Урок музыки во 2 классе на тему : «Детский музыкальный театр. Театр оперы и балета».
план-конспект занятия по музыке (2 класс)

Обучающиеся расширяют представления о музыкальном театре. Изучается жанр «опера». Школьники знакомятся с понятиями афиша, солист, хор, декорации;

Дети учатся анализировать прослушанные музыкальные фрагменты, определять характер героя. Воспитывается у обучающихся любовь к музыкальному искусству.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

2 класс урок

Тема: «Детский музыкальный театр. Театр оперы и балета».

Цель урока: Знакомство с музыкальным театром, с оперой М. Коваля «Волк и семеро козлят».

Задачи:

  • Обучающие: расширить представления о музыкальном театре, дать определение жанру «опера», познакомить с понятиями афиша, солист, хор, декорации;
  • развивающие: научиться анализировать прослушанные музыкальные фрагменты, определять характер героя;
  • воспитывающие:, воспитывать у обучающихся любовь к музыкальному искусству.

Основные понятия и новые имена, изучаемые на уроке: музыкальный театр, опера, афиша, декорации, солист, хор,

Музыкальный материал: М. Коваль «Волк и семеро козлят», С. Прокофьев «Вальс. Полночь» из балета «Золушка»

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Учитель: А вы как считаете, есть ли в нашей жизни чудеса? Где можно встретиться с чудесами? (ответы детей). Хорошо.

Прием «Необъявленная тема». Итак, тема нашего урока… Я думаю, вы сами догадаетесь, когда отгадаете мои загадки!

#1040;ктуализация опорных знаний.

  1. Он пишет музыку для нас,

Мелодии играет,

Стихи положит он на вальс.

Кто песни сочиняет? (Композитор)

  1. Нужен музыке не только «сочинитель»,

Нужен тот, кто будет петь. Он... (исполнитель)

  1. Тот, кто песни не поет, а слушает,

Называется, ребята, ... (слушатель)

  1. Если текст соединить с мелодией

И потом исполнить это вместе,

То, что вы услышите, конечно же,

Называется легко и просто — ... (песня)

  1. Под музыку эту проводят парад,

Чтоб в ногу шагал генерал и солдат. (Марш.)

  1. Ярко зал весь засверкал,

Приглашает всех на бал,

Попрошу ответить вас,

Что за танец этот? (Вальс)

  1. Пел с душою, молодец!

Будешь знатный ты ... (Певец.)

  1. Коллектив музыкантов, что вместе играют,

И музыку вместе они исполняют.

Бывает он струнный и духовой,

Эстрадный, народный и всякий другой. (Оркестр)

  1. Он руками машет плавно,

Слышит каждый инструмент.

Он в оркестре самый главный,

Он в оркестре - президент! (Дирижёр.)

  1. В кинотеатре – широкий экран,
    В цирке – манеж иль арена.
    Ну, а в театре, существует,
    Площадка особая - …(Сцена)

  1. Чтоб смотрелось представленье интереснее,
    В благодарность слышались овации,
    Надобно на сцене оформление:
    Дом, деревья и другие… (Декорации)

  1. Коль спектакль завершился –
    Слышно «Браво!», комплименты;
    Всем актёрам, в благодарность,
    Дарим мы… (Аплодисменты)

Молодцы! Скажите, кто догадался о чем сегодня мы будем говорить на уроке?

У: Сейчас я прочитаю Вам стихотворение и Вы, ребята, попробуете ответить - где же ещё можно встретиться с чудесами!

Народу-то! Народу!

Куда ни кинешь взгляд,

По каждому проходу

Идет волна ребят.

Сажают их на стулья

И просят не шуметь,

Но шум стоит, как в улье,

Куда залез медведь.

Из длинного колодца

Невидимо для глаз,

То флейта засмеется,

То рявкнет контрабас.

Но вдруг погасли лампы,

Настала тишина,

И впереди за рампой

Раздвинулась стена.

И увидали дети

Над морем облака,

Растянутые сети,

Избушку рыбака.

Внизу запела скрипка

Пискливым голоском

Заговорила рыбка

На берегу морском.

