Внеклассное мероприятие во 2 классе ко Дню птиц
методическая разработка (2 класс) по теме

Ольга Викторовна Кукушкина

Внеклассное мероприятие может быть проведено в любом классе начальной школы, можно приурочить его ко Дню птиц - 1 апреля

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_zanyatie_vstrechay_lyubovno_ptichi_stai.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Кукушкина Ольга Викторовна, учитель начальных классов

 МОУ СООШ Костромской области

Внеклассное занятие во 2 классе ко Дню птиц  «Встречай любовно стаи птичьи»

Цели :1) с помощью поэтических , музыкальных образов способствовать развитию эмоциональной сферы , правильного оценочного суждения действительности;

2)познакомить с народными традициями встречи весны , способствовать сохранению фольклора;

3)показать отрицательное воздействие людей на жизнь птиц; формирование бережного, заботливого отношения к птицам;

4)расширять представления о природоохранной деятельности ;

5)способствовать воспитанию нравственно- эстетического отношения к природе, закладывать основы экологического сознания и культуры.

Оборудование : Зрительный ряд – динамическая схема,природоохранные знаки; аудиозапись;видеоряд : «Брянский заповедник», «Окский заповедник », маски птиц, скворечник, «жаворонки » печеные.

Под музыку звучит стихотворение в исполнении учителя.

Весна всему свой голос дарит –

Воде, листве, земле – всему:

Кострам в лесу и птичьей паре,

Глазам и сердцу моему.

Все началось с простой капели,

И вот уже текут снега,

И зажурчали , зазвенели

Деревья , воздух и луга.

Несется плеск с лесных излучин,

В овраге ветер струны рвет,

Весь мир разбужен и озвучен

И дирижеру смотрит в рот.

-Какое замечательное стихотворение! И ведь не случайно. Потому что весна – самое прекрасное время года.. А какие признаки весны в неживой природе вы наблюдали?

( Ярче светит солнце, небо стало выше, день становится длиннее, t0 становится выше, начал таять снег, лед).

-А какие изменения произошли в живой природе?

( Началось сокодвижение, набухли почки, появляются первые насекомые на оттаявшей земле, прилетают первые весенние птицы.)

-Что же стало причиной всех этих изменений?

( На доске выстраивается схема)

-Весна « прилетела » к нам на солнечных крыльях. У нее строгий порядок работы. Первым делом она освобождает землю : делает проталины, топит лед на реках и озерах. Из оттаявшей земли выползают насекомые, а вслед за ними прилетают пернатые гости – птицы.

Зелень нивы, рощи лепет,

В небе жаворонка трепет,

Теплый дождь, сверканье вод,-

Вас назвавши, что прибавить?

Чем иным тебе прославить,

Жизнь души, весны приход?

( В. Жуковский )

-Есть у весны и народные праздники, которые предвещают приход весны .

Один из них 22 Марта - Сороки . День равен ночи. На Русь сорок пичуг пробиваются. Вот какие новости предсказывают их прилет.

( ученики называют приметы)

Жаворонок является первым – к теплу, зяблик - к стуже.

Журавель прилетел и тепло принес.

Журавли тянут на север – к теплу, летят обратно – к холоду.

Трясогузку ледоломку журавль на хвосте принес.

Грач – на проталину, скворец – на проталину.

Увидел скворца – знай – весна у крыльца.

-На Сороки весну закликали в образе вестовой птицы – жаворонка . Загодя домашние стряпухи выпекали из теста птиц – жаворонков , вкладывали внутрь конопляные семечки, а вместо глаз - изюминки. Давали этих птиц детям и ласково приговаривали : « Жаворонки прилетели, на голову детям сели».деревенская детвора взбегала на сугробы , привязывала «жаворонков » к шесту и. раскачивая самодельных птиц, распевала

( разыгрывается закличка весны )

Жаворонки, жаворонки

Прилетите к нам.

Принесите нам Весну – красну,

Зима надоела,

Хлеб весь поела.

Ученик читает стихотворение В. Жуковского

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поет , на солнышке сверкая:

« Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны … »

-И с этого дня начинается месяц птиц. Птицы возвращаются с зимовок. Переселение птиц идет в строгом порядке , отрядами. Каждый отряд прилетает в свою очередь. Летят они одной и той же дорогой, что и их предки тысячи лет назад .

Ученик :Скоро гости к тебе соберутся ,

Сколько гнезд понавьют, - посмотри !

Что за звуки, за песни польются

День деньской , от зари до зари !

( И. Никитин )

-Кто же прилетает первым из наших пернатых друзей?

