Воспитательная система класса.
статья по теме
Воспитательная система направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №4»
г. Новошахтинск
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССА «КДР – класс дружных ребят» для начальных классов на 2009-20 13 г. |
Хайдукова Наталья Валериевна |
Аннотация
«Воспитание детей – рекордно
сложное занятие, самое запутанное
из всех видов творчества. Это
творение живых характеров, создание
необыкновенно сложных микромиров,
а для такого творчества нужна и
глубокая интуиция и глубокие знания.
К воспитанию детей стоило бы
относиться как к самой важной из
всех земных профессий».
Ю. Рюриков.
Нам доверено действительно ни много, ни мало – будущее нашей страны – дети. Поэтому построение воспитательной системы класса в современных условиях становится объективной необходимостью. В данной работе представлена воспитательная система класса, главной целью которой является - развитие личности ученика как индивидуальности.
Человек становится личностью, когда обретает способность реализовать свои природные задатки, когда рефлексирует, осознает, оценивает, понимает себя и других. То есть, первая составляющая цели воспитания – это интеллект ребенка. Вторая составляющая – нравственность, мораль, - это духовный стержень. И, наконец, творчество. Человек – существо созидательное, обладающее способностью творить нечто, чего не создала природа. Таким образом, в цели воспитания заключено триединство разумного, духовного и творческого. В итоге достижения личностью этого триединства она оказывается в состоянии строить жизнь. У такой жизни есть три основы – истина, добро и красота. Для реализации этих составляющих я ориентируюсь на то, чтобы сформировать у моих воспитанников потребность в самодеятельности.
Что может воспитать школа в человеке, живущем в современном мире?
Действительно, современный информационный мир противоречив и нередко агрессивен. Зачастую исходящее из разных источников воздействие (СМИ, реклама и пр.) противоположно целям и задачам духовно-нравственного воспитания учащихся. Поэтому невозможно воспитывать в школьнике доброго, заботливого отношения ко всему живому, если после школы ребёнок часами смотрит фильмы-триллеры или играет в компьютерные «стрелялки», провоцирующие насилие и жестокость. Невозможно в ребёнке воспитать чувства честности, справедливости, гражданственности, прекрасного, если поведение окружающих часто противоречит нормам морали (таких примеров, к сожалению, можно привести немало: ученик видит, как сотрудник ГИБДД или контролёр в электричке берут взятки, или наблюдает каждый день заваленные мусором обочины дорог, обшарпанные и исписанные стены).
Да от школы нельзя требовать ПОЛНОГО решения задач воспитания. Это может сделать только общество в целом. Однако это не значит, что педагог может отмахнуться от этих задач. Мы можем и должны сделать то, что в наших силах, внести свой вклад. За 40 минут урока, несколько часов в школе, выходя вместе с детьми за пределы школы – в каждой этой ситуации мы можем повлиять на развитие духовного мира наших детей своими словами и делами. Мы можем повлиять на часть того мира, в котором живет школьник – работая с родителями, устанавливая контакты с культурными и общественными организациями. Все это вместе и есть содержание нашей воспитательной работы.
Мы можем повлиять на часть того мира, в котором живёт ученик, работая с родителями, устанавливая контакты с культурными и общественными организациями. Всё это вместе и есть содержание нашей воспитательной работы. Роль же педагога в развитии нравственных качеств ученика велика; поступки, речевое поведение учителя являются для школьника ярким примером, образцом для подражания.
В настоящее время, когда общество испытывает острую нужду в таких нравственных ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность, возникла острая необходимость проведения в рамках внеурочной деятельности для учащихся начальной школы уроков нравственности и этикета.
Актуальность воспитательной системы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей, в первую очередь, зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
Воспитательная система направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.
Цель и задачи построения воспитательной системы
Цель – развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности и её успешная социализация в обществе.
Задачи:
- создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
-формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров
- формирование и развитие коллектива класса;
- формирование здорового образа жизни;
Развитие и воспитание младших школьников
Рассмотрим основное содержание воспитательной системы сжато в виде схемы, а затем в виде текста.
Нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника
Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – процесс не стихийный, а целенаправленный, осознаваемый и педагогом, и учащимися. Следовательно, воспитательная цель – развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.
Как представить нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника?
Для этого достаточно перевести все основные ценности в форму желаемых качеств личности. Получится примерно следующий «Воспитательный идеал».
Честный и справедливый
Добрый, не причиняющий зла живому
Стремящийся к знаниям и критично мыслящий
Любящий и заботливый
Трудолюбивый и настойчивый
Смелый и решительный
Я - солнышко
Свободолюбивый и ответственный
Творящий и оберегающий красоту мира
Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой
Самостоятельный и законопослушный
Толерантный (уважающий других, не похожих на него)
Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам
Патриотичный (готовый поступиться своими интересами ради «своих» - класса, школы, города/села, России)
Надо отдавать себе отчёт, что постоянное и неизменное проявление этих качеств – идеал, то есть недостижимый результат, к которому, однако, надо стремиться.
Наш девиз:
«Один за всех и все за одного».
Наш выпускник должен уметь:
Жить среди людей
Открыто выступать против зла
Чувствовать другого человека
Принципы воспитательной системы
Каким правилам должен подчинить свои действия классный руководитель. Эти правила рождаются в той или иной педагогической ситуации и теряют смысл, когда ситуация разрешается. Но существуют основополагающие идеи-принципы:
- Принцип ориентации на социальные и ценностные отношения (за событиями, действиями, словами, поступками прежде всего нужно видеть человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры)
- Принцип субъектности (необходимо содействовать развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге - своей жизни)
- Принцип принятия ребенка как данности (нужно уметь признавать права ученика на уважение его личности, признавать особенности и уровень развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а, следовательно, признавать права ребенка на данное поведение и производимый им выбор)
- Принцип ориентации на идеал (воспитание всегда ориентировано на определенный идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности)
- Принцип следования нравственному примеру (следование примеру — ведущий метод воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения)
- Принцип диалогического общения (в формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми)
- Принцип системно-деятельностной организации воспитания (воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся, и поддерживаемое укладом школьной жизни включает в себя организацию учебной, внеучебной, внешкольной, в том числе общественно полезной деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках системы воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть: Отечество? семья? милосердие? закон? честь? И т. д. Понимание — это ответ на вопрос)
Базовые ценности воспитания
Каждое из направлений развития и воспитания обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися.
