не забывать о гигиене»

Январь

Зимние игры

«Дорожные знаки и их виды»

Беседа «Меры безопасного поведения покрытых льдом»

Февраль

«Знакомство с дорожными знаками» Игры-состязания «Богатырская сила наша» Беседа «Жизнь прожить- не моле перейти» «Рыцарский турнир»

Март

Игра -путешествие с Карлсоном «Наше питание» Беседа «Сигналы, подаваемые водителем» Беседа «Что такое перекрёсток?»

Встреча с медсестрой «Генномодифицированные продукты и их влияние на организм человека»

Апрель

Беседа «Мы-пассажиры!»

Устный журнал «Я здоровье берегу, сам себе я помогу!»

«Веселый урок здоровья»

Игра-викторина «Олимпийские игры»

Май

«Наши верные друзья. Светофор и его сигналы»

«Правила перехода улиц и дорог»

Спортивный праздник «Мама,папа, я- спортивная семья»

Беседа «Причины несчастных случаев»

Направление «Моя учеба» Примечания ( вносятся по мере необходимости) Сентябрь

«Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики!» «Путешествие по рекам, странам, городам» Игра «Что нам стоит дом построить» Игра-викторина «Русская печь»

Октябрь

Утренник. Мы школьниками стали. «Путешествие в библиотечную страну» Кл. час «В песне душа народа» Литературная гостиная (конкурс стихов) Конкурс «Веселые математики»

Ноябрь

Урок-исследование «Во саду ли, в огороде» Внеклассное занятие «Как хорошо уметь считать» Игра-исследование «Больше-меньше» Игра «Слабое звено»

Декабрь

Праздник поэзии (конкурс стих.) Игровая программа «Огонек» КВН по русскому языку Литературный ринг.

Январь

Час загадок и отгадок (Вожатые)

Устный журнал «И вот сама идет волшебница-зима»

Экскурсия «Встреча с прекрасным»

КВН «Волшебный мир»

Февраль

Кл. час «Животные родного края» Ролевая игра «Мистер ИКС- званый гость» «Путешествие по стране Геометрии»

Литературный праздник «А как у Вас говорят?»

/

Март

Предметно-тематический праздник «5+5» «Путешест-вие по сказкам» Кл. час «В гостях у дедушки Корнея» Олимпиады по предметам

Апрель

Внеклассное занятие «На лесной поляне»

«Желтый, красный, зеленый»- игра-путешествие

Устный журнал «У лукоморья»

КВН по русскому языку

Май

История оригами «В гостях у умельцев» (Максимча М.) Экскурсия «Ищем клад» «Вечер веселых вопросов и ответов» Литературное лото«Что за прелесть эти сказки!»

Направление «Мой досуг» Примечания ( вносятся по мере необходимости) Сентябрь

Игры «Мой веселый, звонкий мяч!» Праздник «Учебный день, которого нет в расписании» Урок знаний «Звездный час» «Здравствуй, 4 класс!»

Октябрь

Утренник «Здравствуй, осень!» Праздник «Хлеб -всей жизни голова» Конкурс поделок из природного материала Кл. час «Наполним музыкой сердца»

Ноябрь

«Герои любимых мультфильмов» Выпуск газеты «Мои любимые игрушки» Кл. час «Мир моих увлечений» Поездка на заставу. (с.Бура)

Декабрь

Утренник «Здравствуй, Новый год!»

«Гостиная деда Мороза»

Праздник- репортаж «Встреча Нового года в разных странах»

Конкурс новогодних рисунков.

Январь

«Праздник «Азбука, прощай!» Зимние праздники «Рождество. Святки. Крещение» «Путешествие по телепередачам» Кл. час «Как на масляной неделе»

Февраль

Праздник «Папа может»(В детск. библ.)

«Строим снежный город»

День святого Валентина

Спортивная игра «Дослужись до генерала»

Март

Праздник девочек и мам Праздник «В светлый день 8 марта» Экологический КВН Игровая программа «А ну-ка, подружки!»

Апрель

Кл. час «Мы весну встречаем» «Полюбуйся, весна наступает» Праздник «Чаем угощаем» Праздник «Картофельный банкет»

Май

«Стали мы на год взрослее!» Игровая программа «Здравствуй, Лето!» Познавательная программа «В гостях у тети Кошки!» Утренник «До свиданья, начальная школа!

