Воспитательная система 1 класса
материал (1 класс) по теме
Данная воспитательная система разработа педагогом начальных классов с учетом требований новых федеральных стандартов. Реализовывалась в сельской малокомплектной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_vospitatelnoy_raboty_1_klass.doc | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Рождественская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю. Директор школы: ____________________ (Н.Г. Анянова) «__»___________20__г. | Согласовано. Заместитель директора по ВР: ____________________ (Н.А.Паисова) «__»___________20__г.) |
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В 1 КЛАССЕ
НА 2010 – 2011 УЧЕБНЫЙ ГОД
Классный руководитель:
Русинова Анна Степановна
с. Рождественск, 2010
Психолого-педагогическая характеристика класса
В 1 классе обучается 10 учащихся, из них 5 девочек и 5 мальчиков. 8 учащихся были зачислены в класс в 2010 году, а 2 оставлены на повторный курс обучения. До поступления в школу все дети посещали детский сад. При медицинском осмотре шестеро детей были признаны практически здоровыми и определены в первую группу здоровья, остальные учащиеся отнесены по состоянию здоровья ко второй группе. Во время мониторинга Пьянкова Алина и Русинов Пётр показали высокий уровень подготовленности к обучению в школе, Кулакова Анастасия , Шаврина Юлия и Шмырин Данила средний уровень, Селеверстова Елена ниже среднего и Пермитин Юрий, Тютюков Матвей, Шестаков Анатолий низкий уровень подготовленности к обучению в школе. К сожалению, у большинства будущих первоклассников выявлен слабый словарный запас, отмечено недоразвитие связной речи. Есть дети, которые уже владеют навыками самообслуживания, умеют помогать друг другу. Все дети умеют считать, имеют развитые пространственные представления, понимают значения слов «больше», «меньше», «столько же», но некоторые дети еще путаются в отношении «право-лево» (Кулакова Анастасия, Тютюков Матвей, Шеставов Анатолий, Пермитин Юрий)
Практически все учащиеся адаптировались к новым условиям жизнедеятельности. Но есть и такие дети, (Пермитин Юрий, Тютюков Матвей) которые с трудом адаптируются к школьной жизни, требованиям учителя. Они обладают неустойчивым вниманием, часто отвлекаются, шумят, выкрикивают с места . Но такое поведение свойственно детям этого возраста и в силу того, что они желают быть в центре внимания. У Шестакова Анатолия проблемы в общении с детьми, дети отвергают его, не хотят с ним играть, встать в пару.
Первые недели обучения в школе выявили группу детей, которые внимательны и активны на уроке, имеют достаточно высокий уровень сформированности познавательного интереса. К таким учащимся необходимо отнести Шаврину Юлию, Пьянкову Алину, Шмырина Данила, Русинова Петра, Кулакову Анастасию.
Селеверстова Елена пока присматривается в классе, осторожничает, боится ошибиться. Она не проявляет на уроках высокую активность, хотя, как правило, правильно отвечает на вопросы, справляется с учебным заданием, осознанно воспринимает новый материал.
В классе трое читающих детей (Шаврина Юлия, Пьянкова Алина и Русинов Пётр).
Процесс обучения учащихся строится на основе деятельностного подхода.
Родители постоянно интересуются достижениями своих детей в учебной и внеклассной деятельности, но есть и те, кто предпочитает занимать позицию зрителя при проведении коллективных творческих дел в классе.
В классе обучается четверо детей из многодетной семьи (Русинов Пётр, Шаврина Юлия, Шмырин Данила и Мартюшева Наталья). Пятеро учащихся воспитываются в неполных семьях (нет отца или в разводе)- Кулакова Анстасия, Шмырин Данила, Шестаков Анатолий, Пермитин Юрий, Селеверстова Елена. Семья Селеверстовой Елены стоит на учете в СОП, а Мартюшева Наталья в группе «Риска».
Во всех семьях родители занимаются воспитанием детей. В них созданы необходимые условия для выполнения домашних учебных заданий. Родители заинтересованы школьной жизнью.
Ценностно-смысловое ядро воспитательной системы класса.
Цель воспитательной системы – формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности каждого ребенка.