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие.
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Все направления развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Безусловно, все вышеперечисленные ценности постепенно входят в духовный мир человека на протяжении всей его жизни. Таким образом, решение этих воспитательных задач начинается до начальной школы, с «нежного возраста», и продолжается после. Однако до школы жизненный опыт ребёнка, как правило, соотносится с его представлением о мире «сказочном». Иными словами, дошкольник может отличить добро от зла в простых житейских ситуациях, но уверен, что все люди, как в сказках, делятся на плохих и хороших, что на любые вопросы есть «правильные» ответы.
Понятно, что это не так. Осознание этого и составляет «воспитательное новообразование» начальной школы. С помощью педагогов младший школьник начинает приводить в систему свои взгляды на мир, своё отношение к нему. Он начинает понимать, что жизнь не похожа на сказку, что она сложнее и противоречивее, что в ней постоянно встречаются ситуации, требующие непростого нравственного выбора между разным пониманием добра разными людьми, между добром для одних и злом для других и т.д., что каждый делает этот выбор сам и не существует готовых единственно правильных решений и т.д. И совесть, как развивающееся нравственное сознание, способна оказывать влияние на выбор того или иного решения.
Обозначить эти проблемы (моральные дилеммы) в начальной школе можно, а вот научиться самостоятельно решать их большинство младших школьников ещё не в состоянии. Это задача следующих ступеней развития личности.
Направления воспитательной деятельности
Организация развития и воспитания обучающихся в перспективе достижения «Воспитательного идеала» осуществляется по следующим направлениям:
Познавательная деятельность
( расширение кругозора, любознательности школьника, формирование потребности в образовании и интеллектуальном развитии)
Ценностно-ориентировочная деятельность
(нравственно-патриотическая)
(формирование активной гражданской позиции, приоб-щение школьников к возможности и желанию активно-го образования действительности; отношения к при-роде, окружающей среде; нравст-венных чувств и этического сознания)
Художественно-
творческая деятельность
(развитие эстетического мироощущения, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям)
Коммуникативная деятельность
(способность с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение общаться и взаимодействовать в коллективе)
Игровая деятельность
(способность играть и дружить, соблюдать условия честной игры)
Трудовая деятельность
(самообслужива-ние, общественно-полезный труд)
Физкультурно-
оздоровительная деятельность
(здоровый образ жизни, красота физической и высокой гигиенической жизни)
Основным направлением воспитательной системы класса «КДР» является нравственно-патриотическое воспитание. Оно в большей степени способствует сплочению классного коллектива, духовному обогащению личности ребенка, проявлению его лучших качеств: доброты, отзывчивости, милосердия, стремления сделать хорошее для окружающих людей.
Планируемые результаты развития и воспитания
Каждое из основных направлений развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.
В результате реализации воспитательной системы должно обеспечиваться достижение обучающимися:
- воспитательных результатов — тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
- эффекта — последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.).
При этом учитывается, что достижение эффекта — развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т. д. становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.
Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного пониман ия социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях; ребёнок осмысливает их и пытается использовать в своей речи, на словах. (слова).
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности (дела).
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
Какие результаты могут быть достигнуты по разным направлениям воспитания?
Ценностно-ориентировочная деятельность (нравственно-патриотическая) | |
Слова | Дела |
– знание главных нравственных правил, норм; – представления о базовых российских ценностях – идеях и правилах, объединяющих людей разных поколений, народов, общественных групп и убеждений в единую «российскую нацию»; – умение отделять оценку поступка от оценки человека; – различение хороших и плохих поступков; – умение разумно управлять собственной речью в многообразных ситуациях общения, соблюдая принцип эффективного общения (установка на взаимодействие, взаимопонимание, доброжелательное отношение к собеседнику); – отрицательная оценка плохих поступков: грубости, несправедливости, предательства и т.п. (в книгах, кино, играх, жизненных ситуациях и т.д.). – элементарные знания о законах и правилах общественной жизни, о государственном устройстве России, о правах и обязанностях граждан, об их самостоятельных объединениях (гражданском обществе); – знание важнейших вех истории России, своего народа, представления об общей судьбе народов единой страны, о тех людях или событиях, которыми может гордиться каждый гражданин России; – знание о свободе совести, о взглядах на религиозные идеалы (вера, мировоззрение) традиционных российских религий и светской культуры; – знание о необходимости мирного сотрудничества народов и государств ради развития всего человечества; – отрицательная оценка нарушения порядка (в классе, на улице, в обществе в целом), несоблюдения обязанностей, оскорбления людей другой национальности, религии, убеждений, расы, нарушения равноправия, терпимое отношение к гражданам другой национальности; – отрицательная оценка насилия как способа решения конфликтов между людьми, народами, государствами. | – избегание плохих поступков, капризов; – признание собственных плохих поступков; – осуществление чего-то полезного для своей семьи, самых близких людей, в том числе – отказ ради них от каких-то собственных желаний; – защита (в пределах своих возможностей) собственной чести и достоинства, своих друзей и близких; – препятствование (в пределах своих возможностей) проявлению несправедливости, нечестности; – уважительное отношение (в действиях) к старшим, к традициям семьи, школы и общества, к чести и достоинству других людей; – добровольная помощь, забота и поддержка по отношению к младшим, к людям, попавшим в трудную ситуацию, ко всему живому; – следование правилам вежливого, приличного поведения («волшебные слова», правила этикета) в школе и общественных местах. – осуществление чего-то полезного для «своих» – друзей, одноклассников, земляков, граждан своей страны (даже вопреки своим личным интересам и желаниям); – участие в принятии и исполнении коллективных решений, управляющих жизнью класса, школы (самоуправление); – умение отвечать за свои проступки (принятие наказания, в т.ч. самооценка проступков, «самонаказание»); – препятствование (в пределах своих возможностей) нарушению порядка, закона, несоблюдению обязанностей, нарушению равноправия; – избегание насилия, препятствование его проявлениям; – недопущение (в пределах своих возможностей) оскорбления, высмеивания людей другой национальности, религии, убеждений, расы; – умение вести корректный, доброжелательный разговор с человеком других взглядов, религиозных убеждений, национальности; – проявление уважения (в действиях) к государственным символам России, памятникам истории и культуры, религии разных народов России и мира; – добровольное заинтересованное участие в общественной жизни за пределами школы (например, празднование государственных праздников); – самостоятельное и добровольное проявление уважения и заботы по отношению к защитникам Родины, ветеранам. |
Представленные здесь результаты ни в коем случае не должны использоваться для составления тестов или индивидуальных оценочных листов. Это лишь примерный круг «слов» и «дел», на основании которого, наблюдая за поведением учащихся, педагог может сделать вывод о том, насколько ему удалось внести свой вклад в решение задач воспитания – принятия детьми нравственных ценностей.