Классное ученическое соуправление.

Соуправление в классном коллективе - это действие детей, осуществляемые как самостоятельно, так и совместно со взрослыми членами классного общества (классный руководитель, родительский комитет) по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для развития духовно богатой личности каждого учащегося, для оптимального общения друг с другом.

Прграмма строится на основе соуправления, т.е. через совместное переживание факта или явления, создающего напряжение и яркий эмоциональный выход. Детское самоуправление класса является частицей школьной детской организации «Семицветик»

КЛАССНОЕ СОУПРАВЛЕНИЕ

Собрание класса         /       Классные ученические станции

Наука и образование
Совет учащихся класса        Патриотическая

-Начальник класса        Оздоровительная

-Помощники групп        Культурная

Правоохранительная Пресс-центральная

Содержание работы органов соуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий.

Работа классного самоуправления распределена по следующим станциям:

1.        Станция. Патриотическая. Предназначена для формирования у учащихся
гражданских качеств личности, отношения к патриотизму как к высокой нравственной
категории.

Функции:

  1. планирует вместе с классным руководителем проведение мероприятий на
    патриотическую тему,
  2. занимается подготовкой и непосредственным проведением данных мероприятий;
  3. организует акции посильной трудовой помощи ветеранам;
  4. вместе с учителями-предметниками организует экскурсии по достопримечательным
    местам родного края;

-        готовит и проводит политинформации.

2.        Станция. Наука и образование. Предназначена для развития познавательных
интересов учащихся, творческого подхода и активной позиции в образовательном
процессе.

Функции:

-        организует и планирует совместно с классным руководителем и школьным
министерством познавательные дела;

  1. помогает педагогам в подготовке и проведении олимпиад, интеллектуальных
    марафонов, предметных недель;
  2. ведет учет и разрабатывает систему поощрений лучших учащихся;
  3. ведет контроль за успеваемостью (заполнение дневников, экрана успеваемости);
  4. ведет учет пропусков уроков;
  5. образует помощь в учебе нуждающимся учащимся;
  6. совместно с классным руководителем проводить на классных часах пятиминутки    «Мир
    вокруг нас»;
  7. помогает станции образовательной в оформлении альбома «Мир вокруг нас»

3.        Станция .Оздоровительная. Предназначена для формирования у учащихся здорового
образа жизни, приобщения к спорту и физкультуре, развития уважения к себе, своему
здоровью, здоровью окружающих.

Функции:

  1. планирует, организует и проводит классные спортивные мероприятия;
  2. помогает в подготовке и проведении школьных спортивных соревнований,
  3. праздников, Дней здоровья; отвечает за комплектование команд;
  4. ведет учет и пропаганду спортивных достижений учащихся класса;
  5. совместно со станицей Печатной выпускает стенгазету «Наши достижения»;
  6. заботится о проведении физкультминуток на уроках;
  7. совместно с классным руководителем проводит беседы и классные часы о пропаганде
    здорового образа жизни;
  8. ведет учет и разрабатывает систему поощрений учащихся, активно участвующих в
    спортивной жизни класса и школы.

4.        Станица Культурная. Предназначена для приобщения учащихся к эстетическому
восприятию окружающего мира, к общечеловеческим культурным и нравственным
ценностям; для координации действий при проведении классных и школьных
мероприятий.

Функции:

  1. планирует, организует и проводит классные досуговые мероприятия;
  2. ведет подготовительную работу и отвечает за участие класса в школьных мероприятиях;
  3. предоставляет информацию о проводимых в селе выставках, концертах, организует
    экскурсии;        
  4. организует поздравления учащихся с днем рождения, с призовыми местами на
    конкурсах, соревнованиях;
  5. проводит совместно с классным руководителем классные часы о культуре общения
    (поведения, внешнего вида, речи, быта и т. д.);
  6. помогает классному руководителю в проведении бесед, диспутов по нравственным
    вопросам и вопросам этика и гуманизма;
  7. организует акции гуманитарной помощи малообеспеченным семьям. «Доброе сердце»

5.        Станция Правоохранительная. Предназначена для формирования сознательной
дисциплины учащихся и их правовой культуры.