Чтобы реализовать данную цель, необходимо решить следующие задачи:
- Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики учащихся;
- Воспитывать в детях уважение к себе и другим (взаимоотношения, взаимопомощь, доброе отношение друг к другу);
- Воспитывать ребенка как члена общества, умение жить в коллективе, считаться с мнением коллектива;
- Воспитывать бережное отношение к природе;
- Создать условия для интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности школьника;
- Развивать творческую деятельность через КТД
Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются: индивидуальность, самостоятельность, доброта, творчество, активность, коллектив, которые одновременно исполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества.
Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе является коллективная творческая деятельность. Основу этой деятельности составляет коллективное (совместное) творческое дело. Что же является надежным результатом творческих дел? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не нам сделали, устроили, провели, а мы решили, провели, сделали). Нельзя обойти вниманием тот факт, что одним из наиболее ярких проявлений системы являются соуправление и самоуправление.
Самоуправление. Здесь главное – не органы самоуправления, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. Использую метод чередования организационных поручений. Сущность метода заключается в создании гибких, мобильных, часто обновляющихся по составу органов самоуправления с целью обучить всех участников коллективной деятельности организаторскому мастерству.
Органы самоуправления создаются для проведения конкретного дела. Как только оно заканчивается, подводим итог, органы самоуправления считаются распущенными. На следующее дело вновь создаются органы самоуправления, в них входят другие участники.
Соуправление. Младшие школьники очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. В начале учебного года провели классные собрания, которые были посвящены:
- выбору актива класса
- созданию законов класса
- распределению поручений
Каждый четверг актив класса представляет отчет о проделанной работе за неделю.
Основные направления воспитательной работы.
Направление « Я – гражданин России»
(Гражданственно – нравственное воспитание, этическое воспитание)
Задачи:
- пробудить интерес к прошлому своего народа;
- познакомить с национальной культурой;
- приобщить детей к духовно-нравственным ценностям народа;
- развивать ребенка как личность;
- способствовать расширению кругозора;
- воспитывать этическое, чувственное и практическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами;
- воспитывать активную жизненную позицию, единство слова и дела.
- знакомить с манерами поведения культурного, воспитанного человека;
- углубить знания учащихся о вежливости, учить детей употреблять различные словесные формы вежливости;
- помочь детям разобраться в самих себе и научиться лучше понимать других людей;
- воспитывать ценнейшие качества человека: доброту, отзывчивость, скромность;
- прививать учащимся этические нормы поведения в обществе
Направление « В мире прекрасного»
( Художественно-эстетическое воспитание)
Задачи:
- разностороннее развитие детей;
- расширение кругозора через приобщение детей к миру искусства;
- воспитывать бережное отношение к историческому культурному наследию народов России.
Направление «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»
( Оздоровительно-спортивное воспитание)
Задачи:
- воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни;
- познакомить с активным отдыхом и его влиянием на самочувствие и здоровье человека;
- научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта.
Направление « Золотые руки»
(Трудовое воспитание)
Задачи:
- воспитание сознательного отношения к труду;
- формирование у детей трудолюбия;
- прививать детям любовь и уважение к людям разных профессий
Направление « Голубая планета – Земля»
(Экологическое воспитание)
Задачи:
- воспитание бережного отношения к природе;
- развитие у детей интереса к изучаемой живой и неживой природе;
- развитие экологического мышления;
- воспитание потребности принять личное участие в сохранности окружающей среды.
Направление «Знание – сила»
(Развитие познавательной активности)
Задачи:
- формирование социальной и коммуникативной компетенции школьников средствами учебных дисциплин.
Работа с родителями
Цель: взаимодействие с родителями учащихся направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являлись бы основой жизни, достойной человека.
Задачи:
- Организовать психолого- педагогическое просвещение родителей
- Стимулировать совместное участие детей и родителей в подготовке различных мероприятий
Формы реализации:
- Анкетирование
- Посещение семей
- Беседы по проблемам успеваемости
- Родительские собрания
Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса.
Критерии эффективности воспитательной системы класса следующие:
- сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;
- развитость креативных способностей учащихся;
- проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
- сформированность классного коллектива.
В соответствии с данными критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения воспитательного процесса, такие как:
- методики для исследования развития познавательных процессов личности младшего школьника;
- модифицированный тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»;
- методика «Герб класса»;
- социометрические методы;
- тест «Цветок настроения»;
- сочинение-рассуждение, «Каким я стал за этот год и почему»;
- анкета «Я и моя школа»;
- творческая мастерская «Я и класс, в котором я живу»
Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества.