Трудовая деятельность | |
Слова | Дела |
– знание о важной роли в современной жизни разных профессий, науки, знаний и образования; – понимание особой роли творчества в жизни людей; – отрицательная оценка лени и небрежности. | – уважение в действии к результатам труда других людей; – стремление и умение делать что-то полезное (вещи, услуги) своими руками; – умение работать в коллективе, в т.ч. над проектами; – стремление найти истину в решении учебных и жизненных задач; – стремление к творческому, нестандартному выполнению работы; – выражение своей личности в разных видах творчества, полезной другим людям деятельности; – проявление настойчивости в работе – доведение начатого дела до конца (в т.ч. в выполнении учебных заданий); – соблюдение порядка на рабочем месте. |
Физкультурно-оздоровительная деятельность | |
Слова | Дела |
– знание о ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности, и о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями; – знание о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей; – знание о важности спорта и физкультуры для сохранения и укрепления здоровья; – знание о положительном влиянии незагрязнённой природы на здоровье; – знание о возможном вреде для здоровья компьютерных игр, телевидения, рекламы и т.п.; – отрицательная оценка неподвижного образа жизни, нарушения гигиены; – понимание влияния слова на физическое состояние, настроение человека. | – соблюдение правил гигиены и здорового режима дня; – подвижный образ жизни (прогулки, подвижные игры, соревнования, занятие спортом и т.п.). |
Познавательная деятельность | |
Слова | Дела |
– начальные знания о науке, роли жизни в природе, её развитии (эволюции); – начальные знания о взаимосвязи живой и неживой природы, о том вреде, который наносит ей современное хозяйство человека, о нормах экологической этики; – знание о богатствах и некоторых памятниках природы родного края, России, планеты Земля; – отрицательная оценка (на основе норм экологической этики) действий, разрушающих природу; – умение с помощью слова убедить другого бережно относиться к природе. | – бережное, заботливое отношение к растениям и животным; – добровольные природоохранные действия (уборка мусора после пикника, распределение мусора по контейнерам для переработки, экономия воды и электричества и т.д.); – добровольное участие в экологических проектах (озеленение школьного участка, очистка территории и т.п.). – самостоятельное заинтересованное изучение явлений природы, форм жизни, роли человека; |
Художественно- творческая деятельность и коммуникативная деятельность | |
Слова | Дела |
– представление о красоте души и тела человека, о гармонии в природе и творениях человека; – умение видеть и чувствовать красоту природы, творчества, поступков людей (эстетический идеал); – начальные представления о выдающихся художественных ценностях культуры России и мира; – проявление эмоциональных переживаний при восприятии произведений искусства, фольклора и т.п.; – различение «красивого», «гармоничного» и «безобразного», «пошлого»; – отрицание некрасивых поступков (в т.ч. речевых поступков, жестов), неряшливости, знание норм речевого этикета. | – самостоятельное заинтересованное обращение к произведениям искусства (чтение литературы, посещение концертов, спектаклей, музеев); – реализация себя в художественном творчестве; – украшение пространства своей жизни – дома, класса, школы, улицы; – соблюдение правил этикета, поддержание опрятного внешнего вида |
Формы воспитательной работы
Из каких «атомов» и «кирпичиков» строится процесс воспитания личности?
Основой любых средств воспитания является то, что можно условно обозначить как доброе дело. Это некое действие с участием ребёнка, в котором проявляется та или иная духовная ценность – правило, идея. Ребёнок же либо слушает, «как надо» себя вести, либо наблюдает «правильное» поведение, либо участвует в действии, сам выбирая «добрый, правильный» поступок.
Доброе дело может быть спонтанным, неожиданным, непрогнозируемым. Например, ученик оказал какую-то помощь своему однокласснику или подбодрил, посочувствовал в какой-либо трудной ситуации и т.п.
Однако доброе дело может быть спланированным (хотя бы отчасти). Вспомним поступки детей и взрослых, которые совершаются при подготовке и во время празднования торжественных государственных, школьных и семейных дат, во время проведения благотворительных или каких-либо других акций. Именно в этом случае в педагогике мы называем такое дело официальным словом «мероприятие».