Функции:

  1. следит за соблюдением Устава школы;
  2. вносит предложения по внесению изменений и дополнений в Устав школы;
  3. участвует в разрешении коллективных споров среди учащихся класса;
  4. отвечает за дежурство по классу;
  5. следит за соблюдением правил поведения учащихся на уроках, переменах, во время
    проведения классных и школьных мероприятий;
  6. совместно с классным руководителем проводит классные часы и беседы по правовым
    вопросам.

6.        Станица .   Пресс-центральная. Предназначена для обеспечения гласности в жизни
класса, сообщения информации о проводимых мероприятиях и участия в них учащихся
класса.

Функции:

  1. выпускает газеты к праздникам, различные плакаты, боевые листки;
  2. готовит фотогазету об увлечениях, спортивных достижениях учащихся класса;
  3. отвечает за оформление газет к предметным олимпиадам;

-        оформляет класс, школу к различным праздникам, мероприятиям;

  1. ведет фотоальбом «Наш класс»
  2. обеспечивает наличие на мероприятиях фотоаппарата и отвечает за печатание
    фотографий;
  3. предоставляет возможность каждому учащемуся из класса высказывать свою точку
    зрения по различным вопросам.

За работой Станций следит начальник и его помощник.

Работа с детьми «группы риска»

/

Особого внимания требуют к себе учащиеся, которых называют трудными. Ни один ребенок, который приходит в школу, не хочет быть в их числе. Трудными дети становятся, в первую очередь, в результате семейного воспитания. Плохие, враждебные взаимоотношения в семьях, разводы родителей, манипулирование детьми, перебрасывание ребенка из одной семейной ситуации в другую- все это приводит к тому, что ребенок становится трудным.

При поиске причин появления трудностей в поведении ребенка я пытаюсь найти ответы на такие вопросы:

-        Какие особенности характера ребенка влияют на неадекватность его поведения?

-        Какие неблагоприятные внешние условия влияют на неадекватность поведения
ученика?

-        Какие неблагоприятные обстоятельства ребенок может преодолеть
самостоятельно?

-        Какие неблагоприятные обстоятельства ребенок может преодолеть с помощью
родителей?

  1. Какую помощь может оказать общественность?
  2. Какие педагогические ошибки недопустимы в воспитании ребенка?
  3. Как исправить ошибки, которые уже допущены мной и семьей?

Для ответов на эти вопросы использую следующие формы работы с детьми «группы риска»:

посещение семей;

индивидуальные беседы с детьми и родителями;

педагогическая диагностика( тестирование, анкетирование, наблюдение);

привлечение к беседам социального педагога, участкового инспектора, администрацию школы;

работа школьного Совета профилактики правонарушений;

привлечение учащихся к посещению объединений дополнительного образования.

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2014-2015

Количество учащихся «группы риска»

4

При составлении плана воспитательной работы на учебный год   провожу анализ социального паспорта класса. Исходя из результатов, определяю направления работы с каждой семьёй.

Родители в системе воспитательной работы

/

Основная задача классного руководителя (общая с задачами родителей) — создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.

Важнейшая направленность деятельности классного руководителя — это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:

а)        изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами
семьи;

б)        психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских
собраний, консультаций, бесед;

в)        организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;

г)        защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.

Основные   направления   классного руководителя и родителей :

Общение - это воздействие, обусловливающее самое максимальное развитие личности ребенка, это этическое воздействие на признанные ценности Человека. Успеху работы классного руководителя   совместно с родителями    способствуют три личностных образования: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре. Решение проблемы общения приводит детей к пониманию общечеловеческих ценностей, когда они становятся нормой для учащихся. Высшая ценность-человеческая жизнь. Никто не имеет права посягать на нее.

Интерес к жизни -это непременное условие работы с детьми, условие эффективности воспитания. Воспитание с этих позиций направлено на формирование способности быть счастливым, в основе которой - принятие жизни как дара природы. Понимание и восприятие человека как личности, имеющей право на понимание, способной самосовершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями (семья, близкие люди, увлечения).

Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни. Познавательная сфера жизни ребенка.

Для решения этой проблемы нужно обратить внимание на:

а)        выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его
познавательной активности, его будущего профессионального определения;

б)        осуществление мероприятий   совместно с  родителями, расширяющих кругозор и
познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность,
исследовательское мышление;

в)        проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы
коррекции общеучебных умений отдельных учащихся и всего класса   на родительских
собраниях;

г)        организацию классных часов    совместно с родителями по совершенствованию у
учащихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.