Все эту сказку знали

О рыбке золотой,

Но тихо было в зале,

Как будто он пустой.

Очнулся он, захлопал,

Когда зажгли огонь.

Стучат ногами об пол,

Ладонью о ладонь.

И занавес трепещет,

И лампочки дрожат

Так звонко рукоплещет

Полтысячи ребят.

Ладоней им не жалко...

Но вот пустеет дом,

И только раздевалка

Кипит еще котлом.

У: О чём нам рассказывает автор в стихотворении? Куда мы попали?

Д: Автор рассказывает нам в стихотворении о театре. Мы попали в театр.

Да, мы отправимся в путешествие в театр, но в театр не простой, а музыкальный!!!

#1054;ткрытие новых знаний.

А)Ребята, скажите, какие спектакли можно увидеть в музыкальном театре? (музыкальные) Правильно, такие спектакли называются «опера» и «балет». (Чтение в учебнике, что такое театр, опера, балет - с. 74, 76)

Рассматривание здания Большого театра в Москве, балетных и оперных сцен

( рисунок).

-Вспомните названия опер и балетов, которые вы слышали.

-А какие спектакли видели по ТВ?

Но посмотрите, перед входом в театр висит афиша. А кто знает, что такое афиша? (ответы детей) Афиша – это красочное объявление о спектакле (рисунок). А какую информацию мы можем узнать из афиши? (ответы детей).

Давайте внимательно посмотрим на эту афишу. Скажите, с каким музыкальным спектаклем мы сегодня познакомимся? («Волк и семеро козлят») Скажите, вам знакомо это название? (Да, это сказка) правильно в основе оперы лежит сказка. А кто мне назовет имя композитора, написавшего эту детскую оперу? (Мариан Коваль - портрет) Абсолютно верно! И всю эту информацию мы с вами узнали из афиши.

Давайте войдем в театр….

Посмотрите, все готово к началу спектакля: зрители сидят в зале, на сцене стоят красочные декорации, и артисты загримировались и готовы к выступлению.

Назовите, пожалуйста, главных героев оперы-сказки «Волк и семеро козлят».

(мама Коза, козлята и Волк). (рисунки)

Правильно. Так как жанр спектакля опера-сказка, все герои будут петь. Сначала мы познакомимся в мамой Козой. Послушаем ее песню. Постарайтесь услышать имена козлят, о которых поет мама Коза.

Прослушивание Колыбельной мамы Козы.

Скажите, какую песню поет коза? (колыбельную)

Коза исполняла песню соло, то есть одна. Сольные номера в опере – это характеристика героев.

Скажите, какой вам представилась Коза в колыбельной (Она добрая, нежная, любит своих козлят).

Кто услышал имена козлят?

(Бодайка, Всезнайка, Дразнилка, Мазилка, Болтушка, Топотушка, Малыш.)

Обратите внимание, какие необычные имена у козлят. О чем они говорят? (О характере козлят).

Давайте познакомимся с самым маленьким козленком, его зовут Малыш.

Прослушивание темы Малыша и Военного марша.

Скажите, почему композитор в характеристику героя включил Военный марш? (Потому, что Малыш представляет себя командиром на параде и он вместе с козлятами марширует под звуки военного марша).

-Спокойному звучанию голоса в колыбельной как бы противостоят игры козлят - «Воинственный марш», который начинается с команды Малыша: «Стойте, друзья, командиром стал я».

Я хочу пригласить к доске мальчиков, они, наверняка, тоже хотят стать командирами. Представьте, что вы козлята из оперы-сказки. Помогите Малышу, почувствовать себя настоящим командиром.

Мальчики, а потом девочки маршируют под звуки Военного марша.

Молодцы!

Итак, мы познакомились с козлятами, узнали их характер. А теперь, я предлагаю вам послушать заключительную сцену, где звучит хор козлят. Скажите, как заканчивается сказка «Волк и семеро козлят»? (Ответы детей).

Козлята живы, они радуются и поют финальную песню все вместе , то есть хором.

Прослушивание заключительного хора оперы-сказки «Волк и семеро козлят».

