Урок музыки во 2 классе на тему : «Детский музыкальный театр. Театр оперы и балета».
план-конспект занятия по музыке (2 класс)
Обучающиеся расширяют представления о музыкальном театре. Изучается жанр «опера». Школьники знакомятся с понятиями афиша, солист, хор, декорации;
Дети учатся анализировать прослушанные музыкальные фрагменты, определять характер героя. Воспитывается у обучающихся любовь к музыкальному искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzyki_2_klas._detskiy_muzykalnyy_teatr._teatr_opery_i_baleta.doc | 57 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
2 класс урок
Тема: «Детский музыкальный театр. Театр оперы и балета».
Цель урока: Знакомство с музыкальным театром, с оперой М. Коваля «Волк и семеро козлят».
Задачи:
- Обучающие: расширить представления о музыкальном театре, дать определение жанру «опера», познакомить с понятиями афиша, солист, хор, декорации;
- развивающие: научиться анализировать прослушанные музыкальные фрагменты, определять характер героя;
- воспитывающие:, воспитывать у обучающихся любовь к музыкальному искусству.
Основные понятия и новые имена, изучаемые на уроке: музыкальный театр, опера, афиша, декорации, солист, хор,
Музыкальный материал: М. Коваль «Волк и семеро козлят», С. Прокофьев «Вальс. Полночь» из балета «Золушка»
Ход урока:
- Орг. момент.
Учитель: А вы как считаете, есть ли в нашей жизни чудеса? Где можно встретиться с чудесами? (ответы детей). Хорошо.
Прием «Необъявленная тема». Итак, тема нашего урока… Я думаю, вы сами догадаетесь, когда отгадаете мои загадки!
#1040;ктуализация опорных знаний.
- Он пишет музыку для нас,
Мелодии играет,
Стихи положит он на вальс.
Кто песни сочиняет? (Композитор)
- Нужен музыке не только «сочинитель»,
Нужен тот, кто будет петь. Он... (исполнитель)
- Тот, кто песни не поет, а слушает,
Называется, ребята, ... (слушатель)
- Если текст соединить с мелодией
И потом исполнить это вместе,
То, что вы услышите, конечно же,
Называется легко и просто — ... (песня)
- Под музыку эту проводят парад,
Чтоб в ногу шагал генерал и солдат. (Марш.)
- Ярко зал весь засверкал,
Приглашает всех на бал,
Попрошу ответить вас,
Что за танец этот? (Вальс)
- Пел с душою, молодец!
Будешь знатный ты ... (Певец.)
- Коллектив музыкантов, что вместе играют,
И музыку вместе они исполняют.
Бывает он струнный и духовой,
Эстрадный, народный и всякий другой. (Оркестр)
- Он руками машет плавно,
Слышит каждый инструмент.
Он в оркестре самый главный,
Он в оркестре - президент! (Дирижёр.)
- В кинотеатре – широкий экран,
В цирке – манеж иль арена.
Ну, а в театре, существует,
Площадка особая - …(Сцена)
- Чтоб смотрелось представленье интереснее,
В благодарность слышались овации,
Надобно на сцене оформление:
Дом, деревья и другие… (Декорации)
- Коль спектакль завершился –
Слышно «Браво!», комплименты;
Всем актёрам, в благодарность,
Дарим мы… (Аплодисменты)
Молодцы! Скажите, кто догадался о чем сегодня мы будем говорить на уроке?
У: Сейчас я прочитаю Вам стихотворение и Вы, ребята, попробуете ответить - где же ещё можно встретиться с чудесами!
Народу-то! Народу!
Куда ни кинешь взгляд,
По каждому проходу
Идет волна ребят.
Сажают их на стулья
И просят не шуметь,
Но шум стоит, как в улье,
Куда залез медведь.
Из длинного колодца
Невидимо для глаз,
То флейта засмеется,
То рявкнет контрабас.
Но вдруг погасли лампы,
Настала тишина,
И впереди за рампой
Раздвинулась стена.
И увидали дети
Над морем облака,
Растянутые сети,
Избушку рыбака.
Внизу запела скрипка
Пискливым голоском
Заговорила рыбка
На берегу морском.