Таким образом, классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период , о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах » т. п. и корректировка семейного воспитания — именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку, жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.

Формы взаимодействия классного руководителя с   родителями учащихся:

В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Формы   работы с родителями:

  1. родительские собрания;
  2. индивидуальные консультации ;

-        посещение на дому;
-тематические консультации;

  1. родительские чтения;
  2. проведение совместных праздников;

- общешкольные родительские собрания

участие в делах класса и школы

Экскурсии,походы поездки,орг. экскурс.

выполнение с детьми творческих поручений


участие в соуправлении

совет школы

классный(общешк-й) родительский комитет

классное(общешк-ое) родительское собр.

Примерная тематика

Проведения классных   родительских   собраний в начальных классах . 1       класс.

1        «Первый раз- в первый класс». Трудности адаптации 1- классников к школе.
2.Детские страхи.

  1. Телевизор в жизни семьи и 1- классника.
  2. Мотивы учения младших школьников.
  3. Режим дня школьника.
  4. Игра и игрушка в жизни младшего школьника.
  5. Эмоциональные состояния взрослого и ребенка.Что стоит за этим?
  6. Перелистывая страницы учебного года...

2        класс

1 Снова вместе! Первые уроки школьной отметки.

2.Причины и последствия детской агрессии.

  1. Поощрения и наказания детей в семье.
  2. Праздники и будни нашей жизни.
  3. Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка.
  4. О разумной родительской любви.
  5. Как вырастить ребенка нравственным?

3        класс

1. Семейные традиции и способность ребенка трудиться.

2.Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка в себе.

З.Мой ребенок становится трудным...

  1. Эстетическое воспитание в семье- школа высококультурного человека.
  2. Домашняя школа интеллектуального развития. Значениевоображения.
  3. Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника?
    7.

8.        Поощрение и наказание как методы воспитания.

4        класс

1. Роль семьи и школы в формировании интереса к учению. 2.3начение памяти в интеллектуальном развитии школьника. 3. О родных и близких с любовью. 4.Как научить своего ребенка жить в мире людей?

  1. Как уберечь ребенка о насилия?
  2. Нужно ли воспитывать у ребенка патриотизм?
  3. Школе мы не говорим: «Прощай!», мы говорим : «До новой встречи!»

Оценка результатов реализации программы

Для оценки результативности воспитательной программы « ТВИС» определены следующие критерии и показатели её эффективности:

  1. уровень воспитанности учащихся-продвижение личности в своём развитии (успешность
    в учении и труде; отношение к обществу, людям , окружающему миру, к самому себе.);
  2. уровень развития коллектива;
  3. удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью классного коллектива;
  4. динамика активности учащихся класса в общешкольных и классных мероприятиях;
  5. определение общественной активности;

-определение степени позитивного или негативного отношения к жизни; -ведение карты физического развития учащихся.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Оценка результатов реализации программы.

(2008-20 Игг)

Уровень   воспитанности    в классе Цель:    Определить уровень   воспитанности    в классе. Стержневые качества личности: 1 .трудолюбие 2.эрудиции 3.прилежание 4.отношение к природе 5.эстетические вкусы б.нравственные качества Т.самовоспитание.

Уровень воспитанности   определяется бальной системой оценки: «1»-качество не проявляется. «2» - проявляется редко.

«3» - качество проявляется    почти   всегда, но под    воздействием    учителя, родителей.

«4» - качество проявляется    почти   всегда, но не стало потребностью учащихся, требуется контроль со стороны взрослых. «5» - качество проявляется всегда,   иначе   учащийся   поступить не может.

Карта    воспитанности за 3 класс

При оценке   уровня воспитанности   участвовало   18   человек.

Стержневые качества        оценка

личности        «3»        «4»        «5»

Трудолюбие        30%      33%        37%

Эрудиция        25%      44%        31%

Прилежание        42%      37%        21%

Эстетические вкусы        23%      32%        45%

Нравственные качества        21%      46%        33%

Самовоспитание        43%      32%        25%

Вывод: при   рассмотрении    карты   воспитанности   классного коллектива самыми высокими процентами ( 45% и 46% ) являются    развитие   эстетических вкусов   и нравственные качества,   остальные качества   составляют   от 30-42%. Самым низким показателем   является    самовоспитание(25%, 32%)

Задача на следующий учебный год:   учитывая возрастные особенности учащихся, спланировать   воспитательную работу в классе на следующий год таким образом, чтобы повысить понимание каждым ребенком   необходимости    самостоятельной корректировки своего поведения, развивая в себе лучшие качества.

