Внеклассное мероприятие по русскому языку "Покормите птиц зимой"
методическая разработка (1 класс)

В ходе мероприятия первоклассники, выполняя задания по рсскому языку, приглашают на кормушки зимующих птиц.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Покормите птиц зимой.»

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 1 класса

Цель: Организация игровой деятельности учащихся для развития интереса к урокам русского языка.

Задачи:

  • В игровой форме повторить материал, изученный на уроках русского;
  • Способствовать обогащению словарного запаса детей;
  • Развивать устную речь учащихся, фонематический слух школьников;
  • Воспитывать доброе отношение к птицам, желание помогать им зимой.

Оборудование:

  • Видео «Птицы зимой»;
  • Видео «Кормушки для птиц»;
  • ИКТ презентация;
  • 3 кормушки на доску;
  • 3 набора птиц (синица, воробей, снегирь, свиристель, поползень);
  • Буквы для оформления доски «Покормите птиц зимой»;
  • Карточки со словами: зима, мороз, птичка, кормушка, рябина (3 набора);
  • Предложение «Дети кормили птичек.»  (каждой команде);
  • Карточки с буквами: воас, тлеяд, короса, чраг (3 набора)
  • Карточки со словами для выбора многозначных слов, на обратной стороне - буквы для составления слова «молодцы»: лист, язык, лук, ручка, иголка, кисть, коса, робот, корова, очки, зеркало, ученик. (3 набора);
  • Слова для составления пословиц: Делу - время потехе –час.  Без труда не вынешь рыбку из пруда. Труд кормит, а лень портит. (каждой команде 1 пословица);
  • Фильм «Мы помогаем птицам!» (Фото);
  • Эмблемы победителям;
  • Лучики солнца для рефлексии.

Ход мероприятия:

Слайд 1 Видео «Птицы зимой»

Слайд 2

Ученик:  Покормите птиц зимой.

                 Пусть со всех концов

                 К вам слетятся, как домой,

                Стайки на крыльцо.

                Не богаты их корма.

                Горсть зерна нужна,

                Горсть одна —

                И не страшна

                Будет им зима.

                Сколько гибнет их — не счесть,

                Видеть тяжело.

                А ведь в нашем сердце есть

                И для птиц тепло.

               Разве можно забывать:

               Улететь могли,

               А остались зимовать

               Заодно с людьми.

               Приучите птиц в мороз

               К своему окну,

               Чтоб без песен не пришлось

               Нам встречать весну.

Учитель: Мы не просто так начали наше мероприятие с этого замечательного стихотворения Александра Яшина. Какое сейчас время года? (Зима)

Холодно, голодно птицам зимой. Каждый человек должен помочь маленьким птахам пережить зимние дни. Что люди для этого делают? (Кормушки)

Слайд 3 Видео «Кормушки для птиц»

Учитель: Конечно, люди заботятся о птицах не только зимой. Круглый год учёные -  орнитологи изучают, проводят мероприятия по охране птиц, отслеживают редкие и исчезающие виды.

Слайд 4

Учитель: Люди – неравнодушные к проблемам птиц вступают в «Союз охраны птиц России». Этот союз существует с 1993года. Эмблемой Союза является тонкоклювый кроншнеп.

Учитель: Сегодняшнее мероприятие будет посвящено птицам и одной из самых важных наук, которую вы изучаете с 1 класса. Назовите эту науку, составив её название по первым буквам картинок.

Слайд 5

Учитель: Итак, наше сегодняшнее мероприятие посвящено русскому языку и нашим пернатым друзьям. На доске вы видите 3 кормушки. Вы разделились на 3 команды, каждой команды – своя кормушка.  Сейчас, с помощью знаний, которые вы получили в 1 классе о нашем родном русском языке, вы будите приглашать на свою кормушку птиц. Участники команды, на чью кормушку сядет больше птиц вступит в «Союз охраны птиц России» и получат его эмблему.   

Корм в кормушку.

Учитель: Что необходимо для того, чтобы птицы прилетали на кормушку? (Положить корм)

Учитель: Верно. Сейчас я буду читать начало предложения каждой команде.  Задача команды – правильно его закончить. Чем больше команда предложений продолжит правильно, тем больше корма будет на её кормушке.

  1. Речь устная и... (письменная).
  2. Букв в русском языке... (33).
  3. Звука не обозначают буквы... (ъ,ь)
  4. Последняя буква русского алфавита... (я).
  5. Звуки бывают... (гласные и согласные).
  6. «Ча» пишется с буквой... (а).
  7. Первое слово предложения пишется... (с большой буквы).
  8. Два звука могут обозначать буквы... (е, ё, ю, я).
  9. Видим и пишем мы... (буквы).
  10. Первая буква алфавита... (а).
  11. Произносим и слышим мы... (звуки).
  12. Наша речь состоит из... (предложений).
  13. Сколько в слове гласных, столько и... (слогов).
  14. Звуки на письме обозначаются... (буквами).
  15. Имена, фамилии людей, клички животных пишутся... (с большой буквы).