Главным в каждом из этих случаев является то, что находящийся рядом с ребёнком взрослый помогает ему отрефлексировать ситуацию, т.е. задуматься над происходящим, сделать для себя выводы, что здесь хорошо или плохо, как надо поступать в дальнейшем. Именно это превращает конкретное доброе дело в часть бесконечного процесса воспитания и становления личности.
Всё многообразие добрых дел, которые могут происходить в школе, традиционно разделяют на три официальных вида деятельности.
1) Урочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые в рамках учебной деятельности. 95% всего воспитательного времени ученик находится на уроке или принимает участие в деятельности, связанной с уроком, с предметом. Здесь осмысление ценностей («на словах») происходит при решении нравственно-оценочных заданий по литературному чтению, окружающему миру и другим предметам, имеющим личностные линии развития. Проявление же ценностей «на деле» обеспечивается активными образовательными технологиями, требующими коллективного взаимодействия.
2) Внеурочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые учениками в ходе участия в специально организованных беседах, классных часах, праздниках, экскурсиях, театральных представлениях, работе кружков и т.д.
3) Внешкольная деятельность – начальный гражданский опыт, приобретаемый в процессе решения реальных общественно значимых задач или их моделей (добровольное сознательное участие в озеленении своего двора, создании книги памяти своего района и т.п.).
Доминирующей целью интеграции внеурочной и урочной деятельности является личностное развитие ребенка. Необходимо стараться, используя различные методы и технологии, развивать любые, самые малые ростки успеха. Для этого требуется, прежде всего готовность педагога создавать среду возможного успеха, в которой почти каждый ученик сможет почувствовать и испытать вкус успеха, вкус победы.
Какие конкретно добрые дела решают воспитательные направления?
Описать все возможные дела-мероприятия невозможно. Цель данного текста лишь примерно очертить их для выбора педагогом того, что он может и хочет сделать для нравственного развития своих учеников.
Ценностно-ориентировочная деятельность Нравственное воспитание | ||
Учёба (урочная деятельность) | После уроков (внеурочная деятельность) | Внешкольная деятельность |
Изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно-оценочным линиям развития в разных предметах. Литературное чтение (анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.). Русский язык – раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д. Окружающий мир («связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек –человек» и «человек – природа» и т.д.). Духовно-нравственная культура народов России («добро и зло», «мораль и нравственность», «долг и совесть», «милосердие и справедливость» и т.д.). Реализация нравственных правил поведения в учебном взаимодействии. Проблемный диалог (образовательная технология) – это развитие культуры общения в режимах мозговых штурмов, полилогов, требующих поступаться своими интересами и амбициями, слушать и понимать собеседника, корректно полемизировать. Продуктивное чтение (образовательная технология) – интерпретация текста порождает нравственную оценку, важно и то, в каком стиле проходит обсуждение, насколько откровенно дети делятся своими взглядами, суждениями. Групповая форма работы, требующая помощи и поддержки товарища. | Создание портфолио учащегося. Знакомство с правилами нравственного поведения, обучение распознаванию плохих и хороших поступков, черт характера в ходе различных добрых дел (мероприятий): – беседы и классные часы по примерным темам (по работам: «Что меня радует?», «Когда я злюсь?», «За что мне стыдно?», «Чем я горжусь?», «Я стараюсь – не лениться… не обманывать… не хвастаться … не завидовать» и т.д.) – просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих противоречивые ситуации нравственного поведения; – экскурсии, например, «Добро и зло на полотнах художников» и др. – коллективно-творческие дела (театральные постановки, художественные выставки и т.п.) с примерной тематикой: «Долг и совесть в жизни людей», «Что такое «хорошо» в пословицах моего народа» и т.п.; – осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их; – ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора; – туристические походы и другие формы совместно деятельности (в т.ч. вышеперечисленные), требующие выработки и следования правилам нравственного поведения, решения моральных дилемм. Завершение каждого (большинства) из этих событий рефлексией: «Какие новые правила я узнал?»; «Чем я могу руководствовать при выборе своих поступков» и т.п. | Посильное участие в оказании помощи другим людям: – подготовка праздников, концертов для людей с ограниченными возможностями; – строго добровольный и с согласия родителей сбор собственных небольших средств (например, игрушек) для помощи нуждающимся; – решение практических личных и коллективных задач по установлению добрых отношений в детских сообществах, разрешение споров, конфликтов. |
Ценностно-ориентировочная деятельность Патриотическое воспитание | ||
Учёба (урочная деятельность) | После уроков (внеурочная деятельность) | Внешкольная деятельность |
Изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно-оценочным линиям развития в разных предметах. Окружающий мир, 3–4 кл. – «современная Россия – люди и государство», «наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого», «права и обязанности граждан, демократия», «общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребёнка». Литературное чтение – сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории. Духовно-нравственная культура народов России – равенство и добрые отношения народов России. | Знакомство с правилами, образцами гражданского поведения, обучение распознаванию гражданских и антигражданских, антиобщественных поступков в ходе различных добрых дел (мероприятий): – беседы и классные часы по примерным темам: «Что значит любовь к Родине?», «Что связывает меня с моими друзьями, моими земляками, моей страной?», «Что я могу сделать для своего класса, своих земляков, своих сограждан?», «Кем из наших предков я горжусь?», «Что делать, если я столкнулся с несправедливостью?», «Как разные народы могут жить в мире друг с другом» и т.д.; – просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения, в том числе противоречивые ситуации; – экскурсии и путешествия по примерной тематике: «Герои Великой Отечественной войны в памяти нашего края», «Патриотизм в дни мира», «Культурное наследие предков в музеях нашего края» и т.