Карта  воспитанности   за  4   класс

При   оценке   уровня   воспитанности        участвовало    16   человек.

Стержневые качества

Личности        оценка

«3»        «4»        «5»

Трудолюбие                                 29%        33,2%        37,8%

Эрудиция                                      23%        45%        32%

Прилежание                                  39%        39%        22%

Эстетические вкусы                      23%        32%        45%

Нравственные качества               20%        46%        34%

Самовоспитание        38%         36%        29%

/

Вывод: При   рассмотрении    карты   воспитанности   классного коллектива самыми высокими процентами (45%и 46%)    остаются   эстетические    вкусы и нравственные качества. Повысился процент такого     качества, как   самовоспитание (с 29-36%), а также   степень прилежания-с   22-39%.

Задача на следующий учебный год: продолжить работу по воспитанию у учащихся умения критически оценивать своё поведение ,   ответственного    отношения к самостоятельному выполнению домашнего задания   и подготовке к урокам в   целом.

Тест «Незаконченный тезис» (методика «Свободный выбор») Цель:     определить степень позитивного или негативного отношения к жизни.

Ход проведения: учащиеся дописывают предложения   в течение 1-2 минут. По ним определяется позитивное или негативное отношение к миру.

  1. Я иду утром в школу        
  2. Хорошая жизнь- это        
  3. Быть человеком- значит        ..        
  4. Самое главное в жизни        
  5. Нельзя прожить жизнь....        
  6. Чтобы иметь друзей, надо        
  7. В хорошей школе        
  8. Когда есть свободное время, я        
  9. Музыка нужна, так как        

10.        Я не согласен с тем, что говорят, будто я        

Результаты анкетирования во 2 классе Позитивное отношение к жизни 62% Негативное отношение к жизни   38%

Результаты анкетирования в 3 классе Позитивное отношение к жизни    64% Негативное отношение к жизни     36:%

Результаты анкетирования в 4 классе Позитивное отношение к жизни 65,8% Негативное отношение к жизни   33%

Вывод: результаты анкетирования за 3 года свидетельствуют о положительной динамике повышения позитивного отношения обучающихся к школе, одноклассникам, друзьям, к жизни в целом.

Удовлетворённость родителей жизнедеятельностью классного коллектива.

Проведённая в классе диагностика показала: -высокий уровень удовлетворённости-62,5% родителей; -средний уровень-37,5%; -низкий уровень удовлетворённости-0%

Из результатов диагностики видно, что уровень удовлетворённости работоё образовательного учреждения и в частности педагогом в классе у родителей учащихся достаточно высокий.

Оценка системы работы классного руководителя

Устав класса. /

1.        Мы и наша Родина.

Мы любим нашу Родину и сделаем ее красивой

Мы уважаем традиции своей страны и бережно относимся к истории.

Мы заботимся о природе.

Мы соблюдаем чистоту и порядок там, где находимся.

Мы заботимся о своем здоровье и здоровье окружающих нас людей.

2.        Мы и школа.

Наш класс - структурное поздравление школы.

Мы активные участники всех общественных дел.

Наш адрес: кабинет № 6, самый красивый и уютный кабинет в школе.

Наш девиз: Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.

3.        Только мы.

Цель: воспитать в себе человека, чтобы созидать.

Перспектива: жить так, чтобы тебя уважали. Правила нашей жизни: Мы - самые дружные.

Мы работаем над собой, развиваем свои творческие способности. Мы трудимся, чтобы стало лучше вокруг.

4.        Мы и наш классный руководитель.

Нашим классным руководителем может быть не каждый учитель, а лишь тот, который нас хорошо знает, любит, понимает и верит в нас.

5.        Мы и наши родители.

Родители - наши помощники и друзья. Мы всегда вместе:

Мы в школе - они переживают.

Мы дома - они контролируют.

Мы трудимся - они помогают советом и делом.

Мы отдыхаем - они отдыхают и веселятся вместе с нами.Нельзя огорчать своих родителей!