( Выходит ученик – « грач » )

Грач .Меня вы не забыли?

Переносье с белым кругом,

Важно я хожу за плугом,

Огородом, полю – врач.

Глянцевитый , черный … ( грач ).

Открывают весну грачи. Зиму эти птицы проводят на юге нашей страны. По дороге к своим гнездам они очень спешили , не раз попадали в жестокие метели. Десятки и сотни птиц выбивались из сил и погибали в пути. Первыми долетели самые сильные . Теперь они важно расхаживают по дорогами и ковыряют землю крепкими клювами. Грачи в народе всегда были символами весны. Чаще всего они прилетают к нам 17-19 марта. В народном календаре день 17 марта называется Герасим – грачевник. Есть немало поговорок, связанных с этим днем, например : « Грач зиму расклевал », « Увидел грача – весну встречай ».

-Кто же первым из птиц « открывает » весну ? ( Грачи).

-Кто следует за грачами ?

( выходит ученик – « скворец » )

Скворец . На шесте дворец,

Во дворце певец. ( скворец ).

Вслед за грачами в конце марта прилетают скворцы. Издавна любят скворцов в народе. не только потому, что от этих птиц много пользы: весной вместе с грачами ходят они по полям, собирая насекомых и их личинок, зимовавших в земле, летом отыскивают различных гусениц, жуков- листоедов. выкармливая птенцов прилетают к гнезду по 200-300 раз в день. Скворцов любят и за веселый нрав. Неважно, что у них нет своих песен, они прекрасные звукоподражатели. Мы не задумываемся даже, откуда в наших дворах, у наших домов появляются скворцы. Ведь не испокон же веков они здесь жили: скворцы существовали тогда, когда не только скворечники никто не развешивал, но и домов – то не существовало . скворцы прилетели к человеку из леса. И сейчас немало их живет там. Гнезда свои устраивают в дуплах. но дупел часто всем не хватает . Поэтому, проявляя заботу о скворцах, вывешивая скворечники у домов, в садах, парках, вы делаете очень полезное дело !

-Кто же прилетает вслед за грачами?

-Чем мы можем порадовать пернатого друга ?

-Видели ли вы скворечники ?

-А кто делал сам с помощью взрослых?

( показ скворечника )

-Почему надо делать скворечники?

-Что объединяет скворца и грача? ( Насекомоядные птицы )

-А где живет грач ?

( рассказывает ученик о строительстве гнезд грачами )

Ласточка . Отгадайте загадку:

Шило- вило- мотовило, по-нашему говорило,-

Спереди шильце, сзади вильце,

На спине суконце, с исподу – белое полотенце.

Ну конечно, это ласточка! Ласточки прилетают к нам в последних числах апреля или в начале мая, когда появится много летающих насекомых. Ласточки – прекрасные летуны: значительную часть жизни эти птицы проводят в воздухе. Пища ласточек состоит исключительно из насекомых, добываемых на лету. Насекомые, увлекаемые потоками теплого воздуха, в ясную солнечную погоду поднимаются довольно высоко вверх. В это время ласточки, занятые охотой, также летают высоко в небе. Когда же , особенно перед грозой, воздух насыщается водяными парами и намокнувших насекомых «прибивает » к земле, ласточки летают низко . В нашей местности встречаются городская ласточка, или воронок, деревенская ласточка, или касатка, и береговая ласточка.

Ласточка – одна из самых любимых в народе птиц. Не зря о ней создано столько стихов, пословиц, поговорок:

Ласточка под кровлю – к счастью.

Ранняя ласточка – к счастливому году.

Одна ласточка весны не делает.

Ласточка весну начинает, а соловей кончает.

-Чем отличается деревенская ласточка от городской?

( У деревенской хвост вильчатый длинный, а у городской – короткий )

Не знаю, когда прилетел соловей,

Не знаю, где был он зимой,

Но полночь наполнил он песней своей,

Когда воротился домой.

Весь мир соловьиною песней прошит:

То слышится где-то свирель,

То что-то рокочет, журчит и стучит

И вновь рассыпается в трель.

( С. Маршак )

Соловей . Нет такого человека, который бы не знал о знаменитом певце – соловье, хотя само его пение слышали далеко не все.

Поет соловей , сидя на веточке невысоко от земли, несколько сгорбившись и опустив крылья. Молодые певцы учатся искусству пения у старых, подражая им. Вот почему там, где птицеловы отлавливают хороших певцов, новое поколение птиц поет хуже. Долгое время своим искусством славились курские соловьи, у которых в песне было до 40 колен.Зимует соловей в тропической части Восточной Африки, прилетает к нам поздно – в средине мая и начинает петь, по народной примете, «когда напьется из березового листка», т.е. когда у березы будут листочки , что в них уместятся капли росы.