д.; – коллективно-творческие дела (театральные постановки, художественные выставки и т.п.) с примерной тематикой: «Письмо ветерану Великой Отечественной войны», «Моё Отечество», «Детский рисунок против войны» и т.п.; – встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться; – осуществление вместе с родителями творческих проектов национальной, гражданской, социальной направленности; – ролевые игры, моделирующие ситуации гражданского выбора, требующие выхода из национальных, религиозных, общественных конфликтов; – завершение каждого (большинства) из этих событий рефлексией: «Какие новые правила я узнал?», «Чем я могу руководствоваться при выборе своих поступков» и т.п. | Участие в исследовательских экспедициях по изучению и сохранению культурных богатств родного края (фольклор, народные ремесла и т.п.). Забота о памятниках защитникам Отечества. Организация для жителей своего района, села, города национально-культурных праздников, фестивалей, например «Богатство культур народов России». Участие в детско-взрослых социальных проектах: по подготовке празднования государственных праздников России, «Моя улица – без мусора» и т.п. |
Трудовая деятельность | ||
Учёба (урочная деятельность) | Внеурочная деятельность | Внешкольная деятельность |
Изучение материала и выполнение учебных заданий: знакомство с разными профессиями, их ролью и ролью труда, творчества, учёбы в жизни людей. Технология – роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата и т.п. Окружающий мир – знакомство с профессиями и ролью труда (в т.ч. труда учёных) в развитии общества, преобразования природы. Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка – роль творческого труда писателей, художников, музыкантов Получение трудового опыта в процессе учебной работы. Настойчивость в исполнении учебных заданий, доведение их до конца. Оценивание результатов своего труда в рамках использования технологии оценивания. Творческое применение предметных знаний на практике, в том числе при реализации различных учебных проектов. Работа в группах и коллективные учебные проекты – навыки сотрудничества. Презентация своих учебных и творческих достижений. | Знакомство с правилами взаимоотношений людей в процессе труда в ходе различных добрых дел (мероприятий): – праздники-игры по теме труда: ярмарки, «Город мастеров» и т.д.; – экскурсии, видеопутешествия по знакомству с разными профессиями своего края и мира; – коллективно-творческие дела по подготовке трудовых праздников и т.п.; – встречи-беседы с людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами; – ролевые игры, моделирующие экономические, производственные ситуации; – совместные проекты с родителями «Труд моих родных» | Опыт принесения практической пользы своим трудом и творчеством: – украшение и наведение порядка в пространстве своего дома, класса, школы, улицы; – расширение возможностей и навыков по самообслуживанию и устройству быта близких, товарищей дома, в школе, в поездках, турпоходах (приготовление пищи, уборка после еды, приведение в порядок одежды, простейший ремонт вещей и т.п.); – занятие народными промыслами; – работа в творческих и учебно-производственных мастерских; – отдельные трудовые акции, например «Мой чистый двор» (на исключительно добровольной, сознательной основе) |
Познавательная деятельность | ||
Учёба (урочная деятельность) | После уроков (внеурочная деятельность) | Внешкольная деятельность |
Изучение материала и выполнение учебных заданий по изучению правил взаимоотношений человека и природы, экологических правил. Окружающий мир – взаимосвязи живой и неживой природы, природы и хозяйства человека, экологические проблемы и пути их решения, правила экологической этики в отношениях человека и природы. Литературное чтение – опыт бережного отношения к природе разных народов, отражённый в литературных произведениях. Получение опыта бережного отношения к природе в процессе учебной работы: – сбережение природных ресурсов в ходе учебного процесса: выключение ненужного электроосвещения, экономное расходование воды, упаковочных материалов, бумаги и т.п. | Знакомство с правилами бережного отношения к природе в ходе различных добрых дел (мероприятий): – экскурсии в краеведческие и биологические музеи, парки, заповедники, видеопутешествия, туристические походы, знакомящие с богатствами и красотой природы родного края, страны, мира; – классные часы, беседы по примерным темам: «Как помочь природе убрать наш мусор?», «Выезд на пикник – праздник для человека и беда для природы?» и т.п.; – встречи-беседы с учеными, изучающими природу, воздействие человека на неё; – ролевые игры, моделирующие мероприятия; – проекты по изучению природы родного края, его богатств и способов их сбережения. | Опыт практической заботы о сохранении чистоты природы: – забота (в т.ч. вместе с родителями) о живых существах – домашних и в дикой природе; – участие в посильных экологических акциях на школьном дворе, на улицах, в местах отдыха людей на природе: посадка растений, очистка территории от мусора, подкормка птиц и т.п.; – участие в работе экологических организаций, в отдельных проектах – экологические патрули, работа лесничеств и т.п.; – создание текстов (объявления, рекламы, инструкции и пр.) на тему «Бережное отношение к природе». |
Физкультурно-оздоровительная деятельность | ||
Учёба (урочная деятельность) | После уроков (внеурочная деятельность) | Внешкольная деятельность |
Изучение материала и выполнение учебных заданий по знакомству со здоровым образом жизни и опасностями, угрожающими здоровью людей. Физкультура – овладение комплексами упражнений, разнообразными навыками двигательной активности, спортивных игр, а также понимание их смысла, значения для укрепления здоровья. Окружающий мир – устройство человеческого организма, опасности для здоровья в поведении людей, питании, в отношении к природе, способы сбережения здоровья Технология – правила техники безопасности. Получение опыта укрепления и сбережения здоровья в процессе учебной работы: – осмысленное чередование умственной и физической активности в процессе учёбы; – регулярность безопасных физических упражнений, игр на уроках физкультуры, на переменах и т.п. – образовательные технологии, построенные на личностно-ориентированных подходах, партнёрстве ученика и учителя (проблемный диалог, продуктивное чтение, технология оценивания учебных успехов – правила «самооценка», «право отказа от текущей отметки, право пересдачи контрольных работ» и т.