-Какие темы по-вашему мнению звучат песенно, а какие - танцевально или маршево? («Колыбельная мамы-козы - песня, «Тема Малыша» - марш, хор «Семеро козлят» - песня-танец-марш)

Б)Знакомство с балетом С. Прокофьева «Золушка»

-Вспомните содержание сказки «Золушка»

Учитель: Сейчас мы с вами послушаем небольшой фрагмент из балета знакомого нам композитора С. Прокофьева (рисунки).

Во время слушания ребята используют прием пластического интонирования для более эмоционального восприятия музыки.

Слушание: С. Прокофьев «Вальс. Полночь» из балета «Золушка»

Учитель: Как вы думаете, какой танец сейчас прозвучал?

Дети: Вальс, слышится мягкость, радость в музыке.

Учитель: Действительно, мы слушали фрагмент вальса из балета С.С.Прокофьева “Золушка” и вы смогли определить, что это танец. Что делали артисты, которые участвовали в этом фрагменте? Пели или танцевали?

-Изменялись ли характер и настроение музыки?

Учитель: Какими словами можно передать состояние Золушки в сцене бала? / Дети отвечают./ (Волнение и радость Золушки, тревожный характер музыки часов, прервавших в полночь волшебный бал, смятение, тревога Золушки с первым ударом часов, её светлая печаль, возвышенная любовь…)

Учитель: попробуйте ответить, так что же такое - балет?

Дети: Балет – музыкальный спектакль, в котором главные действующие лица танцуют.

Учитель: Какой музыкальный жанр нас привел в балет? /Танец/.

Каждый спектакль в музыкальном театре заканчивается аплодисментами, которые благодарные зрители дарят актерам. Давайте и мы подарим друг другу аплодисменты.

#1047;акрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.

Приём “Послушать – сговориться - обсудить”. (работа в парах) Ученики придумывают и записывают 3 слова, относящихся к теме урока. Затем ребята должны показать их соседу по парте, после за 1,5 минуты из 6 слов отобрать необходимо 3 и огласить их классу. Учитель записывает слова на доске. Затем из записанных слов выбираются 3 слова, с которыми в ходе дискуссии составляются предложения. Например,

Опера, солист, хор.

Опера – музыкальный спектакль, где все действующие лица поют под сопровождение оркестра.

Солист – главный герой оперы, который исполняет свои песни соло, т.е. один.

Хор – коллектив певцов.

#1055;одведение итогов урока

- Скажите, пожалуйста, бывают ли чудеса на свете?

- Где нас ждут чудеса?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни?
- Что на уроке тебе понравилось больше всего?

#1044;омашнее задание. Нарисовать афишу к музыкальному спектаклю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 3 классе. Тема "Биография музыкальных инструментов"

Цель урока предусматривает обобщение знаний о группах и инструментах симфонического оркестра,а также знакомство с особенностями тембра отдельных инструментов. В качестве музыкального м...

Конспект урока во 2 классе по теме «В музыкальном театре. Волшебная палочка»

Данный урок построен на принципах художественно – образного мышления, как основы развития личности, эмоционально – целостного отношения к явлениям окружающего мира и искусства.К этому уроку дети умеют...

урок музыки 3 класс на тему:"Опера Иван Сусанин"

Конспект урока музыки 3 класс на тему "Опера Иван Сусанин"...

Технологическая карта к уроку музыки 3 класс, по теме "Музыка утра"

Уважаемые коллеги!Надеюсь, что моя технологическая карта к уроку музыки в 3 классе, по теме "Музыка утра",поможет Вам, при составлении Ваших технологических карт....

Презентация к уроку музыка 3 класс по теме "Природа и музыка"

На уроке рассказывается о взаимосвязи природы и музыки. представлены композиторы, которые сочиняли музыкальные произведения о природе....

Урок музыки в 1 классе. Тема: «Детский альбом» П.И. Чайковского

Урок музыки в 1 классе. Тема: «Детский альбом» П.И. Чайковского...

Презентация к уроку музыки в 3 классе на тему "Музыкальные театры" по программе "Планета знаний"

Презентация к уроку музыки в 3 классе. Программа "Планета знаний". Автор Т.И. Бакланова...