Учитель: Корм в кормушки положен, можно приглашать птиц на угощение.

Задание 1 (синица)

Учитель: И вот уже первые пташки показались рядом с нашей кормушкой. Кто это?

Спинкой зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

Чтобы синичка прилетела в вашу кормушку нужно выполнить задание.

Ученик: 33 родных сестрицы,

                Писаных красавицы,

                На одной живут странице,

                А повсюду славятся!

                К вам они сейчас спешат,

                Славные сестрицы,

                Очень просят всех ребят

                С ними подружиться.

Учитель: Что такое алфавит? (Буквы, расположенные по порядку).

Алфавит надо знать, так как по алфавиту располагаются слова в словарях, справочниках, книги на полках в библиотеке, по алфавиту составляются списки людей, книг, городов и т. д.

Я вам раздаю карточки со словами

ЗИМА, МОРОЗ, ПТИЧКА, КОРМУШКА, РЯБИНА.

Ваша задача расположить их в алфавитном порядке на доске под своей кормушкой.

Учитель: Что необходимо знать для того, чтобы быстро найти слово в словаре или справочнике? (Алфавит)

Команды выполняют задание

Учитель: Молодцы!  В каком порядке составлены слова? (В алфавитном).

Синичка уже лакомиться нашим угощением.

Задание 2 (воробей)

Учитель: А к нашим кормушкам уже подлетает следующий пернатый гость. Отгадайте кто это?

Мне едою служат крошки.
Я хитер и шаловлив,
Суетлив,
Чив-чив!
(Воробей)

Чтобы накормить воробья мы должны выполнить ещё одно задание.

Учитель: Ребята, кто знает, что изучает наука Фонетика? (Фонетика - наука о языке, в которой изучаются звуки речи.)

Чем отличаются буквы и звуки? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим.)

Чем отличаются гласные звуки от согласных? (Гласные поются, а согласные не поются)

Какие буквы указывают на мягкость согласного звука в слове? (е,ё,и,я,ь)

Учитель: Каждой команде я раздам карточку с предложением.

ДЕТИ КОРМИЛИ ПТИЧЕК.

Учитель: Первая команда подсчитывает все мягкие согласные звуки.

Вторая – все твёрдые согласные.

Третья - все гласные.

Кто правильно сосчитает звуки, на ту кормушку и присядет воробей.

Команды выполняют задание

(Согласных мягких – 6. Согласных твёрдых – 4. Гласных - )7

Учитель: Как называется наука о языке? (Фонетика)

Для чего нужно её изучать? (Чтобы правильно называть звуки, знать)

Учитель: Вот и воробей уже лакомится на кормушке.

Физкультминутка

Учитель: Много птиц мы уже пригласили на кормушку. Давайте немного отдохнём.

Физкультминутка «Птички» 

Задание 3 (снегирь)

Учитель: Следующая птаха приближается к кормушке. Кто же это?

Чернокрылый, красногрудый,
Не боится он простуды —
С первым снегом
Тут как тут!
(Снегирь)

Учитель: Выполним задание и пригласим снегиря отведать наше угощение.

Что такое слова? (Это несколько букв, которые имеют какое-то значение).

Верно, но зимний ветер перепутал все буквы. Восстановите их и найдите лишнее слово, которое по смыслу не подходит к остальным:

ВОАС      (сова)                                            ТЛЕЯД   (дятел)

КОРОСА (сорока)                                        ЧРАГ (грач)

Команды выполняют задание

Учитель: Какое слово вы считаете лишним? Почему? (ГРАЧ – это птица перелётная, а остальные зимующие)

Учитель: Что мы сейчас делали? (Составляли слова из букв.)

Снегирь радостно садится на кормушку.

Задание 4 (свиристель)

Учитель: А к нам подлетает… Кто же это?

Выгоняют холода
Птиц из леса в города.
На рябину налетели
Дружной стаей …
(Свиристели)

Учитель: Чтобы пригласить свиристель на кормушку необходимо выполнить задание. Назовите слова, значения которых я сейчас прочитаю.
1. Первый день недели?
2. Предмет, при помощи которого обычно едят суп?
3. Домашнее животное, которое охраняет дом?
4. Предмет, который надевают на голову, чтобы стало теплее?
5. Время года, когда вокруг все бело?
У всех этих слов только одно значение. Но не всегда так бывает. Есть немало слов, имеющих не одно, а несколько значений. Как называются такие слова?
(Многозначные)

На уроках русского языка мы знакомились с такими словами. Каждой команде я даю карточки со словами. Ваша задача выбрать из них многозначные слова.
ЛИСТ, ЯЗЫК, ЛУК, РУЧКА, ИГОЛКА, КИСТЬ, КОСА, РОБОТ, КОРОВА, ОЧКИ, ЗЕРКАЛО, УЧЕНИК.