Все эту сказку знали
О рыбке золотой,
Но тихо было в зале,
Как будто он пустой.
Очнулся он, захлопал,
Когда зажгли огонь.
Стучат ногами об пол,
Ладонью о ладонь.
И занавес трепещет,
И лампочки дрожат
Так звонко рукоплещет
Полтысячи ребят.
Ладоней им не жалко...
Но вот пустеет дом,
И только раздевалка
Кипит еще котлом.
У: О чём нам рассказывает автор в стихотворении? Куда мы попали?
Д: Автор рассказывает нам в стихотворении о театре. Мы попали в театр.
Да, мы отправимся в путешествие в театр, но в театр не простой, а музыкальный!!!
#1054;ткрытие новых знаний.
А)Ребята, скажите, какие спектакли можно увидеть в музыкальном театре? (музыкальные) Правильно, такие спектакли называются «опера» и «балет». (Чтение в учебнике, что такое театр, опера, балет - с. 74, 76)
Рассматривание здания Большого театра в Москве, балетных и оперных сцен
( рисунок).
-Вспомните названия опер и балетов, которые вы слышали.
-А какие спектакли видели по ТВ?
Но посмотрите, перед входом в театр висит афиша. А кто знает, что такое афиша? (ответы детей) Афиша – это красочное объявление о спектакле (рисунок). А какую информацию мы можем узнать из афиши? (ответы детей).
Давайте внимательно посмотрим на эту афишу. Скажите, с каким музыкальным спектаклем мы сегодня познакомимся? («Волк и семеро козлят») Скажите, вам знакомо это название? (Да, это сказка) правильно в основе оперы лежит сказка. А кто мне назовет имя композитора, написавшего эту детскую оперу? (Мариан Коваль - портрет) Абсолютно верно! И всю эту информацию мы с вами узнали из афиши.
Давайте войдем в театр….
Посмотрите, все готово к началу спектакля: зрители сидят в зале, на сцене стоят красочные декорации, и артисты загримировались и готовы к выступлению.
Назовите, пожалуйста, главных героев оперы-сказки «Волк и семеро козлят».
(мама Коза, козлята и Волк). (рисунки)
Правильно. Так как жанр спектакля опера-сказка, все герои будут петь. Сначала мы познакомимся в мамой Козой. Послушаем ее песню. Постарайтесь услышать имена козлят, о которых поет мама Коза.
Прослушивание Колыбельной мамы Козы.
Скажите, какую песню поет коза? (колыбельную)
Коза исполняла песню соло, то есть одна. Сольные номера в опере – это характеристика героев.
Скажите, какой вам представилась Коза в колыбельной (Она добрая, нежная, любит своих козлят).
Кто услышал имена козлят?
(Бодайка, Всезнайка, Дразнилка, Мазилка, Болтушка, Топотушка, Малыш.)
Обратите внимание, какие необычные имена у козлят. О чем они говорят? (О характере козлят).
Давайте познакомимся с самым маленьким козленком, его зовут Малыш.
Прослушивание темы Малыша и Военного марша.
Скажите, почему композитор в характеристику героя включил Военный марш? (Потому, что Малыш представляет себя командиром на параде и он вместе с козлятами марширует под звуки военного марша).
-Спокойному звучанию голоса в колыбельной как бы противостоят игры козлят - «Воинственный марш», который начинается с команды Малыша: «Стойте, друзья, командиром стал я».
Я хочу пригласить к доске мальчиков, они, наверняка, тоже хотят стать командирами. Представьте, что вы козлята из оперы-сказки. Помогите Малышу, почувствовать себя настоящим командиром.
Мальчики, а потом девочки маршируют под звуки Военного марша.
Молодцы!
Итак, мы познакомились с козлятами, узнали их характер. А теперь, я предлагаю вам послушать заключительную сцену, где звучит хор козлят. Скажите, как заканчивается сказка «Волк и семеро козлят»? (Ответы детей).
Козлята живы, они радуются и поют финальную песню все вместе , то есть хором.
Прослушивание заключительного хора оперы-сказки «Волк и семеро козлят».