п.), – обучение в психологически комфортной, не агрессивной, не стрессовой среде. | Знакомство с правилами здорового образа жизни, укрепления здоровья, взаимосвязи здоровья физического, психического и здоровья общества, семьи в ходе различных добрых дел (мероприятий): – спортивные праздники, подвижные игры (в т.ч. с родителями); – занятия в спортивных секциях; – туристические походы (развитие выносливости, интерес к физической активности); – классные часы, беседы, коллективно-творческие дела по примерным темам: «Вредные и полезные для здоровья привычки», «Человек есть то, что он ест», «Убийцы людей – табак, алкоголь, наркотики», «Болезни, которые порождают увлечения компьютерными играми, телевидением», «Можно ли словом помочь человеку (убедить в чем-то, отказаться от вредных привычек т.п.)?» и т.п.; – экскурсии, видеопутешествия по знакомству с людьми, их образом жизни, укрепляющим или губящим здоровье; – встречи-беседы с интересными людьми, ведущими активный образ жизни (путешественники, любители активного отдыха), сумевшими сохранить хорошее здоровье в сложной ситуации (преклонный возраст, травма и т.п.), с представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью, со спортсменами–любителями и профессионалами | Опыт ограждения своего здоровья и здоровья близких людей от вредных факторов окружающей среды: – соблюдение правил личной гигиены, чистоты тела и одежды, корректная помощь в этом младшим, нуждающимся в помощи; – составление и следование здоровьесберегающему режиму дня – учёбы, труда и отдыха; – организация коллективных действий (семейных праздников, дружеских игр) на свежем воздухе, на природе; – отказ от вредящих здоровью продуктов питания, стремление следовать экологически безопасным правилам в питании, ознакомление с ними своих близких; – противодействие (в пределах своих возможностей) курению в общественных местах, пьянству, наркомании. |
Художественно- творческая деятельность и коммуникативная деятельность | ||
Учёба (урочная деятельность) | После уроков (внеурочная деятельность) | Внешкольная деятельность |
Изучение материала и выполнение учебных заданий, направленных на приобщение к искусству, красоте, художественным ценностям в жизни народов, России, всего мира. Изобразительное искусство и Музыка – приобщение к законам изобразительного и музыкального искусства; опыт творческой деятельности. Литературное чтение – приобщение к литературе как к искусству слова, опыт создания письменных творческих работ. Технология – приобщение к художественному труду; осознание красоты и гармонии изделий народных промыслов; опыт творческой деятельности. Получение опыта восприятия искусства и художественного творчества в процессе учебной работы: – исполнение творческих заданий по разным предметам с целью самовыражения, снятия стресса, а не для «первых мест на выставках»; – оценка результатов выполнения учебного задания не только с позиции соответствия цели, но и с позиции красоты решения, процесса исполнения задания. Реализация гражданских правил поведения в учебных взаимодействиях: – посредством технологии оценивания опыт следования совместно выработанным единым для всех правилам, умение отстаивать справедливость оценивания, приходить к компромиссу в конфликтных ситуациях и т.п.; – групповая работа на разных предметах – опыт оказания взаимной помощи и поддержки, разрешения конфликтных ситуаций, общения в разных социальных ролях; – специфические предметные методики, требующие коллективного взаимодействия и поддержки товарища. Например, в математике – методика решения текстовых задач, ориентированная на совместную деятельность, взаимопомощь, «сложение интеллектов». | Знакомство с художественными идеалами, ценностями в ходе различных добрых дел (мероприятий): – игры «Красота вокруг нас!», «Красота в привычном» (погода, дома и т.п.); – посещение театральных представлений, концертов, фестивалей; экскурсии, прогулки, путешествия по знакомству с красотой памятников культуры и природы (художественные музеи, архитектурные и парковые ансамбли, художественные производства и т.п.) с рефлексией по примерным темам: «Что прекрасного ты увидел?; «В каких художественных образах отразилась красота?»; – классные часы, беседы по примерным темам: «Красота в жизни людей», «Как мы отличаем красивое от безобразного?», «Что такое некрасивый поступок?», «Создание и разрушение красоты – словом, жестом, действием», «Как сказать правильно?», «Красота родного языка» и т. д.; – занятия в творческих кружках – опыт самореализации в художественном творчестве; – встречи-беседы с людьми творческих профессий; – участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров. | Опыт реализации идеалов красоты в значимой для людей деятельности: – участие в художественном оформлении помещений, зданий; – опыт следования идеалам красоты, выражения своего душевного состояния при выборе поступков, жестов, слов, одежды в соответствии с различными житейскими ситуациями. |
Взаимосвязь с родителями.
Цель: организовать педагогическое просвещение и консультативную помощь родителям в воспитании детей с целью развития их потенциальных возможностей.
Очень часто приходится слышать мнение, что всё идёт из семьи. Это действительно так. Основные черты характера либо заложены генетически, либо сформированы под влиянием родителей в младенческие годы. Идеальным вариантом воспитательной работы и самым продуктивным, на мой взгляд является равноправное дружеское взаимоотношение родителей, ребёнка и классного руководителя.
Ведь как сказал А. С. Макаренко:
«Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается. Решающим моментом является не его прямая логика, а действие всей системы средств, гармонически организованных»
Друзья! Прекрасен наш союз!
Формы взаимодействия педагогов и родителей.
Работа учителя с родителями
- Родительское, родительско - ученическое собрание
- Родительский лекторий (1 раз в четверть)
- Творческие тематические конференции (1 раз в год)
- Диспуты, вечера ответов и вопросов ( в течение года)
- Встречи ( в течение года)
- Посещение семей ( в течение года)
- Дискуссия, круглый стол
- Семинар – практикум
- Индивидуальные посещения семей, консультации
- Встречи родителей с учителями, администрацией школы (1 или 2 в год)
Совместная деятельность родителей и детей
Формы познавательной деятельности
- Творческие отчёты детей по предметам, дни открытых уроков, тематические классные часы
- Турниры знатоков, брейн – ринги, интеллектуальные марафоны, экскурсии, викторины
- Совместные олимпиады.