Поет соловей полтора месяца. когда в гнезде появятся голенькие птенчики, певцу уже не до пения – только успевай находить и приносить еду детишкам. Значительная часть добычи – вредители леса, однако, неизмеримо большое эстетическое значение лучшего из наших птиц певца.

-Какие еще птицы к нам возвращаются весной из теплых стран?

( Жаворонок, кукушка, иволга, трясогузка, аисты, журавли, гуси, утки и др.)

Ученик: Дети, хлопайте в ладоши –

Прилетели к нам грачи!

Май зеленый, май хороший

Сеет по земле лучи.

Нет в полях ни горстки снега-

Все снега унес апрель.

На заре и в полдень с неба

Льется жаворонка трель.

Мы построили скворечник

Для пернатого жильца.

Дрозд, веселый пересмешник,

Дразнит вечером скворца.

Дети, хлопайте в ладоши-

Зеленеет вся земля!

Май веселый, май хороший

Подарил нам журавля.

( М. Лифшиц )

-С прилетом наших пернатых друзей ожили леса, рощи, парки, сады.( Звучит запись «Голоса птиц »)

На фоне этого звучит стихотворение :

Мы безмерно богаты.

В наших чащах и рощах

Столько всяких пернатых –

Просто диву даешься.

Но спросите иного,

Что он знает о птицах,

Пусть ответит толково –

И, гляди, удивится:

Как же, фауна , дескать,

Как же, наше богатство –

На полях, в перелесках,

Так сказать, птичье царство…

Птичье царство, и только?

Ну, дрозды, ну, синички …

Где запомнишь названья

Просто птички и птички.

( А. Яшин)

-А что вы знаете о птицах?

Викторина «Знатоки птиц »

1.Какая птица самая большая в мире ? ( Африканский страус )

2.Какая птичка самая маленькая? ( Колибри)

3.У какой птицы самый длинный язык? ( У дятла)

4.Какая птица имеет очень длинный хвост? ( Сорока)

5.Где синицы вьют гнезда? ( В дуплах деревьев)

6.Какие птицы выводят птенцов зимой? ( Клесты)

7.Какая птица ходит по дну водоемов ? ( Оляпка)

8.Какая птица не высиживает яйца? ( Кукушка)

9.На какие 2 группы делятся птицы? ( Зимующие и перелетные)

10.Как называется наука о птицах ? ( Орнитология)

11.Какие произведения о птицах вы читали на уроках чтения? Что узнали об особенностях перелета ?

-Молодцы, вы настоящие знатоки птиц.

-Действительно, труден и долог путь птиц в родные края, но все ли спокойно и благополучно складывается у них на родине?

Звучит отрывок из песни Е. Мартынова «Журавли» до слов «… И вырвался крик…»

Разыгрывается сценка (Лебедь и лебедушка)

Н. Заболоцкий « Просьба »

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится-

На траве кровавой вздрагивала птица.

Люди – исполины, люди – великаны,

Есть у вас винтовки, есть у вас капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

И должно быть сердце. Сердце человечье!

Люди-человеки, страны и народы.

Мы теперь навечно должники природы.

Надо с этим долгом как-то расплатиться,

Пусть расправит крылья раненая птица!

Е. Мартынов « Я хочу, чтоб были лебеди …»

Учитель: - Неужели в нас не осталось ничего человеческого, неужели мы настолько жестоки и коварны, что сможем поднять руку или навести дуло оружия на эти беззащитные существа, на прекрасные создания природы, частью которой являемся и мы.

И, конечно, тревожно,

Что порой мы безбожно

Не храним, что имеем,

Не щадим, не жалеем.

Не хозяева вроде,

Так добро свое губим.

А гордимся природой

И отечество любим.

(А. Яшин)

-С каждым годом все больше и больше исчезает разных видов птиц . В нашей стране создана Красная книга, где целый раздел посвящен редким и исчезающим птицам.

Красный цвет – цвет тревоги, опасности, призывающей нас остановиться, задуматься над своими поступками, своим отношением к природе. Но Красная книга еще не гарант того, что редким зверям и птицам не грозит опасность, главным является наша человеческая совесть. Давайте же будем заботливы и ответственны за судьбу природы, чтобы, придя в лес мы смогли услышать чудесное пение птиц.

Каким скучным был бы мир без Птиц!

В нашей стране создаются также заповедники по охране зверей и птиц.

Один из них заповедник « Брянский лес».

Видеоряд : 1) Заповедник « Брянский лес ».