Команды выполняют задание

Учитель: Переверните многозначные слова. Там написаны буквы. Составьте из них слово.
Команды выполняют задание

Учитель: Участники команд возьмите по одной букве и выйдя к доске, покажите слово, которое у вас получилось. 

Получилось слово МОЛОДЦЫ
Учитель: Молодцы! Надо различать значения слов. Это поможет лучше понимать прочитанные слова и точнее выражать свою мысль. А свиристели уже садятся на кормушку.

Задание 5 (поползень)

Учитель: Вот и ещё одна птичка подлетает к кормушке.

По дереву — вниз головой! —
Бежит в одежде голубой…
(Поползень)

Учитель: Чтобы поползень мог угоститься на птичьем столе нужно выполнить задание.

Что такое предложение? (Это несколько слов, связанные общей мыслью)

Учитель: Сейчас вам предстоит собрать предложение из слов, не просто предложение – пословица. Вы должны собрать и объяснить её смысл.

ДЕЛУ - ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ – ЧАС

БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫНЕШЬ РЫБКУ ИЗ ПРУДА

ТРУД КОРМИТ, А ЛЕНЬ ПОРТИТ

Команды выполняют задание

Учитель: О чём говорит каждая из пословиц (О труде)

Правильно. Каждый человек должен трудиться, чтобы быть достойным человеком.

А поползень с радостью опускается на кормушку.

Итог мероприятия

Учитель: Посмотрите, сколько пташек мы с вами накормили. Какая наука нам помогала сегодня кормить птиц? (Русский язык)

Какие задания мы выполняли? (Вспомнили алфавит, составляли из букв, слогов слова, собирали пословицы).

Подведение итогов игры. Команде победителей вручаются эмблемы Союза охраны птиц России.

Учитель: Конечно это только игра. В жизни, чтобы помочь птицам не нужно вспоминать правила, а просто насыпать в кормушку корм и наблюдать за тем, как стайки птиц опускаются в птичью столовую.

У многих из вас дома висят кормушки. Давайте посмотрим, как вы помогаете птицам.

Фильм «Мы помогаем птицам!» (Фото)

Рефлексия

Учитель: Птицы благодарны вам за угощение. Чтобы наши пташки радовались ещё сильнее, давайте поможем солнышку светить ярче, чтобы птичкам стало теплее и радостнее. На ваших столах лежат лучики. Кому понравилось кормить птиц с помощью знаний родного русского языка прикрепите к солнышку лучик

Команды прикрепляют лучики к солнышку.

Учитель: Наше мероприятие подошло к концу. Продолжайте кормит птиц, ведь до весны ещё долго, и пташки ждут от нас помощи! Всем спасибо!

Источники:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по музыке "День птиц"

Внеклассное мероприятие по музыке «День птиц» 1-4 классы Разработала учитель музыки МОУ СОШ № 3 Третьякова Е.В. Цели: Обучающая: знакомство со старинными традициями русского народного...

Внеклассное мероприятие в начальной школе "Птицы зимой"

Презентация содержит материал о зимующих птицах, советы как помочь птицам зимой, кроссворд и др....

Викторина «В мире птиц». Внеклассное мероприятие, посвящённое Международному Дню птиц.

закрепить знания детей о птицах, расширить кругозор детей, вызвать интерес к миру природы. -воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.- развивать внимание, память,...

Викторина «В мире птиц». Внеклассное мероприятие, посвящённое Международному Дню птиц. Презентация.

закрепить знания детей о птицах, расширить кругозор детей, вызвать интерес к миру природы. -воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.- развивать внимание, память,...

Внеклассное занятие с практической работой "Птицы зимой" 1 класс

Внеклассное занятие с практической работой  вместе с родителями. имеется не только теоретичесий материал, но и проведено закрепление на практике.....

Внеклассное мероприятие по теме «Помогите птицам зимой!»

Цели: 1. Обучающие:1.Уточнить знания детей о многообразии зимующих птиц и их значении для природы.2. Совершенствовать умения учащихся узнавать птиц по их устному описанию.3. Уточнить знания о вид...

Внеклассное мероприятие на тему «Покормите птиц зимой!»

Цели:Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним.Расширить знания детей о зимующих птицах.Задачи:1.Формирование экологического представления детей об окруж...