-Какие темы по-вашему мнению звучат песенно, а какие - танцевально или маршево? («Колыбельная мамы-козы - песня, «Тема Малыша» - марш, хор «Семеро козлят» - песня-танец-марш)
Б)Знакомство с балетом С. Прокофьева «Золушка»
-Вспомните содержание сказки «Золушка»
Учитель: Сейчас мы с вами послушаем небольшой фрагмент из балета знакомого нам композитора С. Прокофьева (рисунки).
Во время слушания ребята используют прием пластического интонирования для более эмоционального восприятия музыки.
Слушание: С. Прокофьев «Вальс. Полночь» из балета «Золушка»
Учитель: Как вы думаете, какой танец сейчас прозвучал?
Дети: Вальс, слышится мягкость, радость в музыке.
Учитель: Действительно, мы слушали фрагмент вальса из балета С.С.Прокофьева “Золушка” и вы смогли определить, что это танец. Что делали артисты, которые участвовали в этом фрагменте? Пели или танцевали?
-Изменялись ли характер и настроение музыки?
Учитель: Какими словами можно передать состояние Золушки в сцене бала? / Дети отвечают./ (Волнение и радость Золушки, тревожный характер музыки часов, прервавших в полночь волшебный бал, смятение, тревога Золушки с первым ударом часов, её светлая печаль, возвышенная любовь…)
Учитель: попробуйте ответить, так что же такое - балет?
Дети: Балет – музыкальный спектакль, в котором главные действующие лица танцуют.
Учитель: Какой музыкальный жанр нас привел в балет? /Танец/.
Каждый спектакль в музыкальном театре заканчивается аплодисментами, которые благодарные зрители дарят актерам. Давайте и мы подарим друг другу аплодисменты.
#1047;акрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.
Приём “Послушать – сговориться - обсудить”. (работа в парах) Ученики придумывают и записывают 3 слова, относящихся к теме урока. Затем ребята должны показать их соседу по парте, после за 1,5 минуты из 6 слов отобрать необходимо 3 и огласить их классу. Учитель записывает слова на доске. Затем из записанных слов выбираются 3 слова, с которыми в ходе дискуссии составляются предложения. Например,
Опера, солист, хор.
Опера – музыкальный спектакль, где все действующие лица поют под сопровождение оркестра.
Солист – главный герой оперы, который исполняет свои песни соло, т.е. один.
Хор – коллектив певцов.
#1055;одведение итогов урока
- Скажите, пожалуйста, бывают ли чудеса на свете?
- Где нас ждут чудеса?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни?
- Что на уроке тебе понравилось больше всего?
#1044;омашнее задание. Нарисовать афишу к музыкальному спектаклю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в 3 классе. Тема "Биография музыкальных инструментов"
Цель урока предусматривает обобщение знаний о группах и инструментах симфонического оркестра,а также знакомство с особенностями тембра отдельных инструментов. В качестве музыкального м...
Конспект урока во 2 классе по теме «В музыкальном театре. Волшебная палочка»
Данный урок построен на принципах художественно – образного мышления, как основы развития личности, эмоционально – целостного отношения к явлениям окружающего мира и искусства.К этому уроку дети умеют...
урок музыки 3 класс на тему:"Опера Иван Сусанин"
Конспект урока музыки 3 класс на тему "Опера Иван Сусанин"...
Технологическая карта к уроку музыки 3 класс, по теме "Музыка утра"
Уважаемые коллеги!Надеюсь, что моя технологическая карта к уроку музыки в 3 классе, по теме "Музыка утра",поможет Вам, при составлении Ваших технологических карт....
Презентация к уроку музыка 3 класс по теме "Природа и музыка"
На уроке рассказывается о взаимосвязи природы и музыки. представлены композиторы, которые сочиняли музыкальные произведения о природе....
Урок музыки в 1 классе. Тема: «Детский альбом» П.И. Чайковского
Урок музыки в 1 классе. Тема: «Детский альбом» П.И. Чайковского...
Презентация к уроку музыки в 3 классе на тему "Музыкальные театры" по программе "Планета знаний"
Презентация к уроку музыки в 3 классе. Программа "Планета знаний". Автор Т.И. Бакланова...