Моделирование воспитательной системы - это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, ребенка требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель. Во всей работе отчетливо реализуется идея сотрудничества, она способствует обогащению жизни детей, содействует формированию благоприятного морально – психологического климата в детском коллективе, укрепляет и развивает отношения «Педагог-ученик», «Ученик-родитель», «Педагог-родитель». Такая работа способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе.
План воспитательной работы
Основные направления | 1 декада | 2 декада | 3 декада |
Сентябрь | |||
Формирование коллектива класса и содействие развитию коммуникативных отношений | Кл. час «Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики» | Подготовка и участию в выставке «Природа и фантазия» | Классный коллектив (беседа-диалог) |
Гражданственно-нравственный потенциал личности, этическое воспитание | День знаний | Знакомство с государственными символами России | |
Познавательный потенциал | «Мой ум» | ||
Коммуникативный потенциал | |||
Спортивно-оздоровительный потенциал | «Вспомним забытые игры. Горелки» | Участие в конкурсе по ПДД | |
Художественно-эстетический потенциал | Оформление поздравительных книжек – малышек ко дню рождения одноклассников | ||
Трудовой потенциал | «Мое поручение в классе» | ||
Экологический потенциал | Экскурсии в природу «Бережное отношение к окружающему миру» | ||
Октябрь | |||
Формирование коллектива класса и содействие развитию коммуникативных отношений | Проект «Я хочу всем рассказать о себе» | «Права и обязанности» | Проект «Я хочу всем рассказать о себе» |
Гражданственно-нравственный потенциал личности, этическое воспитание | «К тебе пришли гости» | ||
Познавательный потенциал | Отгадывание загадок в классном уголке Исследование развития познавательных процессов личности младшего школьника. | ||
Коммуникативный потенциал | «Чем я богат» | ||
Спортивно-оздоровительный потенциал | Физкультминутки, подвижные игры на свежем воздухе | ||
Художественно-эстетический потенциал | Конкурс рисунков «Золотая Осень» | ||
Трудовой потенциал | Уход за комнатными растениями | ||
Экологический потенциал | «Удивительное рядом» | ||
Ноябрь | |||
Формирование коллектива класса и содействие развитию коммуникативных отношений | «Береги свое время и время других» | Краткий тест творческого мышления | |
Гражданственно-нравственный потенциал личности, этическое воспитание | Правила поведения в общественных местах | ||
Познавательный потенциал | Экскурсия в сельскую библиотеку | ||
Коммуникативный потенциал | Игра-конкурс «Самый вежливый ученик» | ||
Спортивно-оздоровительный потенциал | Устный журнал «Расти здоровым» | ||
Художественно-эстетический потенциал | Конкурс на самую лучшую поделку из бумаги | ||
Трудовой потенциал | Конкурс «Самый лучший дежурный» | ||
Экологический потенциал | Конкурс «Самый лучший цветок в классе» | ||
Декабрь | |||
Формирование коллектива класса и содействие развитию коммуникативных отношений | Проект « Я расскажу вам о зиме» | ||
Гражданственно-нравственный потенциал личности, этическое воспитание | Конкурс «Как я веду себя в столовой» | ||
Познавательный потенциал | «День Наума Грамотника» | ||
Коммуникативный потенциал | Игра «Я помогаю своему другу учиться» | ||
Спортивно-оздоровительный потенциал | Игры на свежем воздухе « Защита крепости», «Взятие снежного городка | ||
Художественно-эстетический потенциал | «Новый год» | ||
Трудовой потенциал | Украшаем новогоднюю елку, класс | ||
Экологический потенциал | «Зимушка-зима» | ||
Январь | |||
Формирование коллектива класса и содействие развитию коммуникативных отношений | «Честность – прежде всего» | ||
Гражданственно-нравственный потенциал личности, этическое воспитание | «У меня зазвонил телефон» | ||
Познавательный потенциал | «Игрушечный город» | ||
Коммуникативный потенциал | Конкурс «Я режиссер» (показ сказок собственного сочинения по творческим группам) | ||
Спортивно-оздоровительный потенциал | Игры на свежем воздухе | ||
Художественно-эстетический потенциал | Конкурс рисунков о зиме | ||
Трудовой потенциал | «Самый лучший помощник» (рассказ мамы и папы) | ||
Экологический потенциал | Экскурсия в зимний сад | ||
Февраль | |||
Формирование коллектива класса и содействие развитию коммуникативных отношений | «День святого Валентина» | ||
Гражданственно-нравственный потенциал личности, этическое воспитание | «Уважай старших» | ||