- Выпуск предметных газет
- Конкурсы «Семья – эрудит», «Семейное увлечение» и т.д.
- Общественный смотр знаний
Формы трудовой деятельности
1. Организация совместных праздников, школьных праздников
2. Подготовка концертов
3. Соревнования между семьями, родителями и детьми; конкурсы, походы
4. Семейные праздники
5. Экскурсии
Формы досуга
1. Оформление кабинетов
2. Благоустройство школьного двора
3. Выставки совместных рисунков, фотографий, поделок
Оценка эффективности и перспектива развития
Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса:
- сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;
- развитость креативных способностей учащихся;
- проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
- сформированность классного коллектива.
В соответствии с данными критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения воспитательного процесса
Критерии | Показатели | Методики |
1. Интеллектуальное развитие | 1. Освоенность образовательной программы 2. Развитость познавательных процессов 3. Способность к проведению научного поиска | 1. Анализ текущей и итоговой успеваемости 2. Уровень учебной мотивации (методика Лускановой Н. Г.) |
2. Нравственное развитие | 1. Сформированность основных нравственных качеств личности 2. Социальная активность учащихся | 1. Оценка уровня воспитанности (методика Капустина И. И.) 2. Педагогическое наблюдение |
3. Коммуникативное развитие | 1. Коммуникабельность 2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся | 1. «Я в глазах других» (анализ «Индивидуальной карты развития ребенка) 2. Педагогическое наблюдение |
4. Развитость креативных способностей | 1. Способность к оригинальному мышлению 2. Стремление к творчеству | 1. Анкета для родителей «Способности вашего ребенка» 2. Педагогическое наблюдение |
5.Сформированность классного коллектива | 1. Состояние эмоционально – психологических отношений в коллективе | 1. Социометрия |
6. Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью классного сообщества | 1. Комфортность, защищенность личности учащегося его отношение ко всем сторонам жизнедеятельности в классе 2. Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своих детей | 1. Тест «Хорошо ли ребенку в школе?» 2. Изучение удовлетворенности школьной жизнью (методика Андреева А. А.) |
Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества.
Методика оценки уровня воспитанности ученика
(Н. П. Капустина)
Основными показателями результатов учебно-воспитательного процесса является обученность и воспитанность учащихся. Предлагаемая методика оценки воспитанности является развитием идей, апробированных и проверенных в науке и практике, такими педагогами как Б. П. Битинас, О. С. Богданова, К. Я Вазина, Н. К. Голубев, А. В. Зосимовский, Н. И. Монахов, М. И. Шилова, Н. Е. Щуркова и др. В основе предлагаемой методики три категории:
- Цели воспитания, выступающие в качестве критериев оценки;
- Показатели воспитанности, выступающие как задачи воспитания;
- Отношения как качества личности.
Например, цель воспитания – развитие любознательности, следовательно, любознательность является критерием оценки. Совокупность показателей под данный критерий (мне интересно учиться, я люблю читать, мне интересно находить ответы на непонятные вопросы, мне нравится выполнять домашние задания, я стремлюсь получать хорошие отметки) характеризует образования (качества), которые проявляются в реальных отношениях с миром.
Цель измерений воспитанности заключается в том, что,
- Необходимо помочь каждому ученику установить постоянный диалог с самим собой и общим миром;
- Постоянно наблюдать за характером происходящих изменений;
- Выстраивать воспитательный процесс целенаправленно, то есть в соответствии с потребностями развития личности и социально-нравственными нормами.
Для каждого ученика с 1 по 11 класс разработаны анкеты. В анкетах содержатся критерии и показатели, по которым и оценивается результат. Учащимся не сообщается, что анкета служит для измерения уровня воспитанности. Педагог говорит, что каждый человек стремится всегда достичь лучших результатов в учебе, работе, в отношениях с людьми, в жизни, а потому всегда приходится задумываться над тем, как это сделать. Предлагаемая анкета поможет сориентироваться в этом. Далее учащиеся знакомятся с содержанием анкеты, обсуждают ее. Иногда классный руководитель тратит на это обсуждение 2- 3 и более классных часов. Главное в том, чтобы учащиеся поняли смысл того, о чем говорится в анкете.
Когда учащимся поняли содержание анкеты, классный руководитель объясняет правила оценивания.
Отметка | Правила оценивания: отношение или качество, отмеченное в анкете |
Пять | Имеет место всегда |
Четыре | Проявляется часто, но не всегда |
Три | Проявляется редко |
Два | Не проявляется никогда |
Отметка «единица» не используется, но она обозначает, что учащийся имеет позицию, противоположную той, которая отражена в анкете.
Сама процедура оценивания состоит в том, что учащиеся во время классного часа выставляют себе отметки показателям. Затем им разрешается взять анкеты домой и попросить родителей провести оценивание. Предварительно на классном родительском собрании родителям сообщается методика оценивания. Далее отметки выставляет классный руководитель. В случае если родители или классный руководитель затрудняются оценить то или иное качество, отметка не ставится. Затем все отметки за каждый показатель складываются, и сумма делится на их число. Получается средний балл уже за каждый критерий. В результате получим шесть средних отметок. Сложив все средние баллы, получим общий средний балл ученика за данный год обучения. Ученик, набравший наибольшую сумму, в рейтинге классного коллектива занимает первое место, наименьшую сумму – последнее место. Все остальные располагаются между этими двумя показателями.
Средняя арифметическая оценка по каждому показателю и суммарный балл заносится в карту воспитанности. Наблюдения за процессом оценивания дают интересный материал для сравнения различных точек зрения и оценки уровня притязаний учащихся и родителей.
Карта воспитанности учащихся (1 – 4 классы).
