Презентация+доклад"Воспитательные возможности ОРКСЭ"
статья (4 класс) по теме
Курс ОРКСЭ предполагает изучение духовно-нравственной культуры,основными нормами нравственности.Воспитание гражданственности,патриотизма,уважение к правам и свободам и обязанностям человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnye_vozmozhnosti_orkse.rar | 2.07 МБ |
Предварительный просмотр:
«Специфика воспитательных возможностей модуля курса ОРКСЭ»
Учитель МБОУ Луговской СОШ : Новикова Ольга Сергеевна
«Национальная культура приобретает известность
во всем мире только тогда, когда ценности, развитые в ней,
становятся достижением всего человечества.
Культура мира, культура межнационального общения -
результаты многовекового развития общечеловеческой истории». Николай Онуфриевич Лосский - русский религиозный философ .
В жизни школы Российской Федерации произошел крупный поворот в содержании образования. Впервые после длительного периода господства официального атеизма в общественной жизни нашей страны традиционные для России мировые религии выдвинули свои взгляды на усиление воспитательной функции школы. Сегодня наше общество тихо и незаметно для себя наконец решило давний спор, надо ли на школьном уроке говорить о Боге. Надо. О Боге, в которого верит и которому молится наше многонациональное и многоконфессиональное общество. И говорить – аккуратно, вдумчиво, спокойно, без пафоса и пренебрежения. Видимо, пришло время вместе с правилами умножения рассказывать и о многообразии религиозных культур. Рассказывать о ценностях, дарованных нам самой жизнью, о праве каждого молиться своему Богу, об уважении к другим. Духовно - нравственно воспитать ребенка, дать сердцу правильное направление.
Все наиболее важное, чем обладает человечество, - культура, искусство, технические достижения, основы всех высших человеческих ценностей – все это закладывается в детстве, за школьной партой, в процессе взаимного воспитания родителей и ребенка, взаимного влияния учителя и учеников. Дети приходят в нашу жизнь, чтобы помочь миру стать прекраснее, мудрее и совершеннее. Будущее нашей планеты зависит от степени духовного нравственного состояния каждого ее обитателя. Именно поэтому знания, интеллектуальные способности имеют прогрессивное значение, смысл только при наличии высокого уровня духовности. Духовность личности – это система ее ценности, тот стержень, вокруг которого формируется неповторимая человеческая сущность. Проще говоря, это наши представления о мире, и о себе, о добре и зле, все то, что мы любим или отвергаем, чем вдохновляемся или от чего грустим. Это наш духовный мир.
Еще Леонардо да Винчи писал: «Счастливым и гармоничным человеком, можно считать того, кто хочет то, что может, а может то, что должен». К сожалению, у современных детей присутствует вершина только «Хочу», родители до школы даже не развивают вершину «Могу», не говоря уже о вершине «Надо». А ведь вершина, «Надо» - это долг перед семьей, обществом, страной. Эта вершина воспитывает чувство патриотизма, толерантности, сострадания, трудолюбия, которое красной нитью проходят в курсе ОРКСЭ.
Жюль Верн «Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу, потому что в нужный день и час у него найдется воля его выполнить и силы для этого».
М. Горький «Именно в труде, и только в труде, велик человек, и чем горячей его любовь к труду, тем более величественен сам он, тем продуктивнее, красивее его работа».
Труд - основа человеческой жизни, а трудолюбие важнейшее качество гражданина и семьянина, верующего и атеиста. Человек, приученный с детства трудиться, уверенно шагает по жизни.
В современном мире очень много проблем, связанных с выстраиванием отношений между представителями конфессий и разных этносов, и они нарастают как снежный ком. Связано это с развитием мировых производительных сил, связано это с глобализацией мировой экономики, перемещением больших масс людей из одного региона мира в другой, из одной страны в другую.
Специфика воспитательных возможностей курса ОРКСЭ как раз и состоит в разном отношении религиозных конфессий к труду. Каждая конфессия имеет свои особенности в вероучении; общем восприятии Бога, мира и человека. Отсюда различия в воззрениях на задачи земной жизни и роли труда; в оценке земных благ и богатства.
Христианство проповедует уважительное отношение к труду, обязанность людей трудиться рассматривается в Священном Писании. Человеку принадлежит право и обязанность трудиться, как для собственного существования, так и для совершения общего для человека дела на земле.
В священных текстах встречается немало упоминаний о труде, о том, какими принципами нужно руководствоваться, о взаимоотношениях между людьми и т.д. Например, в христианстве актуализируется изречение апостола Павла: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3:10). Или «Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй . Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра» (Библия, Левит 19:13). Запрещены издевательства и жестокое господство начальства над подчиненными - «не господствуй над ним с жестокостью» (Библия, Левит 25:43).
Трудовая этика ислама следует этическим принципам соблюдений прав каждого человека не только в общественной жизни, но и в трудовой деятельности. Анализ священных текстов ислама позволил нам раскрыть трудовую этику ислама.