6 . Мы и наши учителя.

Уважаем всех учителей школы. Стараемся , чтобы учителям было интересно снами работать.

7. Мы и наши младшие товарищи.

Никогда не обидим наших младших друзей! Поможем и защитим!

Классная папка как средство развития детского самоуправления

Очень эффективным помощником в моей работе стала классная папка под названием «Школьные годы», в которой отражается жизнь ребенка, проявляются его таланты, развиваются умения сотрудничества и творчества. Эта работа способствует привитию любви   к интеллектуальному труду, формирует возможность профессионального самоопределения , активизирует творческую деятельность детей, создаёт ситуацию успешности. Более того, выпуск классных заметок- это то дело, вокруг которого складывается настоящее ученическое самоуправление.

Начинается выпуск классной папки в 1 классе. Первоначальная её цель накопление радостного, положительного опыта ребят с целью адаптации к начальному звену обучения, своеобразная «копилка» радости. Папка находится в классе. В ней помещались фотографии различных классных мероприятий, походов и соревнований, делались краткие пояснения к ним. На первом этапе это была самая   приемлемая форма . Но время шло. Ребята подрастали, и в 4 классе назрела необходимость перехода нашей папки на более высокий качественный уровень. В связи с этим на классном собрании выбрали редактора, журналистов по разным рубрикам- какие были интересны ребятам.

Разделы в классной папке :

4 учебный марафон ( здесь рассказывается об учебе ребят, даются советы по учебным вопросам, ведутся репортажи, даётся информация из библиотеки, информация о проверке состояния дневников);

4 отдыхай-ка ( как мы проводим внеклассные мероприятия, участвуем в спортивных соревнованиях, организуем разные интеллектуальные конкурсы в газете, придумываем кроссворды с призами);

4 наш взгляд (делимся мнениями, высказываем свои мысли по разным вопросам); 4 копилка добрых слов ( поздравляем с победами в соревнованиях и в конкурсах, отмечаем именинников; 4 семья .га. ( колонка для родителей)

Чем же может помочь эта работа классному руководителю?

Работа с родителями учеников.

1 .Классная папка- это своеобразный отчет о работе с классом. В ней рассказывается о

мероприятиях в классе.   На фотографиях в родители видят участие их детей в жизни

класса.

2.В кл.папке может даваться информация об особенностях   детей этого возраста.

Информация для родителей по разным вопросам, которые их интересуют.

З.В ней можно поместить анкеты для родителей.

4.Можно предложить родителям написать заметку   или пожелание детям.

Развитие самоуправления в классе.

1.Ребята сами выбирают редактора и секретаря для ведения Кл. папки. Ребята оценивают

свою индивидуальную и групповую деятельность, дают интервью. Кстати, через лист

настроения, участия я анализирую и «удовлетворенность» учащихся классным

мероприятием.

2.Ребята пишут в статьи о мероприятиях, которые организовали и провели

самостоятельно.

3.Делятся мнениями о проведённых классных делах.

Развитие творчества.

1.Самостоятельная подготовка заметок в газету.

2.Оформление номеров газеты.

3.Проведение в газете творческих конкурсов. Связь с учителями, администрацией школы. 1.Опрос учителей. 2.Советы учителей ученикам.

Доведение информации до сведения учеников.

1 .Планирование работы на четверть.

2.Поздравления.

3. Объявления.

В качестве инновационного метода оценивания уровня обучения и воспитания , компетентностного подхода к этому процессу в течение уже 8 лет практикую введение портфолио ученика начальной школы.

ПортфоЛИО- это способ фиксирования, накопления и оценивания педагогами, родителями и самим учеником результатов его духовно-нравственного развития. Портфолио- нечто большее, чем папка школьных и семейных работ, отчетов о выполнении каких-либо дел.

Так я определяю основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:

  1. создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и
    уверенности в собственных возможностях;
  2. максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, развитие
    познавательных интересов учащихся и формирование готовности к

самостоятельному познанию,

•        формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

•        приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать
собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися

возможностями («я реальный», «я идеальный»;

•        формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к
самосовершенствованию.

Для решения этих задач (по моему мнению ) необходимо сместить акцент, сделав основной упор в начальной школе не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Другими словами, раздел «Творческие работы» должен стать основным и главным, раздел «Официальные документы»   должен отойти на второй план и использоваться только в качестве приложения!

Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован».

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.

Жестких требований портфолио (государственного образца) на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.

Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфолио ученика начальной школы не назывался «Портфель моих достижений» («Мои достижения» и т.п.) и чтобы не выводился на передний план раздел, документально подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и сертификаты).

Мой вариант составления портфолио для ученика начальной школы . Титульный лист. Содержит основную информацию (фамилия, имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.

Считаю важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Нужно дать ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.

Раздел «Мой мир».3десь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:

-        «Мое имя» - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях,
носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно
найти информацию о том, что она означает.

  1. «Моя семья» - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой
    рассказ о своей семье. Начать составлять генеалогическое древо.
  2. «Мое село» - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же
    можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы
    Важно, чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).
  3. «Мои друзья» - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
  4. «Мои увлечения» - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно
    написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других
    учебных заведениях дополнительного образования.
  5. «Моя школа» - рассказ о школе и о педагогах.
  6. «Мои любимые школьные предметы» - небольшие заметки о любимых школьных
    предметах, построенные по принципу «мне нравится..., потому что...». Таке неплох
    вариант с названием «Школьные предметы». При этом ребенок может высказаться о
    каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.

Раздел «Моя учеба»

В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами. Раздел «Моя общественная работа»

Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету   к празднику или выступал на утреннике... Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему. Раздел «Мое творчество».

В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела! Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. Раздел «Мои увлечения».

В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. Раздел «Мои достижения»

Здесь размещаются грамоты, сертификаты, диплом, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не разделяю по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.

Заключительный раздел «Отзывы и предложения». В портфолио ученика начальной школы этот раздел включают не часто. А жаль! Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. Например: «Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию «Цена Победы». Или:

«Выучил и великолепно рассказал стихотворение», «Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей.»

Важно помнить! В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет, эту помощь надо сводить к минимуму. Советую родителям, чтобы они старались с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

Список используемой литературы

/

1 .Воспитательная система класса: теория и практика \Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2005. 2.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №2. М.,2007. 3.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №4. М.,2007. 4.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №8. М.,2007. З.Классный руководитель \ научно-методический журнал №7. М.,2007. б.Классный руководитель \ научно-методический журнал №3. М.,2007. 7.Классный руководитель \ научно-методический журнал №8. М.,2007. 8.Классный руководитель \ научно-методический журнал №4. М.,2007. 9.Классный руководитель \ научно-методический журнал №2. М.,2008. Ю.Классный руководитель \ научно-методический журнал №1. М.,2006. 11.Классный руководитель \ научно-методический журнал №7. М.,2006. 12.Классный руководитель \ научно-методический журнал №4. М.,2008. 13.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека.

14.Отечество: гражданское и патриотическое воспитание \ Т.М.Кумицкая, О.Е.Жиренко. М.:ВАКО,2009.

15.Оценка воспитанности учащихся во внешнеповеденческом аспекте /С.А.Нетопина/ 16.Методика социально-психологической самоаттестции коллектива /Р.С.Немов/. 17.Микроисследование «Атмосфера в классе» /Л.А. Байкова/ 18.система воспитательной работы /А.В.Волосеко/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)

Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)...

Программа воспитательной работы в классе составлена на основе программы профессора Щурковой Надежды Егоровны

Программа воспитательной работы в классе составлена на основе  программы профессора Щурковой Надежды Егоровны...

Программа воспитательной работы "Формирование ценностных ориентиров личности воспитанника через систему воспитательной деятельности"

Воспитание - это создание условий для развития личности. На сегодняшний момент огромную воспитательную роль в жизни ребенка играет школа.Школа - это место, где до ребенка и его проблем хоть кому- то е...

программа воспитания и социализации ( программа воспитательной работы 3 класс)

Программа воспитания и социализациии составлена в соответствии снормативно- правовой базой.Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной...

ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «МЫ В БУДУЩЕЕ» 4а класс. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания «Мы - будущее» является   воспитание духовно-нравственного ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлени...

Программа Воспитательной работы "Школа Вежливых наук", Программа работы с родителями на 2023-2027 уч.гг.

Программа Воспитательной работы "Школа Вежливых наук" 2023-2027 уч.гг.Программа работы с родителями "Содружество" 2023-2027 уч.гг.Страничка Экскурсии и праздники | О...