№ п/п | Ф. И. ученика | Показатели | Суммарный балл, рейтинг | |||||
Любознательность, эрудиция | Трудолюбие, прилежание | Отношение к природе | Отношение к школе, обществу | Эстетический вкус | Я – отношение к себе | |||
1 | А | |||||||
… | … | |||||||
… | … | |||||||
25 | Я |
Вторая часть карты воспитанности представляет собой график, в котором отмечаются уровни воспитанности:
- Высокий (оптимальный) – от 4 до 5 баллов;
- Средний (допустимый) – от 3 до 4 баллов;
- Низкий (критический) – от 2 до 3 баллов;
- Отрицательный (тревожный) – от 1 до 2 баллов.
Подсчет по каждому уровню осуществляется следующим образом: число учащихся, имеющих соответствующие баллы, делится на всех учащихся и умножается на 100%.
Методика определения уровня воспитанности позволяет педагогическому коллективу соотносить цели с результатами и в зависимости от этого вносить изменения в содержание, формы, методы работы с учащимися.
Сводный лист данных изучения уровня воспитанности (3-5 классы)
учащихся 3»А» класса
№ | Фамилия, имя | Любознательность | Прилежание | Отношение к природе | Я и школа | Прекрасное в моей жизни | Средний балл | Уровень воспитанности |
Акименко Дмитрий | 5 4 | 4,5 4,8 | 4,8 | 4,2 4 | 4,7 | 4,6 | В | |
Буримов Дмитрий | 4,3 | 4,1 | 4 | 3,5 | 4,1 4,7 | 4 Х | Х | |
Вовк Станислав | 4,5 | 4,5 | 4 3,7 | 3,7 | 3,9 | 4,1 Х | Х | |
Войтенко Анастасия | 4,3 | 3,8 | 4,6 | 3,4 | 4,3 | 4,08 Х | Х | |
Грибова Валерия | 3,2 | 2,8 | 4 | 4 | 2,6 | 3,3 С | С | |
Грибова Виктория | 3,2 | 2,8 4,3 | 4,3 | 3,8 | 3,2 | 3,5 | С | |
Дехтярёва Ирина | 4,4 | 3,7 | 4,4 | 3,3 | 3,2 | 3,8 | С | |
Каралкин Кирилл | 4,2 | 4,2 | 4,5 | 3,8 | 4 | 4,1 | Х | |
Касатов Дмитрий | 4,2 | 4 | 4,9 | 4,4 | 4,2 | 4,3 | Х | |
Клименко Виктория | 4,4 | 4 | 5 | 4,3 44,9,3 | 4,9 | 4,5 | В | |
Ковалёв Иван | 3,5 | 3,1 | 4 | 3,5 | 3,8 | 3,5 | С | |
Козьменко Максим | 3,2 | 2,5 | 4,3 | 3,1 | 3,5 | 3,3 | С | |
Кононов Александр | 4,6 | 4,6 | 4,5 | 4,6 | 4,3 | 4,5 | В | |
Косолап Данил | 3,1 | 2,9 | 4,5 | 3,6 | 3.9 | 3,6 | С | |
Ларионова Оксана | 4,4 | 3,7 | 4,8 | 4,1 | 4,2 | 4,2 | Х | |
Миргородский Андр | 4,4 | 4,1 | 4,5 | 3,8 | 3,4 | 4,04 | Х | |
Муслимов Кирилл | 4,8 | 4,7 | 4,9 | 4,5 | 4,8 | 4,7 | В | |
Новожилова Ангелина | 3 | 3,2 | 3,5 | 3,9 | 3,2 | 3,4 | С | |
Пешевич Максим | 4,5 | 4,3 | 4,8 | 4,7 | 4,8 | 4,6 | В | |
Переходькина Анаст | 4,8 | 5 | 5 | 4,8 | 4,9 | 4,9 | В | |
Погодина Мария | 4 | 3,6 | 3,9 | 4,1 | 3,5 | 3,8 | С | |
Родюшкин Алексей | 4,8 | 4.6 | 5 | 4,4 | 4,4 | 4,6 | В | |
Рудюк Дарья | 3,9 | 4 | 4,5 | 3 | 4,3 | 3,9 | С | |
Сергиенко Кирилл | 4,7 | 4,5 | 4,5 | 3,6 | 4,4 | 4,3 | Х | |
Сенченко Ольга | 4 | 4,4 | 5 | 4,4 | 4,5 | 4,4 | С | |
Шматова Полина | 4,7 | 4,5 | 4,7 | 4,5 | 4,4 | 4,6 | В | |
ИТОГО уровень класса: | 4.1 | Х |
Высокий уровень – В Хороший уровень -Х
Средний уровень – С Низкий уровень - Н
1 класс
| 2 класс
|
3 класс
| 4 класс
|
Реализация поставленных целей и задач
Жизненные правила
Речёвка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель воспитательной системы класса
Структура модели воспитательной системы класса...
Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)
Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...
Воспитательная система класса
Воспитательный процесс - серьезный кропотливый труд. В данной системе представлена тематика классных часов по ПДД, ППБ, ОБЖ, нравственно - духовному воспитанию, прописана циклограмма работ...
Формирование экологической культуры школьников в рамках воспитательной системы класса
Целью воспитательной системы класса является воспитание социально - активной, нравственной, творческой личности, обладающей чувством гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и своё б...
Воспитательная система класса
Воспитательная система класса. Игровая модель "В солнечном городе"...
Модель воспитательной системы класса.
Создание для учащихся здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе является актуальнымобоснованием модели воспитательной системы «Новое поколение»....
Воспитательная система класса, 3 класс, автор Давлетшина З.Г.
Система работы с классом, где преобладают учащиеся из неблагополучных семей. Проблемы класса, цель работы, направления работы, зона взаимодействия (круг специалистов, коллектив родителей и педаг...