первое: для ислама как образа жизни характерна рационализация жизненного поведения верующего.
второе: исламская этика предписывает труд в качестве обязанности каждого верующего, что соответствует божественным предписаниям ислама.
третье: в исламской этике фундаментальное значение имеет дозволенный путь трудовой деятельности. Соответственно в исламе выделяется понятие «халяль» (дозволенное) и «харам» (запретное), и в качестве запретных видов деятельности выделяются те, которые связаны со спиртными напитками, азартными играми, торговлей свининой, разного рода мошенничеством и спекуляцией.
четвертое: составляющими трудовой этики в исламе являются справедливость, честность, бережливость, прозрачность трудовой деятельности.
«Сочетание изучения Торы с каким либо ремеслом вещь замечательная» . (Поучения отцов)
Евреи считают, что человек приходит в мир, чтобы служить Богу. Иудаизм утверждает, что для правильного выполнения этой задачи, человек должен работать. Работа важна не только потому, что даёт возможность зарабатывать на жизнь, но и как средство развития личности.
По мнению иудаизма, важно, чтобы человек занимался профессиональной деятельностью. «Безделье ведёт к безнравственности»,-говорит один из мудрецов . «Оно ведёт к мрачному состоянию духа», - говорит другой. Гармоничный человек это тот, кто работе отводит определённое время занятиям Торой. Все мудрецы, упоминаемые в Талмуде занимались каким-либо ремеслом, среди самых выдающихся мудрецов того времени были кузнец, сапожник, крестьянин, каменщик, ткач и купец.
По мнению евреев, работа также необходима для выполнения воли Бога. В иудаизме нет понятия отшельник-человек, удалившийся от мира труда и человеческих отношений, чтобы проводить всё время в поисках духовного. Это значит, что человек должен служить Богу, активно функционируя в этом мире и внося его волю во все сферы деятельности.
«Труд – прекрасен. Присутствие Бога было в народе Израиля, когда они занялись полезным трудом» (Мидраш)
Будда считал труд важной стороной жизни и верил, что работу следует выполнять в соответствии с буддийскими взглядами, называя это «правильными средствами к существованию». Будда указывал, что большинство способов добывать средства к существованию — честные, но если в их основе лежит мошенничество или алчность, они перестают быть таковыми. Любая работа, выполняемая в соответствии с буддийской моралью, является правильным средством к существованию. А еще лучше, если Ваша работа приносит пользу окружающему миру.
Несмотря на все различия, как сказал Равиль Гайнутдин, муфтий, председатель Совета муфтиев России: «Мы должны воспитывать наших детей, нашу молодёжь в духе любви к своей истории, в духе любви к своему Отечеству. Мы должны воспитывать в наших гражданах патриотизм. На патриотических чувствах мы должны объединять наших граждан, нашу молодёжь, наших детей и, безусловно, необходимо развивать в нашем государстве атмосферу доверия и уважения между нашими народами. Если будет уважительное отношение к нашим народам, наши народы будут хорошо относиться к другим народам, к другим культурам, к другим религиям также уважительно. Будет уважение – у нас будет и доверие. Будет доверие – будет уважительное отношение между нашими гражданами». Все люди разные, но мы- народ России – едины. У нас общий язык ,культура, история, государство, и главное – сходные нравственные основы, делающие нас людьми по отношению друг к другу.
Особого уважения заслуживают Мастера - «Золотые руки», которыми исстари славится наша земля. Учебные модули подчинены общей цели (воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным ценностям)
Использование диалога ученика и учителя на уроке, т.е. педагогики сотрудничества, когда учитель забывает, что он учит, а дети забывают, что их учат, т.к. они заняты одним общим делом.
Слово формирует в человеке все. И хорошее, и плохое. «Не навреди!» - должно быть главным в преподавании учителя.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
·Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
·Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
·Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
·Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
·Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфика воспитательных возможностей модуля курса ОРКСЭ.
Статья рассказывает об отношении к труду различных религиозных конфессий, обозначает возможные точки соприкосновения между представителями разных вероисповеданий.К статье...
Эссе: Специфика воспитательных возможностей модулей курса ОРКСЭ
В данной работе отражено мое мнение о курсе "Основы религиозной культуры и светской этики", который будет преподаваться в 4 классе ....
Эссе: "Специфика воспитательных возможностей курса ОРКСЭ".
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3733435","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"473","style":"width: 48px; height: 47px;","width":"480"}}]]Эссе: "Специфика воспитате...
Специфика воспитательных возможностей модулей курса ОРКСЭ.
Эссе на тему....
Специфика воспитательных возможностей модулей курса ОРКСЭ
В материале перечислены ценностные ориентиры в работе с учениками класса, определена важнейшая задача курса - доверительное общение между родителями и детьми, описаны различные формы работы на уроке....
Воспитательные возможности курса ОРКСЭ.
реферат...
Презентация "Воспитательные возможности модулей курса ОРКСЭ"
В презентации предоставлен материал, в котором показаны методы, приемы и формы работы на занятиях курса ОРКСЭ...