Познавательный потенциал | Виртуальная викторина (ЦОР) | ||
Коммуникативный потенциал | Поездка в ТЮЗ г.Пермь | ||
Спортивно-оздоровительный потенциал | «А ну-ка, мальчики!» | ||
Художественно-эстетический потенциал | Изготовление поделки к 23 февраля | ||
Трудовой потенциал | «Я берегу свою школу» | ||
Экологический потенциал | «Я выращиваю жизнь» | ||
Март | |||
Формирование коллектива класса и содействие развитию коммуникативных отношений | Сочинение-рассуждение «Каким я стал за этот год и почему». | Экскурсия в Дом культуры | |
Гражданственно-нравственный потенциал личности, этическое воспитание | Знакомство с Гимном Российской Федерации | ||
Познавательный потенциал | Выставка книг, прочитанных детьми самостоятельно | ||
Коммуникативный потенциал | «Я помогаю своему другу» | ||
Спортивно-оздоровительный потенциал | Правила безопасного движения, культура поведения на улице, в транспорте» | ||
Художественно-эстетический потенциал | Концерт для вас, бабушки, мамы, девочки! | ||
Трудовой потенциал | Уход за комнатными растениями. Рейд бережливых | ||
Экологический потенциал | «День птиц» | ||
Апрель | |||
Формирование коллектива класса и содействие развитию коммуникативных отношений | Творческая мастерская «Я и класс, в котором я живу». | Поездка в Краеведческий музей с. Карагай | |
Гражданственно-нравственный потенциал личности, этическое воспитание | Анкета «Я и ценности моей жизни», | «Культура речи» | «Наше село» (экскурсия) |
Познавательный потенциал | Знакомство со статьями детских энциклопедий | ||
Коммуникативный потенциал | « 1 апреля – день смеха» | Анкета «Я и моя школа» | |
Спортивно-оздоровительный потенциал | «Космическое путешествие» | ||
Художественно-эстетический потенциал | Конкурс рисунков «Весна - красна» | ||
Трудовой потенциал | Посадка рассады цветов в ящики | Уборка территории у школы | |
Экологический потенциал | Заочное знакомство с животными зоопарка нашего города Перьми | ||
Май | |||
Формирование коллектива класса и содействие развитию коммуникативных отношений | Сбор - коллективный разговор об итогах прошедшего года | Поездка в зоопарк г. Перьми | |
Гражданственно-нравственный потенциал личности, этическое воспитание | «Никто не забыт, ничто не забыто» | «Герб класса». | |
Познавательный потенциал | Проект «Что я знаю о весне» | ||
Спортивно-оздоровительный потенциал | Физкультминутки, игры на свежем воздухе | «Пожарным Можешь ты не быть» | |
Художественно-эстетический потенциал | Конкурс рисунков на асфальте «Скоро лето» | ||
Трудовой потенциал | Озеленение школьного двора | ||
Экологический потенциал | «Животные в годы Великой Отечественной войны» |
Ожидаемые результаты:
- Вступление ребёнка в новую социальную роль, обретение социального статуса школьника.
- Овладение навыками нового вида деятельности – учения.
- Изменение самого ученика, его развитие как результат учебной деятельности.
- Формирование базовых учебных способностей.
- Стремление к установлению новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
- Построение модели ученика начальных классов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель воспитательной системы класса
Структура модели воспитательной системы класса...
Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)
Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...
Воспитательная система класса
Воспитательный процесс - серьезный кропотливый труд. В данной системе представлена тематика классных часов по ПДД, ППБ, ОБЖ, нравственно - духовному воспитанию, прописана циклограмма работ...
Формирование экологической культуры школьников в рамках воспитательной системы класса
Целью воспитательной системы класса является воспитание социально - активной, нравственной, творческой личности, обладающей чувством гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и своё б...
Воспитательная система класса
Воспитательная система класса. Игровая модель "В солнечном городе"...
Модель воспитательной системы класса.
Создание для учащихся здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе является актуальнымобоснованием модели воспитательной системы «Новое поколение»....
Воспитательная система класса, 3 класс, автор Давлетшина З.Г.
Система работы с классом, где преобладают учащиеся из неблагополучных семей. Проблемы класса, цель работы, направления работы, зона взаимодействия (круг специалистов, коллектив родителей и педаг...