Символ заповедника – черный аист.

2) Заповедник Окский . ( разведение стерхов – белых журавлей).

-А чем мы можем помочь птицам ?

Ученик:

-Сколько есть дел, посильных каждому из нас! Птицы исключительно отзывчивы на всякую помощь. Это и подкормка в суровую зимнюю пору, и устройство искусственных гнездовий, и охрана дуплистых деревьев, так необходимых для дуплогнездных птиц. И запомните главное правило : даже если вы ничем не можете помочь, в ваших силах всегда не мешать , а это уже не так мало ! Очень важно , чтобы птицы , такие прекрасные создания, неустанные труженики, полные притягательных тайн, жили счастливо на нашей Земле! Ведь там, где плохо нашим соседям по планете , плохо и нам самим.

Не разоряйте птичьего гнезда,-

Так счастлива в своем жилище птица!

Она в гнезде спокойна и тогда ,

Когда над рощей буря злится .

Храните дерево от топора;

Оно, высокое и вековое,

Дает нам тень , когда стоит жара,

Оно чарует все живое.

Не разрушайте птичьего гнезда !

Мне больше, чем другому, боль знакома

Того, чья песня глохнет в холода,

Кто на земле живет без долга.

( К. Кулнев )

Ученик :« Птичьи песни »

Пусть птицы нам поют без нот,

Пускай поют без слов,-

Я знаю все,о чем поет

Щегол и реполов.

Поют на ветке соловей,

Малиновка и дрозд:

«Ты гнезда разорять не смей.

Не трогай птичьих гнезд!

Ты в наши гнезда не смотри,

Не становись на пни,

Яичек теплых не бери –

Зачем тебе они?

Через неделю или две

Зайди послушать в сад –

Птенцы в молоденькой листве

Тихонько запищат.»

Чтоб накормить своих птенцов,

Набить едою рот,

Найдут синицы червяков,

Ползущих в огород.

Повсюду птицы полетят –

Они и там и тут.

Всех гусениц , что портят сад,

На яблонях найдут.

От кровожадных комаров

Покоя летом нет.

Их пеночка и реполов

Поймают на обед.

Поют щегол и соловей,

Малиновка и дрозд:

«Ты гнезда разорять не смей,

Не трогай наших гнезд!

И мы не будем разорять! –

Вот слово всех ребят.

Пусть птичьи песенки опять

В саду у нас звенят .

( З. Александрова )

-Почему птиц называют друзьями человека ?

-Какие правил вы должны помнить ?

( Работа с природоохранными знаками )

- Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас стремительным , легким полетом, красивым пением. И только им с высоты их полета видно, как велика , прекрасна, но и хрупка наша планета. Помните об этом и вы.

(Исполняется танец под фонограмму А. Пугачевой « Расскажите, птицы»)

Учитель читает стихотворение:

Простите, птицы, нас, простите,

За неразумные дела.

Я верю, к нам вы возвратитесь,

Когда умчатся холода.

Вы расскажите всему миру,

Что много у земли друзей.

Прошу, пожалуйста, Простите

Таких безжалостных людей.

Мы обижали вас жестоко,

Но верю я, что в новый век,

Шагнет не варвар, не губитель,

А символ жизни – человек.

Учитель: Если сегодня к нам в класс птицы принесли хотя бы один такой куплет, то я верю, что у птиц друзей станет больше. Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "В гостях у зимующих птиц"

Представленное мероприятие влияет на развитие экологической культуры у учащихся начальных классов, привлекает внимание детей к проблеме подкормки зимующих птиц, вовлекает в практическую деятельность п...

Внеклассное мероприятие «1 апреля - Международный день птиц», 2 класс.

Внеклассное мероприятие «1 апреля - Международный день птиц», 2 класс....

Презентация к внеклассному мероприятию по окружающему миру "Помогите птицам".

Презентация содержит материал об отчёте проведения внеклассного мероприятия "Помогите птицам". Учащиеся 1 класса знакомятся с зимующими птицами родного края, узнают, чем питаются птицы зимой, делают к...

Методическая разработка внеклассного мероприятия позновательно - игровая программа "Покормите птиц зимой"

Целью внеклассного мероприятия является  привлечение подрастающего поколения к проблеме подкормки зимующих птиц, создание для птиц кормушек....

Внеклассное мероприятие по окружающему миру "Покормите птиц зимой!

Внеклассное мероприятие по окружающему миру "Покормите птиц зимой"...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Покормите птиц зимой"

В ходе мероприятия первоклассники, выполняя задания по рсскому языку, приглашают на кормушки зимующих птиц....